Конспект урока "Что нужно для того, чтобы победить?"(по рассказу Д.Лондона "Любовь к жизни")
план-конспект урока (литература, 5 класс) по теме

Дедова Надежда Павловна

Материал представляет разработку урока - исследования (технологическая карта). Дети работают в группах, составляют кластер, план, таблицу, памятку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_london_urokoffice_word_3.docx25.99 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                            План-конспект урока

Предмет: Литература

Класс:   5

Авторы УМК:   Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева

Тема:  Что нужно для того, чтобы победить? ( По рассказу Д.Лондона «Любовь к жизни»).

Тип урока: Урок «открытия нового знания»

Цель   урока: достичь образовательных результатов:

Личностный результат: формирование духовно-нравственных качеств обучающихся: любви к жизни, способности преодолевать трудности, гуманизма, уважительного отношения к культуре других народов; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир;

Метапредметный результат: уметь анализировать текстовую информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательную задачу на основе анализа информации;

Предметный результат: знать содержание рассказа, понимать авторскую позицию, извлекать необходимую информацию из художественного текста.                        

Деятельностная цель:     формирование способности обучающихся к новому способу действия.

Образовательная цель:    расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых знаний.

Формируемые УУД:

Личностные УУД:           самоопределение,  нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

Регулятивные УУД:        целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено

и что ещё нужно усвоить;

Познавательные УУД:   постановка и решение проблемы, поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное

построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и воспроизведение текста художественного   произведения;

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,  соблюдение правил речевого поведения,

умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.            

             Этапы  урока

               Деятельность учителя  

Деятельность обучающихся

      Формируемые УУД

       1.Мотивация к учебной

 деятельности

 Психологический настрой обучающихся на урок.

Звучит песня из фильма «Земля Санникова»

(«Призрачно всё в этом мире бушующем…» А.Зацепин, Л. Дербенёв, исп. О. Анофриев).

Рассаживаются группами, слушают фрагмент песни, устанавливают связь услышанной песни с прочитанным произведением, настраиваются на урок.

Личностные: внимание, уважение к сверстникам, самооценка готовности к уроку; установление связи между целью учения и её мотивом;

Регулятивные: самоконтроль, мобилизация сил и энергии;

Коммуникативные: согласованность действий со сверстниками, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

 2. Актуализация знаний

- Что значит «жить»?

(дышать, видеть, слышать,существовать, радоваться, чувствовать, любить, бороться, страдать, быть счастливым, трудиться…) На экране – кластер. (Слайд №1)

А.С. Пушкин («Элегия»): «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…». Б.Л. Пастернак («Быть знаменитым некрасиво»): «Жить, думать, чувствовать, любить, свершать открытья…»

-А какой бывает жизнь человека?

( лёгкой и трудной, интересной и скучной, яркой и тусклой, счастливой и несчастливой, достойной и недостойной, короткой и длинной, содержательной и бессмысленной…)

- Почему многие люди в тяжёлые минуты жизни обращались именно к рассказу Джека Лондона «Любовь к жизни»?

(В рассказе есть ответ на вопрос: что нужно для того, чтобы выжить, выстоять в сложной жизненной ситуации).

Мобилизуют свои знания и жизненный опыт, включаясь в диалог с учителем. Отвечают на

проблемные вопросы. Устанавливают связь произведения с обсуждаемыми философскими вопросами.

Познавательные: умение находить и выделять необходимую информацию, анализировать, умение доказывать, осознанно и произвольно выстаивать речевое высказывание в устной форме;

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

3. Целеполагание и постановка учебной задачи

Именно этот вопрос является темой  урока: «Что нужно для того, чтобы победить?» (Слайд №2)

- Что же будет целью нашей работы  на уроке? (Выяснить, что, по Лондону, нужно человеку для того, чтобы победить обстоятельства).

Сегодня мы будем исследователями, литературоведами. Объект нашего исследования – текст рассказа.  Каждая группа (а их 6) будет работать над своим мини-проектом. Ваши разработки (планы, схемы, таблицы) лягут в основу книги «К изучению рассказа Д. Лондона «Любовь к жизни». Пособие для учащихся». (Группы получают пакет с заданием)

Мини-проект№1 «Экстремальная ситуация»

1. Найдите в словаре определение слова «экстремальный».

2. Докажите, опираясь на текст, что ситуация, в которую попадает герой, экстремальная. Составьте кластер.

3. Приготовьтесь изложить ваши выводы в выступлении.

(Слайд №3)

Мини-проект №2 «Борьба за жизнь»

1. Докажите, опираясь на текст, что герой борется за жизнь. Что он делает для того, чтобы выжить? Составьте кластер.

2. Подготовьтесь изложить ваши выводы в выступлении.

(Слайд №4)

Мини-проект №3 «Борьба с самим собой»

1. Проследите по тексту, какие чувства борются в душе героя. Выпишите ключевые слова и словосочетания, раскрывающие душевное состояние героя на протяжении рассказа. Составьте план.

2. Приготовьтесь изложить ваши выводы в выступлении.

(Слайд№5)

Мини-проект №4 «Человек и природа»

1. Найдите в тексте описания природы. Выпишите ключевые словосочетания и предложения.

2. Определите роль пейзажа в рассказе.

3. Приготовьтесь изложить ваши выводы в выступлении.

(Слайд №6)

Мини-проект № 5 «Что такое предательство и как его пережить».

1. Найдите в  толковом словаре определение слова «предательство».

2. Докажите, опираясь на текст, что Билл

 предал героя.  Охарактеризуйте Билла.

Какие чувства испытывал  герой к поступку Билла? Оформите свои наблюдения в таблице.

(Слайд №7)

3. Приготовьтесь к выступлению.

Мини-проект № 6 «Памятка-инструкция»

1. Составьте памятку-инструкцию тем, кто оказался в подобной экстремальной ситуации.  Какие советы Лондона нужно помнить, чтобы выжить?

2. Приготовьтесь к выступлению.

(Слайд № 8)

Самостоятельно формулируют

цель урока. Настраиваются на  групповую исследовательскую работу. Знакомятся с учебной задачей, ищут способы её решения.

Личностные: самоопределение, побуждение к деятельности;

Регулятивные:умение составлять плана и  устанавливать последовательность действий;

4. «Открытие нового знания»

(построение проекта выхода из затруднения). Исследование учебной задачи в группах.  Проверка умений, полученных а процессе работы.

Учитель консультирует обучающихся, оказывает необходимую помощь.

После выступления каждой группы задаёт вопросы и подключает к обсуждению  класс.

1гр.

-Какие испытания, на ваш взгляд, наиболее серьёзные, мучительные для героя?

(предательство, голод…)

2гр.

-Почему у героя нет имени?

(это неважно: главное – его качества; человек может жить в любой стране, в любое время. Это проблема общечеловеческая.)

3гр.

-Итак, кроме внешних обстоятельств, с чем ещё приходилось бороться герою?

(с собственным страхом, отчаянием  - с самим собой!)

4гр.

-Какова роль пейзажа в рассказе?

(помогает понять настроение героя, его душевное состояние, смену чувств).

5гр.

- С какой целью в рассказе дан образ Билла?

(Чтобы противопоставить ему героя, высветить его достоинства и подчеркнуть трагизм положения. В рассказе звучит мотив товарищества, человеческого братства. В экстремальных условиях Севера люди способны выжить, только освободившись от эгоизма, жестокости и недоверия к друг другу).

6гр.

- Что ещё можно добавить к сказанному?

Работа в группах: находят нужную информацию, анализируют текст, систематизируют материал, создают образовательный продукт, готовят выступление.

Выступление представителей групп.

1 группа представляет кластер, куда включает следующий материал:  экстремальная ситуация (голод, холод, боль,  предательство Билла,

 одиночество, неизвестность, волки, поединок с волком, встреча с медведем и др.)

2 группа защищает кластер такого содержания: борьба за жизнь (ест ягоды, корни трав, ловит пескарей, отказывается от золота, пытается поймать куропатку, бережёт спички, разводит костёр, кипятит воду, готов сразиться с медведем,  побеждает волка)

3 группа составляет план и комментирует следующий материал: «выражение страха в глазах»,

«пересилил страх», «собрался с духом», «не обращал внимания на боль», «с отчаянной решительностью», «стало страшно», «с отчаянием опустился на землю, заплакал», «плакал без слёз», « сотрясаясь от рыданий», «ему хотелось жить», «было бы глупо умереть после того, что он перенёс»

4 группа находит описания природы («тускло светило солнце», «густой туман», «беспредельная, страшная пустыня», «серое море мхов», «серые валуны», «страшные дни дождей и снега», «щедрое солнце лило свои живительные лучи, напитывало теплом его жалкое тело» и др.) и доказывает, что пейзаж помогает понять душевное состояние героя.

 5 группа представляет таблицу с содержанием:  для героя характерны следующие движения души: просьба, мольба, страх, отчаяние, надежда, горечь, разочарование, «Билл его бросил, но он не возьмёт его золота». Билл труслив, эгоистичен, слаб, жаден.

6 группа составляет памятку-инструкцию: не поддаваться панике, не бросать друга в беде, ориентироваться по солнцу, запоминать направление движения, обходить хищных зверей, питаться ягодами. грибами, корнями трав, рыбой, беречь спички, любить жизнь и бороться за неё.

Личностные: умение удерживать учебную задачу

Познавательные: умение поставить и решить проблему;

Регулятивные:  умение ставить цель и планировать деятельность, обсуждать предметные способы решения проблемы;

Коммуникативные: умение сотрудничать  в группе,  находить и собирать информацию; умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить

5.Рефлексия. Итог урока.

Продолжите предложение: «Чтобы выстоять в трудной жизненной  ситуации и победить, нужны…» (Слайд №9)

Мы с вами создали рабочие материалы для нашего пособия « К изучению рассказа Д. Лондона «Любовь к жизни» (Слайд №10). Оно пригодится вам для написания сочинения.

Спасибо за работу!

Обучающие отвечают: мужество, стойкость, упорство, сила воли и духа, любовь к жизни.

Может помочь настоящий друг.

Необходимо суметь преодолеть страх, болезнь, боль от предательства, голод, холод, одиночество, отчаяние.

Личностные: осознание  обучающимися практической и личной значимости результатов

урока;

6. Домашнее задание

Написать сочинение на одну из тем: (Слайд №11)

1. Любовь к жизни способна победить смерть.

2. Никакое золото не стоит человеческой жизни.

3. Что такое дружба?

4. Главное – оставаться человеком.

5. Роль пейзажа в рассказе.

6. Что нужно для того, чтобы победить?

Выбирают одну из тем, записывают её в тетрадь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Иногда для того, чтобы стать бессмертным, надо заплатить ценой жизни»

У времени есть своя память - история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней. Много лет прошло с тог...

Конспект урока "Мы в ответе за того, кого приручили" по рассказу Л.Андреева «Кусака» 7 класс

Применение на уроке образовательных технологий  (критического мышления, личностно-ориентированной)....

Жизнь стоит того, чтобы жить

буклет для детей и родителей оказавшихся в трудной жизненной ситуации...

Информационный час «Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть»

Школьный возраст - очень ответственный период в жизни ребенка. Это время, когда происходит сложная перестройка организма и обмена веществ. Учеба в школе существенно увеличивает эмоциональную и физичес...