Конспект урока "Что нужно для того, чтобы победить?"(по рассказу Д.Лондона "Любовь к жизни")
план-конспект урока (литература, 5 класс) по теме
Материал представляет разработку урока - исследования (технологическая карта). Дети работают в группах, составляют кластер, план, таблицу, памятку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_london_urokoffice_word_3.docx | 25.99 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
Предмет: Литература
Класс: 5
Авторы УМК: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева
Тема: Что нужно для того, чтобы победить? ( По рассказу Д.Лондона «Любовь к жизни»).
Тип урока: Урок «открытия нового знания»
Цель урока: достичь образовательных результатов:
Личностный результат: формирование духовно-нравственных качеств обучающихся: любви к жизни, способности преодолевать трудности, гуманизма, уважительного отношения к культуре других народов; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир;
Метапредметный результат: уметь анализировать текстовую информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательную задачу на основе анализа информации;
Предметный результат: знать содержание рассказа, понимать авторскую позицию, извлекать необходимую информацию из художественного текста.
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых знаний.
Формируемые УУД:
Личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено
и что ещё нужно усвоить;
Познавательные УУД: постановка и решение проблемы, поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное
построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и воспроизведение текста художественного произведения;
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения,
умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности | Психологический настрой обучающихся на урок. Звучит песня из фильма «Земля Санникова» («Призрачно всё в этом мире бушующем…» А.Зацепин, Л. Дербенёв, исп. О. Анофриев). | Рассаживаются группами, слушают фрагмент песни, устанавливают связь услышанной песни с прочитанным произведением, настраиваются на урок. | Личностные: внимание, уважение к сверстникам, самооценка готовности к уроку; установление связи между целью учения и её мотивом; Регулятивные: самоконтроль, мобилизация сил и энергии; Коммуникативные: согласованность действий со сверстниками, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. Актуализация знаний | - Что значит «жить»? (дышать, видеть, слышать,существовать, радоваться, чувствовать, любить, бороться, страдать, быть счастливым, трудиться…) На экране – кластер. (Слайд №1) А.С. Пушкин («Элегия»): «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…». Б.Л. Пастернак («Быть знаменитым некрасиво»): «Жить, думать, чувствовать, любить, свершать открытья…» -А какой бывает жизнь человека? ( лёгкой и трудной, интересной и скучной, яркой и тусклой, счастливой и несчастливой, достойной и недостойной, короткой и длинной, содержательной и бессмысленной…) - Почему многие люди в тяжёлые минуты жизни обращались именно к рассказу Джека Лондона «Любовь к жизни»? (В рассказе есть ответ на вопрос: что нужно для того, чтобы выжить, выстоять в сложной жизненной ситуации). | Мобилизуют свои знания и жизненный опыт, включаясь в диалог с учителем. Отвечают на проблемные вопросы. Устанавливают связь произведения с обсуждаемыми философскими вопросами. | Познавательные: умение находить и выделять необходимую информацию, анализировать, умение доказывать, осознанно и произвольно выстаивать речевое высказывание в устной форме; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; |
3. Целеполагание и постановка учебной задачи | Именно этот вопрос является темой урока: «Что нужно для того, чтобы победить?» (Слайд №2) - Что же будет целью нашей работы на уроке? (Выяснить, что, по Лондону, нужно человеку для того, чтобы победить обстоятельства). Сегодня мы будем исследователями, литературоведами. Объект нашего исследования – текст рассказа. Каждая группа (а их 6) будет работать над своим мини-проектом. Ваши разработки (планы, схемы, таблицы) лягут в основу книги «К изучению рассказа Д. Лондона «Любовь к жизни». Пособие для учащихся». (Группы получают пакет с заданием) Мини-проект№1 «Экстремальная ситуация» 1. Найдите в словаре определение слова «экстремальный». 2. Докажите, опираясь на текст, что ситуация, в которую попадает герой, экстремальная. Составьте кластер. 3. Приготовьтесь изложить ваши выводы в выступлении. (Слайд №3) Мини-проект №2 «Борьба за жизнь» 1. Докажите, опираясь на текст, что герой борется за жизнь. Что он делает для того, чтобы выжить? Составьте кластер. 2. Подготовьтесь изложить ваши выводы в выступлении. (Слайд №4) Мини-проект №3 «Борьба с самим собой» 1. Проследите по тексту, какие чувства борются в душе героя. Выпишите ключевые слова и словосочетания, раскрывающие душевное состояние героя на протяжении рассказа. Составьте план. 2. Приготовьтесь изложить ваши выводы в выступлении. (Слайд№5) Мини-проект №4 «Человек и природа» 1. Найдите в тексте описания природы. Выпишите ключевые словосочетания и предложения. 2. Определите роль пейзажа в рассказе. 3. Приготовьтесь изложить ваши выводы в выступлении. (Слайд №6) Мини-проект № 5 «Что такое предательство и как его пережить». 1. Найдите в толковом словаре определение слова «предательство». 2. Докажите, опираясь на текст, что Билл предал героя. Охарактеризуйте Билла. Какие чувства испытывал герой к поступку Билла? Оформите свои наблюдения в таблице. (Слайд №7) 3. Приготовьтесь к выступлению. Мини-проект № 6 «Памятка-инструкция» 1. Составьте памятку-инструкцию тем, кто оказался в подобной экстремальной ситуации. Какие советы Лондона нужно помнить, чтобы выжить? 2. Приготовьтесь к выступлению. (Слайд № 8) | Самостоятельно формулируют цель урока. Настраиваются на групповую исследовательскую работу. Знакомятся с учебной задачей, ищут способы её решения. | Личностные: самоопределение, побуждение к деятельности; Регулятивные:умение составлять плана и устанавливать последовательность действий; |
4. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения). Исследование учебной задачи в группах. Проверка умений, полученных а процессе работы. | Учитель консультирует обучающихся, оказывает необходимую помощь. После выступления каждой группы задаёт вопросы и подключает к обсуждению класс. 1гр. -Какие испытания, на ваш взгляд, наиболее серьёзные, мучительные для героя? (предательство, голод…) 2гр. -Почему у героя нет имени? (это неважно: главное – его качества; человек может жить в любой стране, в любое время. Это проблема общечеловеческая.) 3гр. -Итак, кроме внешних обстоятельств, с чем ещё приходилось бороться герою? (с собственным страхом, отчаянием - с самим собой!) 4гр. -Какова роль пейзажа в рассказе? (помогает понять настроение героя, его душевное состояние, смену чувств). 5гр. - С какой целью в рассказе дан образ Билла? (Чтобы противопоставить ему героя, высветить его достоинства и подчеркнуть трагизм положения. В рассказе звучит мотив товарищества, человеческого братства. В экстремальных условиях Севера люди способны выжить, только освободившись от эгоизма, жестокости и недоверия к друг другу). 6гр. - Что ещё можно добавить к сказанному? | Работа в группах: находят нужную информацию, анализируют текст, систематизируют материал, создают образовательный продукт, готовят выступление. Выступление представителей групп. 1 группа представляет кластер, куда включает следующий материал: экстремальная ситуация (голод, холод, боль, предательство Билла, одиночество, неизвестность, волки, поединок с волком, встреча с медведем и др.) 2 группа защищает кластер такого содержания: борьба за жизнь (ест ягоды, корни трав, ловит пескарей, отказывается от золота, пытается поймать куропатку, бережёт спички, разводит костёр, кипятит воду, готов сразиться с медведем, побеждает волка) 3 группа составляет план и комментирует следующий материал: «выражение страха в глазах», «пересилил страх», «собрался с духом», «не обращал внимания на боль», «с отчаянной решительностью», «стало страшно», «с отчаянием опустился на землю, заплакал», «плакал без слёз», « сотрясаясь от рыданий», «ему хотелось жить», «было бы глупо умереть после того, что он перенёс» 4 группа находит описания природы («тускло светило солнце», «густой туман», «беспредельная, страшная пустыня», «серое море мхов», «серые валуны», «страшные дни дождей и снега», «щедрое солнце лило свои живительные лучи, напитывало теплом его жалкое тело» и др.) и доказывает, что пейзаж помогает понять душевное состояние героя. 5 группа представляет таблицу с содержанием: для героя характерны следующие движения души: просьба, мольба, страх, отчаяние, надежда, горечь, разочарование, «Билл его бросил, но он не возьмёт его золота». Билл труслив, эгоистичен, слаб, жаден. 6 группа составляет памятку-инструкцию: не поддаваться панике, не бросать друга в беде, ориентироваться по солнцу, запоминать направление движения, обходить хищных зверей, питаться ягодами. грибами, корнями трав, рыбой, беречь спички, любить жизнь и бороться за неё. | Личностные: умение удерживать учебную задачу Познавательные: умение поставить и решить проблему; Регулятивные: умение ставить цель и планировать деятельность, обсуждать предметные способы решения проблемы; Коммуникативные: умение сотрудничать в группе, находить и собирать информацию; умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить |
5.Рефлексия. Итог урока. | Продолжите предложение: «Чтобы выстоять в трудной жизненной ситуации и победить, нужны…» (Слайд №9) Мы с вами создали рабочие материалы для нашего пособия « К изучению рассказа Д. Лондона «Любовь к жизни» (Слайд №10). Оно пригодится вам для написания сочинения. Спасибо за работу! | Обучающие отвечают: мужество, стойкость, упорство, сила воли и духа, любовь к жизни. Может помочь настоящий друг. Необходимо суметь преодолеть страх, болезнь, боль от предательства, голод, холод, одиночество, отчаяние. | Личностные: осознание обучающимися практической и личной значимости результатов урока; |
6. Домашнее задание | Написать сочинение на одну из тем: (Слайд №11) 1. Любовь к жизни способна победить смерть. 2. Никакое золото не стоит человеческой жизни. 3. Что такое дружба? 4. Главное – оставаться человеком. 5. Роль пейзажа в рассказе. 6. Что нужно для того, чтобы победить? | Выбирают одну из тем, записывают её в тетрадь. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Иногда для того, чтобы стать бессмертным, надо заплатить ценой жизни»
У времени есть своя память - история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней. Много лет прошло с тог...
Возраст и характер. Каждому человеку для того, чтобы быть счастливым и преуспеть в жизни... Л.А.Соколова .
Материалы для использования при изучении обозначенной темы......
Конспект урока "Мы в ответе за того, кого приручили" по рассказу Л.Андреева «Кусака» 7 класс
Применение на уроке образовательных технологий (критического мышления, личностно-ориентированной)....
Урок по литературе в 7 классе по теме: «Нам жизнь дана, чтобы любить…» (по рассказу А.П.Платонова «Юшка»)
Урок рассчитан для учащихся 7 класса по программе Коровиной В.Я....
Жизнь стоит того, чтобы жить
буклет для детей и родителей оказавшихся в трудной жизненной ситуации...
Вопрос выпускников 11-ых классов: Что нужно сделать для того, чтобы при сдаче ЕГЭ не испытывать состояние стресса?
В статье даются советы о том, как избежать стресса при сдаче ЕГЭ....
Информационный час «Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть»
Школьный возраст - очень ответственный период в жизни ребенка. Это время, когда происходит сложная перестройка организма и обмена веществ. Учеба в школе существенно увеличивает эмоциональную и физичес...