Публикация: "Мотивация обучения и личность учащихся.
материал
Раскрыто понятие "Мотивация". Обозначение и распознание внутренней и внешней мотивации учащихся. Проблемная область современных учеников и подходы к раскрытию личности, для повышения уровня мотивации к обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motivatsiya_obucheniya_i_lichnost.docx | 20.19 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ СОШ № 131 г. Карталы
Учитель ФК Стоноженко Елена Юрьевна
«Мотивация обучения и личность учащихся»
Мотивация (от лат. movēre «двигать») — это побуждение к действию, психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость.
Мотивация – это и способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. Любой психический процесс, требующий приложения усилий и длящийся во времени требует для своей поддержки сильной индивидуализированной мотивации. Важнейшим видом мотивации в школе является образовательная мотивация.
Образовательная мотивация возникает либо на основе собственного интереса к предмету, либо потому, что это знание для чего-то необходимо сейчас или в будущем. В связи с этим обычно выделяют два типа мотивации: внутренняя и внешняя мотивация.
В настоящее время считается, что это скорее не два типа мотивации, это две противоположности внутри одного континуума, и редко они проявляются в крайних формах, как «чисто внутренняя» или «чисто внешняя» мотивация.
1. Внутренняя мотивация наблюдается, когда человек испытывает внутреннее желание что-то сделать, потому что считает это важным, или это доставляет ему удовольствие. Обучающиеся с таким типом мотивации будут больше заинтересованы в выполнении задач, которые содержат проблему, требующую решения, чем в получении какого-либо стимула или вознаграждения. Чтобы повысить этот вид мотивации обучающихся, следует делать абстрактный материал более конкретным и включать его в занимательный жизненный контекст.
2. Внешняя мотивация появляется, когда человек хочет выполнить задачу под воздействием внешних факторов, таких как награды или наказания. Наказания иногда приносят больше вреда, чем пользы, а награды и поощрения могут сформировать опасную зависимость. Поэтому, педагогу лучше всего действовать, постепенно уменьшая награды и ориентируясь на развитие внутренней мотивации обучающихся. Почему так важно поддерживать внутреннюю образовательную мотивацию?
• Мотивация увеличивает усилия и настойчивость в выполнении задач;
• Мотивация дает «зелёный свет» инициативности;
• Мотивация улучшает когнитивные способности;
• Мотивация повышает общую производительность (тем самым повышая качество образования).
Проблемными областями при организации работы по повышению образовательной мотивации являются следующие:
1. Ограниченность возможностей и ресурсов отдельной образовательной организации для преобразования абстрактного учебного материала в более конкретный, занимательный и жизненный.
2. Объективные ограничения традиционной организации образовательной деятельности (например, жесткость учебного плана, дающего минимальные возможности поддержки инициативности обучающихся – возникает базовое противоречие между инициативой и дисциплиной).
3. Построение моделей оптимальных практик воспитания, обеспечивающих повышение образовательной мотивации обучающихся основной и средней школы, находится в стадии формирования. Однако, на наш взгляд, важными являются не столько практики с позиции организующей деятельности педагога, сколько практики важные для самого ребенка.
Основные условия, которые необходимо создать в школе для роста образовательной мотивации, на наш взгляд следующие:
• личностно-ориентированное образование (наличие собственной активности и смыслов деятельности);
• оценивание (рефлексия) собственной деятельности;
• творчество и взаимодействия всех субъектов воспитательных отношений;
• разновозрастные и межшкольные объединения;
• насыщенность образовательной среды и широта образовательного пространства.
Успешный опыт инновационной деятельности МОУ СОШ № 131 г. Карталы по организации ученического самоуправления, клубной работы и разновозрастных детских объединений при организации образовательных событий, активная работа с партнерами выступают как предпосылки нового направления поисковой деятельности.
Основная идея нашей работы – методическое обобщение различных практик воспитания под решение одной из стратегических цели образовательного процесса – социализации обучающихся. Процесс социализации связан с формированием личности. Личность формируется вокруг успешной, общественно приемлемой и самостоятельной деятельности. Таким образом, мы видим свою задачу в гармонизации в рамках учебного процесса трех составляющих: обучения, воспитания и формирования личности учеников.
Наши практики воспитания направлены на поддержку детских инициатив, расширение самостоятельности обучающихся (через деятельность органов ученического самоуправления) и одновременно на расширение диапазона социально приемлемых и социально значимых видов деятельности (с помощью сетевых и социальных партнеров).
В рамках реализации этой идеи могут быть решены задачи повышения образовательной мотивации через:
• профессиональную ориентацию обучающихся,
• расширение содержания образования,
• общее и социальное развитие,
• расширение разных видов активности,
• создание психологически-комфортных условий для самореализации обучающихся.
При этом ключевая педагогическая идея – идея социализации (основная функция школы как государственного института) выступает на нескольких уровнях:
• индивидуальная (ситуации выбора и личной ответственности за реализацию своих интересов, склонностей),
• групповая (референтные группы по интересам),
• гендерная (гендерные интересы),
• статусно-ролевая (персональный уровень ответственности за решение задач, общее дело),
• событийная (проживание и погружение, а также участие в организации образовательных событий).
Социализация личности важна в связи с острой необходимостью формирования нового поколения, готового к решению задач развития страны, формирования лидеров, способных брать на себя ответственность и действовать, формирования социально ориентированных установок личности (восприимчивости к социальным проблемам, готовности помочь, неравнодушия к происходящему в обычной жизни), формирования навыков продуктивных отношений и коммуникации. На решение этих задач отчасти направлены проекты Российского движения школьников и Национальный проект «Образование» («Социальная активность», «Волонтерское движение»).
Делая акцент на социализацию личности как ведущую идею, мы предполагаем внедрение следующих организационных решений:
• пересмотр системы воспитательной работы и содержания деятельности ученического самоуправления,
• развитие социально ориентированной деятельности,
• включенность в партнерские отношения с другими образовательными организациями,
• формирование системы внеурочной деятельности, дополнительного образования под решение конкретных задач,
• реализацию определенных механизмов привлечения ресурсов социальных партнеров,
• внедрение различных практик и иных проб обучающихся (социальных, предпрофессиональных, организаторских), предполагающих выбор и самостоятельное действие.
На инструментальном уровне предлагается серия воспитательных акций и событий, которые позволят выделить и описать практики воспитания обучающихся именно как форму организации самостоятельно инициированной и осуществленной деятельности. Я полагаю, что именно включенность в деятельность, атмосфера творчества и сотрудничества – ключевые факторы повышения мотивации школьников.
Например, проведенный цикл акций ученического самоуправления, которые были направлены на различные аспекты повышения образовательной мотивации обучающихся:
1. Отношение внутри группы (класса) непосредственно влияет на мотивацию.
Акции, направленные на создание позитивной атмосферы. Демонстрируем позитивное отношение и настроение, выстраиваем гармоничные отношения, проявляем внимание, снимаем напряжение и усталость: Акция «Школьный праздник», Акция «Фитнес-перемена», Акция «Музыкальная перемена».
2. Оценка приложенных усилий повышает мотивацию.
Акции, направленные на поощрение приложенных усилий. Помним, что высокие результаты достигаются благодаря приложенным усилиям. Награждаем тех, кто упорно работал: Акция «Лучший класс», Акция «Самый спортивный класс».
3. Ответственность больше – мотивация выше.
Акции, направленные на вовлечение обучающихся в учебный процесс. Распределяем обязанности. Чувствуем свою ответственность. Работаем в группе: Акция «Раскрась свой мир!», Акция «Театр моды», Акция «Театральная постановка»
4. Стимулы повышают мотивацию.
Акции, создающие систему стимулирования и поощрения. Придумываем свою систему небольших вознаграждений в зависимости от достижений. Постепенно сокращаем количество материальных вознаграждений и заменяем их на социальные: похвала, улыбки, слова ободрения. Акция «Школьный переполох».
5. Разнообразие дружит с мотивацией.
Акции, стимулирующие творческий подход и использующие современные образовательные технологии. Избегаем однообразия и рутины. Находим инновационные способы подачи учебного материала. На уроках находим время для игр и дискуссий: Акция «Лучший ролик», Акция «Ок, мозг!» Акция «Школьная газета»
6. Ответ на вопрос «Для чего мне всё это нужно?» значительно повышает мотивацию.
Акции, направленные на расширения представлений о реальном мире. Объясняем практическую пользу и сферу применения получаемых знаний. Акция «Интеллектуальное поле», Акция «Музейное дело», Акция «Сдай макулатуру».
7. Уверенность в своих силах поддерживает мотивацию.
Акции, направленные на укрепление позитивного мироощущения Избегаем негативных оценок и установок. Стимулируем их сильные стороны, способности и достоинства. Поощряем образ мыслей с ориентацией на рост и развитие: Акция «Школа самопознания», Акция «Я умею».
8. Умение мотивировать себя самостоятельно – высший пилотаж.
Акции, стимулирующие переход на внутреннюю мотивацию. Помогаем находить причины, по которым могут быть полезны получаемые знания: Акция «Мой путь».
Одним из важнейших инструментов может стать школа социальной активности – обучение школьников как организаторов практик, для развития которой создается электронная площадка взаимодействия всех участников образовательных отношений, в том числе сетевых и социальных партнеров.
В результате реализации этих проектов будет разработана модель формирования оптимальных практик воспитания, обеспечивающих повышение образовательной мотивации обучающихся основной и средней школы, и методические рекомендации по ее внедрению в образовательную практику, обобщена роль школьного самоуправления и продуктивного социального партнерства в повышении образовательной мотивации. Важным продуктом станет появление инструментов анализа влияния практик воспитания на образовательную мотивацию обучающихся основной и средней школы.
При этом в качестве прогнозируемых социально-педагогических эффектов мы выделяем качественные изменения на уровне образовательных результатов, результатов социализации личности, повышения образовательной мотивации обучающихся. Прогноз востребованности результатов этой работы связан с актуальностью существующих проблем образовательной мотивации обучающихся основной и средней школы задач социализации личности, необходимостью выстраивания на уровне образовательной организации гибкой организационной модели формирования оптимальных практик воспитания с учетом разнообразных образовательных запросов и стратегических целей образования, востребованность именно системных решений и готовых продуктов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диалог как средство обучения, духовно-нравственного развития личности учащихся
В статье рассматривается теория диалога, критерии духовно-нравственного развития личности, роль диалога в обучении и воспитании учащихся....
Дифференцированное обучение на уроках биологии и его роль в развитии личности учащегося.
Теоретические основы дифференцированного обучения в современной школе. Условия существования дифференцированного подхода в обучении биологии. Проверка эффективности дифференцированного подхода в обуче...
Роль мастера производственного обучения в формировании личности учащегося
Роль мастера производственного обучения в формировании личности учащегося...
ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ
В работе раскрыты особенности творческой личности, психологические процессы, влияющие на формирование личности, рассмотрена методика формирования творческой личности при изучении математики....
Личностно-ориентированное обучение как способ развития личности учащихся на уроках истории в условиях реализации ФГОС(из опыта работы)
Методический семинар...
Формирование теоретических основ физической культуры личности учащихся второй ступени обучения.
Научная новизна работы заключается в том, что теоретически и практически представлено обоснование методики формирования знаний у учащихся второй ступени обучения на уроках физической культ...
Активизация интеллектуальной и творческой деятельности учащихся на уроках истории и обществознания посредством активных методов обучения как ресурс социализации личности учащихся.
Статья посвящена применению активных методов обучения на уроках, повышению активности обучающихся во время уроков, их более глубокому включению в учебный процесс....