Рабочая программа по it-технологиям
рабочая программа (9 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Шайковская средняя общеобразовательная школа №2»
«Согласовано» «Утверждаю» заместитель директора по ВР директор МКОУ «Шайковская СОШ № 2»
_________ Шарина И.Б. ____________ Шемонаева Г.Б.
«28» августа 2020г. Приказ № 121 «28» августа 2020 г.
Дополнительная общеразвивающая программа
IT-технологии
(техническое направление)
2020 – 2021 учебный год
Возраст детей: 15-18 лет.
Срок реализации программы: 1 год.
Уровень программы: базовый.
Составитель программы
Тимиркаева Динара Дамировна
учитель физики и нформатики
п. Шайковка. 2020 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Программирование на языке Python» предназначен для учащихся 8-11 классов, желающих изучить программирование.
Язык программирования Python – широко известный скриптовый язык высокого уровня, известный своим минимализмом и простотой. Это мощный инструмент для создания программ самого разнообразного назначения и решения задач различных типов.
В процессе обучения учащиеся получат навыки объектно-ориентированного программирования, умения решать задания олимпиадного уровня с повышенной сложностью.
В завершении обучения учащиеся смогут реализовать собственный проект в области разработки пользовательского интерфейса на базе Qt/Python или веб-программирования на базе Python/Django.
Актуальность программы «Программирование на языке Python» вызвана потребностью современного информационного общества в высокообразованных, адаптированных к изменениям специалистах в IT-сфере. Для удовлетворения данной потребности перед дополнительным образованием стоит задача развития человеческого потенциала через выявление талантливых детей, развитие их мотивации и способностей.
Дополнительная общеобразовательная программа «Программирование на языке Python» является программой технической направленности и продвинутого образовательного уровня.
Python – это современный, универсальный, интерпретируемый, мультипарадигмальный язык программирования, который позволяет совмещать процедурный подход к написанию кода с объектно-ориентированным и функциональным.
Согласно Wikipedia, Python прочно вошёл в 8 наиболее популярных языков программирования по версии TIOBE ProgrammingCommunityIndex. А если не считать отдельно языки с C-подобным синтаксисом (C++, C#, ObjectiveC, Java и т. д.), то Python является третьим по популярности языком.
Язык программирования Python имеет много преимуществ перед другими языками программирования:
−открытая разработка;
−довольно прост в изучении, особенно на начальном этапе;
−особенности синтаксиса стимулируют программиста писать хорошо читаемый код;
−имеет большое сообщество, позитивно настроенное по отношению к новичкам;
−множество полезных библиотек и расширений языка можно легко использовать в своих проектах благодаря предельно унифицированному механизму импорта и программным интерфейсам;
−кроссплатформенность;
−механизмы модульности хорошо продуманы и могут быть легко использованы;
−бесплатные простые и удобные среды для разработки программ;
−подходит для любых решений в области программирования, будь то офисные программы, web-приложения, GUI-приложения и т.д.
Также, важно, что большинство Интернет-ресурсов для проведения олимпиад по информатике и программированию поддерживают язык Python, и что с 2015 года он прочно стал одним из пяти языков ЕГЭ по информатике.
Традиционное изучение в общеобразовательных учреждениях языка программирования Pascal не может в полной мере удовлетворить потребности школьников старших классов информационно-технологической и физико-математической направленностей в изучении новых и популярных языковпрограммирования. Изучение языка программирования Python поможет школьнику получить более целостное представление о профессии программиста, разработчика, инженера, повысить уровень подготовки к обучению в ВУЗе на технических специальностях.
Программа предполагает участие обучающихся в интеллектуальных соревнованиях по программированию различных уровней, создание образовательных практических или научно-исследовательских проектов, что даст возможность детям полностью реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал.
Цель- формирование и развитие комплекса компетенций в области алгоритмизации и программирования на языкеPython.
Задачи
Обучать:
базовой части математического аппарата, применяемого в современ-ном программировании;
работе в интегрированных средах разработки и в он- лайн сервисах Интернета, связанных с программированием;
навыкам алгоритмического и логического мышления, грамотной раз-работки программ;
методам программирования на языках, применяемых в современной вычислительной технике;
работе в интегрированных средах разработки;
навыкам разработки эффективных алгоритмов и программ на основе языка программирования Python.
возможностям получения новых знаний в области компьютерного программирования.
Развивать:
тип мышления, направленный на выбор оптимальных решений;
навыки инженерного мышления и умения работать по предложенным инструкциям;
навыки программирования, проектирования и эффективного использования электронного вычислительного оборудования;
внимательность, аккуратность и изобретательность при выполнении учебных проектов;
творческое мышление и воображение, умение излагать мысли в чет-кой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений и информационного поиска.
Воспитывать:
правильный методологический подход к познавательной и практической деятельности;
мотивацию учащихся к изобретательству, созданию собственных программных реализаций;
стремление к овладению техникой исследования;
трудолюбие, инициативность и настойчивость в преодолении трудностей;
стремление к получению качественного законченного результата в проектной деятельности;
навыки сознательного и рационального использования компьютера в своей учебной, а впоследствии и в профессиональной деятельности;
навыки проектного мышления, работы в команде, эффективно распределять обязанности при реализации проекта, требующего от участников знаний и умений из различных направлений.
Возраст детей, участвующих в освоении данной образовательной программы: программа ориентирована на учащихся 14-18 лет (учеников 8-11х классов), желающих освоить язык программирования Python.
Сроки реализации программы: образовательный процесс длится в течение учебного года, объем 34 часов.
Срок реализации программы – 1 год.
Количество обучающихся в группе: 15 человек.
Оптимальный режим занятий – 1 раз в неделю по 45 минут с 5-минутным перерывом. Во время выполнения практической работы за компьютером предусмотрено проведение физкультминутки (приложение 1).
Формы организации деятельности на занятии: программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой формы учебной работы учащихся:
∙ фронтальная форма - для изучения нового материала, информация подаётся всей группе из 10-15 человек;
∙ индивидуальная форма - самостоятельная работа учащихся, педагог может направлять процесс в нужную сторону;
∙ групповая форма помогает педагогу сплотить группу общим делом, способствует качественному выполнению задания, для реализации проектной деятельности в малых группах (3-4человека).
∙ Помимо основных занятий, программа включает в себя и культурно-массовые мероприятия, такие как: экскурсии, конкурсы,выставки.
Программой предусмотрены следующие формы занятий: лекционно-практические занятия, проблемные лекции, тренинги, мастер-классы.
Планируемые результаты освоения программы
Предметные компетенции:
закрепить знания синтаксиса, основных алгоритмических конструкций и парадигм программирования языка программирования Python;
изучить и реализовать основные подходы к созданию программ на высоко-уровневом языке программирования Python;
научить распознавать необходимость применения той или иной алгоритмической конструкции при решении задач;
научить организовывать данные для эффективной алгоритмической обработки;
совершенствовать навыки решения олимпиадных задачи реализовать их в олимпиадах по программированиюразличного уровня;
уметь разрабатывать программы и приложения в стиле ООП на языке программирования Python.
реализовать полученные знания с помощью проектной работы, на-правленной на решение прикладной задачи в интересующей учащегося научной области.
Метапредметные результаты:
сформировать представления о роли компьютерного программирования в развитии общества, изменении содержания и характера деятельности чело-века.
научить применять полученные знания в области прикладной математики и информатики;
дать опыт дистанционного обучения с помощью современных онлайн-сервисов Интернета;
научить проводить научное исследование и получить новый научный или прикладной результат. под руководством преподавателя
Личностные результаты:
развить абстрактное, аналитическое, алгоритмическое и логическое мышление, гибкость ума;
сформировать готовность к саморазвитию, самореализации.
научиться работать в группе, быть требовательным к себе, ответственным и добросовестным;
научиться выстраивать индивидуальную образовательную траекторию для непрерывного самостоятельного повышения уровня знаний в области IT;
совершить осознанный выбор высшего образовательного учреждения и специальности в информационно-технологической или инженерно- технической областях для продолжения обучения;
развить способности к абстрактному мышлению, анализу и синтезу;
сформировать способность самостоятельного приобретения новых знаний, умений и навыков с помощью IT технологий и использования их в практической деятельности;
расширить и углубить личное мировоззрение.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
№ п\п | Наименование раздела | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Знакомство с языком программирования Python | 2 | 1 | 1 | учет решенных задач |
2 | Подпрограммы | 2 | 1 | 1 | учет решенных задач |
3 | Множества и словари | 2 | 1 | 1 | учет решенных задач |
4 | Рекурсия | 2 | 1 | 1 | учет решенных задач |
5 | Работа с файлами | 2 | 1 | 1 | учет решенных задач |
6 | Исключения и их обработка | 2 | 1 | 1 | учет решенных задач |
7 | Принципы объектно- ориентированного программирования | 2 | 1 | 1 | учет решенных задач |
8 | Алгоритмы сортировки и учет поиска | 2 | 1 | 1 | учет решенных задач |
9 | Длинная арифметика | 2 | 1 | 1 | учет решенных задач |
10 | Динамическое программирование | 2 | 1 | 1 | учет решенных задач |
11 | Структуры данных | 6 | 4 | 2 | учет решенных задач |
12 | Комбинаторика | 4 | 2 | 2 | учет решенных задач |
13 | Подготовка и защита проекта | 4 | 2 | 2 | Защита проекта |
Всего по программе за год: | 34 | 14 | 20 |
Тема 1. Знакомство с языком программирования Python – 2 часа.
Основные понятия: Условный оператор, цикл, строка, список, кортеж, двумерный массив.
Лекции: условный оператор, условное и альтернативное исполнение алгоритма, опера-тор цикла, ввод-вывод строки, форматирование строки, методы работы со строкой представление списка и кортежа в памяти компьютера, сходства и различия, способы заполнения списка (с клавиатуры, из файла, случайным образом, по формуле), методы работы со списком и кортежем. описание массива, размерность массива, ввод и вывод значений массива, вложенные генераторы двумерных массивов, действия над элементами массива.
Практика: решение задач по теме.
Тема 2. Подпрограммы – 2 часа
Основные понятия: функция, аргумент функции, lambda-функция, локальные и глобальные переменные
Лекции: функция: определение, вызов, аргументы, передача аргументов, возвращаемые значения, области видимости имен, встроенные функции lambda-функции, декораторы.
Практика: решение задач по теме.
Тема 3. Множества и словари – 2 часа
Основные понятия: словарь, ассоциативный массив, ключ, значение, множество, кодирование.
Лекции: словарь, преимущества и недостатки, методы работы со словарем, словари со смешанными значениями, кодирование и декодирование текста, множество, преимущества и недостатки, методы работы с множеством.
Практика: решение задач по теме.
Тема 4. Рекурсия – 2 часа
Основные понятия: рекурсия, глубина рекурсии, прямая и косвенная рекурсия.
Лекции: понятие рекурсии, основные концепции, реализация в языке Python, преимущества и недостатки рекурсии.
Практика: решение задач по теме.
Тема 5. Работа с файлами – 2 часа
Основные понятия: файл, чтение, запись, открытие и закрытие файла.
Лекции: операции с файлами и директориями, работа с файловыми объектами: функция open, чтение и запись в файлы, особенности работы с файлами, обработка файлов в формате Unicode, сохранение базовых объектов языка Python в файл, текстовые и бинарные файлы.
Практика: решение задач по теме.
Тема 6. Исключения и их обработка – 2 часа
Основные понятия: исключение, системная ошибка, Exception.
Лекции: исключения, иерархия исключений, использование исключений: обработка и вызов, синтаксис, собственные исключения.
Практика: решение задач по теме.
Тема 7. Принципы объектно-ориентированного программирования – 2 часа
Основные понятия: класс, метод INIT, экземпляр, наследование, полиморфизм, виджет, интерфейс.
Лекции: основные понятия ООП и их реализация в Python, классы, экземпляры, методы и атрибуты, конструкторы, наследование, множественное наследование, композиция при разработке классов, перегрузка операций и функций.
Практика: создание собственного класса.
Тема 8. Алгоритмы сортировки и поиска – 2 часа
Основные понятия: трудоёмкость алгоритма, скорость роста функции, сложность алгоритма, оценка Q (тетта), оценка О (О большое), сортировка.
Лекции: асимптотический анализ алгоритмов, асимптотические обозначения в анализе функции трудоемкости алгоритма, определение сложности алгоритма, основные оценки в асимптотическом анализе алгоритмов, виды сортировки (сортировка выбором, сортировка вставками, сортировка «методом пузырька», сортировка Шелла, быстрая сортировка).
Практика: решение задач по теме.
Тема 9. Длинная арифметика – 2 часа
Основные понятия: длинное число, тип данных, длинная арифметика.
Лекции: встроенная поддержка длинной арифметики в Python, сложение, умножение, вычитание, деление, возведение в степень и другие операции с длинными числами.
Практика: решение задач по теме.
Тема 10. Динамическое программирование – 2 часа
Основные понятия: динамическое программирование, жадный алгоритм.
Лекции: Одномерное динамическое программирование, двумерное динамическое программирование, жадные алгоритмы.
Практика: решение задач по теме.
Тема 11. Структуры данных – 6 часов
Основные понятия: массив, список, очередь, стек, дек, граф, дерево, хеш-таблица.
Лекции: основные структуры данных, графы, виды графов и пути в графах, хранение графов в программах, ориентированный, граф неориентированный, вершина (узел), путь, про-стой путь, длина пути, компонентная связанность, виды и реализация деревьев, список ребер, матрица смежности, список смежности. алгоритмы на графах, обход в глубину и в ширину, хеширование,
Практика: решение задач по теме.
Тема 12. Комбинаторика – 4 часа
Основные понятия: комбинаторика, элементы комбинаторики, перестановка, факториал, сочетание, размещение.
Лекции: правило сложения, правило умножения, принцип Дирихле, сочетания и размещения, бином Ньютона.
Практика: решение задач по теме.
Тема 13. Подготовка и защита проекта – 4 часа
СРОКИ И ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
Предметом контроля являются знания, умения и навыки учащихся, их творческие достижения, полученные в течение курса обучения, а также их внутренние личностные результаты (освоенные способы деятельности, знания, умения, готовность к саморазвитию и самоопределению), обозначенные целеполаганием курса.
Виды контроля, используемые в курсе:
− текущий (самостоятельные работы, текущие практические работы);
− промежуточный (выполнение индивидуальных практических заданий);
− итоговый (проектная работа).
Результатом освоения программы можно считать успешную разработку и защиту проекта, а также, в случае перехода в 11 класс школы, выбор обучающимся на следующий учебный год дополнительной общеобразовательной программы научно-технической направленности.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГАММЫ
Методическое обеспечение
1. Гуриков С.Р. Основы алгоритмизации и программирования на Python / С.Р. Гуриков. – М.:
2. «Форум», 2018 – 343 с.
3. Доусен М. «Программируем на Python» (PythonProgrammingfortheAbsoluteBeginner) / М.Доусен. – СПБ: «Пи-тер», 2016. – 416 с.
4. Дронов В.А. Django: Практика создания Web-сайтов на Python / В. Дронов, СПб: «БХВ-Петербург», 2016. – 528 с.
5. Лутц М. «Изучаем Python», 4 издание, – Пер. с англ. / М. Лутц – СПб: «Символ-Плюс», 2011. – 1280 с.
6. Любанович Б. «Простой Python. Современный стиль программирования» / Б. Любанович. – СПб: «Питер», 2016. – 480 с.
7. Прохоренок Н. «Python 3 и PyQt 5. Разработка приложений» / Н. Прохоренок, В. Дронов. СПб: «БХВ-Петербург», 2019. – 832 с.
9. Форсье Дж., Биссекс П. и др. Django. Разработка веб-приложений на Python / Дж Форсье, СПб.: «Символ- Плюс», 2014. – 456с.
Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.)
Компьютерный класс с установленным программным обеспечением Python 3.7, PyCharm, PyQt5, QtDesigner, Django, Notepad++;
локальная сеть с доступом в Интернет;
интерактивная доска/панель.
Планируемые результаты освоения программы
Содержание программы позволяет формировать ряд компетентностей как предметных, так и метапредметных, в числе которых: ИКТ-компетентность, коммуникативная компетентность, учебно-познавательная компетентность и др.
В результате изучения программы учащиеся должны обладать следующими предметными результатами:
∙ знать историю, эволюцию и место языка Python среди языков программирования высокого уровня;
∙ знать синтаксис, основные алгоритмические конструкции и парадигмы программирования языка программирования Python;
∙ знать основные подходы к созданию программ на высокоуровневом языке программирования Python;
∙ уметь распознавать необходимость применения той или иной алгоритмической конструкции при решении задач;
∙ уметь организовывать данные для эффективной алгоритмической обработки;
∙ уметь реализовывать полученные навыки для решения задач в олимпиадах по программированию различного уровня;
∙ уметь решать типовые задачи ЕГЭ по информатике из раздела «Программирование»;
∙ разрабатывать программы и консольные приложения на языке программирования Python;
∙ уметь реализовать полученные знания с помощью проектной работы, направленной на решение прикладной задачи в интересующей учащегося научной области.
Метапредметные результаты:
∙ представление о роли компьютерного программирования в развитии общества, изменении содержания и характера деятельности человека.
∙ применение полученных знаний в области прикладной математики и информатики;
∙ получение опыта дистанционного обучения с помощью современных онлайн-сервисов Интернета;
∙ владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
∙ стремление к самостоятельной работе, усовершенствованию известных моделей и алгоритмов, созданию творческих проектов.
Личностные результаты:
∙ готовность к саморазвитию, самореализации;
∙ развитие способностей к абстрактному мышлению, анализу исинтезу;
∙ требовательность к себе, ответственность и добросовестность;
∙ сформированность коммуникативных навыков: сотрудничество и работа в команде, успешное распределение ролей;
∙ определение индивидуальной образовательной траектории для непрерывного самостоятельного повышения уровня знаний в области IT;
∙ самостоятельность в приобретения новых знаний, умений и навыков с помощью IT технологий и использования их в практической деятельности;
∙ расширение личного мировоззрения;
∙ осознанный выбор высшего образовательного учреждения и специальности в информационно-технологической или инженерно-технической областях для продолжения обучения.
Также результатом освоения программы будет сформированность следующих ключевых компетенций.
1. Учебно-познавательные компетенции:
1.1. способность разрабатывать методы решения нестандартных задач и новые методы решения традиционных задач;
1.2. способность воспринимать математические, естественно-научные и профессиональные знания, умение самостоятельно приобретать, развивать и применять их для решения нестандартных задач, в том числе в новой или незнакомой среде и в междисциплинарном контексте;
1.3. организация взаимодействия учащегося и преподавателя, принятие управленческих решений в условиях различных мнений;
1.4. умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности (планирование собственной деятельности по разработке программы, владение технологией решения задач с помощью компьютера, компьютерным моделированием);
1.5. умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат (моделирование и формализация, численные методы решения задач, компьютерный эксперимент, ит.п.);
1.6. умение работать со справочной литературой, инструкциями (знакомство с новыми видами ПО, устройствами, анализ ошибок в программе ит.п.);
1.7. умение оформить результаты своей деятельности, представить их на современном уровне (построение диаграмм и графиков, средства создания презентаций);
1.8. создание целостной картины мира на основе собственного опыта.
2. Коммуникативные компетенции:
2.1. ведение диалога «человек» - «техническая система» (понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами ит.д.);
2.2. понимание факта многообразия языков, владение языковой, лингвистической компетенцией (в том числе – формальных языков, систем кодирования, языков программирования; владение ими на соответствующем уровне);
2.3. владение телекоммуникациями для организации общения с удаленными собеседниками (понимание возможностей разных видов коммуникаций, нюансов их использования ит.д.);
2.4. умение работать в группе, искать и находить компромиссы (работа над совместным программным проектом, взаимодействие в сети ит.д.);
2.5. умение строить общение с представителями других взглядов (существование в сетевом сообществе, телекоммуникации с удаленными собеседниками ит.п.);
2.6. иметь позитивные навыки общения.
2.7. умение представить себя устно, владение стилевыми приемами оформления текста (монолог, диалог, умение задать вопрос, привести довод при устном ответе, защите проекта и т.п.);
3. Информационные компетенции:
3.1. знакомство с компьютером как с устройством по работе с информацией, получение технических навыков по работе с различными устройствами и приборами (наушники, колонки, принтер, сканер, web-камера ит.п.);
3.2. способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности;
3.3. владение способами работы с информацией:
♣ поиск в каталогах, поисковых системах, иерархических структурах;
♣ извлечение информации с различных носителей;
♣ систематизация, анализ и отбор информации (разные виды сортировки, фильтры, запросы, структурирование файловой системы, проектирование баз данных ит.д.);
♣ технические навыки сохранения, удаления, копирования информации ит.п.
♣ преобразование информации (из графической – в текстовую, из аналоговой – в цифровую ит.п.);
3.4. владение навыками работы с различными носителями и источниками информации (книгами, учебниками, мультимедийные справочники, электронные учебники, Интернет ресурсы, и. т.п.);
3.5. критическое отношение к получаемой информации, умение выделять главное, оценивать степень достоверности (релевантность запроса, сетевые мистификации, и т.п.);
3.6. умение применять информационные и телекоммуникационные технологии для решения широкого класса учебных задач.
Перечисленные компетенции являются ориентирами для конкретизации педагогом целей проводимых занятий и контроля результативности обучения.
КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ п\п | Дата проведения по плану | Дата фактическая | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Форма контроля | ||
1. | Лекция | Установка и настройка среды программирования Python, Типы данных и составные объекты в Python | учет решенных задач | |||||
2. | Лекция | 1 | Управляющие конструкции ходом выполнения программ на Python. Пользовательские функции и основы функционального программирования на языке Python | учет решенных задач | ||||
3. | Лекция | 1 | Модульное программирование. Стандартные и нестандартные модули. Модуль чисел с плавающей точкой Decimal. Модуль Fractions. | учет решенных задач | ||||
4. | Практ. | 1 | Модуль стандартных математических функций Math. Модуль абстрактных базовых классов Numbers | учет решенных задач | ||||
5. | Лекция | 1 | Модуль псевдослучайных чисел Random. Модуль для работы с массивами Array | учет решенных задач | ||||
6. | Лекция | 1 | Модуль сортировки списков Bisect. Численные методы решения алгебраических уравнений. | |||||
7. | Практ. | 1 | Численные методы интерполирования. Статистическая обработка данных методом наибольших квадратов | учет решенных задач | ||||
8. | Практ. | 1 | Стандартные модули обработки строк String, Codes | учет решенных задач | ||||
9. | Практ. | 2 | Решение задач | учет решенных задач | ||||
10. | Лекц. | 2 | Словари и их методы в Python | |||||
11. | Практ. | 2 | Решение задач | учет решенных задач | ||||
12. | Лекц. | 1 | Рекурсия в Python. | |||||
13. | Практ. | 2 | Решение задач | Практ. задание | ||||
14. | Лекц. | 1 | Работа с файлами в Python | |||||
15. | Практ. | 1 | Решение задач | учет решенных задач | ||||
16. | Лекц. | 1 | Исключения в языках Программирования. Ошибки и исключения в Python. Обработка исключений | |||||
17. | Лекц. | 1 | Наследование. Полиморфизм и абстракция | |||||
18. | Практ. | 1 | Создание класса и его экземпляров | учет решенных задач | ||||
19. | Лекц. | 1 | Асимптотический анализ алгоритмов. Алгоритмы сортировки и поиска | |||||
20. | Практ. | 1 | Решение задач | учет решенных задач | ||||
51. | Лекц. | 1 | Жадные алгоритмы | |||||
58. | Практ. | 4 | Разработка и программирование проекта. | |||||
67. | Практ. | 4 | Защита проекта в аудитории. | Защита проекта |
Приложение № 1
Упражнения, уменьшающие усталость при работе за компьютером
Упражнения для улучшения осанки
«Глядя в небо»
Цель этого упражнения - устранение вредных эффектов от неподвижного сидения в течение длительного периода времени и профилактика грыжи межпозвоночных дисков поясничного отдела.
Упражнение: стоя, руки лежат на бедрах. Медленно отклоняться назад, глядя в небо.
Вернуться в исходное положение.
«Египтянин»
Цель - укрепление мышц задней стороны шеи для улучшения осанки и предотвращения болей в области шеи. Упражнение способствует предотвращению:
- синдрома запястного канала;
- вытягиванию шеи вперед;
- дисфункции височно-нижнечелюстного сустава;
- грыжи межпозвоночных дисков шейного отдела;
- синдрома верхней апертуры грудной клетки;
Упражнение: сидя или стоя, взгляд направлен прямо, а не вверх и не вниз. Надавив указательным пальцем на подбородок, сделать движение шеей назад В этом положении следует оставаться в течение 5 секунд.
«Абра-кадабра»
Цель упражнения: усиление кровотока к ладоням; снятие напряжения в запястьях и ладонях; удаление продуктов распада из области запястного канала и ладоней.
Упражнение: сидя, руки лежат на подлокотниках, запястья должны быть вытянуты ладонями вниз.
Абра: медленно сжать ладони в кулак.
Кадабра: медленно разжать кулаки.
Для достижения желаемого результата эти упражнения следует повторять не менее 10раз.
Упражнения для глаз
Эффективная профилактическая мера - зрительная гимнастика. Ее проводят дважды: через 7-8 минут от начала работы ребенка на компьютере и после ее окончания. Непродолжительная гимнастика - около одной минуты - проста и доступна каждому. Например, сидя за компьютером, ребенок поднимает глаза кверху и, представив летящего там мотылька или бабочку, следит за их полетом из одного угла комнаты в другой, не поворачивая при этом головы - двигаться должны только глаза!
Есть, конечно, и другие нехитрые правила:
1. На счет 1-4 закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-6 широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль. Повторить 4-5раз.
2. Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5раз.
3. Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами вверх-вправо- вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счет1-
6. Повторить 4-5раз.
4. Держа голову неподвижно, перевести взор, зафиксировав его, на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо; затем аналогично вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны, переводя глаза прямо на счет 1-6. Повторить 3-4раза.
5. Не поворачивая головы, закрытыми глазами “посмотреть” направо на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5раз.
6. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстоянии 25-30 см, и на счет 1-4 приблизить его к кончику носа, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету «Технология» 5 класс (девочки), по программе В. Д. Симоненко (Технология для учащихся общеобразовательных учреждений/В. Д. Симоненко, А.Т. Тищенко. П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. – М. «Просвещение», 2007.)
Программа содержит пояснительную записку. и развернутое календарное планирование....
Рабочая программа по предмету «Технология» 6 класс (девочки), по программе В. Д. Симоненко (Технология для учащихся общеобразовательных учреждений/В. Д. Симоненко, А.Т. Тищенко. П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. – М. «Просвещение», 2007.)
Программа содержит пояснительную записку и развернутое тематическое планирование....
Рабочая программа по предмету «Технология» 7 класс (девочки), по программе В. Д. Симоненко (Технология для учащихся общеобразовательных учреждений/В. Д. Симоненко, А.Т. Тищенко. П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. – М. «Просвещение», 2007.)
Программа содержит пояснительную записку и развернутое тематическое планирование....
Рабочая программа по предмету «Технология» 5 класс (мальчики), по программе В. Д. Симоненко (Технология для учащихся общеобразовательных учреждений/В. Д. Симоненко, А.Т. Тищенко. П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. – М. «Просвещение», 2007.)
Программа содержит пояснительную записку и развернутое планирование....
Рабочая программа по предмету «Технология» 6 класс (мальчики), по программе В. Д. Симоненко (Технология для учащихся общеобразовательных учреждений/В. Д. Симоненко, А.Т. Тищенко. П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. – М. «Просвещение», 2007.)
Программа содержит пояснительную записку и развернутое планирование....
Рабочая программа по предмету «Технология» 8 класс (девочки), по программе В. Д. Симоненко (Технология для учащихся общеобразовательных учреждений/В. Д. Симоненко, А.Т. Тищенко. П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. – М. «Просвещение», 2007.)
При разработке программы использовались нормативные документы, обеспечивающие ее реализацию.Программа составлена для общеобразовательного класса, который сформирован из учащихся с различной трудовой п...
Рабочая программа по предмету «Технология» 7 класс (мальчики),по программе В. Д. Симоненко (Технология для учащихся общеобразовательных учреждений/В. Д. Симоненко, А.Т. Тищенко. П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. – М. «Просвещение», 2007.)
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе «Технология. 5–7 классы (вариант для мальчиков)».Программа рассчитана на 34 недель по 2часа. Курс труда реализуется чере...