«Рекомендации по включению воспитательного компонента в дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы»
методическая разработка

Харченко Евгения Юрьевна

Сущность воспитательной компоненты заключается в организации работы (в рамках воспитательной системы), включающей всех субъектов образовательного процесса в реализацию следующих направлений воспитания:

- гражданское воспитание;

- патриотическое воспитание;

- духовно-нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей;

- приобщение детей к культурному наследию;

- популяризацию научных знаний среди детей;

- формирование культуры здоровья;

- профессиональное самоопределение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospit._komponent.docx24.87 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА»

ПОСЕЛКА ГОРОДСКОГО ТИПА ЧЕРНОМОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕВЕРСКИЙ РАЙОН

Текст выступления на методическом объединении

Тема: «Рекомендации по включению воспитательного компонента в  дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы»

Подготовила:

методист

Харченко Е.Ю.

2024 г.

Методические рекомендации

для педагогов дополнительного образования

по отражению воспитательного потенциала в  дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах.

Воспитательный потенциал дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Сущность воспитательной компоненты заключается в организации работы (в рамках воспитательной системы), включающей всех субъектов образовательного процесса в реализацию следующих направлений воспитания:

- гражданское воспитание;

- патриотическое воспитание;

- духовно-нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей;

- приобщение детей к культурному наследию;

- популяризацию научных знаний среди детей;

- формирование культуры здоровья;

- профессиональное самоопределение.

Учитывая приоритеты государственной политики в области воспитания, задачи укрепления единства воспитательного пространства в Российской Федерации, при разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в них был включен специальный раздел о воспитании. В этом разделе, поэтапно обозначены цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей при реализации конкретной программы, описаны используемые в воспитательной деятельности формы и методы воспитания, организационные условия, способы оценивания результатов воспитания, а также календарный план воспитательной работы по программе.

В данном пункте программы так же необходимо описать через включение в какие коллективные общественно-полезные практики учащиеся привлекаются к получению знаний, направленных для решение реальных проблем сообщества, страны.

Воспитательный компонент программы должен быть направлен на формирование у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, чувства гордости за историю России, воспитание культуры межнационального общения с использованием культурного наследия регионов, традиций народов Российской Федерации, направленных на сохранение и развитие этнокультурного и языкового многообразия страны (ФЗ № 273, ст.2, п.2).

Как написать воспитательный потенциал программы. 

Примеры формулировок.

Воспитательная работа в рамках программы (наименование) направлена на: воспитание чувства патриотизма и бережного отношения к русской культуре, ее традициям; уважение к высоким образцам культуры других стран и народов; развитие доброжелательности в оценке творческих работ товарищей и критическое отношение к своим работам; воспитание чувства ответственности при выполнении своей работы...

Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели программы учащиеся привлекаются к участию (подготовке, проведению) в мероприятиях района, поселка, учреждения, объединения: благотворительных акциях, творческих концертах, выставках, мастер-классах, лекциях, беседах и т.д.; в конкурсных программах различного уровня, направленных на...(по отдельному плану).

Предполагается, что в результате проведения воспитательных мероприятий будет достигнут высокий уровень сплоченности коллектива, повышение интереса к творческим занятиям и уровня личностных достижений учащихся (победы в конкурсах), привлечение родителей к активному участию в работе объединения.

В приложение выносится план воспитательной работы творческого объединения, подтверждающий воспитательный потенциал дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. В нем отображается организационно-методическое сопровождение воспитательного процесса, участие в конкурсных мероприятиях, проведение тематических мероприятий, акций внутриучрежденческого уровня, тематические мероприятия по направленности программы.

В план воспитательной работы включаются:

Массовые мероприятия учебного характера (к ним относятся итоговые, отчетные, открытые занятия, концерты, выставки, участие в конкурсах и т.д.);

Массовые мероприятия воспитательно-развивающего характера (тематические праздники, клубные дни, календарные праздники, традиционные народные праздники, юбилейные мероприятия и др.);

Тематические беседы по ПДД, ППБ, ТБ и охране здоровья и т.п.;

Мероприятия, направленные на профессиональное воспитание (экскурсии, беседы, встречи с интересными людьми и т.д.);

Мероприятия, направленные на социальное воспитание (беседы о здоровье, о взаимоотношениях с другими людьми, уважении к старшим, трудовые десанты и т.д.).

Примерный календарный план воспитательной работы

№ п/п

Название события, мероприятия

Сроки

Практический результат и информационный продукт, иллюстрирующий успешное достижение цели события

Классные часы «Урок мужества».

- День памяти жертв фашизма

- Маршал Советского Союза Жуков Г.К. (просмотр видеоролика)

- Женщинам закованным в гранит…

- День героев отечества (9 декабря)

- Я говорю с тобой из Ленинграда … (о блокаде г.Ленинграда)

- Битва под Москвой…

- Пионеры - герои Кубани

- Поэты Кубани о войне  

- Слово об одной русской матери (просмотр документального фильма)

Ежемесячно

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Фотоотчет.

Заметка на сайте ЦРТДЮ.

2.

- Круглый стол  «Правила езды на велосипедах, скутерах, мопедах» в рамках краевого месячника «Безопасная Кубань».

сентябрь

Фотоотчет.

Заметка на сайте ЦРТДЮ.

3.

- Час общения  ко Дню пожилого человека  «Согреем ладони, разгладим морщины».

- Колесо истории «Мода – зеркало истории »

октябрь

Размещение фото - материалов и заметки на сайте ЦРТДЮ.

4.

Час вопросов и ответов - викторина «Вместе мы сила», посвященная Дню народного единства.

ноябрь

Заметка в соц. сетях.

5.

Виртуальная встреча  с параолимпийцами «Особые люди», посвященная  Международному Дню инвалидов.

декабрь

Размещение фото - материалов и заметки на сайте ЦРТДЮ.

6.

Устный журнал  «Ветераны ВОВ пгт. Черноморского» (в рамках цикла мероприятий «О героях былых времен»

январь

Фотоотчет.

Заметка на сайте ЦРТДЮ.

7.

Тематические мероприятия в рамках  месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы

февраль

Фотоотчет.

Заметка на сайте ЦРТДЮ. Заметка в соц. сетях.

8.

- Караван историй:  «Великие женщины России»,

посвященный Международному женскому Дню 8 марта

 - Классный час «Мода и здоровье»

март

Фотоотчет.

Заметка на сайте ЦРТДЮ.

9.

Заочная  экскурсия в музеи космонавтики (ко дню космонавтики)

Апрель

Размещение фото - материалов и заметки на сайте ЦРТДЮ.

10

Музыкальный киоск «Кто сказал, что надо бросить песни на войне…» (история песен о войне и на войне) (В рамках празднования Дня победы)

Май

Размещение фото - материалов и заметки на сайте ЦРТДЮ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитательный потенциал дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ художественной направленности»

В статье представлен опыт работы по использованию изобразительного искусства как средства воспитания духовно нравственной культуры личности, а также знакомства подрастающего поколения с православными ...

Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательном учреждении

Программа развития воспитательной компоненты в средних общеобразовательных учебных заведениях. Направления деятельности педагога. Презентация....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ И ОФОРМЛЕНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

Тетрадь представляет собой методические рекомендации для педагогов по разработке и оформлению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы для учреждения дополнительного образован...

Презентация:Методический компонент к обновлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

laquo;Все меняется в образование, образовательная среда, нужно переходить на новые форматы работы- цифровые ресурсы, которые выходят на передовые позиции». Нужно обязательно обновлять прог...

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ И НАПИСАНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Создание программы предполагает ответственный и трудоемкий процесс, который требует специальной подготовки и кропотливой работы.Грамотное оформление программы придает данному документу определенную юр...