Методическая разработка раздела «Исполнительское мастерство» дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Игра на гитаре»
методическая разработка
В данной методической разработке раскрыты актуальность, новизна, цели и задачи, образовательные технологии, психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения раздела "Исполнительское мастерство".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_razdela_programmy_igra_na_gitare.docx | 28.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества им. А. Гайдара»
Методическая разработка раздела
«Исполнительское мастерство»
Дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы
«Игра на гитаре»
Кротов Евгений Иванович
педагог дополнительного образования,
первой квалификационной категории.
г.Арзамас
2020 г.
Методическая разработка раздела образовательной программы.
Срок реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Игра на гитаре» 2 года. Возраст детей с 12 лет.
Данная образовательная программа имеет художественную направленность.
Она составлена на основе используемой литературы и собственного опыта с учетом нормативных документов. Ежегодно я её дополняю и перерабатываю с учётом новых требований.
Гитара играет большую роль в музыкальной культуре народа. Гитарная песня – это своеобразное зеркало души, позволяющее ощутить красоту отечественной песенной культуры. Песня под гитару – это свидетельство сохранения преемственности между поколениями и сохранения народных традиций. В наше время, когда гитара является популярнейшим инструментом, и желающих научиться игре на гитаре становится все больше.
Занятия в объединении для ребят – это работа, в результате которой подросток приобретает знания и практические навыки, а его способности активно развиваются. Творчество детей и подростков – это сфера их духовной жизни, их самовыражение и самоутверждение, раскрывающее индивидуальность каждого. Дети, научившиеся играть, исполняющие хорошие песни создают вокруг себя эстетическое и нравственное поле притяжения сверстников.
Актуальность программы состоит в том, что она позволяет развить индивидуальные творческие способности детей, приобрести необходимые знания, умения и навыки, программа способствует проникновению и популяризации игры на гитаре в молодежной среде, повышая свой статус в школе и семье.
Новизна программы в том, что она предлагает обучение игре на гитаре по буквенным обозначениям, используя бардовские, народные и эстрадные песни.
Отличительная особенность программы «Игра на гитаре» в том, что учащиеся за короткий промежуток времени осваивают инструмент и в состоянии аккомпанировать вокалисту или инструменталисту.
2. Один из основных разделов программы – «Исполнительское мастерство».
Цель раздела: Подготовка репертуара на основе формирования навыков аккомпанемента
по буквенно-цифровым обозначениям и основами правильного
интонирования мелодии.
Задачи раздела:
Обучающие:
- дать знание правил исполнения аккордов;
- обучение различным приемам звукоизвлечения;
- освоение навыков аккомпанемента;
- дать навыки ансамблевой игры.
Развивающие:
- развитие техники исполнения;
- развитие звукового баланса и единого темпоритма;
- развитие вокальных навыков.
Воспитательные:
- формирование чувства коллективной ответственности
товарищества и взаимопонимания;
- формирование музыкально-эстетического вкуса.
3. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями.
Основной контингент учащихся составляют подростки.
Подростковый возраст – один из самых непростых детских возрастов. Одна из особенностей данного периода – бурное физическое половое развитие, которое осознается и переживается подростками по разному. Это приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. Подросток стремится осмыслить свои притязания на признание, свои права и обязанности, определить себя в обществе. Взрослые начинают предъявлять ему более серьезные требования. Подростки включаются в различные виды деятельности, усваивают социальные ценности, формируются нравственные качества личности: чувство долга, коллективизма, товарищества.
Для подросткового возраста характерно господство детского сообщества над взрослым. Основным видом деятельности этого возраста является общение со сверстниками. Если подросток в школе не может найти удовлетворения в общении, он ищет его вне школы. Основное новообразование этого возраста – чувство взрослости. Это выражается в желании, чтобы все (взрослые и сверстники) относились к нему как к взрослому, равному.
Развитие мышления. Происходит формирование навыков логического мышления. Подросток может рассуждать, не связывая себя с конкретной ситуацией, строить гипотезы, доказывать или опровергать их. Подросток начинает ориентироваться на потенциально возможное, может вообразить все.
Развитие внимания. Подросток хорошо концентрирует внимание в значимой для него деятельности. Внимание становится хорошо управляемым, контролируемым процессом и увлекательной деятельностью.
Развитие памяти. В этот период наблюдается более быстрый рост памяти. Память приобретает логический характер, становится более доступным запоминание абстрактного материала. В этом возрасте происходит переход от механического запоминания к смысловому.
Развитие воображения. Активно развиваются творческие способности подростка, некоторые начинают серьезно заниматься различными видами творчества.
Развитие эмоциональной сферы. Это период повышенной эмоциональности, для него характерны резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность, перепады настроения. Огромное значение приобретает общение (дружба) со сверстниками. Именно через дружбу подросток усваивает такие черты взаимодействия, как сотрудничество и взаимопомощь, взаимовыручка.
Развитие личности. Подросток в это время углубленно изучает себя. Он стремиться к освобождению от опеки со стороны взрослых, это приводит к конфликтам с ними. Однако полной свободы подростки не хотят, поскольку еще не готовы к ней, они хотят всего лишь право на собственный выбор. Подростковый возраст – это переходный период от детства к взрослости, он может сопровождаться проявлениями грубости и нарочитости поведения, игнорированием замечаний. Задача педагога заключается в необходимости учитывать проблемы подростка, применять знания особенностей психологии ребенка при организации учебно-воспитательной работы.
4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы.
- знание буквенно-цыфровых обозначений аккордов и правил их исполнения на
инструменте;
- сопровождать песенный материал разнообразными приемами игры;
- умение грамотно разобрать и аккомпанировать песенный материал;
- объединение детей в ансамбли по 2-5 человек и освоение навыков ансамблевой игры;
- игра без остановок и пауз на хорошем звуке и темпе;
- подчинение индивидуального исполнения ансамблевому звучанию в целом;
- уметь исполнить песню под аккомпанемент;
- овладеть навыками дыхания и основными правилами вокальной дикции;
- воспитание чувства коллективизма, товарищества, ответственности
- воспитать человека, способного ценить прекрасное.
5. В основу образовательного процесса положены принципы:
- наглядности и доступности (соответствие возрастным и индивидуальным
особенностям);
- научности (наличие теоретической основы, методической базы);
- демократичности (педагог и ученик взаимодействуют в социуме);
- систематичности, преемственности и последовательности(от простого к сложному);
- рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной
работы (выполнение коллективных работ).
- самостоятельности.
Образовательные технологии.
Для организации более эффективного учебного процесса, для повышения качества образования на занятиях используются образовательные технологии:
• Развивающее обучение строится по принципам:
- каждое занятие - что-то новое,
- от простого к сложному,
- от известного к неизвестному.
Это весь процесс получения практических и теоретических знаний, специальных навыков и умений, развития своих способностей. Результатом этого процесса является исполнение песен.
• Разноуровневое обучение.
Дети имеют разный уровень способностей, разный тип нервной деятельности, виды темперамента, разные характеры, поэтому одно из условий успешной работы - дифференцированный подход, рассчитанный на разный уровень знаний и умений. Наиболее способным детям по ходу занятия предлагаются более сложные задания.
•Здоровьесберегающие технологии подразумевают: соблюдение режима занятий,
использование динамических пауз, проведение бесед по технике безопасности, учет
возрастных особенностей детей.
Для эффективной реализации раздела программы необходимым является использование различных методов обучения:
репродуктивный продуктивный
объяснительно-иллюстративный частично-поисковый
словесный (беседа, рассказ, лекция)
наглядный
практический
Формы организации образовательной деятельности:
групповые, индивидуальные
Основная форма обучения в объединении – занятие.
Формы занятий:
- просмотр видео и аудио записей и их обсуждение;
- посещение концертов;
- открытые занятия для родителей;
- беседы;
- самостоятельная работа;
- походы;
- конкурсы, смотры;
- чаепития.
Последовательность направлений деятельности:
Терия Освоение аккордов Исполнительское
музыки и приемов игры мастерство
Интегративные связи:
- Теория музыки (нотная грамота, терминология, мажор и минор,
модуляция, транспонирование, знаки);
- Русский язык (правописание, пунктуация, правильное ударение и
произношение);
- Литература (знание стихов, обогащение словарного запаса);
- Математика (умение вести счет при игре).
Формы подведения итогов.
- анализ, наблюдения на занятиях;
- начальная диагностика (нулевой срез- начальный уровень ЗУН);
- промежуточная диагностика (контрольный срез по итогам 1-го
полугодия);
- итоговая диагностика (городские конкурсы, смотры, концерты);
- рефлексия.
6. Система знаний.
Учебно-тематический план по разделу
«Исполнительское мастерство».
Год обучения Тема | I | II | III | |||
теория | практика | теория | практика | теория | практика | |
I. Работа над техникой исполнения:
аккордов;
аккордов; 3. смена позиций. | 1 1 1 | 2 3 2 | 1 - 1 | 4 - 4 | - - - | - - - |
II. Работа над концертным репертуаром: 1. разбор песенного материала; 2. разучивание песен. | 2 2 | 3 8 | 2 4 | 8 13 | 2 3 | 8 22 |
III. «Украшения» аккомпанемента. | - | - | 1 | 4 | - | - |
IV. Ансамблевая работа: 1. навыки синхронного исполнения;
звукоизвлечением; 3. звуковой баланс. | - - - | - - - | - - - | - - - | 3 3 3 | 16 16 16 |
Итого: | 25 | 37 | 92 |
Тема 1. Работа над техникой исполнения.
- првила исполнения аккордов (постановка аккордов правильной
аппликатурой);
- последовательности аккордов (C-dur, E-moll, A-moll, G-dur,
D-moll);
- смена позиций;
- пассажи, арпеджио;
Тема 2. Работа над концертным репертуаром.
- разбор песенного материала (правильность, характер исполнения,
тональность);
- разучивание песни (запись текста песни, запись гармонии).
Тема 3. «Украшения» аккомпанемента.
- мелизмы (форшлаг, мордент, трель глиссандо - определения
понятий);
-.флажолеты (определение понятий).
Тема 4. Ансамблевая работа.
- навыки синхронного исполнения:
значение термина «ансамбль», виды ансамблей – дуэт, трио,
квартет. Анализ и разбор произведения с точки зрения
выразительных средств, формы, кульминации, мелодической
линии, солирующей партии и создания художественного образа в
целом.
разучивание пьес и песен в ансамблях различного состава;
единовременное начало и окончание игры; единство темпа и
согласованное соблюдение изменения силы звука.
Настройка ансамбля, единство темпоритма. Подчинение
индивидуального исполнения ансамблевому звучанию в целом.
- работа над звукоизвлечением:
умение владеть медиатором, дисторшином, фленджером
Отрабатывание отдельных частей и произведения в целом.
- Звуковой баланс между инструментами ансамбля, динамическое
выделение соло – эпизодов. Изучение ритмов, наиболее
распространенных в современной эстрадной музыке. Соло и
звуковой баланс между солистом и аккомпанементом. Разучивание
песен и пьес концертного репертуара; соединение вокала с
аккомпанементом; звуковой баланс между пением и
сопровождением; между соло-эпизодами и пением; подчинение
индивидуального исполнения общему.
Система деятельности.
•Теоретическая работа:
- работа с аудио-видео записями;
- работа с литературой (сборники песен,
методические пособия);
- запись теоретического материала;
- запись буквенно-цифрового обозначения
аккордов.
•Практическая работа:
- наглядный показ на инструменте;
- выполнения заданий детьми;
- выбор песенного материала;
- разбор песенного материала;
- исполнение песни.
Список литературы:
1. Вахромеев В. Элементарная теория музыки. – Музыка,1975.
2. Способин И. Элементарная теория музыки. – Киорара,1996.
3. Верейский В. Некоторые принципы игры на бас-гитаре. ЦНМК, 1978
4. Борин В. Курс игры на ударных инструментах. Музыка, 1979.
5. Панайотов Л. Самоучитель игры на гитаре. – Музыка, 1980.
6. Ширялин А. Поэма о гитаре. – Молодежная эстрада, 1994.
7. Серия «Музыка эстрады». Произведения для электрогитары в
сопровождении ритм-группы./Сост.Ю.Наймушин. Вып.1,2. Музыка1984.
8. Техника аккомпанемента на шестиструнной гитаре. Киев,1983.
9. Мастера зарубежной эстрады (произведения для электрогитары)
Вып.5, А.Кузнецов, Музыка, 1983.
10. Манилов В. Популярные пьесы в обработке для шестиструнной
гитары и ритм-группы. Киев, 1980
11. Репертуар гитариста. Вып.18, Саратов,2000
12. Яшнев В., Вольман Б. Первые шаги гитариста. М. 1994.
13. Школа игры на шестиструнной гитаре. Панайотов Л. 1980.
14. Школа-самоучитель. А. Шумидуб, 2001
15. А не спеть ли нам песню. С. Козлов, 2001.
16.Сборник песен «Лучше всех вокруг». Вып.6.,1999.
17. Сборник песен «Я то, что надо» Вып.1.,1999.
18. Популярные песни. Вып.4 М., Сов. Композитор,1990.
19. Сборник песен «Машины времени» «В добрый час, друзья». Изд.
«Культура» Томск,2000г. Сост. Степанов.
20. А не спеть ли нам песню. С.В. Козлов. Саратов,2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности студии "Гитара и Мы" для обучающихся 13 – 18 лет срок реализации три года
Гитара-достаточно популярный инструмент, который издавна пользуется популярностью и используется как для сольной игры, так и для аккомпанемента. Учитывая, что подавляющее большинство учащихся занимает...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Играя, познаем мир"
Программа "Играя, познаем мир" социально-гуманитарной направленности, возраст детей: 1 год обучения - 5 - 6 лет, 2 год обучения - 7 - 10 лет....
Методическая разработка раздела дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Работа над спектаклем".
Методическая разработка раздела дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Работа над спектаклем"....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа игры на гитаре"Звонкие струны" для детей 8-16 лет Срок реализации программы- 1 год
Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программаигры на гитаре"Звонкие струны"для детей 8-16 лет Срок реализации программы- 1 год...
Методическая разработка тематического планирования раздела «Саморазвитие личности» дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Я лидер»
Методическая разработка адресована педагогам дополнительного образования, реализующим дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Я лидер» (автор-разработчик Н.И. Осипова...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА тематического планирования раздела «Саморазвитие личности» дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Я лидер»
Методическая разработка адресована педагогам дополнительного образования, реализующим дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Я лидер» (автор-разработчик Н.И. Осипова...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Эстрадная гитара "
Программа обучения игре на гитаре «Эстрадная гитара» имеет художественную направленность. Уровень освоения программы – углубленный.Актуальность данной программы заключается во ...