"Активизация творческих способностей детей дошкольного возраста посредством развития певческих навыков"
проект по теме

           В данном опыте отражены как традиционные, так и инновационные  методы активизации творческой деятельности детей дошкольного возраста посредством развития певческих навыков. Система вокальных упражнений направлена на развитие индивидуального творческого проявления детей в пении - на импровизацию, умение передать музыкальный образ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt.doc127 КБ

Предварительный просмотр:

Тоскунова Светлана Дмитриевна

Управление образования и науки

администрации Губкинского городского округа

МОУ «Научно-методический центр»

(в системе дополнительного педагогического образования

и повышения квалификации)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №37 «Ягодка»

Активизация творческих способностей

детей дошкольного возраста

посредством развития  певческих навыков

                                                                  Автор опыта: Тоскунова

                                                               Светлана Дмитриевна

                                                                         музыкальный руководитель

                                                              МДОУ «Детский сад

                                                                            комбинированного вида №37

                                                                                               «Ягодка»                                                         

                                               

                                                Содержание

  1. Информация об опыте…………………………………...3

  1. Технология опыта………………………………………..8

  1. Результативность опыта…………………………………12

  1. Библиографический список…………………………….16

                     

  1. Информационный раздел

Условия возникновения и становления опыта

Тема опыта: «Активизация творческих способностей детей дошкольного возраста посредством развития певческих навыков»

        В современных условиях изменились и усложнились задачи дошкольных образовательных учреждений в плане обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. На первый план, наряду с усвоением первичных знаний, умений и навыков, выдвигаются задачи этического и эстетического воспитания дошкольников, развитие у них творческих способностей, обогащение сокровищами мировой культуры и формирование здорового образа жизни.

        Началом работы по теме актуального педагогического опыта стало проведение диагностики по определению исходного уровня певческих навыков дошкольников. По результатам диагностики в группах оказалось только 15% детей с высоким уровнем творческой самореализации, 25%  детей находились на среднем уровне, 60% - на низком. Таким образом, возникла необходимость создания условий для творческой самореализации детей в певческой деятельности.

        Одним из приоритетных направлений Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 37 «Ягодка», расположенного в г. Губкин, Белгородской области,  является направление социально - педагогическое, главная цель которого -   формирование всесторонне развитой личности дошкольника. Чтобы достичь поставленной цели была выбрана данная тема актуального педагогического опыта: «Активизация творческих способностей детей дошкольного возраста посредством  развития певческих навыков», так как процесс пения помогает ребёнку не только приобрести определённые навыки в развитии голоса, но и способствует формированию в целом личности, умения выражать себя, развитию его музыкального вкуса; содействует укреплению здоровья (развивает дыхательные мышцы, благотворно влияет на нервную систему).                     Качество звучания детского голоса во время пения  формируется  уже в дошкольном возрасте. Поэтому возникла необходимость систематизировать имеющиеся наработки по теме актуального опыта.    

        Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 37 «Ягодка», открыто в 1988г, в нем функционирует 11 возрастных групп: 2 — ясельных, 6 - для детей дошкольного возраста, 3 - для детей с нарушением речи.

        В детском саду имеется эстетически оформленный музыкальный зал, кабинет музыкальных руководителей, площадка для проведения музыкальных занятий в летнее время. Всё это оснащено необходимым техническим и дидактическим оборудованием, отвечающим современным требованиям. Таким образом, в дошкольном учреждении созданы все условия для развития музыкальных способностей детей.

Актуальность  опыта

Новейшие научные исследования в области музыкальной  педагогики и опыт работы в дошкольном учреждении, а так же исторический опыт показал, что вокальное воспитание оказывает влияние не только на эмоционально-эстетический строй личности ребёнка, но и на его всестороннее развитие.

        Пение по праву считается первичным из всех видов музыкального исполнительства, одним из первых проявлений музыкальности ребёнка. Данная проблема всегда актуальна, так как пение, вокально-хоровая работа являются важной формой музыкальной деятельности в системе массового музыкального воспитания.

        Формирование певческих навыков - один из наиболее сложных разделов музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Обучая детей вокалу необходимо учитывать, что голосовой аппарат ребёнка хрупкий, нежный, непрерывно растёт в соответствии с  организмом ребёнка. Поэтому педагог должен не только владеть методикой обучения пению, но и беречь голос ребёнка, находить такие приёмы вокальной техники, которые бы наиболее эффективно способствовали развитию детского голоса, что и прослеживается в описании опыта. Затрагиваемая проблема актуальна  ещё и потому, что связана с поиском новых путей  эстетического воспитания ребёнка средствами музыки через самый доступный и активный вид музыкальной деятельности, каковым является пение. Систематическое, планомерное вокальное воспитание оказывает благотворное влияние и на физическое здоровье детей.

            Развить творческую деятельность дошкольников не возможно в полном объёме, так как в дошкольном музыкальном воспитании существует ряд противоречий между ориентацией нового содержания дополнительного образования на развитие творческих способностей детей и традиционными методами и формами обучения, а так же желанием ребенка выразить свои эмоции, чувства в  музыке и недостаточной сформированностью музыкальных певческих навыков; стремлением личности к творчеству, оригинальности, самовыражению и отсутствию возможности выразить свои способности.

Для решения этих проблем  были поставлены следующие задачи.    

  1. Оптимальное сочетание традиционных и инновационных технологий личностно-ориентированного, интегрированного обучения,  (игровые, индивидуальные, групповые методы)
  2. Конструирование содержания музыкального занятия, ориентированного на индивидуальную, коллективную творческую деятельность детей.
  3. Организация музыкальных праздников, развлечений, участие в городских музыкальных  творческих конкурсах.

Исходя из возникших противоречий, возникла мысль выстроить систему активизации творческих способностей детей дошкольного возраста посредством развития певческих навыков.

 

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении   методов активизации творческих способностей детей дошкольного возраста посредством развития певческих навыков.  

Этой идеей обусловлено:

-использование традиционных и инновационных технологий в обучении (игровая, индивидуальная, групповая; интеграция);

-высвобождение внутренних творческих сил ребенка, его эмоционально-эстетического потенциала путем применения разработанной системы упражнений и тренингов на занятиях;

      -обучение умению свободно, непринужденно и одновременно чрезвычайно ответственно пользоваться голосом, его гибкой и музыкальной природой, его потенциалом точного и выразительного эквивалента собственному чувству.

Длительность опыта

          Работа над опытом охватывает период с 2006 по 2009 год (вторая младшая группа - подготовительная). На протяжении всей деятельности проводился мониторинг развития певческих навыков дошкольников.

Апробирование опыта осуществлялось с 2006 года поэтапно:

  1. 1 этап-констатирующий

1.Изучение нормативных документов и материалов.

2.Подбор и разработка упражнений для развития певческих способностей.

3.Оформление наглядно-демонстрационного материала.

4.Начальная диагностика.

  1. 2 этап-формирующий

1.Апробация новых форм и методов творческой работы с детьми.

2.Последовательное формирование певческих навыков, развивающих голос и слух.

  1. 3 этап-заключительный

1.Итоговая диагностика уровня сформированности певческих навыков у детей.

2.Установление динамики развития творческих способностей детей.

3.Обобщение актуального педагогического опыта.

Диапазон опыта

           В данном опыте отражены как традиционные, так и инновационные  методы активизации творческой деятельности детей дошкольного возраста посредством развития певческих навыков. Система вокальных упражнений направлена на развитие индивидуального творческого проявления детей в пении - на импровизацию, умение передать музыкальный образ. Представленный опыт работы является единой системой «занятие - кружковая работа - индивидуальная - работа с семьей - работа с воспитателями».  

     

Теоретическая база опыта

          В основе данного педагогического опыта лежат идеи Л.С. Выготского, Д.Б. Кабалевского, А.А. Волковой[, Н.А.Ветлугиной, о необходимости развития творческих, в том числе  музыкальных способностей детей дошкольного возраста. Практические разработки  Е.Н. Тиличеевой, В.В. Емельянова, Т. М. Орловой, А.Ф. Битус по вокальным, артикуляционным упражнениям для детей дошкольного возраста, а также системы упражнений для развития голоса и слуха.

        На основе  научной идеи Н.А. Ветлугиной, которая в своих исследованиях всесторонне проанализировала возможности детей в выполнении творческих заданий, истоки детского творчества, пути его развития, разработана теоретическая база данного опыта, включающая взаимосвязь, взаимозависимость обучения и творчества детей. Теоретически и экспериментально доказано, что эти процессы не противостоят, а тесно соприкасаются, взаимообогащают друг друга. Было установлено, что необходимые условия возникновения детского творчества – это накопление впечатлений от восприятия искусства и накопление опыта исполнительства. В импровизациях ребёнок эмоционально, непосредственно применяет всё то, что усвоил в процессе обучения. В свою очередь обучение обогащается творческими проявлениями детей, приобретает развивающий характер.

        Например, Л.С. Выготский обосновал небезынтересный тезис о возможности формирования у ребенка привычки к творчеству, посредством специально разработанных упражнений творческого характера. Его концепция творческого развития личности, имея ярко выраженную гуманистическую направленность, ориентировала педагогов на сохранение индивидуальности ребенка и создание необходимых для его всестороннего творческого развития условий.

По проблеме творческого развития ребенка продолжалась работа и в XX веке. Результатом этой деятельности стало создание разнообразных образовательных технологий, предусматривающих личностно-ориентированный подход в обучении ребенка, развитии его творческих способностей. Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся: технология игрового обучения, технология творческого развивающего обучения по А.А. Волковой, система музыкально-творческого образования по Д.Б. Кабалевскому также нашли отражение в данном опыте.

         Пение – основное средство музыкально-творческого воспитания, оно наиболее близко и доступно детям. Обязательным условием формирования и совершенствования певческих навыков являются: работа  над дыханием, артикуляцией,  дикцией, а так же упражнения (распевки) на которых легче формировать певческие навыки и интонационный звуковысотный слух.                  Замечательный знаток детских голосов А.А. Сергеев писал: «…термин «распевание» вошёл в практику пения как один из способов подготовки детей к овладению элементарными вокальными навыками».

         Как известно, упражнение – это многократное повторяемое, специально организованное действие, которое направлено на улучшение его выполнения. В своей практике широко использую упражнения педагога-музыканта, композитора Е.Н. Тиличеевой, которые помогают детям овладеть элементарными певческими навыками, достигать в пении непринуждённости и лёгкости звучания, правильного дыхания.

          В. Емельянов, руководитель экспертной детской хоровой музыкальной школы г. Екатеринбурга, считает наиболее важным развитие системы голосообразующего комплекса, сгруппированного по следующим критериям: генераторный (гортань), резонаторный (рупор), дыхательный.

         Как и В.В. Емельянов, в работе с детьми первостепенное значение уделяю развитию голосового аппарата. Он говорил: «Любой не предубеждённый человек может ясно представить себе, что ухом, с помощью слуха мы ничего не чувствуем, а чувствуем сердцем и ещё более «горлом», где расположены тончайшие и богато иннервированные мышцы».

          На основании теоретических и практических методик известных педагогов и музыкантов мною и была разработана система активизации творческих способностей детей дошкольного возраста посредством развития певческих навыков на основе артикуляционных упражнений В. Емельянова, а также различных упражнений  Е. Тиличеевой, Т. Орловой, А.Ф.Битус.

Степень новизны

        Новизна опыта заключается в комбинации следующих технологий: личностно-ориентированного, интегрированного обучения, игровой технологии, упражнений на развитие голосового аппарата по системе В.В. Емельянова,  системы упражнений для развития голоса и слуха Т.М. Орловой а также вокальных упражнений Е.Н. Тиличеевой и А.Ф.Битус. Опираясь на указанные методики, выстроила систему активизации творческих способностей детей дошкольного возраста посредством развития певческих навыков.

  1. Технология опыта

Цель актуального педагогического опыта: активизация творческих способностей детей дошкольного возраста посредством развития  певческих навыков.

Чтобы полнее реализовать поставленную цель была изучена методическая литература по данной теме, и поставлены следующие задачи:

-развить голосообразование с учетом роста всего организма ребенка;

-совершенствовать голос и слух (их взаимодействие);

-формировать и накапливать певческие навыки: артикуляцию, певческое дыхание, дикцию;

-формировать и совершенствовать качество звучания голоса: чистоту интонирования, тембр, диапазон, полётность и подвижность голоса;

-развивать протяжное  пение, четкую дикцию;

-развивать творческие способности детей.

        Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Пение в хоре объединяет детей, создает условия для их музыкального эмоционального общения. Выразительное исполнение песен помогает наиболее ярко и углубленно переживать их содержание, вызывает эстетическое отношение к окружающей действительности. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, т.к. знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.        

           Проблема постановки певческого голоса ребенка–дошкольника – одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкальной педагогической теории и практике. В то же время это одна из самых важных проблем практики музыкального воспитания дошкольников.

        Опираясь на исследования и опыт ведущих музыкантов–теоретиков и практиков, широко используя новейшие достижения музыкальной педагогики, выстроила систему развития певческих навыков детей дошкольного возраста.

        Данная работа начинается с детьми трехлетнего возраста. Вокальные навыки формируются в процессе работы над распеванием. Особое внимание уделяется звукообразованию: учить детей петь протяжно, естественным, голосом, без напряжения и крика. В целях развития песенного творчества детям младшего возраста предлагаются творческие задания, дидактические игры, такие как «Позови кошечку» «Курочка и цыплята», «Покачай и убаюкай куклу» и другие.

        В средней, старшей и подготовительной группах работа над певческими навыками продолжается, у детей проявляется повышенный интерес к песенному творчеству.

        Более углубленно работа в этом направлении ведётся на занятиях вокального кружка «Веселые нотки», который посещают дети 5-7-летнего возраста.

        В основе системы лежат идеи детского музыкального воспитания   Емельянова В.В. , Орловой Т., Тиличеевой Е.Н., А.Ф.Битус.

        Цикл занятий можно разделить на 3 раздела, которые взаимосвязаны и взаимодействуют между собой:

1. Для правильного звукообразования большое значение имеет четкая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого неба с маленьким язычком), поэтому для достижения этой цели на каждом занятии проводятся артикуляционные упражнения по системе Емельянова В.В. (Приложение 1). Эти упражнения не только развивают певческий голос, но и способствуют его охране, укрепляют здоровье ребенка.

        В артикуляционную гимнастику входит:

-работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т.д.);

-с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки), массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.

         Упражнения на артикуляцию детям доступны и интересны, если педагог использует их на занятиях в игровой форме. (Приложение 2).  Для развития творческих способностей детей используются придуманные  детьми этюдные истории «Язычка» на основе упражнений системы В.В. Емельянова.

        Так как игра – любимый вид деятельности ребенка и игре он самоутверждается как личность, у него развивается фантазия. Сами того, не замечая, дошкольники решают в игре сложные задачи по развитию дикции и артикуляции. 

        После проведения артикуляционной гимнастики, необходимо использовать  интонационно–фонетические упражнения, которые помогают преодолеть дефекты речи, выравнивают гласные и согласные звуки. При пении упражнений из ряда гласных с целью их выравнивания один гласный звук следует, как бы вливать в другой плавно, без толчка (уууаааооо). Пение гласных в той или иной последовательности преследует определенную цель в зависимости от того, на какое тембровое звучание нужно настроить голос. Для формирования звучания детского голоса ближе к фальцетному звучанию следует использовать гласные звуки [у], [о], [а] (среди которых гласный [у] наиболее предпочтителен). В практической работе с детьми за основу певческой артикуляции принято расположение губ в полуулыбке. При таком расположении гортань поднимается, голосовые связки работают в более тонком режиме, голос звучит легко, светло. Расположение губ в полуулыбке способствует нахождению близкой вокальной позиции, которая характеризует правильное звукообразование. Особое внимание необходимо обращать на раскрепощение подбородка. ''Проверка'' осуществляется открыванием рта руками, приложенными к щекам (пальцы сквозь щеки лежат на нижних зубах), при этом звучит гласный звук [у].

2. Обязательное условие на музыкальных занятиях является работа с руками. Руки “отвечают” за определенные участки коры головного мозга. Они помогают осуществить музыкальные действия более осмысленно, эстетично, выразительно и разнообразно, что позволяет достичь успехов даже с самыми слабыми детьми. На занятиях создаются ситуации, когда ребенок обязательно начинает работать руками. Руки внизу – низкий звук, вверху – высокий, руки совершают отрывистые движения – звук отрывистый на стаккато, мягкие движения рук – плавный звук. Этот прием помогает детям сознательно управлять процессом звукоизвлечения. (Приложение 3).

        Большую помощь в решении проблем музыкальности оказывают игры, упражнения для развития звуковысотного слуха такие как «Лесенка» Е.Тиличеевой, «Куда катился колобок», «Сколько нас поёт» и другие. (Приложение 5) Для развития звуковысотного слуха у детей (начиная с младшего возраста) можно использовать такие игровые упражнения как:

«Гудок» - умение сливаться с голосом педагога на длинной ноте,

«Лошадки» - кончиком языка производить щелчки, издавая звуки разной высоты. Предлагается детям выстроить звуки в унисон (одинаковой высоты).

«Капельки» - пение на слог «кап» одной ноты с повторением её много раз (как капли дождя). Нота должна быть удобной ребёнку по высоте. Далее необходимо сначала на тон, затем на пол тона опускаться и подниматься, попевая «кап – кап».  

         В работе с детьми  важно использовать систему упражнений

Т. Орловой, которые несут огромный вклад в развитие музыкального слуха и голоса.   (Приложение 4).

       На занятиях используется такой прием, как выразительное чтение стихотворения. Работа над стихами проводится таким образом: воспитатель читает стихотворение под дирижирование (как будто музыкальное произведение). Каждый ребенок повторяет эти движения, которые предлагают несколько вариантов контрастных образов (добрый, злой, плаксивый, радостный и т.д.). Для занятий подбираются стихи, содержащие яркий игровой образ.

        Красивые, пластичные движения рук, качественное дирижирование, активные, широкие движения, положительные эмоции – все это оказывает благотворное влияние на психологическое и физическое здоровье детей.

        Для выработки навыка выразительной дикции используются скороговорки, которые можно произносить в едином ритме, в начале медленном темпе, постепенно ускоряя по мере выучивания текста, с твёрдой атакой звука и утрированно активной работой губ, а также петь на звуке одной высоты.

        Пальчиковые игры – еще один необходимый прием на занятиях. Они развивают мелкую моторику, отвечают за речь, развивают творчество, фантазию, вырабатывают выразительность речи. То быстрый, то размеренно неторопливый, иногда распевный темп рифмованных строк воспитывает плавность, размеренность, ритм речи, развивает дыхание. (Приложение 6).

3. Большое значение для закрепления певческих навыков имеют игры с пением. Игровая ситуация усиливает интерес детей к певческой деятельности, делает более осознанным восприятие и содержание песни. (Приложение 7)

        Для формирования ладотонального слуха незаменимыми являются задания на развитие песенного творчества “Что ты хочешь, кошечка”

Г. Зингера, “Зайка, зайка, где ты был?” М. Скребковой, а также используются специальные упражнения по методике А.Ф.Битус.

          Упражнение «Колокольчик» развивает ладовую устойчивость, звуковысотный и мелодический слух, способствует навыку нахождения «близкой» вокальной позиции звука, учит короткому активному вдоху и плавному выдоху; упражнение «Барабан» развивает чувство ритма, способствует выработке чистоты интонирования больших интервалов (ч4, ч5) и навыка чёткой дикции.  (Приложение 8)

          Детям предлагается поиграть в музыкальные вопросы и ответы. Вопросно-ответная форма упражнения или задание закончить мелодию, начало которой спел педагог, способствует активизации внутреннего слуха, развитию творческой инициативы.

        Фантазия, воображение, элементы творческих проявлений сопровождают каждую игру, а возможность играть без сопровождения, под собственное пение, делает эти игры наиболее ценным музыкальным материалом. В играх с пением дети упражняются петь, а капелла. Под влиянием эмоций, вызываемых игрой, ребенок старается точно передать мелодию, текст, а, главное, то настроение, которое несет в себе данная песня. Общее воодушевление в игре, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей. Важно в каждом ребенке поддерживать заинтересованность, помогать детям, приобретать веру в себя, освобождаться от напряжения, стеснения.

        Таким образом, использование традиционных и инновационных технологий,  системы специальных упражнений, различных игр, индивидуальная и кружковая работа с детьми – все это позволило добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста, а также активизировать творческие способности дошкольников.  Музыка прочно вошла в быт ребят. Они поют в группе, дома для родителей и вместе с родителями, не только в сопровождении инструмента, но и самостоятельно без чьей-либо помощи.

           Для достижения высоких результатов работа строится в сотрудничестве с родителями и воспитателями. Проводятся беседы, консультации по организации музыкальной деятельности детей. (Приложение  9, 10, 11, 12,13)

3. Результативность

         Критерием результативности опыта является степень творческой реализации детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности.

         Опыт показывает, что использование данной системы  в работе с дошкольниками  значительно повышает уровень сформированности у детей певческих навыков и исполнительской культуры, обогащает их знания о хоровом исполнительстве, особенностях голосового аппарата, охране детского голоса, способах управления им, а так же способствует развитию творческих способностей детей.

        Развитие творческих способностей детей одна из составляющих музыкального развития дошкольников.

        Результаты эффективности проведенной работы четко прослеживаются в сравнении сводных диагностических данных по музыкальному развитию дошкольников.

В результате такой целенаправленной работы мне удалось достичь стабильно высоких результатов.

Уровень развития усвоения программного материала

по разделу программы Васильевой «Музыкальное воспитание»

2006-2007

учебный год

2007-2008

учебный год

2008-2009

учебный год

 группа № 5

подготовительная

92%

группа № 8

подготовительная логопедическая

92%

группа № 10

подготовительная

93%

группа № 11

средняя

85%

группа № 11

старшая

90%

группа № 11

подготовительная

94%

группа № 5

II младшая

79%

группа № 5

средняя

85%

группа №8

старшая логопедическая

89%

группа №8

подготовительная

логопедическая

92%

группа № 10

II младшая

83%

группа № 10

средняя

87%

Уровень развития творческих способностей детей

2006-2007

учебный год

2007-2008

учебный год

2008-2009

учебный год

 группа № 5

подготовительная

64%

группа № 8

подготовительная логопедическая

62%

группа № 10

подготовительная

66%

группа № 11

средняя

55%

группа № 11

старшая

66%

группа № 11

подготовительная

72%

группа № 5

II младшая

51%

группа № 5

средняя

54%

группа №8

старшая логопедическая

56%

группа №8

подготовительная

логопедическая

61%

группа № 10

II младшая

53%

группа № 10

средняя

56%

Обобщение и распространение педагогического опыта

С целью обмена опытом проводила открытые занятия:

для музыкальных руководителей детских садов в рамках недели занимательной педагогики «Путешествие в осенний лес», для воспитателей ДОУ и учителей начальных классов МОУ «СОШ №13» - открытое занятие «Весенние месяцы».

         Мои воспитанники с удовольствием выступают на различных творческих конкурсах, в концертных программах:

  1. 2005 год – городской конкурс детского творчества «Звездная капель» -  I место;
  2. 2006 год – «Кубок главы местного самоуправления» - I место;
  3. 2007 год – городской конкурс детского творчества «Звездная капель» -  II место;
  4. 2009год – городской конкурс детского творчества «Звездная капель» -  II место.

         В 2008 году стала лауреатом областного конкурса «Родники мастерства Белогорья»

         Выступала на родительских собраниях по теме: «Взаимодействие детского сада и семьи как условие развития музыкальных способностей ребенка», «Задачи педагога-музыканта, воспитателя, родителей в организации музыкальной деятельности детей».

          Проводила отчетные концерты для родителей.

Делилась опытом работы с коллегами на городском МО по теме «Закономерности развития музыкальных способностей в дошкольном детстве".

Продолжаю совершенствовать систему своей работы, изучаю методические новинки, педагогические технологии, материалы СМИ. Систематически повышаю свое педагогическое мастерство через курсы повышения квалификации.

Библиографический список

1. Апраксина, О.А. Из истории музыкального воспитания/ О.А. Апраксина.

 - М.: Просвещение, 1990. – 207 с.

2. Багадуров, В.И. Охрана детского голоса/ В.И. Багадуров.

    - М.: Просвещение, 1972. – 203 с.

3. Битус, А.Ф. Певческая азбука ребёнка/  А.Ф. Битус. – Минск:      

ТетраСистемс, 2007. – 96 с.

4. Ветлугина, Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду/

    Н.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 1989. – 239 с.

5. Ветлугина Н.А. Художественный образ и детское творчество //  

    Художественное творчество и ребенок: Монография/ Н.А.    Ветлугина. –

    М.: Педагогика, 1972. - С.22-36

6. Волкова, А.А. Воспитание детского творчества // Дошкольное воспитание.  

    -   1938. - № 9. - С.14-28.

7. Выготский, Л.С. Собрание сочинений/ Л.С. Выготский в 6 т. т. 3.-                                                      

     М.: Педагогика, 1983.-с.68.

8. Емельянов, В.В. Критерии детского академического пения/В.В. Емельянов.      

    Екатеренбург , 1991. – 165 с.

9.  Кабалевский, Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе/ Д.Б. Кабалевский.  

     Статьи, доклады, выступления. - М.: Педагогика, 1973 г.

10. Метлов, Н.А. Музыка – детям/ -М.:Просвещение, 1985. – 144 с.

11. Овчинникова, Т.С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на  

      занятиях в детском саду/ Т.С. Овчинникова. Издательство «Каро»,2006.

      - 204 с.

12. Орлова, Т.М. Учим петь// Музыкальный руководитель. –2004.-№5.

      –   с.19-22

13. Орлова, Т.М. Учим петь// Музыкальный руководитель. –2004. -№6.

      -  с. 2-5

14. Орлова, Т.М. Учим петь// Музыкальный руководитель. –2005.-№2.

        – с. 21-27

15. Орлова, Т.М. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса

      у детей 3 – 5 лет/ Т.М. Орлова, С.М.  Бекина. - М.: Просвещение, 1988. –

     144 с.

16. Орлова, Т.М. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса

     у детей  5-6 лет/ Т.М. Орлова, С.М.  Бекина. - М.: Просвещение, 1987. –  

     144 с.

17. Орлова, Т.М. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса

      у детей  6-7 лет/ Т.М. Орлова, С.М.  Бекина. - М.: Просвещение, 1988. –

      144 с.

18. Тиличеева, Е.Н. Маленькие песенки: вокальные упражнения для детей      

       дошкольного возраста/ Е.Н. Тиличеева, - М.: Музыка, 1978. – 185 с.

Приложения

1. Приложение №1 - Система упражнений по подготовке речевого аппарата к дыхательным звуковым играм (по методике В.В. Емельянова);

2. Приложение №2  - Конспект занятия вокального кружка в старшей и подготовительной группе «Интересное  путешествие язычка»;

3. Приложение №3 – Карточки при работе с руками при извлечении звука;

4. Приложение №4 – Система упражнений для развития музыкального слуха и голоса  Т. Орловой «Учим петь»;

5. Приложение №5 – Игры для развития звуковысотного слуха детей дошкольного возраста;

6. Приложение №6 – «Пальчиковые игры»;

7. Приложение №7 – «Игры со словами»;

 8. Приложение №8 – «Упражнения для формирования ладотонального звука»;

9. Приложение №9 – Консультация для родителей «Взаимодействие детского сада и семьи как условие развития музыкальных способностей детей»;

10. Приложение №10 – Консультация для родителей и воспитателей «Задачи педагога-музыканта, воспитателя, родителей по организации музыкальной деятельности»;

11. Приложение №11 - Консультация для родителей  «Об охране детского голоса 4-5 лет при обучении пения»;

12. Приложение №12 - Консультация для родителей и воспитателей «Поём вместе с детьми»;

13. Приложение №13 -  Консультация для воспитателей «Музыкально-дидактические игры – классификация, цели, методика использования».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие творческих способностей детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях

Презентация включает в себя этапы развития, условия возникновения и успешного развития творческих способностей детей дошкольного возраста....

Театральное искусство как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребёнка. Современная педагогическая наука, смотрящая на ...

"Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредствам игры"

Одним  из  важнейших  факторов  творческого  развития  детей  является создание условий,  способствующих формированию их  творческих  способностей.Тво...

"Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изотворчества нетрадиционными техниками и материалами".

Способность к творчеству является специфичной особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее.Чем выше уровень развития способностей челов...

Методическая разработка "Развитие речи, мышления и творческого воображения детей дошкольного возраста посредством использования ТРИЗ-технологии"

Методическая разработка для выступления на Всероссийской Научно-практической конференции "Педагогическое мастрество и педагогические технологии"...