Дополнительная общеобразовательная программа студия «Декоративно-прикладное искусство»
рабочая программа

Алырчикова Любовь Сергеевна

Студия «Декоративно-прикладное искусство» авторская программа по изучению различных видов прикладного и художественного искусства. На первых годах обучения школьники изучают основы нескольких видов прикладного и художественного творчества, в дальнейшем каждый ребенок выбирает индивидуальный путь самовыражения через углубленное изучение выбранных направлений в искусстве, как ранее изученных, так и совершенно новых для него.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_dpi.doc203 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного образования «Центр «Радуга»

(МБОУ ДО «Центр «Радуга»)

Утверждена

решением педагогического совета

МБОУ ДО «Центр «Радуга»  

Протокол №____от ____________

 _____________________________

Директор А.А. Зорина

Студия «Декоративно-прикладное искусство»

дополнительная общеобразовательная

(общеразвивающая) программа

для обучающихся 6-18 лет

срок реализации 5 лет

Автор программы:

Шуликова Ольга Васильевна

Автор рабочей программы:

Алырчикова Любовь Сергеевна

Должность: Педагог ДО

        

с. Каратузское 2022 г.

Пояснительная записка

Студия «Декоративно-прикладное искусство» авторская программа по изучению различных видов прикладного и художественного искусства. На первых годах обучения школьники изучают основы нескольких видов прикладного и художественного творчества, в дальнейшем каждый ребенок выбирает индивидуальный путь самовыражения через углубленное изучение выбранных направлений в искусстве, как ранее изученных, так и совершенно новых для него.

В каждого человека заложен инстинкт к познанию. Искусство – один из способов познания мира. Визуальная деятельность, основа при изучении прикладного искусства – не иллюстрация к мысли, а полноценный процесс мышления. Предлагаемая программа построена так, чтобы дать ученикам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков.

Развитие художественного восприятия и практическая деятельность в программе представлены в их содержательном единстве. Разнообразие видов прикладной деятельности подводит учащихся к пониманию художественной культуры народа, изучение произведений искусства и декоративно-прикладного творчества подкрепляется постоянной практической работой.

Художественная деятельность школьников на занятиях находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности; обсуждение своих работ и работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на занятиях; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений. При отборе учебного материала важное значение имеет выявление нравственного, эстетического содержания разнообразных художественных произведений. Тематическая цельность программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты учеников с искусством, приобщить их к художественной культуре.

  • Актуальность, отличительные особенности данной программы.

Во многих программах дополнительного образования предлагается изучение одного или двух видов творческой деятельности, ограничивая свободу выбора и творчества ребенка.  Программа студии «Декоративно-прикладное искусство» решает актуальную задачу соединения разных видов прикладного и художественного творчества — при создании изделия ученик может воспользоваться различными прикладными и изобразительными техниками и приемами, скомпоновать и выбрать для самовыражения приемлемый для себя вид деятельности. Одни и те же темы могут быть выполнены в различных прикладных технологиях. На первых годах обучения студийцы знакомятся с азами нескольких видов прикладного и художественного творчества, в дальнейшем каждый ищет для себя индивидуальный путь самовыражения через углубленное изучение выбранных направлений в искусстве при помощи педагога.

Каждый ребенок наделен природой индивидуальным темпераментом и характером, от которого зависят его этические предпочтения, индивидуальность творческого почерка – поэтому еще одним из приоритетных направлений обучения данной программы, по средствам компоновки и комбинации художественных технологий и приемов, является развитие и сохранения самобытности ребенка в процессе всего срока обучения.

Отличительной особенностью программы является комплектование групп. По программе запланирована работа с учениками 6-18 лет. Для полноценного освоения программы студийцы разбиваются на возрастные группы: младшая школьная (6-11 лет), средняя школьная (11-15 лет), старшая школьная (15-18 лет). В связи с различной психофизической подготовкой детей недельная нагрузка работы в студии разработана по трем видам (4, 5, 6 часов в неделю), а также методы и технологии обучения подбираются индивидуально для каждой группы детей.

Основа деятельности младшего школьного возраста – игровая, работа по шаблону, особое внимание на эмоциональность подачи материала. Для работы со средним школьным возрастом характерен поиск себя через творческую, соревновательную деятельность, постоянный диалог, как с педагогом, так и в коллективе. В старшем школьном возрасте учебная деятельность становится осознанной, избирательной, основа работы – самореализация, самовыражение через погружение в себя, основной упор работы направлен на профориентацию, постановку значимых, долгосрочных целей. В малокомплектных школах возможно создание разновозрастной группы детей, в этом случае составляются либо индивидуальные планы на каждую возрастную категорию (в составе основной) с разными творческими заданиями, либо по одному творческому плану, но с разбивкой по сложности и часовой нагрузке.

После прохождения основной трехгодичной программы студии, комплектуется творческая группа (IV год обучения) в основе которой заложена проектная и исследовательская творческие работы по выбранным видам и технологиям прикладного и художественного творчества. Для заинтересованных одаренных студийцев ведется целенаправленная профориентационная работа (V год обучения) с индивидуальным образовательным маршрутом для каждого обучающегося (при необходимости обучение одаренных школьников ведется не один год, каждый раз усложняя и дорабатывая индивидуальные планы развития).

  • Цель: Развитие личности ребенка, ее самовыражение, обогащение через освоение различных видов изобразительного и прикладного искусства.
  • Задачи программы:
  1. Овладевать трудовыми навыками, способами художественной деятельности.
  1. Прививать культуру труда;
  2. Освоить приемы владения приспособлениями и инструментами изобразительного и прикладного творчества;
  3. Научить работать с образцами и технологическими картами.
  1. Развивать способность к эмоционально-ценностному восприятию произведений искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру, к народным традициям и обычаям.
  1. Освоить законы, техники и приемы изобразительного и прикладного творчества;
  2. Формировать коммуникативные навыки;
  3. Воспитывать бережное отношение к природе.
  1. Формировать самостоятельность в творческой деятельности.
  1. Овладеть прикладными знаниями, а также умениями и навыками, необходимыми для творческого процесса;
  2. Развивать творческое мышление – фантазию, воображение и познавательную активность;
  3. Формировать художественный вкус, способность видеть и чувствовать гармонию.
  1. Овладевать приемами проектирования и научно-исследовательской деятельностью.
  1. Развивать стремление к творческому самовыражению;
  2. Обучить особенностям подбора и работы с различными источниками информации;
  3. Уметь анализировать результаты своей работы, давать им адекватную оценку.
  1. Совершенствовать профессиональные навыки в художественном и прикладном искусстве (профориентационная работа).
  1. Уметь планировать свою деятельность, ставить и добиваться поставленной цели;
  2. Развивать и вырабатывать авторский, индивидуальный подход при создании художественных произведений;
  3. Овладеть навыками проведения мастер-класса.
  • Основной контингент студийцев – дети 6-18 лет.

Состав групп компонуется по возрастным категориям:

6-11лет, 11-15лет, 15-18лет.

В исключительных случаях возможен разновозрастной состав группы.

  • Длительность образовательной программы 5 лет, она подразделяется на три этапа обучения: I, II, III год обучения – основной курс программы дополнительного образования; на IV год обучения комплектуется творческая группа для заинтересованных в дальнейшем обучении детей; V год обучения запланирован для работы с одаренными студийцами (для подготовки детей к поступлению на дальнейшее профессиональное обучение по творческой направленности группа может комплектоваться не один год).

Занятия проходят два-три раза в неделю: с понедельника по пятницу –  два часа в день, или в субботу, воскресенье – по три часа в день. Количество занятий планируется педагогом, в зависимости от состава группы. Длительность занятий: младший школьный возраст – 30 минут, старший школьный возраст – 45 минут.

Наполняемость групп (в связи со сложностью программы и творческим, индивидуальным подходом в обучении): в I-III году обучения набор 8-10 человек, в творческую группу IV года обучения набираются 3-6 человек, группа одаренных студийцев V года обучения может состоять из 1-4 человек.

  • Жизнь человека подвержена биологическим ритмам. Природой запланированы неизбежные спады и подъемы. Во время спадов детской активности занятия направлены на накопление впечатлений, информации, умений, навыков; во время эмоциональных подъемов происходит реализация накопленного в творческой деятельности. В связи с этим, для мобильности и свободы творческого процесса, программа составлена в форме подвижных смысловых блоков, на основе которых ведется годовая программа, учитывая индивидуальные особенности детей, изменчивые возможности материальной базы.

В каждом смысловом блоке, объединяющем группы заданий, присутствует внутренняя логика, которая и является главной при выборе заданий в вариантах программы.

Также программа предусматривает возврат к темам и задачам смысловых блоков в процессе многолетнего обучения на новом для подросших детей уровня. Количество и последовательность отводимых на работу часов не является жесткой единицей, а напрямую зависит от индивидуальности детей, их личных темпов и возможностей.

Крупные темы начинаются с интегрирующего введения. Это лирический рассказ, сопровождающийся зрительными и звуковыми рядами. Задачи интегрирующего введения – вызвать у детей эмоциональный отклик на предложенную тему. Эта тема получит свое развитие на дальнейших уроках.

Чаще всего общение педагога с детьми строится по следующей схеме: разговор с детьми, сопровождающийся зрительным и музыкальным рядами; этот разговор призван, прежде всего, вызвать эмоциональный отклик, возбудить творческий импульс. Вторая часть урока посвящена творческой деятельности ребенка. Некоторые из заданий выполняются коллективно.

Кроме предусмотренных в смысловых блоках тем и заданий довольно большое количество часов в учебном году должно быть отведено на организацию и посещение выставок, мастерских художников, работе на пленере и мероприятиям детского центра, экскурсиям на природу, творческим поездкам, играм, потребность в которых зачастую возникает спонтанно и которые трудно запланировать заранее.

Задания разных смысловых блоков могут перемежаться, выстраиваясь в новые логические цепи. Главенствующими являются концепции блоков, а не те формы занятий, через которые они реализуются, поэтому возможна большая подвижность программы, дающая ежегодно большое количество вариантов при реализации одних и тех же задач (содержательных, эмоциональных, по развитию техники и познавательных).

Занятия проводятся по подгруппам, часть учебных часов отводиться индивидуальным занятиям, особенно актуальны индивидуальные занятия на IV-V году обучения при освоении сложных ремесел и техник по выставочной деятельности. Занятиям каждого ребенка отводится по 3- 4 часа в неделю.

Атмосфера занятий студии максимально приближена к атмосфере творческой мастерской художника, как сформулировал академик Б.М. Неменский: «Большое количество часов отводится реализации задумок и планов самих юных художников. В подростковом возрасте самостоятельность особенно возрастает, тогда знакомство с основами профессиональной грамоты должно происходить по мере возникновения у подростка в этих знаниях потребности при появлении затруднений в процессе самостоятельного творчества. В этом случае знания будут приняты с благодарностью; запомнятся надолго»

  • Ожидаемые результаты:

Творчество – одна из основных форм самовыражения, самореализации человека. Оно обуздывает разрушительные инстинкты, помогает формировать гармоничную душу. Ребенок раскрывается и свободно самовыражается при помощи полученных при изучении знаний декоративно-прикладного и художественного искусства.

  • Выпускник студии владеет трудовыми навыками, разнообразными видами художественной деятельности;
  • Свободно воспроизводит выбранные изображения и схемы изделий;
  • Ученик умеет анализировать и объяснять свою точку зрения относительно произведений искусства и творческих работ различных авторов;
  • Уважительно и ответственно относится к окружающей его природе;
  • Прошедшие обучение студийцы владеют приемами проектной и исследовательской работы;
  • Обладают навыками работы с новым для себя материалом, творческими технологиями и видами;
  • Умеют анализировать результаты своей работы, давать им адекватную оценку;
  • Владеют навыком постановки цели, и планированием своей работы для достижения поставленных целей и задач;
  • Развивают свои индивидуальные творческие особенности в работе.
  • Контрольные нормативы к промежуточной и итоговой аттестации

по годам обучения

Год

обучения

Форма аттестации

Нормативы

Методы диагностики

I год

промежуточная

Заинтересованность в прикладном творчестве

Тестирование, наблюдение

Умение слушать и слышать педагога

Наблюдение, беседа

Уметь соблюдать в процессе деятельности правила безопасности

Наблюдение, опрос

Желательное участие в выставке(ах)

Выставочная деятельность

итоговая

Знание основных цветов, их свойств и названий

Опрос, беседа, анализ работ

Умение организовать свое рабочее место

Наблюдение

Умение аккуратно выполнять свою работу

Наблюдение, творческие работы

Владение специальным элементарным оборудованием и оснащением

Наблюдение, беседа

Умение описывать творческие работы

Наблюдение, беседа, опрос

Участие в выставке(ах), конкурсе(ах)

Выставочная деятельность

II год

промежуточная

Умение вести полемику, участвовать в дискуссиях

Наблюдение, беседы, дискуссии

Умение наблюдать, анализировать и использовать полученный материал

Наблюдение, беседы, творческие работы

Знание цветового круга, его оттенков и сочетаний, использование цветовых основ в своих работах

Творческие работы, опрос

итоговая

Нормативы I года обучения

Наблюдение, дискуссии, опрос

Знать основы пропорций человека

Контрольное задание

Владение основами анализа смыслового содержания творческих работ

Опрос, беседа, анализ работ

Владение основами графики

Творческие работы, опрос

Владение специальной терминологией по программе

Наблюдение, дискуссии, опрос, тестирование

Участие в выставке(ах), конкурсе(ах)

Выставочная деятельность

III год

промежуточная

Умение пользоваться компьютерными источниками

Наблюдение, беседы, анализ деятельности

Умение подбирать и использовать специальную литературу

Наблюдение, беседы, анализ деятельности

Креативность при выполнении творческих заданий

Наблюдение, анализ творческих работ

итоговая

Нормативы II года обучения

Наблюдение, дискуссии, опрос

Владение основами изобразительной грамоты

Творческие работы, опрос

Владеть основами формообразования

Творческие работы, опрос

Участие в выставке(ах), конкурсе(ах)

Выставочная деятельность

IV год

промежуточная

Умение составлять развернутый анализ произведений искусства

Наблюдение, дискуссии

Умение анализировать результаты своей деятельности

Наблюдение, беседы, анализ деятельности

итоговая

Умение осуществлять учебно-исследовательскую работу

Анализ исследовательской работы

Нормативы III года обучения

Наблюдение, дискуссии, опрос, контрольные задания

Знание основ проектной деятельности

Анализ исследовательской работы

Создание проекта на основе одного из видов прикладного творчества

Анализ исследовательской работы

Участие в конкурсах, организация индивидуальной(ых) выставке(ах)

Выставочная деятельность

V год

промежуточная

Самостоятельность в подборе темы, средств и методов выполнения творческих проектов

Анализ исследовательской работы

итоговая

Нормативы IV года обучения

Дискуссии, опрос, контрольные задания

Владение навыками проведения мастер-классов

Наблюдение, беседы, проведение мастер-класса

Участие в конкурсах, организация индивидуальных выставок

Выставочная деятельность

Умение выступать перед аудиторией

Наблюдение, дискуссии

Формой подведения итогов основного трехгодичного обучения в студии является участие и победа в выставках и конкурсах на муниципальном и районном уровне.

Формой подведения итогов расширенного обучения (групп творческой и одаренных детей) является участие и победа в выставках и конкурсах на межрайонном уровне, краевом, всероссийском и международном уровнях. Так же подразумевается защита своих проектов и исследовательских работ на творческих встречах.

Методическое обеспечение программы

Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций. Теоретическая часть занятия при работе должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию о теме и предмете занятия. С детьми 7-11 лет можно вести игру в вопросы и ответы, им можно дать задание в виде неожиданного сюрприза, например, в образе сказочного персонажа. Дети чутко реагируют на сказочно – игровую ситуацию, на присутствие на занятии кукол, которые могут выполнять любые роли. Дети любят кроссворды и ребусы, поэтому сообщение нового материала может начинаться с их разгадывания.

Практическая часть занимает большую часть времени и является центральной частью занятия. На основе объяснений педагога, а также восприятия фотографий или репродукций произведений искусств дети выполняют задание, результатом которого становится продукт творческой деятельности (он может стать объектом любования, обсуждения и критики). Как правило, одно задание может быть частично реализовано на первом занятии и продолжено или завершено на следующих. В конце каждого изученного блока проводятся просмотры. Итогом работы года является выставка творческих работ.

Для реализации программы создан методический фонд - банк данных «Копилка», на базовой полезной информации, о самых важных моментах творчества студийцев, с достижениями и неудачами, с аннотациями работ старых мастеров, музейных экспонатов. Фотографии выставок, праздников, эскизы и наработки, красивые открытки и фантики, цветовые схемы и образцы изученных видов декоративно-прикладного искусства. А также сюда входит терминологический словарь, который составляется вместе на занятиях и исследованиях, включены в копилку отзывы, мнения и предложения родителей и общественности о выставках и повседневной деятельности студии.

Такой вид деятельности приучает к аккуратности, точности, поиску материала, систематичности и планированию.

Формы и методы обучения

В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

 Словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.).

• Наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.).

 Практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

 объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

 репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

 частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся;

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

 фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися

 индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы

 групповой – организация работы в группах

 индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем

 и другие.

Способы фиксации результатов

• Проведение аттестации учащихся в середине и конце каждого года

• Составление диагностической карты

«Оценка результатов освоения программы».

Формы подведения итогов реализации

дополнительной образовательной программы

• Составление альбома лучших работ.

• Проведение выставок работ учащихся:

– в классе,

– в школе,

– в районной библиотеке.

• Участие в ежегодной районной выставке детского прикладного и технического творчества.

• Участие в районных и городских выставках.

Учебные и методические пособия:

• Научная, специальная, методическая литература

Материалы из опыта работы педагога: 

Дидактические материалы:

• Инструкционные карты и схемы базовых форм творчества

• Инструкционные карты сборки изделий для мастер-классов

• Схемы, технологические карты создания изделий

• Образцы изделий.

• Альбом лучших работ детей.

• Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний.

Методические разработки:

• Материалы конкурсов (фото, видео, отзывы, анализ)

• Компьютерные презентации:

Конспекты открытых занятий:

• Планы открытых занятий

• Итоговые отчетные мероприятия (планы и отчеты)

Тексты выступлений:

• Текст презентации «Моя образовательная программа».

• Краткие очерки «История развития искусства» (по отдельным ее видам)

Исследовательская деятельность:

• Разработка методики психолого-педагогической диагностики личности учащихся. Составление диагностической карты «Оценка результатов освоения программы».

Материально-техническое обеспечение

Занятия по программе проходят в хорошо освещенном, проветриваемом помещении, рабочее место оборудовано столом, стулом. В кабинете необходима раковина. Для работы каждый ребенок должен иметь необходимые материалы и инструменты. Педагог создаёт подборки репродукций, методические пособия, таблиц, фонд работ обучающихся, настенные иллюстрации, подборки аудио и видео материалов, для демонстрации которых необходимо иметь: компьютер, демонстрационная доска, экран, проектор. Для детей необходимо предусмотреть защитную одежду (фартуки, нарукавники).

Для занятия творчеством детям выдается список необходимых материалов и инструментов. Индивидуальные наборы могут храниться в именных коробочках в шкафу.

Доступность реализации программы для различных категорий, обучающихся:

Вариативность модели повышения доступности реализации программы придает ориентация на разные целевые группы детей.

Это: одаренные дети, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, находящиеся в неблагоприятных социальных условиях, а также живущие в удаленных территориях. Для этого в индивидуальном порядке, в зависимости от ситуации, изменяется структура изучаемого курса, составляется индивидуальный образовательный маршрут с учетом особенностей ситуации. Педагог может работать непосредственно с ребенком или с его наставником.

Для повышения доступности программы создано неформальное образовательное пространство как в он-лайн, так и в оф-лайн форме. Для этого используются дистанционные образовательные технологии.

Вариативность моделям повышения доступности программы придает учет особенностей целевых групп детей, для которых необходимо выстраивать образовательные пространства и среды в соответствии с их образовательными и социальными потребностями, интересами и проблемами.

  • Для одаренных детей важно создать избыточное информационное пространство, обеспечивающее реализацию их интеллектуальных потребностей за пределами стандарта образования, а также адаптивное пространство, наполненное информацией о вариантах решения проблем социального взаимодействия, адаптации в коллективе сверстников и взрослых.
  • Для детей с ОВЗ важно создавать принимающую и адаптивную среду, наполненную информацией о вариантах поведения в социальных ситуациях, с которыми они могут столкнуться, с учетом интеллектуальных возможностей, состояния здоровья, уровня развития психических процессов, интересов и эмоционального настроя детей с ОВЗ на обучение по программе.
  • Для детей, оказавшихся в сложной социальной ситуации (дети-мигранты, девианты, сироты и др.) необходимо создавать адаптивное, поликультурное, полиобразовательное пространство.

Для улучшения изучения программы используются сетевые формы реализации на основе договоренностей, которые заключаются между организациями смежных сфер. Это обеспечивает закрепление изученного материала, отработку полученного на практике, а также получение дополнительной информации.

При составлении индивидуальных маршрутов для особенных целевых групп детей программа может быть модифицирована и переработана под конкретный запрос. Программа состоит из модулей, которые могут упрощаться или усложняться, так как программа имеет разноуровневую структуру.

Планируемые результаты освоения программы в соответствии с требованиями ФГОС

.Личностные результаты:

- уважительно  относится к культуре и искусству  народов нашей страны;

- доброжелателен и эмоционально отзывчив, понимает и сопереживает чувствам других людей;

- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы со сверстниками под руководством педагога;

- сотрудничает со сверстниками в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- обсуждает и анализирует собственную художественную деятельность и работу сверстников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- проговаривает последовательность действий на занятии, учиться высказывать своё предположение (версию) с помощью педагога, объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

- выполняет практическую работу по предложенному педагогом плану с опорой на образцы, рисунки наглядный материал;

-дает  эмоциональную оценку деятельности всей группы в целом на занятии.

 Познавательные УУД:

-ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже известного;

- классифицирует и обобщает на основе жизненного опыта;

- может организовать собственную учебную деятельность: организация рабочего места, режимные моменты;

- владеет  умениями и навыками мыслительной деятельности: анализ и синтез, обобщение, построение ответа;

- владеет умениями и навыками оценки и осмысления результатов своих действий.

Коммуникативные УУД:

- может донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;

-слушает и понимает речь других;

- умеет работать в группе, в парах: слушать мнение других, аргументировано доказывать свое, организовывать совместную работу на основе взаимопонимания и уважения;

- может обмениваться друг с другом информацией по темам курса программы;

- сохраняет доброжелательные отношения к окружающим;

- выполняет различные роли при совместной работе. 

Предметные результаты:

- использует разные способы лепки, передавая пропорции и динамику;

- делает разметку по шаблону и вырезает различные формы предметов;

- составляет узоры и декоративные композиции из различных форм, владеет основными приёмами выполнения аппликации;

- владеет художественными приемами работы с гуашью, фломастерами и карандашами;

-различают и называют виды народного декоративно-прикладного искусства;

-имеет  представления о холодных и теплых цветах;

-владеет технологическими приёмами ручной обработки  материалов;

-владеет основными приемами работы с бумагой: вырезание, складывание, сгибание, скручивание, склеивание и т.д.;

-знает правила техники безопасности.

Схема планирования занятия

Студия «Декоративно-прикладное искусство»; ____ год обучения

Педагог: Алырчикова Любовь Сергеевна

Дата _____________________________________________________________

Место проведения: _________________________________________________

Тема:

Количество часов по теме: __________________________________________

Цель:

Планируемые результаты:

предметные

метапредметные

личностные

Получат представление о новом материале.

Разовьют умение использовать полученные знания.

Закрепят умения полученные ранее и по данной теме.

Использование различных материалов и техник для передачи замысла в собственной художественной деятельности.

Познавательные – развиваем умения извлекать информацию из схем, фотографий, иллюстраций, картин; выявлять сущность, особенности объектов; обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные – развиваем умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение работать в паре, команде.

Регулятивные – развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Развиваем умения высказывать свое отношение к сюжету, выражать свои эмоции; оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией. Развивают моторику рук, мышление, память, умение доводить работу до конца.

Ход работы по теме:

Этапы

Содержание

Деятельность ученика, результативность

Организационный момент

Проверка готовности к занятиям

Подготовка рабочего места самостоятельно.

Актуализация знаний

Наводящие вопросы об уже имеющихся знаниях, акцент на необходимое для данной темы.

Проверка своих знаний. Повтор пройденного материала.

Постановка учебной задачи

Выделение главной идеи темы занятий. Акцент на особенностях и отличительных моментах нового материала.

Анализировать материал, размышлять над значением услышанного, выделять главное.

Решение частных задач.

Выполнение упражнений. Отработка элементов занятий. Практическая самостоятельная работа.

Физминутки по необходимости.

Участие в учебном диалоге.

Осуществление самоконтроля за ходом выполнения работы и полученного результата.

Установка на ЗОЖ.

Итог изученной темы. Рефлексия.

Обобщение пройденного материала, выделение главного в теме. Анализ выполненных работ.

Оформление выставки либо подготовка работ к участию в конкурсах.

Подведение итога занятий по теме. Ответы на вопросы. Оценивание своих достижений.

Карта результативности

освоения образовательной программы

 студии «Декоративно-прикладное искусство»

за 2022/2023 учебный год

педагог Алырчикова Л.С.

группа ______ года обучения

ФИО воспитанника

Освоение разделов программы

Формирование знаний, умений, навыков

Формирование

общеучебных способов деятельности

Развитие личностных свойств и способностей

Воспитанность

Развитие компетенций

н.г

с.г.

к.г

н.г

с.г.

к.г

н.г

с.г.

к.г

н.г

с.г.

к.г

н.г

с.г.

к.г

н.г

с.г.

к.г

1.

2.

3.

Общие замечания, суждения и выводы педагога

Критерии оценивания

уровня освоения образовательной программы и динамики личностного продвижения воспитанника

Знания и мастерство

Личностное и социальное развитие

показатели

уровень

баллы (цв.) обозн)

Освоение разделов

Формирование знаний, умений, навыков

Формирование общеучебных способов деятельности.

Развитие личностных свойств и способностей

Воспитанность

Формирование социальных компетенций

Критерии оценивания

недостаточный (низкий)

0 – 3 (желтый)

менее 1/3

Знание (воспроизводит термины, понятия, представления, суждения, гипотезы, теории, концепции, законы и т.д. )

Выполнение со значительной помощью кого-либо (педагога, родителя, более опытного воспитанника)

Ниже возрастных, социальных, индивидуальных норм.

Знание элементарных норм, правил, принципов

Знание элементарных норм, правил, принципов

достаточный (средний)

3 – 6 (зеленый)

1/3 – 1/2

Понимание (понимает смысл и значение терминов, понятий, гипотез и т.д., может объяснить своими словами, привести свои примеры, аналогии)

Выполнение с помощью кого-либо (педагога, родителя, более опытного воспитанника)

В соответствии с возрастными, социальными, индивидуальными нормами

Усвоение, применение элементарных норм, правил, принципов по инициативе «извне» (педагог, родители, референтная группа)

Усвоение элементарных норм, правил, принципов по инициативе «извне» (педагог, родители, референтная группа)

оптимальный

6 – 8 (голубой)

более 1/2–2/3

Применение, перенос внутри предмета (использует знания и умения в сходных учебных ситуациях)

Выполнение при поддержке, разовой помощи, консультации кого-либо

В соответствии с возрастными, социальными, индивидуальными нормами

Эмоциональная значимость (ситуативное проявление)

Эмоциональная значимость (ситуативное проявление)

высокий

8 – 10 (красный)

2/3 -практически полностью

Овладение, самостоятельный  перенос на другие предметы и виды деятельности (осуществляет взаимодействие уже имеющихся знаний, умений и навыков с вновь приобретенными; использует их в различных   ситуациях;

уверенно использует в ежедневной практике)

Самостоятельное построение, выполнение действий, операций.

Выше возрастных, социальных, индивидуальных норм.

Поведение, построенное на убеждении; осознание значения смысла и цели.

Поведение, построенное на убеждении; осознание значения смысла и цели.

Участие в мероприятиях на 2022/2023учебный год

Студия «Декоративно-прикладное искусство»

Руководитель: Алырчикова Любовь Сергеевна

Место проведения

Название мероприятия

Дата проведения

Название работы

участники

Результат

Направление воспитания

международный

всероссийский

краевой

региональный

муниципальный

уровень ОУ, УДО

Список литературы:

  1.    Алпатов М. В. и др.

Искусство. Книга для чтения. Живопись, скульптура, графика, архитектура. М.: Просвещение, 1969

  1.    Антипина Л. А.

Искусство в познании мира /авторская программа педагога.- Красноярск: Сибирь, 1993

  1.    Беда Г. В.

Основы изобразительной грамоты. Пособие для студентов худож.-граф. фак-тов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1969

  1.    Гнедовский Б. В., Добровольская Э. Д.

Вверх по Енисею.- М.: Искусство, 1980

  1.    Есафьева Г. П.

Учимся рисовать. - Ярославль: Академия развития, 2006

  1.    Ефимова Л. В.

Русский народный костюм. (Государственный исторический музей) Альбом.- М.: Советская Россия, 1989

  1.    Игнатова Н.

Талисманы Фен-шуй своими руками.- М.: Эксмо, 2006

  1.   История культуры Японии. Обзор.- 2-е изд., переработ.: Министерство иностранных дел Японии, 1992
  2.    Косминская В. Б., Халезова Н. Б.

Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лаб. практикум.- М.: Просвещение, 1979

  1.    Кызласов Л. Р.

Древнейшая Хакасия.- М.: Издательство московского университета, 1986

  1.    Мерцалова М. Н.

Поэзия народного костюма.- 2-е изд., переработ., и доп.- М.: Молодая гвардия, 1988

  1.    Миронова Т. М.

Необычное путешествие в древнюю Русь.- М.: Молодая гвардия, 1994

  1.    Непомнящий Н. Н.

Загадки живой природы.- М.: Вече, 2007

  1.    Основы художественного ремесла. Вышивка. Кружево.

Художественное ткачество. Ручное ковроделие. Художественная роспись тканей. Практ. пособие для руководителей школьных кружков. Под ред. Барадулина В. А. и Танкус О. В.- М.: Просвещение, 1978

  1.    Попова О. С. и др.

Народные художественные промыслы.- М.: Легкая и пищевая пром-сть, 1984

  1.    Хворостов А. С.

Декоративно-прикладное искусство в школе: Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1981

Сведения о разработчике

Шуликова Ольга Васильевна

Место работы: МБОУ ДО «Центр «Радуга»

Дата рождения: 18.11.1979 г.

Занимаемая должность: педагог дополнительного образования

Образование: высшее

Квалификация: высшая

Общий стаж: 18 лет

Педагогический стаж: 18 лет

Телефон: 89509600286

Адрес эл. почты: olgashov98@mail.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СУВЕНИР-КОЛЛАЖ Дополнительная образовательная программа по декоративно-прикладному искусству

Пояснительная записка.             Всё профессиональное искусство вышло из народа, которое является началом всякого искусства. Народная эсте...

Программа студии декоративно-прикладного творчества "Разноцветная страна"

Человек - часть мира. В каждом из нас золожены огромные возможности. Развить способности и реализовать их легче всего в интересном занятии, в деле, в творчестве.Творчество сегодня - надёжный резерв жи...

Дополнительная общеобразовательная программа «Основы декоративно-прикладного творчества»

Дополнительная общеобразовательная  программа  (дополнительная общеразвивающая программа) «Основы декоративно-прикладного творчества». Предназначена для учащихся 8-12 лет Срок реа...

Рабочая программа студии декоративно-прикладного творчества " Фантазия"

Рабочая программа студии декоративно-прикладного творчества " Фантазия"...

Дополнительная общеобразовательная программа объединения декоративно-прикладного творчества "Волшебный сундучок".

Дополнительная общеобразовательная программа Студии декоративно-прикладного творчества разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общ...