Методическая разработка занятия для старших дошкольников или учащихся 1-го класса «Путешествие на корабле «Dragonfly» («Стрекоза»)
методическая разработка

Басова Елена Степановна

Пояснительная записка

Во многих странах, таких как Германия, Австрия, Польша, Швейцария, Англия и др. уже с 2002 года проводятся занятия, на которых детей и подростков пытаются увлечь наукой, развить интерес к опытно-исследовательской деятельности, объясняя им научные знания простым, доступным для их понимания, языком. Как правило, занятия «оживляют»: театральными сценками, динамическими паузами, наглядными опытами, игровыми моментами, компонуют разные темы в едино и т.д.

Обычно родителей в аудитории не допускают, но они могут наблюдать за происходящим на расположенных снаружи экранах.

Детские университеты имеют отклик на уровне правительств государств. Например, уже в декабре 2005 года детский университет в Тюбингене (ФРГ) получил от Евросоюза престижную премию Декарта в категории «Научная коммуникация». Кроме того, в сентябре 2009 года инициаторы первого детского университета Ульрих Янссен и Урсула Штойернагель, были удостоены ордена Кавалерского креста «За заслуги перед Федеративной республикой Германия».

Во многих странах выпускают книги-методички по проведению занятий в рамках детских университетов.

В нашей стране занятия по принципам детских университетов входят в нашу жизнь, когда во время занятий происходит организация работы, основанная на совместной деятельности детей и взрослых.

В книге под общей редакцией А. А. Реана «Психология человека от рождения до смерти» размещена цитата Л.С. Выготского: «… исследуя, что ребенок выполнит самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня, исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня». Опытно-исследовательская работа приводит к углублению детского развития, а корректирование и конструирование различных жизненных ситуаций к воспитывающей деятельности.

Вашему вниманию предлагается опытно-экспериментальное занятие для старших дошкольников или учащихся 1-го класса «Путешествие на корабле «Dragonfly» – «Стрекоза» создано в рамках Международной практики занятий в детских университетах. Такое название занятие получило неслучайно. Стрекоза – прекрасно существует в трех средах: в воде, воздухе и на суше. Во время занятия корабль будет перемещаться из глубин Мирового океана в космос, затем вернется на Землю. На занятии мы касаемся темы круговорота воды в природе, как вода влияет на климат, мы подчеркиваем исключительную значимость воды для живых организмов и функционирования многих технических систем.

В начале мы говорим о воде, как среде обитания и питания обитателей водных ресурсов, затем о том, что вода является важнейшей составляющей для всего живого и без нее невозможна жизнь, кроме того, мы упоминаем, что вода может быть «приручена» человеком и быть ему помощницей во многих технических решениях. Т.к. во время занятия дается понятие «гидросферы», то юные путешественники осознают, что оставленный во время пикника мусор неизбежно ухудшит экологическую обстановку.

На занятиях стимулирую детей спрашивать и узнавать каждый раз что-то новое, проводить исследование или эксперимент подтверждающий, или опровергающий их догадки. В итоге они получают собственный опыт исследовательской деятельности, и у них возникает интерес к научному мышлению, а, следовательно, мы будем «выращивать» будущих студентов.

Тип урока - комбинированное занятие:

  • организационно-психологические моменты: игра-путешествие; визуализации для улучшения самочувствия и преодоления стресса, самореализации в достижении целей; корректировка детско-родительских и межличностных отношений;
  • диагностика успешности; дифференцированный подход и использование микрогрупповых форм работы;
  • опытно-исследовательская и проектная деятельность;
  • использование познавательной деятельности; закрепляющей понимание заданий, а также визуального ряда.
  • использование здоровьесберегающих технологий: физкультурных пауз, визуализаций и динамических моментов.

Фронтальная форма контроля, при которой дети на занятии одновременно выполняют общую для всех работу: обсуждают, отвечают на вопросы, сравнивают проводят исследования, опыты и получают обобщающий результат.

Занятие построено на основе игры-путешествия (перемещения в пространстве и средах). Отвечает позициям ФГОСа для дошкольного образования: развитию базовых качеств личности; построению образовательного процесса на основе игры, как основного вида деятельности дошкольника.

Во время занятия учитываются принципы интеграции (взаимосвязи, взаимопроникновения) образовательных областей, что обеспечивает дошкольнику целостное восприятие окружающего мира и позволяет реализовывать его творческие способности.

Деятельностный подход во время занятия дает детям практический опыт, формирует у них умения ставить перед собой цель и находить пути ее достижения, оценивать ситуацию и справляться с трудностями.

Действия мотивируются игровой развивающейся ситуацией, позволяющей развивать не только коммуникативную, но и предметную компетентности, а также удовлетворяет потребности детей в познавательно-исследовательской деятельности и в саморазвитии.

Занятие создает целостную картину мира: вначале погружение и знакомство с Мировым океаном, гидросферой, затем поднимаемся в космос и узнаем, что происходит на Земле под воздействие воды для жизни всего живого, затем вновь опускаемся на планету и видим роль воды, как незаменимого помощника человека: в сохранении здоровья, в промышленности, в транспорте, науке и т.д. Занятие дает целостное представление объекта исследования в окружающем мире.

Само занятие – это путешествие-круговорот в окружающем мире и знакомство с бесконфликтным взаимоотношением с окружающими (привитие социальных норм поведения в обществе).

Цель занятия: создать условия для развития у детей интереса к познанию окружающего мира, к опытно-исследовательской работе, способствующие их интеллектуальному развитию и формированию научного мировоззрения. Проще сказать цель – «Успех каждого ребенка»

Задачи:

Обучающие:

- сформировать понятия о свойствах воды, ее признаках и значении для всего живого;

- сформировать понятие о круговороте воды в природе и понятии необходимости данного процесса;

- познакомить с ролью Мирового океана в стабилизации климата;

- расширить кругозор о флоре и фауне Мирового океана;

- сформировать понятие - гидросфера;

- сформировать понятие о глобусе – модели Земли;

- сформировать умения построения логических цепочек и выводов;

- познакомить детей с агрегатными состояниями воды;

- сформировать умения и навыки владения коммуникативными выразительными средствами человеческого общения: выразительной речью, мимикой, жестами, интонацией и т.д.;

- пополнить словарный запас (познакомить со значением слов), обогатить речь, научить использовать слова в речевой связке.

Развивающие:

- развить интерес к познавательной и исследовательской деятельности детей;

- развить у детей внимание, способность составления логических цепочек, образное мышление и память;

- развить интерес к опытно-исследовательской деятельности и умение обобщать, анализировать и делать выводы;

- развить умения участвовать в беседе, корректно отстаивать свою точку зрения.

Воспитательные:

- воспитать бережное отношение и желание помочь в сохранении Мирового океана и их биоресурсов;

- сформировать экологическое сознание;

- сформировать эмоционально- мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям;

-сформировать навыки необходимые для адекватного поведения в обществе, а также в детском коллективе, способствующие саморазвитию и успеху;

- сформировать у детей экологическую грамотность и компетентность;

- сформировать умения оценивать свои поступки;

- способствовать воспитанию самостоятельности, силы воли, общительности, коммуникативности;

Личностные:

- сформировать навыки к социализации: саморегуляцию, умение работать в группе, учитывать мнение других, правильно отстаивать свое мнение

- корректировка детско-родительских отношений;

- сформировать навыки к самосовершенствованию, в том числе положительному отношению к изучению сложной научной информации;

- сформировать позитивный настрой, положительное отношение к окружающим;

- сформировать способность преодоления трудностей и адекватно оценивать ситуации.

Материально-техническое оснащение:

- ИКТ и ТСО;

- прозрачная емкость с водой (оклеенная рыбками);

- искусственные аквариумные водоросли;

- глобус;

- прозрачные емкости с водой (разных форм и размеров);

- таблетки активированного угля и таблетки шипучих витаминов (разноцветные);

- лимон;

- 2 вареных яйца;

- соль;

- подносы и поддоны для льда;

- кубики льда и полиэтиленовые пакеты;

- шубный (искусственный) материал (размер 30 см.Х 30 см.);

Дидактические пособия:

- схемы круговорота воды в природе;

- задания на логику (таблицы с рыбами, имеющими двойные названия и карточки с изображенными предметов, имеющие им созвучные названия).

Почему опытно-исследовательская работа с детьми особенно востребована? Как говорил Конфуций: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму.» Важно не только вырастить будущих ученых и инженеров, но также сформировать любознательность, необходимую для профессионального роста и достижения успеха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_strekoza.docx53.57 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия для старших дошкольников или учащихся 1-го класса  
«Путешествие на корабле «Dragonfly» («Стрекоза»)

Пояснительная записка

Во многих странах, таких как Германия, Австрия, Польша, Швейцария, Англия и др. уже с 2002 года проводятся занятия, на которых детей и подростков пытаются увлечь наукой, развить интерес к опытно-исследовательской деятельности, объясняя им научные знания простым, доступным для их понимания, языком. Как правило, занятия «оживляют»: театральными сценками, динамическими паузами, наглядными опытами, игровыми моментами, компонуют разные темы в едино и т.д.

Обычно родителей в аудитории не допускают, но они могут наблюдать за происходящим на расположенных снаружи экранах.

Детские университеты имеют отклик на уровне правительств государств. Например, уже в декабре 2005 года детский университет в Тюбингене (ФРГ) получил от Евросоюза престижную премию Декарта в категории «Научная коммуникация». Кроме того, в сентябре 2009 года инициаторы первого детского университета Ульрих Янссен и Урсула Штойернагель, были удостоены ордена Кавалерского креста «За заслуги перед Федеративной республикой Германия».

Во многих странах выпускают книги-методички по проведению занятий в рамках детских университетов.

В нашей стране занятия по принципам детских университетов входят в нашу жизнь, когда во время занятий происходит организация работы, основанная на совместной деятельности детей и взрослых.

В книге под общей редакцией А. А. Реана «Психология человека от рождения до смерти» размещена цитата Л.С. Выготского: «… исследуя, что ребенок выполнит самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня, исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня». Опытно-исследовательская работа приводит к углублению детского развития, а корректирование и конструирование различных жизненных ситуаций к воспитывающей деятельности.

Вашему вниманию предлагается опытно-экспериментальное занятие для старших дошкольников или учащихся 1-го класса «Путешествие на корабле «Dragonfly» – «Стрекоза» создано в рамках Международной практики занятий в детских университетах. Такое название занятие получило неслучайно. Стрекоза – прекрасно существует в трех средах: в воде, воздухе и на суше. Во время занятия корабль будет перемещаться из глубин Мирового океана в космос, затем вернется на Землю. На занятии мы касаемся темы круговорота воды в природе, как вода влияет на климат, мы подчеркиваем исключительную значимость воды для живых организмов и функционирования многих технических систем.

В начале мы говорим о воде, как среде обитания и питания обитателей водных ресурсов, затем о том, что вода является важнейшей составляющей для всего живого и без нее невозможна жизнь, кроме того, мы упоминаем, что вода может быть «приручена» человеком и быть ему помощницей во многих технических решениях. Т.к. во время занятия дается понятие «гидросферы», то юные путешественники осознают, что оставленный во время пикника мусор неизбежно ухудшит экологическую обстановку.

На занятиях стимулирую детей спрашивать и узнавать каждый раз что-то новое, проводить исследование или эксперимент подтверждающий, или опровергающий их догадки. В итоге они получают собственный опыт исследовательской деятельности, и у них возникает интерес к научному мышлению, а, следовательно, мы будем «выращивать» будущих студентов.

Тип урока - комбинированное занятие:

  • организационно-психологические моменты: игра-путешествие; визуализации для улучшения самочувствия и преодоления стресса, самореализации в достижении целей; корректировка детско-родительских и межличностных отношений;
  • диагностика успешности; дифференцированный подход и использование микрогрупповых форм работы;
  • опытно-исследовательская и проектная деятельность;
  • использование познавательной деятельности; закрепляющей понимание заданий, а также визуального ряда.
  • использование здоровьесберегающих технологий: физкультурных пауз, визуализаций и динамических моментов.

Фронтальная форма контроля, при которой дети на занятии одновременно выполняют общую для всех работу: обсуждают, отвечают на вопросы, сравнивают проводят исследования, опыты и получают обобщающий результат.

Занятие построено на основе игры-путешествия (перемещения в пространстве и средах). Отвечает позициям ФГОСа для дошкольного образования: развитию базовых качеств личности; построению образовательного процесса на основе игры, как основного вида деятельности дошкольника.

Во время занятия учитываются принципы интеграции (взаимосвязи, взаимопроникновения) образовательных областей, что обеспечивает дошкольнику целостное восприятие окружающего мира и позволяет реализовывать его творческие способности.

Деятельностный подход во время занятия дает детям практический опыт, формирует у них умения ставить перед собой цель и находить пути ее достижения, оценивать ситуацию и справляться с трудностями.

Действия мотивируются игровой развивающейся ситуацией, позволяющей развивать не только коммуникативную, но и предметную компетентности, а также удовлетворяет потребности детей в познавательно-исследовательской деятельности и в саморазвитии.

Занятие создает целостную картину мира: вначале погружение и знакомство с Мировым океаном, гидросферой, затем поднимаемся в космос и узнаем, что происходит на Земле под воздействие воды для жизни всего живого, затем вновь опускаемся на планету и видим роль воды, как незаменимого помощника человека: в сохранении здоровья, в промышленности, в транспорте, науке и т.д. Занятие дает целостное представление объекта исследования в окружающем мире.

Само занятие – это путешествие-круговорот в окружающем мире и знакомство с бесконфликтным взаимоотношением с окружающими (привитие социальных норм поведения в обществе).

Цель занятия: создать условия для развития у детей интереса к познанию окружающего мира, к опытно-исследовательской работе, способствующие их интеллектуальному развитию и формированию научного мировоззрения. Проще сказать цель – «Успех каждого ребенка»

Задачи:

Обучающие:

- сформировать понятия о свойствах воды, ее признаках и значении для всего живого;

- сформировать понятие о круговороте воды в природе и понятии необходимости данного процесса;

- познакомить с ролью Мирового океана в стабилизации климата;

- расширить кругозор о флоре и фауне Мирового океана;

- сформировать понятие - гидросфера;

- сформировать понятие о глобусе – модели Земли;

- сформировать умения построения логических цепочек и выводов;

- познакомить детей с агрегатными состояниями воды;

- сформировать умения и навыки владения коммуникативными выразительными средствами человеческого общения: выразительной речью, мимикой, жестами, интонацией и т.д.;

- пополнить словарный запас (познакомить со значением слов), обогатить речь, научить использовать слова в речевой связке.

Развивающие:

- развить интерес к познавательной и исследовательской деятельности детей;

- развить у детей внимание, способность составления логических цепочек, образное мышление и память;

- развить интерес к опытно-исследовательской деятельности и умение обобщать, анализировать и делать выводы;

- развить умения участвовать в беседе, корректно отстаивать свою точку зрения.

Воспитательные:

- воспитать бережное отношение и желание помочь в сохранении Мирового океана и их биоресурсов;

- сформировать экологическое сознание;

- сформировать эмоционально- мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям;

-сформировать навыки необходимые для адекватного поведения в обществе, а также в детском коллективе, способствующие саморазвитию и успеху;

- сформировать у детей экологическую грамотность и компетентность;

- сформировать умения оценивать свои поступки;

- способствовать воспитанию самостоятельности, силы воли, общительности, коммуникативности;

Личностные:

- сформировать навыки к социализации: саморегуляцию, умение работать в группе, учитывать мнение других, правильно отстаивать свое мнение

- корректировка детско-родительских отношений;

- сформировать навыки к самосовершенствованию, в том числе положительному отношению к изучению сложной научной информации;

- сформировать позитивный настрой, положительное отношение к окружающим;

- сформировать способность преодоления трудностей и адекватно оценивать ситуации.

Материально-техническое оснащение:

- ИКТ и ТСО;

- прозрачная емкость с водой (оклеенная рыбками);

- искусственные аквариумные водоросли;

- глобус;

- прозрачные емкости с водой (разных форм и размеров);

- таблетки активированного угля и таблетки шипучих витаминов (разноцветные);

- лимон;

- 2 вареных яйца;

- соль;

- подносы и поддоны для льда;

- кубики льда и полиэтиленовые пакеты;

- шубный (искусственный) материал (размер 30 см.Х 30 см.);

Дидактические пособия:

- схемы круговорота воды в природе;

- задания на логику (таблицы с рыбами, имеющими двойные названия и карточки с изображенными предметов, имеющие им созвучные названия).

Почему опытно-исследовательская работа с детьми особенно востребована? Как говорил Конфуций: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму.» Важно не только вырастить будущих ученых и инженеров, но также сформировать любознательность, необходимую для профессионального роста и достижения успеха.

Ход занятия

Слайд 1. ВИДЕО «ШУМ ПРИБОЯ»

(На фоне шума нежного прибоя звучат слова педагога).

Уважаемые ребята! Командир и экипаж корабля «Dragonfly» («Стрекоза») приветствует вас! Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие.

Командир просит внимательно смотреть в иллюминатор (педагог показывает на экран) нашего корабля.

Наш корабль не случайно имеет такое необычное название «Dragonfly», означающее по английский «Стрекоза». Он, как и стрекоза, может в начале своей жизни жить в воде, затем, на суше и воздухе…

Сегодня вас ожидает большое путешествие! Вы познакомитесь с обитателями Мирового океана, который таит в себе много загадок, а его тропические и глубоководные обитатели способны всех удивлять. Узнаете, что у рыб, как и у людей бывает плохой характер и так же, как у нас, есть рыбы – заботливые мамочки – добрые и хорошие, любящие своих деток. Познакомимся с необычными морскими «цветами». Извините, ребята, командир корабля мне, что-то хочет сказать по рации.

(Педагог касается рукой уха. Демонстрируя этим, что он слышит в рации наушника приказания командира корабля).

Свой рассказ о путешествии я прекращаю, потому что мне передал по рации командир, что корабль готов к погружению…

Слайд 2. ВИДЕО «САМЫЕ КРАСИВЫЕ РЫБКИ» - 2 мин.15 сек.

(Комментарии педагога на фоне видео). Вы видите, как глубоко наш корабль погрузился! Какие красивые рыбки! Они яркие, имеющие причудливые формы. С некоторыми мы сегодня познакомимся поближе!

Сегодня вы узнаете, что есть такие рыбы, которые имеют двойные названия, потому что они своим поведением или внешним видом напоминают предметы.

(Во время сравнения рыб с предметами тренируем и обогащаем речь детей, а также вводим новые для них слова и объясняем их значения).

Слайд 3. ШАР И РЫБА-ШАР

Посмотрите, перед вами воздушные шарики и рыба-шар. Как вы думаете, почему эту рыбу так назвали? (Ответы детей).

Правильно, потому что рыба своим обликом очень похожа на воздушный шарик. Давайте покажем своими руками какая форма у рыбы. (Дети показывают круг).

Рыба-шар живет в Тихом океане. Данная рыба известна и под другими именами: шаротел, фугу и рыба-собака. Эта рыба ядовита.

Она интересна тем, что в минуту угрозы может раздуваться как шар, чтобы показаться противнику огромной и вынудить его уплыть.

Как вы думаете, почему она так делает? (Ответы детей).

Какие вы молодцы! Правильно! Такое необычное свойство у этих рыбок. Во время опасности рыбки превращаются в шар, надутый воздухом, из маленьких становятся огромными. Таким образом, эта рыбка показывает нападающему хищнику, что она грозная и большая, и ее нельзя победить и ею нельзя пообедать. Испуганная и растерянная хищница уплывает.

Давайте сейчас мы с вами поиграем, когда я скажу: «Опасность», - вы покажете, как меняется рыба-шар. Хорошо? (Дети выполняют упражнения).

Слайд 4. КЛОУН И РЫБА-КЛОУН

Перед вами клоун и рыба-клоун. Как вы думаете, чем они похожи? (Ответы детей). Молодцы! Правильно! Клоун и рыба-клоун: яркие, красочные и веселые.

Рыба-клоун может жить не только в природе, как, например, в Тихом и Индийском океане, но и в аквариуме.

Рассмотрите повнимательнее. Как вы думаете, где прячется рыба-клоун? (Ответ детей. Предположительно, что дети отвечают, что рыба-клоун прячется в траве). 

Нет в море не растет трава, а что растет в море? (Ответ детей. Предположительно - водоросли).

Правильно! В море растут водоросли.

(Педагог подходит к емкости с водой (оклеенной рыбками с внешней стороны, которая имитирует море (на дне емкости лежат ракушки) и достает из воды пластиковую аквариумную водоросль. Показывает ее детям).

Давайте хорошенько посмотрим на водоросль. Как вы думаете у водоросли есть корни? (Ответы детей. Предположительно дети отвечают, что есть).

Нет, у водорослей нет корней. Водоросли живут в воде и из нее получают все необходимые питательные элементы, а также и воду. А вот эти утолщения (педагог показывает) называются ризоидами (особыми образованиями), благодаря которым водоросль удерживается на одном месте, чтобы волны не выбрасывали их на берег.

Повторите все вместе слово «ризоиды»! (Повторение слова детьми). Молодцы!

Как вы думаете, для чего нужны водоросли? (Ответ детей).

Правильно! Водоросли выделяют кислород, который необходим для дыхания рыб и морских обитателей. Кроме того, водорослями питаются мелкие организмы, живущие в воде, которые являются пищей для более крупных рыб и других морских животных, обитающих в воде.

Водоросли нужны морским обитателям для того, чтобы прятаться от хищников.

Как вы думаете, а для человека водоросли тоже важны? (Ответ детей).

Конечно же, не все водоросли полезны для человека. Надо обязательно знать какие водоросли можно употреблять в пищу.

Водоросли – уникальный продукт. Они содержат много необходимых для человека полезных веществ. Люди употребляют их в пищу в виде салатов, кроме того, из них изготавливают такие вещества, как, например, агар-агар, который необходим для изготовления желе и конфет, а также из водорослей делают лекарства и витамины.

Слайд 5. ВОДОРОСЛИ И АКТИНИЯ

Внимательно рассмотрите картинку. Видите, справа изображены водоросли, а слева – рыба-клоун прячется не в водорослях, а в актинии.

Повторите это слово – актиния. (Повторение слова детьми). Актиния – это не водоросль, а родственница кораллов (беспозвоночных морских существ). Актиния ядовита для других рыб, кроме рыбы-клоуна…

У них достаточно удачное соседство. Благодаря слизи (вещества напоминающее кисель), которая выделяется у рыбки и предохраняет ее от ожогов актинии, рыба-клоун прячется от хищников среди ее щупалец.

В свою очередь рыбка заботится об актинии, вентилируя воду вокруг нее. Интересно то, что эти два организма очень связаны друг с другом. Рыба-клоун никогда не уплывает далеко от своей соседки актинии.

Слайд 6. АНАНАС И РЫБА-АНАНАС

Рыба-ананас или рыба-рыцарь имеет несколько названий. Все они связаны с внешним видом этого морского обитателя. Каждая довольно большая чешуйка рыбы имеет желтый окрас с черным контуром, которые со стороны весьма смахивают на кожуру ананаса. Другое название рыбы - рыцарь связано с тем, что каждая чешуйка имеет шиповидный отросток, из-за чего рыба кажется, как будто закованной в броню, подобно рыцарю.

Слайд 7. КАПЛЯ И РЫБА-КАПЛЯ

(Обычно дети смеются, увидев рыбу-каплю).

Скажите, вам нравится, как выглядит рыба-капля? (Ответы детей).

Рыба-капля очень похожа на капельку. Эта глубоководная донная морская рыба живет в Тихом и Атлантическом океане. Предположительно она обитает на глубинах 600—1200 метров. Это очень, очень глубоко! Поэтому, как у всех донных рыб у нее не яркая раскраска и очень большие глаза. На глубине очень темно!

Особенностью этой рыбы является то, что она очень хорошая и заботливая мама. Отложив икринки, она далеко от них не отплывает, а оберегает их от хищных рыб. Ждет, когда из них появятся мальки и продолжает их охранять, пока они не станут большими рыбками.

Как вы считаете, что важнее: внешний облик рыбы или то, что она такая заботливая мама для своих малышей? (Ответы детей). Внешний вид рыбы, вызывающей хохот, начинает вызывать положительное отношение и это служит корректировкой детско-родительских отношений, профилактикой стигматизации, когда по внешнему облику человека на него «навешивают ярлыки» и затем продолжают негативно к нему относиться. Мы даем детям понятие, что важнее не то, как ты выглядишь, а какие у тебя личностные качества.

Слайд 8. ЛИСА И РЫБА-ЛИСА

Рыба-лиса очень похожа на обычную лису из леса.

Посмотрите повнимательнее, чем похожа лиса и рыба-лиса? (Ответы детей).

Правильно! Рыба-лиса похожа на лесную красавицу лису: окрасом, длинной мордочкой и т.д.

Слайд 9. ТОПОР И РЫБА-ТОПОРИК

Перед вами рыба-топорик.

Рассмотрите повнимательнее картинки. Как вы думаете, что на этих картинках художник напутал? (Ответы детей. Предположительно, что маленький мальчик не должен рубить дрова, что это опасно).

Правильно! Как вы думаете, а кто в семье должен рубить дрова? (Ответы детей).

Беседа об распределении обязанностей в семье.

Слайд 10. МЕЧ И РЫБА-МЕЧ

Рассмотрите картинку. Как вы думаете, почему эту рыбу назвали рыбой-мечом? (Ответы детей). Правильно! Вырост этой рыбы напоминает меч.

Как вы думаете для чего этой рыбе такой нос? (Ответы детей).

Меч-рыба – очень большая. Длина у нее около 3- метров. Приблизительно, как от пола до потолка. Весит она тоже очень много – около 400 кг. Кроме того, она очень быстро плавает.

Как вы думаете для чего рыбе такой большой вырост? (Ответы детей).

Оказывается, что благодаря такому большому выросту рыба-меч добывает себе пропитание. Она на высокой скорости врезается в стаю рыб и нанизывает их своим выростом.

Меч-рыба с легкостью пробивает даже металл и дубовые доски. Она даже нападает на лодки, в которых сидят люди! У нее очень плохой характер!

Как вы думаете, с плохим характером рыба или человек появляется на свет? (Ответы детей).

Беседа о приобретенном плохом характере и как важно для человека и окружающих его изменить в лучшую сторону.

Слайд 11. ПОПУГАЙ И РЫБА-ПОПУГАЙ

Посмотрите на картинку. Как вы думаете, почему эту рыбу назвали – рыбой-попугаем? (Ответы детей).

Правильно! Эту рыбу назвали так, потому что у нее рот напоминает клюв попугая. Такой рот ей нужен, чтобы питаться кораллами. Они очень твердые. Рыба откусывает небольшие кусочки, измельчает их во рту, поедает питательные вещества, а ненужное выплевывает.

Слайд 12. МЫШЬ И РЫБА-МЫШЬ

Рыба-мышь встречается в южных морях. Когда рыба голодна, она выбрасывает специальное удилище (иллиций) с «приманкой» (эска), которое приманивает к хищнице маленьких рыбок. Рыба может перемещаться по дну на своих плавниках.

Слайд 13. БАБОЧКА (ПАВЛИНИЙ ГЛАЗ) И РЫБА-БАБОЧКА

Рассмотрите картинку. Скажите, почему рыбу назвали рыбой-бабочкой? (Ответы детей).

Правильно! Она похожа на бабочку! Скажите, для чего ей, как бабочке павлиний глаз (такое у нее название), кружочки на крылышках? (Ответы детей).

Беседа. Защитная окраска (камуфляж) от хищников – имитация «глаз».

Задание.

Вы познакомились с необычными обитателями Мирового океана, которые имеют двойные названия. Сейчас вы будете выполнять задание. Нужно внимательно просмотреть изображения рыб и разложить на изображения карточки с предметами, которые схожи с названиями рыб. Но на картинке есть и такие рыбы, которых вы сегодня не видели. Нужно найти их сходство с предметами на карточках.

(Выполнение задания) – 5 минут.

Рефлексия.

Какие вы молодцы, справились с заданием!

Слайд 14. УМЕЮТ ЛИ РЫБЫ РАЗГОВАРИТЬ?

Как вы думаете, а могут ли рыбы говорить?

Давайте узнаем правильный ответ мультфильма!

А потом вас ожидает встреча с мистером Крабсом. Он захотел с вами вместе провести физкультминутку.

Сможете ли вы выполнить задания мистера Крабса? (Ответы детей).

Слайд 15. ВИДЕО «УМЕЮТ РЫБЫ ГОВОРИТЬ!» - 1 мин. 16 сек.

Слайд 16. ВИДЕО «ЗАРЯДКА С ВЕСЕЛЫМ КРАБОМ» - 2 мин. 57 сек.

(В конце физкультурной паузы педагог просит ребят вести себя тише и присесть на свои места. Он прикладывает руку к уху, прислушивается). Командир корабля сообщил мне, что мы собираемся перемещаться в космическое пространство, чтобы посмотреть на нашу Землю сверху. Пожалуйста, присаживайтесь на свои места. Мы отправляемся в полет!

Слайд 17. ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ ИЗ КОСМОСА (гифка) И ГЛОБУС

Командир просит вас посмотреть в иллюминатор. Вы видите, как красива наша планета из космоса.

А рядом находится глобус. Скажите, глобус, что это такое? (Ответы детей).

Правильно. Глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. И она похожа на шар. Внимательно посмотрите на глобус. Скажите, какого цвета на нем больше? Что на глобусе изображено голубым цветом? (Ответы детей).

Правильно, ребята. Синий или голубой цвет – это вода: моря, океаны, реки, озёра.

Человек и даже животные все состоят из воды. Без воды человек не сможет прожить даже 48 часов. Кому еще нужна вода? (Ответы детей).

Вода нужна всему живому: людям, растениям, животным, насекомым.

Но какую мы пьем воду? Соленую, как в море или пресную, как в реке или озере? (Ответы детей).

Если нам не нужна соленая морская вода, а на нашей Земле так много океанов и морей, то может быть нам их осушить? А вместо них построить новые города с парками и скверами, Диснейленд, парки аттракционов, спортивные городки и площадки, и еще много, много чего. Зачем нам соленая вода морей и океанов! Ее нельзя пить и еду на такой воде не приготовить…

Как вы думаете? (Ответы детей).

Слайд 18. ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЕЛЬКИ

Я хочу вам рассказать сказку, чтобы вы поняли почему важны нам моря и океаны, если даже в них соленая вода.

Маленькая капелька, как ее веселые подружки- капельки жила на большом красивом облаке. Облако напоминало огромное одеяло их сахарной ваты. Облако становилось все больше и больше. И, один раз, капелька вдруг поняла, что она стала очень тяжелой и куда-то падает. Она испугалась, но заметила, что и ее подружки-капельки тоже падают во время дождя. Они упали с неба на землю и оказались в веселом ручейке.

Ручеек принес капельку в реку, а потом в море. Капелька была удивлена, как много здесь воды. Солнышко все сильнее и сильнее прогревало морскую воду, и капелька почувствовала себя очень легкой, как пушинкой. Она взлетела высоко- высоко и оказалась на облаке. Это было не то облако, на котором она путешествовала раньше. Оно было еще очень маленьким, но с каждым днем у капельки появлялись все новые и новые подружки-капельки, которые с нетерпением ждали своей очереди, чтобы отправиться в путешествие на Землю.

Слайд 19. СХЕМА КРУГОВОРОТА ВОДЫ В ПРИРОДЕ

Давайте посмотрим и разберемся, что же происходило с капелькой.

Работа по схеме «Круговорот воды в природе».

Когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается высоко в воздух. Вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра путешествуют по небу и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.

Самое большое количество осадкой, выпадающих на Землю, испаряют моря и океаны. А дождевая вода уже не соленая, а пресная. Именно такая, какая нужна всему живому.

Теперь мы знаем, что если бы не было океанов и морей, то не было бы и осадков (дождя и снега) и наступила бы засуха и все живое бы погибло… Так вот для чего еще важны моря и океаны, а не только для того, что они являются домом для морских обитателей.

Вода, падая на Землю очищает ее. После дождя так легко дышится свежестью и все блистает чистотой. Сейчас мы с вами послушаем и увидим, как природа радуется дождю.

Мы часто обижаемся на своих родителей и близких. Нам иногда становится грустно, когда мы вдруг считаем, что про нас все забыли и никто не хочет нас выслушать. Но это совсем не так. Вы очень дороги своим близким, но усталость на работе и в транспорте у взрослых накапливается, и они могут становяться неразговорчивыми, раздражительными, и недружелюбными. Они могут обидеть, сами этого не замечая…

От переживаний вам становится грустно, а от этого можно заболеть и перестать мечтать! Чтобы вырастить успешными и здоровыми людьми, которые могут бороться с неудачами и идти за своей мечтой, нам нужно каждый вечер прощать полученные обиды. Как это сделать?!

Ребята, наш командир корабля на связи… Да, я поняла… Обязательно расскажу….

Ну вот удача, мне помог наш командир корабля «Dragonfly» («Стрекоза»).

Перед тем, как проститься с вами, командир корабля попросил рассказать мне ту историю, которую он мне рассказывал ранее, его секрет.

Хотите узнать, что помогло ему стать успешным, сильным, добрым, здоровым и исполнять свои мечты?

Хотите, чтобы я вам это рассказала? (Ответы детей).

Когда он был маленьким, то он часто грустил. Его часто обижали, и родители, и близкие люди (из-за своей занятости) не уделяли ему достаточно времени. Однажды он услышал прекрасную музыку (Ярослава Никитина) «Вальс цветов» и придумал, что он похож на маленький цветочек, которому не хватает света, тепла и влаги. И, когда продолжала звучать музыка, он вдруг почувствовал, что она совершила волшебство. Он почувствовал, что он не одинок, у него расправились плечи, ему захотелось танцевать и радоваться жизни, а самое главное – мечтать. Хотите ли вы услышать и увидеть, то, что видел командир корабля в детстве? (Ответы детей).

Тогда закройте глаза. Представьте себе цветок. Любой цветок, который вы когда-либо видели или тот, который вы сейчас придумали. Полюбуйтесь им. Понюхайте его. Запомните, как он выглядит. Как пахнет. (Ответы детей).

Но для цветка наступили тяжелые времена. Солнце было жарким, а дождя давно не было. Цветку стало не хватать влаги, и он начал увядать...

Поднимитесь, пожалуйста, со своих мест. Представьте, что вы это и есть тот цветок, который вы себе представили, которого давно не поливали и не заботились о нем… Ваша голова – это прекрасный цветок, а листочки – ваши руки. Шли дни, а дождя все не было и не было… Цветок стоял печальный, ему было очень плохо…. Но вот. О чудо! Появилось дождевое облако и пошел долгожданный дождь.

Он напоил и очистил землю водой. И весь мир изменился. Завядший цветочек распрямился, приподнял свою прекрасную головку высоко-высоко над землей. Его листочки стали чистыми, упругими, изумрудно-зелеными. После дождя цветок подрос и стал прекрасно пахнуть.

Сейчас вы услышите мелодию и увидите, как радуется все живое нежному прикосновению дождя.

Вместе с капельками теплого дождя вы почувствуете, как вы очищаетесь от обид, гнева, зависти – всего того, что мешает идти вам за своей мечтой.

Слайд 20. ВИДЕО «ВАЛЬС ДОЖДЯ» (динамическая пауза, визуализация «Теплый дождь») - 4 мин.16 сек.

(Танцевальные движения под музыку Ярослава Никитина)

Каждый вечер, перед тем как заснуть, представьте себя цветком, который радостно встречает теплый очищающий дождь и почувствуйте, как все невзгоды проходят мимо.

Командир корабля, рассказал мне, что он часто рисовал свой цветок. Вначале цветок был не очень радостным, но с каждым разом цветку становилось все лучше и лучше… И сам мальчик смог не только мечтать, но и претворить свои мечты в жизнь. Стать успешным!

(Мы не говорим ребенку, что образ цветка, это он сам. Благодаря представлению образа ребенок получает ресурсную подпитку и происходит психоэмоциональная коррекция. Желательно, чтобы ребенок рисовал свой цветок достаточно часто. Например, 1 раз в 2 недели. Рисовать нужно только цветными карандашами, но не фломастерами или чем-то другим. Цветок с каждым разом может быть другим на рисунках. Важно то, как его изображает ребенок).

Слайд 21. ОПЫТЫ

Сегодня мы с вами проделаем опыты и узнаем, что вода – удивительное вещество, потому что она бывает в природе одновременно в 3-х состояниях: в газообразном, твердом и жидком. Кроме того, вода выполняет за людей большое количество работы и даже дает нам электроэнергию.

Слайд 22. КАКАЯ ВОДА? ЦВЕТ, ВКУС, ЗАПАХ, ФОРМА…

Мы сегодня с вами превратимся в ученых и будем проводить опыты с водой.

Опыт 1. Вода – жидкая.

Ее можно налить во что-нибудь. Куда можно налить воду? (Ответы детей).

Что еще можно сделать с водой?

Опыт 2. У воды нет формы.

Может ли вода иметь форму? (ответы детей). Как это проверить? Какой формы эти сосуды? (ответы детей). Давайте заполним их водой.

Вывод: Жидкая вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда, в которую мы налили.

Опыт 3. У воды нет запаха и цвета.

Ребята, а как вы думаете, у воды есть запах? (Ответы детей).

Добавим в воду лимон и вода стала пахнуть лимоном. Вывод: у воды нет запаха, она принимает запах другого вещества

А сейчас мы добавим в воду разные вещества, которые быстро растворятся в воде. (растворяем в воде шипучие витамины разных цветов).

Вывод: вода бесцветна, но она хороший растворитель.

Опыты 3. У воды нет вкуса

Вот интересно. Есть ли вкус у простой воды?

А если мы добавим в стакан с водой кусочек лимона, давайте попробуем добавить лимон в воду и попробуем на вкус, что изменилось?

-Вода стала кислая. Мы изменили вкус воды.

Вывод: У воды нет вкуса, она безвкусная. Но вода может приобретать вкусы других веществ, которое в нее добавили.

Опыт 4. Соленая и пресная вода

Подготовить два стакана – с соленой и пресной водой. Опустить по одному яйцу в каждый стакан. В стакане с пресной водой яйцо опустилось на дно, в соленой – всплыло.

Вывод. В соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли.

Слайд 23. ГРЕЕТ ЛИ ШУБА?

Сегодня нам предстоит выполнить еще один опыт. Но в начале скажите, греет ли зимой шуба? (Ответы детей).

Давайте проделаем следующий опыт. В шубу я положу кубики льда, а другие просто оставлю на подносе.  Как вы думаете, лед в шубе растает быстрее, чем лед на подносе?  (Ответы детей).

Проводим опыт.

Значит греет лампа в нашем классе, греет солнце, греет кот, сидящий на коленках и человеческое тело, а шуба просто сохраняет тепло. Она нисколько не греет.

Лед, обернутый в шубу, дольше сохраняет свою низкую температуру, потому что шуба – весьма плохой проводник теплоты – замедляет доступ к нему тепла извне, от комнатного воздуха.

Слайд 24. СОСТОЯНИЕ ВОДЫ

Давайте посмотрим на слайд и повторим, какое состояние бывает у воды.

(работа по рисунку). В заключении нашего занятия, посмотрите, как сила воды помогает человеку. И нам всем нужно заботиться, чтобы с водой все было благополучно, потому что все живое зависит от нее.

Слайд 25. ВИДЕО «СЕКРЕТЫ ВОДЫ»

Вам понравилось наше сегодняшнее путешествие? Что вы узнали для себя нового?

(Рефлексия).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4 – 7 КЛАССОВ ПУТЕШЕСТВИЕ В ЛЕКСИКУ « СЛОВО – ОДЕЖДА ВСЕХ ФАКТОВ, ВСЕХ МЫСЛЕЙ»

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ  4 – 7 КЛАССОВ  ПУТЕШЕСТВИЕ В ЛЕКСИКУ « СЛОВО – ОДЕЖДА ВСЕХ ФАКТОВ, ВСЕХ МЫСЛЕЙ»...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 6-х КЛАССОВ «ПРЫЖОК В ВЫСОТУ С РАЗБЕГА СПОСОБОМ «ПЕРЕШАГИВАНИЯ»

Основные  задачи : 1.       Научить учащихся  прыжку в высоту с разбега способом «перешагивания». 2.       Способствоват...

Методическая разработка занятия «Безопасные летние каникулы» (для учащихся 3-4 классов)

Лето - это самое долгожданное время года, особенно для детей. Дети в это время в основном  предоставлены сами себе, родительский контроль снижается, а у детей появляется много свободного времени....

Редкие часы методическая разработка занятия, реализация образовательной практики с учащимися с ограниченными возможностями здоровья

В последнее время все большее значение в области социальной политики России имеют проблемы, связанные с активным включением в общественную жизнь такой социальной группы как дети с ограниченными возмож...

Методическая разработка занятия для старших вожатых "Онлайн-сервис SMMplanner"

Занятие для старших вожатых школОнлайн-сервис SMMplanner позволяет выкладывать посты в аккаунты в социальных сетях в одном месте, с минимальными временными затратами. Что можно сделать с помощью серви...

Методическая разработка занятия для старших вожатых «Контент-план»

Контент-план — это удобный инструмент планирования публикаций и способ продвижения аккаунта.Многие, не зная, как составить контент-план для ВК, просто создают таблицу, в которой расписывают дату...

Методическая разработка занятия по физической культуре для учащихся 5 класса. «ФизКультурное ориентирование»

ФизКультурное ориентирование или туристическая тропа в лесопарке «Сосновка». Предназначено для обучающихся 5 классов.Главной целью является разработать маршрут туристической тропы для форм...