Статья на тему: «Формирование философско - культурологического мировоззрения воспитанников «Философия — детям»
статья

Дрижд Эльвира Витальевна

Ребенок является объектом многих наук, но каждая из них формирует в процессе его изучения свой особый предмет исследования. Объектом моего исследования является система воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития. В центре изучения духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся – закономерности становления и развития психических функций у ребенка на разных возрастных этапах и под влиянием целенаправленного воздействия.

Чтение рассказов и сказок нравственно-поучительного характера помогло вывести детей на беседы о нравственности, о мудрости, о добросердечности и любви.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon drizhd_e_v_.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:

«Формирование философско - культурологического мировоззрения воспитанников «Философия — детям»

Выполнила:

Воспитатель Э.В. Дрижд

        Ребенок является объектом многих наук, но каждая из них формирует в процессе его изучения свой особый предмет исследования. Объектом моего исследования является система воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития. В центре изучения духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся – закономерности становления и развития психических функций у ребенка на разных возрастных этапах и под влиянием целенаправленного воздействия.

Чтение рассказов и сказок нравственно-поучительного характера помогло вывести детей на беседы о нравственности, о мудрости, о добросердечности и любви.

Одно из важнейших условий вовлечение воспитанников в беседу на философские темы, активное, осмысленное участие детей в философском разговоре. От мастерства воспитателя зависит умение вывести  ребенка на беседу. Важным аспектом являлось,  чтобы ребёнок почувствовал значимость разговора, увидел свою роль, своё место в решении проблемы по теме.

Методы и формы проведения занятий “Философия - детям” носят интерактивный, исследовательский, творческий характер. Очень часто дети работали в группах, пытались найти выход из жизненной ситуации. В групповой работе воспитанники сами формулировали правила нравственного поведения, учились рассуждать на философские темы: о счастье, о красоте души, о милосердии и сострадании и др.

        Следует особо отметить, что разделы бесед тесно взаимосвязаны, и размещены в строго определенной последовательности. Беседы о красоте научили видеть и ценить красоту и избегать безобразия. Беседы о Высшем раскрыли смысл самосовершенствования через общее духовное просвещение. Базовые духовные знания раскрыли перед ребенком красоту неземную, таинственную, манящую сказочными возможностями и исполнением заветных желаний. Эта красота призвана вдохновить ребенка на преображение всего негативного в себе, быть мечтой и путеводной звездой в его жизни. Беседы о  сердце и любви раскрыли значение сердечности и любви, как основ человеческой жизни, из которых берет начало все созидательное и благое. Беседы о нравственности научили правилам нравственного поведения, помогли разобраться детям в проявлениях добра и зла. Беседы о воле раскрыли значение волевых качеств как некой силовой составляющей совершенствования, посредством которой осуществляется созидательное творчество, достигается красота и гармония, как в человеке, так и окружающем его мире. Беседы о мышлении предложили детям научиться правильно пользоваться умом – инструментом познания и строительства жизни, лучше узнать об особенностях и возможностях умственной деятельности. Беседы о мудром познакомили детей с жизненным опытом человечества, опытом который пригодится на долгом жизненном пути любому ребенку.

        При разработке программы я поставила следующие задачи: максимально упростить работу воспитателя, не лишая его творческого подхода; не утомить ребенка и не злоупотребить его вниманием; доходчиво обосновать практичность эстетических и этических норм и законов, максимально передать ребенку некую базу тех знаний, которые значимы в деле гармоничного развития человека, которые помогут понять себя и свое место в жизни и идти по ней верным путем.

        За 1 полугодие 2021 года для реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы подготовки воспитанников организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Формирование философско - культурологического мировоззрения воспитанников «Философия — детям» с воспитанниками 3-8 лет (1-ый год реализации) было проведено 19 занятий (сказкотерапия):

  1. Что такое красота и для чего она нужна?
  2. Гармония — основа красоты и созидания
  3. Умение чувствовать красоту
  4. Любовь к красоте - творит чудеса
  5. Красивое начало в человеке
  6. Счастье чувствовать красоту
  7. Как красота сердца зажигает
  8. О красоте внутренней и внешней
  9. Красота настоящая и обманчивая
  10. Культура — красота, создаваемая человеком.
  11. Возвышенное и низменное в человеке
  12. Красота разнообразия и неповторимости
  13. Мечты о прекрасном
  14. Красота мечтаний о будущем и новом
  15. Видимое и невидимое вокруг нас
  16. Необычное и непонятное в жизни людей
  17. О доверии, вере и сомнении
  18. Допущение и отвержение необычного и непонятного
  19. Бог — любовь, объединяющая и создающая жизнь

С воспитанниками 9-12 лет (2-ой год реализации) было проведено 20 занятий (сказкотерапия):

  1. Бог — любовь, объединяющая и создающая жизнь
  2. Душа — частица бога. Человеческая душа
  1. Кто такие ангелы?
  1. Молитва возвышенное общение, улучшающее человека
  2. Единство религий — учений о путях, ведущих к богу
  3. Жизнь души и тела
  4. Сердце и ум человека
  5. Голос души, идущий из сердца
  6. Совесть — учитель человека
  7. Светлые сердечные чувства и пламенность сердца
  8. Богатства человеческого сердца
  9. Лед бессердечия и бездушия
  10. Любовь — самое прекрасное чувство человека
  11. Человечность и человеколюбие
  12. Благородство и велидодушие — широта и величие души
  13. Эгоизм и себялюбие — испорченная любовь
  14. Сила материнской любви
  15. Забота о других. Чувство долга и ответственности
  1. Вежливость — важное средство примирения людей
  1. Искренность, честность, прямота

        По результатам 1 полугодия воспитанники приобрели ценностное отношение к своему народу, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению; элементарные представления о примерах выполнения гражданского и патриотического долга; первоначальный опыт постижения ценностей национальной истории и культуры; опыт социальной коммуникации; опыт ролевого взаимодействия; начальные представления о правах и обязанностях человека, о правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями; сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе, анализировать нравственную сторону своих поступков; первоначальный опыт эстетического, эмоционального отношения к природе.

        Результаты реализации программы за 1 полугодие 2021 года:

Личностные: воспитанники проявляют уважение друг к другу, к старшим, выражают положительное отношение к окружающим, сравнивают разные точки зрения, считаются с мнением другого, проявляют доброжелательность в споре.

Регулятивные: умеют соблюдать этикет, быть опрятным и вежливым, планировать свои действия, вносить коррективы в свои поступки.

Коммуникативные: умеют обосновывать высказанное суждение, задавать уточняющие вопросы; использовать в речи языковые средства, соответствующие цели и условиям общения.

Первый уровень результатов — воспитанники приобрели социальные знания (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имело взаимодействие воспитанника со мной(воспитателем), как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме "Формирование действий с мячом у детей младшего школьного возраста при обучении игре в баскетбол"

Cтатья по  теме « Формирование действий с мячом у детей младшего школьного  возраста при обучении игре в баскетбол»  Во вступительной части реферата рассуждается о пользе упр...

Статья на тему "Формирование наглядно-действенного мышления у детей"

Формирование наглядно-действенного мышления у детей...

Статья на тему: Формирование познавательной активности на уроках у детей с ограниченными возможностями здоровья

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА УРОКАХУ ДЕТЕЙ С  ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ...

Статья на тему: Формирование коммуникативных компетенций у детей с умственной отсталостью на занятиях логопедии.

P { margin-bottom: 0.21cm; } Статья на тему: Формирование коммуникативных компетенций у детей с умственной отсталостью на занятиях логопедии....

Статья по теме "Формирование коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья в среднем школьном возрасте посредством игровой деятельности"

Статья по теме "Формирование коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья в среднем  школьном возрасте посредством игровой деятельности"...

Статья на тему "Формирование мировоззрения и развитие личности на уроках иностранных языков"

Воспитательный аспект является основным в прцессе обучения иностранному языку....

Статья по теме: ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ЧЕРЕЗ КОМПЛЕКС КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

В статье рассматриваются вопросы формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями и их коррекция через реализацию комплекса коррекционно-развивающих за...