Статья на тему: «Формирование философско - культурологического мировоззрения воспитанников «Философия — детям»
статья
Ребенок является объектом многих наук, но каждая из них формирует в процессе его изучения свой особый предмет исследования. Объектом моего исследования является система воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития. В центре изучения духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся – закономерности становления и развития психических функций у ребенка на разных возрастных этапах и под влиянием целенаправленного воздействия.
Чтение рассказов и сказок нравственно-поучительного характера помогло вывести детей на беседы о нравственности, о мудрости, о добросердечности и любви.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
drizhd_e_v_.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему:
«Формирование философско - культурологического мировоззрения воспитанников «Философия — детям»
Выполнила:
Воспитатель Э.В. Дрижд
Ребенок является объектом многих наук, но каждая из них формирует в процессе его изучения свой особый предмет исследования. Объектом моего исследования является система воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития. В центре изучения духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся – закономерности становления и развития психических функций у ребенка на разных возрастных этапах и под влиянием целенаправленного воздействия.
Чтение рассказов и сказок нравственно-поучительного характера помогло вывести детей на беседы о нравственности, о мудрости, о добросердечности и любви.
Одно из важнейших условий вовлечение воспитанников в беседу на философские темы, активное, осмысленное участие детей в философском разговоре. От мастерства воспитателя зависит умение вывести ребенка на беседу. Важным аспектом являлось, чтобы ребёнок почувствовал значимость разговора, увидел свою роль, своё место в решении проблемы по теме.
Методы и формы проведения занятий “Философия - детям” носят интерактивный, исследовательский, творческий характер. Очень часто дети работали в группах, пытались найти выход из жизненной ситуации. В групповой работе воспитанники сами формулировали правила нравственного поведения, учились рассуждать на философские темы: о счастье, о красоте души, о милосердии и сострадании и др.
Следует особо отметить, что разделы бесед тесно взаимосвязаны, и размещены в строго определенной последовательности. Беседы о красоте научили видеть и ценить красоту и избегать безобразия. Беседы о Высшем раскрыли смысл самосовершенствования через общее духовное просвещение. Базовые духовные знания раскрыли перед ребенком красоту неземную, таинственную, манящую сказочными возможностями и исполнением заветных желаний. Эта красота призвана вдохновить ребенка на преображение всего негативного в себе, быть мечтой и путеводной звездой в его жизни. Беседы о сердце и любви раскрыли значение сердечности и любви, как основ человеческой жизни, из которых берет начало все созидательное и благое. Беседы о нравственности научили правилам нравственного поведения, помогли разобраться детям в проявлениях добра и зла. Беседы о воле раскрыли значение волевых качеств как некой силовой составляющей совершенствования, посредством которой осуществляется созидательное творчество, достигается красота и гармония, как в человеке, так и окружающем его мире. Беседы о мышлении предложили детям научиться правильно пользоваться умом – инструментом познания и строительства жизни, лучше узнать об особенностях и возможностях умственной деятельности. Беседы о мудром познакомили детей с жизненным опытом человечества, опытом который пригодится на долгом жизненном пути любому ребенку.
При разработке программы я поставила следующие задачи: максимально упростить работу воспитателя, не лишая его творческого подхода; не утомить ребенка и не злоупотребить его вниманием; доходчиво обосновать практичность эстетических и этических норм и законов, максимально передать ребенку некую базу тех знаний, которые значимы в деле гармоничного развития человека, которые помогут понять себя и свое место в жизни и идти по ней верным путем.
За 1 полугодие 2021 года для реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы подготовки воспитанников организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Формирование философско - культурологического мировоззрения воспитанников «Философия — детям» с воспитанниками 3-8 лет (1-ый год реализации) было проведено 19 занятий (сказкотерапия):
- Что такое красота и для чего она нужна?
- Гармония — основа красоты и созидания
- Умение чувствовать красоту
- Любовь к красоте - творит чудеса
- Красивое начало в человеке
- Счастье чувствовать красоту
- Как красота сердца зажигает
- О красоте внутренней и внешней
- Красота настоящая и обманчивая
- Культура — красота, создаваемая человеком.
- Возвышенное и низменное в человеке
- Красота разнообразия и неповторимости
- Мечты о прекрасном
- Красота мечтаний о будущем и новом
- Видимое и невидимое вокруг нас
- Необычное и непонятное в жизни людей
- О доверии, вере и сомнении
- Допущение и отвержение необычного и непонятного
- Бог — любовь, объединяющая и создающая жизнь
С воспитанниками 9-12 лет (2-ой год реализации) было проведено 20 занятий (сказкотерапия):
- Бог — любовь, объединяющая и создающая жизнь
- Душа — частица бога. Человеческая душа
- Кто такие ангелы?
- Молитва возвышенное общение, улучшающее человека
- Единство религий — учений о путях, ведущих к богу
- Жизнь души и тела
- Сердце и ум человека
- Голос души, идущий из сердца
- Совесть — учитель человека
- Светлые сердечные чувства и пламенность сердца
- Богатства человеческого сердца
- Лед бессердечия и бездушия
- Любовь — самое прекрасное чувство человека
- Человечность и человеколюбие
- Благородство и велидодушие — широта и величие души
- Эгоизм и себялюбие — испорченная любовь
- Сила материнской любви
- Забота о других. Чувство долга и ответственности
- Вежливость — важное средство примирения людей
- Искренность, честность, прямота
По результатам 1 полугодия воспитанники приобрели ценностное отношение к своему народу, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению; элементарные представления о примерах выполнения гражданского и патриотического долга; первоначальный опыт постижения ценностей национальной истории и культуры; опыт социальной коммуникации; опыт ролевого взаимодействия; начальные представления о правах и обязанностях человека, о правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями; сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе, анализировать нравственную сторону своих поступков; первоначальный опыт эстетического, эмоционального отношения к природе.
Результаты реализации программы за 1 полугодие 2021 года:
Личностные: воспитанники проявляют уважение друг к другу, к старшим, выражают положительное отношение к окружающим, сравнивают разные точки зрения, считаются с мнением другого, проявляют доброжелательность в споре.
Регулятивные: умеют соблюдать этикет, быть опрятным и вежливым, планировать свои действия, вносить коррективы в свои поступки.
Коммуникативные: умеют обосновывать высказанное суждение, задавать уточняющие вопросы; использовать в речи языковые средства, соответствующие цели и условиям общения.
Первый уровень результатов — воспитанники приобрели социальные знания (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имело взаимодействие воспитанника со мной(воспитателем), как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме "Формирование действий с мячом у детей младшего школьного возраста при обучении игре в баскетбол"
Cтатья по теме « Формирование действий с мячом у детей младшего школьного возраста при обучении игре в баскетбол» Во вступительной части реферата рассуждается о пользе упр...
Статья на тему "Формирование наглядно-действенного мышления у детей"
Формирование наглядно-действенного мышления у детей...
Статья на тему: Формирование познавательной активности на уроках у детей с ограниченными возможностями здоровья
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА УРОКАХУ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ...
Статья на тему: Формирование коммуникативных компетенций у детей с умственной отсталостью на занятиях логопедии.
P { margin-bottom: 0.21cm; } Статья на тему: Формирование коммуникативных компетенций у детей с умственной отсталостью на занятиях логопедии....
Статья по теме "Формирование коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья в среднем школьном возрасте посредством игровой деятельности"
Статья по теме "Формирование коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья в среднем школьном возрасте посредством игровой деятельности"...
Статья на тему "Формирование мировоззрения и развитие личности на уроках иностранных языков"
Воспитательный аспект является основным в прцессе обучения иностранному языку....
Статья по теме: ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ЧЕРЕЗ КОМПЛЕКС КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
В статье рассматриваются вопросы формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями и их коррекция через реализацию комплекса коррекционно-развивающих за...