Статья на тему "Формирование наглядно-действенного мышления у детей"
статья на тему

Парфенова Екатерина Станиславовна

Формирование наглядно-действенного мышления у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_temu.docx19.75 КБ

Предварительный просмотр:

 Статья на тему: « Формирование наглядно – действенного мышления»

 Мышление развивается двумя путями: первый – от восприятия к наглядно – действенному мышлению, а затем к наглядно – образному и логическому; второй – от восприятия к наглядно – образному и логическому мышлению. Оба пути развития существуют одновременно и, хотя на определенном этапе сливаются воедино, имеют свою специфику, играют свою особую роль в познавательной деятельности человека.

Важно помнить, что достижения каждого периода развития не исчезают, не заменяются более поздними этапами развития мышления, а играют свою роль на протяжении всей последующей жизни человека. Поэтому несформированность  процессов мышления, идущих как от восприятия к наглядно – действенному, так и от восприятия к наглядно – образному мышлению, может оказаться невосполнимой в более позднем возрасте.

Развитие мышления в раннем и дошкольном возрасте. Первые мыслительные процессы возникают у ребенка в результате познания свойств и отношений окружающих его предметов в процессе их восприятия и в ходе опыта собственных действий с предметами, в результате знакомства с рядом явлений, происходящих в окружающей действительности. Следовательно, развитие восприятия  и мышления тесно связано между собой, и первые проблески детского мышления носят практический  (действенный) характер, т.е. они неотделимы от предметной деятельности ребенка. Это форма мышления называется « наглядно – действенной» и является наиболее ранней.

Наглядно – действенное мышление возникает там, где человек встречается с новыми условиями и новым способом решения  проблемной практической задачи. С задачами такого типа ребенок встречается на протяжении всего детства – в бытовой и игровой ситуациях.

Важной особенностью наглядно - действенного мышления является то, что способами преобразования ситуации служит практическое действие, которое осуществляется методом проб. При выявлении скрытых свойств и связей объекта дети используют метод проб и ошибок, который в определенных жизненных обстоятельствах является необходимым и единственным. Этот метод основан на отбрасывании неправильных вариантов действия и фиксации правильных, результативных и, таким образом, выполняет роль мыслительной операции.

При решении проблемных практических задач происходит выявление, « открытие» свойств  и отношений предметов или явлений, обнаруживаются скрытые, внутренние  свойства предметов. Умение получать новые сведения в процессе практических преобразований непосредственно связано с развитием наглядно – действенного мышления.

Первые проявления наглядно – действенного мышления можно наблюдать в конце первого – начале второго года жизни. С овладением ходьбой встречи ребенка с новыми предметами значительно расширяются. Передвигаясь по комнате, трогая предметы, перемещая их и манипулируя ими, ребенок постоянно наталкивается на препятствия, ищет выход, широко используя в этих случаях пробы, попытки. В действиях с предметами ребенок отходит от простого манипулирования и переходит к предметно – игровым действиям, соответствующим свойствам предметов, с которыми действуют: куклу кладет на кроватку, ложкой мешает в тарелке и т.д. Производя различные действия с предметами (ощупывания, поглаживания, бросания, рассматривания и др.), он практически познает как внешние, так и скрытые  свойства предметов, обнаруживает некоторые связи, существующие между предметами. Так, при ударе одного предмета о другой возникает шум, один предмет можно вставить в другой, два предмета, столкнувшись, могут отодвинуться в разные стороны и т.д. В результате предмет становится как бы проводником воздействия ребенка на другой предмет, т. е. результативные действия могут совершаться не только воздействием непосредственно рукой на предмет, но и с помощью другого предмета – опосредованно. За предметом в результате накопления некоторого опыта его использования закрепляется роль средства, с помощью которого можно получать желаемый результат. Формируется качественно новая форма деятельности – орудийная, когда ребенок для достижения цели использует вспомогательные средства.

Со вспомогательными предметами дети знакомятся,  прежде  всего, в быту. Детей кормят, а потом они сами едят с помощью ложки, пьют из чашки и т. д., начинают использовать вспомогательные средства, когда нужно что – то достать, закрепить, передвинуть и т.п. Опыт ребенка, полученный при решении практических задач, закрепляется в способах действия. Постепенно ребенок обобщает свой опыт и начинает использовать его в различных условиях. Например, если ребенок научился использовать палку для приближения к себе игрушки, то  закатившуюся под шкаф игрушку он достает с помощью другой, подходящей по форме и длине: игрушкой – лопаткой, сачком, клюшкой и т.д. Обобщение опыта деятельности  с предметами подготавливает обобщение опыта в слове, т.е. подготавливает формирование у ребенка наглядно – действенного мышления.

Развитие предметной деятельности и ее « оречевление» у ребенка происходит  при  активном участии окружающих его людей. Взрослые ставят перед ребенком те или иные задачи, показывают способы их решения, называют действия. Включение слова, обозначающего выполняемое действие, качественно меняет мыслительный процесс ребенка, даже ещё  не владеющего разговорной речью. Обозначенное,  словом действие приобретает  характер обобщенного способа  решения группы однородных практических задач и легко переносится в другие аналогичные ситуации. Включаясь в практическую  деятельность ребенка, речь, даже сначала только слышимая, как бы изнутри перестраивает процесс его мышления. Изменение содержания мышления требует более совершенных его форм, и уже в процессе наглядно – действенного мышления  формируются предпосылки для наглядно – образного мышления.

В младшем дошкольном возрасте происходят глубокие изменения,  как в содержании, так и в формах наглядно – действенного мышления. Изменение содержания наглядно – действенного мышления  детей приводит к изменению его структуры. Используя свой обобщенный опыт, ребенок может мысленно подготовить, предусмотреть характер последующих событий.

Наглядно – действенное мышление содержит все основные компоненты мыслительной деятельности: определение цели, анализ условий, выбор средств достижения. При решении практической проблемной задачи проявляются ориентировочные действия не только на внешние свойства и качества предметов, но и на внутренние взаимосвязи предметов в определенной ситуации. В  дошкольном возрасте ребенок уже свободно ориентируется в условиях , возникающих перед ним практических задач, может самостоятельно найти выход  из проблемной ситуации. Под проблемной ситуацией понимают такую ситуацию, в которой нельзя действовать привычным способом, а нужно преобразовать свой прошлый опыт, найти новые пути его использования.

Вслед за наглядно – действенным возникает наглядно – образное мышление, которое становится основным видом мышления ребенка в младшем дошкольном возрасте. Он решает « в уме» только те задачи, которые раньше решал практически.

Простейшее наглядно – образное мышление (внутренний план действия) рассматривается, как способность оперировать конкретными образами предметов при решении тех или иных задач. Например, ребенок может представить себе, как должен действовать  изображенный на картинке мальчик, у которого машинка закатилась под шкаф. Способность к оперированию образами « в уме» не является непосредственным результатом  усвоения ребенком знаний и умений. Она возникает и развивается в процессе взаимодействия определенных линий психического развития: развития предметных действий, действия замещения, речи, подражания, игровой деятельности и т.д. В свою очередь, образы могут различаться по степени обобщенности, по способам формирования и функционирования. Сама мыслительная деятельность выступает, как оперирование образами.

В дальнейшем дети начинают оперировать « в уме» сложными  представлениями о предметах, их свойствах, связях и отношениях. Так, они могут заранее представить себе целое, которое можно составить из имеющихся частей ( в представлении эти части соединить в целое): какую конструкцию можно построить из данного конструктора, какое изображение сложить из разрезанной картинки, части которой наклеены на разных кубиках; они могут представить  себе перемещение предметов или их частей в пространстве и т.п. К старшему дошкольному возрасту наглядно – образное мышление становится все более обобщенным. Дети понимают сложные схематические изображения, представляют на их основе реальную ситуацию и даже самостоятельно создают такие изображения.

Развитие наглядно – образного мышления тесно связано с речью, которая фиксирует( закрепляет) образы – представления.

На основе образного мышления в  дошкольном возрасте начинает формироваться  словесно – логическое мышление, которое дает возможность решения более широкого круга задач, усвоения научных знаний.

Но развитие словесно – логического мышления зависит от уровня развития наглядных форм мышления, иначе оно формируется медленно и с большими трудностями, а в результате оказываются неполноценными. При этом необходимо помнить, что наглядные формы мышления в дошкольном возрасте остаются наглядными.

Между наглядно – действенным, наглядно – образным и словесно – логическим существует глубокая двухсторонняя связь. С одной стороны, опыт действия с предметами при решении практических задач подготавливает необходимую почву для возникновения словесно – логического мышления. С другой – развитие словесно – логического мышления изменяет характер предметных действий и создает возможность перехода от решения элементарных к решению сложных практических задач.

Переход от наглядно – действенного к наглядно – образному и словесно – логическому мышлению зависит от степени   сформированности более высоких типов ориентировочно – исследовательской деятельности. Этот переход осуществляется при изменении характера ориентировочно – исследовательской деятельности, на основании более высокого типа ориентировки в условиях задачи и активизации речевых задач в словесном плане.

Таким образом, в дошкольном возрасте тесно взаимодействуют три основные формы мышления:  наглядно – действенное, наглядно – образное и словесно – логическое. Данные формы  мышления образуют  тот единый  процесс познания реального мира, в котором в различных условиях может преобладать то одна, то другая форма мышления, и, в связи с этим, познавательный процесс в целом приобретает специфический характер. При этом в познавательную деятельность рано включается речь, выступающая в качестве носителя способа действия в ней. Этот способ действия закрепляется и передается с помощью речи. На разных стадиях развития мышления функции речи существенно меняются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Развитие критического мышления на уроках химии"

Технология развития критического мышления,  на мой взгляд, является одной из самых актуальных технологий на сегодняшний день. Она позволяет  учащемуся самореализовать себя, помогает адаптаци...

Статья "Играя развиваем речь и мышление "на ходу".

Статья написана как пособие или памятка для родителей....

Научно-методическая статья "Взаимосвязь развития словесно-логического мышления и связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Статья может быть интересна начинающим логопедам, а также логопедам со стажем, как материал по самообразованию. Научно-методическая статья (по самообразованию)  состоит из 3 частей 1часть содер...

Статья "Использование технологии развития критического мышления как способ формирования универсальных учебных действий учащихся"

Статья "Использование технологии развития критического мышления как способ формирования универсальных учебных действий учащихся"....

Развитие наглядно-образного и наглядно-действенного мышления через изучение наглядной геометрии

Выступление на первом съезде учителей математики Хабаровского края....

Формирование наглядно-действенного мышления в младшем дошкольном возрасте

Коррекционно-развивающая работа с детьми  с ограниченными возможностями здоровья по формированию наглядно-действенного мышления в младшем дошкольном возрасте....