Программа дополнительного образования "Ключик"
рабочая программа

Рыбакова Лариса Владимировна

Программа внеклассной работы «Ключик» по изучению и сохранению традиций русского народного фольклора, направленная на развитие эмоционально-волевой сферы учащихся с интеллектуальной недостаточностью, рас­ши­ре­нию их ин­тел­лек­ту­аль­но­го кру­го­зо­ра, развитие музыкальной культуры, формирование коммуникативных навыков и развитию социальной адаптации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_klyuchik.doc179.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Ключик»  

(Программа  внеклассной работы по изучению и сохранению традиций русского народного фольклора)

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ «ОСОБЫЙ РЕБЕНОК»

г. СМОЛЕНСКА»

г. Смоленск 2019 год

Рыбакова Лариса Владимировна

 

Содержание:

Основание для реализации программы                                                        2

Принципы реализации программы                                                                5

  1. Программа «Ключик»
  1. Паспорт программы                                                                 6
  1. Пояснительная записка                                                                            8                2.1.        Актуальность                                                                          7

        2.2.    Структура программы                                                                        10

3.         Содержание программы                                                                                 12

3.1. Тематическое планирование занятий по народному творчеству                15

3.2. Тематическое планирование занятий по музыкальному фольклору     20

        Литература                                                                                                             22


Основание для разработки

Согласно принципам государственной политики, образование в Российской федерации должно основываться, прежде всего, на приоритетах общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободным развитием личности. Образование должно стать общедоступным, адаптивным к уровням и особенностям развития и подготовленности учащихся и воспитанников.

Принципы государственной политики в области образования ставят серьезные задачи перед психолого-педагогической наукой по разработке научно-обоснованных рекомендаций по обеспечению полноценного психического развития детей в домах ребенка, детских домах, школах-интернатах и специальных школах. Внимание к проблемам учащихся с недоразвитием интеллекта вызвано тем, что количество детей с этим видом аномалий не уменьшается. Это обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании условий для максимальной коррекции дефектов развития умственно отсталых детей.

Особую актуальность приобретает психолого-педагогическая работа с учащимися, в которой большая роль отводится внеклассной работе по учебным предметам.

Основной целью педагога специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида является исправление дефектов детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Основными направлениями для учителя служат повышение уровня познавательного интереса учащихся, коррекция недостатков их эмоционально-волевой сферы, социально-психологическая адаптация.

Музыкальное воспитание является одним из разделов комплексного воспитания и развития учащихся коррекционной школы. Музыкальное воспитание умственно отсталых детей направлено не только на формирование музыкальной культуры, но и на решение специфических задач – коррекции недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, социально-психологической адаптации. Работая с особым контингентом детей, мы убедились в необходимости расширения сферы влияния музыкального воспитания на социально-личностное развитие каждого учащегося для облегчения его вхождения в социальный мир.

Подготовить воспитанников коррекционной школы к активной жизни, помочь усвоить элементы национальной культуры, социальные нормы и ценности позволяет обращение к различным формам русского народного фольклора. Ценность использования фольклора в процессе формирования мировоззренческой позиции обусловлена, на наш взгляд, следующими принципами:

  • Фольклор является важным фактором нравственного воспитания и развития, представляя собой один из видов искусства – народное творчество.
  • Изучая историю родного края, традиции своего народа, отраженные в устном и музыкальном народном творчестве, отожествляя себя с героями истории, учащиеся учатся глубже понимать их чувства, поступки, тем самым усваивают моральные нормы, формируют собственную активную социальную позицию.
  • В процессе освоения фольклорного материала развиваются умственные, физические, музыкальные способности.

Множественность функций не подразумевает их равнозначность, а предполагает возможность появления какой-либо из них занять приоритетную позицию в зависимости от задач в процессе приближения к фольклору. На наш взгляд, социальная функция является основной, объединяя остальные функции, так как ребенок формирует собственное отношение к действительности и ценностные приоритеты в процессе накапливания опыта социального общения.

Поскольку фольклор охватывает все стороны жизнедеятельности народа, тесно связан с бытом, является постоянно действующей системой коммуникации в народной среде, наконец, выступает как система ценностей, обычаев, верований обрядов и др., то он, активно, способствует духовному, культурному воспроизводству, а, следовательно, ему принадлежит важная роль в воспитании нравственности подрастающего поколения.

Бесспорно, что уроки музыки, посвященные традициям и праздникам русского народа, могут иметь логическое продолжение и во внеурочной деятельности.

Поэтому и была разработана представленная здесь программа внеклассной работы «Ключик» по изучению и сохранению традиций русского народного фольклора, которая направлена на развитие эмоционально-волевой сферы учащихся с интеллектуальной недостаточностью, расширению их интеллектуального кругозора, развитие музыкальной культуры, формирование коммуникативных навыков и развитию социальной адаптации.

Принципы реализации программы «Ключик»:

  1. Принцип всестороннего подхода: программа охватывает учащихся

младших классов Центра, которые хотят заниматься в фольклорной группе. Планирование составлено в соответствии с учетом психолого-возрастных особенностей развития учащихся, способствует развитию и коррекции познавательной, эмоционально-волевой и мотивационной сфер личности учащихся, формированию оптимизма, веры учащихся в свои силы.

  1. Принцип системности предполагает использование в реализации программы взаимосвязь педагогических технологий. Они предусматривают систему действий, направленных на развитие музыкальной культуры, адаптивной личности, знаний важных социализирующих факторов, овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности.
  2. Принцип динамичности направлен на обеспечение непрерывности, целостности, постоянства воздействия на учащихся. Фольклорный материал дает возможность в условиях коллективного обучения проводить индивидуальную воспитательную работу с каждым воспитанником.
  3. Принцип гуманности заключается в том, чтобы вовремя создать каждому ребенку необходимые условия, при которых он сможет максимально развить свои творческие способности. Чтобы воспитать физически здорового, жизнерадостного человека, необходимо поддерживать в нем радостные эмоции. Этому как нельзя лучше способствует фольклорная поэзия. Все это дает важные предпосылки для формирования музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры школьников, что является общей целью музыкального образования.

Учитывая вышесказанное, необходимо, чтобы педагогические условия и методы обучения и воспитания соответствовали поставленным целям и задачам.

«Поселяйся там, где поют: те, кто поют – худо не думают»

Народная мудрость

  1. Программа «Ключик»

(программа внеклассной работы по изучению и сохранению традиций русского народного фольклора).

1.1. Паспорт программы

Автор: учитель музыки высшей категории Рыбакова Лариса Владимировна.

Цель программы: развитие музыкальной культуры учащегося, способного к полноценному восприятию музыкальных фольклорных произведений в контексте духовной культуры человечества, к самостоятельному общению с народным искусством.

    Задачи программы определены её целью и связаны как с познавательно-исполнительской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией фольклора.

Образовательные:

  • обучение учащихся навыкам певческой и исполнительской традиции Смоленской области, а также других областей России;
  • формирование умения перенимать песню от носителей традиций;
  • обучение вокально-хоровой технике: певческому дыханию, опоре,

 дикционным навыкам, художественной выразительности;

  • формирование представлений о разнообразных жанрах народных песен, об основных музыкально- фольклорных понятиях;
  • воспитание любви к традициям и обычаям своего народа, к песенному наследию предков.

Коррекционные:

  • развитие голоса и его регистров, диапазон, тембра;
  • развитие слуха, музыкальной памяти и мышления;
  • формирование эстетического вкуса, познавательного интереса;

Воспитательные:

  • формирование умения организовывать свой труд;
  • формирование умения общаться, уступать, слушать других, понимать интересы коллектива в стремлении к достижению общих целей;
  • воспитание чувства принадлежности к русскому народу, его истории и культуре;
  • формирование гуманистических нравственных норм жизни и поведения;
  •   воспитание толерантности;
  •   воспитание потребность приобщения к ценностям народной музыки, к истории родного края.

Объект деятельности: учащиеся младших классов Центра, имеющие различные интеллектуальные, художественные, творческие способности.

Предмет деятельности: развитие творческих способностей учащихся, развитие их социальной адаптации.        

Срок реализации программы: 2 года.

Исполнитель: учитель музыки Рыбакова Лариса Владимировна.

Ожидаемые результаты: развитие эстетических чувств учащихся; расширение их кругозора и повышения культурного уровня; активизация творческих способностей, развитие интереса к музыке и музыкальным занятиям; формирование основ музыкальной культуры, в том числе и фольклорной как неотъемлемой части духовной культуры, развитие коммуникативных навыков; развитие социальной адаптации учащихся с умственной отсталостью.

  1.  Пояснительная записка.

2.1.Актуальность

Востребованность  и актуальность данной программы продиктована острой необходимостью воспитания цельной, жизнеспособной, творческой и нравственно здоровой личности, защиты и развития ее духовности.

Музыкально-фольклорные знания и умения, полученные в результате реализации данной программы, систематизируют теорию и практику с учетом возрастной психологии учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Программа «Ключик» включают так же национально-региональный компонент и направлена на решение задач коррекционной школы в условиях модернизации системы образования.

Как было отмечено выше, музыкальное воспитание является одним из разделов комплексного воспитания и развития учащихся коррекционной школы. Обращение к различным формам русского фольклора во внеклассной работе помогает решить очень важную задачу: привить учащимся с ранних лет любовь к своей земле и своему народу, его доброй мудрости, накопленной веками, его богатой и живой культуре.

Неизменным спутником детства любого человека является отечественный фольклор – прибаутки, потешки, сказки, былины, народные песни. Эта кладовая практически неисчерпаема, а представленные в ней художественные образы доступны для понимания, близки по содержанию и обычно украшены добрым юмором. Энциклопедия народной литературы и музыки представляет собой нескончаемый материал, в огромном арсенале которого всегда можно найти тексты для чтения или инсценировки на нужную тему. Фольклорные элементы, модифицированные с учетом конкретных требований и представленные в игровой или познавательной форме, украсят и разнообразят привычный мир повседневного окружения школьников – калейдоскоп их ежедневной, современной жизни.

Как утверждают многие исследовательские работы, в древнее архаичное время у русских детей не существовало так называемых «возрастных кризисов», свойственных сегодняшнему поколению, - кризис 6-7 летнего возраста, подростковый, пубертатный и т.д. Ученые склонны объяснить этот феномен тем, что ученик «сызмальства» словно погружен в «кокон» народной песенной культуры, начиная с колыбельных песен, потешек и прочих неотъемлемых деталей тогдашнего существования. Музыкальное творчество, в буквальном смысле слова сопровождая человеческую жизнь от рождения до смерти, амортизировало многие проблемы, неизбежно возникавшие по мере развития человеческого общества.

Многовековой музыкальный фольклор, оставшийся неизменным до наших дней, к сожалению, не занимает в настоящее время той ниши, которая должна быть ему предназначена по многим причинам. Среди важнейших можно выделить следующие.

Эмоциональное восприятие народного искусства формирует у школьников способность к сопереживанию, учит взаимовыручке. На примере народных традиций у учащихся воспитываются такие качества, как трудолюбие, доброта. Умение дружить, уважение к старшим, формируется понятие о чести.

Закрытость, свойственная многим нашим детям, затрудняет их вхождение в школьный коллектив. Устранению этого препятствия отчасти может помочь игровой фольклор - ведь народная игра объединяет учащихся общей деятельностью.

Получившие уже в детстве «увеличенный фольклорный объем внимания» воспитанники себя чувствуют более свободно и раскрепощено, что в будущем дает им шанс иметь активную жизненную позицию.

Ни для кого не секрет, что учащиеся коррекционной школы-интерната зачастую занимают в жизни позицию иждивенцев или сторонних наблюдателей. Помочь школьникам осознать, что все в жизни достигается трудом, призван бытовой фольклор, который в этом плане имеет четко выраженную воспитательную функцию. Так, например, знакомясь с календарными земледельческими праздниками, воспитанники учатся воспринимать труд как основу жизни.

Общеизвестно, что социум, в котором мы все вынуждены существовать, благодаря усилиям современных средств массовой информации из дня в день становиться все более и более агрессивным. Особенно показательным в этом плане является бесконтрольный поток «музыкального мусора» (по терминологии Д.Б.Кабалевского), льющийся на нас с экранов телевизоров. В связи с этим фольклор выдвигается в качестве противостояния тотальному нашествию воздействия средств массовой информации. Изучение и запоминание учащимися коррекционной школы интонационно-исполнительских элементов народных песен в какой-то мере способно выступить неким «противоядием» рок-поп-хип-хопному нашествию.

Яркие художественные образы, запоминающиеся мелодические обороты и ритмические рисунки, присущие большинству образцов народной музыки, подобранных с учетом возрастных особенностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья, могут стать основным воспитательным моментом формирования у школьников культуры исполнительства и музыкально-вкусовых особенностей.

2.2.  Структура программы

Структура программы

Программа строиться как многоуровневый курс. Средством достижения цели и задач музыкально-фольклорного образования является формирование знаний об обычаях, обрядах и традициях своего народа, коррекция эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления учащихся. Поэтому в программе особое место отводится теории народного фольклора.

Базовые теоретико-музыкально-фольклорные понятия одновременно являются структурообразующими принципами программы. На каждом новом этапе обучения выделяется ведущая теоретико-фольклорная проблема – базовое понятие.

1  год обучения – жанры  детского музыкального фольклора, потешный фольклор, сказки, игровой фольклор.

2  год обучения   – трудовые песни и знакомство с календарными обрядами и праздниками.

Система теоретико-фольклорных  понятий -  неотъемлемый компонент интеллектуального багажа культуры школьника.

Главным условием отбора репертуарных произведений является их доступность, эстетическая ценность и личностно-значимый потенциал.

        Детский фольклор, игровые, плясовые, шуточные и календарные песни  - основа предлагаемого репертуара. Они наиболее близки, понятны  и доступны учащимся коррекционной школы. Вместе с тем  всякое фольклорное произведение имеет двойную ориентацию на исполнителя и на культурную традицию. Поэтому выведение базовых теоретико-музыкально-фольклорных понятий в качестве структурных кажется не только возможным, но и обязательным: именно они обеспечивают музыкально-фольклорное образование.

        Основные виды творческо-педагогической деятельности и формы  занятий  кружка определяются тремя составляющими:

-спецификой фольклорного материала;

-педагогическими (образовательными) задачами, состоящими из усвоения сообщаемых учителем знаний, разучивания и исполнения  песен, слушания  музыки;

-возрастными психофизиологическими особенностями учащихся.

      Для большей наглядности  занятий  целесообразно использовать такие формы передачи знаний и овладения практическими навыками, как посещение концертов, целенаправленное прослушивание народной музыки и песен, собственный пример.

Методы:

  • Индивидуальный (индивидуальная работа с солистами);
  • Коллективный (коллективная работа с участниками);
  • Игровой (сюжетно - ролевые игры, игры-драматизации, словесные, подвижные, музыкальные и др.);
  • Информационно-просветительский;
  • Культурно-творческий.

Организация занятий

Занятия проводятся 3 раза в неделю. Одно занятие по народному творчеству, два – по музыкальному фольклору. Продолжительность занятий кружка 1 час, 1 час и 1ч. 36 мин..

3. Содержание программы

Программа ориентирована на учащиеся младших классов коррекционной школы.

       В процессе первого года обучения необходимо формировать интерес учащихся к изучению фольклора на основе близких и понятных материалах народного творчества:  жанров  детского музыкального фольклора, потешного фольклора, сказок, игрового фольклора. Проводить работу по развитию певческих навыков, навыков артикуляции и звукоизвлечения, чистотой интонирования, формировать эмоциональность и активность восприятия, тренировать восприятие и память.

В процессе второго года обучения  особое внимание уделяется речевой интонации. У учащихся развиваются навыки выразительного  интонирования. В центре внимания элементы драматургии в народных песнях. Приобретается  навыки «разыгрывания» простейших песенных  композиций. Развиваются коллективные и индивидуальные формы исполнения, расширяется голосовой диапазон. Проводится дальнейшая работа по формированию эмоциональности и активности, тренировки восприятия и памяти.

        Такие  дидактические принципы, как постепенность и последовательность, доступность и систематичность, наглядность и достоверность, активизация восприятия, образного мышления и творческой инициативы, комплексное освоение материала, индивидуальный подход в условиях коллективного обучения – находят свое полное подтверждение в работе по освоению песенного фольклора согласно данной программе.

Еще один вид деятельности – это движение под музыку. Оно воспитывает у учащихся с нарушением интеллекта умение слушать и анализировать, а, следовательно, и способность переживать содержание музыкального образа. Эмоциональное разнообразие народной музыки позволяет изменять характер движения.

Движение под музыку не только оказывает коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создает благоприятную основу для совершенствования высших психических функций: музыкального восприятия, памяти, внимания, мышления. Организующее начало музыки, ее ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения требуют постоянной концентрации внимания, быстрой реакции на смену музыкальных фраз. Задания на самостоятельный выбор движений, жестов соответствующих характеру мелодии, пробуждают в участниках фольклорного кружка творческую активность и воображение, заставляют искать способ выразить свое восприятие музыки.

Музыкально-фольклорное развитие учащихся с недоразвитием интеллекта предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и поисково-творческих возможностей, не только накопление исполнительского опыта и понятийного аппарата, но и применение приобретенных знаний и навыков в жизни.

       Критериями успешности является участия кружковцев в общешкольных, городских, областных концертах, конкурсах.

К концу  первого  года обучения учащиеся должны:

Знать: о фольклоре как  источнике народной мудрости; жанры потешного фольклора. Понятия – интонация, a cappella, ансамбль, аккомпанемент, «запевала».

Уметь: произносить звук «Я» без напряжения, протяжно, на дыхании с живой речевой интонацией; самостоятельно воспроизводить осваиваемый фольклорный материал; выразительно петь простейшие песенки, потешки, скороговорки, небылицы, считалки. Петь грудным звуком, спокойно брать дыхание,  петь без напряжения и крика. Освоить пение в унисон.

К концу второго года обучения учащиеся должны:

Знать: особенности русского  народного пения; определять характер песен; названия простейших музыкальных инструментов. Понятия – ритм, темп, динамические оттенки, иметь знания о простейших дирижерских жестах.

Уметь: петь песни  a cappella и с музыкальным сопровождением,  своевременно начинать и заканчивать мелодию; уметь инсценировать песни; выразительно петь знакомые  произведения.

Включение такого материала обогащает представления обучающихся об атмосфере того или иного фольклорного явления и будет способствовать формированию «фольклорного» кругозора. Специфика фольклорного материала дает возможность проведения учебных занятий в форме путешествий, народных игр, обрядовых действий.

     

3.1.Тематическое планирование занятий по народному творчеству

Первый год обучения

темы

Наименование темы

Кол-во

занятий

Содержание темы

I четверть

1.

Потешный фольклор (как часть детского фольклора):

потешки, прибаутки, загадки, небылицы, дразнилки, скороговорки.

9

Потешный фольклор (как часть детского фольклора):

потешки, прибаутки, загадки, небылицы, дразнилки, скороговорки.

Детский фольклор – песни, исполняемые детьми, и песни взрослых, адресованные детям.

Жанры потешного фольклора: потешки, прибаутки, загадки, небылицы, дразнилки, скороговорки.

Потешка – забавная ритмизированная сказочка, исполняемая нараспев; забава, игрушка, утеха.

Прибаутка (от баять) – складная приговорка, поговорка, острое словцо, присказка, иногда пустой, но забавный набор слов с темными намеками;

Байка – говорение, болтание, гуторка, побасенка, побаска, сказочка, присказка;

Небылицы – небыль, небывальщина, не бывшее доселе, несбыточное, ложь;

Скороговорка – частоговорка, род складной речи с повторением и перестановкой одних и тех же букв и слогов, сбивчивых или трудных для произношения;

Загадка – краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки;

Дразнилка (от дразнить) – умышленно сердить насмешками, перекором.

Сатира и юмор в дразнилках. Шутливое высмеивание отрицательных качеств. Рифмы к именам.

Конкретные примеры и разбор специфических особенностей каждого жанра.

II четверть

2.

Сказки.

7

Сказка – эпический жанр фольклора, преимущественно прозаический. Происхождение сказок и мифов.

Сказки социально-бытовые, волшебные, о природе, о животных.

Драматическое действие, инсценировка и музыка в сказке. Короткие песенки, повторяющиеся на протяжении сказки. Использование музыкальных инструментов: дудочка, скрипка, колокольчик, трещетка. Сказки, с упоминанием музыкальных инструментов («Поющая дудочка»), с поющими персонажами («Волк и семеро козлят», «Медведь на липовой ноге», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»).

Композиция сказки: присказка, зачин, рассредоточенная экспозиция (появление новых героев на протяжении всей сказки) как характерный признак, завязка, троекратные повторения, кульминация, мораль, концовка.

Герои добрые и злые, реальные и фантастические. Сказка и ложь.

III четверть

3.

Игровой фольклор (как часть детского фольклора):

считалки, игры.

9

Жанры игрового фольклора: считалки, игры.

Значение действия игры как первоосновы народного театра.

Считалка – ритмически организованное построение, исполняемое говорком или нараспев с указательными жестами. Разновидности: простейшие, сюжетные, заумные. Организующая функция считалок. Древность происхождения жанра. Символика чисел. Тайный язык считалок. Подчинение мелодии тексту.

Игра – забава, установленная по правилам, и вещи для того служащие. Значение игр во всестороннем развитии человека как в физическом и эмоциональном, так и в интеллектуальном отношении. Игры с игрушками, парные, групповые. Игры спортивные, хороводные, обрядовые, драматические. Музыкальные припевы. Их особенности и стилистические особенности, ритмическая активность. Игра как модель жизненных ситуаций и взаимоотношений. Игра и современность.

IV четверть

4.

Хороводы.

9

Древнее происхождение хороводов. Синкретизм жанра (взаимодействие слова, музыки, пластики, хореографии, драматического действа, инструментария). Выразительная роль народного костюма. Хоровод как разновидность русского народного театра.

Хореографические виды хороводов: «круговой», «стенка на стенку», фигурные: «капустка», «вьюн», «воротца с поцелуями», «ручеек», «змейка», «карусель».

Второй год обучения

темы

Наименование темы

Кол-во

занятий

Содержание темы

I четверть

5.

Трудовые артельные песни.

2

Трудовые артельные песни. Древнее происхождение выкриков, припевок, песен, сопровождающих коллективный физический труд и помогающих ему. Основные виды работ, связанные в прошлом с артельным пением: лесоповал, лесосплав, плотнический промысел, вытягивание невода, бурлачество. Мужские, женские и детские трудовые артели.

Типичные трудовые припевки: «короткий раз», «долгий раз», «раз, два – взяли»… Наиболее распространенные артельные песни: «Дубинушка», «Эй, ухнем!». Детские трудовые песни при прополке, уборке льна и мака.

Удалой, озорной характер текстов.

6.

Мифология восточных славян.

3

Иерархия языческих богов и духов. Мифологические и сказочные персонажи.

1.ВЫСШИЕ: Перун – бог грозы, грома, покровитель военной дружины и князя; Велес – покровитель домашних животных, бог богатства; Дажьбог – солнечный бог, прародитель русского народа; Сварог – бог небесного огня, кузнец, покровитель семьи и искусства; Лада – его жена, мать богов, роженица;  Сварожич – их сын, бог земного огня; Мать-сыра земля.

2.БОГИ: Род – бог, воплощающий единство рода; Чур – покровитель темных сил; Мокошь – богиня плодородия, прядения, ткачества, воды, непогоды, грозы.

3.СИЛЫ: Доля и Лихо, Правда и Кривда, Жизнь и Смерть, Суд, Горе – Злосчастье.

4.МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ЭПИЧЕСКИЕ ГЕРОИ: Кий – основатель Киева, Щек, Хорев. Их противники – Змей-Горыныч, Соловей-Разбойник, Идолище-Поганое.

5.СКАЗОЧНЫЕ ГЕРОИ: Баба-Яга, Кощей, Чудо-Юдо, Лесной царь, Водяной царь, Морской царь.

6.ТАИНСТВЕННЫЕ СУЩЕСТВА: домовые, лешие, водяные, русалки, вилы, лихорадки, моры, кикиморы.

7.

Календарные обряды и песни:

  1. Песни трудового лета и осени.

4

Древнее языческое происхождение календарных обрядов, соответствие их земледельческому циклу. Поклонение древних славян Яриле-солнцу, Матери-земле, обожествление других сил природы.

Основные астрономические даты по солнцу:

Весеннее равноденствие 22 марта, встреча весны, начало земледельческих работ;

Летнее солнцестояние – 7 июля – день Ивана Купала;

Осеннее равноденствие – 22 сентября – завершение земледельческих работ и уборки урожая;

Зимний солнцеворот – 25 декабря.

Основные календарно-земледельческие обряды года:

Заклинание весны, Велик день или Пасха, Егорьев день – первый выгон скота, Зеленые святки (Семик) – троица, день Ивана Купала – сенокос и сбор трав, жатва, помочи, дожинки, Коляда, Зимние святки, Масленица. Переплетение календарных земледельческих обрядов с православными праздниками.

Наиболее важные даты календаря:

7 июля – Иван Купала; 12 июля – Петров день; 2 августа – Ильин день; 14 августа – Спас медовый; 19 августа – Спас яблочный; 28 августа – Спас ореховый; 8 сентября – День Адриана и Наталии.

Сенокос. Прополка. Начало жатвы – зажинки. Плетение венков из первых колосьев. Хранение их за иконой в красном углу в течение года до посева. Конец жатвы – обжинки или дожинки. Украшение последнего снопа цветными лентами и бусами, шествие с ними по селу. Магические обряды восстановления сил матушки-земли. Помочи (толоки) – обряд коллективной помощи в уборке урожая. Сбор всех плодов. Базары, ярмарки.

II четверть

8.

  1. Коляда.

7

Коляда – святки и праздник Рождества Христова и все дни до Крещения; сочельник рождественский, колядование, обряд хождения по домам в Рождество и Новый год с поздравлениями, песнями, со звездою или житом для сбора денег и пищи; подарки, собранные при этом; свинья, убиваемая на Рождество; песни при колядовании.

Зимние святки – период от Рождества (7 января) до Крещения (!9 января).

III четверть

9.

  1. Масленица.

5

Масленица – передвижной праздник лунного календаря. Масленичная или Сырная неделя. Ее начало за восемь недель до Пасхи. Преддверие Великого поста.

Масленица – праздник поклонения Солнцу. Проводы зимы. Рубеж года по земледельческому календарю.

Дни масленичной недели: понедельник – встреча, вторник – заигрыши, среда – лакомка, четверг – широкий или перелом, пятница – тещины вечерки, суббота – золовкины посиделки, воскресенье – прощенный день. Их значение и связанные с ними обряды.

Древняя символика «круга», связанная с «круговоротом» Солнца, цикличностью жизни. Отражение символики «круга» в обрядах: катание на лошадях вокруг деревни, круговые хороводы, угощение блинами, оладьями и лепешками. Поминовение предков. Чествование молодых.

Другие обряды: взятие снежного городка, кулачные бои, катание с гор, на коньках, на качелях, балаганы, ярмарки, ряженые, Петрушка.  Сожжение соломенного чучела. Хороводы вокруг костра.

10.

  1. Пасха

4

Один из самых значительных православных праздников – светлое Христово Воскресение.

Пасха – праздник передвижной. Рассчитывается по первому полнолунию после весеннего равноденствия. Пасха приходится на период с 4 апреля по 7 мая.

Великий Чистый четверг Страстной недели:

Обычаи, связанные с обновлением домашнего хозяйства. Подъем «до петухов». Оклик всех домашних животных и птиц. Вынос золы курам, чтоб скорлупа яиц была прочнее. Подсчет денег, чистка лошадей, проверка оружия для охотников. Работа по хозяйству. Приготовление «четверговой» соли как лекарства и защиты для людей и домашних животных. Девушки чешут и стригут волосы, мажут их маслом, чтоб лучше росли; прыгают через костер, чтоб крепче любили будущие мужья. Дети закликают Весну и Солнце. Мытье в бане, купание в проточной воде, умывание с серебра, уборка дома, постилка новых половиков.

Страстные пятница и суббота – строжайший пост.

Страстная красильная суббота. Окраска и разрисовывание яиц. Изготовление пасхальных яиц в России – вид декоративно-прикладного искусства.

Пасха. Светлое Христово Воскресение. Велик день.

Посещение храма в ночь с субботы на воскресение. Христование. Конец великого поста. Разговение. Освященная в храме ритуальная еда: крашеные яйца, пасха и кулич. Детские заклички.

Понедельник Святой недели. Балаганы, качели, карусели, катания на экипажах. Христование. Визиты к родным.

Вторник Святой недели – купалище. Обливание холодной водой тех, кто проспит заутреню.

Среда Святой недели – градовая. В среду не работают, чтобы хлеб градом не побило.

Четверг Святой недели – Пасха усопших. Поминовение родных и близких.

Пятница Святой недели – прощенный день. Тесть и теща приглашают молодых пить свежее пиво.

Суббота Святой недели – хороводница, юношеский день. Гуляние на улице, хороводы, песни, игры, обход дворов с величаниями.

На Святой неделе ходили волочебники, они желали хозяевам духовного и материального благополучия. Как при колядовании, хозяева одаривали их пасхальными угощениями.

Пасхальные игры: катание крашеных яиц.

IV четверть

11.

  1. Семик.

9

Семик – праздник цветения молодой растительности, способствующий, по поверью древних обильному плодоношению матушки-земли. Время празднования – седьмая неделя после Пасхи. Соответствие праздника христианской Троице.

Иные названия Семика: «зеленые святки», «русальная неделя».

Главный день – четверг. Украшение березки, хороводы вокруг нее, плетение венков, обряд «кумления», гадания. Легенды о русалках. Народные поверья и приметы.

3.2.Тематическое планирование занятий по музыкальному фольклору

Первый год обучения

Тема

Опорные знания

Развитие навыков

Музыкальный материал

Попевочный букварь: малообъемные песни. Песни-повевки: «Андрей-воробей», «Дождик», «Радуга-дуга». Песни-игры простейшие по жанрам: игровые, плясовые, потешки, веснянки, объемом 1-2 звука, затем – терции; хороводные песни, простые по интонационному языку. Расширение диапазона песен до кварты и квинты. Детский земледельческий календарь. Рассказ о колядовании.

Песни-игры: «Колокольцы - бубенцы», «Пошла коза по лесу».

Музыкально-игровые композиции: «Мишка-медведь», «Петушок» и другие.

Исполнение песен в разных характерах (эмоциональное пение). Сильная и слабая доля тактов в звучащей музыке. Определение простого метра (2/4, 3/4). Исполнение ритмического рисунка.

Музыкальная азбука фольклора. Народная лексика. Соединение слова с музыкой и танцами, хороводом, движением. Роль сопровождения в песне, эмоциональность.

Интонации: одно-двухзвучные песни, песни в объеме терции, трихорда. Знакомство с ритмом: четверти и восьмушки, паузы. Освоение метра в музыке: шаг, бег.

Работа над ритмическим рисунком. Освоение метроритма в игре на простейших ударных инструментах (ложках, трещотках, бубнах, треугольниках, шаркунчиках).

 

Развитие певческих навыков: дыхания, артикуляции, унисона; устной манеры исполнения песен, чистого интонирования.

Навыки артикуляции, дикции, идущей от естественной манеры произнесения слов. Навыки звукоизвлечения. Навык обыгрывания песен с игрой, с хороводом, с танцем.

Формирование эмоциональности и активности восприятия.

Тренировка восприятия и памяти.

Игры:

«Сорока-ворона», «Дождик»,

«Радуга-дуга», «Шла коза по лесу», «Умер покойник», «Заинька, топни ножкой», «Редечка», «Горелки», «Дрема», «Дома ль, воробей», «Лен».

Песни:

«Бровки мои черненькие» - лирическая Смоленской области,

«Ушел месяц выше города» - круговой хоровод Смоленской области,

«Богатые мужики», «Благослови, мате», «Ой, весна-красна», «Нам сказали масленой», «Горшок на колу» - календарные песни смоленской области Смоленской области;

«Ой, сад во дворе» - плясовая Краснодарского края,

«Посмотрите, как у нас-то в мастерской» - игровая Свердловской области,

«Как по мостику-мосточку» - хороводная Башкирской АССР,

«Разнесчастный воробей» - шуточная Ивановской области,

«Я гнала гусей домой» - плясовая Пензенской области,

«За огородом козу пасла» - шуточная Ставропольского края.

Второй год обучения

Тема

Опорные знания

Развитие навыков

Музыкальный материал

Расширение попевочного букваря до объема сексты, поступенное движение, квартовые ходы, трихорд.

Жанры песен: обрядовые (масленичные), частушка, хороводные, плясовые.

Песни-игры. Обыгрывание сюжетов песен: «А мы просо сеяли», «Стой, мой милый хоровод».

Метод народной педагогики: устное освоение материала, пение без инструментов.

Развитие метроритма. Метр в простых песнях (2/4,3/4), в сложных (4/4). Квартовые попевки (заклички) в народных песнях, трихорд.

Освоение интонации поступенного движения.

Дальнейшее овладение народной лексикой.

Освоение пентатоники (двух трихордов), гаммаобразные движения, скачки на кварту, квинту. Понятие дробления» сильной доли в русской пляске.

Дальнейшая работа по развитию навыков: дыхания, артикуляции, унисона; устной манеры исполнения песен, чистого интонирования.

Расширение голосового диапазона до терции – кварты – квинты.

Навык точного воспроизведения ритмического рисунка (по слуху).

Движение по кругу простым шагом с пением.

Освоение простейших метроритмов (2/4, 3/4) при игре на народных (детских) ударных инструментах: ложках, бубне, трещотках, треугольниках, барабанчиках, шаркунчиках.

Расширение объема памяти и объема внимания. Формирование вкуса и любви к фольклору, эмоциональность в пении.

Игры:

«Куколка», «Утушка моховая», «Тетера», «Лень», «В коршуна», «Шла коза по мостику», «Летела кукушка», «Раз, два – голова», «Баба Яга».

Песни:

 «Жил у бабушки козел» - шуточная Калужской области,

«А как наши вот крестьяне» - строевая  Ставропольского края,

«Глянь-ко, мамонька, в окошко» - плясовая свердловской области,

«А у Володи на току» - плясовая Владимирской области,

«Пошли девки по лугу» - хороводная Алтайского края,

«Коляда пошла по дорожке» - календарная Белгородской области, «Было у матушки 7 дочерей» - игровая Московской области,

«По-за городу гуляет» - хороводная игровая Смоленской области,

«Летал, летал воробей» - игровая Смоленской области.

Литература:

  1. Картавцева М.Т. «Школа русского фольклора». Обучение в младших классах. Ч. I  - М: МГУКИ, 1994.
  2. Науменко Г.М.«Дождик, дождик, перестань» русское народное детской музыкальное творчество М «Советский композитор» 1988 г.
  3. Шамина Л.В. «Об организации обучения музыкальному фольклору в современной системе народного образования». // Сборник научных трудов НИИ культуры. Сохранение и возрождение фольклорных традиций. Вып. 1. М., 1990, 256 с. 
  4. «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития». /Пивницкая О.В. «Русский песенный фольклор и его освоение детьми»/ 2006,№3
  5. «Дефектология», /Айдарбекова А.А. «Формы организации внеклассной музыкальной работы с учащимися вспомогательной школы»/ 1998,№4
  6. «Жаворонушки» - выпуск №4 М «Советский композитор» 1986 г.
  7. «Музыкальный фольклор и дети» - научно-методическое пособие М 1992г.
  8. «Музыкальный фольклор и дети» под ред. Шаминой Л.В. М. «Центр русского фольклора», 1992
  9. «Музыкальный фольклор и дети» - учебное пособие М 1997г. Составитель Щербакова О.С.
  10. «Народные песни, игры, загадки» - составитель Григорьева Н.Н. Смоленск 1996г.
  11. «Народные песни Смоленской области» - составитель Пьянкова С.В. Смоленск 1991г.
  12. «Не тесан терем» - (для детских фольклорных коллективов) составитель Браз С. «Всероссийское музыкальное общество», 2001г.
  13. «Песенные узоры» - выпуски №2,3 М «Музыка» 1989г. Составитель Сорокин П.
  14.   «Праздники в народных традициях» - составитель Науменко Г.М.

ЗАО РИФМЭ 2004г.

  1. «Сидит Дрема» - сборник народных песен Алтая, составитель Щуров В.
  2. «Педагогическое воспитание и наука», №2 /Тишина Е.Ю. «Музыкальное воспитание как средство социальной адаптации младших школьников с задержкой психического развития» 2007г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока физической культуре в сказку за золотым ключиком

   Игровое название урока: «В сказку за золотым ключиком».  Задачи:       -    повысить интерес к занятиям физической культурой посред...

"Золотой ключик или приключения Буратино" А.Толстой

Урок чтения в 4 классе завершает изучение сказки А.Толстого "Золотой ключик или приключения Буратино"...

"Новые образы героев сказки "Золотой ключик"

Данная тематическая подборка  представляет  собой конспект  учебного занятия по образовательной программе художественно-эстетической направленности и  материалы учебно-методическог...

Школа эстетического воспитания «Золотой ключик» - как вариативная форма предшкольного образования детей

Описывается опыт работы школы эстетического воспитания дошкольников "Золотой ключик" в учреждении дополнительного образования детей...

Непосредственно организованная деятельность по математическому развитию в средней группе. Тема: "В поисках Золотого ключика"

Данный материал позволяет обобщить знания детей по математическому развитию, полученные в течение учебного года....

Классный час. Тема: "Волшебный ключик", 1 класс

Данный урок напрвлен на нравственное воспитание младших школьников. Представленная разработка способствует расширить представления детей о доброжелательном отношении к окружающим людям....

Образовательная программа дополнительного образования по развитию детей 6-7 лет средствами театрализованной деятельности «Золотой ключик»

Образовательная программа дополнительного образования по развитию детей 6-7 лет средствами театрализованной деятельности «Золотой ключик»...