Школа эстетического воспитания «Золотой ключик» - как вариативная форма предшкольного образования детей
статья по теме
Описывается опыт работы школы эстетического воспитания дошкольников "Золотой ключик" в учреждении дополнительного образования детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zolotoy_klyuchik.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассматривая «предшкольное образование» как образование ребенка до школы, обеспечивающее, с одной стороны, развитие его способностей, а с другой – его успешную социализацию, нельзя не оценить ту большую работу, которую ведёт наш Центр развития творчества в данном направлении.
С 1989 года ведёт свою летопись школа эстетического воспитания для дошкольников «Золотой ключик». И в настоящее время её позиции только укрепляются.
Школа пользуется большой популярностью, в ней ежегодно занимается более 150 детей, как посещающих детские сады, так и «домашних» детей.
По данным этого года только 13 % наших детей не посещают детский сад. Следует так же отметить, что к нам дети приходят на добровольной основе, по своему желанию и желанию родителей.
Для дошкольников от 4 до 6 лет мы предлагаем комплексную программу, рассчитанную на 3 года обучения, которая позволяет развить мышление ребенка, любознательность, стимулировать его всестороннее развитие, а также способствует формированию опыта общения и обучения в коллективе.
В основу нашей работы положены следующие педагогические принципы:
- создание ситуации успеха для каждого ребёнка;
- свободного развития, создания комфортной психологической атмосферы на занятиях;
- развивающего обучения (используется более сложный материал);
- сотрудничества (педагог вместе с детьми в любом виде деятельности).
Основная цель школы “Золотой ключик” – создание условий для социальной адаптации и эстетического воспитания детей в процессе развития интереса ребёнка к познанию, общению и творчеству.
В школе эстетического воспитания «Золотой ключик» на сегодняшний день работают 12 педагогов дополнительного образования (6 педагогов—высшей категории, 1—первой категории, 2—второй).
Дополнительное образование у нас носит развивающий характер: протекает в процессе активной творческой деятельности: игровой, трудовой, учебной, художественной, с элементами интеграции.
Наши педагоги используют современные методики обучения и воспитания дошкольников, игровые развивающие педагогические технологии.
С учётом возрастных и психологических особенностей дошкольников мы организуем занятия по развитию речи, занимательной математике, развивающим играм, музыке, изобразительной деятельности, оригами, ритмике, логоритмике, английскому языку.
Занятия по развитию речи способствуют речевому развитию детей. В процессе рассматривания картин, предметов, наблюдения природных явлений мы развиваем у детей словарный запас. В ходе дидактических игр, общения, диалога учим детей грамотно говорить. Используя артикуляционную, пальчиковую и дыхательную гимнастику, чистоговорки, скороговорки воспитываем звуковую культуру.
На занятиях мы формируем основы диалогической и монологической речи: обучаем рассказыванию, пересказу, диалогу, используя при этом наборы дидактических, предметных и сюжетных картинок, игр, мультимедийные презентации по различным лексическим темам. А знакомство детей с художественной литературой учит слушать, понимать, рассуждать, формирует мировоззрение и общую культуру, что очень важно для будущего школьника.
На «Заниматике» освоение математического содержания направлено, прежде всего, на развитие познавательных способностей детей, умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи, а это очень важно для дальнейшего развития и обучения ребёнка в школе.
Занятия изобразительным творчеством развивают у детей интерес к рисованию, образную выразительность, цветовосприятие, формируют умения и навыки в рисовании, лепке, аппликации.
Решаются задачи сенсорного воспитания, формирования представлений о форме предметов, их строении, цвете, умений передавать их.
Педагоги используют методики Ирины Лыковой, Ларисы Ремезовой, Александра Венгера.
В основе занятий - самостоятельность ребёнка, оригинальность, живописность работ, использование нетрадиционных способов рисования.
На «Развивающих играх» обучение осуществляется с помощью многочисленных интеллектуальных и конструкторских игр, занимательных головоломок, задач, упражнений, соревновательных и дидактических игр.
Занятия по английскому языку удовлетворяют возрастающий интерес родителей к изучению иностранных языков. Детей учат понимать на слух английскую речь, задавать вопросы и отвечать на них.
На занятиях проводятся ролевые игры, инсценировки, разучиваются рифмовки, считалки, стихи и песни по темам «Знакомство и приветствие», «Моя семья», «Времена года», «Животный мир», «Мои любимые занятия» и другие.
Обучение английскому языку у нас становится для детей забавным и увлекательным, приносит много радости.
На первый взгляд, занятия музыкой не имеют большого значения в подготовке детей к школе.
Однако, это не так, музыкальные занятия оказывают на детей всестороннее воздействие:
- Активизируют работу левого (логического) и правого (образного) полушарий мозга.
- Развивают и укрепляют дыхательную систему, тонизируют голосовые связки ребёнка, что поможет ребёнку выдерживать большие речевые нагрузки.
- Расширяют диапазон голоса, а значит как певческие, так и речевые возможности.
- Способствуют развитию музыкальных способностей, памяти, внимания.
- Создаются самые благоприятные возможности для формирования общей культуры ребёнка.
На занятиях воспитывается чувство гражданского самосознания через знакомство с календарными праздниками Рождество, Иван –капустник, Сретенье, Сороки, Масленица и др.
В работе с детьми мы используем методики Галины Вихаревой, Ольги Кацер, Галины Акимовой.
Занятия по ритмике помогают ребенку выразить себя в танцах и играх, снять психологические и мышечные зажимы, выработать уверенность в себе, скорректировать осанку, координацию движений. Нашей целью является развитие музыкальной, зрительной и танцевальной памяти, пластики, чувства ритма, выносливости, умения заниматься в коллективе и здоровья в целом.
Занятия оригами являются средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелких мышц пальцев (что пригодится в школе при письме).
Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, занятия оригами положительно влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка.
Конструирование из бумаги благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приёмы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения, учатся преобразовывать одни геометрические фигуры в другие, поэтапно планировать свою работу, пользоваться условными обозначениями, изобретать свои варианты, а так же организовать своё рабочее место.
Оригами помогает сбалансированному развитию как логического, так и образного мышления.
Предмет «Логоритмика» введён в нашу комплексную программу с 2012 года.
Логопедическая ритмика полезна всем детям, особенно имеющим проблемы становления речевой функции.
К сожалению, на сегодняшний день количество таких детей постоянно увеличивается.
Регулярные занятия способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками и многое другое.
Хочется поделиться с вами нашими педагогическими находками, которые наряду с вышеперечисленным мы используем при организации нашей работы.
С течением времени мы всё больше убеждаемся в пользе интегрированных методов обучения. Перемена сфер деятельности соответствует стремлению детей к активности и подвижности, дети не успевают «уставать» от объёма информации, вовремя переключаются на новую форму деятельности.
Особенно интересными получились у нас интегрированные занятия «Сказка за сказкой» (музыка и развитие речи), «Встреча весны» (музыка и ИЗО).
Наши главные соратники – это родители! Их активность и внимание значительно влияют на результаты нашей работы.
Родители активно посещают открытые занятия, вместе с детьми занимаются в «Творческих мастерских», участвуют в игровых программах и праздниках.
Открытое занятие для родителей – простой и очень эффективный способ работы. Они помогают родителям объективно увидеть развитие и проблемы своего ребёнка. В этом случае есть большая вероятность их преодоления в процессе совместной работы педагога и семьи.
В творческой мастерской «Радость творчества» дети и взрослые вместе рисуют, создают аппликации и другие творческие работы. Очень удачно прошли занятия в мастерской по темам: «Гравюра на картине», «Зима в нашем городе», «Весенние цветы», «Рождественский ангел». Педагог даёт родителям советы и рекомендации по организации творчества детей дома поясняет, развитию каких качеств, умений, способностей ребёнка способствует то или иное занятие. Совместная творческая деятельность с ребёнком позволяет изменить представления многих родителей об их роли в жизни ребёнка. Работу творческой мастерской мы считаем одним из удачных методических приёмов привлечения родителей к совместной с детьми творческой деятельности, знакомства с педагогами, формирования положительной мотивации и детей и родителей.
Совместный досуг детей и родителей так же имеет большое позитивное значение. Реализует функции общения, познания, воспитания детей, стабилизации семьи, эмоционального сближения. Яркие, незабываемые моменты ребёнок переживает, участвуя вместе с родителями в празднике, игровой программе, соревновании.
В практике нашего Центра большое количество мероприятий для всей семьи: театрализованные праздники, игровые программы «Рождественские забавы», «Полёт в космос», «Welcom», «Путешествие в сказку», «Мозаика осени», «Зимняя круговерть», «Кладовая осени», отчётный концерт «В стране цветов», «Здравствуй. Лето» и многие – многие другие.
Таким образом, занятия в школе «Золотой ключик» в полной мере способствуют подготовке детей к обучению в школе, учат работе в коллективе, общению с взрослыми, сверстниками, дают хороший старт к дальнейшему познавательному, личностному, социальному развитию дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков социально-трудовой адаптации средствами эстетического воспитания на основе различных видов художественно-творческой деятельности детей с проблемами в воспитании и обучении.
Эстетическое воспитание аномальных детей, их развитие через различные виды творческой деятельности воспитывает положительные качества личности, формирует учебные и трудо...
Развитие творческого мышления и воображения через вариативные формы музыкального образования.
Раскрывает принципы развития творческого мышления на уроке музыке...
Художественно-эстетическое воспитание как один из факторов духовно-нравственного развития детей
Искусство - это окно, которое не только позволяет детям смотреть на мир, который их окружает. Искусство, связанное со звуками по законам мелодии, гармонии и ритма, - это музыка. Чтобы добить...
Художественно-эстетическое воспитание младших школьников через активные формы и методы работы в детском объединении "Мастерица"
Важное условие проявления творчества в художественно-эстетическом развитии детей-это организация интересной содержательной жизни ребенка в детском объединении....
Литература как школа эстетического воспитания
Литература как школа эстетического воспитания...
Семинар для педагогов школы: «Эстетическое воспитание, как основа духовного развития личности».
ldquo;В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”. Такие слова А. П. Чехова определили необходимость развития эстетического воспитания, становления чувства прекрасн...
Последний звонок в Школе эстетического воспитания
Материал предназначен для педагогов дополнительного образования, работающих с детьми дошкольного и школьного возраста. Цель: создание праздничной атмосферы, формирование у детей положительного отношен...