Программа внеурочной деятельности
рабочая программа (6 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Этика" 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneur._etika_6_klass.docx | 47.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Лицей г. Истры
«Утверждаю»
Директор ОУ Оличева О.А.
«____» 2019г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курс внеурочных занятий духовно-нравственного направления «ЭТИКА».
Учебный год ______2019— 2020_________________________________________ _________
Класс ______6_Б ____________________________________ ____
Количество часов в год _34________________________________________ _____
Количество часов в неделю _____1___________________ ____ ____________________
Учитель Покалюк Светлана Алексеевна
Пояснительная записка
Преподавание в российской общеобразовательной школе учебного курса «ЭТИКА» является назревшей потребностью, которая диктуется существующими реалиями в нашем обществе.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России отмечается, что современный период в истории и образовании – время смены ценностных ориентиров. В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформации традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. В Российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствует согласие в вопросах корректного конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров.
Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.
Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. При этом особое значение имеют следующие друг за другом переходы от детства к подростковому возрасту, а затем к юности .
Продолжение в 6-ом классе занятий с детьми по этике имеет своей целью формирование нравственных знаний, убеждений, развитие эмоциональной сферы ребенка, накопление нравственного опыта поведения ребенка, отношений с окружающим миром, людьми и самим собой.
Курс по этике в 6-ом классе расширяет и углубляет знания детей, полученные в 4-ом и 5-ом классах.
Содержание курса «ЭТИКА» в 6 классе определялось нами с учетом возрастных и психологических особенностей детей этого возраста и того, что было изучено школьниками в рамках аналогичного курса в предыдущие годы.
Подростковый возраст по своей психологической характеристике является сензитивным периодом для нравственных воздействий в силу бурного развития самосознания и эмоциональной восприимчивости. Этот период – пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становление «Я», обретение новой социальной позиции. В этом возрасте усиливается внимание к себе, обостряется реакция на мнение окружающих, повышается чувство собственного достоинства, происходит половое созревание и половая идентификация. Ведущей деятельностью становится общение, взаимодействие со сверстниками.
Поэтому представляется важным большое внимание на занятиях уделить рассмотрению вопросов, связанных с приобщением ребенка к общечеловеческим ценностям, взаимодействию человека и коллектива, вопросов нравственного совершенствования и самовоспитания личности школьника.
Программа курса «ЭТИКА» разработана для проведения учебных занятий для учащихся 6-го класса общеобразовательной школы – 34 часа (1 час в неделю).
Цель: формирование у учащихся нравственных знаний, убеждений, накопление нравственного опыта поведения, отношений с окружающим миром, людьми, самим собой.
Задачи:
- приобщение школьников к гуманистическим ценностям, формирование нравственных знаний, убеждений;
- достижение приоритетности морали и культуры в ценностных ориентирах и опыте поведения подростка;
- ориентация развивающейся личности шестиклассника на восприятие жизни и человека как наивысшей ценности, самоценности собственной личности;
- воспитание у учащихся стремления к самоопределению, самосовершенствованию себя как личности;
- актуализация нравственного потенциала личности ребенка, накопление нравственного опыта поведения, отношений с окружающими.
Курс расширяет и углубляет знания учащихся по этике, полученные в 4-ом и 5-ом классах.
При проведении занятий необходимо обращаться к субъектности ребенка, к его личностным смыслам. Этическое занятие предполагает самовыражение личности обучающегося, благодаря которому учитель подводит его к нравственному выбору. Этическое воспитание осуществляется через процесс размышления, чувствования, обращения к личному опыту ребенка. Это основное условие педагогической эффективности учебных занятий по этике.
Программой предусмотрено в рамках изучения курса выполнение учащимися практических работ.
Успех в преподавании курса зависит от хорошо организованной воспитательной работы в школе и классе. Полученные на занятиях по этике знания должны обязательно подкрепляться практикой. Это посещение коллективом класса и с семьей учащегося театра, выставок, музеев, совместные поездки, походы, школьные праздники. Это включенность каждого ребенка в общественную жизнь класса, школы.
В ходе освоения курса учитель организует исследовательскую деятельность учащихся, школьники работают над творческими проектами, презентация которых проходит на последних трех уроках в конце года.
В изучении нового курса детям очень важна помощь и поддержка со стороны родителей.
Знание нравственных норм – это не врожденное знание. Каждый школьник должен овладеть им в необходимой мере, чтобы достойно жить среди людей.
Общая характеристика учебного предмета
Раздел I. Этика – наука о морали. (2 часа)
Этика как наука о морали, нравственности. Понятие «мораль», происхождение морали. Нравственность: ее роль и значение в жизни каждого человека и общества в целом. Почему важно жить по законам морали. Моральные кодексы наших предков.
Гуманность и великая мудрость «золотого правила нравственности». Какого человека можно назвать нравственным, воспитанным? Критерии нравственности и воспитанности человека.
Творческие задания для учащихся: расскажите (напишите) о великодушных нравственных поступках разных людей, создание книги (альбома) «Великодушие человека» (составляется из работ учащихся).
Задание для групповой работы учащихся: опишите, какими чертами, по вашему мнению, должен обладать воспитанный человек».
Раздел II. Этикет в нашей жизни. (6 часов)
Понятие «этикет». История его становления: правила хорошего тона в Европе, понятие о добром нраве на Руси. Первые книги об этикете. Примеры исторического происхождения известных нам правил культурного поведения человека.
Качества вежливого человека – деликатность, тактичность, чуткость, скромность.
Речевой этикет. Умения вести разговор, слушать собеседника. Вежливые слова и слова «сорняки». Что такое комплимент, как правильно делать и принимать комплименты. Как мы приветствуем друг друга и прощаемся. Этикет телефонного разговора. Правила сетевого этикета, электронное письмо.
Упражнение для учащихся «Учимся делать комплименты»: класс делится на пары. Учащиеся встают в два круга, образуя пары сменного состава, один круг движется по команде учителя. Дети по очереди делают в паре друг другу комплименты, затем пары меняются. Пожелания – не повторяться, делать комплименты не только по поводу внешности человека. Рефлексия участников.
Творческое задание для учащихся: разработайте правила этикета электронного письма (сообщения).
Этикет в культуре внешности человека. Правила выбора одежды: одежда должна быть удобной, одеваться надо по возрасту, одежда должна соответствовать определенному случаю, быть чистой, опрятной. Обувь. Прическа человека. Как правильно выглядеть в школе.
«Игра на одевание» : учитель приглашает к доске ученика и ученицу. Их задача – написать на доске следующие слова «школа», «театр», «улица», «вечеринка». Остальные ученики должны по очереди называть те предметы одежды, которые подходят к каждому отдельному случаю. Затем обсуждается то, что написано на доске.
Правила поведения в общественном транспорте, на улице, в театре, музее, в концертном зале, на выставке.
Практическая работа учащихся «Правила поведения в общественных местах»: разработка учащимися в группах или парах памяток: «Правила поведения в театре», «Правила поведения в общественном транспорте», «Правила поведения пешехода на улице», «Правила поведения в музее, на выставке картин».
Законы гостеприимства. Как принимать гостей и ходить в гости. Основные правила поведения за столом. Как выбирать, дарить и принимать подарки. Сервировка стола.
Практическая работа учащихся «Сервировка праздничного стола».
Работа может быть продолжена во внеурочное время при проведении в классе под руководством классного руководителя праздников с чаепитием «День рождения», «8 марта», «День защитника Отечества» или других.
Инсценировка «В гостях»: учащиеся класса делятся на пары. Один человек в паре играет роль гостеприимного хозяина, второй – гостя. Роли в парах меняются. Тот, кто играл роль гостя, начинает играть роль негостеприимного хозяина. Результаты обсуждаются в классе.
Правила поведения учащихся в школе (наш школьный этикет). Права и обязанности учащихся. Ответственность детей за порядок в школе.
Практическая работа учащихся в группах «Разработка свода правил поведения ученика 6 класса в школе»: класс делится на группы по 3-5 человек. Каждая группа разрабатывает правила культурного поведения в школе и классе, результат работы презентуется классу. В ходе обсуждения результатов групповой работы учащимися разрабатывается единый для класса кодекс правил поведения учащихся в школе. Результат оформляется, может быть размещен на стенде «Классный уголок» в кабинете.
Раздел 3. Ценности человека в современном мире. (11 часов)
Любовь как самое важное в жизни человека чувство. Любовь к матери, людям, окружающему миру, Родине. Разные лики любви.
Разные оттенки любви: нежность, умиление, жертвенность, жалость, сострадание. Проявления любви в поступках, делах и отношениях.
Понятия «милосердие», «гуманность». Примеры милосердного поведения человека.
Игра для учащихся «Круг любви» : дети встают в круг. Педагог бросает мяч кому-либо из детей. Этот ребенок отдает мяч соседу и выходит из круга. Задача детей – вернуть его в круг. Для этого каждый произносит слово, которое у него ассоциируется со словом «любовь», и быстро передает мяч своему соседу. Если мяч за минуту успеет вернуться к началу круга, то ребенок за кругом становится на свое место. Если не успеет, игра проигрывается еще раз, пока того или иного человека не вернут в круг любви.
Творческое задание для учащихся в группах «Спасение любовью» : дети делятся на группы. Каждая группа должна привести убедительные доводы, что только любовью можно спасти мир от жестокости и зла.
Наше государство – Россия. Символы государства – флаг, герб. Гимн России. Москва – столица России. Россияне – люди разных национальностей и конфессий. Понятия «Отечество», «Родина», «малая Родина», «гражданин», «гражданская активность».
Что значит любить Родину? Понятие патриотизма. Примеры патриотизма россиян (детей и взрослых) в мирное и военное время.
Творческое задание для учащихся: напишите прилагательные, которые передают ваши чувства к Родине.
Творческие задания для учащихся на дом по выбору: нарисуй самое любимое место на земле, опиши свои Родные места, «Чье имя носит улица, на которой ты живешь», «Твоя малая Родина: история возникновения твоего села, города», «Происхождение названия населенного пункта, в котором ты живешь», «Патриотический подвиг соотечественника(ов) в мирное или военное время».
Понятия добра и зла. Проблема нравственного выбора человека. Понятие «доброта», ее слагаемые – теплота, забота, отзывчивость, чуткость, деликатность. Доброжелательность как умение выразить, проявить свое доброе отношение к другому человеку. Какого человека можно назвать добрым, доброжелательным?
Добрые дела. Значение добрых поступков в жизни людей. Возможность и необходимость каждого человека делать добро, бороться со злом.
Творческое задание для учащихся «Школа доброты» : представьте, что вас попросили организовать школу доброты. Напишите, как будет устроена эта школа, какие предметы будут изучаться в этой школе.
Творческое задание для учащихся в группах «Как бы я поступил»: каждая группа получает карточку с описанием ситуации. Это может быть, например, такая ситуация: «Воскресенье. По телевизору должна идти интересная передача. Но мама просит по какой то причине в это время погулять с младшей сестрой». Учащиеся обдумывают вариант(ы) своего поведения, аргументируя ответы. По итогам выполнения задания проводится беседа с детьми.
Учитель может предложить детям и готовые ответы к каждой ситуации, тогда задание выполняется как тестовое, результаты обсуждаются в классе. Проводится беседа.
Понятия «щедрость», «щедрость души человека», «эгоизм». Что значит быть щедрым человеком? Примеры щедрости человека в жизни.
Творческое задание для учащихся: напишите пословицы, поговорки, мудрые изречения о щедрости души человека. Как вы их понимаете?
Понятия «совесть», «совестливость». Назначение совести, ее роль в нравственном выборе человека. Понятие «справедливость». Что значит поступать «по совести», «по справедливости»? Справедливый поступок, справедливый человек.
Понятия «честь», «достоинство». Значение чести в духовном облике человека и его поведении. Влияние чести на уважение к себе и окружающим. Значение слов «слово чести», «честный поступок», «честный человек». Черты честного человека.
Творческое задание для учащихся «Открытка честности» дети записывают в тетрадь изречение «Честность подобна солнцу, освещающему темные уголки жизни». Обсудите с детьми, с чем у них ассоциируется честность. Дети должны нарисовать открытку с каким-либо образом и написать на ней свое изречение о честности.
Творческое задание для учащихся на дом: написать сочинение о том, что изменится в их городе или селе, в стране, если люди перестанут обманывать друг друга.
Трудолюбие как одно из важнейших человеческих качеств и достоинств. Роль труда в жизни человека. Трудолюбие – фундамент материального и духовного благополучия человека. Зависимость успеха человека в жизни от его умения трудиться.
Творческое задание для учащихся в группах «Пословицы о труде»: учитель каждой группе на уроке раздает пословицы о труде или дети сами заранее их подготовили дома. Группы примерами из жизни или литературы доказывают мудрость той или иной пословицы.
Значение поступков в нашей жизни. Понятие ответственности человека за свои поступки, слова и их последствия. Ум в жизни человека. Умение анализировать свои действия, предвидеть их результат. Значение народной мудрости «Завтрашний характер в сегодняшнем поступке».
Активная жизненная позиция как условие успешности человека в жизни.
Сценка «Спорим с судьбой» учащиеся класса делятся на пары. Один учащийся в паре доказывает, что судьба человека зависит от его качеств и поступков. Другой, наоборот, считает, что человек не может изменить свою судьбу и спорить с ней бессмысленно. Затем педагог вместе с детьми делает вывод о том, что человек должен быть активным, смелым и деятельным, и тогда его судьба сложится наилучшим образом, чтобы с ним не происходило.
Понятия «мужество», «мужественность». Происхождение этих слов. Какими чертами должен обладать мужественный человек? Мужественный поступок. Примеры проявления мужества человека в жизни.
Игра «Мужественный поступок» класс делится на группы. Учитель раздает каждой группе карточки с различными ситуациями. Например, вы с друзьями заблудились в лесу, злая собака не пропускает девочку в ее двор и т. д. Педагог раздает каждой группе набор белых, серых и черных камешков (жетонов). Группы по очереди рассказывают, как они поступили бы в той или иной ситуации. После того, как каждая группа назовет свое решение в ситуации, учитель обходит с мешочком группы, и каждая группа опускает в него какой-либо из камешков. Белый камешек – если считают, что поступок мужественный, серый – если поступок не очень мужественный, черный – поступок совсем не мужественный. В конце педагог вынимает камешки из мешочка и считает, сколько мужественных поступков совершили дети.
Творческое задание для учащихся в группах «Школа мужества» учащиеся делятся на группы. Все они – учителя в школе мужества, им надо научить детей этому качеству, они должны написать, какие упражнения и задания помогут их ученикам стать более мужественными.
Понятие бережного отношения к окружающему миру, всему живому на земле. Забота о природе как выражение любви к Родине. Что означают слова «беречь живое», «умение беречь живое»? Неравнодушие к недоброму отношению к природе. Примеры бережного отношения человека к природе.
Творческое задание для учащихся: расскажите (напишите), какой вклад вносите вы, ваша семья в охрану природы. Расскажите (напишите) о своем любимом питомце (домашнем животном).
Раздел IV. Семья – школа нравственности. (3 часа)
Понятия «родительский дом», «семья».
Материальное и нравственное значение дома в жизни семьи. Забота о собственном доме. Хозяйка и хозяин в доме. Роль женщины в доме как хранительнице семейного очага, мужчины – как опоры семьи, отца.
Значение семьи в жизни каждого человека. Родители в жизни человека. Ближайшие родственники. Любовь родителей к детям. Любовь детей к родителям. Добрые отношения в семье: уважение, взаимопомощь, внимание, забота о близких.
Творческое задание для учащихся «Моя родословная».
Роль матери в жизни и судьбе каждого человека. Величие и щедрость материнской любви. Образ мамы в произведениях литературы и художественного творчества. Любовь детей к маме. Бережное отношение, забота о маме.
Творческие задания для учащихся: проанализировать, что в течение дня (суток) каждый из нас сделал доброго для мамы. Приготовить к какому-либо празднику приятный сюрприз для мамы.
История, география моей семьи. Традиции, главные «страницы» ее жизни. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Семейные реликвии, семейное хобби.
Практическая работа для учащихся «Создание семейного портфолио».
Творческие задания для учащихся по выбору: «Мой самый любимый семейный праздник», «Главная семейная реликвия», «Семейное увлечение».
Раздел V. Учимся общаться друг с другом. (5 часов)
Личность и коллектив. Понятие коллектива. Значение коллектива в жизни человека. Радость добрых отношений между людьми. Необходимость взаимопонимания, взаимоуважения, доверия, терпимости, миролюбия в отношениях между людьми.
Умение понять другого как важное и необходимое качество человека в общении. Что означают слова «понять другого человека»? Условия, при которых можно понять и быть понятым: стремление к взаимопониманию, умение встать на позицию другого человека, услышать его.
Взаимопонимание и «самочувствие» человека в коллективе. Умения прощать и просить прощение.
Творческое задание для учащихся «Учимся пониманию»: детям предлагается написать свой список проблем, связанных с непониманием их окружающих людей, и того, что нужно сделать, чтобы этих проблем стало меньше.
Понятия «дружба», «друг», «приятель» «товарищ». Что значит быть настоящим другом (подругой)? Качества верного друга.
Упражнение для учащихся «Ромашка» : У разных народов о дружбе сложено немало пословиц. Детям раздаются вырезанные из бумаги лепестки ромашки, с обратной стороны которых написаны пословицы о дружбе. Учащиеся берут по одному лепестку, объясняют смысл пословицы и прикрепляют на доску. В итоге получается «ромашка».
Дружба мальчиков и девочек. Этические требования для мальчиков и девочек во взаимоотношениях. Внимательное отношение к девочкам. В чем заключается сила, мужественность мальчиков? «Сильный тот, кто может позаботиться о слабом». Слабость и гордость девочки.
Творческое задание для учащихся «Этические пожелания мальчикам и девочкам»: класс делится на несколько групп мальчиков и девочек. Дети в группах обдумывают этические пожелания, девочки – мальчикам, а мальчики – девочкам. Результат работы оглашается всему классу, осуществляется групповая рефлексия.
Что означает словосочетание «быть самим собой». Внешние проявления человека в общении с другими людьми и внутреннее его отношение к жизни, людям, себе. Представление о том, что важнее быть воспитанным, порядочным человеком, чем казаться им.
Раздел VI. Измени себя сам. (4 часа)
Представления о совершенстве человека. Что человек может совершенствовать в себе? Совершенствование своего характера, знаний, умений, мастерства в чем-либо. Представления о важности умения человека управлять своими эмоциями, мыслями, поступками. Понятие «самовоспитание».
Творческое задание для учащихся «Умная книга»: расскажите о какой-либо книге, которая сделала вас умнее, добрее и почему.
Умение видеть хорошее и красивое в жизни как неотъемлемое качество человека. Какие умения видеть хорошее помогают человеку в жизни? Недостаточность суждения о людях, вещах только по их внешнему виду.
Творческое задание для учащихся «В каждом видим хорошее»: учитель заранее пишет имена всех детей класса на листочках, сворачивает их и кладет в шкатулку или коробку, затем просит каждого по очереди вытянуть чье-либо имя. Дети должны написать три характеристики о том человеке, чье имя они получили. Листы с записями собираются и раздаются тем, о ком писали. Учитель вместе с детьми обсуждает, что человек чувствует, когда в нем замечают что-то хорошее. В каждом человеке есть много хорошего.
Понятие целеустремленности. Иерархия целей и ценностей в жизни человека. Понятие высокой цели. Чем цель отличается от мечты? Условия достижения цели. Упорство как необходимое качество человека, ведущее к достижению цели. Роль труда в достижении цели.
Занятие проводится как итоговое. Беседа о том, что каждый из нас считает самым важным и значимым для себя по итогам занятий, их осмысления, собственных поисков ответов на возникающие вопросы. Кто я? Каким я хочу быть? Что каждый из нас хотел бы изменить в своем отношении к окружающему миру, людям, самому себе и почему? (пожелания себе).
Задание для учащихся: постарайтесь сравнить себя сегодняшнего с тем, который был до начала освоения курса этики. Составьте напутствия для самого себя.
Творческие проекты учащихся. (3 часа) На последнем уроке проводится рефлексия проделанной учащимися работы, ее результатов. Учитель подводит итоги
Планируемые результаты освоения курса
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет как знаниевый компонент содержания образования, так и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности ученика. Стандарт ориентирует на становление следующих характеристик школьника:
Личностные результаты
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а также на основе положительного отношения к труду;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие современного мира;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми достигать в нем взаимопонимания.
Предметные результаты
Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
формирование представлений об основах светской этики;
понимание значения нравственности в жизни человека, семьи и общества.
Метапредметные результаты
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Тематический план курса
№ п/п | Основные разделы, темы | Кол-во | количество | |||
диктантов | тестов | лаборатор. опыты | практических | |||
1 | Этика – наука о морали | 2 | ||||
2 | Этикет в нашей жизни | 6 | 1 | |||
3 | Ценности человека в современном мире | 11 | 1 | |||
4 | Семья – школа нравственности | 3 | 1 | |||
5 | Учимся общаться друг с другом | 5 | 1 | |||
6 | Измени себя сам | 4 | 1 |
Творческие проекты 3
ИТОГО: 34
Описание
программно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Программа к завершённой предметной линии и системе учебников | ? |
Учебник, учебное пособие | 1.Гусейнов, А.А. Этика [Текст]: учебник / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. – М.: Гардарика, 1999. 2.Разин, А.В. Основы этики [Текст]: учебник / А.В. Разин. – М.: ИО Форум: ИНФРА – М, 2010. |
Рабочая тетрадь для обучающихся | |
Электронное приложение к УМК | |
Дидактический материал | Рисунки, плакаты. |
Материалы для контроля (тесты и т.п.) | |
Методическое пособие с поурочными разработками |
|
Список используемой литературы |
|
Цифровые и электронные образовательные ресурсы |
|
Технические средства обучения | компьютер, мультимедийный проектор, DVD |
Психолого-педагогическая характеристика 6Б класса
- Количество обучающихся в классе- 32 человек.
- Общая оценка уровня успеваемости- выше среднего.
- Уровень познавательной активности и работоспособности обучающихся -высокий.
- Уровень сформированности универсальных учебных действий – средний.
- Доступная образовательная среда для детей с особыми потребностями (дети с ОВЗ, гиперактивные и др.)
Календарно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем урока, используемые ресурсы | Характеристика основных видов учебной деятельности | Домашнее задание | ||
Дата | |||||
Раздел I. Этика – наука о морали. (2 часа) | |||||
1 | Этика. Мораль. Нравственность. | Знать понятия этика, культура, мораль, нравственность. | |||
2 | Быть воспитанным – что это значит. | Оценить поступки главных героев с т. з. золотого правила нравственности. | |||
Раздел II. Этикет в нашей жизни. (6 часов) | |||||
3 | Премудрости дедушки Этикета. | Осмыслить через частично-поисковый метод места этикета в духовно-нравственном развитии человека. | |||
4 | Речь вести – не лапти плести. | Активизация знаний речевого этикета из межпредметных связей. Воспитание желания узнавать новое о жизни своего и других народов, уважительно к ним относится. | |||
5 | По одежке встречают. | Формирование понятия культура внешности человека. | |||
6 | Правила поведения в общественных местах. | Реализация межпредметных связей с другими дисциплинами. Развитие умения находить в тексте знания этического характера, знание основных правил этики. Рассмотрение и анализ конкретных ситуаций из жизни. | |||
7 | За общим столом. | Осознать значимость гостеприимства и праздников. Формирование эмоционально положительной концепции развития личности на примерах положительных традиций своего народа, реализация межпредметных связей с технологией, литературой, русским языком. | |||
8 | Культура поведения в школе. | Реализация межпредметных связей с другими дисциплинами. Развитие умения находить в тексте знания этического характера, знание основных правил этики. Рассмотрение и анализ конкретных ситуаций из школьной жизни. | |||
Раздел 3. Ценности человека в современном мире. (11 часов) | |||||
9 | Любовь и милосердие. | Формировать нравственные качества личности: быть милосердным, уметь сострадать, прийти на помощь друг другу в трудную минуту. Воспитывать среди учащихся доброжелательность, уважение друг к другу. | |||
10 | Гражданином быть обязан. | Знать название государства, его столицы, названия крупных государств-соседей. Уметь описывать достопримечательности России. Знать героев своего Отечества. Научится работать с дополнительной литературой. Знакомство с Основным законом страны. | |||
11 | Добротой себя измерь. | Уметь пользоваться основными этическими понятиями : добро и зло. Научиться находить различия между добром и злом, добродетелью и пороком. | |||
12 | Спешите делать добро. | Осознать значимость добрых дел, моральную необходимость борьбы со злом. | |||
13 | Настоящая щедрость. | Формировать нравственные качества личности: быть щедрым. Воспитывать среди учащихся щедрость души. | |||
14 | Самый строгий судья. | Воспитание вежливого поведения, доброжелательного отношения к окружающим, потребности оценивать свои поступки, осознавать обязанности, оценивать их выполнение, контролировать себя. | |||
15 | Это гордое слово «честь». | Раскрытие межпредметных связей с литературой, историей. Пробуждение у учащихся интереса к вопросам нравственности. Воспитание уважения к традициям своего народа. | |||
16 | Каковы труды – таковы и плоды. | Анализ вопросов и заданий, ответы в логической последовательности. Определение нравственных качеств личности при анализе конкретного поступка. Определение алгоритма подготовки урока, ответа у доски. | |||
17 | Что посеешь – то и пожнешь. | Уметь грамотно формулировать свои мысли, мотивировать свою точку зрения. | |||
18 | Мужественный поступок. | Формирование умения соизмерять свои слова и дела, разыгрывая жизненные ситуации, усваивать образцы поведения их героев. Уважительно относится к героям прошлого и настоящего. | |||
19 | Мир вокруг нас. | Знать какую ответственность несут люди. | |||
Раздел IV. Семья – школа нравственности. (3 часа) | |||||
20 | Родительский дом – начало начал. | Познакомиться с семьей как частицей рода. | |||
21 | Главная должность на земле – мама. | Осознание роли матери в жизни и судьбе каждого человека. Сформировать понятия жизни как высшей нравственной ценности. | |||
22 | В копилке нашей памяти. | Формирование эмоционально положительной концепции развития личности на примерах положительных традиций своего народа и своей семьи, реализация межпредметных связей с литературой, русским языком. | |||
Раздел V. Учимся общаться друг с другом. (5 часов) | |||||
23 | Человек среди людей. | Формировать понятие коллективизма и необходимости взаимопонимания, разыгрывая жизненные ситуации. | |||
24 | Взаимопонимание. | Формировать умения понимать другого человека, прощать и просить прощения. | |||
25 | Дружба. | Осознать ценность и необходимость дружбы; развивать умение анализировать поступки и соотносить их со своими, с общечеловеческими ценностями. | |||
26 | О дружбе мальчиков и девочек. | Знать как появились в нашей жизни этические требования для мальчиков и девочек, какими качествами должен обладать истинный джентльмен, что значит быть настоящей леди. | |||
27 | Умение быть самим собой. | Уметь грамотно формулировать свои мысли, мотивировать свою точку зрения | |||
Раздел VI. Измени себя сам. (4 часа) | Раздел VI. Измени себя сам. (4 часа) | ||||
28 | Стремимся к совершенству. | Обучение детей ценить и дорожить великим даром общения и самосовершенствования, определение роли и значения самовоспитания в этом процессе. | |||
29 | Учимся видеть хорошее. | Учиться давать положительные характеристики. | |||
30 | Целеустремленность. | Формирование целей и ценностей в жизни человека. | |||
31 | Пожелания самому себе. | Уметь делать выводы, подводить итог. | |||
32-34 | Презентация творческих проектов учащихся. (3 часа) | Уметь создавать проекты. Уметь выступать перед аудиторией, правильно презентовать работу |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
на заседании кафедры Зам. директора по УВР
Протокол № ___________________
от «___» июня 20___ г. « ___ » августа 20___ г.
Завкаф. _____________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»
Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов
Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...