Методическая разработка урока в рамках кружка "Юный музеевед"
методическая разработка (5 класс)

На базе кружка "Юный музеевед" есть музей "Старая Ржевка". Разработаны материалы, методические разработки по данной тематике. Материал будет полезен учителям и родителям учащихся 5-7 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx27.01 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

внеурочного мероприятия

 «Экскурсия-игра в школьном музее «Старая Ржевка»

Актуальность разработки

Экскурсия-игра «История рядом» разработана на использовании краеведческого материала школьного историко-краеведческого музея. Игра составлена и организована на основе системно-деятельностного подхода в соответствии с требованиями ФГОС. Игра состоит из двух частей: первая часть – работа с материалами музея (экспонатами) в форме игры «Узнай», 2 часть – творческая  мастерская (создание продукта самостоятельной творческой деятельности на основе полученных впечатлений). Наряду с рассказом об экспонатах музея, в них присутствуют материалы, создающие определенный исторический контекст и воспитывающие музейную культуру. Разработка из серии «Краеведение» или «Приобщаем к традиционной культуре с детства». Методическая разработка создана разработчиком в 2021 году, апробирована в 2021 году, ежегодно используется в рамках проведения недели краеведения. Игра проводиться с привлечение родителей, бабушек и дедушек воспитанников.

Цель игры:

Обучение детей школьного возраста умению воспринимать предметный мир культуры, формирование у них ценностного отношения к окружающему миру, способности бережно относиться к культурному наследию, воспитание эстетических и нравственных идеалов, патриотизма и музейной культуры, сотрудничество с семьями детей.

Задачи игры:

  • повышение мотивации к познавательной деятельности;
  • активизация интереса воспитанников к отечественной и местной истории, истории семьи;
  • формирования навыка поиска необходимого ответа при смысловом восприятии полученной информации об экспонате музея;
  • развитие интеллектуальных способностей и стимулирование творческой инициативы: знакомство с историко-культурной средой школьного музея;
  • создание интегрированного социально-культурного развивающего образовательного пространства между школой и семьёй;
  • формирование у молодого поколения представления об историческом времени и пространстве;
  • формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, музейным ценностям;
  • развитие творческих и коммуникативных способностей детей, проведение полезного досуга детей с родными.

Место проведения игры: школьный музей «Старая Ржевка».

Форма занятия: музейно-педагогические занятие в форме экскурсии-игры.

Участники: обучающиеся ГБОУ СОШ № 125 Красногвардейского района Санкт-Петербурга, обучающиеся 5-7 классов, родители, бабушки и дедушки детей.

Педагогические приемы и методы:

- интерактивные методы: интерактивная технология  направлена на включение ученика в музейную реальность. Главный принцип этой технологии в том, что человек усваивает только то, что делает сам. Во многих музеях трогать ничего нельзя, а в нашем школьном музее можно самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать, то есть  быть соавтором экспозиции. Детям предоставлена возможность "погрузиться" в прошлое, в историю. Дети при этом  не просто посетители, они вовлекаются в соответствующий вид деятельности. Они могут попробовать выпутать рыбку из сети, перенести чугуны на ухватах, «погладить» белье рубелем и каталкой, полистать старые учебники, помахать казачьей плеткой  и т.д.

- проектно-исследовательская: проектно-исследовательская технология  является ведущей и результативной  в работе нашего школьного музея.   Она заставляет ребят мыслить, учит анализировать, работать с дополнительным материалом, учит работать в команде, что непосредственно готовит детей  к взрослой  жизни и способствует  развитию метапредметных компетенций учащихся. Учащиеся сами планируют свой путь поиска, учатся работать с различными источниками, исследуют проблему, создают непосредственно творческий проект, используя полученные данные, приводят необходимые аргументы в доказательство своей точки зрения;

-игровая технология: соревновательный момент и погружение в историю организовано в форме игры;

-информационные технологии;

- технология критического мышления;

- эвристический метод работы;

-диалоговая технология;

- технология сотрудничества и коллективно-творческого дела.

Формы и способы организации деятельности на занятии: групповая работа в команде, работа в паре с родителями. 

Ход мероприятия

Звучит песня Непоседы «Мы дети твои, Россия» (http://zaycev.net/pages/29582/2958255.shtml).

- Приветствие гостей музея. Любой музей – это культурное учреждение, в котором действуют собственные правила этикета. Как правильно вести себя во время экскурсии, для того чтобы не показаться человеком невоспитанным и невежественным? Предлагаем вашему вниманию универсальные правила поведения в музее, соблюдать которые уместно в любом храме искусства, которые изложил С.Михалков:

Приди в музей и насладись,
В нем столько важных есть вещей!
Душой к искусству прикоснись,
Зови в музей родных, друзей!
Открой же сердце красоте,
Прекрасен каждый экспонат!
Поймут искусство только те,
Кто красоту увидеть рад!

Пройдет и сто, и двести лет,
И триста лет пройдет,
Но каждый снимок и портрет,
Любую вещь, любой предмет,
Здесь сохранит народ.

 - Какие правила поведения в музее можете добавить вы? Повторение правил поведения в музее: (перед походом в музей необходимо выключить звук телефона, вести себя скромно, культурно, не трогать экспонаты руками, слушать, стоять полукругом, не мешать экскурсоводу, не трогать ограждения, делать фото с разрешения).

- Зачем создают музеи?

- Как вы думаете, что будет храниться в музеях чрез 40-50 лет?

- А сейчас что храниться в музеях?

Участникам мероприятия отправляются на экскурсию по основной экспозиции музея, где  ребята отвечают на вопросы интеллектуальной викторины, по описанию находят музейные экспонаты, отгадывают загадки и раскрывают секреты музея. В работе детям помогает Совет мудрецов, в который входят родители.

- Сейчас я прошу вас  вместе со своими родителями пройти  по музею, рассмотреть внимательно все экспозиции и предметы в музее. Потому что затем мы будем играть с вами в игру. Я буду загадывать вам предмет, описывая его, а ваша задача отгадать его, найти в музее и показать. Кто отгадывает, тот получает жетон за правильный ответ.

 В жюри – Совет мудрых (родители, бабушки, дедушки) можно обратиться за помощью и разъяснениям появившихся вопросов по ходу игры.

Вопросы-задания для экскурсии-игры:

1)  Этот небольшой сосуд из бересты, поражающий простотой создания и мудростью, изобретен очень давно. Но до сих пор его продолжают изготавливать умельцы русского Севера, Урала и Сибири. Крестьяне хорошо знают, что соль, хранимая в нем, никогда не отсыреет, а соленые грибы и огурцы не только долго хранятся, но и приобретают приятный аромат. В одних  хранили соль. К ней всегда относились особенно бережливо. Сырости она не любит - сразу намокает, а после, если подсохнет, - каменеет, не раздолбить.  В них хранили и масло коровье, и творог, и сметану, и молоко, наливали мед, подсолнечное, конопляное, льняное масло, И так научились мастера донышки ему подгонять да прилаживать, что ни единой капельки не протекало.
С ними ходили в лес по ягоды - за малиной, земляникой, ежевикой, брусникой, черникой. Так было раньше, в наше время они перешли в разряд сувениров, хотя и не утратили своего прежнего назначения  
(туес берестяной) 

2) Сосуд для сыпучих или твердых продуктов из дерева. Людей, которые их делали, называли  бондари. У них одно дно. Изготовить его опытному мастеру не составляет особого труда. Соединенные вместе и стянутые обручами деревянные боковики образуют основу  изделия. Обручей два: один сверху, другой - снизу.  В них держали зерно и муку, а в погребе — различные соления и квашения.  (Бочонок деревянный выдолбленный с железными обручами)

3) Это изделие состоит из деревянного обода и спиц. Снаружи окованы металлической полосой (шиной). Использовали  для передвижения телег, тачек. Сейчас используют другие железные. (колесо деревянное)

4)  Глиняный сосуд для молока, а также другой  жидкости – кваса, домашнего пива, простокваши. Из глины делали, потому что глина была общедоступна, пластична как материал, и становилась жаропрочной после обжига. По свидетельству археологов была известна ещё 11 веков назад.  Она однотонная - от светло-кремового, до красно-коричневого и почти черного цвета. Имеет зауженное горлышко  (крынка, кувшин)

5) Иногда их шили своими руками для своих детей, так же ка и эту.

В древности им приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.  С одной можно играть, другая имеет магическое значение, участвует в народном обряде. А третья используется как средство общения.

Готовую укладывали в колыбель, где она дожидалась рождения ребенка, оберегая это место от недобрых взглядов и злых духов. Люди верили, что она оберегает сон и спокойствие ребенка, и поэтому она всегда была рядом с ним и во сне, и в играх.

Многие передавались от матери к дочке, а дальше внучке и правнучке.

Девочки-подростки делали таких себе, младшим сестренкам и братишкам, одевали их по своему вкусу.

Делали их из мягких хлопчатобумажных и льняных тряпочек, а также использовали и природные материалы: дерево, лыко (мочало), камыш, трава и т.д.  (кукла тряпичная)

6) бытовой  предмет, которые использовали сельские жители до начала 20 века, особенно  женщины  для расчесывания (волос, шерсти, волокна, пряжи) и прядения. делали из дерева, украшали с особой изобретательностью. Дарили, передавали по наследству (гребень деревянный)

7)  приспособление для прядения — палка или доска, часто укрепленные в подставке (донце), на которую привязывают пряжу (кудель) — символ женского начала и оберег от нечистой силы. Гребень (льночесалка) применялся для чесания трёпаного льна и конопли, а также вымытой шерсти  (Прялка деревянная) 

!!  В полной методической разработке представлен полный перечень, разработанных для игры заданий. Основная тематика вопросов-заданий: предметы быта семьи XIX и XXвв.

Подсчитываются результаты (количество жетонов). Выявление победителей «знатоков краеведения».

2 часть экскурсии-игры «История рядом»

 ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ

 (полученные задания выполняются совместно с родителями)

(Задание зависит от возрастной группы присутствующей на игре)

5 класс

6 класс

7 класс

Создание  групповой аппликации-коллажа (формат А2) на тему «Нам не нужна война»

(заранее заготовлены иллюстрации-шаблоны: танки, самолеты. Солнце, деревья, голуби, вечный огонь и т.д.)

(Обучающимся заранее сообщается о необходимости прийти с блокнотами) Задание: придумать  вопрос-загадку о предмете в музее.

Создание и реализация проекта – оформление двери (окна) музея – нанесения на нее созданного  группового изображения красками «Эта Великая Победа!!!»

Подведение итогов мероприятия. Рефлексия. В заключении игры звучит песня группы Непоседы , которую исполняют все вместе «Я, ты, он, она - вместе целая страна» http://zaycev.net/pages/29582/2958255.shtml 

 

Полученные результаты:

- расширение и углубление знаний по истории семейного быта и формирование духовных ценностей в поликультурной среде у подрастающего поколения;

- развитие у учащихся навыков самостоятельной поисковой научно-исследовательской работы, приобретение учащимися новых компетенций;

- прививание первоначальных навыков проектной, экскурсионной и оформительской работы.

- проведение на базе музея мероприятия, тематического занятия с использованием экспонатов музея.

- сохранение и поддержание традиций образовательного учреждения;

-  проектно-исследовательская деятельность на базе музея с привлечением экспонатов, музейных связей с историей семьи, семейных ценностей и традиций;

- расширение социальных связей школы: школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, является связующей нитью между школой и семьей.

- Академик Д.С. Лихачёв говорил: "Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит памяти о них… - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране".

Использованные источники:

  1. Свободная интернет-энциклопедия Википедия. https://ru.wikipedia.org/wiki 
  2. Игра-путешествие для 5-7 классов https://infourok.ru/muzeynaya-igra-kvest-uvlekatelniy-mir-muzeya-igraputeshestvie-dlya-klassov-2210421.html 
  3. Виртуальный музей МБОУ Николаевской СОШ  http://museum.s-nikol-tat.edusite.ru/ 
  4. Музыкальный портал Зайцев. Нет. http://zaycev.net/pages/29582/2958255.shtml 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЗЕЛКОВАЯ ОКРАСКА ТКАНЕЙ" Методическая разработка урока в рамках реализации комплексной модифицированной дополнительной образовательной программы по предмету «Художественный текстиль» для учащихся художественной школы второго года обучения

Разработка имеет две части: теоретическую и практическую. В основе – проработка урока с описанием хода работы, инструментов и материалов, используемых для её выполнения. Иллюстративный матери...

Методическая разработка урока по обществознанию 9 класс. Тема:Религия (в рамках реализации ФГОС ООО)

Данный методический материал был разработан для проведения открытого мероприятия по ФГОС в раммках работы районного методического семинара....

Методическая разработка урока в рамках муниципального конкурса "Урок года" по теме "Листает ветер летопись времен..."

В данном материале представлены конспект с раздаточным материалом, маршрутным листом. Урок  по теме "Морское путешествие по "ленте времени" предназначен для 6 класса для повторения. Урок был...

методическая разработка урока в рамках муниципального конкурса "Урок года" по теме "Об этом можно говорить стихами

Ребятам предлагается задуматься о вечных ценностях(любовь, верность, семья)...

Методическая разработка урока в рамках ФГОС по литературе в 11 классе «Да не потемнеет лик Господа во мраке революции» (по повести В.А.Никифорова-Волгина «Дорожный посох»)

В современном обществе существенно изменилась парадигма ценностей. Смещение акцентов в сторону информационных технологий негативно сказалось на духовном облике человека. Зависимость от мультимедийного...

Методическая разработка урока в рамках реализации основной общеобразовательной программы с использованием оборудования центра «Точка роста»

Растительные ткани, их функции. Лабораторная работа «Изучение строения растительных тканей» Планируемые результаты:Личностные- сформировать позитивное эмоциональное отношение обучающи...