Методическая разработка урока в рамках реализации основной общеобразовательной программы с использованием оборудования центра «Точка роста»
методическая разработка по биологии (6 класс)
Растительные ткани, их функции. Лабораторная работа «Изучение строения растительных тканей»
Планируемые результаты: |
Личностные - сформировать позитивное эмоциональное отношение обучающихся к изучаемым биологическим объектам; - сформировать понимание важности знаний о тканевом строении организмов для объяснения единства строения многоклеточных форм жизни и понимания взаимосвязи строения и функций. |
Метапредметные
Регулятивные УУД: Познавательные: -строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; сравнивать и делать выводы; -составлять план параграфа; работать с натуральными объектами. Регулятивные: -формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; -работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять свои ошибки самостоятельно; -осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: -уметь взаимодействовать с членами коллектива; -строить речевые высказывания в устной форме, аргументировать свою точку зрения. |
Предметные - сформировать умение объяснить значение понятия «ткань»; - сформировать умение характеризовать особенности строения и функции тканей растений; - сформировать умение устанавливать взаимосвязь строения и функции тканей растений, объяснять значение тканей в жизни растения; - создать условия для самостоятельной исследовательской деятельности по изучению особенностей строения различных видов тканей. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka._rastitelnye_tkani_ih_funktsii.biologiya_6_kl._1.docx | 45.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ардатовская средняя общеобразовательная школа»
Дубёнский муниципальный район
Республика Мордовия
Методическая разработка урока
в рамках реализации основной общеобразовательной программы
с использованием оборудования центра «Точка роста»
Учитель биологии: Катаева Валентина Дмитриевна
2024г.
Класс Место урока по тематическому планированию | 6 7 |
Тема урока | Растительные ткани, их функции. Лабораторная работа «Изучение строения растительных тканей» |
Уровень изучения | Базовый |
Тип урока | ☐ урок освоения новых знаний и умений ☐ урок-закрепление ☐ урок-повторение ☐ урок систематизации знаний и умений ☐ урок развивающего контроля ☐ комбинированный урок ☐ другой (впишите) |
Ключевые слова: определяют понятия: «ткань», «покровная ткань», «образовательная ткань», «механическая ткань», «проводящая ткань», «запасающая ткань», «сосуды», «ситовидные клетки», «волокна», «гистология». | |
Краткое описание: Учебник В.В.Пасечника, инструктивная карточка, ноутбук, проектор, экран, презентация, Микроскоп цифровой Levenhuk, микроскоп световой на каждую парту, микропрепараты (готовые препараты срезов первичного строения корня, корня ириса, стебля берёзы, клевера, липы, листа камелии), листья традесканции виргинской и пеларгонии обыкновенной. |
Технологическая карта урока
Планируемые результаты: |
Личностные - сформировать позитивное эмоциональное отношение обучающихся к изучаемым биологическим объектам; - сформировать понимание важности знаний о тканевом строении организмов для объяснения единства строения многоклеточных форм жизни и понимания взаимосвязи строения и функций. |
Метапредметные Регулятивные УУД: Познавательные: -строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; сравнивать и делать выводы; -составлять план параграфа; работать с натуральными объектами. Регулятивные: -формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; -работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять свои ошибки самостоятельно; -осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: -уметь взаимодействовать с членами коллектива; -строить речевые высказывания в устной форме, аргументировать свою точку зрения. |
Предметные - сформировать умение объяснить значение понятия «ткань»; - сформировать умение характеризовать особенности строения и функции тканей растений; - сформировать умение устанавливать взаимосвязь строения и функции тканей растений, объяснять значение тканей в жизни растения; - создать условия для самостоятельной исследовательской деятельности по изучению особенностей строения различных видов тканей. |
Приложение №1
Лабораторная работа «Изучение покровной ткани растений»
Цель: изучить особенности строения покровной ткани растений на примере листьев комнатных растений- традесканции виргинской и пеларгонии обыкновенной
Оборудование: ноутбук и USB-микроскоп, лабораторные стекла, пинцет, пипетка, вода, бумага, листья пеларгонии обыкновенной и традесканции виргинской.
Основные сведения.
Название тканей отражает их положение – они покрывают тело растений (животных) и располагаются на границе с внешней или внутренней (в завязи пестика) средой. Покровная ткань растения – это наружная ткань, которая защищает растения от неблагоприятных воздействий окружающей среды (перепадов температур, засухи, механических повреждений) и от различных бактерий, вирусов и грибов. Также эти ткани способствуют всасыванию и выделению воды, осуществляют газообмен. Характерной особенностью покровных тканей является то, что они состоят из плотно сомкнутых живых или мертвых клеток, среди которых есть специальные поры – устьица, которые состоят из замыкающих клеток. Также присутствуют волоски или трихомы, состоящие из одной или нескольких клеток.
Ход работы:
1. Подготовьте USB-микроскоп к работе.
2. Приготовьте препараты кожицы листьев комнатных растений и рассмотрите их под микроскопом (можно воспользоваться готовыми микропрепаратами эпидермиса листа пеларгонии обыкновенной (герани) и традесканции виргинской).
3. Зарисуйте строение эпидермиса листьев пеларгонии обыкновенной и традесканции виргинской, указав на рисунке устьичные клетки.
4. Сделайте вывод, в котором укажите значение эпидермиса.
Вопросы:
1.Какие особенности покровной ткани растений наблюдаются у различных видов растений?
2. Какую функцию выполняют устьица?
3. Чем можно объяснить отсутствие хлоропластов в клетках эпидермиса листьев пеларгонии и традесканции?
Лабораторная работа «Изучение проводящей ткани органов растений»
Оборудование: ноутбук и USB-микроскоп, готовые препараты срезов первичного строения корня, корня ириса, стебля березы, клевера, липы, листа камелии
Цель: изучить особенности строения проводящей ткани органов растений.
Основные сведения.
Проводящие ткани растений можно сравнить с кровеносной системой человека, которая пронизывает весь наш организм, доставляя питательные вещества к клеткам и удаляя продукты обмена веществ из них. Строение проводящей ткани растений достаточно сложное, так как содержат разные структурные и функциональные элементы. Эти ткани служат для передвижения по организму растения растворенных питательных веществ. Имеется два направления тока: от корней к листьям (восходящий ток – ксилема (древесина)) и от листьев к корням (нисходящий ток – флоэма (луб)). Ксилема образована мёртвыми, разными по величине клетками. Цитоплазмы в них нет, стенки одревеснели и снабжены многочисленными порами. В местах соприкосновения у них имеются поры, по которым и передвигаются растворы из клетки в клетку по направлению к листьям. Так устроены трахеиды. У цветковых растений появляются и более совершенные проводящие ткани – сосуды. В сосудах поперечные стенки клеток в большей или меньшей степени разрушаются. Таким образом, сосуды – это полые трубки, образованные множеством мёртвых трубчатых клеток (члеников). По таким сосудам растворы передвигаются ещё быстрее. Помимо цветковых, другие высшие растения имеют только трахеиды. В силу того, что нисходящий ток более слабый, клетки флоэмы могут оставаться живыми. Они образуют ситовидные трубки – их поперечные стенки густо пронизаны отверстиями. Ядер в таких клетках нет, но они сохраняют живую цитоплазму. Ситовидные трубки остаются живыми недолго, чаще 2-3 года, изредка – 10–15 лет. На смену им постоянно образуются новые ситовидные трубки. Основной элемент проводящей системы растений – проводящий пучок. В состав проводящего пучка могут входить паренхимные клетки и образовательная ткань – камбий. Строение проводящих пучков различается в зависимости от органа растения и его вида
Ход работы:
1. Подготовьте USB-микроскоп к работе.
2. Рассмотрите предложенные вам микропрепараты тканей растений.
3. Изучите на микропрепарате особенности строения проводящих тканей на примере древесины (ксилемы) и луба (флоэмы). Какие функции выполняют проводящие ткани? Используйте материал учебника или интернет-ресурсы. Зарисуйте строение сосудов и ситовидных трубок в тетради.
4. Изучите на микропрепарате особенности строения механических тканей на примере лубяных волокон. Какие функции выполняют механические ткани, где они располагаются? Используйте материал учебника или интернет-ресурсы. Зарисуйте строение сосудов и ситовидных трубок в тетради.
5. Рассмотрите особенности расположения проводящих тканей в различных органах растений, расположение, форму и размеры сосудисто-волокнистых пучков. Зарисуйте схему строения проводящего пучка листа камелии.
6. Сделайте вывод на основании изучения проводящих тканей органов растений и различных видов растений.
Вопросы:
1. Почему проводящие ткани растений сравнивают с кровеносной системой человека?
2. Почему сосуды образованы мертвыми клетками?
3. Что входит в состав проводящего пучка растений?
Приложение №2
1.Установите соответствие между характеристикой ткани растения и её видом. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ХАРАКТЕРИСТИКА ТКАНИ А) состоит из клеток, содержащих хлоропласты Б) образована клетками с толстыми прочными стенками В) выполняет роль каркаса Г) выполняет функцию образования органических веществ из неорганических на свету Д) служит опорой для растения Е) придает растению постоянную форму | ВИД ТКАНИ 1) механическая 2) фотосинтезирующая |
А | Б | В | Г | Д | Е |
2.Рассмотрите изображение микропрепарата. Как называют вид растительной ткани, что указано под номерами 1,2,3,4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и КТП по технологии с использованием оборудования центра «Точка роста»,
Программа разработана на основе программы Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.М. Казакевича и др. - 5-9 классы: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / В.М. Казакев...
Рабочая программа по предмету "Информатика" (с использованием оборудования центра «Точка роста»)
Использование оборудования «Точка роста» позволяет создать условия: -для повышения познавательной активности обучающихся в технической области;-дл...
Научная работа по физиологии человека с использованием оборудования центра Точка роста
Работа по физиологии человека была проведена с использованием оборудования центра Точка роста на базе МОУ СОШ №1 с.п.В.Куркужин...
Занятие по практической биологии по теме "Строение клетки" с использованием оборудования центра «Точка роста»
Занятие ориентировано на развитие практических умений и навыков, на формирование интереса к экспериментальной и исследовательской деятельности, которые способствуют познавательной и творче...
Технологическая карта урока биологии в 6 классе "Дыхание растений" с использованием оборудования центра "Точка роста"
Тема урока: «Дыхание растений»Класс: 6 «Б» классЦель урока: изучить процесс дыхания у растений, установить, как происходит газообмен в растениях; продолжить формирование знаний...
Реализация образовательных программ по предмету «Технология» с использованием оборудования центра «Точка роста»
Методическое пособие...
Методические рекомендации по организации уроков технологии с использованием оборудования центра «Точка роста»
Методические рекомендации по организации уроков технологии с использованием оборудования центра «Точка роста»...