Образовательная программа дополнительного образования детей Кружок «Творческий калейдоскоп»
рабочая программа
Данная программа доступна для каждого ребёнка и не требует наличия у него хорошо развитых творческих способностей. Вместе с тем программа предлагает достаточно широкий круг видов деятельности, что во многом отличает её от других программ.
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, творчество.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа дополнительного образования "Творческий калейдоскоп" | 352.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная программа
дополнительного образования детей
Кружок «Творческий калейдоскоп»
Возраст обучающихся – 6 - 12 лет
Срок реализации программы – 2 года
Две возрастные группы. Количество часов в год в одной группе: 68
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Творческий калейдоскоп» разработана согласно нормативным документам Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Емецкая средняя школа имени Н.М.Рубцова» - РЦДО; «Положению о филиале Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Емецкая средняя школа имени Н.М.Рубцова» - РЦДО от 25.12.15г, «Порядком осуществления образовательной деятельности по ДОП» от 09.2018г, «Положение о дополнительной общеразвивающей программе» от 14.09.2018г.
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Новизна программы состоит в личностно-ориентированном обучении. Задача педагога дополнительного образования состоит не в максимальном ускорении развития творческих способностей ребенка, а прежде всего в том, чтобы создать каждому ребенку все условия для наиболее полного раскрытия и реализации способностей. Способствуя формированию культурно-нравственных ценностей детей, творческих умений и навыков, программа является общеразвивающей и образовательной, т.к. полученные воспитанниками знания используются в их жизнедеятельности.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
- занятия проводятся в свободное время;
- обучение организовано на добровольных началах.
Тип программы:
дополнительная общеразвивающая программа по художественному творчеству для детей 6 -12 лет.
Формы и режим занятий
В программе используется групповая форма работы с детьми.
Дети набираются в группу без учета каких-либо способностей. После чего обучающиеся делятся на группы. При формировании групп также учитывается год обучения и личные успехи ребенка. При этом они поделены на 2 группы: дети – дошколята и школьники. В программе допускается некоторое изменение пропорций учебного времени. Каждое занятие для первой группы проходит 1 раз в неделю по 1 астрономическому часу, с перерывом на отдых 10 мин через каждые 30 минут. Вторая группа занимается один раз в неделю по 2 академических часа с перерывом на отдых 10 мин. На каждом занятии используется здоровьесберегающие технологии (обсуждение организационных моментов в начале и конце занятия, короткий перерыв в середине занятия с проветриванием помещения, использование игровой деятельности с целью переключения ребенка с одного вида работы на другой.
Одно из главных условий успеха обучения и развития творческих способностей ребёнка – это индивидуальный подход. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные и групповые задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.
Сроки реализации программы и возраст обучающихся.
Дополнительная общеразвивающая программа «Творческий калейдоскоп» рассчитана на детей с 6 до 12 лет, то есть с подготовительной группы детского сада по 5 класс. Программа каждой группы рассчитана на два года обучения. Полный объем учебных часов – 136, в том числе в 1-й год обучения – по 68 часов, во 2-й год обучения тоже по 68 часов. Практические занятия составляют большую часть программы. Рекомендуемый минимальный состав группы – не более 12-15 человек.
Актуальность программы заключается в приобщении ребят к творчеству, занятия по программе «Творческий калейдоскоп» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Наше село удалено от областного центра, поэтому не все дети имеют возможность посещать учреждения дополнительного образования, в частности. На базе районного центра дополнительного образования данная программа позволяет удовлетворить потребность детей 6 – 12 лет в реализации своих творческих желаний и возможностей.
Существует много техник нетрадиционного творчества (бумагопластика, кинусайга, работа с пластилином, с соленым тестом, лоскутки, техника плетения) и многое другое, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Не во многих образовательных учреждениях детей знакомят с нетрадиционным творчеством. Поэтому для них такое рисование становится открытием.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:
- мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
- пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
- внимания и усидчивости;
- наблюдательности, эмоциональной отзывчивости;
- в процессе этой деятельности у ребёнка формируются навыки контроля и самоконтроля.
Содержание данной программы насыщенно, интересно, эмоционально значимо для младших школьников, разнообразно по видам деятельности. При использовании нетрадиционных техник творчества хорошие результаты получаются у всех детей.
Данная программа доступна для каждого ребёнка и не требует наличия у него хорошо развитых творческих способностей. Вместе с тем программа предлагает достаточно широкий круг видов деятельности, что во многом отличает её от других программ.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового). Воспитанники объединения в процессе занятий познакомятся с техникой работы из бумаги, картона, соленого теста, тканевых лоскутов, пластилина.
Цели программы:
- формирование художественной культуры обучающихся, развитие природных задатков, творческого потенциала,
- расширение диапазона чувств и зрительных представлений, фантазий, воображения;
- воспитание эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности, на произведения искусства;
- создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности;
Задачи:
- ознакомить детей с нетрадиционными техниками творчества, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;
- создать условия для развития творческих способностей детей;
- способствовать воспитанию у детей интереса к творческой деятельности; усидчивости, аккуратности и терпения при выполнении работы; культуры деятельности;
- создать условия для формирования навыков сотрудничества; оценки и самооценки
- научить ребёнка создавать поделки из бумаги, картона, природного материала;
- научить работать с пластилином, соленым тестом, салфетками, тканевыми лоскутами.
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую и технологическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Задачи программы:
Обучающие:
* закрепление и расширение знаний и умений по работе с различными материалами, обучение приемам работы с инструментами;
* обучение умению планирования своей работы;
* обучение приемам и технологии изготовления композиций, изучение свойств различных материалов;
* обучение приемам работы с различными материалами;
* обучение приемам самостоятельной разработки поделок.
Развивающие:
* развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
* развитие образного мышления и воображения;
* создание условий к саморазвитию обучающихся;
* развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.
Воспитательные:
* воспитание уважения к труду и людям труда;
* формирование чувства коллективизма;
* воспитание аккуратности;
* развитие любви к природе.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Принципы, лежащие в основе программы:
*доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
* наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
*демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
* научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
* «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов обучающихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и созидать.
Формы и методы занятий
В процессе занятий используются различные формы занятий:
- традиционные, комбинированные и практические занятия;
- конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
*словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.);
*наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ педагогом, работа по образцу и др.);
* практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
* объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
* репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
* частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
* исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
*фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;
* индивидуально - фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
* групповой – организация работы в группах, в парах;
* индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Условия реализации программы:
Для реализации программы необходимы: - светлый и просторный класс, - стулья и столы, соответствующие росту детей - доска, кнопки (магниты),стул и стол для педагога, - методические пособия, художественные материалы: бумага A3 и А4, цветная бумага, клей, ножницы, карандаш, ластик, пластилин и мн. другое
Формы и режим занятий
Для реализации программы используются несколько форм занятий:
Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год. На этом занятии желательно присутствие родителей обучающихся (особенно 1-го года обучения).
Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).
Занятие с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать новые технологии.
Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.
Тематическое занятие – детям предлагается работать по теме. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.
Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.
Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.
Конкурсное игровое занятие – строится в виде соревнования в игровой форме для стимулирования творчества детей.
Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением в классной комнате.
Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач.
Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Для определения уровня усвоения программы применяются два вида контроля:
внутренний (в виде аттестации). внешний (участие в выставках, конкурсах и фестивалях). 1. Внутренняя аттестация учащихся. В начале первого года обучения проводится первичный срез в форме контрольного занятия, где детям предлагается что-нибудь сделать на свободную тему. В конце первого года проводится первичная аттестация обучающихся, что позволит педагогу проследить динамику уровня усвоения программы на первом году обучения. Для детей второго года обучения только в конце учебного года проводится аттестация обучающихся в форме итогового занятия, где педагог предлагает детям выполнить работу в известной ему технике с образца. Ребенок также проходит психологическое тестирование по выявлению уровня самооценки и развития его творческой активности. Работы учащихся оцениваются аттестационной комиссией по следующим критериям, выявляющим уровень усвоения программы: правильность композиции и формы, богатство цветового решения и изобразительных приемов, оригинальность исполнения; По каждому критерию выставляются баллы от 1-3, которые суммируются и определяют уровень. Не следует забывать, что каждая работа в целом представляет собой ценность в развитии ребенка, зачастую не совпадающую с художественной ценностью, объективной и абсолютной. Продвижение в развитии каждого ребенка оценивается только относительно его предшествующих работ..
Уровни усвоения программы
Уровни освоения программы: Н- низкий (0-2 балла), НС - ниже среднего (3-4 балла), С - средний (5-6 баллов), ВС - выше среднего (7-8 баллов), В - высокий (9-10 баллов), ОВ - очень высокий (более 10 баллов)
Очень высокий ВС (10)
- Работа должна быть выполнена полностью самостоятельно,
- Работа должна быть аккуратной,
- В итоговой работе должны быть внесены ребенком творческие детали (выбор оригинального материал для исполнения,
демонстрирование новых оттенков).
Высокий С (9-10)
- Работа должна быть выполнена полностью самостоятельно,
- Работа должна быть аккуратной,
В итоговой работе могут быть внесены ребенком новшества, идеи, творческие детали.
Средний (5 - 6)
Допускается помощь педагога,
- Работа должна быть аккуратной,
- В итоговой работе могут быть внесены ребенком творческие детали;
- При выполнении работы на палитре пытался внести собственные идеи.
Ниже среднего НС (3-4)
- Работа была выполнена с помощью педагога,
- Работа частично соответствует предложенному оригиналу,
- Работа не совсем аккуратная
Низкий уровень (0 – 2)
Работа не соответствует предложенному оригиналу.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
- составление портфолио из лучших работ
- проведение выставок работ учащихся:
в объединении,
в учреждении;
- участие в районных выставках детских творческих работ, конкурсах.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.
В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения:
- умение планировать порядок рабочих операций,
- умение постоянно контролировать свою работу,
- умение пользоваться простейшими инструментами,
- знание видов и свойств материала,
- овладение приемами изготовления несложных поделок,
- расширение кругозора в области природоведения, изобразительного искусства, литературы.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе обучающиеся:
- научатся различным приемам работы с природным материалом, салфетками, фантиками, соленым тестом, бумагой;
- научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
- будут создавать композиции с изделиями;
- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию;
- овладеют навыками культуры труда;
- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Учебно-тематический план для группы обучающихся 6-7 лет (дошкольников)
№ п/п | Тема | Количество часов | |
1 год | 2 год | ||
1 | Введение | 4 | 2 |
2 | Работа с природным материалом. | 6 | 4 |
3 | Работа с бросовым материалом | 8 | 8 |
4 | Фантазии из соленого теста и пластилина | 22 | 18 |
5 | Лоскутная пластика | 4 | 10 |
6 | Кинусайга | 10 | 12 |
7 | Волшебные открытки | 8 | 8 |
8 | Декорирование предметов | 8 | 6 |
За год: | 68 | 68 | |
Итого: | 136 |
Содержание учебного плана
№ | Название раздела | Часы | Теория. | Практика |
68 | Первый год обучения. | |||
1 | Введение | 1 | Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом первого года обучения. Основные формы работы. Знакомство детей друг с другом. Техника безопасности в кабинете. Организация рабочего места. Знакомство с материалами и оборудованием. | Основные виды материалов. Природные материалы |
2 | Введение в деятельность кружка | 3 | Особенности природного материала. Понятие о пластическом характере деревьев. Цветовое решение окраски осенних листьев. Линия горизонта – граница между небом и землей. Плоскостное или объёмное изображение предметов в рисунке. Длина, ширина и высота объёмных тел. Понимание формы предмета. Знакомство с различными видами форм (геометрическими, природными, фантазийными), способы их изображения на бумаге. Узоры как средство украшения. Узоры, созданные природой. Инструменты для обработки изделий и разметки. Листья разных деревьев. Травка. Шишки. Их особенности. Правильный сбор природного материала и его подготовка к работе: сушка, очистка, сортировка. | Сбор природного материала: листьев и травы. Сбор шишек, плодов, семян. Сортировка. Сушка. Чистка высушенных материалов, подготовка их к работе. |
3 | Работа с природным материалом | 6 | Рисование природным материалом. Знакомство с основными правилами композиционного построения на листе бумаги (вертикальный и горизонтальный формат листа). Изменение горизонта и его высоты от точки зрения. Линия горизонта – граница между небом и землей. Лист – это дерево. Композиционное решение осенних пейзажей с помощью природного материала. Аппликация из листьев. | Аппликация на листе бумаги А4 осеннего пейзажа. Фантазийные деревья из высушенных листьев. Аппликация «В зоопарке». Причудливые животные и птицы из высушенных листьев. Аппликация «В пустыне» |
4 | Работа с бросовым материалом. | 4 | Что такое ЭКОЛОГИЯ? Откуда берется мусор? Фантазии из бумажных втулок от туалетной бумаги. Дискуссия: «Что можно сделать из бумажной втулки»? Какие материалы и инструменты могут понадобиться? | Изготовление Осьминожки. «Птица Филин»; «Зайка» Изготовление из бумажной втулки изделия по желанию. |
5 | Фантазии из пластилина. | 8 | Какой бывает пластилин, для каких целей он создан. Инструменты при работе с пластилином. Пластилином можно рисовать. Техника безопасности при работе с пластилином. Смешивание пластилина. Придание пластилину фактуры предметов различными способами (стек, зубная щетка, поверхность доски и т.д.) Картина в плоскости (барельеф), (горельеф). Панно. | Рисуем пластилином. Разминаем пластилин до мягкости, заполняем им предложенный рисунок. Объемные скульптурки из пластилина. Просмотр видеосюжета о приемах работы с пластилином, их разновидность. Лепим маленькие скульптурки из пластилина «Любимый герой сказки» Смешиваем пластилин разными способами. Применяем фактурирование пластилина на практике. |
6 | Фантазии из соленого теста | 16 | Соленое тесто. Ингредиенты соленого теста. Особенности и рецепты соленого теста. Приготовление теста. Изготовление небольших деталей из соленого теста. Приемы работы с соленым тестом. Хранение, запекание, склеивание, приклеивание, раскраска, покрытие лаком. | Создание теста. Пробные элементы из соленого теста. Подвески. Подготовка деталей к картине (панно) из соленого теста. Раскраска картины. Приклеивание деталей к основе. Оформление картины, изготовление подвеса. |
7 | Лоскутная пластика | 4 | Знакомство с тканью. Переплетение нитей. Окраска ткани. Инструменты. Особенности тканей. Куклы-Обереги. | Изготовление кукол-мотанок: Восьмиручка, подорожная куколка, куколка-помощница на кухне (оберег) |
8 | Кинусайга | 10 | Японская техника «Кинусайга». История появления техники. Материалы и инструменты. Технология «Кинусайга» Работа с тканью. | Выбор картинок для работы в новой технике. Прорезание пеноплекса. Выкраивание тканевых кусочков. Работа с ними на пеноплексе. Самостоятельная работа в технике «Кинусайга» |
9 | Волшебные открытки | 8 | История создания открытки. Открытка своими руками. Технологии создания открыток. Ассортимент открыток. Создание открыток в различных технологиях | Особенности и приемы работы с плотной бумагой (сгибы, разрезы, прорези). Украшение открыток разными материалами (природными, пуговицами, тканью, вышивкой и пр.) Создание открытки по образцу. Создание открытки к празднику по желанию |
10 | Декорирование предметов | 8 | Что такое декорирование предметов. Чем можно декорировать предметы, какие предметы можно декорировать. Изготовление предметов под декорирование. Декорирование бумагой, лентами, веревкой, клеем, ракушками, мелкими предметами и пр. | Изготовление декоративной вазочки под цветы из пластиковой бутылки. Декорирование вазочки веревочным шнурком. |
68 | Второй год обучения. | |||
1 | Введение | 2 | Особенности второго года обучения. Правила техники безопасности в кабинете и при работе с инструментами. Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом второго года обучения. Основные формы работы. Знакомство детей друг с другом. Организация рабочего места. Знакомство с материалами и оборудованием. Особенности погоды и освещения. Красота природы в разные времена года. Создание новых оттенков природных материалов с помощью добавления белой краски. | Экскурсия в парк. Сбор природных материалов. Разбор листьев и семян. Сушка, очистка. |
2 | Работа с природным материалом | 4 | Подготовка фона для рисунка. Декоративное рисование на листьях. Геометрические и фантазийные линии. Пятна. Возможности развития абстрактного мышления, творческой импровизации ребёнка. Орнамент- повторение рисунка через интервал. Тайна ритма и создание сложных и несложных узоров. Приёмы декоративного рисования. | Декорирование сухих листьев. Перенос рисунка на половину листа. Рисуем белой краской. |
3 | Работа с бросовым материалом | 8 | Показ видеосюжета, куда и как можно применить бросовый материал (пластиковые бутылки, втулки от бумажных полотенец и туалетной бумаги, баночки из-под йогурта, бутылочные пробки). Приемы работы с разными бросовыми материалами, инструменты и техника безопасности при работе с ними. | Подготовка бросового материала к работе (вываривание пробок). Изготовление календаря «С днем рождения» из пробок |
4 | Фантазии из соленого теста | 18 | Объемная работа из соленого теста. Окончательная проработка образа. Приемы работы красками; разбрызгивание, наслоение, зернистость, отпечатки пальцев, колпачок, пузырчатая упаковка. Создание подвески, проработка отдельных деталей рисунка. Техника безопасности. Понимание формы предметов. Узор – как средство украшения. Понятие симметрии. Проявление творчества и фантазии. | Приготовление соленого теста (вспомним пропорции). Изготовление подвески «Рыба», учитываем, что рыба будет висеть. Раскатываем тесто. Вырезаем рыбу по шаблону или по памяти. Украшаем рыбу налепными элементами. Раскрашиваем рыбу после просушки. Закрепляем подвес (веревку) |
5 | Лоскутная пластика. | 10 | Элементы ручных швов. Шов краевой (обметочный). Инструменты и материалы. Техника безопасности при работе. Создание мягкой игрушки. | Ручные швы. Мягкая игрушка на память (Неразлучники) Кошки. Выкройка деталей. Работа над созданием игрушки. Набивка синтепоном. Украшение игрушки. |
6 | Кинусайга | 12 | Создание картины для участия в конкурсе. Изучение темы конкурса. Разбор идеи. Создание картинки или найти в Интернет сетях. Работа над картиной. | Экскурсия в библиотеку или музей с. Холмогоры для поиска идеи для работы. Обдумывание элементов и деталей картины. Работа над созданием картины в технику кинусайга. Оформление рамки. Подача заявки на конкурс. |
7 | Волшебные открытки | 8 | Знакомство с техникой «Скрапбукинг». Особенности, материалы и инструменты, техника безопасности при работе. Идеи и примеры открыток, сделанных в технике Скрапбукинг. | Сделать по образцу открытку в технике Скрапбукинг. Подготовка материалов. Выбор темы. Выбор бумаги и др. материалов для воплощения идеи. Изготовление открытки |
8 | Декорирование предметов | 6 | Техника «Декупаж». Материалы и оборудование, инструменты и техника безопасности при работе с ними. Примеры декорирования в технике Декупаж. | Подготовить предметы для декорирования (доска, бутылка, коробочка и пр.) Грунтовка изделия. Декорирование бумажными салфетками. Оформление изделия. |
Итого: | 68 |
Календарный учебный график для обучающихся
6-7 лет (дошкольников) 1-й год обучения
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Содержание | Месяц, число |
1. | Введение в деятельность кружка | 1 | Введение в деятельность кружка, техника безопасности | 23.09 |
2. | Введение в деятельность кружка | 1 | Сбор шишек, семян, листьев, плодов, веточек | 23.09 |
3. | Введение в деятельность кружка | 1 | Сбор шишек, семян, листьев, плодов, веточек | 30.09 |
4. | Введение в деятельность кружка | 1 | Разбор плодов и семян, сушка | 30.09 |
5. | Работа с природным материалом | 1 | Вводное занятие. Инструменты, приемы работы. | 07.10 |
6. | Работа с природным материалом | 2 | Изделия из листьев деревьев и кустарников, трав. | 07.10; 14.10 |
7. | Работа с природным материалом | 2 | Аппликация из шишек, веточек, семян. | 14.10; 21.10 |
8. | Работа с природным материалом | 1 | Объёмное изделие из природных материалов самостоятельно. Выставка. | 21.10 |
9. | Работа с бросовым материалом | 2 | Вводное занятие. Инструменты, приемы работы. | 28.10 |
10. | Работа с бросовым материалом | 2 | Поделки из бумажных втулок от туалетной бумаги "Осьминожка" | 11.11 |
11. | Работа с бросовым материалом | 2 | Поделки из бумажных втулок от туалетной бумаги "Зайка" | 18.11 |
12. | Работа с бросовым материалом | 1 | Поделки из бумажных втулок от туалетной бумаги "Снеговик" | 25.11 |
13. | Работа с бросовым материалом | 1 | Поделки из бумажных втулок от туалетной бумаги. Самостоятельная фантазия. Выставка. | 25.11 |
14. | Фантазии из соленого теста и пластилина | 1 | Вводное занятие. Соленое тесто. Рецепт приготовления. | 02.12 |
15. | Фантазии из соленого теста и пластилина | 1 | Соленое тесто. Инструменты, приемы работы. Сушка, окрашивание. | 02.12 |
16. | Фантазии из соленого теста и пластилина | 2 | Соленое тесто. Лепка сказочных героев (по замыслу) | 09.12 |
17. | Фантазии из соленого теста и пластилина | 2 | Соленое тесто. Панно «Сердце» | 16.12 |
18. | Фантазии из соленого теста и пластилина | 2 | Соленое тесто. Подсвечник | 23.12 |
19. | Фантазии из соленого теста и пластилина | 2 | Соленое тесто. Панно. | 30.12 |
20. | Фантазии из соленого теста и пластилина | 1 | Пластилин. Инструменты. Приемы работы с пластилином. | 13.01 |
21. | Фантазии из соленого теста и пластилина | 1 | Пластилин. Смешивание пластилина. | 13.01 |
22. | Фантазии из соленого теста и пластилина | 2 | Раскрашивание картинок пластилином. | 20.01 |
23. | Фантазии из соленого теста и пластилина | 2 | Лепка листьев и плодов. | 27.01 |
24. | Фантазии из соленого теста и пластилина | 2 | Лепка сказочных героев. | 03.02 |
25. | Фантазии из соленого теста и пластилина | 2 | Панно из пластилина. | 10.02 |
26. | Фантазии из соленого теста и пластилина | 2 | Творческое задание. Лепка любимого героя. Выставка. | 17.02 |
27. | Лоскутная пластика | 1 | Знакомство с тканями, их фактурой. Инструменты. Техника безопасности. | 02.03 |
28. | Лоскутная пластика | 1 | Аппликация из лоскутков. Выбор мотива. | 02.03 |
29. | Лоскутная пластика | 2 | Аппликация из лоскутков. Выставка. | 16.03 |
30. | Кинусайга | 1 | Введение. История Кинусайга. Инструменты и материалы. | 23.03 |
31. | Кинусайга | 1 | Выбор мотива для кинусайга. Перенос рисунка. | 23.03 |
32. | Кинусайга | 2 | Подбор ткани. Вырезание деталей из тканей | 30.03 |
33. | Кинусайга | 2 | Работа в технике Кинусайга. | 06.04 |
34. | Кинусайга | 2 | Работа в технике Кинусайга. | 13.04 |
35. | Кинусайга | 2 | Работа в технике Кинусайга. Выставка. | 20.04 |
36. | Волшебные открытки | 2 | История открытки. Виды самодельных открыток. Выбор шаблона открытки. Подготовка к декорированию. | 27.04 |
37. | Волшебные открытки | 2 | Изготовление открытки в лоскутной технике из бумаги | 04.05 |
38. | Волшебные открытки | 2 | Изготовление открытки в лоскутной технике из бумаги | 18.05 |
39. | Волшебные открытки | 2 | Изготовление открытки в лоскутной технике из бумаги. Выставка. | 25.05 |
40. | Декорирование предметов | 1 | Знакомство с декорированием предметов. Виды декора. | 01.06 |
41. | Декорирование предметов | 3 | Декорирование стеклянных предметов (бутылочек, баночек) салфетками (декупаж) | 01.06; 08.06 |
42. | Декорирование предметов | 2 | Декорирование стеклянных предметов (баночек, бутылочек) веревкой (шпагатом) | 15.06 |
ИТОГО: | 68 | |||
Календарный учебный график для обучающихся 7-8 лет - 2-й год обучения | ||||
1. | Введение в деятельность кружка | 2 | Введение в деятельность кружка, техника безопасности. Сбор шишек, семян, листьев, плодов, веточек. | |
2. | Работа с природным материалом | 2 | Аппликация из листьев: животные и птицы. | |
3. | Работа с природным материалом | 2 | Аппликация из листьев: пейзаж | |
4. | Работа с бросовым материалом | 2 | Инструменты, техника безопасности. Поделки из втулок от туалетной бумаги. Самостоятельная работа. | |
5. | Работа с бросовым материалом | 2 | Поделки из бумажных и картонных коробок. | |
6. | Работа с бросовым материалом | 2 | Изготовление кормушки для птиц из бросового материала. | |
7. | Работа с бросовым материалом | 2 | Творческое задание - Панно. Выставка работ. | |
8. | Фантазии из соленого теста и пластилина | 2 | Инструменты и материалы. Техника безопасности. Изготовление теста. | |
9. | Фантазии из соленого теста и пластилина | 2 | Пасхальное яйцо в технике соленого теста | |
10. | Фантазии из соленого теста и пластилина | 2 | Колючий ежик в технике соленого теста | |
11. | Фантазии из соленого теста и пластилина | 4 | Новогоднее панно в технике соленого теста. | |
12. | Фантазии из соленого теста и пластилина | 2 | Работа с пластилином. Инструменты и техника безопасности. Пластилиновый медведь. | |
13. | Фантазии из соленого теста и пластилина | 2 | Цветы из пластилина. | |
14. | Фантазии из соленого теста и пластилина | 4 | Герои любимых сказок. Выставка. | |
15. | Лоскутная пластика | 2 | Знакомство с лоскутным шитьем. Пэчворк. Материалы и инструменты. Ручные швы. | |
16. | Лоскутная пластика | 2 | Приемы и методы соединения лоскутков. | |
17. | Лоскутная пластика | 2 | Аппликация на бумаге тканью в технике лоскутного шитья. | |
18. | Лоскутная пластика | 4 | Лоскутное шитье ручными швами. Квадрат. Выставка. | |
19. | Технология Кинусайга | 2 | Инструменты и материалы. Техника безопасности. Выбор мотивов, подбор ткани. | |
20. | Технология Кинусайга | 2 | Перевод изображения на пеноплекс. Продавливание контура (простой рисунок) | |
21. | Кинусайга | 2 | Работа в технике Кинусайга тканью. | |
22. | Кинусайга | 4 | Сюжетный рисунок в технике кинусайга | |
23. | Кинусайга | 2 | Окончательная работа. Выставка. | |
24. | Волшебные открытки | 2 | Изготовление открытки и декорирование декоративной бумагой. Вырезание снежинок. | |
25. | Волшебные открытки | 2 | Изготовление открытки и декорирование ее тканью. | |
26. | Декорирование предметов. | 2 | Инструменты и материалы. Изготовление коробочки. | |
27. | Декорирование предметов. | 2 | Декорирование коробочки. Изготовление цветов. | |
28. | Декорирование предметов. | 2 | Декорирование коробочки цветами. | |
29. | Декорирование предметов. | 2 | Декорирование изделий из бросового материала. | |
30. | Декорирование предметов. | 2 | Творческое задание. Декорирование предметов известным способом. Выставка. | |
ИТОГО: | 68 |
Литература:
- Мастерилка. Шишка, желудь и ракушка… Ирина Лыкова. «Карапуз».
- Мир игрушек и поделок. Сост. О.В. Парулина. – Смоленск: Русич, 2000.
- Наш рукотворный мир. Конышева Н.М. – Москва, 2002.
- Салфеточные аппликации. Новые идеи декорирования. Сюзанна Хелмольд. Профиздат, 2007
- Ступеньки к мастерству. Е.А. Лутцева. – Москва, 2003.
- Чудесная мастерская. Конышева Н.М. – Ассоциация 21 век.
Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?
В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд этим требованиям отвечает курс декоративно-прикладного искусства.
Учебно-тематический план для группы обучающихся 8-12 лет (школьников)
№ п/п | Тема | Количество часов | |
1 год | 2 год | ||
1 | Введение в курс | 1 | 1 |
2 | Кинусайга – японская технология | 13 | 9 |
3 | Работа с нитью (вязание крючком, спицами) | 8 | 10 |
4 | Работа с бумагой (мини-альбом) | 10 | 8 |
5 | Аппликация из ткани | 8 | 6 |
6 | Лепка из скульптурного пластилина | 10 | - |
7 | Лепка из соленого теста | 8 | 6 |
8 | Декорирование предметов | 10 | 28 |
За год: | 68 | 68 | |
Итого: | 136 |
Содержание учебного плана
№ | Название раздела | Часы | Теория. | Практика |
68 | Первый год обучения. | |||
1 | Введение | 1 | Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом первого года обучения. Основные формы работы. Знакомство детей друг с другом. Техника безопасности в кабинете. Организация рабочего места. Знакомство с материалами и оборудованием. | Основные виды материалов. Природные материалы |
2 | Кинусайга | 13 | Японская техника «Кинусайга». История появления техники. Материалы и инструменты. Технология «Кинусайга» Работа с тканью. Подготовка к конкурсу | Выбор картинок для работы в новой технике. Прорезание пеноплекса. Выкраивание тканевых кусочков. Работа с ними на пеноплексе. Самостоятельная работа в технике «Кинусайга» |
3 | Работа с нитью (вязание крючком) | 8 | Особенности вязания крючком. Материалы и инструменты. Техника безопасности работы с крючком и нитью | Набор цепочки петель. Аппликация цепочками на бумаге (картоне): - рыбка; - бабочка |
4 | Работа с бумагой (Картон) | 10 | Особенности работы с плотной бумагой. Инструменты и материалы. Техника безопасности работы с ними. | Изготовление мини-альбома для фотографий. (Гармошка, просто мини-альбом) |
5 | Аппликация из ткани | 8 | Особенности тканей. Переплетение нитей. Окраска тканей. Подбор тканей для аппликации. | Аппликация из тканей на бумаге. Материалы и инструменты. Техника безопасности при работе с ними. Подбор рисунка для аппликации, подбор ткани, Апплткация. |
6 | Лепка из скульптурного пластилина или глины | 10 | Особенности скульптурного пластилина. Работа с пластилином. Набор формы. Декорирование скульптурного пластилина. | Лепка Каргопольской игрушки или Дымковской. Покрытие акриловой белой краской. Украшение (роспись) игрушки. Выставка |
7 | Лепка из соленого теста | 8 | Соленое тесто. Ингредиенты соленого теста. Особенности и рецепты соленого теста. Приготовление теста. Изготовление небольших деталей из соленого теста. Приемы работы с соленым тестом. Хранение, запекание, склеивание, приклеивание, раскраска, покрытие лаком. | Создание теста. Пробные элементы из соленого теста. Подвески. Подготовка деталей к картине (панно) из соленого теста. Раскраска картины. Приклеивание деталей к основе. Оформление картины, изготовление подвеса. |
10 | Декорирование предметов | 10 | Что такое декорирование предметов. Чем можно декорировать предметы, какие предметы можно декорировать. Изготовление предметов под декорирование. Декорирование бумагой, лентами, веревкой, клеем, ракушками, мелкими предметами и пр. | Изготовление декоративной карандашницы из пластиковых бутылок. Декорирование вазочки веревочным шнурком. |
68 | Второй год обучения. | |||
1 | Введение | 1 | Особенности второго года обучения. Правила техники безопасности в кабинете и при работе с инструментами. Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом второго года обучения. Основные формы работы. Знакомство детей друг с другом. Организация рабочего места. Знакомство с материалами и оборудованием. Особенности погоды и освещения. Красота природы в разные времена года. | Экскурсия в парк. Сбор природных материалов. Разбор листьев и семян. Сушка, очистка. |
2 | Кинусайга | 9 | Вспомнить особенности техники Кинусайга. Подбор мотивов для работы в этой технике. Декорирование изделия. | Изготовление мотивов в технике Кинусайга. Оформление работы. По окончании – выставка работ. |
3 | Работа с нитью (вязанье крючком «Бабушкиного квадрата») или спицами (азы вязания) | 8 | «Бабушкин квадрат» - плодотворная почва для творчества. Изделия с применением «бабушкиного квадрата» | Вязание мотивов, составление узоров из квадратов. Изготовление изделий. |
4 | Работа с бумагой | 10 | Объемные работы из бумаги. Приемы работы с бумагой; скручивание, склеивание, объёмная пластика. Техника безопасности. Узор – как средство украшения. Понятие симметрии. Проявление творчества и фантазии. | Папье-маше. Набор формы. Изготовление маски на Новый год. |
5 | Аппликация из ткани. | 6 | Приемы аппликации для украшения. Изготовление сумочки с элементами аппликации | Ручные швы. Подготовить материал для пошива сумочки. Выкройка деталей. Работа над созданием сумочки. Украшение сумки аппликацией. |
6 | Лепка из соленого теста | 6 | Изготовление панно из соленого теста. Особенности лепки отдельных деталей. Оформление деталей фактурной прорисовкой. | Изготовление панно. Подготовка материалов и инструментов. Поиск сюжета. Выполнение работы. Покраска. |
7 | Декорирование предметов | 28 | Техника «Декупаж». Материалы и оборудование, инструменты и техника безопасности при работе с ними. Примеры декорирования в технике Декупаж. | Подготовить предметы для декорирования (доска, бутылка, коробочка и пр.) Грунтовка изделия. Декорирование бумажными салфетками. Оформление изделия. |
Итого: | 68 |
Календарный учебный график для обучающихся
8-12 лет (дошкольников) 1-й год обучения
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Содержание | Месяц, число |
1. | Введение в деятельность кружка | 1 | Введение в деятельность кружка, техника безопасности | 25.09 |
2. | Кинусайга | 1 | Знакомство с техникой Кинусайга. История создания. | 25.09 |
3. | Кинусайга | 2 | Выбор мотива для работы. Перевод рисунка на пеноплекс. Продавливание рисунка. | 02.10 |
4. | Кинусайга | 2 | Выкраивание лоскутков по форме рисунка, заполнение элементов лоскутками | 09.10 |
5. | Кинусайга | 2 | Заполнение лоскутками фона работы | 16.10 |
6. | Кинусайга | 2 | Лоскутное обрамление. | 23.10 |
7. | Кинусайга | 2 | Самостоятельное выполнение новой работы | 30.10 |
8. | Кинусайга | 2 | Самостоятельное выполнение работы. Фотография. Выставка. | 06.11 |
9. | Работа с нитью. Вязание крючком | 2 | Вводное занятие. Инструменты, приемы работы. Набор петель. Цепочка. | 13.11 |
10. | Работа с нитью. Вязание крючком | 2 | Набор цепочек нитью разного цвета. | 20.11 |
11. | Работа с нитью. Вязание крючком | 2 | Аппликация на картоне рыбки или бабочки из набранных цепочек. | 27.11 |
12. | Работа с нитью. Вязание крючком | 2 | Окончание работы с элементами вязаной цепочки. Фото. Выставка | 04.12 |
13. | Работа с бумагой. (картон) | 2 | Работа с плотной бумагой. Особенности. Биговка. Подбор материалов и инструментов для создания мини-альбома. | 11.12 |
14. | Работа с бумагой. | 2 | Заготовка страничек для альбома. | 18.12 |
15. | Работа с бумагой. | 2 | Работа с переплетом для альбома | 25.12 |
16. | Работа с бумагой. | 2 | Соединение страничек с обложкой альбома | 15.01 |
17. | Работа с бумагой. | 2 | Оформление альбома для фотографий | 22.01 |
18. | Аппликация из ткани | 2 | Инструменты и материалы. Техника безопасности. Подбор рисунка для аппликации. | 29.01 |
19. | Аппликация из ткани | 2 | Заготовка лоскутков для аппликации. Выкраивание по контуру. | 05.02 |
20. | Аппликация из ткани | 2 | Наклеивание лоскутков на аппликацию. | 12.02 |
21. | Аппликация из ткани | 2 | Окончательная работа над аппликацией. Выставка. | 19.02 |
22. | Фантазии из скульптурного пластилина | 2 | Разминание пластилина. Особенности лепки. Заготовки для лепки. | 26.02 |
23. | Фантазии из скульптурного пластилина | 2 | Лепка Каргопольской игрушки или Дымковской (на выбор) | 04.03 |
24. | Фантазии из скульптурного пластилина | 2 | Грунтовка игрушки белой акриловой краской. Просушивание. | 11.03 |
25. | Фантазии из скульптурного пластилина | 2 | Раскрашивание игрушки в стиле выбранной игрушки | 18.03 |
26. | Фантазии из скульптурного пластилина | 2 | Подведение итогов. Выставка. | 25.03 |
27. | Лепка из соленого теста | 2 | Инструменты и материалы. Приемы лепки. Окрашивание. Сушка. Техника безопасности. Изготовление соленого теста. Рецепты. (см. Приложение) | 01.04 |
28. | Лепка из соленого теста | 2 | Элементы лепки панно. | 08.04 |
29. | Лепка из соленого теста | 2 | Сборка элементов в единое панно. Покраска. Сушка | 15.04 |
30. | Лепка из соленого теста | 2 | Заключительная работа над панно. Выставка. | 22.04 |
31. | Декорирование предметов | 2 | Салфеточное декорирование. Техника «Декупаж». Особенности. Материалы и инструменты. Выбор предмета для декорирования. Выбор мотива декорации | 29.04 |
32. | Декорирование предметов | 2 | Грунтовка предмета под декорирование. Сушка. | 06.05 |
33. | Декорирование предметов | 2 | Декорирование салфетками. Просушивание. | 13.05 |
34. | Декорирование предметов | 2 | Шлифование. Покрытие лаком. Работа над дефектами. | 20.05 |
35. | Декорирование предметов | 2 | Окончательная работа над декорированием. Выставка. | 27.05 |
ИТОГО: | 68 | |||
Календарный учебный график для обучающихся 8-12 лет - 2-й год обучения | ||||
1. | Введение в деятельность кружка | 1 | Введение в деятельность кружка, техника безопасности. Сбор шишек, семян, листьев, плодов, веточек. | |
2. | Кинусайга | 1 | Выбор мотива для самостоятельного выполнения работы, заготовка материалов и инструментов. | |
3. | Кинусайга | 2 | Вырезание мотива на пеноплексе. Подбор ткани. | |
4. | Кинусайга | 2 | Работа с тканью. | |
5. | Кинусайга | 2 | Оформление фона. | |
6. | Кинусайга | 2 | Оформление рамки. Выставка. | |
7. | Работа с нитью. Вязание крючком «Бабушкиного квадрата» | 2 | Вязание Бабушкиного квадрата. | |
8. | Работа с нитью. Вязание крючком | 2 | Вязание квадратов разными нитями. Техника безопасности. | |
9. | Работа с нитью. Вязание крючком | 2 | Соединение квадратов в единый узор | |
10. | Работа с нитью. Вязание крючком | 2 | Оформление работы в единое целое (сумка) | |
11. | Работа с нитью. Вязание крючком | 2 | Окончательная работа над сумкой. Выставка. | |
12. | Работа с бумагой. (папье-маше) | 2 | Технология изготовления изделий из папье-маше. Выбор мотивов. | |
13. | Работа с бумагой. (папье-маше) | 2 | Изготовление из папье-маше маски на Новый год. | |
14. | Работа с бумагой. (папье-маше) | 2 | Просушивание, равнение. Покрытие краской акриловой. | |
15. | Работа с бумагой. (папье-маше) | 2 | Оформление маски. Вставка резинки в маску. | |
16. | Аппликация из ткани | 2 | Приемы и методы соединения лоскутков. | |
17. | Аппликация из ткани | 2 | Аппликация на бумаге тканью в технике лоскутного шитья. | |
18. | Аппликация из ткани | 2 | Лоскутное шитье ручными швами. Квадрат. Выставка. | |
19. | Лепка из соленого теста | 2 | Инструменты и материалы. Техника безопасности. Выбор мотивов. Лепка плоской рыбы. | |
20. | Лепка из соленого теста | 2 | Украшение рыбы лепными деталями. | |
21. | Лепка из соленого теста | 2 | Раскрашивание изделия. Вставка шнурка. | |
22. | Декорирование предметов. | 2 | Изготовление открытками с элементами вышивки | |
23. | Декорирование предметов. | 2 | Изготовление открытками с элементами вышивки | |
24. | Декорирование предметов. | 2 | Украшение бутылочки веревкой | |
25. | Декорирование предметов. | 2 | Украшение бутылочки веревкой. Декорирование мелкими элементами. | |
26. | Декорирование предметов. | 2 | Инструменты и материалы. Изготовление коробочки под подарки. | |
27. | Декорирование предметов. | 2 | Декорирование коробочки. Изготовление цветов. | |
28. | Декорирование предметов. | 2 | Декорирование коробочки цветами. | |
29. | Декорирование предметов. | 2 | Изготовление шоколадницы. | |
30. | Декорирование предметов. | 2 | Декорирование шоколадницы. Итог. | |
ИТОГО: | 68 |
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из текстильных и природных материалов.
Здоровье — один из главных параметров жизни. Его охрана и соблюдение безопасности должны иметь важное место на занятиях. Правила техники безопасности, санитарно-гигиенические нормы — это те основы, которые помогают обеспечить безопасность образовательного процесса.
Приложение.
Для работы с соленым тестом нужны следующие Инструменты и материалы: маленькая скалочка, противень, баночка с водой, кисточка для смачивания теста, ситечко, чесноковыжималка, формочки для вырезания теста, фольга, небольшой ножичек и стеки - все это понадобится в процессе работы. Всегда под рукой должны быть также чашечка с мукой и доска для раскатывания теста и небольшая кастрюлька с водой и полотенце, ведь в процессе работы очень часто приходится мыть руки и очищать от налипшего теста инструменты.
Фактурный рисунок на заготовки наносят при помощи различных штампиков (можно использовать все, что есть под рукой, главное, чтобы рисунок получался рельефным).
Рецепт соленого теста: 2 стакана муки (можно в муку, не выходя из нормы двух стаканов, добавить сухой крахмал. Например, 1 1/2 ст. муки + 1/2 ст. крахмала. С добавлением крахмала тесто станет более эластичным. Из такого теста особенно хорошо получаются тонкие детали, например, лепестки цветов.), 1 стакан соли, 1 неполный стакан воды, примерно 180 г, можно добавить 2 стол. ложки клея ПВА. Вместо воды можно сварить клейстер из крахмала. Смешать все компоненты. Вымесить тесто до тех пор, пока масса не станет однородной и эластичной, если тесто получается жидковатым, то можно вымешивать его дальше, добавляя понемногу муки до тех пор, пока оно не станет упругим. Лепить или вырезать фигурки нужно сразу на противне. Противень предварительно следует увлажнить водой, в таком случае между изделием и поверхностью противня не образуются пузыри, следовательно, поверхность изделия будет ровной и устойчивой. Во время работы тесто следует хранить в закрытой посуде или в полиэтиленовом пакете.
Способы сушки: Сушка в духовке - нужно исходить из того, что изделие толщиной 5 мм сушится в течение 1 часа. Температура при этом должна быть 75 градусов. Воздушная сушка - самый экономичный, но и самый длительный. При воздушной сушке влага из изделия испаряется очень медленно - за 1 день изделие просушивается не более чем на 1мм толщины. Такую сушку целесообразнее всего проводить летом, когда можно использовать тепло солнечных лучей (зимой на батарею украшения ни в коем случае класть нельзя!). Комбинированная сушка - она более всего подходит для объемных лепных украшений, изделия выдерживают несколько дней на солнце, затем досушивают в духовке.
Список литературы.
1. Гагарин Б. Г. Конструирование из бумаги – Ташкент 1988г.
2. Гибсон Р. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы – «РОСМЕН», Москва 1996г.
3. Гореева Н. А., Островская О. В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Учебник для 5-го класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006 г.
4. Чотт Д. Вышивки шелковыми лентами: техники. Приемы изделия – М.: АСТ – ПРЕСС, 2001г.
5. Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа Дополнительного образования детей Кружок Эколого – краеведческого направления «Юный краевед»
Данная программа расчитана для организации внеурочной работы эколого-краеведческого направления с учащимися 6-8 классов...
Образовательная программа дополнительного образования детей "Мир вокруг нас" творческого объединения "Родничок"
Образовательная программа "Мир вокруг нас" имеет эколого-биологическую направленность и предусматривает организацию деятельности обучающихся по изучению ближайшего природного окружения и участия в реа...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Создание художественной композиции из цветов как средство развития творческих способностей воспитанников школы - интерната»
Программа по декоративно-прикладному и изобразительному искусство переработанная и оформленная в соответствии с ФГОС (для интернатов и детских домов)...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Образовательная программа дополнительного образования детей. Кружок изобразительного искусства «Все краски мира».
Кружок изобразительного искусства «Все краски мира»....
АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ХИМИЧЕСКИЙ КРУЖОК ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ
Предлагаемая программа химического кружка ориентирована на обучающихся 7 классов, т.е. возраста 13-14 лет, в котором интерес к окружающему миру особенно велик, а специальных знаний ещё не хватает. В с...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Декоративно-прикладное искусство» творческого объединения "Своими руками"
Образовательная программа дополнительного образования детей «Декоративно-прикладное искусство» творческого объединения "Своими руками" 7-11 лет, на 3 года...