АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ХИМИЧЕСКИЙ КРУЖОК ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ
рабочая программа по химии (7 класс) на тему
Предлагаемая программа химического кружка ориентирована на обучающихся 7 классов, т.е. возраста 13-14 лет, в котором интерес к окружающему миру особенно велик, а специальных знаний ещё не хватает. В связи с этим занятия объединения по этой программе помогут решить следующие задачи:
- укрепить положительную мотивацию учёбы в школе;
- расширить кругозор знаний об окружающем мире;
- дополнить пропедевтический курс химии 7 класса;
- научить грамотно и безопасно обращаться с веществами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_obshcherazovatelnoe_uchrezhdenie.doc | 128 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СОВЕТСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
Согласовано с руководителем районного МО учителей химии и биологии отраслевого органа местной администрации «Отдел образования и по делам молодежи» МО «Советский муниципальный район» ____________Т.И.Отмаховой | Утверждаю: Директор МОУ «Советская средняя общеобразовательная школа №2» ______________(Н.Г.Чепайкина)
|
АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ХИМИЧЕСКИЙ КРУЖОК
ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ
(программа рассчитана на 1 год)
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7 КЛАССОВ
Автор:
Мухамедзянова С.Д.,
учитель химии
высшей квалификационной категории
пгт. Советский
2012г
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
- Пояснительная записка …………………………………………………………………………3
- Тематическое планирование занятий …………………………………………………………5
- Прогнозируемые результаты освоения программы …………………………………………9
- Учебно-методическое обеспечение …………………………………………….......................9
- Литература и электронные ресурсы….………………………………………………………..10
- Данные об авторе……………………………………………………………………………….10
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Довольно позднее изучение химии (8-й класс) снижает интерес к этому предмету, что делает его сложным и непонятным для большого числа учеников. А ведь дети сталкиваются с химическими объектами и процессами в своей жизни еще до начала обучения в школе. Естественно-научная база школьников постоянно пополняется новыми фактами вещественного мира при участии средств массовой информации, книг, школьных предметов и другими способами.
Если он не почувствует радость познания, не приобретет умение учиться, уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее. Проблему можно решить, если в 7 классе организовать кружок
Предлагаемая программа химического кружка ориентирована на обучающихся 7 классов, т.е. возраста 13-14 лет, в котором интерес к окружающему миру особенно велик, а специальных знаний ещё не хватает. В связи с этим занятия объединения по этой программе помогут решить следующие задачи:
- укрепить положительную мотивацию учёбы в школе;
- расширить кругозор знаний об окружающем мире;
- дополнить пропедевтический курс химии 7 класса;
- научить грамотно и безопасно обращаться с веществами.
Программа рассчитана на занятия для проведения 1 час в неделю, всего 34 занятия за учебный год.
Каждое занятие связано с овладением какого-либо практического навыка безопасной работы с веществом и приобретением новых полезных в жизни сведений о веществах. В этом отношении работа кружка будет частью общей работы школы по профессиональной ориентации обучающихся. Чем раньше ребята войдут в огромный увлекательный мир химии, тем быстрее они смогут стать самостоятельными, инициативными, творческими работниками. В современных условиях объём знаний резко и быстро возрастает, поэтому необходимо прививать обучающимся умение самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в потоке информации, побуждать интерес и привычку к постоянному расширению кругозора. Все это в большой мере относится и к химическому образованию детей.
На занятиях кружка в свободном общении с учителем, в обмене мнениями с товарищами в ходе коллективных дискуссий знания обучающихся расширяются и углубляются, возникает интерес к творческой исследовательской работе и практическим приложениям химии.
В наш век бурного развития пограничных научных дисциплин особенно важно, что такая работа создает большие возможности для раскрытия межпредметных связей, особенно с физикой, экологией, географией и биологией, в развитии которых огромная роль принадлежит химии. Это способствует выработке подлинно научного мировоззрения.
Данная программа предусматривает проведение практических работ и экспериментов, решение задач, изучение теоретических основ химии и экологии, краеведческой работы, исследовательской и проектной работы, участие в конференциях, создание презентаций, экскурсий на предприятия поселка, изучение истории химии и новых направлений химических производств в России и мире.
Теоретические знания и практические навыки, полученные на занятиях кружка, для многих ребят могут оказаться значительно более широкими, глубокими и разнообразными, чем предусматриваемые программой. Объясняется это тем, что для многих ребят интерес к химии не ограничивается занятиями в кружке, а продолжается в виде самостоятельной работы дома, в процессе чтения научно-популярной литературы и даже специальной литературы, изучения сайтов в Интернете.
Цель и задачи химического кружка
Цель:
- формирование познавательного интереса к химии, дисциплинам естественнонаучного цикла;
Структуру химического кружка определяют химические, психолого-педагогические и общекультурные задачи:
Обучения:
• Ознакомление с объектами материального мира (формирование первичных представлений о таких понятиях, как атом, молекула, вещества – простое и сложное, чистое вещество и смесь).
• Знакомство с простыми правилами техники безопасности при работе с веществами; обучение тому, как использовать на практике химическую посуду и оборудование (пробирки, штатив, фарфоровые чашки, пипетки, шпатели, химические стаканы, воронки и др.).
• Формирование представлений о качественной стороне химической реакции. Описание учениками простейших физических свойств знакомых веществ (агрегатное состояние, прозрачность, цвет, запах), признаков химической реакции (изменение окраски, выпадение осадка, выделение газа).
• Формирование умений разделять смеси железных опилок с песком при помощи магнита; очищать воду, загрязненную песком, применяя фильтрование; выполнять простейшие химические опыты по словесной и текстовой инструкциям.
• Расширение кругозора школьников: использование методов познания природы – наблюдение физических и химических явлений, простейший химический эксперимент.
• Моделирование самодельного химического оборудования для проведения опытов.
• Создание условий для формирования интереса к естественно-научным знаниям путем использования различных видов деятельности (рассказ, беседа, активные и пассивные (настольные) химические игры, соревнования, экспериментирование).
Развития:
• Развитие и дальнейшее формирование общенаучных, экспериментальных и интеллектуальных умений.
• Развитие творческих задатков и способностей.
• Обеспечение ситуаций успеха.
Воспитания:
• Продолжение формирования основ гигиенических и экологических знаний.
• Воспитание бережного отношения к природе и здоровью человека.
Содержание занятий подбиралось следующим образом:
- интеграция учебного содержания (использование не только химического содержания, но и введение в него элементов биологии, физики, литературы, истории и т.д.);
- использование самых разнообразных организационных форм, в том числе игровых;
- акцент на практические виды деятельности;
- отказ от обязательных домашних заданий;
- обеспечение успеха и психологического комфорта каждому члену кружка путем развития его личностных качеств посредством эффективной и интересной для него деятельности, постоянного наблюдения за динамикой его развития и соответствующего поощрения.
Методы и приемы работы:
- сенсорное восприятие (лекции, просмотр видеофильмов, СД);
- практические (лабораторные работы, эксперименты);
- коммуникативные (дискуссии, беседы, ролевые игры).
2.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ КРУЖКА
«Первые шаги в науку»
(1 час в неделю – 34 часа)
ТЕМА ЗАНЯТИЯ | КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ | Кол-во часов |
1. Вводное занятие «Ее величество - Химия!». | Ее величество – Химия: кто она и где с ней можно встретиться? (вступительное слово ведущего). Химия – творение природы и рук человека. Коллекция «Чудеса химии» – примеры нерукотворной и рукотворной химии (демонстрация экспонатов коллекции). Химик – преданный и послушный ученик химии. Неожиданности на каждом шагу, или Аптечка на всякий случай. Для химика безвыходных ситуаций не бывает: удаление йодного пятна при помощи чудо-жидкости. Демонстрационный опыт «Взаимодействие раствора тиосульфата натрия с йодом». Ученический эксперимент «Похимичим вместе. Мой первый химический опыт в кружке» – удаление йодного пятна «чудо-жидкостью». | 1 |
2. «Я наблюдаю вещества». | Способы познания окружающего мира и веществ – наблюдение, опыт, теория (рассказ ведущего). Настольная игра «Что я делаю вначале, что я делаю затем?». Распознавание веществ по описанию их внешнего вида. В чем сходство и отличие веществ (портрет вещества: форма, размер, цвет, запах). Описание физических свойств веществ – сахара, соли, кофейного порошка (беседа с учениками). | 1 |
3. «Химическая кухня», или Лаборатория юного химика. | Знакомство с химической посудой и оборудованием: химический стакан, колба, пробирка, пипетка, шпатель, фарфоровая чашка, воронка, штатив. | 2 |
4. Правила, которые нужны химику. | Правила безопасного обращения с химическими приборами, посудой, реактивами; принцип экономии веществ, с которыми работает химик: «Все хорошо в меру». Лабораторные опыты «Правила обращения с жидкими и сыпучими веществами», «Заполнение емкости водой», «Добавление сыпучих веществ в химическую посуду». | 2 |
5. Химия съедобная и несъедобная | Для чего человеку язык? Язык как средство общения и орган вкуса. Что есть на кухне? Настольная игра «Кухонный шкафчик» (аппликация из бумаги). Волшебные жидкости – вещества-определители. Демонстрационный опыт «Изменение окраски смородинового определителя в лимонной кислоте и соде». Как определить вкус продуктов, не пробуя их? Домашний эксперимент по определению кислой и содовой среды в неокрашенных продуктах питания и растворах бытовой химии – мыльной воде, растворе зубной пасты, растворе стирального порошка, средстве для мытья посуды и т.д. Обсуждение результатов домашнего опыта с его демонстрационным повторением. Лабораторный опыт «Наблюдение за изменением окраски вещества-определителя в мыльной воде, лимонаде». | 2 |
6.Час осторожности. Ушибы, порезы, ожоги. | Источники опасности. Первая помощь при повреждениях в химической лаборатории. Предупреждение опасности. Отработка навыков пользования химической посудой, приборами, реактивами. | 1 |
7. Растение – клетки, вещество – атомы. | От большего к меньшему: вещество – молекула – атом. Тело – вещество – частица. Атом – частица молекулы и вещества. Из чего «сшиты» вещества? Демонстрация растительных клеток под микроскопом. | 1 |
8. Как выглядят вещества? Форма веществ в разных агрегатных состояниях. | Ученический эксперимент с растительным маслом и водой по изучению формы жидкостей и лепка из пластилина фигур различной формы: куб, шар, пирамида (заполнение таблицы). Из чего построены растения? Из чего состоят вещества? (Беседа с учениками.) Исследование строения кожицы листа комнатного растения при увеличении (под микроскопом). Как расположены частички в газах, жидкостях и твердых веществах? Игра «Агрегатные состояния». | 1 |
9. Признак химических явлений – изменение цвета | Изменение цвета твердого вещества и жидкости (раствора) при взаимодействии его с другим веществом или при нагревании; изменение окраски индикатора (вытяжка сока ягод) при действии кислоты и соды. Демонстрация растворения и изменения окраски безводного сульфата меди в воде. | 1 |
10. Признаки химических явлений – образование осадка в растворе. | Демонстрационный опыт «Гашеная известь + углекислый газ». Продувание выдыхаемого воздуха в трубку через раствор гашеной извести. | 1 |
11. Признаки химических явлений – образование газов и изменение запахов. | Правила умелого определения запаха вещества. Взаимодействие пищевой соды с лимонной и уксусной кислотами и образование углекислого газа как признак химической реакции. Следы углекислого газа в хлебе, блинах, сыре, лимонаде. Лабораторный опыт «Приготовление лимонада». | 1 |
12. Химический Новый год. | Представление участников новогоднего занятия (рассказ ведущего). Конкурсы «Почемучка», «Рассуждалки», «Загадки». Демонстрационные опыты «Химическая елка», «Замерзающая и оживающая гвоздика», «Загадки», «Химический снег», «Метель из бутылки». Награждение участников команд. (См.: Химия (Ид «Первое сентября»), 2004, № 1–3.) | 1 |
13. Лекарство от простуды. Самодельные лекарства | Почему болеет человек? Микробы – вред и польза здоровью человека. Лекарство от простуды. Лабораторный опыт «Изготовление напитков для лечения простуды» (чай с лимоном или с малиновым вареньем, молоко с медом, шипучий напиток из пищевой соды, лимонной кислоты, сахара и аскорбиновой кислоты). | 1 |
14. Физические свойства веществ. Как выглядит воздух? Физические свойства воздуха. | Агрегатные состояния веществ – газообразное, жидкое, твердое. «Что к чему?» – дидактическая игра на определение агрегатного состояния веществ. Физические свойства газов. Что представляет собой воздух? Бесцветный, прозрачный, не имеющий формы, сжимаемый, упругий, легкий – демонстрация экспериментов, подтверждающих перечисленные свойства воздуха. Очень умелые ручки химиков – изготовление воздушных весов. | 1 |
15. Из чего состоит воздух? Частички, которые образуют воздух. Получаем кислород. | Из чего состоит воздух? (Беседа с учениками.) Зачем нужен кислород? Кислород – источник жизни на Земле. Демонстрационный опыт «Горение свечи на воздухе». Кислород-невидимка. Как обнаружить кислород? Демонстрационные опыты «Окисление свежей картофельной или яблочной дольки на воздухе», «Воспламенение тлеющей лучины в кислороде, полученном из пероксида водорода». Лабораторный опыт «Получение кислорода из перекиси водорода». | 1 |
16. Получение углекислого газа. | Что мы знаем об углекислом газе и где его можно встретить? Углекислый газ в воздухе, воде, продуктах питания (беседа с учениками). Демонстрационный опыт «Углекислый газ Лимонада Лимонадыча» – получение углекислого газа из газированного напитка взбалтыванием и сбор газа в воздушный шар. Лабораторный опыт «Получение углекислого газа из питьевой соды и лимонной кислоты». Запись проведенной химической реакции. | 1 |
17.Чудесная жидкость – вода. | Какая она – вода? Агрегатное состояние воды при обычных условиях. Вода в природе, откуда она берется и куда исчезает (круговорот воды на Земле). А только ли жидкость? Агрегатные состояния воды при разных условиях. | 1 |
18. Разновидности воды. Вода без примесей (дистиллированная), питьевая, речная, морская. | Что такое чистая вода? Чистота воды из лужи, реки, моря, водопроводного крана. Вода, которой мы утоляем жажду. Лабораторные опыты «Выпаривание капли воды на предметном стекле и обнаружение на поверхности стекла белого налета», «Определение и сравнение содержания посторонних веществ в разных источниках воды (водопровод, аквариум, река, море, лужа)». | 1 |
19. Растворы. | Что такое чистая вода? Чистота воды из лужи, реки, моря, водопроводного крана. Вода, которой мы утоляем жажду. Лабораторные опыты «Выпаривание капли воды на предметном стекле и обнаружение на поверхности стекла белого налета», «Определение и сравнение содержания посторонних веществ в разных источниках воды (водопровод, аквариум, река, море, лужа)». | 1 |
20. Загрязнение воды. Очистка воды выпариванием, фильтрованием. | Источники загрязнения воды. Лабораторная работа «Очистка воды фильтрованием (ученический эксперимент) и выпариванием (демонстрация)». | 1 |
21.Смеси в жизни человека. | Воздух – смесь газообразных веществ, молоко – смесь пищевых компонентов (белки, жиры, углеводы, вода), гранит – смесь веществ. Демонстрационный опыт «Осаждение веществ, содержащихся в молоке, раствором лимонной кислоты». | 1 |
22. «Да здравствует мыло душистое!». | Когда мыло в воде мылится, а когда – нет. Мягкая и жесткая вода. Как устранить жесткость воды. Ученический эксперимент «Растворение жидкого мыла в жесткой и дистиллированной воде. Обнаружение помутнения при добавлении жидкого мыла в жесткую воду». | 1 |
«Госпожа Ржавчина, извольте удалиться!» (1 ч). | Ржавчина – химическое изменение вещества. «Болезнь» и защита железа и других веществ (медь, олово) от разрушения. Демонстрационный опыт «Превращение железа в ржавчину под действием воздуха и влаги». | 1 |
22. Именем Менделеева, или Дом, в котором «живут» химические элементы. Кирпичики, из которых состоит мир. | Таблица Д.И.Менделеева. Сон в зимнюю ночь: как Менделеев привел в порядок дом, в котором живут химические элементы. Игра «Где эта улица, где этот дом?». Поиск химических элементов по их порядковому номеру (номер квартиры), номеру группы (номер подъезда), номеру периода (номер этажа). Ознакомление с символами и названиями некоторых элементов (водород, углерод, азот, кислород, сера). | 2 |
23.Съедобная химия. Из чего состоит пища. | Основные компоненты пищи: жиры, белки, углеводы, витамины, соли. Химические элементы, которые образуют пищу. | 1 |
24.Съедобная химия. Жиры. | Какие продукты питания содержат жиры? Значение и применение жиров (не только в пище). Польза жиров в питании человека. | 1 |
25.Съедобная химия. Белки. | Где в продуктах питания искать белки? Распознавание белков. Значение и применение белков. Белки растительного и животного происхождения. Химический эксперимент «Окрашивание раствора сульфата меди(II) в белке куриного яйца», «Сворачивание белка куриного яйца при нагревании» (демонстрационный), «Сворачивание белков молока при добавлении лимонной кислоты – приготовление творога» (ученический). | 1 |
26.Съедобная химия. Углеводы – сахар, крахмал. | Углеводы = углерод + вода – не все так просто. Сахар – еще не значит «сладкий». Вкус хлеба, вермишели, картошки, леденцов. Как распознать сахар и крахмал? Химический эксперимент «Окрашивание спиртового раствора йода крахмалом». | 1 |
27. Известь, пятна, ржавчина и чистящий порошок. | Составные компоненты чистящих средств. Лабораторный опыт «Удаление ржавчины, варенья, йодного и жирного пятен со скатерти». | 1 |
28. Вот и мне медаль на грудь. | Подведение итогов занятий химического кружка. Награждение членов кружка медалями из соленого теста и вручение похвальных грамот и удостоверений постоянным участникам занятий. | 1 |
3. ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ВОСПИТАННИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Занятия химического кружка должны помочь обучающимся седьмых классов сформировать следующие универсальные учебные действия:
1) Личностные УУД: определиться в выборе индивидуальных образовательных потребностей (профиля дальнейшего обучения); научиться общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения в процессе беседы, показывать свою убежденность в вопросах значения химических знаний в повседневной жизни; оценивать жизненные ситуации и поступки с точки зрения общечеловеческих норм.
2) Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель и составлять план выполнения задания; развивать практические навыки и умения при решении повседневных проблем связанных с химией; использовать в своей деятельности оборудование и реактивы.
3) Познавательные УУД: научиться творчески мыслить, уметь без опаски обращаться с веществами и знать их практическое значение. Воспитанники должны осознать очевидный факт: химия не более опасна, чем любая другая наука, - опасно её непонимание или пренебрежение законами, что ведёт к созданию экологически неполноценных технологий и производств, опасно сознательное использование достижений химической науки и химической промышленности во вред человеку.
4) Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на занятии и в жизненных ситуациях; сотрудничать с одноклассниками в поиске и сборе информации; принимать решения и реализовывать их; точно выражать свои мысли.
4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для обеспечения реализации рабочей программы кружка «Первые шаги в науку» предполагается использование базы учебного кабинета химии МОУ «Советская СОШ №2». Кабинет имеет библиотеку, содержащую учебную и методическую литературу по предмету химия. В кабинете химии имеется достаточная коллекция мультмедийного обеспечения и других электронных образовательных ресурсов, компьютер.
Предполагается использование ресурсов сети Интернет.
Имеется необходимое химическое оборудование и реактивы для проведения экспериментов.
5. ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
- Энциклопедия для детей. Том 17. Химия. «АВАНТА», М., 2003
- Занимательные задания и эффектные опыты по химии. Б.Д.Степин, Л.Ю.Аликберова. «ДРОФА», М., 2002
- Книга по химии для домашнего чтения. Б.Д.Степин, Л.Ю.Аликберова. «ХИМИЯ», М., 1995
- Занимательные опыты по химии. В.Н.Алексинский. «ПРОСВЕЩЕНИЕ», М., 1995
- Нетрадиционные уроки. Химия 8-11 классы. Изд-во «Учитель», Волгоград, 2004.
- Химия. Проектная деятельность учащихся. Составитель Н. В. Ширшина. Изд-во «Учитель», Волгоград, 2007.
- Химия в быту. А. М. Юдин, В. Н. Сучков. М. «Химия», 1981.
- Химия вокруг нас. Ю. Н. Кукушкин. М., «Высшая школа», 1992.
- http://hemi.wallst.ru/ - Экспериментальный учебник по общей химии для 8-11 классов, предназначенный как для изучения химии "с нуля", так и для подготовки к экзаменам.
- http://www.en.edu.ru/ – Естественно-научный образовательный портал.
- http://www.alhimik.ru/ - АЛХИМИК - ваш помощник, лоцман в море химических веществ и явлений.
- http://www.chemistry.narod.ru/ - Мир Химии. Качественные реакции и получение веществ, примеры. Справочные таблицы. Известные ученые - химики.
- http://chemistry.r2.ru/ – Химия для школьников.
- http://college.ru/chemistry/index.php - Открытый колледж: химия. На сайте в открытом доступе размещен учебник курса «Открытая Химия 2.5», интерактивные Java-апплеты (модели), on-line-справочник свойств всех известных химических элементов, обзор Интернет-ресурсов по химии постоянно обновляется. "Хрестоматия" – это рубрика, где собраны аннотированные ссылки на электронные версии различных материалов, имеющиеся в сети.
- http://grokhovs.chat.ru/chemhist.html - Всеобщая история химии. Возникновение и развитие химии с древнейших времен до XVII века.
- http://www.bolshe.ru/book/id=240 - Возникновение и развитие науки химии.
6. ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Мухамедзянова Светлана Дмитриевна, учитель химии высшей квалификационной категории МОУ «Советская средняя общеобразовательная школа №2». Образование высшее. Окончила в 1988 г. Марийский государственный университет. Стаж педагогической деятельности 24 года. Почетный работник общего образования РФ. Имеет публикации в сборниках ИТО 2009 по вопросам преподавания химии в общеобразовательной школе.
Адрес: 425400. РМЭ, п.Советский, ул.Свободы 28-2. Телефон домашний: 8(83638)95661; рабочий: 8(83638)96403.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программ дополнительного образования детей «Первые шаги в электричество»
Программой предусмотренознакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения физических знаний на практике, формирование целостной естественнонаучной картины мира учащихся на осно...
Дополнительная общеобразовательная программа «Первые шаги в науку»
Данная программа может быть использована учителями трудового обучения, преподавателями дополнительного образования в их практической деятельности, а так же родителями при занят...
Учебно-исследовательская деятельность учащихся в системе дополнительного образования. НОУ «Первые шаги в науку»
Учебно-исследовательская деятельность учащихся в НОУ...
Дополнительная общеразвивающая программа "Шаги в науку"
Дополнительная общеразвивающая программа индивидуальной работы с учащимися «Шаги в науку». Программа рассчитана на 1 год обучения, для учащихся 8-11 лет. Авторы-составители: Мигонькина З.Р., Чумкина С...
Рабочая программа дополнительного образования «Первые шаги в науку»
Данная программа позволяет реализовать связь теоретических и практических знаний по биологии, активизировать познавательную деятельность учащихся в области углублений знаний учащихся в области б...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Первые шаги в науку»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программатехнической направленности «Первые шаги в науку»...
Благодарственное письмо Управления образования за подготовку обучающихся к городской Неделе науки "Первые шаги в науку"
Благодарственное письмо Управления образования за подготовку обучающихся к городской Неделе науки "Первые шаги в науку"...