Собственная методическая разработка "Создание музыкально-звуковой и предметной развивающей среды как основы личностноориентированной модели взаимодействия взрослого и ребенка"
методическая разработка по теме
Этот материал собственная разработка, выступление музыкального руководителя Красий Е.Н. НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ музыкальных руководителей Курортного района, в которой отражены цели и задачи предметно-звуковой среды в образовательном пространстве современного дошкольного учреждения, а также содержание музыкально-предметной среды в ГБДОУ№28.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie__muzykalno.docx | 19.73 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
СОЗДАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ЗВУКОВОЙ И ПРЕДМЕТНОЙ
РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ВЗРОСЛОГО И РЕБЕНКА.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА-ВЫСТУПЛЕНИЕ КРАСИЙ Е.Н. НА
МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
КУРОРТНОГО РАЙОНА.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 2011 г.
Основной целью создания музыкально-звуковой и предметной развивающей среды является актуализация музыкально-эстетических ценностей в образовательном пространстве современного дошкольного учреждения.
Эта цель определяет следующие задачи:
- поощрять накопление опыта эмоционально-осознанного отношения к музыкальному искусству в дошкольном детстве
- способствовать развитию комплекса музыкальных способностей детской музыкальной деятельности
- формировать умение включаться в совместное учебное или творческое сотрудничество.
Эти задачи предполагают создание музыкальной среды в дошкольном учреждении в контексте стандарта дошкольного образования. В нашем детском дошкольном учреждении – ГБДОУ%28 Курортного района – такая музыкальная среда создана с учетом следующих позиций:
- Соответствия возрастной периодизации дошкольника, индивидуальным особенностям ребенка, предпочтениям, личному музыкальному опыту.
- Скоординированности педагогического воздействия в формировании элементарных представлений ребенка об окружающем мире, природе, культуре, человеке в музыкальной деятельности и в других сопутствующих видах детской деятельности.
- Сочетание предметных элементов неозвученных со звучащими.
- Трансформация функциональных помещений для конкретных форм музыкальной деятельности детской и совместно со взрослыми (занятия традиционные, доминантные, тематические, комплексные, музыкальные праздники и вечера, самостоятельная деятельность,
Концерты, музыкальные гостиные, клубы.
- Прогнозирования и проэктирования разнообразных вариантов моделей общения взрослого и ребенка на основе совосприятия, содействия, сотворчества, соотнесения с окружающим музыкально-образовательным пространством СПб.
Максимальная озвученность предметно-пространственной музыкальной среды имеет важное значение в отборе и классификации
её элементов.
Звучащие элементы.
- Музыкальные произведения: фольклорные, классические, современные, созданные специально для детей и « взрослая» музыка. Лучшие образцы музыкального искусства признанные формировать музыкальный вкус ребенка, элементарные представления о музыке и музыкантах развивать музыкальность, эмоциональную отзывчивость на музыку адекватно настроению, образу, характеру музыкального произведения. При выборе музыкальный репертуар берется с учетом возрастных особенностей, личным музыкальным и жизненным опытом ребенка, охватом музыкальных произведений разных эпох, стилей, жанров. Особое внимание уделяется творчеству композиторов С-Петербурга.
- Звуки: звуки природы( фауна, флора), подражательные, шумовые,
Всевозможные шуршащие, свистящие, звенящие, «деревянные», «стеклянные», «металлические», «пластмассовые», «кожаные»,«водяные» и др. Такое разнообразие звуковой палитры дает возможность выбора объекта для исследовательской деятельности, направленной на изучение свойств звука и развития слухового внимания.
- Звучащие жесты: разнообразные щелчки, хлопки, притопы, шлепки, эффектно использующиеся в музыкально-ритмических импровизациях.
- Музыкальные инструменты: пианино, аккордеон, народные духовые, ударные, электронные инструменты. В своей работе я широко применяю разнообразные музыкальные инструменты не только для формирования элементарных представлений о музыкальных произведениях, но и для ознакомления с особенностями звучания инструмента и его внешним видом.
- Детские музыкальные инструменты: отдельные инструменты и наборы инструментов для шумового оркестра, для детского оркестра народных инструментов, музыкальные инструменты, специально созданные для элементарного музицирования в рамках концепции Карла Орфа. В нашем ДОУ№28 используется успешно элементарное музицирование, основанное на простейших приемах игры на музыкальных инструментах, что дает шанс каждому ребенку реализовать свой потенциал независимо от стартовых возможностей.
- Музыкальные игрушки с фиксированным звуком или мелодией. Эти игрушки развивают слуховое внимание, формируют мотивацию музицирования.
- Предметы-заместители: звучащие предметы, созданные взрослыми ( педагогами и родителями) или взрослыми вместе с детьми. Такие оригинальные звучащие предметы предполагают активное сотрудничество взрослого и ребенка в изготовлении и реализации творческого замысла в музицировании.
НЕОЗВУЧЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ.
- Музыкальные игрушки – инструменты: фортепианная клавиатура, имитация музыкальных инструментов привлекает ребенка возможностью действовать, подражать музицированию, способствует развитию инициативы.
- Музыкально-дидактические игры: игры на развитие компонентов музыкального слуха, на расширение понятийного словаря, на формирование элементарных преставлений о музыкальной грамотности.
- Музыкальная символика: разнообразные шаблоны(ритмические,
динамические и др.), карточки с изображением элементов музыкальной грамоты.
Неозвученные элементы призваны взаимодополнять звучащие, побуждая к музицированию, способствуя целостному восприятию музыки.
В нашем дошкольном учреждении музыкальная среда создана не только в музыкальном зале, но и в групповых помещениях, с возможностью трансформации элементов музыкальной среды в связи с возрастной периодизацией музыкального развития детей, их предпочтениями, формами организации музыкальной деятельности и её видами. В музыкальном зале проводятся не только коллективные формы музыкального воспитания, но и индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми или детьми совместно с родителями с учетом индивидуальных предпочтений детей.
Зоны самостоятельной музыкальной деятельности в групповых помещениях динамичны и подвижны, что создает непринужденную обстановку для познавательно-исследовательских музыкально-творческих предпочтений детей. Этому способствует сочетание традиционных и оригинальных элементов музыкальной среды знакомых ребенку и новых для него музыкальных игрушек, инструментов, звучащих и неозвученных предметов-заместителей и музыкальной символики.
Учитывая уровень знаний, умений и навыков наши педагоги предоставляют детям возможность свободного выбора действий, поощряя самостоятельность, музы кально-эстетические личные предпочтения детей. Наши педагоги тактично направляют, содействуют формированию положительного отношения к сверстникам в совместном музицировании.
Все это создает благоприятные условия для развития, осознания и осуществления замысла в самостоятельной музыкальной деятельности детей.
,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья для NSPORTAL.RU "Создание музыкально-звуковой и предметной развивающей среды как основы личностноориентированной модели взаимодействия вэрослого и ребенка"
Эта статья- выступление музыкального руководителя Красий Е.Н. на районном методобъединении музыкальных руководителей Курортного района, в которой отражены цели и задачи предметно-звуковой среды в обра...
Модель предметно-развивающей среды как средство оптимизации речевого развития детей с ТНР
В последнее время в педагогических исследованиях особое место занимает проблема преобразования образовательного пространства, в котором происходит воспитание, обучение, развитие ребенка. Появляются но...
Модель предметно-развивающей среды ДОУ (для педагогов ДОУ )
Предметно-развивающая среда в ДОУ является частью работы дошкольных педагогов, которые преследуют задачу создать для каждого ребенка разностороннюю развивающую среду, чтобы дать ему возможность п...
«Основа построения предметно-развивающей среды для детей с ОВЗ»
laquo;Основа построения предметно-развивающей среды для детей с ОВЗ»...
Рекомендации по организации предметно-развивающей среды слабовидящего ребенка с ОНР дома.
Рекомендации по организации предметно-развивающей среды слабовидящего ребенка с ОНР дома....
Модель организации предметно-развивающей среды
Компоненты (микроблоки) развивающей среды...
Выступление на городском семинаре Сур ГПУ "Предметно-пространственная среда, как одно из условий развития обучающихся с ОВЗ в образовательной организации" «Особенности организации предметно-развивающей среды в логопедической группе для детей с тнр»
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речиСогласно требованиям Федерального государственного образовательного ст...