Методическая разработка урока по музыкальной литературе
методическая разработка по музыке (6 класс)
Значение камерно-вокальной лирики в творчестве И. Глинки, жанровое многообразие его романсов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vok.tvor_.glinki.doc | 83 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока
по музыкальной литературе
Тема урока: «Романсы М.И. Глинки»
Трофимова Ирина Борисовна,
преподаватель СПб ГБУ ДО «СПб ДШИ им. А.П. Бородина
Цель занятия: познакомить учащихся с камерно-вокальной лирикой М.И.Глинки
Задачи:
Обучающая:
- Показ разных тем и образов в романсах и песнях композитора и способов их воплощения в музыке
- Показ жанрового многообразия романсов М.И.Глинки
- Анализ лейтинтонационного комплекса композитора в романсах жанра «Русской песни», «ориентального романса»
- Эволюция жанра элегии в творчестве композитора
- Развитие жанрового слуха
- Развитие слухового багажа учащихся
Воспитательная:
- Духовно-нравственное воспитание
- Воспитание устойчивого интереса к музыке
- Воспитание отзывчивости на музыку различного характера
Развивающая:
- Развитие мышления, памяти и внимания
- Развитие эмоций
Междисциплинарные связи:
- Вокал
- Сольфеджио
- Литература
- История
Внутридисциплинарные связи:
- Обзор культуры начала XIX века
- М.И.Глинка биография
- М.И.Глинка Опера «Руслан и Людмила»
- М.И.Глинка Симфоническое творчество
- С.В.Рахманинов «Не пой, красавица, при мне»
Учебное оборудование (оснащение) занятия:
- Ноты романсов и песен М.И.Глинки, «Не пой, красавица, при мне» С.В.Рахманинова
- Видеофильм «Глинка»
- Видеозапись оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила»
- Портрет М.И.Глинки
План урока:
- Вводная часть – значение камерно-вокальной лирики в творчестве. И. Глинки; круг поэтов; темы, образы, жанры, количество романсов и песен.
2. Основная часть – знакомство с романсами, написанными в жанре «русской песни», ориентального романса, лирического пейзажа, элегии.
3. Заключительная часть – значение романсов и песен М.И.Глинки для русской музыки; домашнее задание - 3 минуты.
Лекция
Сегодня мы знакомимся с романсами и песнями М.И.Глинки. В жанре камерно-вокальной музыки Глинка работал всю свою творческую жизнь, им создано более 70 романсов и песен.
Своим первым удачным в области вокального творчества Глинка назвал романс «Не искушай».
«Не искушай меня без нужды» - исполняет преподаватель.
Написан этот романс на слова Е.Баратынского – одного из современников композитора, наряду с Пушкиным, Жуковским, Дельвигом, Батюшковым, Кукольником, стихотворные произведения которых также использовал Глинка для создания своих романсов. В этом романсе Глинка передает мир чувств человека – его разочарованность, любовные сомнения и скрытую надежду. Такое тонкое музыкальное прочтение стихотворения говорит о Глинке, как о человеке утонченном. Он трепетно относился ко всем явлениям жизни, его романсы стали важнейшей областью самовыражения, своеобразным лирическим дневником, в который композитор записывал свои многообразные чувства и широкий круг жизненных явлений. В его романсах мы находим и сцены из жизни, тонкие музыкальные пейзажи, портреты окружавших его людей, картины далеких стран и времен. Естественно, что такое обилие тем и образов повлияло на жанровое многообразие вокального творчества композитора. Это и лирический романс, элегия, русская песня, серенада, баркарола, застольная песня, баллада, а также романсы, написанные в танцевальных ритмах – вальса, мазурки, польки, болеро, полонеза. «Не искушай меня без нужды» - это элегия, мелодика которой очень округленная, распевная, насыщена мелодическими раскачками. И это естественно, сам Глинка прекрасно пел, работал с вокалистами, поэтому все его романсы удобны для пения. А раз их приятно и удобно петь, то все романсы Глинки были очень популярны. Большую роль играет фортепианная партия – в сольных эпизодах часто содержит обобщенный образ романсов, кроме того, создает законченность и стройность формы. В композиции Глинка стремится к ясным, закругленным формам – куплетной, трехчастной и т.д.
В рамках одного урока мы, конечно же, не познакомимся со всеми романсами композитора, но прикоснемся к некоторым темам, так будоражащим не только талант Глинки, но и его современников.
И мне бы хотелось начать с его русских песен и воплощением данной темы в музыке композитора.
А скажите мне, пожалуйста, почему Глинка, дворянин по происхождению (манеру воспитания мы все с вами хорошо представляем), музыкальными учителями которого были прославленный пианист и композитор Джон Фильд, знаменитый скрипач Франц Беем, итальянский певец Беллони, знаменитый теоретик музыки Зигфрид Ден, вновь и вновь возвращался или, больше сказать, взращивал в себе вот эту русскую жилу? (ответы учащихся)
Само время бурного роста прогрессивных идей и национального самосознания в период войны 1812 года (вопрос учащимся - с кем воевал русский народ в годы войны 1812 года) и декабрьского восстания 1825 года спровоцировало могучий подъем русской культуры. Обращаться к русской тематике, ее образам, героям становилось модным, но как и все непривычное, иногда подвергалось критике.
Видеофильм «Глинка» (спор о поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»)
Итак, жанр русской песни чаще встречается в раннем периоде творчестве композитора (1824 - 1830) и связан с поэзией Дельвига – знатока народной поэзии. Преобладающей является тема одиночества и неразделенной любви. В таких романсах как «Ночь осенняя», «Ах ты, душечка», «Ах ты, ночь ли, ноченька» формируется, так скажем, лейтинтонация (вопрос учащимся - что такое лейтинтонация) русской песни Глинки. Давайте послушаем песню «Ах ты ночь ли, ноченька» в исполнении Ирины Дьяченко, а затем разберем эти особенности.
«Ах ты, ночь ли, ноченька» - исполняет И.Дьяченко
Разбор по нотам: квинта – душа русской песни, секстовость, трихордовость, гармонический минор, внутренне движение. То есть мы видим, что этот жанр у Глинки стилистически условен и приближен к бытовому романсу, так широко распространенному в начале 19 века.
Другая тема, которая появляется в камерно-вокальном творчестве Глинки – это тема Востока, такая притягательная и загадочная для любой русской души. Романс «Не пой, красавица, при мне» называется грузинская песня. Но здесь нет ярковыраженной характеристики Востока, как мы это, допустим, услышим позже в опере «Руслан и Людмила»
Опера «Руслан и Людмила» (персидский хор)
Этот ранний романс начинается с русской романсной сексты. Кантиленная мелодия, ладовая переменность, хроматизмы в сопровождении, танцевальность. Типично восточное (ув 2, изощренная ритмика) здесь отсутствует. В момент звучания романса мы - не там, не на Кавказе, там мы оставили всю страсть и бурю чувств, а здесь на родине возникают воспоминания - легкие, лирические, светлые, т.е. Глинка дает намек на эмоциональное состояние, которое так часто угадывается в подтексте пушкинских строк.
«Не пой, красавица, при мне» - исполняет И.Дьяченко
На текст стихотворения А.С.Пушкина написано около 50-ти романсов разными композиторами – Балакирев, Лядов, Глазунов, Ипполитов-Иванов, Рубинштейн, Рахманинов, Римский-Корсаков. И мне бы хотелось сравнить этот обобщенный романс с романсом С.В.Рахманинова, с чьим творчеством мы будем знакомится в следующем году, и который использовал яркие интонации, ритмы, гармонии для воплощения данного образа.
С.В.Рахманинов «Не пой, красавица, при мне» - аудиозапись
Далее мне бы хотелось остановиться на романсах – лирических пейзажах.
Первый из них – «Венецианская ночь», написанный в зрелый период творчества, где рамки романсов расширяются и демонстрируются новые жанры – болеро, баркарола, баллада. «Венецианская ночь» выполнен в жанре баркаролы и данная фактура роднит его с «Не пой, красавица, при мне». Здесь, как и в русских песнях можно найти проявления итальянизма – секстовость с секвентностью, органный пункт, остинатность баса, волнообразный средний голос. Все это дополняет образ, заложенный в стихотворении и создает момент любования красотой природы.
«Венецианская ночь» - исполняет К.Федосова
Второй романс, который называется «Жаворонок» становится воплощением образа любимой русской природы. Это простая задушевная песня, в фортепианной партии которой присутствуют звукоизобразительные моменты, что передает безмятежный, спокойный эмоциональный настрой.
«Жаворонок» - исполняет А.Митус
Образ жаворонка очень часто встречается в русской поэзии – подготовленные стихи
СТИХИ ЧИТАЮТ КАТЯ ЕЛСУКОВА – В.А.Жуковский «Жаворонок», НАСТЯ ДЕМЧЕНКО – В.Шнейдерман «Между небом и землей жаворонок вьется»
Романс «Жаворонок входит в вокальный цикл (вопрос учащимся - что такое вокальный цикл, в творчестве какого композитора встречались с вокальными циклами) «Прощание с Петербургом» на стихи Н.Кукольника. Этот единственный в творчестве композитора цикл возник в 1840 году и получил такое название в связи с наметившимся отъездом Глинки за границу. В этом цикле нет единой сюжетной линии, как мы видели у Шуберта в «Прекрасной мельничихе», но все 12 романсов объединены одной темой – темой прощания с родиной, темой странствий.
Ну и, пожалуй, самая насыщенная, обширная – это, конечно, тема любви, наиболее ярко воплотившаяся в жанре элегии. В начале урока прозвучала ранняя элегия «Не искушай», который был овеян легкой грустью, юношеским порывом. Другая элегия – «Сомнение» - элегия – монолог (вопрос учащимся – что такое монолог), в котором передается ревность, страдание, душевные муки, страсть, стремление к покою.
«Сомнение» - исполняет Л.Часнойть
Ну и, наконец, жемчужина глинкинской музыки – романс «Я помню чудное мгновенье».
Это произведение отразило глубокие чувства Глинки к Е.Е.Керн, дочери А.П.Керн, в свое время вдохновившей Пушкина на создание гениального стихотворения.
Сообщение А.Ковалевой о А.П.Керн
Разбор романса по нотам.
Пение романса «Я помню чудное мгновенье» всем классом
Выводы: значение романсов и песен М.И.Глинки для русской музыки
Завершение длительного периода становления отечественной камерно-вокальной культуры
Традиции, заложенные М.И.Глинкой, были продолжены многими русскими композиторами.
М.И.Глинка – основоположник русской вокальной школы, соединяющей высокое мастерство владения голосом, широкую распевность и драматическую выразительность.
Домашнее задание: читать тему «Романсы и песни М.И.Глинки» по учебнику, пересказывать, исполнять нотные примеры.
Литература:
- Левашова О.Е. Михаил Иванович Глинка. М., 1987 - 1988. Кн. I - II.
- Русские песни и романсы / Вступ. статья и сост. В. Гусева. - М.: Худож. лит., 1989. - (Классики и современники. Поэтич. б-ка)
- Глинка в воспоминаниях современников / Под ред. А.А.Орловой. - М., 1955.
- Коцин А. 200 лет со дня рождения композитора М. И. Глинки // Филателия. — 2004. — № 8. — С. 2—3.
- Летопись жизни и творчества М.И.Глинки. М., 1978.
- Серов А.Н. Воспоминания о Михаиле Ивановиче Глинке. - Л., 1984.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Создание музыкальной композиции на синтезаторе"
Работа над музыкальным произведением разных жанров и направлений является главным видом творчества в классе электронных инструментов. Целью этой работы является создание художественной инт...
Собственная методическая разработка "Создание музыкально-звуковой и предметной развивающей среды как основы личностноориентированной модели взаимодействия взрослого и ребенка"
Этот материал собственная разработка, выступление музыкального руководителя Красий Е.Н. НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ музыкальных руководителей Курортного района, в которой отражены цели ...
Методические разработки: КТД, уроки литературы "Пейзаж и его функции в романе", "САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ - ОСНОВНОЙ МЕТОД ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА", программа УНТ
Вашему вниманию предлагаются методические разработки урока и коллективного творческого дела, проводимые в ГБОУ СПО "Старицкий колледж" и за его пределами;а также в...
Методическая разработка "Развитие музыкального слуха учащихся ДМШ в работе над полифонией в фортепианном классе"
Развитие слуха как одна из важнейших целей обучения игре на любом музыкальном инструменте – таково кредо современной музыкальной педагогики. Активизация слуха учащегося являла...
Методическая разработка литературно-музыкальной композиции "Экология души и экология природы",посвященная 140-летию М.М.Пришвина и охране окружающей среды.
Литературно-музыкальная композиция посвящена 140-летию М.М. Пришвина и охране окружающей среды. Философские и мировоззренческие взгляды М. М. Пришвина отразились как в его художественных произве...
Методическая разработка "Развитие музыкально-эстетического вкуса поющих детей и их эстетическое отношение к музыкальному искусству"
Методическая разработка посвещена развитию музыкально-эстетического вкуса поющих детей и их эстетическое отношение к музыкальному искусству. Данная разработка будет полезна преподавателям хоровых дисц...
Методическая разработка по музыкальной литературе преподавателя МКУДО «Верхнемамонская ДШИ» Мячиной О.И. для выступления ученицы 6 класса хорового отделения Радченковой Кристины на Девятом региональном творческом конкурсе «Юный музыковед» в городе
Методическая разработка по теме "Митрофан Пятницкий-фольклорист,крестьянский хормейстер"для выступления ученицы на Открытом региональном конкурсе по музыкальной литературе....