Методическая разработка занятия по программе дополнительного образования "ПрофиМикс"
методическая разработка (9 класс)

Курлетова Наталья Александровна

Занятие может проходить в форме классных часов, где родитель презентует свою профессию (или ребенок с помощью презентации рассказывает о профессии родителей), диспутов, проектных заданий, например, составление семейного древа профессий. Таким образом, организованная работа по профориентации школьников позволит не только расширить кругозор, но и создаст основу для формирования профессиональной личностной позиции.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka_proforientatsiya.docx34.06 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

занятия по программе дополнительного образования «ПрофиМикс»

                               

Выбор профессии, или профессиональное самоопределение, — основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни. Выбор профессии определяет очень многое, а именно: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать, какой стиль жизни выбрать, чем быть полезным обществу, как и в какой отрасли развиваться.

Однако не все подходят к выбору профессии достаточно серьёзно. Для многих детей, подростков, а иногда и их родителей профессия – это лишь определенный статус, красивая или не очень картинка, набор слов, означающих обязанности. Так же бывает, что дети могут быть предвзятыми к какой-либо сфере деятельности по причине неприятного опыта, полученного ими или их родителями, хотя могли бы в данной области добиться не малых успехов. И наоборот, считать какую-либо сферу деятельности более «благородной» или «привилегированной» и желать развиваться в ней, хотя совсем не имеют к данной сфере интереса и склонности.

Поэтому, для решения столь сложной задачи необходимо не только проводить профориентационные тестирования, но задействовать родителей в профориентационных занятиях для расширения знаний о профессиональной деятельности того или иного специалиста в лице родителя.

Это может проходить в форме классных часов, где родитель презентует свою профессию (или ребенок с помощью презентации рассказывает о профессии родителей), диспутов, проектных заданий, например, составление семейного древа профессий. Таким образом, организованная работа по профориентации школьников позволит не только расширить кругозор, но и создаст основу для формирования профессиональной личностной позиции.

Возраст обучающихся: 14-16 лет.

Оборудование:

  • компьютер;
  • сеть Интернет;
  • раздаточный материал: тесты по профориентации, анкеты для родителей, буклеты для выпускников.
  • презентации про профессии, проектор, видео про профессии.

Виды деятельности: творческая, импровизация, практическая, диагностическая.

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.

Этапы мероприятия:

1.Организационная часть.

2.Основная часть: тестирование обучающихся, анкета для родителей, дискуссия, видео/презентации СПО, раздача буклетов, созданных для выпускников и для родителей.

3.Заключительная часть: подведение итогов, рефлексия.

Цель:

Содействие формированию и развитию личностных результатов в области самоопределения, обеспечивающих адекватные представления о себе самом, принятие себя, формирование позитивного образа будущего, умение самостоятельно делать выбор в различных ситуациях.

Задачи:

  • Способствовать развитию познавательных способностей на основе впечатлений о мире профессий и расширению кругозора о видах профессиональной деятельности.
  • Создавать условия для развития мотивации ребенка к изучению особенностей профессии, творчеству, расширять представления о понимании роли труда в жизни человека и общества.
  • Оказывать воздействие на установление взаимодействия с семьей школьника и способствовать привлечению родителей к анализу профессий для последующего выбора.

I. Организационная часть.

Приветствие родителей. Сообщение темы встречи: желание узнать, как происходит процесс профориентации в семьях, чем руководствуются родители, предлагая ребенку задуматься над возможностью получения той или иной профессии. Высказывается предположение о том, что произойдет обмен опытом, демонстрация новых приемов, при помощи которых можно легко достучаться до сознания детей.

Что значит принять решение? По сути, это словосочетание тесно связано с понятием «самоопределение». Я принимаю решение, значит, самоопределяюсь в чем-то, например, самоопределяюсь в своей профессиональной карьере, среди своих коллег - с кем я? Какой я?

II. Основная часть.

Раздаём подросткам тесты. После выполнения тестов, рассказываем подробнее про процесс выбора профессии.

Существуют различные варианты определения понятия «выбор профессии», однако все они содержат мысль, что профессиональное самоопределение представляет собой выбор, осуществляемый в результате анализа внутренних ресурсов субъекта выбора профессии и соотнесения их с требованиями профессии. Содержание определения высвечивает двусторонность явления выбора профессии: с одной стороны, тот, кто выбирает (субъект выбора), с другой — то, что выбирают (объект выбора). И субъект и объект обладают огромным количеством характеристик, чем объясняется неоднозначность явления выбора профессии.

Выбор профессии — это не одномоментный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которых зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.

С позиций личностного подхода выделяют четыре стадии процесса профессионального самоопределения:
1. Возникновение и формирование профессиональных намерений и первоначальная ориентировка в различных сферах труда (старший школьный возраст).
2. Профессиональное обучение как освоение выбранной профессии.
3. Профессиональная адаптация, характеризующаяся формированием индивидуального стиля деятельности и включением в систему производственных и социальных отношений.
4. Самореализация в труде (частичная или полная) — выполнение или невыполнение тех ожиданий, которые связаны с профессиональным трудом.

Профессиональное самоопределение рассматривается как процесс, охватывающий весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности.

Как мы уже отмечали, ситуация выбора профессии характеризуется двусторонностью: с одной стороны —мир профессий, обладающий широчайшим спектром различных характеристик, с другой—субъект выбора профессии, личность со всеми ее особенностями.

В ряду основных факторов выбора профессии обычно называются следующие: интересы (познавательный, профессиональный, интерес к профессии, склонности), способности (как психологические механизмы, необходимые для успеха в определенном виде деятельности), темперамент, характер. Эти факторы часто относят к субъективным. Следующая группа факторов (их можно назвать объективными) включает в себя: уровень подготовки (школьная успеваемость), состояние здоровья, информированность о мире профессий. Выделяют также социальные характеристики: социальное окружение, домашние условия, образовательный уровень родителей. Особое внимание уделяется таким факторам, как мотивы профессиональной деятельности, жизненные ценности индивида, прошлый опыт, представления о будущем. Кроме того, в последнее время ряд авторов подчеркивает значение общей активности, самооценки, уверенности в достижении успеха, уровня форсированности осознанной психической саморегуляции.

Во многих странах пытались и пытаются создать классификацию профессий. В нашей стране принято пользоваться классификацией профессора Е.А. Климова. При психологической диагностике «Выбор профессии» опираются на пять основных типов по данной классификации:

  1. Человек-природа

Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы (ветеринар, зоотехник, зоолог, агроном, гидролог, ландшафтный дизайнер, специалист по охране леса или егерь, эколог, специалист по земельному кадастру или геодезист, метеоролог, фермер, геолог, кинолог, орнитолог, флорист, картограф, пчеловод, т.д.). 

Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда - природа.

  1. Человек-техника

Это могут быть пилот, водитель, металлург, энергетик, электромонтажник, машинист тепловоза слесарь-ремонтник, механик, строитель, столяр, плотник, машинист бульдозера, токарь, фрезеровщик, бурильщик скважин, экскаваторщик, инженер по транспорту, повар, кондитер, радиомеханик, часовой мастер, сборщик микросхем и т.д., использующие технические устройства.

  1. Человек-человек

Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности - необходимость воздействия на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист, продавец, провизор и фармацевт, психолог, менеджер по продажам, юрист, переводчик, массажист, парикмахер, социальный работник, экскурсовод, стюардесса, туристический агент, проводник в ж/д вагоне, администратор в гостиничном бизнесе, организатор увеселительных мероприятий, официант-бармен, т.д.

  1. Человек-знаковая система

Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор. Это бухгалтеры, ученые, оператор ПК, лаборант в научных центрах, программист, экономист, историк, маркетолог, химик-технолог.

  1. Человек-художественный образ

Труд представителей профессий данного типа, а также область их деятельности называют искусством. Предметом их труда является создание художественного образа в изобразительной, музыкальной, сценической деятельности: художник, искусствовед, модельер, музыкант, реставратор, фотограф, искусствовед, искусствовед, имиджмейкер, архитектор, т.д.

Обращается к родителям с просьбой, поднять руки тех, кто принадлежит к профессиям из этого списка?

Диспут

Предложение проанализировать проблемную ситуацию и дать рекомендации.

1.Ученица 9 класса не может определить свою будущую профессию. Она любит рисовать, читать, сочинять стихи, предпочитает одиночество, не любит шумных компаний. Девушка склоняется к тому, чтобы выбрать профессию экономиста, т.к. все ее подруги собираются поступать на факультет экономики. А для нее мнение подруг очень важно, и она не хочет оказаться одна в незнакомом обществе. (Просьба подсказать правильный выход)

2.Родители Владимира – потомственные врачи. В их роду много тех, кто связал свою жизнь с медициной. Родственники не сомневаются, что Володя должен стать врачом. А он увлекается музыкой, танцами, прекрасно играет на сцене и не прочь заняться этим профессионально. Медицина его не привлекает, хотя к мнению родных он всегда прислушивается. Как ему быть?

3.В семье Ковалевых - 2 сына. Петр имеет два высших образования, благополучно работает. Алексей никогда не хотел учиться, не старался. Кое-как закончив школу, он никуда не поступал. Сменив много мест работы (грузчик, рабочий), юноша понял, что без учебы не будет хорошей работы, и закончил курсы мотористов. Впоследствии он открыл ремонтную мастерскую. Сейчас, в 40 лет, он имеет неплохой достаток. Все ли правильно в жизни Алексея?

Почему выпускники школ не знают, кем хотят стать?

Этот вопрос волнует представителей кадрового рынка не меньше, чем самих детей и их родителей. Психологи-профориентологи называет несколько решающих факторов, в их числе - недостаток знаний у населения в целом и у многих выпускников школ в частности о разнообразии и специфике различных профессий, о состоянии рынка труда и востребованности профессий; недостаточное внимание к профориентации со стороны родителей и образовательных структур; давление некоторых родителей на школьников при выборе профессии и, в определенной степени, даже навязывание детям своих представлений, часто ошибочных, о престижности профессий и финансовой успешности.

III. Заключительная часть.

В чем же может состоять помощь родителей, и что важно учитывать: 1. Очень важно находить время для общения с ребенком по душам, только так вы можете узнать о его мечтах, планах, интересах. При этом, конечно, важна ваша искренняя заинтересованность. При беседе постарайтесь не навязывать свое мнение, если советуете, то предлагайте несколько вариантов. А самое главное не высмеивайте мечты ребенка, какими бы нереальными они не были. Не обижайте его подобными реакциями, ведь это первый важный самостоятельный выбор в жизни ребенка. Позвольте ему быть уверенным в себе и доверять вам.

2. Детям очень важен опыт родителей. Расскажите, как вы выбирали профессию, чем при этом руководствовались, кто вам помог.

3. Если вас огорчает профессиональный выбор вашего ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте категорично, это приведет только к конфликту. Действуйте конструктивно: постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор, проанализируйте последствия этого решения (ближние (через 1-2 года) и дальние (через 5-10 лет), положительные и отрицательные). Объясните ребенку, что ответственность за принятое решение будет на нем.

4. Если ребенок выбрал для себя какую-либо профессию, помогите ребенку проанализировать ситуацию по следующей схеме: его внутренние резервы (способности, знания по предметам), внутренние помехи (что есть в ребенке такого, что может помешать осуществлению мечты: состояние здоровья, недостаточные знания, личностные особенности) и возможность преодоления этих помех, внешние благоприятные факторы (наличие поддержки в окружающем мире), внешние неблагоприятные факторы (наличие помех в окружающем мире).

5. Если старшеклассник не может определиться со своими планами, надо попытаться понять, с чем это связано. Если он только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть. Ребенок всегда выбирает только то, что знает, поэтому дайте ему как можно больше информации о различных профессиях, о его возможностях в жизни. Вероятно, для самоопределения ему не хватает именно этих знаний.

6. Многим подросткам трудно из-за робости и отсутствия необходимых навыков сделать какие-то конкретные действия (позвонить, посетить школу или учебное заведение), и в этом помощь родителей может быть незаменима. Сходите с ним на день открытых дверей в разные образовательные учреждения, изучите имеющиеся у них образовательные направления.

7. Обсуждая будущую профессию, не зацикливайтесь на одном варианте, рассматривайте разные, так как наличие альтернативы может снизить напряжение и тревогу у ребенка.

Современные юноши и девушки при выборе профессии ориентируются на следующие факторы: престижность профессии, качества личности, присущие представителям этой профессии, принципы и нормы отношений, характерные для данного профессионального круга. Сейчас, видимо, одним из наиболее важных факторов становится материальный – возможность хорошо зарабатывать в будущем. Объясните, что это, конечно, важно, но если работа не приносит радости, то это сделает невыносимой жизнь.

8. Предложите ребенку обратиться на консультацию к психологу и пройти профориентационное тестирование. Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего, познать себя – свои личностные качества, способности, склонности.

9. Помните: самая главная ценность – здоровье и благополучие ребенка. А это возможно лишь тогда, когда требования, предъявляемые к ребенку, соответствуют его способностям.

10. Ваш ребенок должен иметь право на ошибку.

Предложение посмотреть несколько видео/роликов о профессиях. (7 роликов)

Раздача буклетов, в которых можно найти информацию о СПО г. Санкт-Петербурга предлагаемых ими профессиях, условиях поступления и обучения.

Рефлексия

Предложение выразить свои мысли о состоявшемся разговоре.

Узнали ли что-то полезное?

О каких профессиях хотели бы узнать подробную информацию?


Приложение №1.

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК (ДДО Е. А. КЛИМОВ)

ТЕСТ

1а. Ухаживать за животными

1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)

2а. Помогать больным 

2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин

За. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок 

3б. Следить за состоянием, развитием растений

4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.) 

4б. Доводить Товары до потребителя, рекламировать, продавать

5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи

5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)

6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) 

6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)

7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)  

7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, трактором, тепловозом и др.

8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.)  

8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)

9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище

9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

10а. Лечить животных 

10б. Выполнять вычисления, расчеты

11а. Выводить новые сорта растений  

11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)

12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять  


  12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности 

13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов


14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты 

14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

156. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые) 

15а. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

16а. Делать лабораторные анализы в больнице  

16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий 

17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов

18а. Организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п. 

18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах

19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания 

19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты


20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада 

20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА

Ключ к тесту

Типы профессий                                       Номера вопросов 


Человек-природа                        1а, 3б, 6а, 10а, 11а, 13б, 16а, 20а
Человек-техника                         1б, 4а, 7б, 9а, 11б, 14а, 17б, 19а
Человек-человек                         2а, 4б, 6б, 8а, 12а, 14б, 16б, 18а
Человек-знаковая система          2б, 5а, 9б, 10б, 12б,15а, 19б, 20б
Человек-художественный образ 3а, 5б, 7а, 8б, 13а, 15б, 17а, 18б

За каждое совпадение с ключом начисляется один балл.

Интерпретация результатов теста

Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка занятий по программе дополнительного образования "Патриот"

После разработки авторской прграммы "Патриот" для подростков 15-16 лет, я приступила к разработке занятий по тематическому плану данной программы. В процессе этой работы, старась использовать разнообр...

Методическая разработка занятие по программе «Вологодское кружево» - вышивка крестом.

Методическая разработка занятия "Вышивка крестом" предназначена для учащихся, педагогов дополнительного образования и учителей технологии. в данной разработка дана история выставка, использование мате...

методическая разработка занятия по дополнительной образовательной программе объединения «Школа светофорных наук» для 4 класса «Запрещающие знаки»

В данной методической разработке «Запрещающие знаки» представлено занятие детей 2-го года обучения по образовательной программе «Школа светофорных наук», с использованием технических средств и электро...

Методическая разработка раздела образовательной программы дополнительного образования детей (художественная гимнастика) по теме: "Обучение двигательным навыкам работы с предметами детей младшего возраста"

В связи с резким снижением за последние годы возраста начала занятий художественной гимнастикой, юные гимнастки уже в 8-9 лет должны выполнять соревновательную программу по четырем-шести видам многобо...

Методическая разработка занятия по программе "Играя, познаем мир", 2-й год обучения (раздел "Игры народов мира")

Методическая разработка занятия из раздела "Игры народов мира" по теме "Игра североамериканских индейцев "Гремучая змея", возраст детей 7-10 лет....

Методическая разработка урока по программе дополнительного образования.

Цель урока: научиться применять команды языка программирования Лого для создания анимации в среде Лого Миры 3.0. Освоить технологию создания анимации....

Методическая разработка по теме: «Программа дополнительного образования «Здоровое питание» как воспитательный и образовательный ресурс реализации программы «Разговор о правильном питании».

Методическая разработка  по теме: «Программа дополнительного образования «Здоровое питание»  как воспитательный и образовательный ресурс реализации программы «Ра...