Модель доступности дополнительного образования для детей, проживающих в сельской местности «От возможностей к перспективам развития»
проект
В материале описывается Модель обеспечения доступности дополнительного образования для обучающихся в сельской местности. Модель предполагает реализацию дополниетльных общеобразовательных общеразвивающих программ с применением дистанционных технологий и особого подхода к составлению расписания занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_dlya_sela.docx | 34.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Полевского городского округа
«Центр развития творчества им. П.П.Бажова»
МОДЕЛЬ ДОСТУПНОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ,
ПРОЖИВАЮЩИХ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
«ОТ ВОЗМОЖНОСТЕЙ К ПЕРСПЕКТИВАМ РАЗВИТИЯ»
Разработчики:
Н. В. Яшина, методист
Н. Н. Силина, заместитель директора по УВР
Полевской
2020
Аннотация модели.
В Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденной Приказом Минпросвещения РФ №467 от 03.09.2019г., обозначены такие задачи, как повышение вариативности дополнительного образования детей, качества и доступности дополнительных образовательных программ для детей; обеспечение равного доступа к дополнительным общеобразовательным программам для различных категорий детей в соответствии с их образовательными потребностями и индивидуальными возможностями. Особое внимание следует уделить решению данных задач в условиях сельской местности. Здесь возникает необходимость использования различных форм организации образовательной деятельности при реализации дополнительных общеразвивающих программ. Программы дополнительного образования очень важны, поскольку дают возможность каждому ребенку попробовать себя в различных сферах, приобрести новые умения, найти себе занятие по душе и по таланту, и, в конечном итоге, сориентироваться в выборе будущей профессии.
Несмотря на интенсивное развитие общества, науки и техники, в сельской местности остается очень много проблем, препятствующих получению дополнительного образования учащимися общеобразовательных организации, в соответствии современным образовательным стандартам. В отличие от города в селах не так хорошо развита инфраструктура, недостаточный уровень материальной базы, есть проблемы со специализированными кадрами, транспортная доступность учреждений дополнительного образования и др. Оптимальным путем развития дополнительного образования в сельской местности может выступать реализация дополнительных общеобразовательных программ на базе общеобразовательных школ с применением дистанционных технологий. Это доказывает актуальность составления данной модели доступности дополнительного образования для учащихся сельской местности.
Модель рассчитана на села Полевского городского округа (пос. Зюзельский, с. Косой Брод, пос. Станционный-Полевской, с. Полдневая, с. Мраморское, с. Курганово), в которых имеются общеобразовательные организации с доступом в сеть Интернет и организовано транспортное сообщение с южной частью города Полевской. В Полевском городском округе имеется два Центра развития творчества: в северной и южной частях города. В связи с удаленностью от городских учреждений дополнительного образования учащиеся ограничены в возможностях получения данной образовательной услуги. Для создания условий получения дополнительных образовательных услуг необходимо уделить особое внимание следующим аспектам: материально-техническое оснащение общеобразовательных организаций, особый подход к составлению учебного графика и расписания, нагрузка учащихся и педагогов, транспортная связь территорий.
Таким образом, модель определяет основные требования к содержанию и порядку реализации программ дополнительного образования, предоставляющих детям из сельской местности возможность выбора занятия по своим образовательным потребностям и индивидуальным возможностям.
Цели и задачи модели.
Целью создания модели является обеспечение возможностью получения качественных услуг в области дополнительного образования детьми, проживающими в сельской местности.
Задачи:
- Увеличение охвата учащихся дополнительным образованием через предоставление доступности программ дополнительного образования.
- Изучение образовательных потребностей учащихся разных возрастов, проживающих в сельской местности.
- Изучение материально-технических возможностей сельских общеобразовательных организаций.
- Подбор механизмов для обеспечения услугами дополнительного образования, соответствующих образовательным запросам детей и родителей, проживающих в сельской местности.
- Написание дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ с возможностью реализации в условиях удаленности проживания учащихся и их реализация.
- Подбор форм и технологий организации образовательной деятельности для реализации программ дополнительного образования.
- Заключение соглашения о сотрудничестве с образовательными организациями сел.
- Предоставление учащимся возможности самоопределения по программам дополнительного образования различной направленности.
- Вовлечение в конкурсную деятельность учащихся по ДООП различных уровней.
Механизмы реализации модели и ресурсное обеспечение.
Для решения задач и достижения поставленной цели в МАУДО ПГО ЦРТ им. П. П. Бажова разработан пакет локальных нормативно-правовых документов для организации сотрудничества с сельскими образовательными учреждениями на основе ежегодно возобновляемых договоров и планов.
Изучением образовательных потребностей и запросов родителей занимается непосредственно общеобразовательная организация, а также заместитель директора ЦРТ им. П. П. Бажова путем ежегодного анкетирования родителей Полевского городского округа. Анализ анкетирования проводит организационно-методический отдел ЦРТ им. П. П. Бажова.
Затем методист организационно-методического отдела предлагает востребованное направление дополнительного образования учащимися и родителями сельской местности педагогам дополнительного образования с целью написания дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (далее ДООП). В процессе написания программ подбираются и продумываются формы и технологии организации образовательного процесса для обеспечения доступности программ дополнительного образования учащимся, проживающим в сельской местности.
Обеспечение необходимым оборудованием и материалами учащихся для освоения программ дополнительного образования производится учреждением дополнительного образования, общеобразовательной организацией и при помощи средств родителей учащихся.
Ознакомление с ДООП и формирование интереса, мотивации у учащихся и их родителей осуществляется через размещение рекламных роликов, буклетов в социальных сетях, мессенджерах и официальном сайте ЦРТ им. П. П. Бажова. Модель предполагает выездные встречи на территории общеобразовательной организации на «круглых столах» и родительских собраниях, демонстрацию творческих достижений учеников.
В ходе реализации ДООП педагогами дополнительного образования ведется мониторинг эффективности реализации программы и ее освоения учащимися. Он предполагает фиксацию промежуточной и итоговой аттестации учащихся.
По итогам реализации модели и по результатам мониторинга производится качественный и количественный анализ. Это позволяет оценить эффективность проведенной работы и учесть положительный и отрицательный опыт при планировании модели на новый учебный год.
Сроки реализации и этапы модели: 2020 – 2021 учебный год.
1 этап: организационный. Август – сентябрь 2020 года.
2 этап: Основной. Внедрение и реализация модели. Сентябрь – апрель 2020-2021 учебного года.
3 этап: Аналитический. Май 2021 года.
Описание ДООП, реализуемых в рамках модели.
На 2020-2021 учебный год модель предполагает реализацию 2 дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и проведение онлайн-смен в осенний и весенний каникулярный период.
ДООП технической направленности «Волшебная ниточка» предполагает изучение ручной и машинной вышивки. Машинная вышивка осуществляется на современных швейных машинных с программным управлением. Кроме того, программа знакомит с историей вышивки, традиционными приемами и техниками, особенностями составления рисунка и узора. Приобретенные в процессе освоения программы практические навыки и знания, учащиеся смогут применять при изготовлении изделий домашнего декора, украшений. Доступность программы «Волшебная ниточка» для учащихся, проживающих в сельской местности обеспечивается особым подходом к составлению расписания занятий, а также применением дистанционных технологий. Программа предусматривает 2 занятия в неделю по 2 часа. Первое занятие проводится в дистанционном формате, где даются теоретические основы учебного материала и предлагаются творческие задания. Второе занятие практическое проводится в очном режиме в субботу. Такой подход к составлению режима занятий позволяет не отвлекать учащихся в течение учебной недели от основной учебной нагрузки с предоставление возможности дистанционного изучения материалов в свободном режиме и темпе, а также исключает необходимость затрат на дорогу до учреждения дополнительного образования. В субботу у учащихся наименьшая загруженность, что дает возможность добраться до ЦРТ им. П. П. Бажова для практических занятий и сопровождения педагога по освоению программы.
ДООП «Давайте дружить!» направлена на формирование и развитие коммуникативной компетентности несовершеннолетних, воспитание личности, этики и культуры общения. Её содержание направлено на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника, умения пойти на компромисс в конфликтной ситуации.
Занятия проводится 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Реализация программы осуществляется педагогом ДО и педагогом-психологом. Является дистанционной. Форма занятий: видеоролики, презентации, онлайн игры. Данный формат позволяет интегрировать наши занятия в воспитательную систему СОШ.
В осенние каникулы 2020-2021 учебного года будет организована онлайн-смена технической направленности «Координата NEXT» через предоставление ссылки-приглашения в группу ВКонтакте. Программа дня смены предполагает обсуждение «Темы дня»: современные города, архитектура, транспорт будущего, одежда будущего, профессии будущего. В рамках обсуждения «Темы дня» будут предложены мастер-классы по рисованию городских улиц в перспективе, изготовлению домика из бумаги с помощью искусства «Киригами», изготовлению простейших моделей самолетов, изучению возможностей 3-D моделирования.
В программу предусматривает ежедневные рубрики:
- DANCE утро – небольшие комплексы упражнений утренней гимнастики;
- «Фраза дня» - высказывания известных людей по «Теме дня»;
- «Это мы не проходили!» - необычные факты из области физики и развития техники;
- «Праздник каждый день» - подбор интересных материалов по теме праздника;
- «Зарядка для ума» - задания на внимание и логику;
- «Виртуальная прогулка» - виртуальные экскурсии по современным городам, по облакам, по необычным мостам, по животному миру.
А для души включены рубрики:
- «Классика к завтраку» - подборка классической музыки для прослушивания во время завтрака;
- «В каждой избушке изобретаем погремушки» - рубрика о народном творчестве и фольклоре.
Сопровождение учащихся в ходе смены предусмотрено через сообщения в группе ВКонтакте.
В перспективе в 2020-2021 учебном году подключить к модели дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Я – видеоблогер», которая будет направлена на привитие учащимся культуры общения в социальных сетях и приобретение первоначальных навыков создания видеорепортажей, интервью, видеороликов.
Участники модели и предполагаемые функции.
Модель предполагает следующих участников: учащиеся и их родители, педагоги дополнительного образования, педагог-психолог, заместитель директора ЦРТ им. П. П. Бажова, методист организационно-методического отдела.
Функции педагогов дополнительного образования, педагога-психолога: разработка и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и их реализация; ведение мониторинга освоения учащимися программы; привлечение родителей к участию в мероприятиях, предусмотренных дополнительной программой; продвижение и реклама дополнительной общеразвивающей программы, увеличение охвата учащихся.
Функции заместителя директора ЦРТ им. П. П. Бажова, методист организационно-методического отдела: организационно-управленческое обеспечение деятельности по реализации модели; методическое сопровождение; привлечение к сотрудничеству образовательных организаций сел, заключение договоров; продвижение и реклама дополнительных общеобразовательных программ.
Функции учащихся: освоение дополнительных общеразвивающих программ в соответствии с предлагаемыми учебными планами, посещение занятий по расписанию, подготовка и предоставление контрольных и практических заданий.
Функции родителей: обеспечение учащихся расходными материалами необходимыми для освоения дополнительной общеобразовательной программы, обеспечение средствами на транспортные расходы (доставка учащихся к месту обучения).
Планируемые результаты реализации модели.
Увеличение количества образовательных организаций сельской местности, участвующих в реализации модели до 3.
Увеличение количества дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ различной направленности, предусматривающих доступность для учащихся сельской местности до 5.
Увеличение охвата учащихся, проживающих в сельской местности дополнительным образованием.
Рост уровня достижений, продемонстрированных детьми из сельской местности в ходе конкурсных мероприятий, состязаний разных типов и уровней в различных направлениях.
Для мониторинга результатов применяется инфографика и мониторинговые таблицы.
Список литературы.
- Байбородова, Л. В. Доступность дополнительного образования детей на селе: проблемы и пути их решения [Текст] / Л. В. Байбородова // Образовательная панорама. - 2018. - № 1 (9). - С. 28-33.
- Брутова, М.А. Педагогика дополнительного образования: учебное пособие / М.А. Брутова; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: ИД САФУ, 2014 – 218 с.
- Золотарева, А. В., Синицын, И. С. Повышение доступности дополнительного образования детей - новый вектор реализации государственной образовательной политики [Текст] / А. В. Золотарева, И. С. Синицын // Образовательная панорама. - 2018. -№ 1 (9). - С. 8-18.
- Калугина, М. А. Взаимодействие общего и дополнительного образования детей в профессиональном самоопределении школьников [Текст] / М. А. Калугина // Вестник ЮУрГУ - 2010. - № 23. -С. 112-116.
- Концепция развития дополнительного образования детей [Электронный ресурс]. - URL: http://dop.edu.ru/upload/file_api/eb/82/eb82917a-efb7-4e9d-9e32-6ce8df105f69.pdf (Дата обращения: 05.10.2020).
- Конькова, Н. Л. О доступности дополнительного образования в сельской местности [Электронный ресурс] / Н. Л. Конькова. - URL: http://zhurnalpoznanie.ru/servisy/publik/publ?id=3769 (Дата обращения: 30.09.2020).
- Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 "Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей" {Электронный ресурс] – URL: https://www.garant.ru/ (дата обращения 20.09.2020).
- Региональные аспекты развития инновационного потенциала сельских образовательных учреждений в России: Сб. статей // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Развитие инновационного потенциала сельской школы: возможности и перспективы. Комплексные сельские образовательные системы как перспективные модели для возрождения и развития сельского социума в России». – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2008. – 252 с.
Приложение 1.
Дорожная карта модели.
№ п/п | мероприятие | Срок проведения | ответственный | результат |
1 этап | ||||
1 | Изучение образовательных потребностей учащихся разных возрастов, проживающих в сельской местности. | Август 2020г. | Зам. директора | Перечень востребованных направлений дополнительного образования участниками образовательных отношений, проживающих на селе. |
2 | Изучение материально-технических возможностей сельских общеобразовательных организаций. | Август 2020г. | Зам. директора | Составление раздела материально-технического обеспечения реализации программ, составление формы договора о сотрудничестве с ОО сел |
3 | Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, подбор форм и методов для обеспечения доступности программ для учащихся, проживающих в сельской местности. | Сентябрь 2020г. | Педагоги ДО, методист | Программы ДООП |
4 | Заключение договоров о сотрудничестве с сельскими образовательными организациями, комплектование групп, оформление заявлений. | Сентябрь 2020г. | Зам. директора | Нормативно-правовая база модели |
5 | Составление расписания занятий, календарно-учебных графиков | сентябрь | Педагоги ДО, зам. директора | Нормативные документы |
2 этап | ||||
6 | Реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ различной направленности | Сентябрь – май 2020-2021 учебный год | Педагоги ДО, методист | Освоение учащимися учебных материалов по учебным планам |
7 | Вовлечение учащихся из сельской местности на участие в конкурсах и мероприятиях учрежденческого, муниципального, регионального уровня | Сентябрь – май 2020-2021 учебный год | Педагоги ДО, методист | Участие в конкурсах и соревнованиях |
3 этап | ||||
8 | Мониторинг результатов реализации модели. Аналитический отчет | Май 2021 г. | Зам.директора, методист | Отчетная документация, корректировка модели |
9 | Обобщение и трансляция опыта внедрения Модели доступности дополнительного образования для села: СМИ, участие (проведение) методических мероприятий | Май 2020г. | Зам.директора, методист | Соответствие образовательной деятельности ЦРТ им.П.П.Бажова современным тенденциям развития дополнительного образования. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: "Программно-комплексный подход - путь к обеспечению доступности дополнительного образования для детей с ОВЗ"
Выступление на городском научно-практическом семинаре "Развитие системы воспитания и дополнительного образования детей как единого образовательного пространства для повышения качества городской с...
«ПРОГРАММНО-КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД – ПУТЬ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДОСТУПНОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ»
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми – инвалидами дополнительного образования в сообществе сверстников и взрослых является их неотъемлемым законодательно закреплённым право...
Доступность дополнительного образования детей в сельской местности
Из опыта работы нашей школы...
«Нетрадиционные техники рисования как один из инструментов доступности дополнительного образования и развития творческих способностей детей»
Мастер-класс предназначен для учителей-предметников изобразительного искусства, педагогов дополнительного образования. Мастер-класс имеет практическую направленность на применение и освоение раз...
Доступность дошкольного образования для детей с ОВЗ и детей-инвалидов: тенденции и перспективы
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детьми-инвалидами образования – ключевое условие их успешной социализации, а также обеспечения их полноценного участия в жизни общ...
Модель открытого дополнительного образования «Радуга возможностей» как ресурс развития обучающихся Роснефть-классов
Существующая сегодня система дополнительного образования уже не отвечает запросам того мира, в котором мы живем. Она не способна справиться с новыми реалиями и веяниями современности. Понимание актуал...
Описание опыта реализации региональной модели выравнивания доступности дополнительного образования для детей, проживающих в сельской местности
Материал методических объединений...