«ПРОГРАММНО-КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД – ПУТЬ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДОСТУПНОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ»
материал на тему
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми – инвалидами дополнительного образования в сообществе сверстников и взрослых является их неотъемлемым законодательно закреплённым правом и основополагающим условием успешной социализации. Обеспечение полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в доступных видах социальной деятельности закреплено Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Расширение образовательных возможностей детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья является наиболее продуктивным фактором социализации этой категории обучающихся в обществе. Дополнительное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) означает, что им создаются условия для вариативного вхождения в те или иные детско-взрослые сообщества, позволяющие им осваивать социальные роли, расширять рамки свободы выбора (социальные пробы) при определении своего жизненного и профессионального пути.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_po_ovz.docx | 24.72 КБ |
Предварительный просмотр:
«ПРОГРАММНО-КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД – ПУТЬ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДОСТУПНОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ»
Дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья традиционно рассматриваются как одна из наиболее уязвимых категорий детей с точки зрения их социальной успешности и личностного развития. Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенка-инвалида привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Признание права любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило важнейшие инициативы и ориентиры новой образовательной политики.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми – инвалидами дополнительного образования в сообществе сверстников и взрослых является их неотъемлемым законодательно закреплённым правом и основополагающим условием успешной социализации. Обеспечение полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в доступных видах социальной деятельности закреплено Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Расширение образовательных возможностей детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья является наиболее продуктивным фактором социализации этой категории обучающихся в обществе. Дополнительное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) означает, что им создаются условия для вариативного вхождения в те или иные детско-взрослые сообщества, позволяющие им осваивать социальные роли, расширять рамки свободы выбора (социальные пробы) при определении своего жизненного и профессионального пути.
Включение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в программы дополнительного образования оказывает на них социализирующее влияние, расширяет возможности для самоутверждения и самореализации, социальной адаптации, расширяет коммуникативные связи, возможности их интеллектуального и физического развития, в связи с чем, возможности их принятия здоровыми сверстниками в едином детско-взрослом сообществе возрастает.
В связи с этим актуальность решения проблемы заключается в разработке требований к адаптации программ дополнительного образования с учётом особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья и обосновании необходимости создания для них специальных образовательных условий при реализации программ дополнительного образования.
Адаптация программ дополнительного образования строится по модульному принципу и включает в себя следующие модули:
1. Модуль коллективной и социокультурной образовательной деятельности совместно со здоровыми детьми, включающий в себя коллективную продуктивную деятельность, исходя из интересов и потребностей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
2. Модуль социально-психологической поддержки, включающий в себя комплекс психолого-педагогических тренингов по развитию навыков общения, формированию адекватной самооценки и уровня притязаний, развитию способностей и склонностей, которые могут способствовать самоорганизации и самореализации в образовательной среде здоровых сверстников.
3. Валеологический модуль, направленный на формирование объективного представления об ограничениях, компенсаторных возможностях человеческого организма, о методах и формах их преодоления.
Ране созданная программа «Школа Надежда» была переработана с учетом требований к адаптации программ дополнительного образования. Вследствие этого появилась авторская комплексная дополнительная общеобразовательная программа «Надежда». (Авторы программы: Дёрина А.В.- зам. директора по УВР Центра и педагог дополнительного образования - Пихиенко О.Ю.) Цель программы – создание условий для социализации детей с отклонениями в развитии, адаптация к жизни, интеграция в общество и формирование психологического базиса для полноценного развития личности каждого ребенка. Программа состоит из четырех блоков: двух обучающих, одного развивающего и досугового. Обучающий блок включает совокупность образовательных областей, которые нашли свое отражение в подпрограммах: «Я открываю мир», «Учимся говорить». Развивающий блок представлен подпрограммой: «Растем здоровыми». Досуговый блок включает в себя перечень мероприятий и занятий, организацию досуга обучающихся путем вовлечения их в массовые мероприятия различного уровня.
При обучении по данной образовательной программе обучающиеся с ОВЗ не только получают заданный набор знаний, умений и навыков, но и в процессе обучения переходят в режим развития и интеллектуального совершенствования. У обучающихся появляется возможность физически и психически крепнуть.
Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей обучающихся и степени выраженности дефекта. Занятия строятся на основе принципов интегрирования (включение элементов музо-, изотерапии), системности и преемственности.
Особенностью комплексной дополнительной общеобразовательной программы «Надежда» заключается в постоянном заинтересованном и ответственном диалоге с семьей. Родители получают информацию от педагогов, рекомендации, пожелания. Групповые и индивидуальные консультации для родителей значительно повышают эффективность образовательной и воспитательной деятельности.
Одна из главных наших задач в работе с детьми с ОВЗ- это создание условий, в которых каждый ребенок, независимо от уровня интеллекта и физического развития, мог бы развивать способности, данные ему от природы. В связи с тем, что на сегодняшний день в общеобразовательных учреждениях обучаются дети как без ограничений по здоровью, так и с различными отклонениями здоровья, актуальным становится создание индивидуальных образовательных программ.
Основой проектирования индивидуальной образовательной программы должна стать организация наиболее оптимальных условий обучения для ребенка с особыми образовательными потребностями с целью развития его потенциальных возможностей и формирования ключевых компетентностей, так как индивидуальная программа отражает индивидуальное содержание образования и особые средства овладения необходимым программным содержанием, обеспечивающим продвижение ребенка в развитии.
- индивидуальной образовательной программе указывается содержание и объем знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению по разным учебным предметам, а также отражается коррекционная работа с обучающимся, то есть фиксируются те приемы и методы коррекционной работы, которые будут реализованы в процессе усвоения содержания материала на уроке.
Компонентный состав структуры индивидуальной образовательной программы для обучающегося оформляется следующим образом:
- Титульный лист.
- Пояснительная записка.
В пояснительной записке излагается краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка с перечнем сформированных умений и навыков и тех, которые не сформированы в должной степени. На основе данных независимой психолого-педагогической диагностики формулируются цель и задачи сопровождения ребенка на определенный временной промежуток. Оптимальный вариант разработки индивидуальной образовательной программы для обучающегося составляет один год.
В пояснительной записке следует указать основные общеобразовательные программы, на основе которых разработана индивидуальная образовательная программа, а также обосновать варьирование, если имеет место перераспределение количества часов, отводимых на изучение определенных разделов и тем, изменение последовательности изучения тем и др.
- Условия реализации работы программы.
- Индивидуальный учебный план.
- Содержание программы.
Содержание индивидуальной программы отбирается с учетом своеобразия темпа развития ребенка и взаимосвязи физического и психического становления ребенка. Раздел, раскрывающий содержание индивидуальной программы, целесообразно разделить на три основных компонента или блока.
- Образовательный компонент
Раскрывается содержание образования на определенном году обучения с включением календарно-тематического планирования, критериев оценивания достижений по учебным областям и др. Образовательный компонент является обязательным для содержательного наполнения, если в индивидуальную программу включен индивидуальный учебный план. Содержательное наполнение данного компонента конкретизирует содержание рабочей программы по учебному курсу.
- Коррекционный компонент
В рамках данного компонента излагаются направления коррекционной работы с обучающимся, ее приемы, методы и формы.
- Воспитательный компонент
Содержит раздел, в котором описываются условия взаимодействия специалистов и родителей в процессе психолого-педагогического сопровождения обучающегося.
- Заключение и рекомендации.
- данном разделе формулируется обоснование внесения корректив по результатам промежуточной диагностики и заключение о реализации индивидуальной программы.
7. Планируемые результаты работы
В качестве результатов коррекционной работы могут рассматриваться:
- динамика индивидуальных достижений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по освоению программ учебных предметов
(сравнительная характеристика данных психолого-медико-педагогической комиссии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на разных этапах обучения);
- создание необходимых условий для обеспечения доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (формы обучения, оптимизирующие коррекционную работу, наличие соответствующих материально-технических условий).
Для полноценного включения ребенка в инклюзивное образование необходим индивидуальный подход и, следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка. Новая общеобразовательная программа должна предполагать создание условий и внесение изменений, необходимых для успешного ее освоения детьми с особыми потребностями.
Наши образовательные учреждения должны быть инклюзивными, в которых ведется инклюзивное обучение.
В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что создание системы работы с детьми с ОВЗ возможно только при полном взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей с ОВЗ и их родителей, а так же психолога, методистов, педагогов-организаторов и администрации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дистанционное обучение школьников как средство обеспечения доступного качественного образования
Выступление на районном семинаре директоров школ (презентация к выступлению http://nsportal.ru/node/786022 )...
Статья на тему: "Программно-комплексный подход - путь к обеспечению доступности дополнительного образования для детей с ОВЗ"
Выступление на городском научно-практическом семинаре "Развитие системы воспитания и дополнительного образования детей как единого образовательного пространства для повышения качества городской с...
Доступность дополнительного образования детей в сельской местности
Из опыта работы нашей школы...
Выступление на педагогическом совете на тему: "Поиск путей оптимизации образовательной среды школы в целях обеспечения доступности качественного образования"
В данном материале был проведен поиск оптимальных путей повышения качества образования.Для этого были выделены уровни активности детей, что способствовало отысканию направлений работы с детьми, учитыв...
«Нетрадиционные техники рисования как один из инструментов доступности дополнительного образования и развития творческих способностей детей»
Мастер-класс предназначен для учителей-предметников изобразительного искусства, педагогов дополнительного образования. Мастер-класс имеет практическую направленность на применение и освоение раз...
Модель доступности дополнительного образования для детей, проживающих в сельской местности «От возможностей к перспективам развития»
В материале описывается Модель обеспечения доступности дополнительного образования для обучающихся в сельской местности. Модель предполагает реализацию дополниетльных общеобразовательных общеразвивающ...
Описание опыта реализации региональной модели выравнивания доступности дополнительного образования для детей, проживающих в сельской местности
Материал методических объединений...