Статья на тему: "Программно-комплексный подход - путь к обеспечению доступности дополнительного образования для детей с ОВЗ"
статья
Выступление на городском научно-практическом семинаре "Развитие системы воспитания и дополнительного образования детей как единого образовательного пространства для повышения качества городской среды"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_p.docx | 41.93 КБ |
vozmozhnosti_ispolzovaniya_tsifrovyh_tehnologiy_v_sportivnom_turizme.docx | 21.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема выступления:
«ПРОГРАММНО-КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД – ПУТЬ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДОСТУПНОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ»
Жиленкова-Олендская Галина Васильевна
Методист ЦДЮТТ «Охта»
В объединения нашего Центра детского и юношеского технического творчества «Охта» с конца 80-х годов традиционно принимаются не только обычно развивающиеся дети, но и дети с ограниченными возможностями здоровья, т.е. все дети от 6 до 18 лет.
Педагоги ЦДЮТТ «Охта» создают благоприятный психологический климат в образовательном процессе, применяют личностно значимые способы учебной работы, индивидуальные задания разных типов и уровней, индивидуальный темп работы и выбор видов учебной деятельности для всех воспитанников. Эти методы раскрепощают детей (в том числе и ребенка с ОВЗ), повышают уровень их познавательной активности, учебной мотивации, способствуют эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Такой подход позволяет снизить тревожность и психическое напряжение детей с ОВЗ и помогают добиваться определенной эффективности в работе.
Занятия с детьми–инвалидами в нашем Центре организованы в различных формах работы: индивидуальные занятия, занятия совместно с родителями, занятия в малых группах с детьми из детских домов, включение детей с ОВЗ в общие группы объединений, организованны группы на базе школ-интернатов нашего района.
В 2012 году Ратификация Россией Конвенции ООН в области прав детей и прав инвалидов стало определяющим для обеспечения доступности образовательных услуг для детей с ОВЗ и их полноправное включение в образовательное пространство мегаполиса. И с этого же года наш Центр становится активным участником городского проекта «Перспективы развития инклюзивного образования в УДОД. Проблемы, поиски, решения».
В 2013 году администрацией ЦДЮТТ «Охта», совместно с методическим отделом и психологом было принято решение разработать собственную Программу воспитания и дополнительного образования детей с ОВЗ, согласно нормативным положениям.
В программе проанализирован и систематизирован предыдущий опыт, структурирован план мероприятий по реализации задач, учтены реальные возможности и психологические факторы, влияющие на формирование образовательного пространства для детей с разными видами ОВЗ. Программа задумана и создана как план дополнений и изменений, которые могли бы решить выявленные в процессе анализа работы ЦДЮТТ «ОХТА» проблемы, обеспечить доступность образовательных услуг для детей с ОВЗ и их включение в образовательное и досуговое пространство нашего Центра.
Программа основана на базовых положениях российского и международного законодательства и соответствует принципам и ориентирам в воспитании и образовании детей с ОВЗ.
Целью «Программы воспитания и дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в ЦДЮТТ «Охта» является создание системы работы с детьми с ОВЗ и организация мероприятий, способствующих расширению образовательной среды, а так же психолого-педагогической и социальной реабилитации детей с ОВЗ.
Задачи разделены на несколько направлений: административное, педагогическое, методическое, организационно-массовое, психологическое и социальная работа. Но реализация задач осуществляется в тесном взаимодействии всех направлений соответственно намеченному плану. Главное в работе с детьми с ОВЗ по данной Программе – это комплексный подход к реализации задач и достижения цели.
Результатами реализации Программы можно считать:
Со стороны администрации:
Организация и проведение собрания педагогов для ознакомления с планом работы по Программе на год.
Издание приказов, распоряжений и т.п. документов, регламентирующих деятельность сотрудников.
Включение в критерии эффективности педагога пункта «работа с детьми с ОВЗ (до этого работа с детьми с ОВЗ оплачивалась в виде премий из надтарифного фонда)
По заданию отдела образования на наш сайт была добавлена опция для слабовидящих людей.
Обеспечение образовательного процесса как на базе Центра, так и на базах специализированных учреждений
Создание базы детей с ОВЗ, являющихся воспитанниками Центра.
В нашем Центре уже началась работа по созданию электронных образовательных ресурсов: электронных занятий, мастер-классов, планируется организация он-лайн общения.
Результаты методической работы:
Подготовка и создание методических пособий и материалов по работе с детьми с ОВЗ в группе здоровых детей и в специальных группах
Индивидуальные консультации для педагогов по проблемам методической работы с детьми с ОВЗ.
Создание отчета о доле детей с ОВЗ, принявших участие в массовых мероприятиях, а так же о качестве осуществляемой деятельности по Программе.
Подготовка информационных листовок о проводимых мероприятиях, подготовка материалов, посвященных проблемам людей с ОВЗ, для публикации на сайте Центра и в газете «Планета умельцев».
В период приемной компании проводятся беседы лично и по телефону с родителями потенциальных воспитанников с ОВЗ.
Организационно-массовая работа:
Для успешной социализации и эффективной самореализации детей с ограниченными возможностями здоровья наши педагоги организаторы совместно с администрацией, методистами, психологами и педагогами, работающими с детьми с ОВЗ традиционно планируют и проводят всевозможные мероприятия для воспитанников групп свободного набора, а также родителей воспитанников разных возможностей с участием детей с ограниченными возможностями на базе школ-интернатов, на базе Центра, на других площадках.
Это ежегодные совместные новогодние спектакли, масленичные гуляния, акции «Посади цветок победы», «Петербургский колокольчик»; концертно-игровые программы посвящённые Дню матери, Дню Победы; конкурсы – выставки художественного творчества «Украшение для мамы», итоговая выставка детского творчества, выставка по безопасности дорожного движения «Дорога и мы и др. ; конкурсы по «Оригами», «Эй, девчонки!», «День компьютерщика» и др.
Работа психолога:
Для улучшения работы по развитию инклюзивного образования в ЦДЮТТ «Охта» было организовано психолого-педагогическое сопровождение.
Оказывает консультационную поддержку нашим педагогам, работающим с детьми с ограниченными возможностями, а также психологическую помощь родителям в воспитании и общении с детьми. Консультации проводятся по записи 2 раза в неделю.
С помощью педагогов и методистов проводит анкетирование всех воспитанников и родителей по теме. Сообщает результаты анкетирования методистам и педагогам, консультирует по результатам анкетирования.
Так проведенное в сентябре 2013 года анкетирование обычных воспитанников и их родителей о возможности совместного обучения с детьми с ОВЗ показало что: все опрашиваемые признают наличие проблемы приспособления детей с ОВЗ к жизни в обществе; чувствуют сострадание и желание помочь адаптироваться таким детям в социуме; их мнения совпали в выборе предпочтений к совместному взаимодействию только с определенными группами детей с ОВЗ, а именно с детьми с нарушениями слуха или двигательных функций; у обучающихся, в отличие от родителей, ниже уровень тревожности к возможному совместному обучению с детьми с ОВР; они же более склонны рассчитывать на получение положительного опыта в процессе совместного обучения со сверстниками с ОВЗ, в то же время, мнение родителей разошлось - 50/50; также, родители, в отличие от детей, наиболее склонны ожидать от педагогов повышенного уровня подготовленности в работе с детьми с ОВЗ.
Психолог консультирует педагогов по вопросам адаптации образовательных программ и применения специальных методик.
Проводит тестирование воспитанников с ОВЗ по наклонностям, по группам и дает индивидуальные консультации родителям воспитанников с ОВЗ.
Проводит тренинговые занятия с педагогами по желанию.
По возможности присутствует на занятиях с целью психологического контроля образовательного процесса.
Проводит обучающие семинары, круглые столы с методистами и педагогами, по вопросам работы с детьми с ОВЗ :ознакомление, обзор литературы по данному вопросу, обсуждение возникших проблем, разбор конкретных ситуаций.
Проводит ежегодный мониторинг по результатам проводимой педагогами диагностической методики «Дневник психолого - педагогических наблюдений».
Социальная деятельность осуществляется методистами, совместно с педагогами-организаторами и администрацией и включает в себя:
Развитие социального партнерства через сотрудничество со специализированными учреждениями, а так же библиотеками, музеями и другими учреждениями социально-культурной сферы в проведении массовых мероприятий с участием детей с ОВЗ.
Вовлечение в вопросы работы с детьми с ОВЗ членов Попечительского совета.
Привлечение внимания общественности к проблеме через проведение акций милосердия.
Повышение уровня осведомленности по проблеме в обществе.
Педагоги:
Непосредственно работают с детьми с ОВЗ по адаптированным образовательным программам (15 адаптированных программ были согласованы с кафедрой коррекционной педагогики в сентябре 2013 года)
Подготавливают детей с ОВЗ к участию в различных конкурсах творческих выставках.
Работают с родителями (с семьей) ребенка с ОВЗ на общих родительских собрания и на индивидуальных встречах.
Занимаются самообразованием, изучают литературу, публикации, методические пособия, изучают вопросы работы с детьми с ОВЗ на сайтах интернета, делятся опытом работы на круглых столах, посещают семинары, организованные психологом нашего центра.
Ведут «Дневники психолого-педагогических наблюдений» с использованием диагностической методики в работе с детьми с ОВЗ.
Анализируют образовательную и воспитательную деятельность по Программе и предоставляют отчет за год в самоанализе при собеседовании с администрацией.
Совместная работа педагога с методистами, администрацией и психологом позволили педагогам перейти от интуитивной работы с особыми детьми к практике по методикам, предложенным психологом.
Конечно же, нам требуется материальная поддержка педагогов, работающих с детьми с ОВЗ; курсы по подготовке педагогов дополнительного образования для работы с детьми с ОВЗ; требуется укрепление материально-технической базы для сформирования доступной образовательной среды для детей с ОВЗ (для детей-инвалидов с разными физическими и сенсорными возможностями требуются разные приспособления и оборудование). Отсутствует возможность получения дополнительного образования и реализации творческих способностей детей с ОВЗ, находящихся в домашних условиях.
В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что создание системы работы с детьми с ОВЗ возможно только при полном взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей с ОВЗ и из родителей, а так же психолога, методистов, педагогов-организаторов и администрации.
Педагогический коллектив ЦДЮТТ «Охта» будет развивать и совершенствовать свою работу в области работы с детьми с ОВЗ, по мере возможности решать материальные и психологические проблемы и тем самым способствовать формированию в обществе толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, популяризации идей содействия получению ими образования и их социальной интеграции.
Предварительный просмотр:
Государственно бюджетное учреждение дополнительного образования
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
«Детско-юношеский центр «Красногвардеец»
Методические рекомендации
«Возможности использования цифровых
технологий в спортивном туризме»
Авторы:
Бурнусус Любовь Алексеевна,
зав. отделом информационно-методической работы,
Жиленкова-Олендская Галина Васильевна,
методист.
Санкт-Петербург
2019
Методические рекомендации
«Возможности использования цифровых технологий в спортивном туризме»
Благодаря представленным методическим рекомендациям педагогические работники познакомятся с возможностью использования цифровых технологий в спортивном туризме с целью обеспечения безопасности проведения походов.
В 2019 году в России в рамках десятилетия детства проходит Год детского туризма. Целью Года детского туризма, по данным Министерства просвещения Российской Федерации является «популяризация детского туризма в России, создание условий для занятия детей туризмом, формирование у них навыков здорового образа жизни, активной жизненной позиции, приобщение детей к историко-культурному наследию, природным ценностям регионов России». Ожидается, что количество детей, принимающих участие в походах и экскурсиях к 2021 году вырастет на 300 тысяч. На современном этапе спортивный туризм как вид спорта входит в комплекс нормативов ГТО. А с 2019 года спортивный туризм по дисциплине «Дистанция» - вид «Дистанция пешеходная» и по дисциплине «Маршрут» вошли в программу Президентских спортивных игр.
В обширном арсенале средств дополнительного образования спортивный туризм имеет широкое поле воздействий, обращает на себя все более пристальное внимание как комплексное средство развития личности. Это и оздоровительная его направленность, и спортивная сущность. Туризм - средство, позволяющее сформировать и развить интеллектуальные возможности личности. Наконец, спортивный туризм используется не только как средство активного отдыха, но и как средство развития морально-волевых качеств личности. Наконец спортивный туризм используется не только как средство активного отдыха, но и как средство развития морально-волевых качеств личности, в том числе формирует нравственную культуру, воспитывает любовь к отечеству, помогает формированию высоких гражданских чувств, чувство долга и товарищества.
Важно подчеркнуть, что в спортивных туристских путешествиях, даже небольших по протяженности продолжительности, рождаются чувства коллективизма, любовь к природе, расширяется кругозор участников. Общая цель в походе сближает людей разного возраста. Каждый пройденный километр пути укрепляет уверенность в своих силах, приносит большое количество морального удовлетворение.
Волевые качества, ставшие чертами личности подростка-туриста, определяют в комплексе важнейшее свойство «спортивного характера» - волю к победе на соревнованиях или к прохождению запланированного туристского маршрута, соединяющую в себе способность к предельной мобилизации и сосреточению в экстремальных условиях, уверенность и общую психическую устойчивость, быстрое принятие решений.
Трудовое воспитание средствами туризма заключается в формировании умений и навыков самообслуживания и общественно полезной деятельности. Участники туристской группы должны обеспечивать самостоятельную жизнедеятельность на все время маршрута: ориентироваться и преодолевать препятствия, ставить лагерь, готовить пищу, ремонтировать снаряжение, чинить одежду, фотографировать, делать описание маршрута. Благодаря этому туристы не только усваивают элементарные приемы бытового труда, но и учатся проявлять сознательную дисциплину, организованность, согласованность совместных действий в работе.
Казалось бы, невозможно совместить спортивные путешествия детей по дикой природе, во время которых, оздоравливается и закаляется организм и их работу с современными цифровыми технологиями, от которых «здоровья не прибавляется», однако это не совсем так однозначно.
Цифровые технологии – это уникальное явление, которое за последние десятилетия коренным образом поменяло жизнь каждого из жителей планеты, сделав ее более комфортной.
Высокие технологии не обошли стороной и спортивно-туристскую сферу. Различные сайты спортивно-туристских федераций, всевозможные форумы и журналы, организованные в сетевом пространстве, многочисленные социальные сети, интернет-магазины и так далее для многих стали важным аспектом повседневности. А польза или вред цифровых технологий зависят от того, насколько необходимость в них сочетается с правильным использованием.
Ушли в прошлое тяжелые брезентовые палатки и чугунные котлы, появилось новое легкое оборудование и теперь туристы могут взять с собой значительно большее количество необходимого оборудования, чем раньше.
Интернет постоянно информирует о появлении нового нужного снаряжения для походов: непромокаемые палатки, гермоупаковки, покрывала, спасающие от гипертермии и гипотермии, водонепроницаемые средства связи, продукты питания, сохраняющие свою свежесть в герметичных и вакуумных упаковках, термобелье, рюкзаки с анатомической спинкой, специальная одежда и обувь, фильтры для воды и многое другое.
В спортивном туризме, особенно в детском спортивном туризме, всегда был актуальным спрос на передовые технологии.
Через электронную связь педагог извещает МЧС о группе, идущей в поход, согласовывает со спасателями пути аварийных выходов с маршрута, договаривается о периодичности связи. Надежные современные средства связи в походе очень важны, потому что, с их помощью легче обеспечить безопасность проведения походов.
Переход от традиционных средств с людьми, находящимися в походных условиях, к современным средствам произошло, можно сказать, недавно и они сразу стали востребованными, благодаря своему быстродействию.
Сотовые телефоны – самый доступный всем способ связи с близкими и с руководителями похода в экстренных ситуациях. Чтобы сотовые телефоны работали как можно дольше, руководители походов должны научить детей пользоваться ими по назначению: рассчитывать время зарядки телефона, убирать ненужные приложения, на которые расходуется энергия аккумуляторов, включать энергосберегающий режим, выключать и включать «точки доступа» и интернет по необходимости. В поход рекомендуется брать именно сотовые телефоны, а не смартфоны с удобной операционной системой, потому что заряд аккумуляторов смартфонов заканчивается намного быстрее.
Портативная рация – переносное приемно-передающее устройство, предназначенное для оперативной связи с целью безопасности прохождения маршрута. В поход обычно берут 2 рации, одна из которых находится у направляющего, а другая у замыкающего. Участники похода должны изучить диапазон действия раций, их мощность, возможности настройки на нужные частоты и научиться практически пользоваться рациями, учитывая температуру и влажность окружающей среды. Будущим участникам походов надо знать гражданские радиочастоты, которые являются общедоступными каналами для связи, а также правила общения. Портативные рации необходимы в походе для контроля отставания группы при плохой видимости, чтобы замыкающий мог оперативно подать направляющему информацию. В отличие от мобильной связи общение по рации обеспечивает практически мгновенное общение. По рации можно передать нужное сообщение, не требуя непосредственного ответа на вызов.
GPS/ГЛОНАС навигаторы, также являются хорошими помощниками в походах. GPS/ГЛОНАС навигаторы удобны и практичны, у них должен быть защищенный влагонепроницаемый корпус, чтобы была возможность пользоваться им в непогоду. GPS/ГЛОНАС навигаторы дают возможность мгновенно определят координаты для себя и для передачи данных в МЧС. GPS/ГЛОНАС навигаторы хорошие помощников случае возникновения чрезвычайной ситуации.
Спутниковый трекер – устройство, которое можно взять с собой на маршрут, в трудно доступные районы, в более сложные категорийные пешие, горные и водные походы, где нет мобильной связи. Спутниковые трекеры представляют собой устройство с противоударным и водонепроницаемым корпусом. Связь осуществляется под прикрытием гражданской спутниковой связи в России – Iridium или другой системы. Пройденный путь и текущее местоположение трекера отображается на картах Google. Сигнал с координатами отправляется через спутник и местоположение туристской группы отображается в специальном приложении на интерактивной карте. Наблюдающие за походом - администрация учреждения, родственники, друзья – могут, перейдя по ссылке, просматривать онлайн движение групп на экране своих компьютеров. Экстренная кнопка «SOS» защищена от случайных нажатий. Есть возможность осуществить отправку и прием через спутник текстовых SMS-сообщений.
Лавинный датчик – прибор, для горного и лыжного походов, там, где есть угроза схода лавин. Для человека, попавшего в снежную лавину, этот прибор может стать единственным шансом на спасение. Лавинный датчик представляет собой электронный радиоприбор, способный работать как на прием, так и на передачу. Лавинный датчик имеет следующие характеристики: рабочие частоты, время удержания заряда батарей, количество антенн, радиус действия, количество целей маркировки (людей под снегом), тип идентификатора.
Внешние аккумуляторы Power Bank также необходимы в походе. Их главная задача – дать возможность подзарядить трекеры и другие электронные устройства у каждого участника похода. Внешние аккумуляторы Power Bank имеют разный объем энергии, разную степень защиты от попадания пыли и воды, с фонариком и без него.
В условиях безоблачного неба очень удобен портативный Power Bank на солнечной батарейке, который можно прикрепить к рюкзаку.
Большую солнечную батарею, которую на отдыхе раскладывают на траве, также можно прикрепить к рюкзаку. Такая батарея заряжается от солнца несколько часов и накапливает очень большой объем энергии.
Надо отметить, что существуют и, так называемые, экзотические зарядные устройства: котелки, чайники и горелки, оснащенные преобразователями тепловой энергии в электрическую, портативные водо – и ветрогенераторы. Указанные зарядные устройства, находятся еще в стадии эксперимента и в походах не используются.
Известно, что для фиксации мест пребывания туристской группы используются фотоаппараты, видеокамеры и квадрокоптеры с видеокамерой.
Надежны в походах фотоаппараты с противоударным, водонепроницаемым и не пропускающим пыль корпусом. Фотографии используются для составления фотоотчетов.
Видеокамеры также нужны в походах для составления видеоотчета о маршруте, как, например, видеокамера – экшн-камера с автоматическими настройками для съемок в трудных условиях, в том числе ночью и в других условиях со слабым освещением, с защитой от попадания воды, компактные, легкие и прочные.
Квадрокоптер – летательный аппарат с четырьмя винтами (роторами), вращающимися диагонально в противоположных направлениях и обеспечивающий подъемную силу и позволяющий выполнять управляемый горизонтальный полет и совершать посадку. Управление осуществляется посредством специального RC-пульта с земли. Квадрокоптер обеспечивает полный обзор, съемочное оборудование на борту позволят информировать в реальном времени из любой локации. Это помощник в поисках пропавших людей в лесу, горах и других труднодоступных местах. Но, у квадрокоптера есть один существенный недостаток – его трудно транспортировать, так как он хрупкий, занимает много места и к нему необходим специальный аккумулятор для подзарядки.
Многофункциональные электронные часы, имеющие в комплекте: термометр, барометр, высокоточный высотометр, индикатор погоды и 3D цифровой компас, иногда с дополнительной функцией – штормовое предупреждение. С их помощью можно вести журнал измерений высоты с регистрацией данных через 1, 5, 30 и 60 секунд. Этот журнал хранится в памяти часов. Существуют дорогие многофункциональные электронные часы, которые питаются солнечной энергией, вмещают в себя сразу все приборы, необходимые в любом походе, за исключением того, что они не умеют фотографировать. Любые многофункциональные электронные часы очень удобные, но не обязательные для походов.
Использование цифровых технологий в спортивном туризме не значит, что пришло время старого доброго компаса или топографической карты. Ребята, как и раньше, учатся жить в природных условиях, покорять скалы, учатся ставить палатки, сооружать укрытия, разводить костер, ориентироваться в лесу и многому другому, что полезно для них сейчас и будет полезно в дальнейшей жизни.
Плюсами использования цифровых технологий в детском спортивном туризме можно считать возможности:
- повысить безопасность прохождения маршрута,
- исключить информационные ошибки,
- обеспечить достоверность данных о результатах походов,
- дополнительно мотивировать детей к занятиям спортивным туризмом.
И, все-таки, в наше время социальная свобода и психологическое здоровье человека все больше зависят от его просвещенности в области цифровых технологий. Именно эта просвещенность является тем необходимым звеном, которое дает человеку много возможностей в этой сфере с пользой для себя, особенно это важно в образовании. Очень важно подходить к использованию цифровых технологий с умом, правильно оценивать все преимущества и недостатки, которые они могут дать. Только в том случае, когда педагоги полностью осведомлены о полезных свойствах цифровых технологий, они знают, как передать свои знания и опыт использования учащимся.
Спортивный туризм, как никакой другой вид человеческой деятельности, приобщает занимающихся к прекрасному, к природе и обществу, наполняет жизнь духовным содержанием, делает ее красивее, богаче, помогает лучше познать окружающий мир.
Прогресс не останавливается и цифровые технологии становятся все эффективнее. Возможно, в будущем, мы действительно сможем быстро зарядить телефон или навигатор, просто приготовив себе ужин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дистанционное обучение школьников как средство обеспечения доступного качественного образования
Выступление на районном семинаре директоров школ (презентация к выступлению http://nsportal.ru/node/786022 )...
«ПРОГРАММНО-КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД – ПУТЬ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДОСТУПНОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ»
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми – инвалидами дополнительного образования в сообществе сверстников и взрослых является их неотъемлемым законодательно закреплённым право...
Доступность дополнительного образования детей в сельской местности
Из опыта работы нашей школы...
Выступление на педагогическом совете на тему: "Поиск путей оптимизации образовательной среды школы в целях обеспечения доступности качественного образования"
В данном материале был проведен поиск оптимальных путей повышения качества образования.Для этого были выделены уровни активности детей, что способствовало отысканию направлений работы с детьми, учитыв...
«Нетрадиционные техники рисования как один из инструментов доступности дополнительного образования и развития творческих способностей детей»
Мастер-класс предназначен для учителей-предметников изобразительного искусства, педагогов дополнительного образования. Мастер-класс имеет практическую направленность на применение и освоение раз...
Модель доступности дополнительного образования для детей, проживающих в сельской местности «От возможностей к перспективам развития»
В материале описывается Модель обеспечения доступности дополнительного образования для обучающихся в сельской местности. Модель предполагает реализацию дополниетльных общеобразовательных общеразвивающ...
Описание опыта реализации региональной модели выравнивания доступности дополнительного образования для детей, проживающих в сельской местности
Материал методических объединений...