Дополнительная общеразвивающая программа краеведческой направленности «Юный экскурсовод» для детей 5-7 классов
рабочая программа (5, 6, 7 класс)
Дополнительная общеразвивающая программа
краеведческой направленности
«Юный экскурсовод»
для детей 5-7 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа кружка "Юный экскурсовод" | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Бельск
«Согласовано» Руководитель МС ________________ МКОУ СОШ с.Бельск Протокол №________ От «______» _________ 201 г. | «Утверждаю» Директор МКОУ СОШ с.Бельск Толстикова С.Б. Приказ №________ От «______» _________ 201 г. |
Дополнительная общеразвивающая программа
краеведческой направленности
«Юный экскурсовод»
для детей 5-7 классов
срок реализации образовательной программы 1 год
Педагог дополнительного образования
Бедушвиль Светлана Николаевна
с. Бельск 2018 г.
В основу программы «Юный экскурсовод» заложена идея воспитания школьников, формирования чувства сопричастности к экскурсионной деятельности. Познание детьми азов экскурсионной деятельности – не только удовольствие, но и труд, связанный с необходимостью овладения новыми знаниями, умениями; это труд не только творческий, наполненный радостью, но и упорный, направленный на достижение определённого результата, требующий пытливости, инициативы, умения преодолевать трудности, критически относиться к достижениям и поражениям.
Программа «Юный экскурсовод» нацеливает ребят на освоение знаний о героическом прошлом России, истории родного края и школы, о духовных ценностях, о музеях, театрах, ораторском мастерстве, экскурсионном деле, которое требует умения владеть собой, прислушиваться к мнению окружающих, демонстрировать свой творческий потенциал.
Пояснительная записка
Одной из важнейших задач любого государства является формирование личности, будущего гражданина. Подростковый период – лучшая пора жизни человека. Это время отведено ему для познания основ наук, формирования гражданских и нравственных качеств, общения, дружбы и развития личности. Одним из методов формирования личности является привлечение школьников к экскурсионной деятельности. В процессе занятий осуществляется всестороннее развитие, обучение и воспитание детей – умственное, эстетическое, нравственное. Экскурсия - это и инструмент социализации, культурной адаптации, профессиональной ориентации юных граждан. Развитие экскурсионного дела в нашей стране непрерывно связано с дальнейшим совершенствованием форм и средств социального культурно-нравственного воспитания личности.
На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. На занятиях особое место отводится правильному показу экскурсионного объекта, рассказу, развитию речи, дикции, темпа и ее ритма. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений.
Настоящая образовательная программа ставит перед собой цель – формировать личность через организацию экскурсионной деятельности. Задачами программы являются:
Учебные:
- повысить уровень научности обучения;
- научить последовательно и правильно излагать изучаемый материал;
- выработать достаточно прочные знания грамотного письма и изложения текста;
- расширить кругозор учащихся в определенных отраслях знаний.
Воспитательные:
- воспитать гражданственность, любовь к своей малой Родине;
- воспитание гордости за свою малую родину, уважения к далеким предкам, к делам и трудам наших современников, гордости за успехи и достижения земляков;
- приобщить учащихся к культурно-историческим ценностям.
Развивающие:
- развить мотивацию личности к познанию и творчеству;
- повысить культуру общения;
- утверждение личности школьников;
- применение полученных знаний в социальной жизни.
Программа является адаптированной и составлена на основе авторской программы Стюбко Надежды Николаевны, учителя истории и обществознания МОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа» Красногородского района Псковской области и Маниной Елены Егоровны, учителя географии и истории, Муниципальное образовательное учреждение Тихоновская основная общеобразовательная школа Вохомского района Костромской области с учетом возрастных особенностей детей и наличия определенной аппаратуры, пособий и техники.
Актуальность данной программы определяется с одной стороны целями и задачами дополнительного образования, с другой необходимостью формирования у воспитанников четкого понятия исторической характеристики края.
В чем просматривается новизна программы?
Программа дополнительного образования предполагает другой стиль общения учителя и учеников. Такая форма организации занятий способствует не назидательному изучению основ краеведения, а развивает интерес к истории родного края, научно-познавательной деятельности на основе организованной работы по наблюдению за окружающей средой, экскурсионной деятельности, ведет к эстетическим переживаниям, практической готовности созидать вокруг себя, бережному обращению с вещами не только потому, что это чей-то труд, но еще и потому, что затрачены материалы, взятые из природы.
Программа адресована детям 11-14 лет (среднее звено). Количественный состав группы – переменный, около 10 человек. В группу принимаются все желающие, подходящие по возрасту дети.
По завершении освоения программы «Юный экскурсовод» выпускник должен знать:
- основные понятия и определения сферы экскурсионной деятельности;
- различные экскурсионные маршруты.
Уметь:
- приобретать первоначальные навыки экскурсионной деятельности;
- работать с информационными источниками;
- отбирать экскурсионные объекты;
- составлять экскурсионный маршрут;
- составлять тексты экскурсий.
Приобрести навыки:
- работы с объектами краеведения;
- работы с краеведческой литературой;
- проведения анализа роли ораторского мастерства и актерского искусства в анимационной программе.
Условия реализации программы
Особенностью программы является то, что каждый уровень обучения опирается на работу школьного музея. Он включает поисковую работу, пополнение музейных материалов, оформление альбомов и фотоальбомов, экспозиций, написание исследовательских работ.
Контроль
Прямыми критериями оценки результатов обучения служит успешное усвоение программы, умение самостоятельно собрать и обработать информацию. Косвенными критериями служат: заинтересованность участников в выбранном виде деятельности, развитие чувства ответственности, патриотизма.
Материально техническая база
Для более полного усвоения материала, необходимо будет использовать фотоаппарат (видеокамеру) для фиксирования некоторых данных и для составления фотоотчета о проведенных мероприятиях. Хорошим подспорьем в работе может стать диктофон при беседах с местными жителями.
Художественная литература также пригодится для сбора материала в музей.
Неотъемлемой частью работы станет принтер, сканер, копир и компьютер.
Основные методы работы
- Наблюдения, записи и фотографирование во время экскурсий;
- Беседы, обсуждения;
- Интервью с жителями;
- Метод коллекционирования (собирание газетных статей о своей малой Родине)
- Сбор материала для музея (краеведческие находки, экспозиции)
Формы работы
- Сбор материалов, отражающих историю села, школы и др.;
- Работа с историческим источником с целью получения необходимой информации
- Обработка полученных материалов
- Организация встреч с интересными людьми
- Проведение пеших экскурсий по родному краю, отражающих историю села, памятных мест.
- беседы;
- исследовательская работа;
- поисковая работа;
- практикумы;
- конкурсы
Формы проведения занятий предполагают сочетание теоретических и практических видов деятельности, экскурсий, работу с различной литературой и картами, поисково-исследовательскую деятельность. Такой подход позволяет разнообразить формы работы, вызывая интерес у детей к краеведению.
Основные источники краеведческой информации
1) периодическая печать (газеты, журналы, статьи, очерки);
2) художественная литература;
3) архивные фонды;
4) фонды музеев;
5) устные свидетельства старожилов.
Режим организации занятий
Продолжительность занятия | Периодичность в неделю | Кол-во часов в неделю | Общее кол-во часов |
2 ч. по 45 мин | 1 | 2 | 68 |
Учебно-тематический план кружка краеведческой направленности
«Юный экскурсовод»
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | ||
Теория | Практика | Общее кол-во часов | ||
1 | Введение | 2 | 2 | |
2 | Экскурсионная деятельность | 16 | 48 | 64 |
3 | Итоговое занятие | 2 | 2 | |
ИТОГО: | 28 |
Содержание программы
- Введение. Организационные вопросы. Собеседование с ребятами, желающими заниматься в кружке, мотивация к экскурсионной работе. Вводное занятие. «Экскурсовод-любитель». Вводный инструктаж по технике безопасности. Беседа о планах работы, их содержании и формах проведения, лекции с элементами беседы, использование видео-материалов по темам, рассказ о том, кто такой «экскурсовод - любитель».
- Экскурсионная деятельность.
- Знакомство с историей экскурсионного дела – 2 часа теоретических занятий. Знакомство с профессиональными терминами. Обсуждение проводимых экскурсий (что понравилось или нет и почему?).
- Экскурсия и её цели, задачи. Тема включает 2 теоретических и 4 практических занятия. Теория – лекция – рассказ о том, что такое экскурсия, признаки экскурсии: наличие экскурсионной группы, квалифицированный экскурсовод, протяженность экскурсии во времени и пространстве, целенаправленность. На практических занятиях нужно собрать экскурсионную группу. Посещение школьного музея и обсуждение возможных тем экскурсий по экспозициям музея. Знакомство с рабочими материалами школьного музея и обсуждение имеющихся документов.
- Выбор темы экскурсии - 2 практики. Ребятам предлагается сделать выбор тем, работа в подгруппах, определить цели и задачи выбранных тем экскурсий, обсуждение наработанного материала всеми членами кружка
- Посещение музея. 1-е практическое занятие – посещение музея дома народного творчества. 2-е практическое занятие - посещение музея сельской библиотеки и обсуждение имеющихся там материалов и экспонатов.
- Виды экскурсий и особенности их проведения. 2 теория, 4 практика. Теоретическое занятие о двух видах экскурсий: обзорной и тематической, состав экскурсантов: детская, взрослая, смешанная аудитория. На практических занятиях ребята определяют вид экскурсии по выбранной ранее тематике. Подбирают состав экскурсантов.
- Разработка плана для проведения тематической экскурсии. На четырех практических занятиях предстоит разработать план тематических экскурсий по выбранным ранее темам и для выбранных групп экскурсантов. Работа проводится в группах.
- Проведение экскурсии. 2 практических занятия на проведение «мини-экскурсий» с последующим обсуждением.
- Экскурсионные приемы: показ и рассказ. Теоретическая часть из 2-х занятий – лекция на определенную тему с использованием приемов проведения экскурсии. Практическая часть – выбрав одну из экспозиций, провести по ней мини – экскурсию (работа по группам) с последующим обсуждением.
- Экскурсия по одной из экспозиций музея (работа группами). Практические занятия по проведению экскурсий по выбранным темам (работа в группах) в школьном музее. Создание плана экскурсии для разных групп экскурсантов.
- Разработка экскурсионной темы. Теоретическая часть-лекция-беседа о рабочих документах, материалах, используемых экскурсоводами (методические указания по теме экскурсии, контрольный текст экскурсии, список литературы, «портфель экскурсовода», индивидуальный текст экскурсий). Практическая часть - 8 занятий. Все они будут включать подготовку рабочих материалов для подготовки к экскурсиям.
- Подготовка материалов по выбранной теме экскурсии. Теория предполагает обсуждение собранных рабочих материалов для выбранных экскурсий. Практическая часть - 4 занятия все они будут включать подготовку необходимой документации и материалов в соответствии с выбранной ребятами темой экскурсии по селу, школе с последующим обсуждением.
- Проведение экскурсий по выбранным темам. 8 практических занятий. На первых трех, члены кружка проведут экскурсии по выбранным темам с последующим обсуждением по очереди. Остальные экскурсии проводятся для ребят школы разных возрастов, учителей, гостей.
- Итоговое занятие. Круглый стол «Особенности экскурсионной работы в настоящее время», анкетирование «Что мне нравится в экскурсионной работе»
Календарно-тематическое планирование кружка
краеведческой направленности «Юный экскурсовод»
(всего – 68 ч., 2ч. в неделю)
№ | Наименование разделов и тем | В том числе | Кол-во часов | Дата | |
Теоретич | Практич | ||||
Введение (2 часа) | |||||
1 | Организационные вопросы | 1 | 1 | ||
2 | Вводный инструктаж по технике безопасности | 1 | 1 | ||
Экскурсионная деятельность (64 часа) | |||||
3-4 | Знакомство с историей экскурсионного дела | 2 | 2 | ||
5-11 | Экскурсия и её цели, задачи | 2 | 4 | 6 | |
12-13 | Выбор темы экскурсии | 2 | 2 | ||
14-15 | Посещение музея | 2 | 2 | ||
16-21 | Виды экскурсий и особенности их проведения | 2 | 4 | 6 | |
22-25 | Разработка плана для проведения тематической экскурсии | 4 | 4 | ||
26-27 | Проведение экскурсии | 2 | 2 | ||
28-35 | Экскурсионные приемы: показ и рассказ | 2 | 6 | 8 | |
36-39 | Экскурсия по одной из экспозиций музея (работа группами) | 4 | 4 | ||
40-53 | Разработка экскурсионной темы | 6 | 8 | 14 | |
54-59 | Подготовка материалов по выбранной теме экскурсии | 2 | 4 | 6 | |
60-66 | Проведение экскурсий по выбранным темам (работа группами) | 8 | 8 | ||
Итоговое занятие (2 часа) | |||||
67-68 | Круглый стол «Особенности экскурсионной работы в настоящее время» | 2 | 2 | ||
ИТОГО | 20 | 48 | 68 |
Список литературы
1 | 300 лет селу Бельску, 1991 |
2 | Зубарев Н.К. Очерки истории Черемховского района.- Иркутск: Издательский центр журнала «Сибирь», 2004.-272 с. |
3 | Ковальская Т.В. Бельск – село заповедное. - Восточно - Сибирское книжное издательство, 1991 |
4 | Косых А.П., Панов В.Н., Тюкавкин В.Г. История Иркутской области. Учебное пособие по краеведению.- Иркутск, 1983. |
5 | Материалы историко-краеведческого музея МКОУ СОШ с. Бельск |
6 | Ресурсы сети интернет |
7 | Электронные исторические книги |
8 | Ярина Я. А память прошлое хранит…- Иркутск, 2011 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА 1-3 КЛАСС
В мое портфолио входит программы по обучению хореографии. Благодаря предметам: ритмика, классический танец, народно-сценический танец, подготовка концертных номеров, история хореографического искусств...
Общеобразовательная дополнительная общеразвивающая программа «Декоративно-прикладное искусство». Кружок «Сувенир» (3 класс)
Общеобразовательная дополнительная общеразвивающая программа «Декоративно- прикладное искусство» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начальн...
Общеобразовательная дополнительная общеразвивающая программа «Декоративно-прикладное искусство». Кружок «Сувенир» (6 класс)
Общеобразовательная дополнительная общеразвивающая программа «Декоративно- прикладное искусство» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основно...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА НАПРАВЛЕННОСТЬ: Социально-педагогическая «Разговор о правильном питании» стартовый уровень (дополнительное образование)
Отличие программы дополнительного образования «Разговор о правильном питании» заключается в модульном подходе к структурированию содержания программы. Модульный подход позволяет...
Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа «Изостудия юного художника»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Изостудия юного художника» реализуется в рамках функционирования пришкольной досуговой площадки профильной проектной смены &la...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Юный турист» для 8-11 классов
Цели программы:совершенствование нравственного и физического воспитания детей средствами туристской деятельности, удовлетворение естественной потребности детей в непосредственном познании окружающего ...
Дополнительная общеразвивающая программа "Мастерская юного модельера"
В наше время, когда существует перенасыщение рынка количеством разнообразных швейных и трикотажных изделий, отпадает острая необходимость пошива одежды по индивидуальным выкройкам. Но сохраняется инте...