Дополнительная общеразвивающая программа "Мастерская юного модельера"
рабочая программа
В наше время, когда существует перенасыщение рынка количеством разнообразных швейных и трикотажных изделий, отпадает острая необходимость пошива одежды по индивидуальным выкройкам. Но сохраняется интерес к процессу создания необычных моделей одежды, целостных коллекций. А для этого все равно необходимо учиться шить, чтобы самой создать придуманное платье и не отстать от моды, которая во все времена была изысканна и капризна, но всегда интересна и привлекательна, особенно для молодежи. Почти все девчонки мечтают когда-нибудь выйти на подиум в модном наряде от известного кутюрье. Детскую мечту можно осуществить, создав собственную модель и придумав для нее «роль» в необычном спектакле театра моды. Необходимо поддерживать в детях это желание, насыщая их жизнь творчеством, деятельным и осознанным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
masterskaya_yunogo_modelera.doc | 648 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества»
(МАУДО «ЦДТ»)
«Челядьлöн творчество шöрин» содтöд тöдöмлун сетан муниципальнöй
асшöрлуна учреждение
(«ЧТШ» СТС МАУ)
Дополнительная общеобразовательная программа –
дополнительная общеразвивающая программа
«Мастерская юного модельера»
Направленность: художественная
Базовый уровень
Возраст учащихся: 14-17 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
педагог дополнительного образования
Корепова Алёна Андреевна
Сыктывкар, 2021
- КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
- Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная – дополнительная общеразвивающая программа «Мастерская юного модельера» имеет художественную направленность, так как ориентирована на развитие художественно-эстетического вкуса, художественных способностей, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира.
Настоящая программа разработана с учетом:
- Федерального Закона от № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
- Стратегии социально-экономического развития Республики Коми до 2035 года;
- Стратегии социально-экономического развития города Сыктывкара до 2030 года;
- Санитарных правил СП 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28;
- Приказа Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 г. № 196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от № 298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых";
- Приказа Министерства образования, науки и молодёжной политики Республики Коми «Об утверждении правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Республике Коми» от года № 214-п;
- Приложения к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от № 09-3242 «О направлении информации» (Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы);
- Приложения к письму Министерства образования, науки и молодёжной политики Республики Коми от 27 января 2016 г. № 07-27/45 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных - дополнительных общеразвивающих программ в Республике Коми»;
- Типового положения по проектированию дополнительных общеобразовательных программ – дополнительных общеразвивающих программ в муниципальных образовательных организациях от г. № 299;
- Устава МАУДО «ЦДТ».
Программа разрабатывалась педагогом с учётом проекта «Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».
Актуальность программы. Актуальность программы обусловлена запросом со стороны детей и их родителей на программы художественно-эстетического развития учащихся, материально-технические условия, для реализации которых имеются только на базе нашего Центра.
Кроме того в соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей, миссией дополнительного образования как социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, является превращение феномена дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства.[1]
В дополнительном образовании детей познавательная активность личности выходит за рамки собственно образовательной среды в сферу самых разнообразных социальных практик. Становясь членами высоко мотивированных детско-взрослых образовательных сообществ, дети и подростки получают широкий социальный опыт конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности. В этих условиях дополнительное образование осознается не как подготовка к жизни или освоение основ профессии, а становится суть основой непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности.
В наше время, когда существует перенасыщение рынка количеством разнообразных швейных и трикотажных изделий, отпадает острая необходимость пошива одежды по индивидуальным выкройкам. Но сохраняется интерес к процессу создания необычных моделей одежды, целостных коллекций. А для этого все равно необходимо учиться шить, чтобы самой создать придуманное платье и не отстать от моды, которая во все времена была изысканна и капризна, но всегда интересна и привлекательна, особенно для молодежи. Почти все девчонки мечтают когда-нибудь выйти на подиум в модном наряде от известного кутюрье. Детскую мечту можно осуществить, создав собственную модель и придумав для нее «роль» в необычном спектакле театра моды. Необходимо поддерживать в детях это желание, насыщая их жизнь творчеством, деятельным и осознанным.
В мастерской юного модельера девочки осваивают все этапы создания одежды. То, что делают детские руки, во многом уникально: здесь можно встретить современные стильные туалеты и национальную народную одежду, театральный костюм и авангардные модели. Ни в одном «взрослом» Доме моделей нет такого, чтобы коллекция от начала до конца создавалась одним человеком, да еще им же была продемонстрирована на сцене. На заключительном этапе мы видим не просто манекенщиц, а прежде всего, фантазеров, художников, портных.
Осознание своевременности и актуальности такого подхода к решению вышеназванной проблемы привело к созданию программы «Мастерская юного модельера».
Отличительные особенности. Программа имеет базовый уровень сложности, т.к. предполагает выстраивание индивидуальной траектории дальнейшего личностного, творческого, культурного и профессионального самоопределения учащихся, организацию участия в исследовательской, творческо-продуктивной и поисковой деятельности.
Данная программа содержит такие разделы, как изучение направления моды, основы моделирования одежды, изучение истории костюма, разработка и пошив изделий по выбору. Программа содержит этнокультурный компонент, который реализуется через изучение коми народного костюма, орнаментов, традиций, посещение этнографического музея. Новизна программы в её ориентации на достижение учащимися личностных и метапредметных результатов, вариативности. Программа обеспечивает вариативность форм проведения занятий (самостоятельная работа, проектная деятельность, коллективная творческая деятельность, мероприятия программы воспитания); обеспечивает организацию ситуации выбора на занятии (выполнение работ по собственному замыслу).
Содержание программы включает в себя самостоятельную работу учащихся.
Адресат программы. По данной программе могут заниматься девочки старшего школьного возраста. Программа рассчитана на 1 год обучения. После окончания курса учащиеся могут быть вновь набраны на данную программу, т.к. темы для коллекции меняются. Набор детей добровольный на основании заявления родителей (законных представителей).
Объем программы: 216 часов.
Срок освоения программы: 36 недель, 9 учебных месяцев, 1 учебный год.
Формы организации образовательного процесса и виды занятий.
Основной формой организации учебного процесса является учебное занятие. Применяются различные формы проведения занятий:
- аудиторные (фронтальные, групповые, коллективные, практическая работа, самостоятельная работа);
- внеаудиторные (самостоятельная практическая работа в карантин и актированные дни; конкурсы, экскурсии, походы, выставки, досугово-развивающие мероприятия).
Очно-заочная форма обучения может быть использована в период невозможности организации учебного процесса в очной форме: карантина, неблагоприятной эпидемиологической обстановки, актированных дней, может быть организована с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Обучение осуществляется на портале ГИС ЭО, социальной сети ВКонтакте.
Режим занятий: Группа занимается 2 раза в неделю по 3 часа. Продолжительность 1 академического часа - 45 мин. Количество детей в группе – 10 человек. Состав группы постоянный.
Цель и задачи программы
Цель: развитие и совершенствование творческих способностей учащихся, формирование художественного вкуса, приобретение опыта социальной адаптации через создание и постановку театрализованных представлений коллекций моделей одежды.
Задачи:
Обучающие:
- формировать представление о дизайне, о теоретических основах дизайна;
- обучить знаниям в области культуры одежды, технологической культуры и технологического образования;
- обучить детей решать творческие задачи в процессе работы над индивидуальными и коллективными проектами;
- обучить самостоятельно, производить раскрой изделия с учётом выбранной модели;
- научить оценивать качество выполненного задания.
Развивающие:
- научить выстраивать последовательность предстоящей работы, поэтапно ее планируя;
- научить решать творческие и технические задачи в процессе выполнения работы
- развивать у учащихся потребность трудиться, организовывать свой труд, соединяя приобретенные знания, умения, навыки;
- развивать проектное мышление и способность действовать в проектной группе;
- развивать способности анализировать свою деятельность.
Воспитательные:
- воспитать в детях художественный вкус, умение гармонически сочетать свой облик и стиль с костюмом;
- формировать качества личности: терпение, целеустремлённость, трудолюбие, стремление к совершенству, творческому росту;
- формировать чувство ответственности, сотрудничества со сверстниками в процессе выполнения заданий и совместного участия в коллективной творческой деятельности, социально значимой деятельности;
- ориентировать в выборе возможных профессий, связанных с производством одежды.
После завершения обучения по данной программе выпускники могут продолжить обучение в Сыктывкарском колледже сервиса и связи, высших учебных заведениях Москвы, Санкт-Петербурга по профилю деятельности.
- Содержание программы
Учебный план
Название модулей, тем | Общее количество часов | В том числе | Формы аттестации/контроля | |
Теория | Практика | |||
Вводное занятие. Входящая диагностика | 3 | 2 | 1 | Практическая работа. |
Модуль 1. История костюма. | 9 | 3 | 6 | Опрос. Практическая работа |
Модуль 2. Стилевое решение. Цвет в композиции костюма. | 24 | 3 | 21 | |
Модуль 3. Основы изображения костюма. Декоративная отделка. | 22 | 5 | 17 | |
Модуль 4. Разработка дизайн - проекта. Раскрой и пошив коллекции» | 138 | 11 | 127 | |
Модуль 5. Дефиле | 12 | 1 | 11 | |
Досугово-развивающая деятельность | 4 | - | 4 | |
Промежуточная аттестация | 2 | 1 | 1 | Опрос. Практическая работа |
Итоговое занятие. | 2 | 2 | ||
Всего: | 216 | 26 | 190 |
Содержание учебного плана
Тема 1. Вводное занятие. Входящая диагностика. Ознакомление с целями и задачами обучения. Техника безопасности на рабочих местах, при возникновении ЧС, при пожаре. Эвакуационные выходы. 3 ч.
Модуль 1 «История костюма».
Образовательная задача модуля: научиться создавать творческие продукты (коллажи).
Учебные задачи (подзадачи) модуля:
#1055;ознакомиться с историей костюма.
#1055;ознакомиться с основами изображения фигуры человека.
#1055;ознакомиться с понятиями: портрет, пропорции женской и мужской фигур, конструктивные пояса, силуэт..
4. Освоить базовые навыки изображения фигуры человека.
Тематические рабочие группы и форматы: организация работы осуществляется в групповой и индивидуальной формах.
Тематическая программа модуля:
№ п/п | Виды учебных занятий, учебных работ | Содержание | Кол-во часов |
Тема «История зарождения и развитие костюма» | Беседа | Презентация «История костюма». Беседа по теме. | 1 ч. |
Тема «Изучение орнаментов народов Коми» | Беседа | Теория. История зарождения и развития костюма. Исследование характерных особенностей исторического костюма по силуэту, форме, ритму, влияние его на современную моду. Взаимосвязь особенностей исторической эпохи и костюма. Русский национальный костюм. Костюм современного времени. Изучение орнаментов и костюмов народа коми. | 1 ч. |
Практическая работа | Выполнение эскизов коми орнамента. Посещение экскурсии МАУДО «ЦДТ» | 2 ч. | |
Тема «Основы изображения фигуры человека» | Беседа | Понятие «Портрет» (презентация). | 1 ч. |
Практическая работа | Практика: Конструктивные пояса. Эскизирование | 2 ч. | |
Тема «Силуэт фигуры человека и силуэт костюма» | Практическая работа | Эскизирование женской и мужской фигур. Эскизирование силуэта костюма. | 2 ч. |
Модуль 2 «Стилевое решение. Цвет в композиции костюма».
Образовательная задача модуля: научиться создавать стилевое решение костюма.
Учебные задачи (подзадачи) модуля:
1. Познакомиться с понятием «стиль».
2. Познакомиться с понятием: композиция, декорирование цвет в композиции, применение цвета в дизайне костюма.
3. Познакомиться с особенностями структуры фактуры и цвета ткани.
4. Создать творческие продукты: «Цветовое решение костюма в технике «аппликация».
Тематические рабочие группы и форматы: организация работы осуществляется в групповой и индивидуальной формах.
Тематическая программа модуля:
№ п/п | Виды учебных занятий, учебных работ | Содержание | Кол-во часов |
Тема «Стилевое решение костюма» | Беседа | Презентация «Стиль». Беседа по теме. | 1 ч. |
Тема «Подбор иллюстраций» | Практическая работа | Подбор иллюстраций моделей к определенному стилю. Посещение виртуальных экскурсий. | 2 ч. |
Тема «Цветоведение» | Беседа | Беседа по теме, просмотр презентации. Изображение цветового круга. Свойства композиции, контраст, тождество, нюанс. Композиционный центр, доминант. Симметрия и асимметрия. | 1 ч. |
Практическая работа | Работа над эскизами. | 2 ч. | |
Тема «Цветовые характеристики. Выполнение упражнений» | Беседа | Беседа по теме, просмотр фотографий по теме. | 1 ч. |
Практическая работа | Выполнение работ, направленных на технику смешивания красок, передачу цветов и формы предмета. Выполнение упражнений на гармоничное сочетание цветов, растяжку цвета. | 8 ч. | |
Тема «Цветовое решение костюма» | Практическая работа, групповая работа | Работа в команде. Цветовое решение костюма в технике аппликация. | 9 ч. |
Модуль 3 «Основы изображения костюма. Декоративная отделка».
Образовательная задача модуля: научиться базовым навыкам изображения костюма.
Учебные задачи (подзадачи) модуля:
#1055;ознакомиться с понятиями композиция, декор, композиционный центр, доминант, симметрия и асимметрия.
2. Освоить базовые навыки изображения костюма.
3. Создать творческие продукт: «Рисунок-вечернее платье, костюм для дома/улицы/школы».
Тематические рабочие группы и форматы: организация работы осуществляется в групповой и индивидуальной формах.
Тематическая программа модуля:
№ п/п | Виды учебных занятий, учебных работ | Содержание | Кол-во часов |
Тема «Коллекция одежды» | Беседа | Беседа по теме. Требование к коллекции одежды. | 2 ч. |
Тема «Силуэт, линия, фасон. Эскизирование» | Практическая работа | Работа над эскизами. Соответствие материала и формы в одежде. Драпировка, фактура ткани. Цветовая гармония в костюме. Эскизирование. | 5 ч. |
Тема «Проект» | Беседа | Беседа по теме, просмотр аналогов эскизирования вечерних платьев. Беседа на тему: «Критерии оценки проекта». | 2 ч. |
Практическая работа | Выполнение работ «Вечернее платье», « комплектов одежды для дома, школы, улицы». | 5 ч | |
Тема «Декор» | Беседа | Беседа по теме, просмотр иллюстраций различных декоров одежды. Знакомство с понятием «Декорирование». | 1 ч. |
Практическая работа | Поиск аналогов, материалов для создания творческого продукта «Преобразование изделия с помощью отделки». Практическая работа. | 7 ч. |
Модуль 4 «Разработка дизайн - проекта. Раскрой и пошив коллекции».
Образовательная задача модуля: научиться разрабатывать дизайн-проект коллекции одежды.
Учебные задачи (подзадачи) модуля:
1. Познакомиться с понятиями: «дизайн-проект», «раскрой», «пошив», «лекала».
2. Освоить техники раскроя и пошива.
3. Создать творческие продукт: «Коллекция одежды».
Тематические рабочие группы и форматы: организация работы осуществляется в индивидуальной и групповой формах.
Тематическая программа модуля:
№ п/п | Виды учебных занятий, учебных работ | Содержание | Кол-во часов |
Тема «Разработка моделей на определенные типы фигур» | Беседа | Беседа по теме. Основные измерения фигуры. Последовательность снятия мерок. | 2 ч. |
Практическая работа | Построение конструкции основы плечевых изделий. Текущий контроль. | 14 ч. | |
Тема «Разработка дизайн-проекта» | Беседа | Беседа по теме, просмотр аналогов. Принципы составления коллекции. Выбор темы. | 4 ч. |
Практическая работа | Выполнение эскизов костюма. Разработка миниатюрных деталей. | 24 ч. | |
Тема «Раскрой и пошив коллекции» | Беседа | Беседа по теме, просмотр аналогов. | 5 ч. |
Практическая работа | Поиск материалов. Определение расхода ткани. Изменение лекала под индивидуальную модель. Наметка из ткани, припуски. Проведение примерок. Раскрой костюма, изготовление аксессуаров и обуви. Реализация проект на ранее выбранную тему. | 89 ч. |
Модуль 5 «Дефиле».
Образовательная задача модуля: создавать заданный образ.
Учебные задачи (подзадачи) модуля:
1. Познакомиться с понятиями: «дефиле», «постановка дефиле», «актерское мастерство».
2. Освоить техники дефиле.
3. Творчески представить свою коллекцию одежды.
Тематические рабочие группы и форматы: организация работы осуществляется в индивидуальной и групповой формах.
Тематическая программа модуля:
№ п/п | Виды учебных занятий, учебных работ | Содержание | Кол-во часов |
Тема «Создание заданного образа» | Беседа | Беседа по теме. Подбор музыки. Знакомство с понятием «актерское мастерство». | 1 ч. |
Практическая работа. | Постановка движений. Посещение выставок и мероприятий. | 4 ч. | |
Тема «Работа в заданном образе» | Практическая работа. | Работа в заданном образе. Репетиция движений. | 5 ч. |
Тема «Дефиле» | Практическая работа | Работа в команде. Показ коллекций. | 2 ч. |
Тема 2: Досугово-развивающая деятельность.
Практика. Посещение выставок, экскурсии. Мероприятия по программе воспитания, социализации и творческого развития учащихся МАУДО «ЦДТ».
Промежуточная аттестация - 2 ч. Форма: опрос, практическая работа
Итоговое занятие – 2 ч. Подведение итогов. Награждение учащихся и родителей.
Планируемые результаты.
В результате обучения по программе у учащихся будут сформирована следующая группа результатов:
Предметные результаты. Учащийся
- будет иметь представление о дизайне, об основах разработки коллекции одежды;
- будет знать о культуре одежды, технологической культуре и технологическом образовании;
- научится решать творческие задачи в процессе работы над индивидуальными и коллективными проектами;
- научится самостоятельно производить раскрой изделия с учётом выбранной модели;
- научится оценивать качество выполненного задания.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД. Учащийся научится:
- продумывать последовательность предстоящей работы, поэтапно ее планируя;
- соотносить свои возможности и качественное выполнение задания;
Познавательные УУД. Учащийся научится:
- проявлять индивидуальные творческие способности;
- решать творческие и технические задачи в процессе выполнения работы;
- соотносить выполненное задание с образцом, предложенным педагогом;
- оценивать результаты своей работы.
Коммуникативные УУД. Учащийся научится:
- соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;
- слушать и понимать речь других;
- участвовать в диалоге на занятии;
- участвовать, взаимодействовать в паре.
Личностные результаты. У учащихся будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к занятиям и новым видам деятельности
- мотивация к творческому труду, практической деятельности
- знания основных моральных норм и ориентация на их выполнение
- адекватная самооценка, объективное отношение к себе и своим способностям
- КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
- Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
- Швейные машины бытовые электрические «Janome» – 5 шт.
- Электрическая швейная машина «Чайка» - 1 шт.
- Оверлок «JUNMA GN 1-2»– 1 шт.
- Трикотажный оверлок «Bernina»– 1 шт.
- Распошивальная машина «Janome» - 1 шт.
- Электрический утюг «Bosch» - 1 шт.
- Компьютер- 1 шт.
- Столы раскройные – 3 шт.
- Стулья – 20 шт.
- Примерочная кабина – 1 шт.
- Шкаф – 1 шт.
- Зеркало – 2 шт.
- Манекен – 1 шт.
- Доска гладильная – 1 шт.
- Доска магнитная – 1 шт.
- Ножницы закройщика – 10 шт.
- Швейные принадлежности.
Методическое обеспечение.
Информационно-методическое обеспечение программы
- Литература:
- Бланк А.Ф., Фомина З.М. «Моделирование и конструирование женской одежды». – Легпромбытиздат, Москва, 1994, 255с.
- Козлова Т.В., Рытвинская Л.Б., Тимашева З.Н. «Основы моделирования и художественного оформления одежды», - Москва, «Лёгкая индустрия», 1979, 166с.
- «Школа шитья» Москва, «Эксмо», 2004, 415с.
- Периодика (журналы мод с выкройками и без) – 74 шт.
- CD-диски для постановки дефиле – 14 штук.
- DVD-диски с записью дефиле – 8 шт.
- Видео-кассеты с записью «Крой изделий», «Технологическая последовательность изготовления легкого платья», 4 части – 5 шт.
- Таблицы, плакаты (по технологии, по ТБ)– 14 шт.
- Типовые лекала брюк – 7 шт.
- Типовые лекала рукавов – 4 шт.
- Типовые лекала воротников – 24 шт.
- Индивидуальные лекала поясных изделий (юбок) – 12 шт.
- Индивидуальные лекала плечевых изделий – 12 шт.
- Образцы тканей (альбом, планшеты) – 11 шт.
- Образцы изготовления карманов – 3 шт.
- Эскизы по темам, по направлению моды – 20 шт.
- Шаблоны для прорисовки моделей – 6 шт.
- Альбом-летопись объединения (с фото, дипломами) – 1 шт.
- Сценарии по воспитательной работе – 2 шт.
Применяемые методы и технологии обучения
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является учебное занятие. Занятия направлены на развитие творческих способностей, навыков и умений при работе с различными материалами.
Основные подходы к отбору содержания занятия и его структуре:
- Учебное занятие должно быть воспитывающим.
- Система занятий должна формировать и развивать положительное
отношение учащихся к обучению, развитию творчества, получению знаний, навыков, умений.
- Практические работы должны включать процесс творческого поиска.
- В процессе учения надо воспитывать аккуратность, терпение, упорство, умение вести себя в коллективе, сотрудничать со сверстниками и педагогом.
- Менять, по возможности виды деятельности, оптимально сочетать разнообразные методы обучения.
- Управлять учебным процессом на занятии: большая часть занятия отводится активной работе учащихся.
Задания могут быть интерпретированы педагогом, но в рамках темы. Обсуждение выполненных работ – важный элемент учебного занятия, оно способствует развитию адекватной самооценки, интереса и уважительного отношения учащихся друг к другу.
При составлении плана занятий учитываются возрастные особенности детей, степень их подготовленности, знания и навыки.
Каждое занятие по темам программы включает теоретическую часть и практическое выполнение задания, закрепление пройденного, рефлексию.
На занятиях уделяется внимание воспитанию культуры труда, рациональному использованию материала, планированию, организации рабочего места, соблюдению правил техники безопасности, воспитанию доброжелательного отношения детей друг к другу.
Образовательная деятельность строится на основе системно-деятельностного подхода, основной результат применения которого – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий
Деятельностный подход к обучению предусматривает:
- наличие у детей познавательного мотива и конкретной учебной цели;
- выполнение учащимися определённых действий для приобретения недостающих знаний;
- выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
- формирование у учащихся умения контролировать свои действия;
- включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Технология системно - деятельностного подхода является механизмом качественного достижения новых результатов образования и включает в себя:
- Мотивацию к учебной деятельности;
- Актуализацию знаний;
- Проблемное объяснение нового знания;
- Первичное закрепление во внешней речи;
- Самостоятельную работу с самопроверкой (внутренняя речь);
- Включение нового знания в систему знаний и повторение;
- Рефлексия.
При проведении занятий используются следующие методы (классификация Ривкина Е.Ю.):
Объяснительно-иллюстративный метод (объяснительно-рецептивный) используется для первичного ознакомления с учебным материалом и направлен на восприятие обучающимися готовой информации (рассказ, лекция, объяснение учителя, демонстрация картин и т.п.).
Репродуктивный метод подразумевает воспроизведение «готовых», сообщённых знаний и способов деятельности, организацию деятельности обучающихся по готовому алгоритму (пересказ, описание объекта по плану, чтение карты и т.п.) и наиболее приемлем на этапах первичного закрепления учебного материала.
При проблемном изложении учитель ставит перед обучающимися проблему; совместно с учениками выводит гипотезу, строит мысленный эксперимент, анализирует различные варианты, приводит обучающихся к результату, показывает им путь научного познания мира. Проблемная беседа применяется для изучения нового материала, углубления, закрепления и систематизации учебного материала.
Частично-поисковый (эвристический метод) предполагает видение обучающимися проблем через постановку вопросов, требующих от них самостоятельного поиска недостающей информации, доказательств. Выявления причинно-следственных связей, формулировки выводов. Учитель в данном случае выполняет роль наставника.[2]
При использовании объяснительно-иллюстративного метода применяются наглядные средства обучения - картины, рисунки, эскизы, плакаты, фотографии; образцы моделей; презентации; видеоматериалы.
Форма проведения занятий в объединении «Театр моды «Северина» - фронтальная, но специфика предмета требует индивидуального подхода к каждому учащемуся. Теоретическая часть занятия проходит в виде беседы с просмотром интернет- ресурсов, эскизов, с обсуждением увиденного.
Сообщение новых знаний происходит в коллективной форме для всех учащихся одновременно. Практическая деятельность детей осуществляется по предложению педагога, либо - по выбору детей.
Коллективная работа на занятии: задание может быть предложено 2-м учащимся, группе из 3-6 человек или всем детям одновременно. Совместная деятельность будет эффективна, если ясна цель работы, ее значимость, объединены усилия, есть чувство взаимной ответственности и оказания помощи друг другу.
Одна из форм занятий – экскурсии в ателье, технологический колледж с целью профориентационной работы.
Для успешного выполнения программы разработаны наглядные пособия, типовые лекала, альбом с образцами тканей, эскизы, оформлены стенды. Для наглядной агитации активно используются интернет-ресурсы.
Особое внимание уделяется занятиям хореографией для развития пластики, обучению искусству дефиле, для постановки коллекций и творческого отчета.
Наиболее важной формой учебной деятельности является презентация коллекции, которая наглядно и ярко представляет результат проделанной работы за год, а также участие в конкурсах по профилю деятельности.
Самостоятельная работа может быть предложена учащимся во время актированных дней или карантинных мероприятий. В этот период для самостоятельной работы может быть использована литература (журналы, книги), а также Интернет-ресурсы по заданным темам программы.
Программой предусмотрена вариативность учебной деятельности:
1) учащимся предоставляется свобода выбора моделей,
2) варьирование сложности выполняемых работ с учетом возможностей и желания ребенка;
3) создание новых моделей одежды, авторское моделирование и конструирование;
4) изготовление сувениров для родителей, педагогов, друзей,
5) участие в социально значимых акциях и мероприятиях программы воспитания, социализации и творческого развития учащихся МАУДО «ЦДТ»;
6) участие в конкурсах и фестивалях различного уровня;
7) участие в концертных программах и показательных выступлениях.
Применение в образовательном процессе технологий деятельностного типа, технологий личностно – ориентированного обучения позволяет найти индивидуальный подход к каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении. Личностно-ориентированный подход позволяет осуществить выбор задания, объем материала с учетом сил, способностей и интересов ребенка, создаёт ситуацию успеха для каждого учащегося, сотрудничества с другими членами коллектива и педагогом.
Технология проблемно-диалогического обучения способствует развитию логического мышления учащихся. Цель применения технологии проблемного обучения: научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий.
Проблемное учение – это учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснений учителя в условиях проблемной ситуации, самостоятельного (или с помощью учителя) анализа проблемных ситуаций, формулировки проблем и их решения посредством выдвижения предложений, гипотез, их обоснования и доказательства, а также путем проверки правильности решения. Применение технологии проблемного обучения на практике, позволяет формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания в учебном процессе.
Структура проблемного урока
#1054;рганизационный момент
| - включение детей в деятельность; - выделение содержательной области. |
2. Актуализация знаний
| - воспроизведение понятий и алгоритмов, необходимых и достаточных для «открытия» нового знания; - фиксирование затруднения в деятельности по известной норме. |
3. Постановка учебной проблемы
| - определение затруднения, его место. - определение необходимости нового знания. |
4. «Открытие» учащимися нового знания
| - выдвижение гипотезы; - проверка гипотезы. |
5. Первичное закрепление
| - внешнее оформление новых алгоритмов; - фиксирование уже оформленного знания. |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой в классе
| - самостоятельное решение типовых заданий; - самостоятельная проверка учащимися своей работы. |
7. Повторение
| - включение нового материала в систему знаний; - решение задач на повторение и закрепление ранее изученного материала. |
8. Итог занятия
| - рефлексия деятельности на уроке; -самооценка учащимися собственной деятельности. |
На проблемном уроке создаются все условия для проявления познавательной активности учеников. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Затем, обязательное проговаривание алгоритма решения и применение его на практике при выполнении самостоятельной работы.
Технология исследовательской деятельности позволяет развивать у детей наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач, проведении наблюдений, анализе и обработке полученных результатов. В результате происходит активное овладение знаниями, умениями и навыками.
Технология проектной деятельности. В основе этой технологии лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
С целью создания здоровьесберегающей среды обучения, обеспечения охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса и внеурочной деятельности применяются следующие формы работы:
- составление расписания учебных занятий с учетом требований СанПиН;
- обеспечение температурного режима и освещенности в учебном кабинете;
- обеспечение питьевого режима детей;
-проведение инструктажей по технике безопасности и действиям в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
- проведение физминуток; пальчиковая гимнастика; упражнения для глаз;
-стендовое оформление материалов по охране труда, пожарной безопасности, действиям в условиях ЧС.
Для формирования ценностного отношения к здоровью, потребности в здоровом образе жизни, профилактики вредных привычек реализуется раздел «Здоровое поколение» программы воспитания. Для учащихся проводятся:
- выходы на каток и лыжную базу;
- игра по станциям «Спортландия»;
- спортивные эстафеты;
- профилактические беседы «Мы - за здоровый образ жизни!», «Безопасность на дороге».
Воспитательная работа
Воспитательная работа является неотъемлемой частью учебного процесса и направлена на:
- развитие личностных творческих способностей каждого ребёнка;
- создание ситуации успеха для каждого учащегося;
- создание условий для сплочения коллектива;
- формирование у детей стремления радовать окружающих доступными им возможностями;
- развитие умения общаться, культуры общения, умения организовать свой досуг и досуг друзей;
6) развитие интереса к предпрофессиональной и профессиональной подготовке;
Массовые мероприятия в д/о проводятся в дни школьных каникул, внутри детского объединения, в ЦДТ и за его пределами. Продолжительность мероприятий обычно не превышает учебную нагрузку.
Конкурсы, выставки, экскурсии, встречи и т.д. проводятся в течение всего учебного года по плану. Для подготовки и проведения конкурсов, праздников, игровых программ привлекаются старшие кружковцы и активисты совета кружковцев, приглашаются родители.
Работа с родителями
Сотрудничество с родителями – залог всей работы детского объединения. План работы с родителями выстраивается в соответствии с программой воспитания, социализации и творческого развития учащихся МАУДО «ЦДТ», в которой имеется раздел «Семейный очаг».
Основные формы работы с родителями:
- родительские собрания;
- собеседования, индивидуальные консультации;
- участие в проведении коллективных творческих дел;
- посещение открытых занятий, выставок детского творчества, концертов и творческих отчётов;
- укрепление материальной базы.
Родители являются полноправными участниками учебно-воспитательного процесса, помощниками в организации праздников, конкурсов, экскурсий. Особую роль играет их участие в подготовке конкурсов и фестивалей, укреплении материальной базы. На родительских собраниях, открытых занятиях родители знакомятся с образовательными программами, планами УВР; посещая выставки, концерты, творческие отчёты - с результатами освоения программы, творческими достижениями своих детей.
Выявить удовлетворённость родителей результатами и условиями обучения позволяет анкетирование родителей.
- Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Определение уровня освоения программы осуществляется в соответствии с Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации МАУДО «ЦДТ».
Для определения фактического состояния образовательного уровня проводится промежуточная аттестация.
Цель промежуточной аттестации – выявление уровня развития способностей учащихся и их соответствия с прогнозируемым результатом программы. В целях определения результатов и качества освоения программы необходима система мониторинга, то есть систематического контроля уровня знаний, умений, навыков и компетентностей учащихся. Для проведения диагностики качества знаний разработаны критерии оценки уровней усвоения программы по годам обучения (контрольно - дидактический материал см. в приложении к программе).
Контроль качества знаний проводится в форме опросов, тестов, практических заданий, наблюдения.
Этапы аттестации учащихся.
Сроки, Вид аттестации | Цель | Содержание | Форма | Критерии |
Сентябрь Входящая диагностика | Определить исходный уровень подготовленности учащихся | Введение в деятельность. Входящая диагностика. | Практическая работа. | см. в разделе 4 «УМК» |
Текущий контроль | Определить уровень усвоения пройденного материала. | Выявление уровня освоения программного материала модулей (см. раздел программы «Описание КИМ») | Опрос. Практическая работа | |
Апрель Промежуточная аттестация | Определить уровень усвоения программного материала за год | Знание терминологии. Разработка эскизов коллекции одежды на заданную тему | Опрос. Практическая работа |
Описание контрольно-измерительных материалов программы
Предмет оценивания | Формы и методы оценивания | Характеристика оценочных материалов | Показатели оценивания | Критерии оценивания | Вид аттестации | |
1. | Определение исходного уровня подготовки учащихся | Практическая работа. Наблюдение | Оценка теоретических и практических знаний в области дизайна и творчества . | -Умение самостоятельно отвечать на заданные вопросы. -Умение использовать полученные знания в ходе работы Приложение 1 | Подробно критерии представлены в Приложении 1 | Входящая диагностика. Текущий контроль |
2. | Выявление уровня освоения программного материала 1 модуля «История костюма». | Опрос. Практическая работа Анализ и оценка творческой работы | Проверка освоения знаний истории костюма, основы изображения человека. | - Знание терминов. -Создание композиции. - Качество творческой работы, уровень ее выполнения Приложение 2 | Подробно критерии представлены в Приложении 2 | Текущий контроль |
3 | Выявление уровня освоения программного материала 2 модуля «Стилевое решение. Цвет в композиции.». | Опрос. Практическая работа Анализ и оценка творческой работы | Проверка освоения знания и техники цветоведения, изученных в модуле, умения применять полученные знания при выполнении работ | - Знание техник, умение анализировать работы в полной мере. - Качество творческой работы, уровень ее выполнения Приложение 2 | Подробно критерии представлены в Приложении 2 | Текущий контроль |
4 | Выявление уровня освоения программного материала 3 модуля «Основы изображения костюма. Декоративная отделка». | Опрос. Практическая работа Анализ и оценка творческой работы | Проверка освоения знания терминов, изученных в модуле, умения применять полученные знания при выполнении работ | - Знание терминов. - Качество творческой работы, уровень ее выполнения Приложение 2 | Подробно критерии представлены в Приложении 2 | Текущий контроль |
5 | Выявление уровня освоения программного материала 4 модуля «Разработка дизайн-проекта. Раскрой и пошив коллекции». | Опрос. Практическая работа Анализ и оценка творческой работы | Проверка освоения знания техники раскроя и шитья, умения применять полученные знания при выполнении работ | - Знание техник, их названий, умение анализировать работы в полной мере. - Качество творческой работы, уровень ее выполнения Приложение 2 | Подробно критерии представлены в Приложении 2 | Текущий контроль |
6 | Выявление уровня освоения программного материала 4 модуля «Дефиле». | Опрос. Практическая работа Анализ и оценка творческой работы | Умение анализировать, умения подать свою работу | - Умение анализировать работы в полной мере. - Качество творческой работы, уровень ее выполнения Приложение 2 | Подробно критерии представлены в Приложении 2 | Текущий контроль |
7 | Личностные и метапредметные результаты | Наблюдение | Оценка сформированности личностных и метапредметных результатов | - Личностные результаты. - Регулятивные результаты - Познавательные результаты - Коммуникативные результаты | Подробно критерии представлены в Приложении 4 | Текущий контроль |
8 | Определение уровня освоения образовательной программы | Опрос. Практическая работа Анализ и оценка творческой работы | Оценка теоретических знаний и практических умений | Знание терминов, скорость ответов Анализ теоретической части Наличие работ Аккуратность Умение выражать свои мысли | Подробно критерии представлены в Приложении 3 | Промежуточная аттестация |
#1057;ПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно – правовые документы
- Федеральный закон от № 273-фз «Об образовании в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ ) [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
- Приказ Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 г. № 196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении СП «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
- Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. N 1726-р «Об утверждении концепции развития дополнительного образования детей» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
- Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. N 1726-р) [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. //Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. –М.: Просвещение, 2009.
- Стратегия социально-экономического развития Республики Коми до 2035 года
- Стратегия социально-экономического развития города Сыктывкара до 2030 года
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года №996-р) [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
- Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении стратегии развития воспитания на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
- Устав муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества» // Зарегистрирован
Список литературы для педагогов
- 1. Э.К, Амирова «Конструирование одежды» / [текст]: Э.К, Амирова, О.В. Саккулина, Б.С. Саккулин, А.Т. Труханова. -3-е изд., стер. - М. : Издательльский центр "Академия", 2016. -496 с.
- Г.М. Гусейнов «Композиция костюма» /[текст]: Г.М.Гусейнов, В.В. Ермилова, Д.Ю. Ермилова. - М.: Издательский центр «Академия», 432с.
- Рачитская Е.И., «Моделирование и художественное оформление одежды» /[текст]: Рачитская Е.И., Сидоренко В.И.,- M.: Феникс 2003г.
- Бланк А.Ф., Фомина З.М. «Моделирование и конструирование женской одежды». – Легпромбытиздат, Москва, 1994, 255с.
- Визер В. В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве. – СПб.: Питер,2007. – 192 с. : ил.
- Дранов С. В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. – Санкт-Петербург: Каро, 2004.
- Горина Г.С. «Моделирование формы одежды» - М.: Лёгкая и пищевая промышленность, 1982, 184с.
- Киреева Е.В. «История костюма» - М.: «Просвещение», 1976, 174с.
- Козлова Т.В., Рытвинская Л.Б., Тимашева З.Н. «Основы моделирования и художественного оформления одежды», - Москва, «Лёгкая индустрия», 1979, 166с.
- Орлова Л.В. «Азбука моды», Москва, «Просвещение», 1989, 176с.
- Осипова Л.В. «Практикум по обработке тканей», Москва, «Просвещение», 1979, 126с.
- Пармон Ф.М. «Композиция костюма», Москва, Легпромбытиздат, 1985, 263с.
- Першина Л.Ф., Петрова С.В. «Технология швейного производства», Москва, Легпромбытиздат, 1991, 415с.
- Чижикова Л.П. «Кружок конструирования и моделирования одежды», Москва, «Просвещение», 1990, 142с.
- Чуева Т.И., Козубова И.Н., Пенькова М.Д., Рогова Т.М. – авторская образовательная программа «Школа-театр моды», Белгород, 2003, ГОУ ЦРСДОД
- Журналы мод: «Ателье», «Burda» и др.
Список литературы для детей
- Гардман Ю.С. «1001 путь к моде, стилю, элегантности», Москва, «Рипол классик», 2001,350с.
- Дашкевич Л.М. «Швея, портной верхней, женской одежды», Ростов-на-Дону «Феникс», 2001, 350с.
- Егорова Р.И., Монастырская В.П. «Учись шить», Москва «Просвещение», 1989, 165с.
- Кибалова Л., Гербенова О., Ламарова М. «Иллюстрированная энциклопедия моды» Прага «Артия», 1987, 608с.
- «Школа шитья» Москва, «Эксмо», 2004, 415с.
- Журналы мод «Ателье», «Burda» и др.
Интернет ресурсы
4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Раздел программы | Тема занятия | Всего часов | Теория | Практика |
1 | 1. Вводное занятие. | Теория. Вводное занятие. Входящая диагностика Ознакомление с целями и задачами обучения. Техника безопасности на рабочих местах, при возникновении ЧС, при пожаре. Эвакуационные выходы. Входящая диагностика. | 3 | 2 | 1 | |
2 | 2. История костюма. | Теория. «История зарождения и развития костюма». Презентация «История костюма» | 1 | 1 | - | |
3 | Теория. «Изучение орнаментов народа Коми». Исследование характерных особенностей исторического костюма по силуэту, форме, ритму, влияние его на современную моду. Взаимосвязь особенностей исторической эпохи и костюма. Русский национальный костюм. Костюм современного времени. Изучение орнаментов народов Коми. | 1 | 1 | - | ||
4 | Практика. «Изучение орнаментов народа Коми». Выполнение эскизов коми орнамента. | 2 | - | 2 | ||
5 | Теория. «Основы изображения фигуры человека». Понятие «Портрет». Пропорции женской и мужской фигуры. | 1 | 1 | - | ||
6 | Практика. «Основы изображения фигуры человека». Конструктивные пояса. Эскизирование. | 2 | - | 2 | ||
7 | Практика. «Силуэт фигуры человека и силуэт костюма». Эскизирование женской и мужской фигур. Эскизирование силуэта костюма. | 2 | - | 2 | ||
10 | 3. Стилевое решение костюма. Цвет в композиции костюма. | Теория. «Стилевое решение костюма» Презентация «Стиль». Понятие термина: «стиль», «стилевое решение костюма». | 1 | 1 | - | |
11 | Практика. «Подбор иллюстраций». Подбор иллюстраций моделей одежды к словесной характеристике стиля или микростиля. Самостоятельная работа. | 2 | - | 2 | ||
12 | Теория. «Цветоведение». Беседа по теме, просмотр презентации. Знакомство с основами цветоведения, основные цвета, цветовой круг. Изображение цветового круга. Свойства композиции, контраст, тождество, нюанс. Понятие «контрастные цвета», «хроматические», «ахроматические», теплые и холодные, родственные и контрастные цвета. Симметрия и асимметрия. | 1 | 1 | - | ||
13 | Практика. «Цветоведение». Работа над эскизами | 2 | - | 2 | ||
14 | Теория. «Цветовые характеристики». Беседа по теме, просмотр фотографий по теме. | 1 | 1 | - | ||
15 | Практика. «Цветовые характеристики. Выполнение упражнений». Выполнение работ, направленных на технику смешивания красок, передачу цветов и формы предмета. Выполнение упражнений на гармоничное сочетание цветов, растяжку цвета. | 8 | - | 8 | ||
16 | Практика. « Цветовое решение костюма» Работа в команду. Цветовое решение костюма в технике аппликация. Самостоятельная работа. | 9 | - | 9 | ||
17 | 3. Основы изображения костюма. Декоративная отделка. | Теория. «Коллекция одежды». Требования к коллекции одежды. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. Понятие термина «коллекция» одежды. | 2 | 2 | - | |
18 | Практика. «Силуэт, линия, фасон. Эскизирование». Работа над эскизами. Силуэт, линия, фасон. Драпировка, фактура ткани. Цветовая гармония в костюме. Эскизирование. | 5 | - | 5 | ||
19 | Теория. «Проект». Просмотр аналогов эскизирования вечерних платьев. Беседа на тему «Критерии оценки проекта». Обсуждение темы проекта. Просмотр аналогов. | 2 | 2 | - | ||
20 | Практика. «Проект». Создание проекта вечернего платья – рисунок, проектный рисунок одного из комплектов костюма (для дома, для улицы, для работы). Самостоятельная работа. | 5 | - | 5 | ||
21 | Теория. «Декор». Знакомство с понятием «Декорирование». Основные виды отделок, применяемых в одежде. Материал и форма отделок. Влияние отделки на стилевое решение костюма. Поиск аналогов, материалов для создания творческого продукта «Преобразование изделия с помощью отделки». | 1 | 1 | - | ||
22 | Практика. «Декор». Решение творческой задачи: стилевое преобразование изделия с помощью отделки. Самостоятельная работа. | 7 | - | 7 | ||
23 | 4. Разработка дизайн - проекта. Раскрой и пошив коллекции. | Теория. «Разработка моделей на определенные типы фигур». Типы телосложения. Пропорции. Особенности конструирования на индивидуальную фигуру. Последовательность снятия мерок. | 2 | 2 | - | |
24 | Практика. «Разработка моделей на определенные типы фигур». Построение конструкции основы плечевых изделий. Измерение фигуры. Выполнение эскизов костюма. | 7 | - | 7 | ||
25 | Практика. «Разработка моделей на определенные типы фигур». Работа над эскизами Изучение таблиц прибавок на свободное облегание. Снятие мерок. Эскиз костюма (вид спереди, эскиз боковой и задней стороны). | 7 | - | 7 | ||
Теория. «Разработка дизайн - проекта». Принципы составления коллекции. Выбор темы проекта. Поиск источников, исследование. | 4 | - | 4 | |||
26 | Практика. «Разработка дизайн-проекта». Выполнение эскизов костюма. Разработка миниатюрных деталей. | 24 | - | 24 | ||
27 | Теория. «Раскрой и пошив коллекции». Просмотр аналогов. Правила раскроя, припуски. | 5 | 5 | - | ||
28 | Практика. «Раскрой и пошив коллекции». Поиск материалов. Определение расхода ткани. Изменение лекала под индивидуальную модель. | 4 | - | 4 | ||
29 | Практика. «Раскрой и пошив коллекции». Разработка миниатюрных деталей. | 10 | - | 10 | ||
30 | Практика. «Раскрой и пошив коллекции». Наметка на ткани, припуски. Раскрой изделия по готовому лекалу с учётом выбранной модели. | 35 | - | 35 | ||
31 | Практика. «Раскрой и пошив коллекции». Пошив коллекции. | 32 | - | 32 | ||
32 | Практика. «Раскрой и пошив коллекции». Проведение примерки. Внесение изменений. Работа над усложняющими элементами. | 6 | - | 6 | ||
33 | Практика. Текущий контроль по теме «Знание последовательности снятия мерок». | 2 | - | 2 | ||
34 | 5. Дефиле. | Теория. «Создание заданного образа». Подбор музыки. Знакомство с понятием «актерское мастерство». | 1 | 1 | - | |
35 | Практика. «Создание заданного образа». Актерское перевоплощение. | 2 | - | 2 | ||
36 | Практика. «Создание заданного образа». Постановка движений | 2 | - | 2 | ||
37 | Практика. «Работа в заданном образе». Работа в заданном образе. Репетиции движений. Отработка выхода. | 5 | - | 5 | ||
38 | Практика. Дефиле. | 2 | - | 2 | ||
39 | 6. Досугово развивающая деятельность | Практика. Мероприятия в рамках программы воспитания, социализации и творческого развития учащихся. | 4 | - | 4 | |
40 | 7. Промежуточная аттестация | Теория. Промежуточная аттестация - опрос | 1 | 1 | - | |
41 | Практика. Практическая работа. | 1 | - | 1 | ||
42 | 8. Итоговое занятие. | Практика. Итоговое занятие. Анализ коллекций. | 2 | - | 2 | |
Итого: | 216 | 26 | 190 |
Приложение 1
Контрольно-измерительные материалы.
1. Входящая диагностика
Тема: Моделирование костюма по теме «Цветы – как источник творчества»
Форма: Практическая работа
Педагог раздает карточки с рисунками различных цветов. На основе заданного цветка учащийся разрабатывает модель, учитывая форму цветка, лепестка, цвета и т.д. Данное задание дает возможность выявить творческий потенциал у детей.
Оценивается скорость и количество разработанных моделей, а также проявленное творчество.
- Высокий уровень: работа выполнена в срок, предложено 3 (и более) моделей, учащийся проявил фантазию, творческие способности
- Средний уровень: на выполнение работы затрачено времени больше установленного на 15%, предложено менее 3 изделий
- Низкий уровень: на выполнение работы затрачено времени больше установленного на 25%. Предложена 1 модель или не разработано ничего. Учащийся не проявил фантазию.
Приложение 2
Текущий контроль
Цели: Определить уровень усвоения пройденного материала.
Форма: опрос, практическая работа
Лист контроля
Фамилия имя ребёнка | Критерии | Итог Уровень: В С Н | |
Теория | Практика | ||
Знание терминов, анализ (3-х бальная) | Наличие работ (3-х бальная) | ||
1. 2. 3. 4. 5. |
Уровни:
3 – высокий;
2 – средний;
1 – низкий.
Итог (сложение баллов по критериям):
5 – 6 баллов – высокий уровень;
3 – 4 баллов – средний уровень;
3 и менее баллов – низкий уровень.
Критерии
Знание терминов, анализ.
3 – знание терминов, их названий, умение анализировать работы в полной мере;
2 – знание терминов, их названий, умение анализировать работы в достаточной мере;
1 – знание терминов, их названий, умение анализировать работы в недостаточной мере.
Наличие работ
3 – представлены все программные работы и самостоятельные; возможно разного уровня сложности;
2 – представлены только программные работы;
1 – представлены не все программные работы.
Учащимся предлагается дать развернутый ответ на следующие вопросы:
- Понятие «дизайн костюма»
- Понятие «стиль»
- Перечислить различные техники.
- Особенности различных стилей (на выбор)
- Проанализировать свою работу.
- Перечислить название мерок:
1. Сш – полуобхват шеи
2. Сг I – полуобхват груди I
3. Сг II– полуобхват груди II
4. Сг III– полуобхват груди III
5. Ст – полуохват талии
6. Сб – полуобхват бедер
7. Шг I – ширина груди I
8. Шг II – ширина груди II
9. Цг – центр груди
10. Шс – ширина спины
11. Ш пл – ширина плеча
12. Опл – обхват плеча
13. Дл. р – длина рукава
14. ДТС II– длина от талии по спинке II
15. ДТП II– длина от талии по переду II
16. Впк – высота плеча косая
17. Впкп – высота плеча косая по переду
18. Выс. боч. – высота бочка
19. Дл. изд. – длина изделия.
Приложение 3
Промежуточная аттестация по окончании курса обучения.
Форма: опрос, практическая работа.
Цель:
Определить уровень усвоения программного материала за год.
Содержание:
Знание терминологии. Разработка эскизов коллекции одежды на заданную тему.
Время выполнения частей работы: теоретическая часть – 10 минут, практическая часть – 50 минут.
На выполнение всей работы отводится 60 минут.
Оценка выполнения частей работы и принятия решения об уровне достижения планируемых результатов и принятии решения о положительном прохождении промежуточной аттестации
Каждое задание оценивается в 3 балла максимально.
Выполнение учащимся работы в целом определяется суммарным баллом,
полученным им по результатам выполнения всех заданий итоговой работы.
Максимальный балл за выполнение всей работы — 6 баллов
Рекомендуемый перевод баллов в уровни:
Уровни | Высокий | Средний | Низкий |
Баллы | 10-12 | 7-10 | 0-6 |
Теоретическая часть: педагог в устной форме описывает признаки, действия, характеристики понятий, применяемых в моделировании. Учащиеся должны дать точное определение, название. Оценивается скорость и правильность ответа. Анализ теоретической части.
Форма: опросный лист.
Учащийся быстро и правильно дает определение понятиям, предложенным педагогом – 6 баллов.
Учащийся затрудняется в некоторых случаях дать определение или дает 1-2 неверных определения – 4 балла.
Учащийся допускает более 3 и более ошибок – 2 балла.
Вопросы:
- Непродолжительное господство определенных вкусов?
- Как называется процесс воплощения идеи создания модели одежды в материале?
- Как называется деталь, выкроенная по форме обрабатываемого среза?
- Как называется соединение ручным швом равнозначных деталей?
- Что значит «стачать»?
- Что такое «ВТО»?
- Основные стили в одежде.
Ответы:
- Мода – это непродолжительное господство определенных вкусов
- Моделирование одежды – это процесс воплощения идеи создания модели одежды в материале
- Обтачка.
- Сметывание.
- Стачать – выполнить соединение машинным швом
- ВТО – влажно-тепловая обработка.
- Классический, спортивный, женственно-романтический, фольклорный.
Практическая часть: разработка эскизов коллекции одежды на заданную тему.
Учащиеся выбирают карточки с заданиями. За определенное время необходимо разработать не менее 3 моделей одежды, связанных между собой заданной тематикой. Дать название коллекции, уметь объяснить, что хотел выразить.
Форма: практическая работа.
Критерии оценивания заданий: задание оценивается по трехбальной системе.
Учащийся предлагает 3 и более моделей для коллекции, умеет выражать свои мысли, обосновывать выбор. Задание выполняет правильно, могут допускаться незначительные неточности – 6 баллов.
Учащийся предлагает 3 модели для коллекции, затрудняется объяснить свой замысел, модели не отличаются оригинальностью, имеются значительные неточности – 4 балла.
Учащийся предлагает менее 3 моделей, не может обосновать свой замысел, модели не объединены общей темой – 2 балла.
Лист контроля
№ п/п | Критерии | Итог Уров ень: В С Н | ||||
Теория | Практика | |||||
Знание терминов (2-х бальная) | Анализ теоретической части (2-х бальная) | Наличие работ (2-х бальная) | Аккуратность (2-х бальная) | Умение выражать свои мысли (2-х бальная) | ||
1. 2. 3. 4. 5. |
Протокол промежуточной аттестации учащихся
по дополнительной общеобразовательной программе - дополнительной общеразвивающей
программе «______________________»
Дата проведения: Год обучения № группы
№ п/п | Ф.И. учащегося | Теоретический материал (кол-во баллов) | Практический материал (кол-во баллов) | Итог (сумма баллов) | Общий уровень освоения программы (Высокий, средний, низкий) | Результаты входящей диагностики (Высокий, средний, низкий) | Динамика (увеличена, снижена, стабильна) | |||
Знание терминов, скорость ответов | Анализ теоретической части | Наличие работ | Аккурат ность | Умение выражать свои мысли | ||||||
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
4 | ||||||||||
5 | ||||||||||
6 | ||||||||||
7 | ||||||||||
8 | ||||||||||
9 | ||||||||||
10 | ||||||||||
11 | ||||||||||
12 |
ИТОГО: общий уровень освоения программы в группе Входящая диагностика:
«В» - чел., % «С» - чел., % «Н» - чел., % «В» - чел., % «С» - чел., % «Н» - чел., %
По результатам промежуточной аттестации:
учащихся ( %) переведены на год обучения; учащихся ( %) оставлены на повторный курс обучения по программе.
Подпись педагога дополнительного образования _____________ Расшифровка подписи (ФИО) _____________________
Приложение 4
Диагностическая карта формирования универсальных учебных действий учащихся
№ | МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД | Общий балл | ||||||||
Познавательные (учащийся научится) | Регулятивные (учащийся научится) | Коммуникативные (учащийся научится) | ||||||||
Проявлять индивидуальные творческие способности, решать творческие и технические задачи в процессе выполнения работы. | Продумывать последовательность предстоящей работы, поэтапно ее планируя | Соотносить свои возможности и качественное выполнение задания | Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным педагогом | Оценивать результаты своей работы | Участвовать в диалоге на занятии | Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить | Слушать и понимать речь других | Участвовать, взаимодействовать в паре | ||
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
4 | ||||||||||
5 | ||||||||||
6 | ||||||||||
7 | ||||||||||
8 | ||||||||||
9 |
ИТОГО: 18-15 баллов – высокий уровень; 14-9 баллов – средний уровень; 0-8 баллов – низкий уровень.
Критерии оценивания метапредметных УУД
Познавательные (учащийся научится)
Проявляет индивидуальные творческие способности,
решать творческие и технические задачи в процессе выполнения работы:
2 б. – Проявляет индивидуальные творческие способности,
решать творческие и технические задачи в процессе выполнения работы.
1 б. – Проявляет индивидуальные творческие способности,
решать творческие и технические задачи в процессе выполнения работы с ошибками.
0 б. – Слабо проявляет индивидуальные творческие способности,
решать творческие и технические задачи в процессе выполнения работы с ошибками.
Регулятивные (учащийся научится)
Продумывает последовательность предстоящей работы, поэтапно ее планируя:
2 б. – Продумывает последовательность предстоящей работы, поэтапно ее планируя.
1 б. – Продумывает последовательность предстоящей работы, поэтапно ее планируя с помощью педагога.
0 б. – Не может продумать последовательность предстоящей работы, поэтапно ее планируя.
Соотносит свои возможности и качественное выполнение задания:
2 б. – Соотносит свои возможности и качественное выполнение задания.
1 б. – Соотносит свои возможности и качественное выполнение задания с помощью педагога.
0б. – не соотносит свои возможности и качественное выполнение задания. Быстро отвлекается от цели в процессе работы.
Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным педагогом:
2 б. – Отработанные способы применяет безошибочно, все ошибки у себя и у других учеников может увидеть и исправить самостоятельно.
1 б. – Отработанные способы применяет практически безошибочно, с помощью педагога обнаруживает свои ошибки, вносит коррективы.
0 б. – Без помощи педагога не может обнаружить свои ошибки, затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их.
Оценивать результаты своей работы:
2 б. – Умеет самостоятельно оценить свои действия и соотнести с готовым результатом. Может оценить действия других учеников.
1 б. – Приступая к выполнению нового задания, пытается оценить свои возможности относительно его выполнения.
0б. – Может с помощью педагога соотнести свою работу с готовым результатом, оценка необъективна.
Коммуникативные (учащийся научится)
Участвовать в диалоге на занятии:
2 б. – Умеет договариваться, находить общее решение, умеет аргументировать свое предложение, убеждать и уступать. Владеет адекватными выходами из конфликта. Всегда предоставляет помощь.
1 б. – Не всегда может договориться, сохранить доброжелательность.
0 б. – Не может и не хочет договариваться, пассивен или агрессивен. Не предоставляет помощь.
Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить:
2 б. – Самостоятельно соблюдает простейшие нормы речевого этикета.
1 б. – Соблюдает простейшие нормы речевого этикета с помощью напоминания педагога.
0 б. – Не соблюдает простейшие нормы речевого этикета.
Слушать и понимать речь других:
2 б. – Слушает и понимать речь других.
1 б. – Старается высказать своё мнение, не слушая других собеседников.
0 б. – Не слушает и не понимает речь других.
Участвовать, взаимодействовать в паре:
2 б. – Может участвовать в паре с любым учеником.
1 б. – Участвует в паре только избирательно.
0 б. – Отказывается работать в паре.
№ | Личностные универсальные учебные действия (У учащегося будут сформированы) | Общий балл | |||||||||||
Учебно-познавательный интерес к занятиям и новым видам деятельности | Мотивация к творческому труду, практической деятельности | Знания основных моральных норм и ориентация на их выполнение | Адекватная самооценка, объективное отношение к себе и своим способностям | ||||||||||
Задает разносторонние вопросы, охотно делится с товарищами своими знаниями и умениями | Интересуется в основном практической стороной дела | Неактивен, использует только привычные способы и методы работы | Стремится к практической деятельности, проявляет устойчивый интерес к новому | Стремится к практической деятельности, проявляет частичный интерес к новому | Не стремиться к практической деятельности, не проявляет интерес к новому | Справедлив в отношениях с товарищами, правдив, имеет представление о нравственных нормах | Не всегда справедлив в отношениях с товарищами, правдив, имеет неполное или неточное представление о нравственных нормах | Неправильное представление о моральных нормах, проблемы нравственно-этического характера в отношениях с товарищами | Адекватно понимает причины успешности / неуспешности в учебной деятельности, объективно оценивает свои способности | Не всегда понимает причины успешности / неуспешности в учебной деятельности, субъективно относится к своим способностям | Самооценка завышена или занижена, отношение к себе и своим способностям субъективно | ||
2 б. | 1 б. | 0 б. | 2 б. | 1 б. | 0 б. | 2 б. | 1 б. | 0 б. | 2 б. | 1 б. | 0 б. | ||
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 |
ИТОГО: 8-7 баллов – высокий уровень; 6-4 баллов – средний уровень; 0-3 балла – низкий уровень
Приложение 5
План мероприятий в д/о «Мастерская юного модельера»
по реализации программы воспитания, социализации и творческого развития МАУДО ЦДТ
Направления | Название мероприятия | Сроки |
ЛИДЕР (мероприятия по развитию детских объединений, профориентационная деятельность) | - Пополнение портфолио д/о - Мастерская Деда Мороза. - Создание фотозоны к Новому году в школах. - Участие в мероприятиях на уровне ЦДТ. | Сент- май |
ЗДОРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ (формирование представление о ЗОЖ, установок на сохранение и укрепление собственного здоровья) | - Беседы в д/о, выставки рисунков, плакатов: - «Нет терроризму» - «Мы за здоровый образ жизни» - проведение физкультминуток - Участие во флешмобах, акциях ЦДТ | Сентябрь Окт., Апр. Сент.- Май В теч. года |
АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ (формирование представлений о безопасном поведении в быту, на отдыхе, на улице, развитие установок на безопасный образ жизни) | - Беседы в д/о, выставки рисунков, проектов - «Не играй с огнем» - «Осторожно, тонкий лед» - «Осторожно, пиротехника» - «Безопасность на дорогах» - Участие в тестах ЦДТ по безопасности | . Октябр, Апр Ноябрь, Март Декабр, Апр Сент, Май В теч. года |
ЗЕЛЁНАЯ ПЛАНЕТА (формированиеценностного отношения к природе, первоначальных навыков природоохранительной деятельности.) | - Беседы о бережном отношении к природе - Изготовление кормушек в д/о - Уход за кормушками зимой - Участие в экологических конкурсах ЦДТ, интернет - викторинах по экологии, природе | В теч. года Ноябрь Нояб – Май В теч. года |
ДОБРОЕ СЕРДЦЕ (социально-значимая, волонтерская деятельность, мероприятия для детей с ОВЗ) | - Участие в социально-значимых акциях ЦДТ. - Операция «Открытка» - Поздравления с днем учителя, 8 марта. | Сент- май Сент, май Окт, март |
СЕМЕЙНЫЙ ОЧАГ (семейные праздники, детско-родительские мероприятия) | - Поздравления ко Дню матери, 23 февраля, 8 марта, 9 мая - Родительские собрания в д/о - Участие в семейных конкурсах, конкурсах исследовательских работ | Ноябрь, февраль, март, май сент, май По плану |
БУДУЩЕЕ В НАСТОЯЩЕМ (мероприятия по профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений) | - Беседа «Знаю не только свои права, но и обязанности» - Участие во встречах с представителями ОПДН, ГИБДД, ГИМС. - Участие в различных акциях по профилактике правонарушений, БДД, ППБ и других | Ноябрь По плану По плану |
Приложение 6
План работы с родителями д/о «Мастерская юного модельера»
№ | Название мероприятия | Сроки проведения |
1 | Организационное родительское собрание д/о. Выход на родительские собрания в классы школ. | сентябрь май |
2 | Вовлечение родителей в деятельность по оформлению сертификатов учащимся. | сентябрь |
3 | Участие родительского комитета в общей родительской конференции МАУДО «ЦДТ» | сентябрь |
4 | Заседание родительского комитета: | октябрь декабрь март |
5 | Индивидуальные собеседования. | по необходимости |
6 | Приглашение родителей на концерты, выставки, соревнования | в течение года |
7 | Вовлечение родителей в исследовательскую и проектную деятельность, участие в акциях, конкурсах МАУДО «ЦДТ» | по плану |
8 | Анкетирование родителей | февраль |
[1] Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р. Раздел. II. Состояние и проблемы дополнительного образования детей
[2] Ривкин Е.Ю. Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного общего образования. Теория и технологии.-Волгоград: Учитель, с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Презентация дополнительной общеразвивающей программы «Юные мастера»
Выступление на краевом семинаре по НТМ: "Путь к мастерству по теме: «Презентация дополнительной общеразвивающей программы «Юные мастера», победителя краевого конкурса общеразвивающих образ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Юный исследователь
Дополнительная общеразвивающая программа...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Юный Ньютон
Дополнительная общеразвивающая программа"Юный Ньютон"...
Дополнительная общеразвивающая программа "Юный художник"
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный художник» разработана на основе федерального закона (утв. приказом Минобрнауки РФ № 273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Фе...
Дополнительная общеразвивающая программа "Юные краеведы"
Дополнительная общеразвивающая программа краеведческой направленности "Юные краеведы"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный модельер»
Программа «Юный модельер» носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение обучающимися технологическими приёмами изготовления одежды. Программа предусматривает развитие у...
Дополнительная общеразвивающая программа "Юный техник"
Программа объединения «Юный техник» нацелена на помощь школьникам в самостоятельной творческой деятельности по созданию макетов и моделей простейших технических объектов.В современную эпох...