Дополнительная общеобразовательная программа "Дорогою добра"
рабочая программа
Дополнительная общеобразовательная программа "Дорогою добра" социально-педагогической направленности, рассчитана на подростков в возрасте от 14 до 17 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sozvezdie_2020.docx | 131.58 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ МР «СУХИНИЧСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СУХИНИЧСКИЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
директор А.В. Кузянова
№__1__протокола педсовета приказ № -ОД «__» августа 2020г. от « » августа 2020 г
.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ДОРОГОЮ ДОБРА»
Возраст детей: 14-17 лет
Срок реализации: 1 год
Уровень освоения программы: базовый
Автор-составитель:
Солодовникова Татьяна Юрьевна
педагог дополнительного образования
Сухиничи
2020
РАЗДЕЛ 1. «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ»
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа является дополнительной общеобразовательной социально - педагогической направленности, очной формы обучения, для детей 14-17 лет, сроком реализации 1 год.
Актуальность программы
Новое время диктует новые правила жизни. Меняется все: от жизненных ценностей до компьютерных технологий. То, что еще десять лет назад было важным, модным, в настоящее время потеряло всякую ценность. Сильно изменились ценностные ориентиры общества.
В последнее время у подростков и молодежи наметилась тенденция к снижению доброты, отзывчивости, нормальному восприятию людей другой национальности, детей с ограниченными возможностями здоровья и людей пожилого возраста. Все чаще в молодежной среде проявляются агрессия, нетерпимость. Подростки разучились общаться со сверстниками, предпочитая виртуальных друзей «живому» общению, что приводит к замкнутости, отсутствию навыков выстраивания непосредственного общения, умений взаимодействовать в коллективе, неразвитости умений сопереживания, чувства эмпатии.
На первый план у подростков и молодежи выходят материальные ценности, что обусловлено пропагандой материальных благ и нацеленностью обладать ими любой ценой. С экранов телевизоров молодое поколение видит примеры «красивой жизни», что ведет к развращению юной души. На второй план уходят такие непреложные, вечные ценности, как сострадание и милосердие, любовь и дружба, жертвенность и сочувствие.
Так исторически сложилось, что русский человек всегда имел красивую, широкую душу. Главным качеством нации всегда являлись духовность, целомудренность и вместе с тем, духовная зрелость. Поэтому так важно сейчас не упустить момент и показать молодому поколению настоящие истинные ценности через системно-деятельностный подход.
В период стремительного изменения в обществе, растущей информатизации, развития компьютерной техники, многообразия рекламной продукции и подмены жизненных ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье, отстаивать свою жизненную позицию и точку зрения, основанную на знании и собственном приобретённом опыте. А приобрести собственный опыт поможет социально-значимая деятельность.
Быть социально активным, значит не только понимать и осознавать ответственность за свою жизнь и здоровье, но защищать и пропагандировать свою социальную, политическую и духовную позицию, помогать и поддерживать других в сложных жизненных ситуациях.
Как и всякая иная компетенция, социальная базируется и основывается на опыте и деятельности самих учащихся. Нельзя научиться быть социально активным, не участвуя в самой деятельности. Один из важных этапов, необходимых для интернализации (присваивания, «природнения» личностью ценности) – этап деятельности (действий в соответствии с тем, что ценно).
Таким образом, подростки, занимающиеся социально-значимой деятельностью, получают широкий социальный опыт, у них развиваются коммуникативные способности и душевные качества, они получают знания и умения по социальному проектированию и могут применить их на практике, то есть, получают широкие практические навыки, которые, непременно, пригодятся в жизни.
Развитие волонтерского движения, основанного на воспитании базовых духовных ценностей, в системе дополнительного образования, не только принесет пользу окружающим, но и позволит сплотить подростков, настраивая их на ситуацию успеха, а также укрепить их духовное начало. В связи с этим принято решение создать в МКОУ ДО "Сухиничский Дом детского творчества" (в мае 2019 года проведена реорганизация учреждения, которое получило новое название МКОУ ДО «Сухиничский центр дополнительного образования») отряд волонтеров "Созвездие Добра".
Особенность программы
Программа «Дорогою добра» основывается на лучшем педагогическом опыте. Основная форма работы по данной программе – добровольческая (волонтерская) деятельность – выбрана как одна из наиболее эффективных деятельностных форм, способствующих социализации личности и решению задач воспитания. В ней учитываются традиции тимуровского движения, которое широко было развито в советское время. Программа воспитывает у подростков любовь к Родине и ее традициям, формирует активную жизненную позицию, учит милосердию, состраданию, сопереживанию, развивает духовное начало подростков, а также нацеливает на развитие осознанного восприятия подростками культурных традиций других народов и дружественного отношения к людям других национальностей; формирует и развивает лидерские качества личности; учит сопереживанию к детям с ограниченными возможностями здоровья и умению работать с детьми и подростками, стоящими на различных видах учета. Таким образом, программа воспитывает духовно развитых детей, патриотов своей страны, социально-адаптированных личностей.
Воспитание духовности, душевности и терпимости у детей и подростков, изучение культурных традиций, исторических фактов, развитие лидерских качеств невозможно без взаимодействия с социумом. Поэтому обязательным условием успешности реализации программы является сотрудничество с отделом по делам молодежи, физкультуры и спорта МР «Сухиничский район», с отделом образования МР «Сухиничский район», с ГБУ КО СРЦ «Лучики надежды», Храмом Пресвятой Богородицы, с отделом культуры МР «Сухиничский район», с районной газетой «Организатор».
Также особенностью программы можно считать то, что данная программа выходит за рамки учебного года. В летний период реализуется проект «Каникулы строгого режима», направленный на организацию досуга детей и подростков, стоящих на различных видах учета. (Приложение 9)
Педагогическая целесообразность
Современная система образования ориентирует педагога не только на трансляцию готового знания, но, в первую очередь, на подготовку молодого поколения к реальной жизни. Федеральные государственные образовательные стандарты смещают акценты с исключительно предметных результатов на формирование у детей и подростков личностных качеств созидателя и творца. Роль современного педагога меняется: от простого посредника передачи знаний, он становится на позицию консультанта и наставника. Это заставляет искать новые эффективные формы и методы работы с детьми и, особенно, с подростками и молодежью.
Появившись в конце прошлого столетия, метод социального проектирования не утратил свой актуальности и по сей день. Он позволяет развить творческий потенциал детей и подростков, что является одной из ведущих задач дополнительного образования, а также ориентирует их быть полезным людям. Метод проектов является эффективным средством личностного развития молодежи. Поэтому основной формой работы в объединении «Созвездие Добра» является метод проектов.
Разрабатывая любой проект, подростки учитывают общественное мнение, учатся грамотно излагать цели и задачи своей деятельности, создают план действий. Все это учит самостоятельности, умению оценивать ситуацию, а главное, умению «подставить дружеское плечо» в трудную минуту. При реализации проекта собственное «я» с его амбициями уходит на задний план, подростки начинают жить для других. Для них важнее становятся не материальные блага, не свой личный успех или благосостояние, а возможность принести людям пользу.
Данная программа - модифицированная, разработана на основе муниципальной программы «Развитие молодёжной политики на территории МР «Сухиничский район» на 2017-2021 годы» от 30.09.2016 № 847 и муниципальной программы «Духовно-нравственное воспитание подростков и молодежи Сухиничского района на 2017-2021 годы», а также на материалах из Интернета.
Адресат программы - программа рассчитана на детей в возрасте от 14 до 17 лет. Количественный состав - 15 человек. Набор в отряд производится на добровольной основе. Основной состав отряда - инициативная группа волонтеров. Но в ходе реализации программы группа волонтеров привлекает учащихся из других учебных заведений.
Объем программы – общее количество часов 288
Количество часов в неделю – 8 часов
Форма обучения – очная
Форма занятий – групповая, индивидуальная.
Виды занятий – игры, проекты, акции, фестивали, праздники, спортивные соревнования, велопробеги, флешмобы, круглые столы, тренинги, заседания в молодежном клубе «Альтернативное кафе», встречи, музейные занятия.
Срок освоения программы – 1 год
Уровень освоения программы – базовый
Режим занятий:
Занятия проходят 2 раза в неделю по 3 часа и 1 раз в неделю по 2 часа с перерывом 10 минут, исходя из санитарно-гигиенических норм (СанПин 2.4.4.3172-14)
1.2.Цель и задачи
Цель программы: создание условий для развития личностных качеств и творческих инициатив подростков и молодежи средствами волонтерского движения и проектной деятельности в системе дополнительного образования; поиск и апробация новых форм занятости подростков и молодежи.
Задачи программы:
Обучающие
- формирование знаний о культуре, истории и традициях русского народа, православных традициях, исторических событиях и истории православия в Сухиничском районе;
- формирование знаний об особенностях работы с детьми с ОВЗ и социальной адаптации детей, стоящих на различных видах учета;
- формирование умений работы с проектами и социального проектирования; умения работать в команде, умения анализировать, ставить цели и задачи и действовать в соответствии с ними; умений планировать результаты деятельности и просчитывать риски, работать с информацией и анализировать ее.
Развивающие
- создание ситуации успеха через развитие творческой инициативы;
- развитие коммуникативности через организацию досуга подростков и молодежи во внеурочное время;
- развитие духовно-нравственных и социальных ценностей, готовности к нравственному самоусовершенствованию и формированию активной жизненной позиции;
- создание условий для развития волонтерского движения, как эффективного инструмента гражданско-патриотического воспитания.
Воспитательные
- воспитание чувства товарищества, ответственности за жизнь другого человека;
- воспитание уважительного отношения к людям других национальностей путем изучения их традиций и обычаев;
- воспитание уважительного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание программы
Учебный тематический график
№ | Название раздела | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Вводное занятие. Тренинг на командообразование | 3 | 3 | Занятие-тренинг | |
2 | Социальное проектирование Входящая аттестация | 7 1 | 4 | 3 1 | Социальный проект Индивидуальное тестирование |
3 | Здоровым быть модно! Волонтеры за ЗОЖ. | 21 | 5 | 16 | Открытие недели здоровья |
4 | Проект «Республика ШКИП» | 70 | 10 | 60 | Лагерь для детей, стоящих на различных видах учета |
5 | Проект «Альтернативное кафе» | 34 | 8 | 26 | Круглый стол «Альтернативное кафе» |
6 | Проект «Дружные сердца» | 35 | 10 | 25 | Фестиваль-конкурс «Дружные сердца» |
7 | Проект «Дорогою добра» Промежуточная аттестация | 53 3 | 16 | 37 3 | Праздники, соревнования для детей с ограниченными возможностями здоровья Индивидуальное тестирование, молодежный форум |
8 | Проект «Чтобы помнили» | 35 | 13 | 22 | Акция «Георгиевская ленточка» |
9 | Проект «Подари улыбку миру» Итоговая аттестация | 24 2 | - | 24 2 | Праздники, соревнования для детей с ограниченными возможностями здоровья Социальный проект |
ИТОГО | 288 | 66 | 222 | ||
10 | Проект «Каникулы строгого режима» | 96 | 10 | 86 | Лагерь для подростков, стоящих на различных видах учета |
Содержание программы
1. Вводное занятие. Тренинг на командообразование
Теория. Деятельностью волонтеров.
Практика. Тренинг на командообразование.
2. Социальное проектирование
Теория. Новые направления волонтерского движения в России. Волонтерское движение Калужского края. Социальный проект. Структура социального проекта. Направления деятельности волонтерского отряда «Созвездие добра»
Практика. Разработка индивидуального социального проекта. Тренинги на развитие лидерских качеств. Входящий мониторинг.
3. Здоровым быть модно! Волонтеры за ЗОЖ
Теория. Беседа- презентация «Влияние употребления табака и вейпов на здоровье подростков»; встреча с медицинскими работниками.
Практика. Неделя здоровья. Спортивный флешмоб. Агитбригада «Мы за здоровый образ жизни». Спортивный праздник в реабилитационном центре «Лучики надежды».
4. Проект «Республика ШКИП»
Теория. Беседы - презентации: "Трудные подростки. Особенности поведения", "Как работать с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации», «Переходный возраст. Особенности развития».
Практика. Разработка проекта «Республика ШКИП» на 2019-2020 учебный год, разработка заседания в молодежном клубе, игра-тренинг «Дельфин», праздник для подростков, стоящих на различных видах учета «Курс молодого бойца», лагерь с дневным пребыванием подростков «Осенний марафон».
5. «Проект «Альтернативное кафе»»
Теория. Лекция на тему: «Готовим новый социальный проект». Круглый стол «Новый социальный проект. Планы, интересные темы»
Практика. Заседания в альтернативном кафе. Практическое занятие «Игры-тренинги для подростков». Встречи с интересными людьми.
6. Проект «Дружные сердца»
Теория. Беседа - презентация «Культура и традиции народов России». Разработка социального проекта «Дружные сердца». Презентации: «Культура и обычаи татар», «Традиции армян», «Такой необычный народ - вьетнамцы», «Представители разных национальностей, проживающие на территории Сухиничского района».
Практика. Встречи с представителями национальных диаспор Сухиничского района. Реализация проекта фестиваля-конкурса «Дружные сердца». Игра-тренинг «Мы разные, но мы вместе». Тренинг «Все мы одна семья».
7. Проект «Дорогою добра»
Теория. Лекции н тему: «Дети с ограниченными возможностями здоровья особенные дети или обыкновенные?»; «Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья»; «Территория здоровья»; «Как работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья»; встречи с врачами.
Практика. Спортивные праздники в реабилитационном центре «Лучики надежды»; развлекательные мероприятия и праздники; декада инвалидов; поездки и экскурсии. Промежуточный мониторинг.
8. Проект «Чтобы помнили»
Теория Беседа - презентация «Великая Отечественная война. Забытые страницы». Музейное занятие «Герои Великой Отечественной Сухиничского района». Разработка акции «Георгиевская ленточка». Работа с материалами Интернета по истории акции «Георгиевская ленточка».
Практика. Посещение музея боевой и трудовой славы. Акции: «Георгиевская ленточка», «Письма Победы», «Настоящий герой». Посещение ветеранов. Благоустройство воинских захоронений.
9. Проект «Подари улыбку миру»
Практика. Праздники и мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья в реабилитационном центре «Лучики надежды». Итоговая аттестация.
Календарно-тематический план на 2020-2021 учебный год
объединения «Созвездие Добра»
№ занятия | № темы | Дата | Тема учебного занятия | Всего часов | Содержание деятельности | ||||
Теоретическая часть занятия | Практическая часть занятия | ||||||||
Количество часов | Форма организации деятельности | Количество часов | Форма организации деятельности | ||||||
1 | 1 | 03.09.20 | Вводное занятие. Тренинг на командообразование | 3 | 0 | 3 | Коллективная | ||
Социальное проектирование 8ч. | |||||||||
2 | 05.09.20 | Новые направления волонтерского движения в России. Волонтерское движение Калужского края. Направления деятельности волонтерского отряда «Созвездие добра» Входящий мониторинг | 2 1 | 2 1 | Коллективная индивидуальная | ||||
07.09.20 | Социальный проект. Структура социального проекта. | 2 | 2 | коллективная | |||||
10.09.20 | Разработка индивидуального социального проекта. Тренинги на развитие лидерских качеств | 3 | 3 | Коллективная | |||||
Проект «Здоровым быть модно» 21ч. | |||||||||
12.09.20 | Беседа- презентация «Влияние употребления табака и вейпов на здоровье подростков» | 3 | 3 | коллективная | |||||
14.09.20 | Встреча с врачами | 2 | 2 | коллективная | |||||
17.09.20 | Разработка выступления на неделе здоровья | 3 | 3 | Коллективная | |||||
19.09.20 | Закрытие недели здоровья. Агитбригада «Мы за здоровый образ жизни» | 3 | 3 | Коллективная | |||||
21.09.20 | Разработка социального проекта «Здоровым быть модно» | 2 | 2 | Коллективная | |||||
24.09.20 | Разработка социального проекта «Здоровым быть модно» | 3 | 3 | Коллективная | |||||
26.09.20 | Спортивный праздник в центре «Лучики надежды» | 3 | 3 | Коллективная | |||||
28.09.20 | Презентация социального проекта «Здоровым быть модно» | 2 | 2 | Коллективная | |||||
Проект «Республика ШКИП» 38ч. | |||||||||
01.10.20 | Беседа-презентация «Переходный возраст. Особенности развития». | 3 | 3 | Коллективная | |||||
03.10.20 | Разработка проекта «Республика ШКИП» | 3 | 3 | Коллективная | |||||
05.10.20 | Беседа - презентация "Трудные подростки. Особенности поведения" | 2 | 2 | Коллективная | |||||
08.10.20 | Беседа - презентация "Трудные подростки. Особенности поведения" | 3 | 3 | Коллективная | |||||
10.10.20 | Игра-тренинг «Дельфин», игры на командообразование | 3 | 3 | Коллективная | |||||
12.10.20 | Беседа-презентация "Как работать с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации» | 2 | 2 | Коллективная | |||||
15.10.20 | Беседа-игра "Как работать с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации» | 3 | 3 | Индивидуальная | |||||
17.10.20 | Разработка проекта «Осенний марафон» | 3 | 3 | Коллективная | |||||
19.10.20 | Разработка проекта «Осенний марафон» | 2 | 2 | Коллективная | |||||
22.10.20 | Круглый стол «Работа с детьми, стоящими на различных видах учета, в каникулярный период» | 3 | 3 | Коллективная | |||||
24.10.20 | Лагерь с дневным пребыванием детей, находящихся в трудной жизненной ситуации «Осенний марафон» | 3 | 3 | Коллективная | |||||
26.10.20 | Лагерь с дневным пребыванием детей, находящихся в трудной жизненной ситуации «Осенний марафон» | 2 | 2 | Коллективная | |||||
29.10.20 | Лагерь с дневным пребыванием детей, находящихся в трудной жизненной ситуации «Осенний марафон» | 3 | 3 | Коллективная | |||||
31.10.20 | Мониторинг работы лагеря. | 3 | 3 | Коллективная | |||||
Проект «Альтернативное кафе» 34ч. | |||||||||
02.11.20 | Акция «Вместе целая страна», посвященная Дню народного единства | 2 | 2 | Коллективная | |||||
05.11.20 | Брифинг «Новый социальный проект. Планы, интересные темы» | 3 | 3 | Коллективная | |||||
07.11.20 | Разработка проекта «Альтернативное кафе» | 3 | 3 | Коллективная | |||||
09.11.20 | Разработка проекта «Альтернативное кафе» | 2 | 2 | Коллективная | |||||
12.11.20 | Разработка проекта «Альтернативное кафе» | 3 | 3 | Коллективная | |||||
14.11.20 | Подготовка к заседанию в Альтернативном кафе | 3 | 3 | Коллективная | |||||
16.11.20 | Подготовка к заседанию в Альтернативном кафе | 2 | 2 | Коллективная | |||||
19.11.20 | Альтернативное кафе «Ценности молодых» | 3 | 3 | Коллективная | |||||
21.11.20 | Практическое занятие «Игры-тренинги для подростков» | 3 | 3 | Коллективная | |||||
23.11.20 | Практическое занятие «Игры-тренинги для подростков» | 2 | 2 | Коллективная | |||||
26.11.20 | Практическое занятие «Игры-тренинги для подростков» | 3 | 3 | Коллективная | |||||
28.11.20 | Встреча с интересным человеком | 3 | 3 | Коллективная | |||||
30.11.20 | Встреча с интересным человеком | 2 | 2 | Коллективная | |||||
Проект «Дружные сердца» 35ч. | |||||||||
03.12.20 | Подготовка к акции «Подари улыбку» для детей с ограниченными возможностями здоровья | 3 | 3 | Коллективная | |||||
05.12.20 | Акция «Подари улыбку» для детей с ограниченными возможностями здоровья | 3 | 3 | Коллективная | |||||
07.12.20 | Беседа - презентация «Культура и традиции народов России». | 2 | 2 | Коллективная | |||||
10.12.20 | Разработка и подготовка проекта «Дружные сердца» | 3 | 3 | Коллективная | |||||
12.12.20 | Разработка социального проекта «Дружные сердца» | 3 | 3 | Коллективная | |||||
14.12.20 | «Представители разных национальностей, проживающие на территории Сухиничского района». | 2 | 2 | Коллективная | |||||
17.12.20 | Беседа-презентация «Обычаи и традиции разных культур России» | 3 | 3 | Коллективная | |||||
19.12.20 | Конкурс-фестиваль «Дружные сердца» | 3 | 3 | ||||||
21.12.20 | Игра-тренинг «Мы разные, но мы вместе» | 2 | 2 | Коллективная | |||||
24.12.20 | Новогоднее родительское собрание «И вновь для вас, родители, все о нас» | 3 | 3 | Коллективная | |||||
26.12.20 | Беседа-презентация «Культура и обычаи татар», «Традиции армян» | 3 | 3 | Коллективная | |||||
28.12.20 | Тренинг «Все мы одна семья» | 2 | 2 | Коллективная | |||||
31.12.20 | Круглый стол «Итоги проекта «Дружные сердца». Плюсы и минусы» | 3 | 3 | Коллективная | |||||
Проект «Дорогою добра» 24ч. | |||||||||
11.01.20 | Лекция «Дети с ограниченными возможностями здоровья особенные дети или обыкновенные?» | 2 | 2 | Коллективная | |||||
14.01.20 | «Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья» | 3 | 3 | Коллективная | |||||
16.01.20 | Праздничное мероприятие в центре «Лучики надежды», посвященное Декаде инвалидов | 3 | 3 | Коллективная | |||||
18.01.20 | Беседа-презентация «Территория здоровья» | 2 | 2 | Коллективная | |||||
21.01.20 | Лекция «Как работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья» | 3 | 3 | Коллективная | |||||
23.01.20 | «Как работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья» | 3 | 3 | Индивидуальная | |||||
25.01.20 | Встреча в медицинскими работниками | 2 | 2 | Коллективная | |||||
28.01.20 | Подготовка к квест-игре «Дети -родителям» | 3 | 3 | Коллективная | |||||
30.01.20 | Квест-игра с родителями «Дети – родителям или что у нас нового» | 3 | 3 | Коллективная | |||||
Проект «Республика ШКИП» 32ч. | |||||||||
01.02.20 | Подготовка к проекту | 2 | 2 | 2 | Коллективная | ||||
04.02.20 | Разработка сценариев праздников и квест-игры | 3 | 3 | 3 | Коллективная | ||||
06.02.20 | Посещение музея боевой и трудовой славы | 3 | 3 | 3 | Коллективная | ||||
08.02.20 | Беседа-презентация «Герои локальных войн» | 2 | 2 | 2 | Коллективная | ||||
11.02.20 | Встреча подростков, стоящих на различных видах учета, с воинами-афганцами | 3 | 3 | 3 | Коллективная | ||||
13.02.20 | Подготовка к акции «Щит России» | 3 | 3 | 3 | Коллективная | ||||
15.02.20 | Акция «Щит России» | 2 | 2 | 2 | Коллективная | ||||
18.02.20 | Подготовка к квест-игре для подростков, стоящих на различных видах учета | 3 | 3 | 3 | Коллективная | ||||
20.02.20 | Подготовка к квест-игре для подростков, стоящих на различных видах учета | 3 | 3 | 3 | Коллективная | ||||
22.02.20 | Квест-игра для подростков, стоящих на различных видах учета | 2 | 2 | 2 | Коллективная | ||||
25.02.20 | Круглый стол «Плюсы и минусы квест-игры» | 3 | 3 | 3 | Коллективная | ||||
27.02.20 | Тренинг «Игры для подростков» | 3 | 3 | 3 | Коллективная | ||||
Проект «Дорогою добра», проект «Зажигай!» 29ч + 3ч. | |||||||||
01.03.20 | Разработка сценария праздника «Масленица» для детей с ограниченными возможностями здоровья | 2 | 2 | Коллективная | |||||
04.03.20 | Подготовка к празднику. Традиционные народные игры на празднике «Масленица» | 3 | 3 | Коллективная | |||||
06.03.20 | Подготовка к празднику. Изготовление реквизита, костюмов. | 3 | 3 | Коллективная | |||||
11.03.20 | Подготовка к празднику. Изготовление реквизита, костюмов. | 3 | 3 | Коллективная | |||||
13.03.20 | Праздник «Масленица» в реабилитационном центре «Лучики надежды» для детей с ограниченными возможностями здоровья | 3 | 3 | Коллективная | |||||
15.03.20 | Разработка краткосрочного проекта «Зажигай!» | 2 | 2 | Коллективная | |||||
18.03.20 | Разработка краткосрочного проекта «Зажигай!» | 3 | 3 | ||||||
20.03.20 | Подготовка к дискотеке «Зажигай!» для подростков и молодежи. Выбор темы | 3 | 3 | Коллективная | |||||
22.03.20 | Подготовка к дискотеке «Зажигай!» для подростков и молодежи | 2 | 2 | Коллективная | |||||
25.03.20 | Подготовка к дискотеке «Зажигай!» для подростков и молодежи | 3 | 3 | Коллективная | |||||
27.03.20 | Дискотека «Зажигай!» для подростков и молодежи | 3 | 3 | Коллективная | |||||
29.03.20 | Мониторинг проектов «Дорогою добра» и «Зажигай!». Положительные моменты и неудачи проектов. | 2 | 2 | Коллективная | |||||
Проект «Чтобы помнили» 35ч. | |||||||||
01.04.20 | Праздничное шоу, посвященное Дню смеха для детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках проекта «Подари улыбку миру» | 3 | 3 | Коллективная | |||||
03.04.20 | Беседа - презентация «Великая Отечественная война. Забытые страницы». | 3 | 3 | Коллективная | |||||
05.04.20 | Работа с материалами Интернета по истории акции «Георгиевская ленточка». | 2 | 2 | Коллективная | |||||
08.04.20 | Музейное занятие «Герои Великой Отечественной Сухиничского района». | 3 | 3 | Коллективная | |||||
10.04.20 | Работа с материалами Интернета по истории акции «Георгиевская ленточка». | 3 | 3 | Коллективная | |||||
12.04.20 | Музейное занятие | 2 | 2 | Коллективная | |||||
15.04.20 | Разработка акции «Георгиевская ленточка» | 3 | 3 | Коллективная | |||||
17.04.20 | Работа с материалами Интернета по истории акции «Георгиевская ленточка». | 3 | 3 | Коллективная | |||||
19.04.20 | Разработка акции «Георгиевская ленточка» | 2 | 2 | Коллективная | |||||
22.04.20 | Разработка акции «Георгиевская ленточка» | 3 | 3 | Коллективная | |||||
24.04.20 | Разработка акции «Георгиевская ленточка» | 3 | 3 | Коллективная | |||||
26.04.20 | Старт районной акции «Георгиевская ленточка» | 2 | 2 | Коллективная | |||||
29.04.20 | Мониторинг районной акции «Георгиевская ленточка» | 3 | 3 | Коллективная | |||||
Проект «Подари улыбку миру» 24 +3= 27ч. | |||||||||
06.05.20 | Разработка праздника для детей с ограниченными возможностями здоровья | 3 | 3 | Коллективная | |||||
13.05.20 | Разработка праздника для детей с ограниченными возможностями здоровья | 3 | 3 | Коллективная | |||||
15.05.20 | Итоговый мониторинг | 3 | 3 | Коллективная | |||||
17.05.20 | Экскурсия | 2 | 2 | Коллективная | |||||
20.05.20 | Разработка праздника для детей с ограниченными возможностями здоровья | 3 | 3 | Коллективная | |||||
22.05.20 | День славянской письменности и культуры. Встреча с интересными людьми в Храме Смоленской Иконы Божьей Матери | 3 | 3 | Коллективная | |||||
24.05.20 | Разработка праздника для детей с ограниченными возможностями здоровья | 2 | 2 | Коллективная | |||||
27.05.20 | Праздник для детей с ограниченными возможностями здоровья «Подари улыбку миру» | 3 | 3 | Коллективная | |||||
29.05.20 | Анализ работы. Перспективные планы на следующий учебный год | 3 | 3 | Коллективная | |||||
31.05.20 | Итоговое занятие | 2 | 2 | Коллективная |
1.4. Планируемые результаты
Предметные результаты
К концу обучения учащиеся должны
знать:
- социальное проектирование;
- правила общения с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- правила коммуникативных навыков;
- о социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;
уметь:
- составлять социально- значимые проекты;
Метапредметные результаты
уметь:
- организовывать досуг подростков, находящихся на различных видах учета;
- организовывать мероприятия, лагеря, праздники, акции.
Личностные результаты
знать:
- черты творческой, активной, социально-адаптированной, успешной личности.
уметь:
- общаться с детьми и подростками, стоящими на различных видах учета;
- общаться с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
РАЗДЕЛ № 2 «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ»
2.2 Условия реализации программы
Кадровое обеспечение программы
Данную программу могут реализовывать педагоги с высшим или средне-специальным образованием, обладающие качествами лидера и имеющие теоретические и практические знания по предмету, также владеющие педагогическими компетенциями.
Материально-техническое обеспечение программы
Занятия по программе «Дорогою добра», социально-педагогической направленности, проводится на базе МКОУ ДО «Сухиничский центр дополнительного образования». Занятия организуются в кабинете, соответствующем требованиям СанПин и технике безопасности. Для реализации программы необходимо материально-техническое обеспечение:
- кабинет
- столы
- стулья
- шкафы
- настенное зеркало
- ноутбук
- флешносители
- цветной принтер
- проектор
- экран
- костюмы
- стенды
- фотоаппарат
- канцтовары
- музыкальная аппаратура (микрофоны, колонки, усилитель и т.д.)
Для проведения массовых мероприятий требуется сцена или большая площадка на улице. Также для экскурсий необходим автобус.
Данная программа может реализовываться дистанционно. Для этого необходим компьютер или ноутбук с выходом в Интернет для работы в программе ZOOM.
Для эффективной реализации программы необходимо методическое обеспечение:
- локальные акты (положения, договора о сотрудничестве)
- сценарии праздников
- презентации
Информационное обеспечение программы
Для реализации программы «Дорогою добра» необходимо следующее информационное обеспечение программы:
- материалы сети Интернет;
- группа отряда «Созвездие добра» в Контакте;
- районная газета «Организатор»;
- сайт СЦДО;
- группа СЦДО в Контакте.
2.3 Формы аттестации
В ходе реализации программы учащиеся овладевают определенными умениями и навыками. Оценка эффективности реализации программы проходит в три этапа: входная, промежуточная и итоговая аттестации в соответствии с внутренними локальными актами.
Входная аттестация проводится в сентябре, промежуточная аттестация в январе, итоговая аттестация в мае.
Средства аттестации:
- анкетирование;
- мероприятия для детей и подростков, стоящих на различных видах учета;
- заседания альтернативного молодежного кафе;
- социальные проекты;
- праздники для детей с ограниченными возможностями здоровья;
- проведение районных мероприятий;
- социально-значимые проекты.
Формы аттестации:
- индивидуальный;
- групповой.
Оценка деятельности планируемых результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы осуществляется по трем уровням: высокий (от 80 до 100%), средний (от 51 до 78%), низкий (менее 50%).
Результаты промежуточной и итоговой аттестаций, анализ с выводами и предложениями обсуждаются на педагогических советах.
Критериями успешности обучения по данной программе можно считать: умение создавать социальные проекты, привлечение к реализации этих проектов большого количества людей; приобретение необходимых знаний и навыков для установления межличностных отношений людей; умение организовывать и проводить праздники и мероприятия различного уровня.
2.4 Оценочные материалы
Система диагностики результативности программы
Результат программы | Направления диагностики | Параметры диагностики | Методы диагностики | Методики |
Обучение | 1.Теоретические и практические ЗУН | Ожидаемые результаты освоения программы в зависимости от возраста учащихся и уровня обучения; формирование активной жизненной позиции, | Наблюдение, тестирование | |
Тесты достижений, наблюдение, рефлексия | ||||
Наблюдение, социальный проект | ||||
2.Практическая творческая деятельность учащихся | Личностные достижения учащихся в процессе усвоения программы | Анализ социальных проектов; метод наблюдения; метод экспертных оценок, презентация социальных проектов | Составление социальных проектов | |
Развитие | 1.Особенности личностной сферы | Работоспособность | Тестирование | Методика «Таблицы Шульте» (см.Приложение №1) |
Ориентация на успех | Тестирование, наблюдение | Методика «Успеха и боязнь неудачи (А. Реан) (см.Приложение №2) | ||
Готовность к саморазвитию | Тестирование | Методика «Готовность к саморазвитию» (см.Приложение №3) | ||
2.Особенности личности в системе социальных отношений | Удовлетворенность отношениями в группе, положение личности в коллективе и его сплоченность, уровень тревожности. | Тестирование, наблюдение | Н.Щуркова -тест «Сформирован-ность отноше-ний» (см.Приложение №4) | |
Воспитание | 1.Уровень воспитанности | Сформированность личностных качеств | Анкетирование наблюдение, тестирование. | Опросник «Уровень воспитан-ности» (см.Приложение №5) |
2.Сформированность активной жизненной позиции | Лидерские качества, стремление участвовать в жизни коллектива и центра | Наблюдение, анкетирование | Карта интересов |
2.5.Методические материалы:
Методическое обеспечение образовательной программы
№ | Раздел программы | Формы занятий | Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса | Дидактический материал | Техническое оснащение занятий | Формы подведения итогов |
1 | Вводное занятие. Тренинг на командообразование | Беседа, тренинг | Словесный, практический Фронтальный | презентация | Проектор, компьютер | Коллективная рефлексия |
2 | Социальное проектирование | Лекция | Словесный, практический Групповой, фронтальный | Презентация, тест | Проектор, компьютер, микрофоны, колонки, микшер, аудиозаписи | Коллективная рефлексия. Итог тестирования |
3 | Социальный проект «Здоровым быть модно» | Встречи, беседы-презентации, праздники, заседания в клубе, репетиции | Словесный, практический наглядный. Репродуктивный фронтальный, коллективный | Презентации, сценарии, проект, аудиозаписи, видеозаписи, буклеты, фотографии, тест | Проектор, компьютер, микрофоны, колонки, микшер, костюмы, спортивный инвентарь | Коллективная рефлексия. Итог тестирования |
4 | Проект «Республика ШКИП». | Беседы-презентации, лагерь с дневным пребыванием, праздник, упражнения | Словесный, практический наглядный. Репродуктивный фронтальный, коллективный | Презентации, сценарии, раздаточный материал, проект | Проектор, компьютер, микрофоны, колонки, микшер | Коллективная рефлексия |
5 | Проект «Альтернативное кафе» | Беседы-лекции, практикум-семинар, заседания в клубе, упражнения | Словесный, практический наглядный. Репродуктивный фронтальный, коллективный | Презентации, сценарии, проект, аудиозаписи | Проектор, компьютер, микрофоны, колонки, микшер, костюмы | Коллективная рефлексия |
6 | Проект «Дружные сердца» | Беседы-презентации, встречи, фестиваль-конкурс, игра-тренинг, тренинг, репетиции | Словесный, практический наглядный. Репродуктивный фронтальный, коллективный | Презентации, сценарии, проект, видео и аудио записи | Проектор, компьютер, микрофоны, колонки, микшер, костюмы, декорации | Коллективная рефлексия |
6 | Проект «Дорогою добра» | Лекции, встречи, экскурсии, праздники, соревнования | Словесный, практический наглядный. Репродуктивный фронтальный, коллективный | Сценарии, аудио записи | Проектор, компьютер, микрофоны, колонки, микшер, костюмы | Коллективная рефлексия |
7 | Проект «Чтобы помнили» | Музейные занятия, беседы-презентации, акции, конференция | Словесный, практический наглядный. Репродуктивный фронтальный, коллективный, групповой | Презентации, ленточки, письма, проект, видеофильмы | Проектор, компьютер, микрофоны, колонки, микшер, банер | Защита проектов |
8 | Проект «Подари улыбку миру» | Лекции, встречи, экскурсии, праздники, соревнования | Словесный, практический наглядный. Репродуктивный фронтальный, коллективный | Сценарии, аудио записи | Проектор, компьютер, микрофоны, колонки, микшер, костюмы | Коллективная рефлексия |
2.6. Список литературы для учащихся
Основной:
- Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование: Учеб. пособие для студентов вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
- Луков В.А. Социальное проектирование. – М.: Флинта, 2006
Дополнительный:
1.Алесина Мария, Панеях Элла. Мотивация участия в волонтерском движении. – 6 с. – (Статья). – Отдел обучения в странах СНГ, С.-Петербург.
2. Алесина Мария. Резюме: Особенности кризисного периода в деятельности волонтеров. – 2 с. — (Социологический анализ). – Отдел обучения в странах СНГ, С.-Петербург. Состояние кризиса. Проблемы коллектива, психологический климат. Изменение мотивации.
3.Атеев Геннадий. Мотивация деятельности волонтеров. — Магнитогорск, 2001. – 20 с.
Список литературы для родителей
Основной:
1.Алексеев Н.А. Педагогические основы проектирования личностно ориентированного обучения: г. Тюмень, 1997. – с.310
2. Беспалова Г.М., Виноградова Н.М. Социальное проектирование подростка. Как изменить отношение к школе. Серия «Библиотека Федеральной программы развития» - М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003. – 48с.
Дополнительный:
1.Методические материалы по теме «Волонтеры: мотивация. Результаты социологического исследования. — СПб., 2003. – 22 с. – (Сборник методических материалов). – Отдел обучения в странах СНГ, С.-Петербург.
2.Сборник методических материалов. – Екатеринбург: Уральский институт социальных и общинных работников, 2003. – 53 с.
Список литературы для педагогов
Основной:
1.Афанасьева Г.В. Педагогическое проектирование реализации образовательных и профессиональных планов школьников в малых городах России: М., 1995.
2.Балабанов П.И. Методологические проблемы проектировочной деятельности. – Новосибирск: Наука, 1990. – 200 с.
3.Джонс Дж. К. Методы проектирования. – М.: Мир, 1986. – 326 с.
4.Ершова Н. Н. Модель привлечения волонтеров к социально - профессиональной работе в подростковой и молодежной среде / Н. Н. Ершова // Беспризорник. - 2007. - №2. - С. 20-23.
5.Кобякова Т. Г., Смердов О. А. Первичная профилактика наркозависимости: концепция программы организации и развития подросткового добровольческого движения. М.: 2000.
6. Соколова О. Д. Памятка для волонтеров / О. Д. Соколова // Вологда: Изд. центр ВИРО, 2006. С. 3-20.
7. Основы социальной работы / Под. Ред. Павленок // 1999. - С 27-30.
Дополнительный:
1.Предупреждение табакокурения у школьников: Методическое пособие для работников образовательных учреждений / Под ред. Н. К. Смирнова. - М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004.
2. Профилактика злоупотребления психоактвными веществами. / Сборник методических материалов по проблеме профилактики злоупотребления психоактивыми веществами среди несовершеннолетних и молодежи // 2002.
3.Хулин А. А. Добровольчество как вид благотворительности / А. А. Хулин Социальная работа. - 2003. - №3. - С. 51-54.
4.Шульга Т. И. 2001г - Международный год добровольцев / Шульга Т. И. // Работник социальной службы. - 2006. №6. С. 10-12.
5.Циткилов П. Я. Информационно - методические материалы по организации работы с волонтерами / П. Я. Циткилов // Социальная работа. - 2007. - №5. - С. 58-60.
6.Циткилов П. Я. История социальной работы: Учеб. Пособие для студентов вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 448с.
Приложение №1
Методика «Объем внимания» (по Шульте)
Цель
Определение объема динамического внимания.
Диапазон применения
Методика используется для обследования как взрослых испытуемых, так и школьников, начиная с младшего школьного возраста.
Оборудование
Секундомер, указка, 5 таблиц Шульте. Каждая таблица представляет собой квадрат (ориентировочный размер - 20х20 см), разделенный на 25 клеток. В каждой таблице в случайном порядке расположены числа от 1 до 25. Высота цифр – 2 см, написаны пером, черной тушью. Таблица №1 используется для инструктажа, таблицы №№ 2-5 - для экспериментального обследования.
Образцы таблиц
14 | 18 | 7 | 24 | 21 | 22 | 25 | 7 | 21 | 11 | 21 | 12 | 7 | 1 | 20 | ||
22 | 1 | 10 | 9 | 6 | 6 | 2 | 10 | 3 | 23 | 6 | 15 | 17 | 3 | 18 | ||
16 | 5 | 8 | 20 | 11 | 17 | 12 | 16 | 5 | 18 | 19 | 4 | 8 | 25 | 13 | ||
23 | 2 | 25 | 3 | 15 | 1 | 15 | 20 | 9 | 24 | 24 | 2 | 22 | 10 | 5 | ||
19 | 13 | 17 | 12 | 4 | 19 | 13 | 4 | 14 | 8 | 9 | 14 | 11 | 23 | 16 | ||
№ 1 | № 2 | № 3 |
9 | 5 | 11 | 23 | 20 | 5 | 14 | 12 | 23 | 2 | |||||||
14 | 25 | 17 | 1 | 6 | 16 | 25 | 7 | 24 | 13 | |||||||
3 | 21 | 7 | 19 | 13 | 11 | 3 | 20 | 4 | 18 | |||||||
18 | 12 | 24 | 16 | 4 | 8 | 10 | 19 | 22 | 1 | |||||||
8 | 15 | 2 | 10 | 22 | 21 | 15 | 9 | 17 | 6 | |||||||
№ 4 | № 5 |
Процедура эксперимента
Эксперимент проводится индивидуально. Испытуемому показывают таблицу №1 и одновременно сообщают инструкцию: «Перед тобой таблица. В таблице вразброс, в случайном порядке, расположены числа от 1 до 25. Твоя задача - находить все числа по порядку, показывать их указкой и одновременно вслух называть. Например... Старайся работать как можно быстрее. Есть вопросы?»
Затем испытуемому последовательно предъявляются четыре таблицы (№№2-5). По каждой из таблиц экспериментатор фиксирует время выполнения задания и заносит результаты в протокол.
Образец протокола
№ таблицы | Время поиска цифр (сек.) | Ошибки |
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
Сумма |
Обработка результатов
1. Подсчитывается суммарное время поиска цифр по всем четырем таблицам. Этот показатель характеризует объем внимания испытуемого. Чем меньше время выполнения задания, тем больше объем. Чтобы сделать вывод о степени соответствия объема внимания конкретного испытуемого возрастной норме, необходимо сравнить его результаты со среднегрупповыми для данного возраста.
Стандартизация методики проведена на учащихся школ г. Кирова в 1999 – 2000 годах. Объем выборки - 514 испытуемых. Результаты представлены в таблице возрастных норм.
Возраст испытуемых | t2 | t3 | t4 | t5 | Σ t | Ошибки | |||||
М | δ | М | δ | М | δ | М | δ | М | δ | ||
7-8 (n=95) | 94 | 41 | 98 | 49 | 104 | 51 | 109 | 53 | 405 | 178 | 0,8 |
9-10 (100) | 59 | 19 | 62 | 24 | 68 | 25 | 69 | 26 | 257 | 82 | 0,2 |
11-12 (n=75) | 51 | 17 | 52 | 19 | 56 | 17 | 55 | 18 | 246 | 62 | 0,2 |
13-14 (n=78) | 41 | 9 | 44 | 14 | 47 | 16 | 51 | 48 | 177 | 41 | 0,2 |
15-16 (n=77) | 38 | 10 | 38 | 14 | 42 | 15 | 42 | 15 | 159 | 48 | 0,1 |
17-18 (n=89) | 35 | 7 | 36 | 9 | 38 | 10 | 39 | 14 | 148 | 31 | 0,1 |
М – среднее значение,
d - стандартное отклонение.
Приложение №2
Метод «Успеха и боязнь неудачи»
Инструкция. Отвечая на нижеприведенные вопросы, необходимо выбрать ответ «да» или «нет». Если Вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что «да» объединяет явное «да», так и «скорее да, чем нет». То же относится и к ответу «нет», он объединяет явное «нет» и «скорее нет, чем да». Отвечать на вопросы следует быстро, не задумываясь надолго. Ответ, который первый приходит в голову, как правило, является и наиболее точным.
ТЕСТ ОПРОСНИКА
1. Включаясь в работу, как правило, оптимистично надеюсь на успех.
2. В деятельности активен.
3. Склонен к проявлению инициативности.
4. При выполнении ответственных заданий стараюсь по возможности найти причины отказа от них.
5. Часто выбираю крайности: либо занижено легкие задания, либо не реалистически высокие по трудности.
6. При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.
7. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов.
8. Продуктивность деятельности в основном зависит от моей собственной целеустремленности, а не от внешнего контроля.
9. При выполнении достаточно трудных заданий, в условиях ограничения времени, результативность деятельности ухудшается.
10. Склонен проявлять настойчивость в достижении цели.
11. Склонен планировать свое будущее на достаточно отдалённую перспективу.
12. Если рискую, то скорее с умом, а не бесшабашно.
13. Не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль.
14. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели, чем не реалистически высокие.
15. В случае неудачи при выполнении какого-либо задания, его притягательность, как правило, снижается.
16. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих неудач.
17. Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.
18. При работе в условиях ограничения времени результативность деятельности улучшается, даже если задание достаточно трудное.
19. В случае неудачи при выполнении какого-либо задания от поставленной цели , как правило, не отказываюсь.
20. Если задание выбрал себе сам, то в случае неудачи его притягательность еще более возрастает.
КЛЮЧ К ОПРОСНИКУ
«ДА»: 1,2,3.6,8,10, 11, 12, 14,16, 18, 19,20.
«НЕТ»: 4,5,7,9,13,15,17.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
За каждое совпадение с ключом испытуемому дается 1 балл. Подсчитывается общее количество набранных баллов.
Если количество набранных баллов от 1 до 7 , то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи).
Если количество набранных балов от 14 до 20, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех).
Если количество набранных балов от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полю ярко не выражен. При этом можно иметь в виду, что если количество баллов 8 или 9, есть определенная тенденция мотивации на неудачу, а если количество баллов 12 или 13, имеется определенная тенденция мотивации на успех.
Мотивация на успех относится к позитивной мотивации. При такой мотивации человек, начиная дело, имеет в виду достижение чего-то конструктивного, положительного. В основе активности человека лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Такие люди обычно уверенны в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны. Х отличает настойчивость в достижении цели, целеустремленность.
Мотивация на неудачу относится к негативной мотивации. При данном типе мотивации активность человека связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи. Вообще в основе этой мотивации лежит идея избегания и идея негативных ожиданий. Начиная дело, человек уже заранее боится возможной неудачи, думает о путях избегания этой гипотетической неудачи, а не о способах достижения успеха.
Люди мотивированные на неудачу, обычно отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах. Стараются избегать ответственных заданий, а при необходимости решения сверхответственных задач могут впадать в состояние, близкое к паническому. По крайней мере, ситуативная тревожность у них в этих случаях становится чрезвычайно высокой. Все это, вместе с тем, может сочетаться с весьма ответственным отношением к делу.
Приложение №3
Самотест «Готовность к саморазвитию»
(Т.А.Ратанова, Н.Ф. Шляхта «Психодиагностические методы изучения личности»
Испытуемым предлагается следующее задание. Прочитайте каждое утверждение в задании, напишите только его номер и оцените, насколько это утверждение верно для вас. Если верно, то напротив номера поставьте знак «+»; если неверно, то знак «-». Если не знаете, как ответить, поставьте знак «?». Последний ответ допускайте только в крайних случаях. Прочитайте еще раз инструкцию и начинайте работать.
Вопросы.
У меня появляется желание больше узнать о себе.
Я считаю, что мне нет необходимости в чем-то меняться.
Я уверен(а) в своих силах.
Я верю, что все задуманное мною осуществиться.
У меня нет желания знать свои положительные и отрицательные стороны.
В своих планах я чаще надеюсь на удачу, чем на себя.
Я хочу лучше и эффективнее работать.
Когда нужно, я умею заставить и изменить себя.
Мои неудачи во многом связаны с неумение это делать.
Меня интересует мнение других о моих качествах и возможностях.
Мне трудно самостоятельно добиться задуманного и воспитать себя.
В любом деле я не боюсь неудач и ошибок.
Мои способности и умения соответствуют требованиям моей профессии.
Обстоятельства сильнее меня, даже если я очень хочу что-то сделать.
Обработка результатов.
Готовые ответы во время обработки не исправлять. Напротив каждого из 14 номеров задания поставьте значение «ключа».
Значение «ключа» по каждому утверждению:
1. (+); 2. (-); 3. (+); 4. (+); 5. (-); 6. (-);
7. (+); 8. (+); 9. (+); 10. (+); 11. (-); 12 (+);
13. (-); 14. (-).
Посчитайте количество совпадений, те. Варианты, когда ваш ответ совпадает со знаком «ключа». Если в ответе есть знак вопроса, то совпадения нет. Чтобы определить значение вашей готовности «хочу знать себя», требуется подсчитать количество совпадений только по утверждениям с номерами: 1,2,5,7,10,13.
Таким же образом вы определяете значение готовности «могу самосовершенствоваться», подсчитав количество совпадений по утверждениям: 3,4,6,8,11,12,14.
Для сравнения результатов через месяц и более запишите в свою записную книжку результаты по «хочу знать себя» и «могу самосовершенствоваться».
Анализ результатов.
Полученные знания переносятся на график: по горизонтали откладывается значение ГЗС («хочу знать себя»), а по вертикали – значение ГМС («могу самосовершенствоваться»). По двум координатам отмечаете на графике точку, которая «попадает» в один из квадратов: А, Б, В, Г. «Попадание» в квадрат на графике – это одно из ваших состояний в настоящее время:
А – «могу самосовершенствоваться», но «не хочу знать себя»;
Б – «хочу знать себя» и «могу изменить»;
В – «не хочу знать себя» и «не хочу изменяться»;
Г – «хочу знать себя», но «не могу себя изменить»;
Интерпретация возможных сочетаний.
Первый случай (квадрат Г)
Такое сочетание означает, что вы желаете знать больше о себе, но еще не владеете хорошо навыками самосовершенствования. Это похоже на басню про лисицу в виноград, когда его гроздь висела для лисицы слишком высоко. В басне Эзопа лиса, видя невозможность достать его, решила, что виноград еще зелен, и ушла… Трудности в самовоспитании не должны вызывать у вас такую реакцию: «не получатся, значит не буду делать». Посмотрите внимательно на утверждение по ГМС («могу самосовершенствоваться»), которые не совпали в ответах с «ключом». Анализ покажет, где и над чем предстоит вам поработать. В самосовершенствовании, если вы решились на это, нужно помнить слова Сенеки младшего: «Свои способности человек может узнать, только попытавшись приложить их». Чтобы научиться плавать, надо по-настоящему плавать или все время пытаться это сделать. И успех будет за вами.
Второй случай (квадрат А)
Ваше значение ГЗС («хочу знать себя») меньше, чем ГМС («могу самосовершенствоваться»), т.е. вы имеете больше возможности к саморазвитию, чем желания познать себя. В этом случае надо поразмышлять о необходимости начинать в освоении профессии с себя. Профессионализм в любой сфере достигается прежде всего через нахождение своего индивидуального стиля деятельности. А это, как вы понимаете, без самопознания невозможно. Оба приведенных случая соотношения «готовности к саморазвитию» можно рассматривать и в тех ситуациях, когда значения ГЭС и ГМС меньше 4 баллов (квадрат В). При этом ваш анализ должен быть направлен на те утверждения, которые не дали в ответах совпадений с «ключом». Внимательно понаблюдайте за собой, попросите об этом товарищей и друзей. Постарайтесь понять, где больше трудностей, где большая преграда на пути к саморазвитию. Через некоторое время, когда вы уже приложили к этому какие-то усилия, сделайте прилагаемый самотест еще раз. Сравните результаты. Несомненно, при желании вы сможете изменить положение к лучшему.
Приложение №4
Тест «Сформированность отношений» Н.Е.Щурковой
- На пути стоит человек. Вам надо пройти. Что делаете?
- а) обойду, не потревожив;
- б) отодвину и пройду;
- в) смотря какое будет настроение.
- Вы замечаете среди гостей невзрачную девушку (или малоприметного юношу), которая (который) одиноко сидит в стороне. Что делаете?
- а) ничего, какое мое дело;
- б) не знаю заранее, как сложатся обстоятельства;
- в) подойду и непременно заговорю.
- Вы опаздываете в школу. Видите, что кому-то стало плохо. Что делаете?
- а) тороплюсь в школу;
- б) если кто-то бросится на помощь, я тоже пойду;
- в) звоню по телефону 03, останавливаю прохожих...
- Ваши знакомые переезжают на новую квартиру. Они старые. Что делаете?
- а) предложу свою помощь;
- б) я не вмешиваюсь в чужую жизнь;
- в) если попросят, я, конечно, помогу.
- Вы покупаете клубнику. Вам взвешивают последний оставшийся килограмм. Сзади слышите голос, сожалеющий о том, что не хватило клубники для сына в больницу. Как реагируете на голос?
- а) сочувствую, конечно, но что поделаешь в наше трудное время;
- б) оборачиваюсь и предлагаю половину;
- в) не знаю, может быть, мне тоже будет очень нужно.
- Вы узнаете, что несправедливо наказан один из ваших знакомых. Что делаете в этом случае?
- а) очень сержусь и ругаю обидчика последними словами;
- б) ничего: жизнь вообще несправедлива;
- в) вступаюсь за обиженного.
- Вы дежурный. Подметая пол, Вы находите деньги. Что делаете?
- а) они мои, раз я их нашел;
- б) завтра спрошу, кто их потерял;
- в) может быть, возьму себе.
- Сдаете экзамен. На что рассчитываете?
- а) на шпаргалки, конечно: экзамен — это лотерея;
- б) на усталость экзаменатора: авось, пропустит;
- в) на свои знания.
- Вам предстоит выбрать профессию. Как будете это делать?
- а) найду что-нибудь рядом с домом;
- б) поищу высокооплачиваемую работу;
- в) хочу создавать нечто ценное на земле.
- Какой из трех предложенных видов путешествия Вы выберете?
- а) по России;
- б) по экзотическим странам;
- в) по одной из ведущих развитых стран.
- Вы пришли на субботник и видите, что все орудия труда разобраны. Что предпримете Вы?
- а) поболтаюсь немного, потом видно будет;
- б) ухожу немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих;
- в) присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ним.
- Некий волшебник предлагает Вам устроить Вашу жизнь обеспеченной без необходимости работать. Что Вы ответите этому волшебнику?
- а) соглашусь с благодарностью;
- б) сначала узнаю, скольким он обеспечил, таким образом, существование;
- в) отказываюсь решительно.
- Вам дают общественное поручение. Выполнять его не хочется. Как Вы поступите?
- а) забываю про него, вспомню, когда потребуют отчет;
- б) выполняю, конечно;
- в) увиливаю, отыскиваю причины, чтобы не вспоминать.
- Вы побывали на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщите ли кому-нибудь об этом?
- а) да, непременно скажу и постараюсь сводить их в музей;
- б) не знаю, как придется;
- в) зачем говорить, пусть каждый решает, что ему надо.
- Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для коллектива работу. Вы знаете, что способны это сделать.11о что Вы делаете в данный момент?
- а) поднимаю руку и сообщаю о своем желании сделать работу;
- б) сижу и жду, когда кто-то назовет мою фамилию;
- в) я слишком дорожу своим личным временем, чтобы соглашаться.
- Вы с товарищами собрались ехать на дачу в солнечный теплый день. Вдруг Вам звонят и просят отложить поездку ради важного общего дела. Что делаете?
- а) еду на дачу согласно плану;
- б) не еду, остаюсь, конечно;
- в) жду, что скажет мой товарищ.
- Вы решили завести собаку. Какой из трех вариантов Вас устроит?
- а) бездомный щенок;
- б) взрослый пес с известным Вам нравом;
- в) дорогой щенок редкой породы.
- Вы собрались отдыхать после работы (учебы). И вот говорят: «Есть важное дело. Надо». Как реагируете?
- а) напомню о праве на отдых;
- б) делаю, раз надо;
- в) посмотрю, что скажут остальные.
- С Вами разговаривают оскорбительным тоном. Как к этому относитесь?
- а) отвечаю тем же;
- б) не замечаю, это не имеет значения;
- в) разрываю связь.
- Вы плохо играете на скрипке (или на любом другом музыкальном инструменте). Ваши родители Вас непременно хвалят и просят сыграть для гостей. Что делаете?
- а) играю, конечно;
- б) разумеется, не играю;
- в) когда хвалят, всегда приятно, но ищу повод увильнуть от игры.
- Вы задумали принять гостей. Какой вариант Вы предпочтете?
- а) самому (самой) приготовить все блюда;
- б) закупить полуфабрикаты в магазине «Кулинария»;
- в) пригласить гостей на кофе.
- Вдруг узнаете, что школу закрыли по каким-то особым обстоятельствам. Как встречаете такое сообщение?
- а) бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью;
- б) обеспокоен, строю планы самообразования;
- в) буду ожидать новых сообщений.
- а) ужасно завидую, мне неудобно;
- б) я рад, потому что и у меня есть свои достоинства;
- в) я, как все, аплодирую.
- Вам подарили красивую необычной формы авторучку. На улице к Вам подходят два парня и требуют отдать им подарок. Что делаете?
- а) отдаю – здоровье дороже;
- б) постараюсь убежать от них, говорю, что ручки у меня нет;
- в) подарков не отдаю, вступаю в борьбу.
- Когда наступает Новый год, о чем чаще всего думаете?
- а) о новогодних подарках;
- б) о каникулах и свободе;
- в) о том, как жил и как собираюсь жить в новом году.
- Какова роль музыки в Вашей жизни?
- а) она мне нужна для танцев;
- б) она доставляет мне наслаждение духовного плана;
- в) она мне просто не нужна.
- Уезжая надолго из дома, как Вы себя чувствуете вдали?
- а) снятся родные места;
- б) хорошо себя чувствую, лучше, чем дома;
- в) не замечал (не замечала).
- При просмотре информационных телепрограмм портится ли иногда Ваше настроение?
- а) нет, если мои дела идут хорошо;
- б) да, в настоящее время довольно часто;
- в) не замечал (не замечала).
- Вам предлагают послать книги в далекое горное село. Что делаете?
- а) отбираю интересное и приношу;
- б) ненужных мне книг у меня нет;
- в) если все принесут, я тоже кое-что отберу.
- Можете ли Вы назвать пять дорогих Вам мест на Земле пять дорогих Вам исторических событий, пять дорогих Вам имен великих людей?
- а) да, безусловно, могу;
- б) нет, на свете много интересного;
- в) не задумывался (не задумывалась), надо бы посчитать.
- Когда Вы слышите о подвиге человека, что чаще всего приходит Вам в голову?
- а) у этого человека был, конечно, свой личный интерес;
- б) человеку просто повезло прославиться;
- в) глубоко удовлетворен и не перестаю удивляться.
Приложение №5
Определение уровня воспитанности" (анкета)
Н.П. Капустин, М.И. Шилова
Анкета учащейся (гося) объединения ________________________________
1 | Долг и ответственность | |||||
1 | Считаю для себя важным добиваться, чтобы наш коллектив работал лучше. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Вношу предложения по совершенствованию работу отряда. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Самостоятельно организую отдельные мероприятия в отряде. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Участвую в подведении итогов работы отряда, в определении ближайших задач. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Бережливость | |||||
1 | Аккуратно пользуюсь библиотечными книгами. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Бережно отношусь к мебели в ДДТ | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Бережно отношусь к своей одежде ( слежу за чистотой и опрятностью). | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Экономлю природные ресурсы (электроэнергию, воду бумагу - до конца использую тетради,). | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Дисциплинированность | |||||
1 | Знаю и соблюдаю правила, записанные в Уставе ДДТ. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Всегда внимателен на занятиях, не мешаю слушать другим объяснения преподавателя. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Участвую в мероприятиях ДДТ | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Осознаю свою ответственность за результаты работы в отряде. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Ответственное отношение к учебе | |||||
1 | Использую дополнительную литературу ( пользуюсь средствами Интернета). | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Аккуратен, исполнителен, точен. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
5 | Отношение к общественному труду | |||||
1 | Своевременно и точно выполняю порученные мне задания. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Принимаю участие в трудовых рейдах | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Выполняю трудовые поручения родителей. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Добросовестно выполняю все поручения. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
6 | Коллективизм, чувство товарищества | |||||
1 | Удовлетворен отношением моих товарищей к другим объединениям. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Готов отстаивать интересы отряда в других коллективах и общественных организациях. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
7 | Доброта и отзывчивость | |||||
1 | Стремлюсь помочь другим воспитанникам, а также младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Вежлив со взрослыми, уступаю места старшим. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Не реагирую на случайные столкновения в вестибюлях ДДТ, помогаю младшим . | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Ко мне всегда можно обратиться за помощью. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
8 | Честность и справедливость | |||||
1 | Считаю, что необходимо отвечать за свои поступки. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Честно сознаюсь, если что-то натворил. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Осуждаю своего товарища, если он рассказал взрослому о проступке товарища без его присутствия при разговоре. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Открыто и смело высказываю свое мнение перед любым коллективом. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
9 | Простота и скромность | |||||
1 | Говоря о своих успехах, не забываю об успехах товарищей. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Понимаю, что человека уважают не за деньги. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Иногда люблю похвастаться. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Могу дружить с девочками и мальчиками другой национальности | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
10 | Культурный уровень | |||||
1 | Посещаю музеи, выставки, театры не реже одного раза в месяц. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Среди телевизионных передач смотрю учебные, познавательные фильмы ( из жизни растительного и животного миров, передачи, посвященные жизни и деятельности писателей, артистов кино…) Слушаю не только современную музыку, эстрадную, но и классическую. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Слежу за своей речью, не допускаю, чтобы при моем присутствии говорили грубо, некорректно, нецензурно. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Соблюдаю правила поведения в общественных местах ( в том числе транспорте) | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Расчет делать по каждому пункту.
Детям сказать: “Прочитайте вопросы анкеты и постарайтесь долго не задумываться. Ответьте на них, оценивая себя по 4-балльной шкале. (расшифровка дана на доске)”
“0” - всегда нет или никогда.
“1” - очень редко, чаще случайно.
“2”- чаще нет, чем да, иногда вспоминаю.
“3”- чаще да, чем нет, иногда забываю.
“4”- всегда да, постоянно.
Результаты одного пункта складываются и делятся на 16 ( максимальное кол-во баллов) ( 3+4+3+4)/16
Затем складываются показатели по всем пунктам и делятся на 10. (1+0,9+0,7+0,6+0,5+1+1+1+0,2+1)/10
До 0,5 – низкий уровень воспитанности
0,6- уровень воспитанности ниже среднего
0,7 -0,8 средний уровень воспитанности
До 0,9 уровень воспитанности выше среднего
1- высокий уровень воспитанности
Затем складываются показатели каждого ученика и делятся на количество учащихся, получаем уровень воспитанности класса. (от учеников).
Низкий уровень: слабое, неустойчивое положительное поведение, которое регулируется в основном требованиями взрослых и другими внешними стимулами и побудителями, самоорганизации и саморегуляции ситуативны |
Средний уровень: свойственна самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции, отсутствует общественная позиция |
Хороший уровень: положительная самостоятельность в деятельности и поведении, общественная позиция ситуативна. |
Высокий уровень : устойчивая и положительная самостоятельность в деятельности и поведении, проявляется активная общественная и гражданская позиция. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей "Юный инспектор дорожного движения"
Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, вн...
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения «Добрые руки»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАВ истории педагогики известны тимуровское движение и общественно-полезная деятельность как основа существования детских и молодежных объединений и организаций. Волонтерская деятел...
Дополнительная общеобразовательная модульная программа «Сердцем за добро»
Цель: вовлечь детей в волонтерское движение.Задачи дополнительной образовательной программы:образовательные:формировать активную жизненную позицию подростков и стремление заниматься волонтерской ...
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...
Реализация дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2022 году в МБОУ ДО ДДТ ст. Атаманской и перспективы внедрения дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2023 году
В настоящее время особое внимание уделяется условиям обеспечения доступности дополнительного образования для детей. Одним из таких условий является сетевое взаимодействие в процессе реализации образов...