Игровые сетевые технологии как фактор развития творческого потенциала школьника
статья

Игровые сетевые технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игровые сетевые технологии31.04 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые сетевые технологии как фактор развития творческого потенциала школьника

Румянцев Е.В., педагог дополнительного образования ГБОУ школа №456 Санкт-Петербурга

Аннотация. Статья посвящена игровыме педагогическим технологиям, организации и проведению компьютерных игр.

В данной работе анализируется влияние игры на развитие ребёнка.

Одной из важнейших задач образовательной политики государства на современном этапе выступает организация всестороннего партнерства. Это означает, в том числе, и развитие сетевого взаимодействия на различных уровнях системы образования.

Сегодня под сетевым взаимодействием понимается система горизонтальных и вертикальных связей, обеспечивающая доступность качественного образования для всех категорий граждан, вариативность образования, открытость образовательных организаций, повышение профессиональной компетентности педагогов и использование современных ИКТ-технологий.

Сетевое взаимодействие сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет образовательным учреждениям не только выживать, но и динамично развиваться. Важно заметить, что при сетевом взаимодействии происходит не только распространение инновационных разработок, а также идет процесс диалога между образовательными учреждениями и процесс отражения в них опыта друг друга, отображение процессов, которые происходят в системе образования в целом. Инновации в условиях образовательной сети приобретают эволюционный характер, что связано с непрерывным обменом информацией и опытом, отсутствием обязательного внедрения. Опыт участников сети оказывается востребованным не только в качестве примера для подражания, а также в качестве индикатора или зеркала, которое позволяет увидеть уровень собственного опыта и дополнить его чем-то новым, способствующим эффективности дальнейшей работы.

Нормативной основой сетевого взаимодействия стал закон об «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.

Задачи, решаемые в процессе сетевого взаимодействия:

  • анализ спектра запросов социальных партнеров по организации сетевого взаимодействия;
  • повышение качества образования для широких социальных слоев населения;
  • обмен опытом, совместная реализация образовательных проектов и социальных инициатив, совершенствование образовательной среды учреждения;
  • расширение круга общения обучающихся, позволяющего им получить социальный опыт, способствующий формированию их мировоззрения;
  • объединение образовательных ресурсов школ, создание общего программно-методического пространства для реализации ФГОС ООО.

К возможным сетевым мероприятиям относятся: интернет-мастер-классы; обучающие тренинги; презентации и круглые столы, вебинары; блог-обсуждения, форумы, чаты, skype-конференции; проекты, проводимые педагогами для студентов, их родителей и т.п.

Современные интернет-сервисы предоставляют широкие возможности для реализации учебно-воспитательного процесса. Они позволяют организовать совместную работу над проектом online (offline) и являются основным средством: общения; поддержки и развития социальных контактов; совместного поиска, хранения, редактирования и классификации информации; обмена медиаданными и решения множества других задач.

Важной особенностью сетевого взаимодействия является то, что в сети нет организаций в традиционном смысле. Первичным элементом сетевого объединения выступает прецедент взаимодействия, сетевое событие (проект, семинар, встреча, обмен информацией и т.п.). Каждый человек может вступать в определенное взаимодействие с сетью, и это взаимодействие составляет содержание индивидуального образовательного развития каждого человека, образовательного учреждения, образовательной среды.

В основе мотивации всех учителей лежит желание вызвать у учащихся тягу к знаниям, пробудить любознательность и творческие способности, а также в полной мере научить пользоваться потенциалом своих возможностей. Учащийся и те знания, которые ему необходимо получить, являются основой профессиональной деятельности педагога. Когда педагог видит, что введение новых методик и инструментов обучения вовлекает учащегося в образовательный процесс с новой силой и пробуждает в нем интерес чему‑то научиться, то он сам тяготеет к их использованию.

Нужны новые средства и построенные на их основе современные технологии обучения. в том числе педагогические технологии, включающие технологии организации педагогического взаимодействия («педагогическая мастерская», «метод проектов», «технология коллективных творческих дел», «обучение как исследование» и др.) как оптимальные организационные модели в данном педагогическом контексте и технологии освоения (формирования) компонентов содержания (прежде всего, технологии формирования когнитивного и репродуктивного опыта), альтернативные по отношению к методам и технологиям, традиционно используемым в классно-урочной системе обучения (Игровые технологии).

В настоящее время педагогическую технологию понимают как последовательную взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.

Педагогическая технология - это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Поскольку педагогический процесс строится на определенной системе принципов, то педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

 В современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • в качестве технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  • в качестве элементов более обширной технологии;
  • в качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
  • в качестве технологий внеклассной работы.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Г. К. Селевко выделяет целый спектр целевых ориентаций:

  • дидактические: расширяют кругозора, улучшают познавательную деятельность, формируют определенные умения и навыки, развивают трудовые навыки;
  • воспитывающие: воспитывают самостоятельность, волю, нравственные, эстетические позиций, способствуют сотрудничеству, коллективизму, общительности, коммуникативности;
  • развивающие: развивают внимание, память, речь, мышление, умение сравнивать, сопоставлять, воображение, фантазию, творческие способности, развивают  мотивацию к учебной деятельности;
  • социализирующие: приобщают к нормам и ценностям общества; адаптируют к условиям среды, стрессовому контролю, к саморегуляции, обучают общению.

Дети дошкольного возраста большую часть времени проводят за играми. Порой взрослым кажется, что играя, дети тратят время на бесполезные занятия, ведь игра воспринимается как праздное времяпрепровождение и баловство. На самом деле игра является ведущей деятельностью для дошкольников. Это означает, что именно игра необходима для развития детей этого возраста.

В процессе игры ребёнок развивается физически, психически и личностно. Рассмотрим подробнее, как игры влияют на развитие ребёнка.

  • Развитие познавательной сферы. В процессе игры ребёнок активно познаёт окружающий мир, знакомится со свойствами предметов, их назначением. Этот аспект влияния игры на развитие проявляется в самом раннем возрасте, когда ребёнок ещё не играет, а только манипулирует предметами: ставит кубики один на другой, складывает мячи в корзину, пробует игрушки «на зуб». Вместе с усвоением новых знаний об окружающем мире, в процессе игры происходит развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления. Сформированные ещё в раннем возрасте навыки концентрировать внимание, анализировать, запоминать информацию очень пригодятся ребёнку для обучения в школе;
  • Физическое развитие. В процессе игры ребёнок осваивает разные движения, совершенствует свои двигательные навыки. Подвижные игры любят все дети: они с удовольствием бегают, прыгают, кувыркаются, пинают мяч. В таких играх ребёнок учится мастерски владеть своим телом, обретает ловкость и хороший мышечный тонус, что очень важно для растущего организма;
  • Развитие образного мышления и воображения. В процессе игры ребёнок наделяет предметы новыми свойствами, моделирует собственное воображаемое пространство. Сам ребёнок в этот момент понимает, что всё происходит понарошку, но играя, действительно видит в листиках – деньги, в камешках – картошку для супа, а в сыром песке – тесто для ароматных пирожков. Развитие воображения и образного мышления – важнейший аспект влияния игры, ведь ребёнку приходится принимать нестандартные решения, чтобы реализовать сюжет своей игры. Правда, в последнее время это свойство игры истребляется производителями детских игрушек, создающих самые разнообразные игровые наборы на все случаи жизни. Максимально реалистичные детские кухни, прачечные, наборы для игры в магазин лишают детскую игру элемента фантазии;
  • Развитие речи и коммуникативных навыков. В процессе сюжетно-ролевой игры ребёнку постоянно приходится проговаривать свои действия, разыгрывать диалоги между героями игры. Игры в компании других детей способствуют не только развитию речи, но и развитию коммуникативных навыков: детям нужно распределить роли, договорится о правилах игры, поддерживать контакт непосредственно в процессе игры. Ребёнок учится не только договариваться, но и соблюдать принятые правила;
  • Развитие мотивационной сферы. Сюжетно-ролевые игры основаны на том, что ребёнок подражает взрослому человеку. В ходе игры ребёнок как бы примеряет на себя роль взрослого, на игровом уровне пробует выполнять его функции. Такая игра формирует у ребёнка мотивацию стать по-настоящему взрослым, то есть получить профессию, зарабатывать деньги, создать семью. Конечно, для того, чтобы в ходе игры формировалась «правильная» мотивация, ребёнок должен иметь положительный пример взрослых перед глазами;
  • Развитие нравственных качеств. Хотя сюжеты детских игр и являются выдуманными, те выводы, которые делает ребёнок из игровых ситуаций – самые настоящие. Игра является своего рода полигоном, на котором ребёнок учится быть честным, смелым, решительным, доброжелательным. Разумеется, для формирования нравственных качеств нужна не только детская игра, но и взрослый человек рядом, который поможет глубже увидеть игровую ситуацию и сделать правильные выводы;
  • Развитие и коррекция эмоциональной сферы. В процессе игры ребёнок учится сочувствовать, поддерживать, жалеть, выражать симпатию. Иногда бывает, что сквозь игры «прорываются» эмоциональные проблемы ребёнка: страх, тревога, агрессия. В игровой форме можно дать выход этим эмоциям и прожить вместе с ребёнком сложные для него ситуации.

Ребёнок, которому дали вволю наиграться, будет лучше готов к переходу на новую ступеньку своего развития.

Игра нас интересует как принцип поведения, а не как способ развлечься. В игре, как и в межличностном общении, интересы направлены не на заданную цель, а на сам процесс. Игра - это культурная норма, которая позволяет быть свободным, раскованным, иметь власть над реальностью, распоряжаться собой, преодолевать ролевую зависимость, стремление превзойти себя.

Все дети любят играть. Но при всей кажущейся несерьёзности, игра – неотъемлемая часть детства, оказывающая колоссальное влияние на различные аспекты развития человека. Фактически, в игре дети обучаются навыкам социализации и самостоятельности, раскрывают свой творческий потенциал и находят варианты решения многих проблем, с которыми им только предстоит столкнуться во взрослой жизни.

Дети школьного возраста нуждаются в играх, позволяющих расходовать физическую энергию и развивать умственные способности. В ходе игры детей легко обучить новым понятиям, которые при обычном обучении в классе, вероятно, навеяли бы только скуку. Наиболее интересны в этом возрасте игры, представляющие собой дружественное соревнование. Такие игры для школьников, могут представлять собой, как физические и спортивные состязания, так и интеллектуальные поединки.

В ходе игры школьники так же учатся навыкам урегулирования конфликтов и переговорам. Игровая деятельность помогает развивать социальные навыки уже с раннего возраста и гарантирует, что дети будут стремиться найти точки соприкосновения друг с другом и чувство принадлежности к обществу.

Игры для школьников – незаменимое условие развития творческого потенциала и стремления к познанию нового. Когда во время игр стимулируется детское воображение, ребята изучают разнообразные способы выхода из критических ситуаций и проблем. Игра так же даёт детям навык риска и настойчивости, что сослужит хорошую службу в карьере и взрослой жизни в целом. Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т.е. так, что они сами направляют учеников на овладение знаниями и умениями. Обучение, как правило, включают два компонента: сбор нужной информации и принятие правильного решения. Эти компоненты и обеспечивают дидактический опыт учащихся. Но приобретение опыта требует большого времени. Увеличить “приобретение такого опыта” у учащихся, научить их самостоятельно тренировать это умение. Сюда следует отнести развивающие игры психологического характера: кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады, криптограммы и т.д. Игровые технологии вызывают у школьника живой интерес к предмету, позволяют развивать индивидуальные способности каждого ученика, воспитывают познавательную активность.

Дети активно стремятся к приобретению новых умений, сведений, поэтому интерес к компьютерным играм возрастает. Игры - это также вид отдыха и развлечения.

Игры-стратегии, логические игры развивают мышление, память, воображение,  математические способности, заставляют думать, анализировать и прогнозировать различные ситуации.

Компьютерные игры содержат большое количество информации, с которой дети взаимодействуют активно: игроки - участники действия, управляющие героями. Этот момент положительно используется в деловых (обучающих) играх.

У детей повышается интерес к учебе, так как компьютерные игры включают разные типы задач: моделирование, алгоритм, программирование, задания отличаются уровнем сложности, а правильные решения поощряются. И, наоборот, устраняется отрицательное отношение к учебе вследствие неуспеха из-за непонимания материала и пробелов в знаниях. Ведь в процессе компьютерной игры можно довести решение задачи до конца, запросив определенную форму помощи, а также - проверить все ответы, найти ошибку и вовремя ее исправить.

Игра помогает учащимся сконцентрироваться, потому что одно задание нужно выполнить за установленное время.

В компьютерной игре наглядно представлен результат деятельности, что позволяет просмотреть ее в динамике и объективно оценить свои результаты.

Успехи выводят ребенка в лидеры, что способствует росту его личности.

Компьютерные игры популярны и благодаря тому, что говорят о темах, волнующих детей и моделируют жизненные ситуации, требующие выхода.

Требования к организации и проведению компьютерных игр:

  • игра должна основываться на свободном творчестве и самостоятельной деятельности учащихся;
  • обязательный элемент игры — ее эмоциональность;
  • игра должна вызывать удовольствие, веселое настроение, удовлетворение от удачного действия;
  • в играх обязателен элемент соревнования, что всегда приводит к рефлексии учащихся, к четкому соблюдению установленных правил и, главное, к активизации учащихся

План проведения игры:

  • Определяются цели игры (целеполагание).
  • Составляется план игры (планирование):
  • Выбирается сюжет игры
  • Разрабатывается сценарий, продумываются роли и средства данной игровой ситуации.
  • Участники знакомятся с правилами и требованиями игры, создаётся мотивация для них.
  • Организуется игра (реализация цели).

Подготовка к игре:

  • Участники знакомятся с проблемной ситуацией.
  • Проводится актуализация опорных знаний учеников.
  • Формируются игровые команды.
  • Выбираются лидеры команд.
  • Распределяются роли в командах.
  • Выбираются игровые органы с целью проверки или контроля.

Проведение игры:

  • В соответствии с полученным заданием, происходит общение в командах согласно рoлям.
  • Выступают лидеры команд по итогам принятия коллективного решения в кoманде.
  • Идёт коллективное обсуждение вариантов решения ситуации.

В качестве сетевых игр предлагаются:

  • Counter-Strike — серия компьютерных игр в жанре командного шутера от первого лица, основанная на движке GoldSrc, изначально появившаяся как модификация игры Half-Life.. В 2007—2008 гг. наметился процесс укрепления позиций CS 1.6 как турнирной дисциплины. Основная идея игры — противостояние двух команд — террористов (Terrorist forces, T) и контр-террористов (Counter-Terrorist forces, CT. Каждый игрок при входе в игру выбирает команду, за которую он хочет играть, либо возможность быть наблюдателем (Spectator), если это предусмотрено настройками игрового сервера.
  • Dota 2 — компьютерная многопользовательская командная игра в жанре multiplayer online battle arena, разработанная Valve Corporation. В игре принимают участие две команды по пять человек, каждая из которых имеет собственную базу на карте. Все игроки управляют одним из героев, обладающих уникальными способностями и различными стилями игры. Побеждает команда, разрушившая главное здание противника. Dota 2 является активной киберспортивной дисциплиной, в которой профессиональные команды со всего мира соревнуются в различных лигах и турнирах.

Таким образом, игровую технологию следует понимать как включение достаточно обширной группы методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, что позволяет сделать учебный процесс интересным и увлекательным. А это немало важно для развития творческих способностей учащихся. Из всего многообразия педагогических игр учителю необходимо выбрать ту, которая наиболее точно передаст содержание учебного материала, заинтересует учеников, и будет являться катализатором развития творческих способностей у учеников.

Итоги игры выступают в двойном плане -- как игровой и как учебно-познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с реальностью. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия.

Следует отметить, что в процессе подготовки и проведения компьютерных игр во время внеклассных мероприятиях идет творческий рост самого учителя. Говоря об этом, не нужно забывать, что процесс развития ученика и учителя должен идти синхронно. Учитель не только создает оптимальные условия для развития позитивных потенций каждого ученика, но и сам активно, страстно увлечен процессом познания жизни, человека, природы, и способен зажечь ученика своей страстью. Отличие состоит лишь в том, что у учителя процесс развития начинается гораздо раньше, и педагог должен знать психологические закономерности и условия развития личности.

Таким образом, использование игровых технологий создает внешние и внутренние условия, позволяющие снять эмоциональную напряженность, повысить уверенность в собственных силах ученика, вызвать познавательный интерес, что способствует проявлению творческих способностей. А также игровая технология позволяет сформировать такие качества, как положительное отношение к школе, к учебному предмету; умение и желание включаться в коллективную учебную работу; умение слушать друг друга; добровольное желание расширять свои возможности; раскрытие собственных творческих способностей; самовыражение, самоутверждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии как фактор развития творческих умений умений учащихся на уроках английского языка.

Эта методическая разработка поможет учителю английского языка в его работе с учащимися. Здесь вы можете познакомиться с игровыми технологиями, которые следует использовать на уроках английского...

Технология ТРИЗ как фактор развития творческого потенциала личности.

Когда мы  пытаемся объяснить, почему  разные  люди, поставленные   в  примерно  одинаковые  ситуации,  достигают  различных успехов, мы  об...

"Исследовательская деятельность как фактор развития творческого потенциала учащихся."

"Исследовательская деятельность как фактор развития творческого потенциала учащихся."...

Групповая форма работы, как фактор развития творческого потенциала учащихся.

В статье рассмотрена групповая форма работы при обучении  английскому языку. Проанализированы характеристики, основные формы  групповой работы. Выявлено что, групповые формы работы способств...

"Внеурочная деятельность как фактор развития творческого потенциала учащихся". Из опыта работы.

В этой презентации я представила игровые формы внеурочной работы по немецкому языку на примере долгосрочного проекта "Театр на немецком языке"....

Педагогический совет по теме: «Здоровьесберегающие технологии в системе работы учителя и классного руководителя по развитию творческого потенциала школьника»

Педагогический совет по теме: «Здоровьесберегающие технологии  в системе работы учителя и классного руководителя по развитию творческого потенциала школьника»  ...

Игровые сетевые технологии как фактор развития творческого потенциала школьника

В данной статье раскрываются особенности игровых педагогических технологий...