Групповая форма работы, как фактор развития творческого потенциала учащихся.
статья по английскому языку по теме
В статье рассмотрена групповая форма работы при обучении английскому языку. Проанализированы характеристики, основные формы групповой работы. Выявлено что, групповые формы работы способствуют познавательному развитию учащихся, активизируют процесс обучения английскому языку, реализуют творческий подход.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aglyamova_e.t.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Групповая форма работы, как фактор развития творческого потенциала учащихся».
В статье рассмотрена групповая форма работы при обучении английскому языку. Проанализированы характеристики, основные формы групповой работы. Выявлено что, групповые формы работы способствуют познавательному развитию учащихся, активизируют процесс обучения английскому языку, реализуют творческий подход.
В течение многих лет школьное обучение основывалось на принципах индивидуализма и соперничества. Такое обучение носит односторонний характер. Для ученика главным становится личный успех, который противопоставляется неудачам другого ученика. Безусловно, умение работать самостоятельно и достигать поставленных целей очень важно.
Но мы призваны готовить детей к жизни в мире взрослых, где в наше время большую роль приобретает умение сотрудничать и вместе решать поставленные задачи. Стремительное развитие экономики, возможно, прежде всего, благодаря высоким технологиям и сверхскоростному процессу накопления, анализа и передачи информации, и нормой профессиональной деятельности становится взаимодействие нескольких команд, решающих комплексные задачи, которые не под силу выполнить в одиночку. Именно на принципе сотрудничества и строится групповое обучение. Ученики, работая в группе, пытаются совместно выполнить поставленную задачу. При этом задание строится таким образом, чтобы ученик не смог выполнить его без помощи остальных участников группы. Меняется роль учителя, который превращается из единственно возможного источника информации и контроля в советника и консультанта, направляющего работу группы в правильное русло. Я думаю, эта тема является актуальной в наши дни, так как учащиеся в групповой форме обучения больше развиваются творчески.
Главными особенностями групповой работы учащихся на уроке является: класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;
каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы;
во время групповой работы раскрываются творческие способности ребенка.
Во время групповой работы я, как учитель выполняю разнообразные функции: контролирую ход работы в группах, отвечаю на вопросы, регулирую споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказываю помощь отдельным учащимся или группе в целом.
Свою задачу как учителя я вижу в том, чтобы в процессе обучения добиваться постоянства и устойчивости познавательной активности и творческого развития учащихся. В своей работе я стремлюсь сделать процесс обучения максимально познавательным и увлекательным и творческим для ученика, поэтому постоянно нахожусь в процессе поиска. В последние годы групповое обучение стало одной из эффективных и популярных технологий. Я стараюсь находить такие пути решения задач урока, такие формы и приемы работы, которые обеспечивали бы у школьников активную деятельность, направленную на приобретение знаний, повышали бы их познавательную активность и работоспособность, творческую инициативу и давали в результате высокое качество знаний. Навыки и умения, познание и развитие есть звенья одной цепи – формирование личности и имеет большой личностно-развивающий потенциал.
В ходе работы я определяю в учебнике М.З. Биболетовой «Английский с удовольствием», по которому работаю, материалы для совместного обучения, для самостоятельной работы учащихся и для индивидуальной работы ученика. Проанализировав возможности учебного пособия и учитывая индивидуальные особенности обучаемой программы, выявляю резервы времени, которое я могу использовать на групповую работу.
Любое задание в контексте группового обучения строю таким образом, чтобы каждый участник группы активно работал в течение определенного времени. Например, используя работу в группах на уроке английского языка с целью развития навыков устной речи, я предоставляю возможность каждому ученику говорить в течение 10—15 минут на одном уроке, в то время как при традиционном обучении потребуется 3-4 урока на то, чтобы опросить каждого из 15 учеников. Возникает вопрос: что будут делать остальные ученики, пока учитель будет работать с одним? Ответ очевиден. Используя групповую работу, я могу обеспечить учеников с разным потенциалом и способностями разно уровневыми заданиями. При этом ученик, считавшийся самым “слабым”, почувствует себя способным выполнить данное ему задание, что в конечном итоге повысит его мотивацию к изучению данного предмета.
На уроках использую разные методы и формы групповой работы, которые способствуют творческому развитию учащихся.
В начальных классах большую роль отдаю игре. В процессе игры у учащихся формируется навыки, развивается речевые умения, они обучаются общению, запоминают речевой материал.
На уроках я использую разные виды игр, например, «снежный ком», игры на запоминание, на мышление, на развитие речи, на говорение “Boaster competition”, “The best pupil of the year”, «Чье солнышко ярче?», «Крестики нолики», «Поле чудес» и тд.
Каждая из игр по-своему интересна и вызывает повышенный интерес у учащихся своим неординарным подходом.
В старших классах пользуется успехом игра на скорость выполнения «Что они говорят?» Класс делится на две группы и та группа, которая первой и без ошибок все заполнит — выигрывает.
Очень нравится ребятам работа в группах с разделенными и переставленными отрывками текста. Каждой группе достается какой то отрывок. Учащиеся знакомятся с ним, пересказывают вслух, а затем — конкурс на сообразительность: кто быстрее расположит услышанное в нужном порядке. Трудность для учителя в одном: правильно подобрать и разделить текст.
Не менее интересна работа в группах, когда одним раздаю фразы с карточки «А», а вторым с карточки «В» и дается ограниченное время для нахождения своей пары и воспроизведение мини-диалога.
Особый интерес для меня также представляет метод проектов, который также можно рассматривать как одну из форм группового общения.
Метод проектов помогает выразить собственные мысли, развивать творческие способности, развивать умения нестандартного мышления, воображения, фантазии и самостоятельности.
Метод проектов:
- стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к предметам;
- повышает активность и самостоятельность разных по уровню развития и способностям учащихся;
- помогает развитию сопричастности к общешкольной совместной деятельности, осознание учащимися ценностей совместной работы;
- у учащихся формируются проектные умения работы в автономном режиме и умения коммуникативного характера;
- повышается уровень активности школьников и качество знаний в предметных областях.
Таким образом, с уверенностью можно сказать, что технология группового обучения вобрала в себя достаточно много преимуществ, что позволяет использовать ее наряду с традиционными методами преподавания в школе.
Обучение в коллективе можно назвать обучением на своем опыте или приобретением опыта. Все виды групповой деятельности дают возможность, используя подходящий момент, раскрыть в ребенке скрытые ценности, возможности, способности, творческую личность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Английский язык в школе//Республиканский научно-методический журнал, 2008, №4.
2. Бикеева А.С. некоторые приемы развития творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка.
3. Джонсон Д. и др. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве. – М., 2004.
4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2002
5. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении/Сост. Щербакова С.Г. – Волгоград, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология ТРИЗ как фактор развития творческого потенциала личности.
Когда мы пытаемся объяснить, почему разные люди, поставленные в примерно одинаковые ситуации, достигают различных успехов, мы об...
"Исследовательская деятельность как фактор развития творческого потенциала учащихся."
"Исследовательская деятельность как фактор развития творческого потенциала учащихся."...
Доклад Развитие творческого потенциала учащихся на уроках математики через нестандартные формы уроков
Небывалый рост объема информации требует от современного человека таких качеств, как инициативность, изобретательность, предприимчивость, способность быстро и безошибочно принимать решения, а эт...
Проектно – исследовательская деятельность, как форма развития творческого потенциала учащихся на уроках технологии.
Современное общество предлагает учащимся совершенно разные виды деятельности, которые увлекают их все больше и больше. Цифровое пространство и интернет-сообщество предлагают учащимся целый спектр разв...
"Внеурочная деятельность как фактор развития творческого потенциала учащихся". Из опыта работы.
В этой презентации я представила игровые формы внеурочной работы по немецкому языку на примере долгосрочного проекта "Театр на немецком языке"....
Внеклассная деятельность как фактор развития творческого потенциала обучающихся
Все дети от природы талантливы и любознательны,но, по мере их роста, желание узнать как можно больше у многих уменьшается, и задача школы - поддерживать и развивать стремление детей к постижению новог...
Игровые сетевые технологии как фактор развития творческого потенциала школьника
В данной статье раскрываются особенности игровых педагогических технологий...