Игровые технологии как фактор развития творческих умений умений учащихся на уроках английского языка.
статья по английскому языку (5 класс) по теме

Матвеева Надежда Александровна

  Эта методическая разработка поможет учителю английского языка в его работе с учащимися. Здесь вы можете познакомиться с игровыми технологиями, которые следует использовать на уроках английского языка  для повышения мотивации к изучениию аглийского языка. Игровая деятельность-один из методов, стимулирующих учебно-познавательную деятельность. Использование этих технологий на уроках гарантирует позитивное эмоциональное состояние и атмоферу ощущения посильности заданий. Практика использования этих технологий показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Игровые технологии как фактор развития творческих умений учащихся на уроках английского языка.

                                 «… в игре человек испытывает такое же наслаждение                                                                                                                                           
                                    от свободного обнаружения своих способностей,
                                   какое  художник испытывает во время творчества».
                                                                                Ф. Шиллер
.

  1. Важность данной темы в современных условиях.
  2. Игра как фактор развития личности ребёнка.
  3. Игра как методический приём в обучении;
  4. Развитие творческих способностей у учащихся.
  5. Классификация учебных игр.
  6. Примеры использования игр.
  7. Выводы.
  8. Источники.

  Последние годы свидетельствуют о значительном повышении интереса к английскому языку. Он признан языком профессионального общения в разных сферах деятельности. Самой главной задачей учителя является повышение мотивации к изучению английского языка.
В наши дни учителя пересматривают арсенал воздействия на умы, волю, эмоции учащихся с целью их введения в богатый мир культуры и традиций страны изучаемого языка. Пересматриваются пути и способы формирования всех видов речевой деятельности: чтения, говорения, аудирования, письма. Активизации учебного процесса, стимуляции познавательной деятельности способствует внедрение в процесс обучения, наряду с традиционными занятиями, игровых технологий.
  Игровая же деятельность, являясь одним из методов, стимулирующих учебно-познавательную деятельность, позволяет использовать все уровни усвоения знаний. Следовательно, не случаен интерес к использованию на уроках иностранного языка игровых технологий.

   В книге Е.И. Пассова, доктора педагогических наук, «Урок иностранного языка в школе» мы встречаем следующее определение игры: «…Игра – это: 1) деятельность 2) мотивированность, отсутствие принуждения 3) индивидуализированная деятельность, глубоко личная 4) обучение и воспитание в коллективе и через коллектив, 5) развитие психических функций и способностей, 6) «учение с увлечением». Игра – мощный стимул к овладению иностранным языком и эффективный прием в арсенале преподавателя иностранного языка, «универсальное средство, помогающее учителю иностранного языка превратить достаточно сложный процесс обучения в увлекательное и любимое учащимися занятие». [27, С.38]. Учебная игра воспитывает культуру общения и формирует умение работать в коллективе и с коллективом.  Всё это определяет функции учебной игры как средства психилогического, социально-педагогического воздействия на личность.

 
 Один из ведущих современных российских психологов Р.С. Немов определяет игру как «вид деятельности, выполняющий две функции: психологическое развитие человека и его отдыха».  

Игровая деятельность в процессе обучения выполняет следующие функции:

1. Обучающая функция заключается в развитии памяти, внимания, восприятии информации, развитии внеучебных умений и навыков.
2. Воспитательная функция заключается в воспитании такого качества как внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре; Учащимся вводятся фразы- клише речевого этикета для импровизации речевого общения друг к другу на иностранном языке, что помогает воспитанию такого качества, как вежливость.
3. Развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы на уроке, превращение урока в интересное и необычное событие, увлекательное приключение, а пророй и в сказочный мир.
4. Коммуникативная функция заключается в создании атмосферы иноязычного общения, объединении коллектива учащихся, установление новых эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на взаимодействии на иностранном языке.
5. Релаксационная функция- снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении иностранному языку.
6. Психологическая функция- состоит в формировании навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности.
7. Развивающая функция направлена на гармоничное развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности.

Тема, касающаяся вопроса применения игровых технологий является важной и актуальной в настоящее время.
Задача современного образования состоит не только в сообщении знаний, но и в превращении знаний в инструмент творческого осмысления мира, направленного на индивидуальное развитие личности.
А
цель использования игровых технологий – именно создание условий для реализации личностного потенциала учащихся, для развития их креативности.
Ориентация на личность учащегося определяет и современную концепцию языкового образования.
Игровые технологии - это современные образовательные (педагогические) технологии, основанные на активизации и интенсификации деятельности учащихся.

С помощью игровых технологий на уроке английского языка можно достичь сразу нескольких целей:
-расширить и закрепить изученный лексико-грамматический материал;
-развить речевые умения учащихся;
-
развить память, внимание, сообразительность, воображение учащихся;
-создать атмосферу поиска и творчества на уроке;
-развить творческую активность, инициативу, креативность учащихся;
-научить сотрудничать в разнообразных по составу группах;
-снять эмоциональное напряжение, монотонность.

                   Игра как фактор развития личности ребенка.

  1. Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра является своего рода практикой в поведении ребенка, которая способствует формированию качеств личности. Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сказать, как выиграть. В игре воспитывается воля, организованность, находчивость, инициативность, умение считаться с интересами одноклассников и коллектива в целом.

                 Игра как методический приём в обучении.

Педагог использует игры для решения серьезных учебных задач, а для детей игра  - это  прежде всего увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий - всё это даёт возможность ребятам преодолеть нерешительность и боязнь сделать ошибку, мешающие свободно совершать иноязычную коммуникацию и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно и без принуждения усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения - оказывается,  у каждого получается говорить на иностранном языке

Игру следует рассматривать  как ситуативно - вариативное упражнение, где создаётся возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реально-речевому общению с присущими ему признаками - эмоциональностью, целенаправленностью, речевого воздействия.

Учебные игры способствуют выполнению следующих дидактических задач:
- создание психологической готовности детей к речевому общению;
- обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
- тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта.
 

 Место игр на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока и т. д. Например, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 20-25 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться в течение 3-5 минут и служить повторением уже пройденного материала, а также разрядкой на уроке. , и кроме того, служила действенным стимулом в ситуации, когда интерес или мотивация детей к изучению иностранного языка начинает ослабевать.

 Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока [33, С.6].  

Во время игры учащихся не следует прерывать, ибо это нарушает атмосферу общения. В. Риверс пишет по этому поводу: «Очень часто в обществе люди предпочитают молчать, если знают, что их речь вызовет отрицательную реакцию со стороны собеседника. Подобно этому ученик, каждую ошибку которого исправляет учитель, не только теряет основную мысль высказывания, но и желания продолжить беседу».

               

             Развитие творческих способностей у учащихся.

 Развитие творческих способностей школьников невозможно без обобщения опыта использования занятий по английскому языку в системе обучения и воспитания. Изучение английского языка, истории его развития, народной культуры и быта, но и как одно из условий , обеспечивающих преподавание  иностранного языка и развитие творческих способностей школьников на конкретном жизненном материале.

 Формирование творческих способностей у подростков опирается на развитие творческого мышления и особенно таких компонентов как:

- Аналитические компоненты – понятийно-логическое мышление-логичность, подвижность, избирательность, ассоциативность, сообразительность, способность дифференцировать.

-Эмоциональные компоненты (чувственно-образное мышление); яркость образов, эмоциональная оценка событий, фактов, явлений и т.д.

-Созидательные компоненты (наглядно-действенное мышление); поиск рациональных путей решения, нестандартность (проявление индивидуальности, оригинальности, преодоление стереотипов), умение предвидеть результат, стремление синтезировать лучшие знания и умения в деятельности, выбор наиболее приемлемого решения из возможных вариантов и умение обосновать правильность выбора.

 Развитие творческих способностей подростков на занятиях по английскому языку будет более эффективным, если будут учитываться следующие условия:

-профессиональное мастерство учителя, компетентность преподавателя;

-наличие высокой материально-технической базы школы и хорошее взаимодействие методической и социально-педагогической служб;

-наличие благоприятного психологического микроклимата в школе;
доверительные отношения;

-занятия проводится систематически и осуществляется квалифицированное научно- обоснованное руководство творческой деятельностью детей;

-процесс формирования творческих способностей непосредственно связан с учебно-познавательной и практической деятельностью;

-педагогические приемы, формы и методы обучения английскому языку  соответствуют возрастным индивидуальным способностям  и психофизиологическим возможностям подростков, реализация общения  с детьми через игру;

-использование системы личностно - и социально- значимых учебно-творческих заданий разного уровня сложности, ориентированная на индивидуальность ученика, степень его подготовленности; отказ от административно-командных форм и методов работы;

-формирование и развитие положительных качеств личности (творческий потенциал , эмоциональная отзывчивость, художественный вкус, трудолюбие, любовь к родному языку и другим языкам, уважение к себе и окружающим и др.) осуществляется , в том числе и на основе изучения английского языка.

                                 Классификация учебных игр:
 Игры подразделяют на две группы:
-
подготовительные
-
творческие

Подготовительные игры подразделяют на : фонетические, лексические, грамматические, орфографические.

 Фонетические  игры,  предназначаются развития и совершенствования произносительных речевых умений и для их корректировки по мере необходимости.
 
Грамматические игры направлены на овладение грамматическими структурами и развитие умений употреблять их в ситуациях общения.
 
Лексические игры способствуют прочному усвоению лексического материала и его использованию в речевых ситуациях.
 
Орфографические игровые задания ставят целью сначала освоение написания букв, далее -  правописания лексического материала. При этом орфографические игры  способствуют дальнейшему развитию и совершенствованию произносительных, лексических и грамматических речевых умений.

Творческие игры делят на: ролевые и учебно-ролевые.

Игры  данной группы направлены на творческое использование коммуникативных умений в определенных (заданных условиями игры) ситуациях. Именно поэтому их целесообразно применять в средней и старшей школе, когда подготовительный речевой этап уже пройден и учащиеся имеют необходимые речевые умения.

                                                       Примеры игр.

                                                  Фонетические игры
1. «Долгий или краткий».  
Цель:  формирование  навыков  фонематического слуха.
Ход игры: преподаватель называет слова.   Учащиеся поднимают руку, если  звук произносится долго. Если гласный произносится кратко, руку поднимать  нельзя. Выигрывает команда, которая допустила меньше ошибок.
2. «
Какое слово звучит?»  
Цель:  формирование  навыка  установления  адекватных звуко-буквенных соответствий.
Ход  игры:  учащимся  предлагается  набор  из 10-15  слов.   Преподаватель
начинает   произносить   с   определенной   скоростью  слова   в произволь-ной последовательности. Обучаемые должны сделать следующее:
Вариант 1. Расположить карточки в порядке, произнесенном  преподавателем.
Вариант 2. Выбрать только  те слова,  которые  были  произнесены
преподавателем.
Вариант 3. Отложить и произнести слова, которые учитель не произнес.

                                                 Грамматические игры.
1.«Изобрази действие». Цель
: автоматизация употребления глаголов устной речи.
Ход  игры:  играющие  образуют  пары.  Один  играющий  изображает   действие (мимическое или пантомимическое), другой  должен  прокомментировать  его, употребляя изученные глаголы.
2. «
Подарки». Цель: закрепление лексики по  теме,  автоматизация  употребления изученных глаголов в будущем времени в устной речи.
Ход игры: образуются две команды. На доске записываются два  ряда  слов:  1)наименование  подарка,  2)  список  глаголов.  Играющие   должны   сказать, используя при этом глаголы из списка, что  они  будут  делать  с  подарками, полученными в день рождения. Каждый  участник  игры  придумывает  по  одному предложению. Выигрывает команда, которая  быстрее  справится  с  заданием  и составит предложения без ошибок.

3.«Расположи правильно». Цель: закрепление лексики по теме.
Ход игры: класс делится на 2 команды. На доске прикреплены картинки, под ними неправильные подписи. Ребята из каждой команды по очереди выходят к доске, перемещают картинки и произносят слово. Выигрывает команда, сделавшая меньшее количество ошибок.
4. «Больше слов». Цель: активизация лексики по изученным темам.
Ход игры: образуются две команды. Каждая команда должна  назвать  как  можно больше слов на заданную ей  букву.  Выигрывает  команда,  назвавшая  большее количество слов.
5. «Озвучьте  картинку».  Цель:  активизация  лексики  по  изученной  теме,
развитие навыков диалогической речи.
Ход игры: играющие образуют пары. Каждой паре  даются  картинки,  к  которым прилагаются карточки с соответствующими репликами. С их  помощью  необходимо озвучить картинки. Выигрывает  пара,  которая  первой  подготовит  диалог  и правильно его воспроизведет.

ПОСЛЕДНЯЯ БУКВА
Цель: активизация лексики по изученным темам.
Ход игры: образуются две команды. Представитель первой команды называет слово, обучаемые из другой команды должны придумать слово на букву, которой заканчивается слово, названное первой командой, и т. д. Выигрывает та команда, которая последней назовёт слово.
ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК
Оборудование : ромашки со съемными разноцветными лепестками.
Класс делится на три команды. Школьники друг за другом по цепочке называют цвет лепестка. Если ученик ошибся, все лепестки возвращаются на место и игра начинается сначала.
P1 : This is a blue leaf.
P2 : This is a red leaf., etc.
My aunt went to town
Учитель объясняет, что ученики должны дополнить фразу
My aunt went to town and bought… словом., обозначающим предмет школьного обихода или одежды.
Pupil 1: My aunt went to town and bought a book.
Pupil 2: My aunt went to town and bought a book and a bag.
Pupil 3: My aunt went to town and bought a book, a bag and a ruler.
Если ученик не может назвать своё слово, он выбывает из игры.

                                       Орфографические игры.
1. «Дежурная буква».
 Цель: формирование  навыка  написания слов с заданной буквой.
Ход игры: Обучаемым раздаются карточки и  предлагается  написать  как  можно больше слов, в которых указанная буква стоит на определенном месте.
Например, преподаватель говорит: «Сегодня у  нас  дежурная  буква  «о»,  она стоит на первом месте. Кто напишет больше слов, в которых  буква  «о»  стоит на первом месте?»
Время выполнения задания регламентируется (3-5 минут).
2. «Одно из  двух».   Цель:   формирование   словообразовательных   и
орфографических навыков.
Ход игры: эта игра по смыслу  очень  близка  к  отгадыванию  шарад.  Поэтому приведенные в ее описании слова можно использовать  и  для  игры  в  шарады. Подбираются сложные существительные, которые можно разделить на  две  части, причем каждая из них может быть самостоятельным словом. Части слова  пишутся на листках бумаги и раздаются участникам игры. Каждый должен отыскать себе партнера, у которого на листке  написана  вторая часть слова. Выигрывает пара, которая сделает это быстрее других.

Орфографические игры.
3. «Вставь буквы». Цель:
проверка усвоения орфографии  в  пределах изученного лексического материала.
Ход игры: образуются две команды. Доска разделена на две части.  Для  каждой команды записаны слова, в каждом из которых пропущены  буквы.  Представители команд поочередно выходят к доске,  вставляют  пропущенные  буквы  и  читают слово.
Например: лексика по теме «Цвета»: w_ _t_,  b_o_n,  _ _nk, _la_k, g_ _e_,
_e__ o_,  r_ _, _lu_. (white, brown, pink, black, green, yellow, red, blue).
4. «Что на картинке?». Цель:  проверка  усвоения  орфографии  изученного  лексического материала.
Ход игры: каждый участник получает по  картинке  с  изображением  предметов, животных и т.д. Представители команд выходят к  доске,  разделенной  на  две части,  и  записывают  слова,  соответствующие  предметам,  изображены на картинке. После того как учащийся написал слово, он должен прочитать  его  и показать свою картинку. Выигрывает команда,  которая  быстрее  и  с  меньшим количеством ошибок запишет все слова.

                                               Выводы.

Использование игр на уроках иностранного языка помогает учителю глубже раскрыть личностный потенциал каждого ученика, его положительные личные качества (трудолюбие, активность, самостоятельность, инициативность, умение работать в сотрудничестве и т.д.), сохранить и укрепить учебную мотивацию.

 Итак, игровые технологии позволяют интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным, поэтому более эффективным.
Использование этих технологий на уроках гарантирует позитивное эмоциональное состояние и атмосферу ощущения посильности заданий.
Их применение способствует формированию дружного коллектива в классе, воспитанию ответственности и взаимопомощи учащихся, развитию самостоятельность учащихся в проявлении себя, учит поиску согласия, выработки общего мнения о том, что и как надо делать, учит работать в команде. Практика использования этих технологий показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь друг другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи — также естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни. Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.

1 ).Традиции образовательного процесса неразрывно связаны с игровой деятельностью ребенка. Игра занимает важное место в жизни младшего школьника, являясь для него средством познания действительности. Игра способствует также непроизвольному запоминанию, которое является преобладающим у младших школьников, она содействует синтетическому восприятию, являющемуся ведущим в детском возрасте.
2).  Основным успехом достижения успеха обучения ИЯ является
системность использования учебных игр в зависимости от цели урока;
3
).  Развитию у младших школьников восприятия, мышления, творческого воображения и памяти будет способствовать включение в традиционную методику поисково-игровых задач, что позволит создать разноплановую иноязычную деятельность школьников на уроках ИЯ с элементами проблемного обучения.
Приведенные  образцы различных типов поисково-игровых задач и игр позволяют решить задачу актуализации мыслительной и речемыслительной деятельности школьников на уроках ИЯ и создать благоприятные условия для развития интеллекта и языковой компетенции учащихся.

                                                 

                                                Источники

1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1986.»

2. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроках английского языка. - М, 1981.

3. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка //  

   Вопросы психологии 6. - 1966. - Стр. 62 68.

4. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 1987. – 350 с

4.  Е.В. Алесина – «Учебные игры на уроках английского языка» (журнал «Иностранные языки в школе, № 4 – 1987)

5. Статья «Развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка и во внеурочное время». Илюхина С.В.

http://30chornyar-school.edusite.ru/DswMedia/razvitietvorcheskixsposob.doc

                                 

                               

                                      Приложение (примеры игр)

                                              Игры по аудированию.

   Цели: - научить учащихся понимать смысл  однократного  высказывания;

-           научить учащихся выделять главное в потоке информации;

-           развивать слуховую память учащихся.    

 Можно проводить игры на аудирование текста, не имея ни картинок, ни рисунков, ни заранее приготовленных вопросов, ни пунктов текста и т.д., это игры на развитие аудитивной памяти. Учитель читает текст в нормальном темпе, играющие слушают. После прослушивания текста учитель предлагает записать слова, которые каждый участник игры запомнил. Затем учитель читает текст ещё раз и дает задание – выписать группы слов и запомнившиеся фразы.

        После этого участники игры восстанавливают текст по памяти, пользуясь своими записями. Побеждает тот, кто наиболее точно передаст содержание текста.

        Большой эффект в обучении аудированию имеют командные игры, в которых после прослушивания текста члены команды составляют и затем задают вопросы соперникам по содержанию текста. Побеждает та команда, которая более точно ответит на поставленные вопросы.

       Особый интерес вызывают игры, в которых после прослушивание текста (желательно, с большим количеством персонажей) необходимо разыграть сценку по содержанию текста. В этих играх дети демонстрируют не только свои способности к аудированию, но и свои артистические способности.

       Обучение аудированию целесообразно проводить в разнообразных интересных играх. В них ребёнок может проявить себя как личность, а также как член коллектива. Нет универсальных игр для обучения аудированию, но можно любое упражнение, любой текст превратить в игру. Для этого необходимо подготовить необходимые аксессуары, создать атмосферу соревнования, сделать задание к текстам разнообразными, но в то же время доступными и интересными.

        Тексты можно использовать из учебников, дополнительных книг по английскому языку, придуманные самим учителем или учениками. Главное, на наш взгляд, превратить элементарный текст в интересную, притягивающую ребенка игру.

                                         ЧЬЕ СОЛНЫШКО ЯРЧЕ?

      КАПИТАНЫ команд выходят к доске, на которой нарисованы два кружка, и описывают животное по картинке. Каждое правильно сказанное предложение – это один лучик к кружку и один балл. Побеждает тот капитан, чье солнышко будет иметь больше лучиков, т.е. больше баллов.

 

                                   КТО ЛУЧШЕ ЗНАЕТ ЦИФРЫ.

      Представители ОТ КАЖДОЙ КОМАНДЫ ВЫХОДЯТ  К ДОСКЕ, на которой написаны цифры (не по порядку). Ведущий называет цифру, ученик ищет ее на доске и обводит цветным мелом. Побеждает тот, кто обведет больше цифр.

                                          ЗАГАДКИ О ЖИВОТНЫХ.

      Учитель читает учащимся загадки, учащиеся должны их отгадывать. Например:

1.    It is a domestic animal. It likes fish. (a cat)

2.    It is a wild animal. It likes bananas. (a monkey)

3.    It is very big and grey. (an elephant)

4.    This animal likes grass. It is a domestic animal. It gives us milk. (a cow)

За каждый правильный ответ команда получает 1 очко.

 ВЕСЕЛЫЕ ХУДОЖНИКИ.

Ученик, закрыв глаза, рисует животное. Ведущий называет основные части тела:

   Draw a head, please.

Draw a body, please.

Draw a tail, please.

   Если рисунок получился, команда получает пять баллов.

                                              ХЛОПАЕМ В ЛАДОШИ.

      Члены обеих команд становятся в круг. Ведущий – в центре круга. Он называет вперемежку домашних и диких животных. Когда дети слышат название дикого животного, они хлопают один раз, когда слышат название домашнего животного, то хлопают два раза. Тот, кто ошибся, выбывает из игры. Победительницей считается та команда, в которой останется больше игроков.

                                                СОСТАВЬ ФОТОРОБОТ.

Класс делится на три команды, каждая из которых представляет отделение милиции. Выбираются 3 ведущих. Они обращаются в отделение милиции с просьбой отыскать пропавшего друга или родственника. Ведущий описывает их внешность, а дети делают соответствующие  рисунки. Если рисунок соответствует описанию, считается, что пропавший найден.

   Ведущий: Ican`t find my sister. She is ten. She is a schoolgirl. She is not tall/ Her hair is dark. Нек  eyes are blue. She has а red coat and a white hat on.

                                                   

                                                                SEASONS.

      Учитель предлагает кому-то из учеников задумать  какое-либо время года и описать его, не называя. Например:

   It is cold. It is white. I ski. I skate. I throw snowballs.

 Учащиеся пытаются отгадать: Is it spring? Is it winter?

Выигрывает тот, кто правильно назвал время года.

                                                             ИГРЫ-ЗАГАДКИ.

      Учитель: У меня есть хорошие друзья. Это особенные друзья. Они пришли к нам из сказок. Вы их тоже знаете, а вот сможете ли угадать, о ком я рассказываю?

-           I have a friend. Не is a small boy. Не can read, write and count, but not well. He can run and jump and play. He cannot draw and he cannot swim.  /Незнайка/.

-           I have a friend. Не is a big fat boy. He cannot read and write, but he can run, sing, dance and play. He can fly! /Карлсон/

-           I have a friend. He is not a boy. He is not a girl. He is green. He can swim. He cannot jump and he cannot fly. /Крокодил Гена/.

                                                         ЛЕКСИЧЕСКИЕ ИГРЫ                     

                                                   СТРЕЛЬБА ПО МИШЕНЯМ

Первый пишет или называет слово, начинающееся с последней буквы предыдущего и т. д.

                                                    СОБЕРИ ПОРТФЕЛЬ

В игре участвует весь класс. Выходят к доске по желанию.

       Учитель: Поможем Буратино собраться в школу.

   Ученик берёт находящиеся на столе предметы, складывает их в портфель, называя каждый предмет по-английски:

This is a book. This is a pen (pencil, pencil-box)

В дальнейшем ученик кратко описывает предмет, который он берёт:

 This is a book. This is an English book. This is a very nice book

                                             ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК

 Оборудование :  ромашки со съемными разноцветными лепестками.

        Класс делится на три команды. Школьники друг за другом по цепочке называют цвет лепестка. Если ученик ошибся, все лепестки возвращаются на место и игра начинается сначала.

        P1 : This is a blue leaf.

        P2 : This is a red leaf., etc.

                                                  ПОСЛЕДНЯЯ БУКВА

         Цель: активизация лексики по изученным темам.

        Ход игры: образуются две команды. Представитель первой команды называет слово, обучаемые из другой команды должны придумать слово на букву, которой заканчивается слово, названное первой командой, и т. д. Выигрывает та команда, которая последней назовёт слово.

                                                           ЦВЕТА

        Цель: закрепление лексики по пройденным темам.

        Ход игры: ставится задача предметы одного цвета. Выигрывает команда, которая сумеет назвать больше предметов, животных и т. д. одного цвета.

        Например:  а white dog        

                                       САМЫЙ ИНТЕРЕСНЫЙ РАССКАЗ

        Цель: образуются две команды. Каждой даётся задание составить рассказ на определённую тему («В зоопарке», «Поездка за город», «Спортивные игры» и т. д.). Выигрывает команда, составившая самый интересный рассказ и допустившая меньше ошибок

                                                     СОСТАВЬ  СЛОВО.

      Учащимся предлагается список существительных. Надо подобрать к ним слово (общее для всех), чтобы получилось сложное существительное.

      Например:   Snow            

Foot                 BALL                        

Basket

                                                            ЧТО  ЭТО?

      В руках ведущего – черный ящик (или коробка), в котором находится незнакомый предмет. Члены команд должны задать ведущему по одному наводящему вопросу. После этого они должны дать ответ, что находится в ящике.

 

                                          ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ЖИВОТНЫХ?

      Представители ОТ КАЖДОЙ КОМАНДЫ ПО ОЧЕРЕДИ ПРОИЗНОСЯТ НАЗВАНИЯ ЖИВОТНЫХ:

     a fox, a dog, a monkey и т. д. 

     Побеждает тот, кто последним назовет животное.

                                                      СОБЕРИ КАРТИНКУ.

      Каждой команде дается конверт, в котором находятся 12 частей от картинки. Нужно быстро собрать картинку и дать ее описание с помощью структур   I see … This is … He has got… .…She has got …. It is blue (grey, etc.)

                                                        СОБЕРИ БУКЕТ.

   Оборудование: живые или искусственные цветы или осенние листья.

      Учитель: У каждого из вас есть любимый учитель. Давайте соберем букет для него. Только мы должны соблюдать одно условие: называть цвет каждого цветка или листочка правильно, иначе букет быстро завянет.

      Ученик:  This is a red flower. This is a yellow flower.  Etc.

                                                         ПАНТОМИМА.

      Чтобы закрепить в речи лексику по теме «Утро школьника», можно провести игру «Пантомима». Ведущий выходит из класса, а группа ребят располагается у доски. Каждый жестами и мимикой  изображает одно из действий по заданной теме. Затем учитель говорит ведущему: Guess what every pupil is doing.

   Примерные ответы ведущего: This boy is doing morning exercises. That girl is washing her face. That boy is sleeping. etc.

                                                    ЯЗЫКОВЫЕ ИГРЫ. 

          Языковые игры предназначаются для формирования произносительных, лексических, и грамматических навыков и тренировки употребления языковых явлений на подготовительном, предкоммуникативном этапе овладения иностранным языком.

                                                     Переведи слово.

      Каждому участнику игры дается английское слово для перевода на русский язык. Ответ должен быть моментальным.

                                                     Собери пословицу,

      Ведущий читает начало пословицы, команды должны закончить ее. При правильном ответе команда получает балл.

 Например:

                  A FRIEND IN  NEED  ……

                                                  IS A FRIEND INDEED.

                                                Расскажи стихотворение.

      Ведущий зачитывает первую строчку английского стихотворения, а команда должна его закончить.

                                             ФОНЕТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Цель - тренировать учащихся в произнесении английских звуков.

                                     ШИРОКИЕ И УЗКИЕ ГЛАСНЫЕ.

         Цель: формирование навыков фонематического слуха.

        Ход игры: преподаватель называет слова. Обучаемые поднимают руку, если звук произносится широко. Если гласный произносится узко, руку поднимать нельзя. Выигрывает команда, которая допустила меньше ошибок.

                                       КТО ПРАВИЛЬНЕЕ ПРОЧИТАЕТ?

         Цель: формирование навыка произношения связного высказывания или текста.

        Ход игры: на доске записывается небольшое стихотворение или отрывок из него (считалка, скороговорка).  Преподаватель читает и объясняет значение слов, предложений, обращает внимание на трудности произношения отдельных звуков. Текст несколько раз прочитывается обучаемыми. После этого даются две – три минуты для заучивания наизусть. Текст на доске закрывается, и обучаемые должны прочитать его наизусть. От каждой команды выделяются два-три чтеца. За безошибочное чтение начисляются очки; за каждую ошибку снимается одно очко. Побеждает команда, набравшая больше очков.

                                 ЧЬЯ КОМАНДА ЛУЧШЕ СПОЕТ ПЕСНЮ

“WHAT IS YOUR NAME?”

    Команда – победительница получает пять баллов.

Пение на уроках иностранного языка позволяет включить в активную познавательную деятельность каждого ребенка, создает предпосылки для коллективной работы в атмосфере положительных эмоций.

                                                        НЕЗНАЙКА И МЫ.

      В класс пришел Незнайка. Он будет изучать английский язык. Теперь ребята не просто повторяют звуки, они стараются научить Незнайку правильному произношению. Незнайка показывает детям транскрипционные знаки, а ребята хором называют их. А чтобы проверить, как ребята запомнили эти звуки, Незнайка начинает делать ошибки. Если звук произнесен правильно, дети молчат, а если неправильно, они дружно хлопают в ладоши.

                                            SENDING A TELEGRAM.

      Класс выбирает ведущего. Учитель просит его представить себя в роли телеграфиста и послать телеграмму – сказать по буквам слова, делая паузу после каждого слова.

                                        ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ИГРЫ

                                          БУКВЫ РАССЫПАЛИСЬ

        Цель: формирование навыков сочетания букв в слове.

        Ход игры: преподаватель пишет крупными буквами на листе бумаги слово и, не показывая его, разрезает на буквы, говоря: «Было у меня слово. Оно рассыпалось на буквы». Затем показывает буквы и рассыпает их на столе: «Кто быстрее догадается, какое это было слово?».Выигрывает тот, кто первый первый правильно запишет слово. Выигравший придумывает свое слово, сообщает преподавателю или сам пишет и разрезает его и показывает всем рассыпанные буквы. Действие повторяется.

                                                   ДЕЖУРНАЯ БУКВА

        Цель: формирование навыка осознания места буквы в слове.

        Ход игры: Обучаемым раздаются карточки и предлагается написать как можно больше слов, в которых указанная буква стоит на определенном месте.

        Например, преподаватель говорит: « Сегодня у нас дежурная буква «О», она стоит на первом месте. Кто напишет больше слов, в которых буква «О» стоит на первом месте?»

                                                   ТЕЛЕГРАММЫ

              Цель: развитие орфографического и лексического навыков.

        Ход игры: преподаватель пишет на доске какое-нибудь слово. Каждый играющий должен придумать телеграмму, в которой первое слово начинается с первой буквы слова, написанного на доске, второе- со второй буквы и т. д.

                                                     КТО БОЛЬШЕ?

        Цель: проверка усвоения орфографии изученного лексического материала.

        Ход игры: образуются две команды. Каждая команда должна записать на доске как можно больше слов по темам: а) названия спортивных игр; б) животные; в) цвета и т. д.

                              ИГРЫ ДЛЯ РАБОТЫ С АЛФАВИТОМ

       5 КАРТОЧЕК

        Цель: контроль усвоения алфавита.

        Ход игры: учитель показывает каждому из участников игры 5 карточек с буквами английского алфавита. Выигрывает тот, кто правильно и без пауз называет все 5 букв.

                          ИСПОРЧЕННАЯ ПИШУЩАЯ МАШИНКА

        Цель: формирование орфографического навыка.

        Ход игры: учитель распределяет все буквы алфавита между обучаемыми. Затем он предлагает каждому ударить свою «клавишу», то есть назвать свою букву. После того как обучаемые научатся автоматически реагировать на услышанный звук или написанную букву, им предлагается «напечатать» слова, сначала предъявляемые преподавателем на карточках, а затем произносимые вслух. Побеждает тот, который сделает меньше ошибок.

                               СЛОВА С ОПРЕДЕЛЕННОЙ БУКВОЙ

        Цель: формирование навыка орфографической памяти.

       Ход игры: обучаемым предлагается быстро просмотреть список слов, а затем назвать слова, в которых есть заданная буква. Выигрывает тот, кто сможет назвать больше слов.

                                                    АЛФАВИТ – СЛОВАРЬ

        Цель: формирование навыка составления слов из букв.

       Ход игры: для игры следует подготовить примерно 100 карточек с буквами (например, по 10 с буквами a, e, i; по 1 с буквами j, q, z, x; по 5 с буквами п, t, и по 4 карточки с заглавными буквами A, B, P, K, N, L).

        Преподаватель раздаёт обучаемым по несколько карточек. Обучаемый, у которого на карточке есть заглавная буква А, начинает игру. Он выходит к доске, и, держа карточку так, чтобы видели все, называет букву. За ним выходит его сосед по парте с буквой, которая может быть продолжением слова. Если у него нет подходящей буквы, то слово должен продолжить обучаемый, сидящий за следующей партой и т. д.

        Тот, кто закончит слово, прочитает его и получает право начать другое слово. Использованные карточки возвращаются учителю. Выигрывает тот, кто принял участие в составлении наибольшего количества слов.

        Темп игры должен быть быстрым. Игру можно усложнить, давая задание составить существительные с определением.

                                                        ГДЕ БУКВА ?

     

  Цель игры: формирование навыка дифференциации звукобуквенных соответствий.

        Ход игры: преподаватель пишет на доске несколько слов и предлагает обучаемым найти среди них три, в которых буква … читается как … . Выигрывает тот, кто быстрее это сделает.

                                                TAKING STEPS

 

       Ученики становятся у дальней стены классной комнаты. Учитель показывает написанные на доске слова, учащиеся по очереди называют слова по буквам. Если ученик правильно называет по буквам слово, он делает шаг вперёд. Тот ученик, который первым достигнет противоположной стены классной комнаты, считается победителем.

                                                WORD-BUILDING 

Учитель записывает на доске длинное слово. Ученики должны составить (за определенный промежуток времени) слова из букв этого слова. Побеждает тот ученик, который составил наибольшее количество слов. Например, из слова personal учащиеся могут составить слова: son

                                         are

                                         so

                                        rose и т. д.

                                              ГРАММАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.

                                                  ИГРА С КАРТИНКОЙ

   Для лучшего усвоения учащимися структур в Present Continuous можно использовать игру с картиной. Школьникам предлагается угадать, что делает тот или иной персонаж, изображенный на картинке, которую они пока не видели. Ребята задают вопросы, например: P1: Is the girl sitting at the table?

                   T : No, she is not.

                   P2: Is the girl standing?

        Побеждает ученик, который угадал действие, изображенное на картинке. Он становится ведущим и берёт другую картинку.

                                                            ЛОТО 

        Лото «Глаголы в картинках» является хорошим наглядным пособием для тренировки ГРАММАТИЧЕСКИХ ФОРМ форм.

        На картах- несколько картинок, изображающих какие-либо действия человека, например: катание на коньках, игра в шахматы, чтение книги и т.д. На фишке – одна картинка. Учитель показывает фишку с картинкой (мальчик катается на коньках) и спрашивает: What is he doing?

        Учащиеся находят у себя такую же картинку и отвечают:

                                         He is doing.

        При правильном он получает фишку.

                                         

                                           БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ

 

       Цель – автоматизация навыков в употреблении общих вопросов.

А. Can a boy swim?                               В. Do fishes live in the sea?

    Can a cat fly?                                         Do books sing?

    Can a fish run?                                       Do you live in a tree?

    Can a bird fly?                                        Does Pete go in for sports?

    Can you swim? 

                                                       КОММЕНТАТОР

        Учащиеся по очереди выполняют действия и комментируют их, например: I am sitting. I am standing up. I am going to the window.

        Учитель даёт ученику карточку за каждое правильно названное действие. Победителем становится тот, который набрал большее количество карточек.

                                      WHAT DO YOU LIKE TO DO?

        Цель – активизация в речи общих вопросов.

    Один из учащихся загадывает, что он любит делать, остальные задают ему вопросы: Do you like to swim? Do you like to play football? До тех пор, пока не отгадают. Отгадавший становится водящим.

                                                         HAVE YOU …

        Цель: тренировать учащихся в употреблении общих вопросов с глаголом to have. На столе учителя разложены игрушки. Ученикам предлагается посмотреть на них и запомнить. /предварительно можно повторить с учащимися все названия по-английски/. Затем ученики отворачиваются, а ведущий берёт со стола какую-либо игрушку и прячет её за спиной. Остальные игрушки закрываются газетой. Ученики задают вопросы ведущему : Have you a cat? Have you a dog? и т. д. и так до тех пор, пока кто-либо из учеников не отгадает спрятанную игрушку. Он и занимает место ведущего.  

                                                           CHANGES

         Один ученик выходит из класса. В это время в классе происходят какие-то изменения : один или два ученика меняют свои места за партами, передвигается стул, открывается окно и т. п. Когда водящий возвращается, он должен ответить на вопрос

«What has changed?» т. е. назвать всё, что изменилось в классе . Например: The window was shut, now it is open. Pete was at the first

desk, now he is at the third desk. Счёт может быть командным или индивидуальным. За каждое правильное предложение команда /или ученик/ получает одно очко.

                                ЛЮБИМОЕ ЗАНЯТИЕ КАРЛСОНА

 Ребята, вы знаете Карлсона, который живёт на крыше. Передо мной картинка, на которой изображен Карлсон за своим любимым занятием. Угадайте, что он делает. Учащиеся задают вопросы: Is he playing ball? Is he reading a book? еtc.

                                              КОМНАТНЫЙ БОЙ

        Это грамматическая игра на отработку структуры. В игре – два человека.

        Каждый из участников рисует план своей комнаты(они не должны видеть рисунков друг друга), а также пустой квадрат, представляющий собой план комнаты партнера, который будет заполняться «мебелью» в ходе игры. При этом заранее оговариваются названия и количество предметов в комнатах. Затем они по очереди задают друг другу вопросы, пытаясь выяснить расположение мебели в комнате партнера. Например:Is there a table in the middle of the room? Is there a TV-set in the left corner ?

          Если ответ утвердительный, то спрашивающий делает соответствующие рисунки в пустом квадрате и задает следующий вопрос. Если ответ отрицательный, он теряет право задавать вопросы и отвечает на вопросы партнера. Выигрывает тот, кто первым отгадал расположение мебели в комнате партнера и заполнил пустой квадрат.

                                                         ПОДАРКИ

         Цель: закрепление лексики по теме, автоматизация употребления изученных глаголов в будущем времени в устной речи.

        Ход игры: образуются две команды. На доске записываются два ряда слов: 1) наименование подарка, 2) список глаголов. Играющие должны сказать, используя при этом глаголы из списка, что они будут делать с подарками, полученными в день рождения. Каждый участник игры придумывает по одному предложению. Выигрывает команда, которая быстрее справиться с заданием составит предложения без ошибок.

                                                           ЦИФРЫ

         Цель: повторение количественных числительных.

        Ход игры: образуются две команды. Справа и слева на доске записывается вразброску одинаковое количество цифр. Учитель называет цифры одну за другой. Представители команд должны быстро найти и вычеркнуть названную цифру на своей половине доски. Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданием.

                                         КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ.

      В пятом классе вводится структура «There is а book on the desk», которая в дальнейшем будет встречаться довольно часто. Для прочного закрепления ее можно использовать игру «Кругосветное путешествие». Я начинаю игру, например, так:

 There is a blackboard on the wall. и т.д.

 

 

         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие практических умений и навыков на уроке английского языка в коррекционной школе VII вида

Английский язык сегодня – очень популярная и востребованная область знаний. Людям, его изучающим, он необходим по разным причинам: учёба и работа за границей, продвижение по карьерной лестнице, общени...

«Приемы игровой технологии как средство развития познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе в рамках внедрения ФГОС»

Применение игр для развития познавательных универсальных учебных действий  младших школьников на уроках английского языка оправдано не только тем, что игру можно применять на различных этапах уро...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

творческая деятельность на уроках английского языка дает учащимся широкие возможности проявить свою индивидуальность...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Сегодня в центре внимания - ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Творческая активность – одно из существенных свойств личности, где наиболее полно проявляются ее индивидуальные осо...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА....