Статья "Место и роль робототехники в воспитании дошкольников и младших школьников"
статья по теме
В статье раскрываются перспективы преподавания робототехники, начиная с младшего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_mesto_i_rol_robototehniki_v_vospitanii_doshkolnikov_i_mladshih_shkolnikov.docx | 30.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья: «Место и роль робототехники в воспитании дошкольников и
младших школьников»
Автор: Гордеева Светлана Васильевна, педагог дополнительного образования
В наше время абсолютно невозможно представить полноценную жизнь без роботов. Мы встречаем их везде. Это использование их на предприятиях при производстве различной продукции начиная с космической техники, закончить невозможно, настолько широко их применение. Жизнь идет стремительно. Многое стало для нас обыденным и привычным, но чем дальше, тем более необходимым становится появление новых роботов, которые и помогут людям решать возникающие задачи. Невозможно представить без роботов-пожарных тушение возгораний в жилых домах, торговых центрах, масштабных лесных пожаров, без роботов-спасателей поисковые и спасательные операции, в том числе на атомных объектах, на вредных производствах, при обезвреживании взрывоопасных предметов (борьба с терроризмом). Широко начинают применяться роботы военными в космосе, на земле, на воде и на море.
Роботы теперь нередко используются в повседневной жизни простых людей. Актуальными становятся роботы, выполняющие работу, тяжелую не только в физическом, но и в психологическом плане. Это и уборщики, и сиделки, и нянечки, и сторожа. Получая сигнал, они будут тщательно и спокойно исполнять свои функции, одновременно с этим оповещая хозяина о выполнении.
Для того, чтобы прогресс не стоял на месте, необходимо готовить и воспитывать специалистов с «молодых ногтей». Поэтому, введение в образовательную среду основ робототехники приобретает все большую актуальность и важность в современном мире.
Со временем ещё больше будут востребованы специалисты в современном производстве и промышленности, науке, обладающие знаниями в этой области.
Но недостаточно только подготовить специалиста, нам нужны личности, способные самостоятельно ставить учебные задачи, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, рефлексировать и на этой основе высказывать собственное мнение, давать оценку.
Робототехника в дополнительном образовании представляет учащимся технологии ХХI века, способствует развитию их коммуникативных способностей, развивает навыки взаимодействия, самостоятельности при принятии решений, раскрывает их творческий потенциал. Дети лучше понимают, когда они что-либо самостоятельно создают или изобретают. При проведении занятий по робототехнике этот факт не просто учитывается, а реально используется на каждом занятии. С использованием конструкторов LEGO они не только научатся собирать простых роботов, но и на практике освоят основы алгоритмизации и программирования.
Детей на занятии лучше рассаживать по двое для выполнения очередного задания, так как собирая конструкцию, они ещё и общаются, обсуждают её, затем пытаются усовершенствовать или изменить. Образовательный конструктор LEGO WeDo наиболее подходит дошколятам и младшим школьникам. Ребята с удовольствием собирают сначала стандартные конструкции, изучают способы соединения деталек, а также видят получающийся результат. Программируют. Все блоки размещены в палитре на мониторе компьютера («основные блоки», «блоки действия», «блоки датчиков» и т.д.) Программу нужно собрать из этих блоков. Посредством USB-соединения конструкция подключается к компьютеру и начинает двигаться. Очень интересно и продуктивно получается, когда занятие превращается в небольшое соревнование. Кто лучше и быстрее соберет. Или устроить футбольный матч. Одни команды собирают нападающих, другие вратарей, третьи болельщиков. Какие начинают кипеть страсти: «Гол!!!», «Штанга!!!»
В таких условиях происходит активное общение детей между собой. Причем общение разноплановое. Есть те, кто ругается, пытается доказать свою правоту, отнимает детальки и не дает собирать конструкцию своему напарнику. В результате обиды, слезы, никакого удовлетворения. Или дети, работающие дружно, увлеченно, обсуждающие сборку. Смотреть на этих одно удовольствие. Когда начинаешь обсуждать поведение тех и других, видно, что ребята задумываются над своим поведением, сравнивают. Это очень важно, так как в современном мире люди часто замыкаются, а увидев, что дружеские, доброжелательные друг к другу отношения намного продуктивнее и приятнее, дети начинают относиться к своим товарищам с большим пониманием. Выстроенные подобным образом занятия способствуют воспитанию у учащихся таких качеств как взаимовыручка, неравнодушие. Они начинают радоваться не только своим успехам, но и победам своих коллег. Освоив стандартные конструкции, учащиеся переходят к нестандартным. Включается фантазия.
Направление робототехника в рамках кружка имеет далекоидущие перспективы развития, так как при изучении её основ, необходимо использовать знания ряда общеобразовательных предметов, таких как математика, физика, информационные технологии, окружающий мир в начальной школе. То есть робототехника встраивается в образовательное пространство школы. Изучение и понимание технологии, знание законов техники, позволит выпускнику школы соответствовать запросам времени и найти своё место в современной жизни.
Организация коллективной формы работы, развитие навыков коллективного труда, таких как умение распределять обязанности, планировать свои действия в соответствии с общим замыслом или проектом, добиваться коллективного результата, анализировать ошибки и неудачи. Современный человек должен легко ориентироваться в постоянно меняющемся окружающем мире, адекватно воспринимать появление всего нового, быть готовым к постоянному обучению и совершенствованию.
Таким образом, робототехника помогает воспитывать будущих конструкторов, инженеров, умеющих работать в научных или производственных организациях и выполнять поставленные задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Спортивный досуг дошкольников и младших школьников в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних
Целью организации и проведения спортивного досуга в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних является желание вести здоровый образ жизни, развитие умения элементарного самоконт...
Игры для обучения дошкольников и младших школьников английскому языку
Игры помогут учителю в непринужденной обстановке обучить младших школьников и дошкольников английскому языку...
Сценарий спектакля для дошкольников и младших школьников "Как Зайчонок тайны воды познавал".
В этом спектакле много интересных мизансцен с юмором и задоринкой, которые сочинили дети. А главный герой спектакля - Родничок поведет вас за собой в разные времена года! Посмотрев этот спектакл...
Обучение дошкольников и младших школьников иностранному языку.
Материал содержит информацию о том, когда лучше начинать изучать иностранный язык, какие формы выбрать для эффективного усвоения детьми материала, адреса сайтов, содержащих обучающие игры для детей....
Статья. Роль игры в процессе воспитания и обучения младших школьников.
СтатьяРоль игры в процессе воспитания и обучения младших школьников. Игровая деятельность — это особая сфера человеческой активности, в которой личность ...
«Досуговые программы «Петербургской усадьбы» как возможность сочетания обучения, воспитания и релаксации дошкольников и младших школьников»
В данной статье приведены примеры досуговых программ, которые разработаны, апробированы и с успехом проводятся в образовательном учреждении как отвечающие современным требованиям....
Статья - "Природа как необходимое и доступное средство обучения, воспитания и развития дошкольников и младших школьников на занятиях семейного клуба «Ладошка к ладошке»
В данной статье рассматриваются возможности сочетания игровой, театрализованной и трудовой деятельности на занятиях семейного клуба "Ладошка к ладошке" для развития, воспитания и образования...