Занятие как основная форма организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей
статья

Коркин Максим Валерьевич

Занятие - основная форма организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей.При проектировании занятия в системе дополнительного образования необходимо учитывать, что в современном образовании  идет  ориентация на форми­рование компетентности обучающихся в различных сферах дея­тельности, обеспечивающих их социализацию и личностное развитие, что предполагает  решение проблем и типичных задач, возникающих в реальной жизни, с использова­нием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и на­клонностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАУ ДО ДДТ г. Хабаровска

«Маленький принц»

Коркин Максим Валерьевич

педагог дополнительного образования

Занятие как основная форма организации образовательного

процесса в учреждении дополнительного образования детей

Специально организованная деятельность педагогов и учащихся, направленная на решение задач обучения, воспитания, развития личности с позиций развивающего обучения определяет суть образовательного процесса в системе дополнительного образования детей.

Занятие - основная форма организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей.

При проектировании занятия в системе дополнительного образования необходимо учитывать, что в современном образовании  идет  ориентация на формирование компетентности обучающихся в различных сферах деятельности, обеспечивающих их социализацию и личностное развитие, что предполагает  решение проблем и типичных задач, возникающих в реальной жизни, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.

Занятие в сфере дополнительного образования – способ, путь  
к достижению цели и решению задач, обозначенных дополнительной
общеобразовательной  общеразвивающей  программой  (любой направленности).

Занятие как основная организационная форма подчиняется всем
закономерностям образовательного процесса. В нём взаимодействуют общие
педагогические и воспитательные цели, дидактические задачи,
содержание, методы, средства обучения.

По главной дидактической цели различаются следующие типы учебных занятий:

1) изучение, усвоение нового материала (лекция, объяснение, демонстрация и др.);

2) закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков (повторение, обобщение, упражнения, решение задач, контрольные, лабораторные работы и др.);

3) самостоятельное применение знаний, умений и навыков (самостоятельные работы, семинары, дискуссии, конференции, аукционы, представления и др.).

Л.Н. Буйлова и С.В. Кочнева дают следующие рекомендации для превращения учебного занятия в живое, заинтересованное решение проблем:

– подавать учебный материал на высоком уровне наряду с организацией работы детей, учитывая их развитие и возможности и в приемлемом темпе;

– четкое, структурное, поэтапное объяснение учебного материала или обучение практической операции;

– установка не на запоминание учебной информации, а на осмысление и практическую значимость полученных знаний;

– организация обратной связи, которую можно осуществить по ходу объяснения новой темы, после ее изучения и как итоговую проверку;

– создание оптимальных условий для самообразования, развития творческого потенциала ребенка;

– реализация индивидуального подхода на каждом учебном занятии (выяснение целей и возможностей, творческого потенциала каждого ребенка на основе знания способностей, потребностей и склонностей)[1].

Требования к построению современных учебных занятий в системе дополнительного образования:

1) создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности детей;

2) целесообразное расходование времени занятия;

3) применение разнообразных методов и средств обучения;

4) высокий уровень межличностных отношений между педагогом и детьми;

5) практическая значимость полученных знаний и умений.[2]

В педагогической литературе существует  множество точек зрения на структуру учебного занятия в системе дополнительного образования. Л.Н. Буйлова и С.В. Кочнева выделяют шесть основных этапов учебного занятия.

1. Организация начала занятия, постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач, сообщение темы и плана занятия.

2. Проверка имеющихся у детей знаний и умений и их готовности к изучению новой темы.

3. Ознакомление с новыми знаниями и умениями.

4. Упражнения на освоение и закрепление знаний, умений, навыков по образцу, а также их применение в сходных ситуациях, использование упражнений творческого характера.

5. Подведение итогов занятия, формулирование выводов.

При  проектировании учебного занятия в системе дополнительного образования необходимо обратить особое внимание на содержание и технологии образовательного процесса, а также на систему оценивания результатов учащихся при освоении дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

        При проектировании дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, содержания и технологии организации образовательного процесса необходимо ориентировать учебные занятия на достижение предметных, метапредметных (надпредметных) и личностных результатов;        использовать продуктивные методики и технологии.

        При оценивании образовательных результатов учащихся необходимо использовать оценочные процедуры, ориентируемые на индивидуальные нормы; оценивать не отдельные, изолированные умения, а использовать   интегрированную и междисциплинарную оценку; внедрять деятельностные методы оценивания (в форме проектов, деловых игр, дебатов);        сочетать оценки индивидуальных умений с оценкой умений работать в группе.

Наиболее распространенными формами обучения в системе до-полнительного образования являются: выставки, концерты, клубные дни, состязательные мероприятия (соревнования, конкурсы, фестивали, олимпиады) и др.

Каждое из названных мероприятий имеет свое содержание, педагогическое значение, методику подготовки и проведения.[3]

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины является одним из элементов организации образовательной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей и создается в целях повышения качества образовательного процесса.

Учебно-методический комплекс – это:

  • совокупность систематизированных материалов, необходимых для осуществления образовательной деятельности, обеспечивающих успех обучающихся в познавательной, творческой, коммуникативной и других видах деятельности;
  • система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых для качественной реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, в соответствии с учебным планом;
  •  совокупность учебных пособий, дидактических материалов, методических изданий и аудиовизуальных средств обучения, обеспечивающих реализацию дополнительной
    общеобразовательной общеразвивающей программы.

Учебно-методический комплекс и его компоненты должны:

  • предусматривать логически последовательное изложение учебного материала дополнительной образовательной программы;
  • предполагать использование современных методов и технических средств, позволяющих обучающимся глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его использованию на практике;
  • соответствовать современным научным представлениям в предметной области;
  • обеспечивать межпредметные связи.

Этапы разработки учебно-методического комплекса:

1. Подбор и анализ информационного и методического материала.

2. Разработка дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, учебно-тематических планов.

3. Определение тем и количества часов на отдельные виды занятий согласно учебно-тематическому плану.

4. Систематизация материала в соответствии с учебно-тематическим планом и формами проведения занятий.

5. Разработка структуры и содержания практических занятий, конспектов, методики и их проведение, наглядных материалов, заданий для обучающихся и пр.

 6. Разработка контрольных вопросов, тестовых заданий по каждому тематическому блоку для определения уровня знаний, умений обучающихся.

7. Планирование  видов контроля.

8. Апробация и коррекция УМК.

9. Обобщение и создание авторских методических разработок.

10. Создание тематических папок.

11. Оформление документации.

Учебно-методический комплекс и его компоненты должны:

  • предусматривать логически последовательное изложение учебного материала дополнительной образовательной программы;
  • предполагать использование современных методов и технических средств, позволяющих обучающимся глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его использованию на практике;
  • соответствовать современным научным представлениям в предметной области;
  • обеспечивать межпредметные связи;
  • обеспечивать простоту использования для педагогов и обучающихся.

Выделяют 3 уровня учебно-методического комплекса:

I  уровень - УМК отдельно взятого занятия;

II уровень - УМК к разделу дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы;

III уровень - УМК дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

УМК дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы включает в себя следующую учебно-методическую документацию:

  • дополнительную образовательную программу;
  • учебные пособия;
  • дидактические материалы;
  • методические материалы;
  • мониторинг по дополнительной образовательной программе.

        Ключевым документом, на основе которого разрабатывается учебно-методический комплекс, является дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа.

         Учебные пособия – материалы, обеспечивающие реализацию содержания дополнительной образовательной программы.

Дидактические материалы должны соответствовать содержанию дополнительной образовательной программы, целям обучения, уровню подготовленности обучающихся, их возрастным и индивидуальным особенностям, санитарно-эпидемиологическим требованиям.

 Методические материалы по темам, занятиям дополнительной образовательной программы должны содержать планы занятий, включающие перечень вопросов, выносимых на занятие; контрольные задания для отслеживания результатов освоения каждой темы; виды практических, лабораторных и других работ, выполняемых обучающимися по итогам освоения темы, раздела, программы и критерии оценки выполнения данных работ; методические рекомендации, раскрывающие одну или несколько частных методик, задача которых – рекомендовать наиболее эффективные рациональные варианты действий при решении конкретных педагогических задач.

 Мониторинг по дополнительной образовательной программе позволяет более качественно и дифференцированно подойти к результатам обучающегося и отследить реальную степень соответствия того, что обучающийся усвоил, а также внести коррективы в процесс его последующего обучения. Мониторинг может осуществляться с помощью входного, промежуточного, итогового контроля и оформляться в виде тестов, заданий, опросников, портфолио, творческих проектов, рабочей папки, зачетной книжки, дневника достижений и т.п.


[1]  Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы уч-реждений дополнительного образования детей: учеб.-метод. пособие. – М., 2001. – 183 с.

[2] Брутова М.А. Педагогика дополнительного образования: учебное пособие; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: ИД САФУ, 2014. – 218 с.

[3] Брутова М.А. Педагогика дополнительного образования: учебное пособие; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: ИД САФУ, 2014. – 218 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учёт результативности усвоения программного материала обучающимися в ходе образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей

Сущность результата в дополнительном образовании.Формы контроля и фиксации результатов мониторинга....

Методические рекомендации по организации мониторинга образовательной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей

Для оценки освоения дополнительных общеобразовательных программ обучающимися в учреждениях дополнительного образования детей, разработана система мониторинга, являющаяся инструментом оценки качества д...

Методические материалы по организации учебно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования детей.

В пособии отражены сущность деятельности учреждения дополнительного образования детей, освещены компоненты профессионализма и педагогического мастерства руководителей кружков, даны рекомендации по орг...

Педагогический практикум "Занятие как форма организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования"

Цель практикума - познакомить с особенностями и принципами организации учебного процесса в дополнительном образовании...

Методические рекомендации "Использование современных педагогических технологий в организации образовательного процесса в условиях дополнительного образования детей"

В методических рекомендациях представлен теоретический обзор понятия «педагогические технологии». Дана характеристика наиболее актуальных педагогических технологий, которые успешно могут п...

«Организация и обеспечение безопасности образовательного процесса в Отделении дополнительного образования детей в образовательной организации»

Описание организации и обеспечения безопасности образовательного процесса в Отделении доплонительного образования детей в образовательной организации.СодержаниеВведение        ...

Формы организации деятельности детей в учебном процессе в учреждении дополнительного образования детей

Памятка " Традиционные и нетрадиционные формы организации деятельности детей в учебном процессе в учреждении дополнительного образования" (для педагогов дополнительного образования)...