Занятие как основная форма организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей
статья
Занятие - основная форма организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей.При проектировании занятия в системе дополнительного образования необходимо учитывать, что в современном образовании идет ориентация на формирование компетентности обучающихся в различных сферах деятельности, обеспечивающих их социализацию и личностное развитие, что предполагает решение проблем и типичных задач, возникающих в реальной жизни, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МАУ ДО ДДТ г. Хабаровска
«Маленький принц»
Коркин Максим Валерьевич
педагог дополнительного образования
Занятие как основная форма организации образовательного
процесса в учреждении дополнительного образования детей
Специально организованная деятельность педагогов и учащихся, направленная на решение задач обучения, воспитания, развития личности с позиций развивающего обучения определяет суть образовательного процесса в системе дополнительного образования детей.
Занятие - основная форма организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей.
При проектировании занятия в системе дополнительного образования необходимо учитывать, что в современном образовании идет ориентация на формирование компетентности обучающихся в различных сферах деятельности, обеспечивающих их социализацию и личностное развитие, что предполагает решение проблем и типичных задач, возникающих в реальной жизни, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.
Занятие в сфере дополнительного образования – способ, путь
к достижению цели и решению задач, обозначенных дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программой (любой направленности).
Занятие как основная организационная форма подчиняется всем
закономерностям образовательного процесса. В нём взаимодействуют общие
педагогические и воспитательные цели, дидактические задачи,
содержание, методы, средства обучения.
По главной дидактической цели различаются следующие типы учебных занятий:
1) изучение, усвоение нового материала (лекция, объяснение, демонстрация и др.);
2) закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков (повторение, обобщение, упражнения, решение задач, контрольные, лабораторные работы и др.);
3) самостоятельное применение знаний, умений и навыков (самостоятельные работы, семинары, дискуссии, конференции, аукционы, представления и др.).
Л.Н. Буйлова и С.В. Кочнева дают следующие рекомендации для превращения учебного занятия в живое, заинтересованное решение проблем:
– подавать учебный материал на высоком уровне наряду с организацией работы детей, учитывая их развитие и возможности и в приемлемом темпе;
– четкое, структурное, поэтапное объяснение учебного материала или обучение практической операции;
– установка не на запоминание учебной информации, а на осмысление и практическую значимость полученных знаний;
– организация обратной связи, которую можно осуществить по ходу объяснения новой темы, после ее изучения и как итоговую проверку;
– создание оптимальных условий для самообразования, развития творческого потенциала ребенка;
– реализация индивидуального подхода на каждом учебном занятии (выяснение целей и возможностей, творческого потенциала каждого ребенка на основе знания способностей, потребностей и склонностей)[1].
Требования к построению современных учебных занятий в системе дополнительного образования:
1) создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности детей;
2) целесообразное расходование времени занятия;
3) применение разнообразных методов и средств обучения;
4) высокий уровень межличностных отношений между педагогом и детьми;
5) практическая значимость полученных знаний и умений.[2]
В педагогической литературе существует множество точек зрения на структуру учебного занятия в системе дополнительного образования. Л.Н. Буйлова и С.В. Кочнева выделяют шесть основных этапов учебного занятия.
1. Организация начала занятия, постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач, сообщение темы и плана занятия.
2. Проверка имеющихся у детей знаний и умений и их готовности к изучению новой темы.
3. Ознакомление с новыми знаниями и умениями.
4. Упражнения на освоение и закрепление знаний, умений, навыков по образцу, а также их применение в сходных ситуациях, использование упражнений творческого характера.
5. Подведение итогов занятия, формулирование выводов.
При проектировании учебного занятия в системе дополнительного образования необходимо обратить особое внимание на содержание и технологии образовательного процесса, а также на систему оценивания результатов учащихся при освоении дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
При проектировании дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, содержания и технологии организации образовательного процесса необходимо ориентировать учебные занятия на достижение предметных, метапредметных (надпредметных) и личностных результатов; использовать продуктивные методики и технологии.
При оценивании образовательных результатов учащихся необходимо использовать оценочные процедуры, ориентируемые на индивидуальные нормы; оценивать не отдельные, изолированные умения, а использовать интегрированную и междисциплинарную оценку; внедрять деятельностные методы оценивания (в форме проектов, деловых игр, дебатов); сочетать оценки индивидуальных умений с оценкой умений работать в группе.
Наиболее распространенными формами обучения в системе до-полнительного образования являются: выставки, концерты, клубные дни, состязательные мероприятия (соревнования, конкурсы, фестивали, олимпиады) и др.
Каждое из названных мероприятий имеет свое содержание, педагогическое значение, методику подготовки и проведения.[3]
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины является одним из элементов организации образовательной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей и создается в целях повышения качества образовательного процесса.
Учебно-методический комплекс – это:
- совокупность систематизированных материалов, необходимых для осуществления образовательной деятельности, обеспечивающих успех обучающихся в познавательной, творческой, коммуникативной и других видах деятельности;
- система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых для качественной реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, в соответствии с учебным планом;
- совокупность учебных пособий, дидактических материалов, методических изданий и аудиовизуальных средств обучения, обеспечивающих реализацию дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы.
Учебно-методический комплекс и его компоненты должны:
- предусматривать логически последовательное изложение учебного материала дополнительной образовательной программы;
- предполагать использование современных методов и технических средств, позволяющих обучающимся глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его использованию на практике;
- соответствовать современным научным представлениям в предметной области;
- обеспечивать межпредметные связи.
Этапы разработки учебно-методического комплекса:
1. Подбор и анализ информационного и методического материала.
2. Разработка дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, учебно-тематических планов.
3. Определение тем и количества часов на отдельные виды занятий согласно учебно-тематическому плану.
4. Систематизация материала в соответствии с учебно-тематическим планом и формами проведения занятий.
5. Разработка структуры и содержания практических занятий, конспектов, методики и их проведение, наглядных материалов, заданий для обучающихся и пр.
6. Разработка контрольных вопросов, тестовых заданий по каждому тематическому блоку для определения уровня знаний, умений обучающихся.
7. Планирование видов контроля.
8. Апробация и коррекция УМК.
9. Обобщение и создание авторских методических разработок.
10. Создание тематических папок.
11. Оформление документации.
Учебно-методический комплекс и его компоненты должны:
- предусматривать логически последовательное изложение учебного материала дополнительной образовательной программы;
- предполагать использование современных методов и технических средств, позволяющих обучающимся глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его использованию на практике;
- соответствовать современным научным представлениям в предметной области;
- обеспечивать межпредметные связи;
- обеспечивать простоту использования для педагогов и обучающихся.
Выделяют 3 уровня учебно-методического комплекса:
I уровень - УМК отдельно взятого занятия;
II уровень - УМК к разделу дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы;
III уровень - УМК дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
УМК дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы включает в себя следующую учебно-методическую документацию:
- дополнительную образовательную программу;
- учебные пособия;
- дидактические материалы;
- методические материалы;
- мониторинг по дополнительной образовательной программе.
Ключевым документом, на основе которого разрабатывается учебно-методический комплекс, является дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа.
Учебные пособия – материалы, обеспечивающие реализацию содержания дополнительной образовательной программы.
Дидактические материалы должны соответствовать содержанию дополнительной образовательной программы, целям обучения, уровню подготовленности обучающихся, их возрастным и индивидуальным особенностям, санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Методические материалы по темам, занятиям дополнительной образовательной программы должны содержать планы занятий, включающие перечень вопросов, выносимых на занятие; контрольные задания для отслеживания результатов освоения каждой темы; виды практических, лабораторных и других работ, выполняемых обучающимися по итогам освоения темы, раздела, программы и критерии оценки выполнения данных работ; методические рекомендации, раскрывающие одну или несколько частных методик, задача которых – рекомендовать наиболее эффективные рациональные варианты действий при решении конкретных педагогических задач.
Мониторинг по дополнительной образовательной программе позволяет более качественно и дифференцированно подойти к результатам обучающегося и отследить реальную степень соответствия того, что обучающийся усвоил, а также внести коррективы в процесс его последующего обучения. Мониторинг может осуществляться с помощью входного, промежуточного, итогового контроля и оформляться в виде тестов, заданий, опросников, портфолио, творческих проектов, рабочей папки, зачетной книжки, дневника достижений и т.п.
[1] Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы уч-реждений дополнительного образования детей: учеб.-метод. пособие. – М., 2001. – 183 с.
[2] Брутова М.А. Педагогика дополнительного образования: учебное пособие; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: ИД САФУ, 2014. – 218 с.
[3] Брутова М.А. Педагогика дополнительного образования: учебное пособие; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: ИД САФУ, 2014. – 218 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учёт результативности усвоения программного материала обучающимися в ходе образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей
Сущность результата в дополнительном образовании.Формы контроля и фиксации результатов мониторинга....
Методические рекомендации по организации мониторинга образовательной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей
Для оценки освоения дополнительных общеобразовательных программ обучающимися в учреждениях дополнительного образования детей, разработана система мониторинга, являющаяся инструментом оценки качества д...
Методические материалы по организации учебно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования детей.
В пособии отражены сущность деятельности учреждения дополнительного образования детей, освещены компоненты профессионализма и педагогического мастерства руководителей кружков, даны рекомендации по орг...
Педагогический практикум "Занятие как форма организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования"
Цель практикума - познакомить с особенностями и принципами организации учебного процесса в дополнительном образовании...
Методические рекомендации "Использование современных педагогических технологий в организации образовательного процесса в условиях дополнительного образования детей"
В методических рекомендациях представлен теоретический обзор понятия «педагогические технологии». Дана характеристика наиболее актуальных педагогических технологий, которые успешно могут п...
«Организация и обеспечение безопасности образовательного процесса в Отделении дополнительного образования детей в образовательной организации»
Описание организации и обеспечения безопасности образовательного процесса в Отделении доплонительного образования детей в образовательной организации.СодержаниеВведение ...
Формы организации деятельности детей в учебном процессе в учреждении дополнительного образования детей
Памятка " Традиционные и нетрадиционные формы организации деятельности детей в учебном процессе в учреждении дополнительного образования" (для педагогов дополнительного образования)...