Учёт результативности усвоения программного материала обучающимися в ходе образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей
методическая разработка по теме
Сущность результата в дополнительном образовании.
Формы контроля и фиксации результатов мониторинга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
referat_-_uchyot_rezultativnosti.doc | 268 КБ |
Предварительный просмотр:
Реферат на тему
«Учёт результативности усвоения программного материала обучающимися в ходе образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей»
Автор: Соловьёва А.А.,
руководитель структурного подразделения,
педагог дополнительного образования ГОУ ДТД и М
Москва 2011 год.
План:
- Введение: Сущность результата в дополнительном образовании.
- Основная часть: Учёт результативности усвоения программного материала:
1) Мониторинг качества образования;
2) Формы контроля;
3) Формы фиксации результатов мониторинга;
4) Этапы педагогического контроля в хореографических коллективах (из личного опыта).
- Заключение: Для чего нужен учёт результативности усвоения программного материала.
- Список литературы.
- Приложения.
1. Сущность результата в дополнительном образовании.
Любой педагог, организуя и проводя учебные занятия, преследует одну цель. Это работа на результат. А именно, помочь ребёнку как-то себя проявить, показать, что он умеет, чему научился. Таким образом, педагог, контролируя способности воспитанника, помогает ему совершенствоваться дальше, повышает его самооценку, развивает его творческие способности, а может быть и его профессиональные навыки: исполнительские, актёрские, педагогические.
Как и в любом деле, результат в дополнительном образовании имеет свою поэтапность, ступенчатость:
1. Открытое занятие. Это первая ступень, где впервые проявляются исполнительские способности и навыки у воспитанника и педагогические и профессиональные навыки у педагога. На открытом занятии воспитанник показывает без подсказки педагога, чему научился, а педагог – как научил воспитанника определённым навыкам и смог ли раскрыть его способности.
2. Итоговые мероприятия внутри коллектива: зачёты, мини концерты, турниры, праздники и пр. Это уже вторая ступень результата. На ней уже более ярко виден результат воспитанника и педагога. Здесь показаны не только способности и навыки в той или иной области (хореографии, рисовании, спорте, в музыке, театре и др.), но и в других видах искусства. А именно в совокупности всех видов искусства будет проявляться результат. Ведь проводя итоговые мероприятия, а в них принимают участие и воспитанники, и родители и, конечно же, педагог: кто-то готовит афишу, кто-то костюмы, кто-то подарки, кто-то решает организационные вопросы. Все готовятся к данному виду мероприятия. А по тому, как оно прошло и виден результат работы воспитанника и педагога.
3. Выход на сцену: концерты, смотры, фестивали, конкурсы и пр. Эта более значимая ступень, более ответственная. Она подразделяется ещё на несколько частей. И каждая часть несёт свой уровень результата. И так, давайте рассмотрим каждую часть отдельно.
Концерт.
Принимая участие в концерте, каждый коллектив, каждый воспитанник этого коллектива и, конечно же, педагог показывает уже высокий результат свое деятельности. Воспитанник – исполнительское мастерство и умение. Педагог – педагогические, балетмейстерские, организационные навыки, знания, умения. Если раньше на открытом занятии или итоговом мероприятии результат видели только родители, воспитанники коллектива, другие педагоги, то на концерте результат вашей работы увидят уже воспитанники других коллективов, их родители, их педагоги, да и просто посторонние люди, пришедшие на концерт. Здесь уже нужно постараться исполнить свою роль так, чтобы зритель пришёл ещё раз на вас посмотреть.
Смотры, конкурсы, фестивали.
Это уже выход на профессионализм. Есть конкурсы районного значения. Заняв, какое либо место на этом конкурсе, можно заявляться на конкурс окружного значения, далее городские фестивали и смотры, потом идут межрегиональные, российские и международные конкурсы, фестивали. Побеждая на каждом из видов конкурсов, мы тем самым показываем и совершенствуем своё мастерство: воспитанник – исполнительское и актёрское, педагог – педагогическое, балетмейстерское, организационное. Как воспитанник, так и педагог, принимая участие в конкурсах и фестивалях разного статуса, продолжает повышать свой профессиональный уровень. Это посещение мастер-классов, конференций, семинаров, лекций. Это и общение между коллективами, между педагогами, руководителями и, конечно же, с членами жюри, выслушивая их замечания и делая выводы в отношении своей работы.
Есть ещё один вид результата. Он больше касается воспитанника, нежели педагога. Это когда воспитанник может попробовать свои силы в педагогической области: провести занятие в младших группах, проверить правильность исполнения, передать свой учебный материал (танец, этюд, композицию и пр.). Как правило, такие воспитанники в дальнейшем выбирают себе профессию, касающуюся данного вида творчества (хореография, спорт, рисование, рукоделие, плавание и пр.). Они становятся либо профессиональными исполнителями, либо педагогами и учат уже своих воспитанников.
Во всём выше перечисленном и есть сущность результата в дополнительном образовании.
- Учёт результативности усвоения программного материала.
1) Мониторинг качества образования.
Сегодня педагогический коллектив все больше направлен на получение качественного ожидаемого результата, на поиск тех психолого-педагогических форм и методов, которые позволяют выявлять результаты развития ребенка в ходе реализации образовательных программ различных видов творческой деятельности.
С этой целью во Дворце творчества проводится образовательный мониторинг, разработанный методическим отделом Дворца, с учетом особенностей образовательной деятельности учреждения.
Под мониторингом качества образования подразумевается постоянное изучение образовательного процесса, как системы формирования знаний, умений и навыков, норм ценностно-эмоционального отношения к миру и друг к другу, с целью выявления его соответствия желаемому результату.
Целью мониторинга является определение уровня освоения воспитанниками образовательной программы (в предметной деятельности и личностном развитии), соотнесение полученного образовательного результата с целью программы.
Задачи мониторинга:
- отслеживание и фиксация результатов освоения образовательной программы;
- отслеживание и фиксация особенностей личностного развития воспитанников;
- отслеживание динамики развития коллектива и его творческого роста.
Содержание направлений мониторинга:
- мониторинг качества предметной деятельности
- мониторинг личностного развития воспитанников
- мониторинг коллективной творческой деятельности
Организация и формы проведения мониторинга.
Мониторинг качества образования осуществляется ежегодно и разделяется на несколько этапов:
- Начальный – проводится в начале учебного года в виде тестовых заданий, собеседований, просмотров, прослушиваний и фиксирует исходный уровень воспитанника.
- Текущий – проводится в течение учебного года для выявления уровня овладения воспитанниками знаниями, умениями и навыками.
- Промежуточный – как правило, совпадает с этапами педагогического контроля, обозначенными в образовательной программе, результаты выполнения данных контрольных заданий, упражнений, нормативов и т.п. фиксируются в журнале учета работы группы.
- Итоговый – проводится в конце учебного года с целью определения уровня освоения образовательной программы, реализации поставленных задач в обучении, воспитании и развитии и соотнесения полученного результата с целью образовательной программы.
2) Формы контроля.
Исходя из вида предметной деятельности, педагог вправе самостоятельно выбирать формы контроля и проведения итоговых мероприятий. Формы подведения итогов образовательной деятельности должны соответствовать цели контрольного мероприятия, которая в свою очередь, соответствует задачам программы. Такое задание должно быть увлекательным, носить, по возможности, игровую форму, позволяющую каждому воспитаннику продемонстрировать свои достижения и показать себя с наилучшей стороны.
Рекомендуемые формы контрольных мероприятий для различных направлений творческой деятельности.
Художественно- исполнительское направление |
|
Художественно – изобразительное направление |
|
Декоративно-прикладное направление |
|
Техническое направление |
|
Культурологическое, социально-педагогическое направление |
|
Физкультурно-спортивное и туристское направление |
|
Для достижения поставленной цели при подготовке и проведении различных форм мероприятий по подведению итогов коллективной творческой деятельности необходимо учесть:
- Как показать лучшее, что появилось в этом учебном году в детском объединении.
- Заметить любой «+» в ребенке.
- Обеспечить положительную оценку деятельности объединения из разных уст (педагогов, руководителей, родителей, выпускников и др.).
- Наглядно распропагандировать коллектив, его воспитанников, успехи ребят, используя различные материалы и методы.
- Сочетать рассказ и показ достижений с игровой развлекательной программой, объединяющей всех участников действия: родителей, воспитанников, выпускников, друзей коллектива.
3) Формы фиксации результатов мониторинга.
Результаты мониторинга фиксируются в Журнале учета работы детского объединения в разделе «Этапы педагогического контроля». Помимо этого результаты освоения программы могут быть зафиксированы:
- в индивидуальном плане воспитанника (для отдела музыкального развития);
- в карте наблюдения (изостудия «Синтез», студия раннего творческого развития «Гармония»);
- в протоколах и таблицах классификационных соревнований (ансамбль художественной гимнастики «Арабески», танцевально-спортивный ансамбль «Акварель»);
- в зачетной карте воспитанника (отряд «Надежда»);
- в дневнике самоконтроля (отряд «Надежда», КСП «Надежда»);
- в таблице этапных показателей освоения образовательной программы (мастерская моделирования одежды «Волшебница»);
- таблица контроля знания учебного материала в кол-ве народного танца «Та-На-Ми».
Очень важно для педагога зафиксировать результаты мониторинга образовательной деятельности воспитанника. Ведь анализировать можно только, то, что зафиксировано. Так, например, форма индивидуального плана, принятая в отделе музыкального развития, дает возможность отслеживать образовательную деятельность воспитанника на протяжении всего цикла обучения. Из индивидуального плана видно, какой репертуар освоил воспитанник, что ему удалось, и в чем были затруднения, какую концертную, конкурсную и фестивальную деятельность вел ребенок и каковы ее результаты. Педагог заносит в индивидуальный план краткую характеристику воспитанника, которая позволяет проследить личностное развитие ребенка на каждом году обучения.
В индивидуальном плане воспитанника обязательно фиксируются успехи ребенка на технических зачетах, академических концертах.
Знакомство с индивидуальным планом воспитанника дает возможность педагогам Дворца, педагогу-психологу, методисту, организатору концертных программ найти взаимопонимание, творческий подход и контакт в общении с конкретным ребенком. Информация, содержащаяся в индивидуальном плане, поможет составить полную объективную характеристику на воспитанника при выдвижении его кандидатуры на премию Совета Дворца «Искорка» или при поступлении в ВУЗ. Дает возможность выстроить образовательную деятельность грамотно, продуктивно и интересно с учетом психологических особенностей и личностных качеств ребенка.
Результаты мониторинга в изостудии «Синтез» фиксируются в «Карте воспитанника» и в таблицах циклового обучения.
Анализ результатов прохождения воспитанником каждого цикла обучения, становится для педагогов источником поиска путей совершенствования учебного процесса.
Методическая служба осуществляет методическую поддержку и помощь в организации мониторинга и анализа его результатов.
Карта наблюдений, применяемая педагогами изостудии, дает возможность отследить уровень освоения воспитанниками учебной программы (высокий, средний, низкий уровень), а так же уровень воспитанности и проявления личностных качеств ребенка.
4) Этапы педагогического контроля в хореографических коллективах (из личного опыта).
Сроки, проверяемые знания и умения, форма проверки на подготовительном этапе обучения.
№ п/п | Срок | Какие знания, умения навыки контролируются |
|
1 | Ноябрь | Музыкальность, танцевальность, координация, ритмичность, умение различать музыкальную фразу, артистичность. | Открытое занятие для родителей. |
2 | Январь | Умение держать круг, линию, интервал. | В рабочем режиме. |
3 | Март | Выворатность, правила исполнения движений у станка. | Открытое занятие для родителей. |
4 | Апрель | Синхронность, положение корпуса (осанка, позы), знание основных упражнений по классическому танцу у станка. | Контрольное занятие на знание правил исполнения и терминологии. |
Сроки, проверяемые знания и умения, форма проверки на первом году обучения.
№ п/п | Срок | Какие знания, умения навыки контролируются |
|
1 | Ноябрь | Чувство ритма, артистизм, музыкальность, танцевальность, координация, синхронность, держать круг, линию, интервал. | Открытое занятие для родителей. |
2 | Январь | Выворатность, правила исполнения упражнений классического танца, положение корпуса (осанка, позы). | В рабочем режиме опрос, беседы. |
3 | Март | Чувство ритма, артистизм, музыкальность, танцевальность, координация, синхронность, упражнения классического танца у станка и упражнения народного танца на середине. | Открытое занятие для родителей. |
4 | Апрель | Правила исполнения упражнений классического и народного танца. | Контрольное занятие на знание правил исполнения и терминологии. |
На последующих годах обучения к вышеперечисленным формам проверки добавляется участие в концертах и конкурсах, проводимых в ДТД и М мероприятий.
На пятом году обучения – показ всего репертуара коллектива с участием всех групп.
Сроки, проверяемые знания и умения, форма проверки на 6 году обучения.
п/п | Сроки | Какие знания, умения, навыки контролируются | Форма проведения итогов |
1 | Ноябрь | Знание комбинаций, ритмичность, синхронность. | Открытый урок. |
2 | Январь | Музыкальность, координация, ориентация (рисунок танца). | Показательный урок. |
3 | Март | Умение просчитать музыкальный размер, разложить движение по тактам. | Контрольный урок. |
4 | Май | Танцевальность, артистичность, координация, внимание, память. | Класс-концерт. |
Сроки, проверяемые знания и умения, форма проверки на 7 году обучения.
п/п | Сроки | Какие знания, умения, навыки контролируются | Форма проведения итогов |
1 | Ноябрь | Знание комбинаций, ритмичность, синхронность. | Открытый урок. |
2 | Январь | Музыкальность, координация, ориентация (рисунок танца), артистизм. | Участие в концертах и фестивалях. |
3 | Март | Умение просчитать музыкальный размер, разложить движение по тактам, провести урок самостоятельно. | Занятие в группе 1 года обучения. |
4 | Май | Танцевальность, артистичность, координация, внимание, память. | Класс-концерт. |
Сроки, проверяемые знания и умения, форма проверки на 8 году обучения.
п/п | Сроки | Какие знания, умения, навыки контролируются | Форма проведения итогов |
1 | Ноябрь | Знание комбинаций, ритмичность, синхронность, танцевальность, импровизация. | Открытый урок. |
2 | Январь | Музыкальность, координация, ориентация (рисунок танца). | Показательный урок. |
3 | Март | Умение просчитать музыкальный размер, разложить движение по тактам, провести урок самостоятельно. | Занятие в группе 2 года обучения. |
4 | Май | Танцевальность, артистичность, координация, внимание, память. | Отчётный концерт. |
Сроки, проверяемые знания и умения, форма проверки на 9-10 год обучения.
п/п | Сроки | Какие знания, умения, навыки контролируются | Форма проведения итогов |
1 | Ноябрь | Знание комбинаций, ритмичность, синхронность. | Открытый урок. |
2 | Январь | Музыкальность, координация, ориентация (рисунок танца), техника исполнения. | Показательный урок. Мастер-класс. |
3 | Март | Умение просчитать музыкальный размер, разложить движение по тактам, провести урок самостоятельно. | Занятие в группах 3-4 года обучения. |
4 | Май | Танцевальность, артистичность, координация, внимание, память. | Класс-концерт. |
3. Для чего нужен учёт результативности усвоения программного материала.
Результаты мониторинга педагог использует при составлении письменного анализа работы, заполняет аналитическую карточку на коллектив и вносит результаты достижений в таблицу успехов коллектива.
Методической службой Дворца, методистами, социальным педагогом и педагогом-психологом, проводится анализ мониторинга качества образовательной деятельности. Результаты посещения учебных занятий и массовых мероприятий фиксируется в карточках комплексного анализа.
Каждый новый этап в развитии Дворца творчества детей и молодежи, как учреждения дополнительного образования, дает возможность закрепить лучшее, развить отдельные направления деятельности, задуматься и разработать проблемные вопросы.
В последние годы складывается последовательная цепочка мероприятий, которая помогает с различных позиций проанализировать результаты деятельности детского коллектива и сделать их опорой для обеспечения успеха нового учебного года.
Отслеживая динамику развития коллектива и его творческого роста, особое внимание уделяется участию детского объединения в комплексных программах Дворца, в традиционных делах коллектива, в соревнованиях, смотрах, конкурсах, фестивалях и турнирах различного уровня и статуса.
Особое место в мониторинге качества занимает подведение итогов коллективной творческой деятельности. Подводя итог в данной деятельности важно показать воспитаннику и всему его окружению что:
- значимо и престижно быть членом данного коллектива;
- в коллективе личностные ценности превыше всего;
- коллектив открыт для родителей, друзей и т.д.;
- множество коллективов – это ДВОРЕЦ;
Анализ результатов мониторинга образовательной деятельности детского объединения определяет перспективы на будущее, дает размышления над тем, что необходимо изменить в организации деятельности коллектива и дворца в целом, как продолжить участие в комплексных программах Дворца, какова роль родителей в образовательном процессе.
Анализ результатов мониторинга становиться для педагогов источником поиска путей совершенствования и качества образовательного процесса.
Основания для выявления результатов и их оценки.
В соответствии с концепцией, сформулированной миссией, основной целью и задачами Дворца общим критерием оценки результатов выделяется «развитие процесса гуманизации образовательной системы», признаками которого устанавливается:
- стратегическая ориентация на создание условий развития личности ребенка, воспитание целостной уникальной личности, стремящейся к самоактуализации, открытой для нового опыта, способной к сознательному выбору;
- уважение прав ребенка, признание его индивидуальности, значимости его проблем, его права на выбор, на ошибки и свободный творческий поиск, внимательное, но корректное отслеживание как соблюдаются эти права в детском сообществе, в его взаимодействии с взрослыми или старшими по возрасту детьми;
- учет потребностей и интересов детей при отборе содержания образования; переход к вариативным образовательным программам и интеграция всех источников образования личности человека (основного образования, дополнительного образования, семейного образования и самообразования, опыта участия в реализации социальных процессов);
- организация образовательного процесса, обеспечивающая возможность выбора и проектирования индивидуального пути;
- принятие педагогом оптимистического взгляда на ребенка, опора в работе с ним на позитив; однозначное принятие установки на оценку достижений каждого ребенка, а не его ошибок или недостатков.
Модель оценки составлена на основе пяти взаимосвязанных и взаимообусловленных групп показателей:
- оптимальности программы на основе известных критериев: актуальность, прогностичность, рациональность, реалистичность, целостность, контролируемость, чувствительность к сбоям и др.;
- оптимальности процесса, происходящего на любом уровне управления качеством образования во Дворце. Субъект управления сам оценивает то, что он делает, с тем, что намечено в проекте, плане, модели и т.д.;
- оптимальности текущих результатов, разрабатываемых учреждением, отделом, руководителем программы на основе прогноза разноуровневых индивидуальных образовательных результатов, результатов каждого взаимодействия педагога с детьми и последующего их мониторинга для анализа, корректировки, усовершенствования деятельности, профилактики ошибок. Оценка результатов предполагает обязательную разработку разных критериев;
- конечных результатов для каждого уровня управления (от педагога до учреждения в целом);
- отдаленных результатов образования (социальные вклады деятельности педагога, Дворца) или систематическое исследование и фиксация «линий жизни», успехов, достижений и т.п. своих воспитанников. Совокупность этих данных не только способствует составлению «банка данных», но их анализ позволяет вносить коррективы в деятельности и более реалистично подходить к программе своего развития.
При этом образовательный результат - это, прежде всего, результат ребенка:
- итог его работы в образовательном процессе,
- следствие собственных усилий и собственной деятельности в образовании себя,
- итоги его освоения предложенного содержания образования (достигнутый уровень образования),
- выражение степени его успешности и личностного роста как позитивного развития, значимого для самого человека и общества.
Педагог организует и участвует в образовательном процессе и, поэтому, происходит относительное приравнивание индивидуального образовательного результата к педагогическому, но не их абсолютное совпадение.
Результаты деятельности педагога выражены в детях и являются ее основными итогами, но результативность педагога выражается через качество организации совместной деятельности с детьми, что фиксируется через относительные показатели: уровень и степень организации (состояние педагогической деятельности в направлении ее системного оформления в программе), нацеленность педагога на профессиональное и личностное совершенствование и степень его проявления (полнота осуществления своих преимуществ, предназначения, способностей, достигнутый и прогнозируемый рост компетентности).
Выделяются пять параметров, по которым можно отслеживать результаты:
- Уровень освоения детьми содержания предмета, области или направления деятельности, предложенных и определенных педагогом.
- Устойчивость интереса детей к предмету, к предлагаемой деятельности или коллективу (сохранность контингента, наличие положительных мотивов посещения занятий, в осознании детьми необходимости занятия для себя).
- Уровень творческой активности детей (выявление позиции, отношения, желания ребёнка в различных видах деятельности).
- Творческие достижения детей (степень стабильности и качества творческих достижений детей, систематичность участи в творческих конкурсах, соревнованиях, выступлениях, мотивация участия в творческих достижениях, степень новаторства, изобретательства).
- Воспитательные результаты (характер отношений между педагогом, детьми, каждым отдельным человеком коллектива, характер ориентаций и мотивов каждого ребёнка и всего коллектива в целом, состояние микроклимата в коллективе).
Зачем выявлять результаты освоения образовательной программы?
Цель: совершенствование образовательного процесса
Социальная функция проявляется в требованиях предъявляемых обществом к уровню образования детей. В конечном счете, система контроля и оценки для педагога становится инструментом оповещения общественности и государства о состоянии и проблемах образования, для прогнозирования направлений развития, внесения необходимых корректировок
Образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным результатом усвоения учебного материала: полнота и осознанность знаний, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, умение выбирать наиболее целесообразные средства для выполнения учебной задачи: сформированность (несформированность) качеств личности, степень развития основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
Воспитательная функция выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов обучения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки и тревожности.
Эмоциональная функция - эмоциональная реакция педагога должна соответствовать эмоциональной реакции воспитанника (радовать вместе с ним, огорчаться вместе с ним) и ориентировать его на успех, выражать уверенность в том, что данные результаты могут быть изменены к лучшему.
Информационная функция является основой диагноза планирования и прогнозирования.
Функция управления очень важна для самоконтроля, помогает выявить пробелы и недостатки в организации педагогического процесса.
Что выявлять?
Объем, уровень и качество.
Объем знаний по определенному предмету – это перечень ведущих понятий, законов, идей теорий;
уровень усвоения знаний, т.е. характер применения усвоенных знаний, обеспечивающий ту или иную степень мыслительных усилий (уровень мыслительной деятельности).
Различные уровни усвоения знания определяются его качеством, под которым подразумевают определенные характеры, характеристик усвоенных знаний, умений и навыков (например, полнота, прочность, глубина, оперативность, гибкость, действенность и т.д.).
Как выявлять?
Мониторинг — процесс систематического или непрерывного сбора информации о параметрах сложного объекта или деятельности для определения тенденций изменения параметров.
Мониторинг — систематический сбор и обработка информации, которая может быть использована для улучшения процесса принятия решения, а также, косвенно, для информирования общественности или прямо как инструмент обратной связи в целях осуществления проектов, оценки программ или выработки политики.
Формы контроля по учебной дисциплине: контрольное занятие, урок-концерт, конкурс, показ, концерт, спектакль, турнир, тестирование, выставка вернисаж, город мастеров, соревнование контрольные испытания, контрольная тренировка, туристский слет, зачет.
Контроль знаний, умений и навыков, способствующих общему развитию: опрос, тестирование, анкетирование, конкурс, концерт, праздник детского коллектива, эстафета, тематический вечер и пр.
Из образовательной программы:
Формы подведения итогов (контрольных заданий, испытаний …):
В предметной деятельности.
В творческой деятельности.
В личностном развитии.
Как оценивать воспитанника?
В Педагогической энциклопедии оценка рассматривается как определение степени усвоения воспитанниками знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним программами.
Виды оценочных шкал.
-количественная шкала – это хорошо всем известная система школьных отметок; в качестве измерения выступает числовое множество;
-абсолютная шкала – оценка знаний и усилий выглядит как некий числовой символ, точка отсчета абстрактна. Примером могут служить привычные для нас контрольные работы и тесты, при оценивании которых осуществляется сопоставление результатов с абстрактными нормативными критериями, которым соответствуют цифровые отметки: безошибочно выполненное задание – "5", одна ошибка – "4" и т. д.;
-относительная оценочная шкала – предполагает сравнение текущего состояния воспитанника с его же состоянием некоторое время назад.
-порядковая шкала – чаще используется в слабо структурированных областях, таких как искусство, или при оценке, например, личностного развития. Частный случай шкалы – рейтинговая система
- уровневая шкала: высокий, средний, низкий.
- словесная шкала: отлично, хорошо, удовлетворительно
Критерии – нормы при определенной шкале.
Из образовательной программы:
Критерии по уровням освоения программы, диагностические методики.
- Список литературы:
- Л.Г. Логинова «Качество дополнительного образования детей. Менеджмент». Москва «Мегаполис» 2008г.
- О.Е. Лебедев, М.В. Катунова, Н.Ф. Трубицын, Н.Ю. Конасова, С.С. Филиппов, А.Г. Бойцова, Р.У. Богданова учебное пособие для ВУЗов «Дополнительное образование детей».Москва «Владос» 2000 г.
- С.В. Кульневич, В.Н. Иванченко «Дополнительное образование детей. Методическая служба». Ростов-на-Дону «Учитель» 2005 г.
- Л.Н. Буйлова, С.В. Кочнева «Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей». Москва «Владос» 2001г.
- Е.Д. Божович, Г.А. Вайзер, З.В. Голышева, И.Ю. Кулагина, Т.Г. Раевская, О.Н. Юдина учебное пособие «Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка».Москва МП-СИ 1999 г.
- Б.Н. Боденко, И.А. Зимняя, С.В. Климин, Н.А. Морозова, Р.М. Петрунева, Ю.Г. Татур, И.Ф. Шишкин «Методические материалы по комплексной критериальной оценке воспитательной деятельности образовательного учреждения». Москва «Новый учебник» 2003 г.
- Н.А. Сидорова, Е.Б. Коминова «Педагогический поиск. Практика дополнительного образования детей». Москва 2007 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Фиксация результатов освоения программы воспитанниками
ГБОУ ДТД и М «Преображенский»
Ж У Р Н А Л
учета работы _________________________________________
_____________________________________________________
( наименование детского объединения)
_________________________________________ учебный год.
РЕЗУЛЬТАТЫ УЧАСТИЯ КОЛЛЕКТИВА
В СМОТРАХ, КОНКУРСАХ, ФЕСТИВАЛЯХ, СОРЕВНОВАНИЯХ
Дата | Статус и наименование мероприятия | Результаты |
Э Т А П Ы П Е Д А Г О Г И Ч Е С К О Г О КОНТРОЛЯ.
п/п | Фамилия, имявоспитанника |
Форма |
Форма |
Форма |
Форма | Диагностика личностного развития | Уровень освоения программы | Результат обучения (освоил, переведен…) | |
«Высокий»- % | ||||
«Средний»- % | ||||
«Низкий»- % | ||||
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Таблица контроля знания учебного материала
в кол-ве народного танца «Та-На-Ми».
1 год обучения.
Оценка по пятибалльной системе: 5 – очень хорошо, чётко, без замечаний; 4 – хорошо, есть замечания, можно лучше; 3 – удовлетворительно, много ошибок, плохо знают движения; 2 – что-то знают, что-то могут; 1 – ничего не знают, всё делают очень плохо.
№ п\п | Ф.И. | Умение держать интервалы в линиях и кругу | Чёткость исполне-ния | Син-хрон-ность | Артистич-ность | Знание специ-альной терми-нологии | Итог |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Вопросы к развивающей и познавательной игре
«Поле чудес»
Проверка знаний через игру.
Автор: А.А. Соловьёва
(заведующая отделом
эстетического развития)
Тема «Танцы народов мира».
Первый тур:
Народный и бальный танец – «Кадриль». Кадриль может быть английской, французской, русской. Её танцевали на балах 19 века.
Второй тур:
Венгерский народный танец – «Чардаш». Обычно он состоит из двух частей – спокойной и стремительной.
Третий тур:
Французский народный бытовой танец – «Бранль». От французского слова branler, что означает – двигаться, шевелиться, колебаться. Этот танец танцевали повсеместно – в городах и деревнях, на ярмарках, праздниках, посвящённых окончанию жатвы и сбора винограда.
Игра со зрителями:
1). Вид комедии с песнями и танцами – «Водевиль».
2). Торжественный званый вечер без танцев – «Раут».
3). Народная танцевально-бытовая музыка – «Регтайм».
Финал:
Американский бальный танец – «Тустеп».
Супер игра:
Самый простой народный танец России – «Хоровод». Этот танец был неотъемлемой частью любого праздника. Хоровод исполнялся под музыку или песню. В нём находят отражение различные стороны повседневной жизни русского человека. Первым общественным танцем в России был хоровод (Подсказка – композиция хоровода была различна, но чаще всего она имела форму круга, круги менялись, удваивались, переходили в змейки, линии).
Тема «Хореография. Классический танец».
Первый тур:
Как в хореографии называется приседание – «Плие» (исполняется это движение по всем позициям классического танца).
Второй тур:
Это название в классическом танце имеют два движения – «Жете» (это может быть движение у станка, на середине, переводится как бросок, и это может быть прыжок, относящийся к группе средних и больших прыжков).
Третий тур:
Прыжок из группы средних прыжков, обозначающий вместе – «Ассамбле» (исполняется с двух ног на две)
Игра со зрителями:
1). Как называется в хореографии шаг или движение – «Па».
2). Это название и кулинарного блюда и движения классического танца, перевод с французского как тающее или таить – «Фондю» (исполняется плавно, медленно).
3). Скользящий прыжок – «Глиссад» (может исполняться в разном направлении: вперёд, назад, в сторону).
Финал:
Как по-французски в классическом танце будет упасть, падать – «Томбе».
Супер игра:
Поза классического танца – «Круазе» (крестное, закрытое положение).
Дополнительные вопросы:
Как будет по французски от себя, открывать – «Ондеор».
Движение народного танца – «Флик-фляк» (это движение используется в русском, цыганском, украинском танцах и переводится как к себе от себя)
Тема «Новый год».
Первый тур:
Самая Новогодняя сказка – «Морозко».
Игра со зрителем:
- Кто написал музыку к хорошо всем известной с детства песенке «В лесу родилась ёлочка». - А. Бекман.
- Вспомните фамилию героя-бюрократа из хорошо известного фильма о Новом годе, который мешал провести интересно и весело Новогодний праздник. – Огурцов.
Второй тур:
Назовите страну, где живёт Снежная королева из сказки Андерсена. – Лапландия.
Игра со зрителем:
1). Один из самых популярных и долговечных танцев, перевод, которого - кружиться. – Вальс.
2). Как называется таблица расположения звёзд, служащая для мистических предсказаний о чьей-нибудь судьбе? – Гороскоп.
Третий тур:
Вам предстоит назвать слово, которое обозначает то, что практически всегда используется при проведении балов, карнавалов и маскарадов. – Серпантин.
Финал:
Как звали в древнегреческой мифологии одну из девяти муз, покровительницу танца и театра? – Терпсихора.
Супер игра:
Назовите за 1 минуту человека, после указа, которого на Руси стали праздновать Новый год. – Петр I (фамилия Романов).
Дополнительные вопросы к игре «Поле чудес».
Как называется сказка А. Островского, где пастух своим пением смог растопить самое «холодное сердце»? – «Снегурочка».
Как звали этого постуха? – Лель.
Назовите самого известного литературного героя писателя Н. Носова. – Незнайка.
Назовите второе имя Дюймовочки. – Майя.
Какая злая волшебница очень боялась воды. Вода для неё означала Смерть. – Бастинда.
Этот танец в переводе с английского означает скручивание. Танец 60-х годов. Танцующие старательно работают ногами, будто затирают пятно на полу. – Твист.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных образовательных технологий в учреждении дополнительного образования детей
Педагогические технологии дополнительного образования детей сориентированы на решение сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, пр...
Методические материалы по организации учебно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования детей.
В пособии отражены сущность деятельности учреждения дополнительного образования детей, освещены компоненты профессионализма и педагогического мастерства руководителей кружков, даны рекомендации по орг...
Педагогический практикум "Занятие как форма организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования"
Цель практикума - познакомить с особенностями и принципами организации учебного процесса в дополнительном образовании...
Удовлетворенность родителей образовательным процессом в учреждении дополнительного образования
В данной статье раскрывается значимость продуктивного анкетирования родителей по вопросам удовлетворения их образовательным процессом в дополнительном образовании.Цель анкетирования- создание целостно...
Информационно - методическое сопровождение образовательного процесса в учреждении дополнительного образования
В статье рассматривается информационно-методическое сопровождение образовательного процесса дополнительного образования. Автором рассмотрены приоритетные направления информационнометодического с...
Занятие как основная форма организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей
Занятие - основная форма организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей.При проектировании занятия в системе дополнительного образования необходимо учитывать, что...
Формы организации деятельности детей в учебном процессе в учреждении дополнительного образования детей
Памятка " Традиционные и нетрадиционные формы организации деятельности детей в учебном процессе в учреждении дополнительного образования" (для педагогов дополнительного образования)...