Дополнительная Общеобразовательная (общеразвивающая) программа по развитию социального и эмоционального интеллекта дошкольников «Я, ты, мы»
рабочая программа
Программа дополнительного образования «Я, ты, мы» имеет социально-педагогическую направленность. Программа дополнительного образования «Я, ты, мы» - это курс развития навыков межличностного взаимодействия и обучения основам коммуникации детей старшего дошкольного возраста. Содержание предполагаемых разделов предусматривает обогащение детей специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного развития процесса общения, социального взаимодействия.
Отличительной особенностью данной программы является создание комплексной системы занятий по обучению детей навыкам общения через совершенствование органов чувств.
Девиз программы такой: «Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья ».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_-_kopiya.docx | 156.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 18»
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников
Дополнительная
Общеобразовательная (общеразвивающая) программа
по развитию социального и эмоционального
интеллекта дошкольников
«Я, ты, мы»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 2 года
Составитель:
Жигалова
Татьяна Владимировна,
педагог дополнительного образования
г. Богданович
2019г
СОДЕРЖАНИЕ
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка………………………………………………….
- Актуальность ……………………………………………………………..
- Отличительные особенности программы
- Нормативно-правовая база разработки РП
- Цели и задачи рабочей программы дополнительного образования
«Я, ты, мы» периода дошкольного детства (5-7 лет)
- Принципы и подходы к формированию программы
- Значимые характеристики
- Психолого-педагогические условия реализации программы
- Возрастные характеристики социально-эмоционального развития детей
- Оценка результатов освоения программы
- Целевые ориентиры образовательной программы
- Планируемые результаты освоения рабочей программы
- Методики оценивания результатов освоения рабочей программы
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.Основные задачи и содержание образовательной деятельности программы дополнительного образования «Я,ты,мы»
2.1.1. Задачи и содержание образовательной деятельности по реализации программы
2.1.2. Учебно-тематический план
2.2.Формы, методы и приемы организации образовательной деятельности
2.3. Взаимодействие с семьями воспитанников
2.3.1. Принципы сотрудничества с родителями
2.3.2. Задачи взаимодействия педагога с семьями воспитанников
2.3.3. Формы взаимодействия с семьями воспитанников
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Организация развивающей предметно-пространственной среды
3.1.1. Характеристика развивающей среды
3.1.2. Компоненты среды
3.2. Обеспеченность методическими материалами
3.2.1. Учебно- дидактическое обеспечение РП
3.2.2. Наглядно-демонстрационное обеспечение РП
3.2.3. Программно-методическое обеспечение РП
3.2.4. Техническое обеспечение (средства ИКТ)
Литература
Пояснительная записка
Счастье – это когда тебя понимают
- Актуальность
Раннее эмоциональное развитие является основой личности ребенка, а эмоции - ее ядром. Гармоничное развитие эмоциональной сферы дошкольника – это залог благополучного интеллекта, воли, самосознания.
Первые эмоции ребенок испытывает сразу после рождения. Выразительные эмоциональные состояния – это главное коммуникативное средство общение в довербальный период. Каждый период развития эмоций у ребенка в дошкольном возрасте имеет свои особенности. По мнению А.В. Запорожца, эмоциональное развитие дошкольника является одним из важнейших условий воспитания. Подчеркивая важность эмоциональных переживаний дошкольника при взаимодействии с социумом для его личностного становления, он акцентировал внимание на том, что ранее неблагополучие аффективных отношений с близкими взрослыми и сверстниками создает опасность нарушения последующего формирования личности.
Л.А. Абрамян признавал тот факт, что внутреннее эмоциональное отношение ребенка к окружающей действительности “вырастает” из его практического взаимодействия с этой действительностью. Этот сложный процесс может составлять содержание развития социальной направленности потребностей и мотивов в старшем дошкольном возрасте. Именно с этой точки зрения возможна взаимосвязь эмоционального и социального развития дошкольников.
Одной из важнейших сфер, характеризующих продвижение ребенка, является его социальное развитие, в основе которого лежит двусторонний процесс усвоения норм и правил: с одной стороны, ребенку необходимо усвоить нормы и правила по отношению к предметному миру, а с другой – нормы и правила общения с другими людьми. Этот процесс сопровождается эмоциональными переживаниями, отражающимися в поведении ребенка. Но под воздействием целого ряда негативных факторов (нарушение детско-родительских отношений, неблагоприятный психологический климат и др. патологические факторы) у ребенка формируются признаки социально-эмоционального неблагополучия.
По данным ряда авторов (Г.Лэндрет,1994; Е. Рогов, 1995; И.Левочкина, Ш. Левис, 1997; Н. Лебедева, 1997; О.Куликовская, 1998 и др.) в настоящее время отмечается увеличение количества дошкольников с высокой тревожностью, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной не устойчивостью. Устойчивые отрицательные эмоциональные состояния оказывают регрессирующее воздействие на процесс онтогенеза. Поэтому проблема детской тревожности, развития коммуникативных способностей, эмоциональной стабильности и своевременное их развитие и коррекция в старшем дошкольном возрасте является весьма актуальной.
Развитие эмоций ребенка должно проходить неразрывно от развития коммуникативных навыков, так как оба эти компонента являются важными составляющими психического здоровья дошкольника. Предпосылкой полноценного психического здоровья детей является состояние душевного комфорта, обеспечивающее регуляцию их поведения в процессе педагогической деятельности. Главную, определяющую роль в психическом развитии играет социальный опыт, который главным образом ребенок приобретает в детском саду, общаясь со сверстниками и взрослыми
Формирование у детей старшего дошкольного возраста умения преодолевать свое неблагополучие происходит в деятельности, в непосредственном общении со взрослыми и сверстниками. В ходе общения ребенок чувствует и понимает, что его любят и ценят, что он нужен своим близким и своим друзьям. ОБЩЕНИЕ – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
Только при правильном развитии эмоций и навыков общения можно говорить об адекватной самооценке ребенка и состояние общего душевного комфорта, т.е. состояние эмоционального благополучия. Именно поэтому развитие эмоциональной и коммуникативной сферы у детей в дошкольном возрасте должно проходить в комплексе, неотделимо одно от другого.
Если ребенок эмоционально стабилен, умеет различать, понимать свои и чужие эмоциональные состояния и способен к эмпатии, не испытывает трудностей в общении с детьми и взрослыми, только в этом случае может идти речь о полноценном развитии психического здоровья и личности ребенка в целом.
1.2. Отличительные особенности программы
Программа дополнительного образования «Я, ты, мы» имеет социально-педагогическую направленность. Программа дополнительного образования «Я, ты, мы» - это курс развития навыков межличностного взаимодействия и обучения основам коммуникации детей старшего дошкольного возраста. Содержание предполагаемых разделов предусматривает обогащение детей специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного развития процесса общения, социального взаимодействия.
Отличительной особенностью данной программы является создание комплексной системы занятий по обучению детей навыкам общения через совершенствование органов чувств.
Девиз программы такой: «Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья ».
Актуальность данной программы обуславливается потребностью общества в обеспечении социального здоровья личности, которое во многом определяется социально нормативным поведением, способностью к построению взаимоотношений и нравственными ориентациями.
Новизна программы: Заключается в ее направленности на решение нескольких задач: понятия и принятия себя, взаимодействие с другими людьми и формирования нравственного сознания. В уже существующих программах не всегда учитываются все эти особенности.
Педагогическая значимость программы:
Программа «Я, ты, мы» направлена на устранение искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкцию полноценных контактов ребенка со сверстниками, организации образа «Я». Программа может быть использована с целью коррекции поведенческих качеств ребенка.
Программа модифицирована, составлена на основе парциальной программы: «Азбука общения», под редакцией Л.М.Шипицыной
Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и рассчитана на детей старшего дошкольного возраста от 5-ти до 7-ми лет
-возрастная категория детей от 5 до 6 лет- старшая группа;
-возрастная категория детей от 6 до 7 лет- подготовительная к школе группа.
Срок реализации программы-2 года.
Программа включает в себя 8 разделов, направленных на формирование у детей социального и эмоционального интеллекта.
Раздел 1. Языки общения (навыки общения с внешним миром).
Раздел 2. Тайна моего «Я» (умения видеть и понимать себя).
Раздел 3. Как мы видим друг друга (умение видеть и понимать сверстников).
Раздел 4. Этот странный взрослый мир (общение со взрослыми).
Раздел 5. Фантазия характеров.
Раздел 6. Умение владеть собой.
Раздел 7. Культура общения (как вести себя).
Раздел 8. Мальчик и девочка (взаимоотношения разных полов).
1.3.Нормативно-правовая база разработки рабочей программы
Основой для разработки рабочей программы стали нормативно- правовые документы федерального, регионального уровней .
Федеральные:
- Конституция РФ с учетом Конвенции ООН о правах ребенка (Сборник Международных договоров, 1993).
- Национальная доктрина образования в РФ на период до 2025 года.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) (с изменениями и дополнениями вступил в силу с 21.10.2014).
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013г. № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (с изменениями на 27 августа 2015 г.).
Региональный уровень:
- Закон Свердловской области «Об образовании в Свердловской области» от 15 июля 2013 года №78-ОЗ
- Цель и задачи рабочей программы
Цель программы:
Развитие социального и эмоционального интеллекта воспитанников
Задачи программы обучающие:
- формирование представлений детей о важнейших социальных нормах и ценностях, определяющих поведение человека в обществе;
- обучение элементарным навыкам конструктивного взаимодействия и речевым средствам общения;
- формирование умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой);
- обучение навыкам снятия физического и психического напряжения.
Задачи программы развивающие:
- развитие самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения;
- развитие навыков социального поведения;
-развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
Задачи программы воспитательные:
-воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и потребности в общении;
-формирование ценностного отношение детей к нормам и правилам нравственного поведения;
- коррекция у детей нежелательных черт характера и поведения.
- Принципы и подходы к формированию программы
Программа основывается на следующих принципах:
- принципы научной обоснованности и практической применимости, что соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
- принцип рационального сочетания разных видов детской деятельности (адекватном возрасту детей балансе интеллектуального, двигательного и социально-эмоционального содержания образования);
- принцип обеспечения эмоционального комфорта и повышенного внимания к здоровью воспитанников;
- принцип сотрудничества между детьми, педагогами и родителями.
- Значимые для разработки РП характеристики
- Психолого- педагогические условия реализации программы ДО
Для успешной реализации программы дополнительного образования обеспечиваются следующие психолого-педагогические условия:
- уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
- использование в образовательной деятельности форм, методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых и детей;
- поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействие их в разных видах деятельности;
- поддержка инициативы и самостоятельности детей в разных видах деятельности;
- поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
- Возрастные характеристики социально-эмоционального развития детей 5-6 лет
Ребёнок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 5-6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор (преимущественно воображаемом плане). Чаще начинают употреблять и более точный словарь для обозначения моральных понятий - вежливый, честный, заботливый и др. В этом возрасте в поведении дошкольников формируется возможность саморегуляции, т.е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. Ребенок эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным представлениям. Однако соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т. д.), как правило, в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями.
В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе; оценки и мнение товарищей становятся для них существенными.
Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («С ним интересно играть» и т. п.) или его положительными качествами («Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п.). Общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.
Возрастные характеристики социально-эмоционального развития детей 6-7 лет
В целом ребенок 6-7 лет осознает себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. Дети способны давать определения некоторым моральным понятиям («добрый человек – это такой, который, всем помогает и хорошо относится, защищает слабых») и достаточно тонко их различать, например, очень хорошо различают положительную окрашенность слова «экономный» и отрицательную - слова «жадный». Они могут совершать позитивный нравственный выбор не только в воображаемом плане, но и в реальных ситуациях (например, могут самостоятельно, без внешнего принуждения, отказаться от чего-то приятного в пользу близкого человека). Социально-нравственные чувства и эмоции достаточно устойчивы.
В основе произвольной регуляции поведения лежат не только усвоенные (или заданные извне) правила и нормы. Расширяется мотивационная сфера дошкольников 6-7 лет за счет развития таких социальных по происхождению мотивов, как познавательные, просоциальные (побуждающие делать добро), а также мотивов самореализации. Поведение ребенка начинает регулироваться также его представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо». С развитием морально-нравственных представлений напрямую связана и возможность эмоционально оценивать свои поступки. Ребенок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, «хорошо», и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает «плохо». Общая самооценка детей представляет собой глобальное, положительное недифференцированное отношение к себе, которое формируется под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых.
К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной стороны у детей этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, они более сдержаны и избирательны в эмоциональных проявлениях. Продолжает развиваться способность детей понимать эмоциональное состояние другого человека - сочувствие - даже тогда, когда они непосредственно не наблюдают его эмоциональных переживаний. К концу дошкольного возраста у них формируются обобщенные эмоциональные представления, что позволяет им предвосхищать последствия своих действий. Это существенно влияет на эффективность произвольной регуляции поведения – ребенок не только может отказаться от нежелательных действий или вести себя «хорошо», но и выполнять неинтересное задание, если будет понимать, что полученные результаты принесут кому-то пользу, радость и т.п. Благодаря таким изменениям в эмоциональной сфере поведение дошкольника становится менее ситуативным и чаще выстраивается с учетом интересов и потребностей других людей.
- Оценка результатов освоения программы
- Целевые ориентиры программы на этапе завершения дошкольного детства
Целевые ориентиры социально-коммуникативного воспитания и развития на этапе завершения дошкольного детства:
- ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
- ребенок ориентирован на сотрудничество, способен участвовать в совместной деятельности с другими детьми и взрослыми, дружелюбен при общении с окружающими;
-ребенок способен понимать эмоциональное состояние и поступки свои и других людей;
-ребенок способен выбирать адекватные способы поведения в социальной ситуации;
-ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли, чувства и желания;
- ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других людей, старается разрешать конфликты.
- Планируемые результаты освоения программы
- Овладение навыками эмоциональной грамотности:
- способность управлять собственными эмоциями;
- способность адекватно проявлять свои чувства;
- практическое владение выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой)
- способность понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- способность определять и объяснять свои чувства и ощущения, оценивать свое поведение
-Овладение социально-коммуникативными навыками:
- умение планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо»;
- умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в повседневной жизни и во время осуществления различных видов детской деятельности;
- проявление эмоционального отклика на чувства и переживания других людей;
- проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.
- Методики оценивания результатов освоения рабочей программы
Для анализа актуального уровня развития эмоционально-чувственной сферы детей была использована методика Л.П. Стрелкова «Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры.» - Москва, 1999г.
Для анализа актуального уровня развития социально-коммуникативных навыков детей была использована методика А.М. Щетинина, М.А. Никифорова// Карта наблюдений за проявлениями социально-коммуникативных способностей у дошкольников
Контроль за уровнем социально- эмоционального развития воспитанников осуществляется в следующих видах:
Входной контроль, который предполагает проверку стартового уровня развития эмоциональной сферы, ценностных ориентации и произвольной регуляции поведения дошкольников, коммуникативных умений и проводится в начале учебного года - сентябре-октябре в форме тестирования
Текущий контроль - осуществляется с целью отслеживания результативности занятий и определения уровня усвоения каждой темы, проводится в конце декабря с помощью методов: наблюдения, диагностики эмоционального состояния и поведения, учебных тестов по некоторым темам.
Итоговый контроль - осуществляется с целью определения результативности программы и
отслеживания динамики развития социальных эмоций, ценностных ориентации и уровня произвольной регуляции поведения, коммуникативных умений старших дошкольников в форме тестирования с помощью методик, используемых при входной диагностике.
Полученные результаты соотносятся со следующими уровневыми характеристиками:
Уровни. | Низкий | Средний | Высокий |
Входной | -Не сформированы - не развиты эмоции сочувствия; - не умеет дого- | -Нравственные ценности, -ситуативное - соблюдает -владеет некоторыми | -ребенок осознает и |
Текущий | Владеют изученным | Умеют выполнять типовые | Умеют самостоятельно |
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.Основные задачи и содержание образовательной деятельности программы дополнительного образования «Я,ты,мы»
2.1.1. Задачи по разделам программы дополнительного образования «Я,ты,мы»
Раздел 1. «Языки общения»
-Продолжать знакомить, детей для чего в разных ситуациях общения нужны глаза, уши, рот, нос, руки;
- учить по выражению лица и тела, жестам, эмоциям понимать своего собеседника;
- учить выражать свои мысли и чувства при помощи мимики, жестов, движений, осанки, позы, эмоций;
-учить узнавать с помощью органов чувств хорошее и плохое настроение, эмоциональное состояние собеседника;
- учить соблюдать правильную осанку, жестикуляцию при общении.
Эффективность. Полученные знания дадут ребенку первоначальные представления о возможности выражать свои потребности, чувства с помощью различных вербальных и невербальных средств коммуникации, а также познакомят ребенка с тем, как можно видеть и понимать себя и других в процессе общения.
Раздел 2. «Тайны моего Я»
-учить различать свои индивидуальные особенности (внешность, походка, пол);
- продолжать учить передавать свои чувства, желания, черты характера средствами пантомимики;
- закреплять навыки самостоятельности.
-ознакомление детей с нравственными представлениями о хороших и
плохих чертах характера человека;
-учить оценивать собственные поступки, чувства;
- учить с достоинством носить свое имя, говорить о себе без стеснения;
- поддерживать желание рассказывать о своих возможностях, интересах, индивидуальных особенностях;
- развивать умение описывать свои ощущения, личностные особенности.
Эффективность. Полученные знания позволят ребенку подойти к пониманию собственного «Я» и научиться оценивать свои поступки, а на их основе различать по выразительным средствам общения и эмоции и чувства других детей и взрослых.
Раздел 3. «Этот странный взрослый мир»
- воспитывать желание помогать близким, осознать свою необходимость;
- знакомить детей с понятиями: справедливо-несправедливо, честно-нечестно, правильно-неправильно
- учить видеть достоинства и недостатки собственного поведения и поведения окружающих взрослых людей в быту и в общественных местах (на улице, в транспорте, в магазине);
-формировать умение поступать по справедливости, подчинять свои желания общим интересам;
- продолжать знакомить с правилами культуры поведения во взаимоотношениях с родителями, а также с незнакомыми взрослыми людьми;
- учить применять правильное поведение и общение в транспорте и в общественных местах.
Эффективность. Полученные знания позволят воспитывать в ребенке добрые и искренние чувства к самым близким людям, привязанность к семье; помогут научить ребенка ценить хорошие отношения и получать радость от общения с родными и близкими, проявлять о них заботу и предлагать им посильную помощь.
Раздел 4. «Как мы видим друг друга »
- Учить замечать индивидуальные особенности своих сверстников;
- развивать умение общаться и взаимодействовать друг с другом, сотрудничать;
- учить проявлять заботу и сопереживание к сверстникам;
- закреплять понятия «друг, дружба»;
- учить разрешать конфликтные ситуации со сверстниками мирным путем, сохраняя при этом спокойствие.
Эффективность. Полученные знания помогут детям положительно взаимодействовать друг с другом, дети научатся понимать своих сверстников, общаться с ними невербальными и вербальными средствами.
Раздел 5. «Фантазия характеров »
-Закреплять нормы и правила поведения и общения друг с другом;
- дать понятие о положительных и отрицательных чертах характера;
- развивать умение видеть, понимать и сравнивать свои положительные и отрицательные поступки и привычки с привычками близких, сверстников;
- учить находить положительное решение в конфликтных ситуациях: поиск компромиссного решения, умение уступать друг другу и считаться с возможностями других;
Эффективность. Полученные знания помогут детям познакомиться с моральными качествами, с понятием об их полярности.
Раздел 6. «Умение владеть собой »
- Учить контролировать свое поведение и управлять им с учетом моральных норм общения между людьми;
- учить подавлять чувство страха, бороться с ним;
- учить принимать верные решения в различных жизненных ситуациях;
- учить осознавать и бороться с отрицательными чертами своего характера;
- развивать умение сосредоточиваться и удерживать внимание в течение заданного времени.
Эффективность. Полученные знания помогут детям научиться контролировать и управлять своим поведением, поступками, речью в процессе общения.
Раздел 7. «Культура общения »
- Закреплять основные правила этикета в гостях;
- закреплять приемы вежливого обращения с окружающими, употребляя в речи вежливые слова;
- закреплять умение самостоятельно и опрятно есть, соблюдая правила этикета;
- учить пользоваться телефоном и умению вести телефонный разговор, развивать навыки вербального общения.
Эффективность. Дети научатся правилам этикета, формам и технике общения в различных жизненных ситуациях.
Раздел 8. «Мальчик и девочка »
- развивать представление о внешнем виде мальчике и девочки;
- формировать положительные черты характера в поступках мальчиков и девочек;
- воспитывать в мальчиках желание заботится и оберегать девочек, уступать им.
Эффективность. Дети научатся общению в совместной деятельности с учетом разных полов.
2.1.2. Учебно- тематический план
№ занятия Тема | Цели | Содержание | Кол-во часов | Пособия к занятию |
Старшая группа (5-6 лет) | ||||
Раздел 1. Языки общения Цель: дать детям представления о различных средствах и способах познания окружающего мира и воспитать навыки общения | ||||
сентябрь | ||||
Занятие 1. «Восприятие мира (наши органы чувств)» | Показать роль наших умных помощников (органов чувств) в познании окружающего мира и их значении для развития общения в процессах восприятия, памяти, двигательной и эмоциональной сферах. | 1. Беседа о единстве человека и природы. 2.Игра «Четыре стихии» 3.Игра «Ощупай и нарисуй» 4.Этюд «Вот он какой» 5. Подвижная игра «Где мы побывали, что мы повидали?» 6. Игра «Назови по три предмета» 7. Игра « Волшебный мешочек» 8. Игра «Угадай» | 1 | «Чудесные мешочки» с предметами по количеству детей, листы бумаги и цветные карандаши. |
Занятие 2. «Мудрость природы (общение с животными)» | Учить детей видеть общие и специфические особенности общения животных друг с другом, возможности понимания их человеком (жесты, движения, эмоции) | 1.Экскурсия 2. Беседа о животных 3. Игра – драмматизация «Зоопарк» 4. Лепка на тему: «Зоопарк» 5. Дидактическая игра «Загадка о диких и домашних животных и птицах» 6. Подвижная игра «Лентяй и поросятки» 7. Подвижная игра «Лисонька, где ты?» | 1 | Шапочки – маски зайца, ежа, лисы, медведя, пластилин, конверты с предметными картинками животных |
Занятие 3. «Мудрость природы (общение с растениями)» | Уучить детей любить красоту окружающего мира, бережно относиться к растениям, понимать их значения для хорошего настроения и самочувствия | 1.Игровая творческая ситуация. 2. Рисование овощей. 3. Упр. на расслабление. 4. Игра «Овощи- толстячки и овощи- худышки» 5. Игра» Мешочек – загадка» 6. Игра с пением «Кабачок» | 1 | Различные овощи и фрукты, карандаши, листы бумаги, «чудесный мешочек» с овощами и фруктами. |
октябрь
| ||||
Занятие 4. «Язык жестов и движений» | Учить детей по особенностям жестов и движений различать определенные состояния человека и животных, возможность передачи информации | 1.Беседа 2. Этюд на имитацию характерных движений животных. 3. Подвижная игра 4.Упр. «Кто это?» 5. Рисование картинки «Пляшущие человечки» 6. Этюды на выразительность жеста 7. Инсценировка «Сорока и медведь» | 1 | Игрушка-лиса, шапочка с лисьей мордочкой, листы бумаги, карандаши |
Занятие5. «Язык чувств (Наши эмоции)» | Учить распознавать свои эмоции и других людей, научиться разными средствами передавать свои эмоции другим | 1. Сочинение рассказа об утенке Джимми 2. Этюды на выражение различных эмоциональных состояний 3. Рисование «Карты настроения» 4. Музыкальная игра «Чувства и музыка» 5. Игра «Скучно, скучно так сидеть» | 1 | Кукла-утенок Джимми, конверты на каждого ребенка с изображением утенка в разных эмоциональных состояниях, листы бумаги, карандаши |
Занятие 6. «Как я помню то, что помню». Цель: | Показать роль памяти (зрительной слуховой, эмоциональной, двигательной) в процессе общения друг с другом, формирование поступков и поведения ребенка. | 1. Беседа 2. Игра-драматизация «Хомячок-молчун» 3. Дидактическая игра по сюжетным картинкам 4. Игра «Слушай и исполняй» 5. Игра «Художник» | 1 | Сюжетные картинки, листы бумаги, карандаши |
ноябрь
Занятие 7. Обобщающее «Королевство внутреннего мира» | Систематизировать знания детей о различных средствах и способах познания окружающего мира. | 1.Проблемная ситуация. 2. Игра «Выбери для гнома самый яркий предмет». 3. Игра «Четыре стихии» 4. Игра «Надувная кукла» 5. Игра «Заколдованный принц» 6. Рисование на тему «Мое настроение сегодня», обсуждение 7. Музыкальная игра «Чувства и музыка» | 1 | Бумага, краски, музыкальное сопровождение | |||||||||||||||||||||
Раздел 2. Тайна моего «Я». Цель: Учить детей видеть и понимать себя, оценивать свои чувства и поступки. | |||||||||||||||||||||||||
Занятие 8. Кто такой «Я»? (Мой автопортрет). | Учить умению понимать и раскрывать себя, используя изобразительные средства | 1. Упр. «Кто я такой ?» 2.Игра «Что такое «Я» 3. Игра «Отражение в озере» 4. Игра «Свет мой, зеркальце, скажи!» 5. Рисование на тему «Мой автопортрет» | 1 | Листы бумаги, карандаши | |||||||||||||||||||||
Занятие 9. «Мое имя» | Продолжать учить детей видеть и понимать себя. | 1. Чтение отрывка из книги Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья». Дискуссия. 2.Упражение «Имена» 3. Упражнение «Зеркало» 4. Упражнение «Ласковое имя» 5. Рисование на тему «Я и мое имя» | 1 | Листы бумаги и карандаши | |||||||||||||||||||||
декабрь | |||||||||||||||||||||||||
Занятие10. «Я - волшебник» | Учить понимать и различать свои чувства и желания и других людей. | 1. Игра «Я - волшебник». 2. Этюд «Капитан» 3. Этюд «Чертенок или мальчик наоборот» 4. Игра «Заколдованный ребенок» 5. Этюд «Добрый мальчик» 6. Упр. «Кто Я?» 7. Упр. «Если бы…» | 1 | Предметные картинки для игр, книга | |||||||||||||||||||||
Занятие 11. Мир моих фантазий. | учить детей замечать и понимать, что каждый человек отличается от другого, он непохожий, неповторимый, особенный; научиться принимать его таким, какой он есть | 1.Чтение и обсуждение книг о событиях из жизни детей 2 Этюд «Добрый мальчик» 3. Упр. «Ах, если бы…» 4. Просмотр кинофильма о детях. 5. Упр. «Портрет белой вороны» 6. Рисование по теме: «Мой мир» 7. Сочинение детьми волшебной истории про сказочных злодеев, создание смешных небылиц. 8. Инсценировка «Общей веселой истории». 9. Игра «Веселые клоуны» 10. Подвижная игра «Паровозик с клоунами» 11. Этюд «Отдых в лесу» 12. Рисование пальцами «смешных злодеев» . | 1 | Книга, кинофильм, листы бумаги, краски, карандаши | |||||||||||||||||||||
Занятие 12 .Я - взрослею | показать детям, как изменяются их мысли, поведение, мотивы поступков с взрослением | 1. Создание проблемной ситуации. 2. Упр. «Назови свое имя» 3. Дискуссия. 4. Игра «Взрослый человек это…» 5. Упр. «Я - сегодня, я - через год» 6. Рисунок на тему: «Я сегодня и я взрослый» | 1 | Листы бумаги, карандаши | |||||||||||||||||||||
январь | |||||||||||||||||||||||||
Занятие13. Мои секреты» | показать детям, что у каждого из нас есть свои сокровенные мысли и чувства, которые не каждому можно доверить. | 1. Инсценировка. 2. Дискуссия. 3. Игра «Бывает - не бывает» 4. Рисунок на тему : «Мои ужасные и прекрасные сны» | 1 | Листы бумаги, карандаши | |||||||||||||||||||||
Занятие 14. Мое настроение | развивать умение понимать себя и других людей. | 1. Игра «Удивление» 2. Упр. «Вкусные конфеты» 3. Этюды на распознавание определенных эмоциональных состояний. 4. Упр. «Северный полюс», «Соленый чай» 5. Игра «Поссорились и помирились» 6. Упр. «Два сердитых медвежонка», «Провинившийся» 7. Мини- конкурсы по передаче эмоциональных состояний человека при помощи жестов и мимики. 8. Рисунок: «Мое настроение» | 1 | листы бумаги карандаши. | |||||||||||||||||||||
Занятие 15. Мои эмоции (радость, гнев, страх, удивление, упрямство) | показать, как пантомимика связана с настроением и состоянием человека; развивать способность оценивать настроение и состояния по внешним проявлениям. | 1. Чтение Сказка о рыбаке и рыбке. 2. игра «Кто позвал?» 3. Этюды: «Старуха», «Сердитая старуха», «Грустная старуха», «Старик», «Грустный старик», «Радостный старик», «Удивленный старик», «Испуганный старик». 4. Театрализованная игра «Сказка о рыбаке и рыбке» 5. Подвижная игра «Поймай рыбку» 6. Игра «Займи свой домик» 7. Подвижная игра «золотая рыбка» 22. Рисунок «Наши капризки и упрямки» | 2 | -Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушки - оборудование для театрализованных игр. | |||||||||||||||||||||
февраль | |||||||||||||||||||||||||
Занятие 16. Мои сны | дать понятие о том, что наши мысли, чувства не исчезают бесследно, они отражаются в наших сновидениях | 1. Проблемная ситуация. 2. Упражнение 1. 3. Упражнение 2. 4. Рисунок снов. | 1 | Листы бумаги карандаши, краски. | |||||||||||||||||||||
Занятие 17. Обобщающее «Праздник волшебников и фантазеров» | закреплять умение детей видеть и понимать себя. | 1.Игра-соревнование «Встреча двух волшебников» 2.. Создание проблемной ситуации 3. Игра «сочинение сказки» 4. Рисунок «Кляксография» Обсуждение 5. Исполнение песни «Где водятся волшебники?» | 1 | Листы бумаги краски музыкальное сопровождение | |||||||||||||||||||||
Раздел 3. Как мы видим друг друга Цель: учить детей понимать своих сверстников, уметь общаться с ними невербальными средствами | |||||||||||||||||||||||||
Занятие 18. Разговор взглядов | учить детей общаться друг с другом. | 1. Творческая игра «Разговор взглядов» 2. Этюд «Провинившийся» 3. Чтение рассказа «Заяц и белка» Н. Носова 4. Игра «Свет мой, зеркальце, скажи…» 5. Игра «Фотографии друзей» 6. Беседа «Мои друзья» | 1 | -Книга Н. Сладкова «Заяц и белка» -фотографии друзей - «Сказка о мертвой Царевне и Семи Богатырях» А. С Пушкина | |||||||||||||||||||||
март | |||||||||||||||||||||||||
Занятие 19. Я и мои друзья | дать понятие, что у каждого человека есть надежный, верный друг, который всегда все понимает и помогает . | 1. Игра «Дождик» 2. Дискуссия «Кто такой друг?» 3. Упр. «Ищу друга» 4. Упр. «Мы с Томарой ходим парой» 5. Рисунок на тему «Мои друзья» | 1 | Листы бумаги, карандаши | |||||||||||||||||||||
Занятие 20. Когда и почему ты ссоришься с друзьями? | показать, что конфликтные ситуации можно всегда разрешить мирным путем, сохраняя при этом спокойствие | 1. Беседа: «Когда и почему, ты ссоришься с друзьями» 2. Упр. «Шум растет» 3. Игра «Ругаемся овощами» 4. Игра «Ласковое слово» 5. Исполнение песни «Улыбка» 6. Рисунок в паре «Дружба двух цветов» Обсуждение. | 1 | -Листы бумаги, краски | |||||||||||||||||||||
Занятие 21. Выставка портретов друзей | учить раскрывать характер человека с опорой на художественное произведение | 1. Этюд «Маленький скульптор» 2. Игра-драмматизация «Как друзья познаются» 3. Этюд «Рисуем портрет друга» 4. Игра - драмматизация «Сердитый Дог Буль» 5. Этюд «Художник» 6. Рисование портрета друга | 1 | -Фотографии друзей - листы бумаги, карандаши- - маски лисы, собаки, утенка. Бобра. Кабана. | |||||||||||||||||||||
апрель | |||||||||||||||||||||||||
Занятие 22. Мой день рождения | обучать детей правильному обращению друг с другом, умению дарить и принимать подарки, хорошим манерам. | 1. Упр. «Дружеский микрофон» 2. Упр. «Волшебный телефон» 3. Игра «Подарки моим друзьям» 4. Упр. «сегодня хочу пожелать..» 5. Игра «Зубы дареного коня» 6. Сюжетно- ролевая игра «День рождения» | 1 | -Нарядная большая кукла, чайная посуда, угощение (конфеты, фрукты) | |||||||||||||||||||||
Занятие 23. «Мы смеемся» Обобщающее | закрепить понятие «дружба», развивать в процессе общения доброжелательность в отношениях со сверстниками, чувство юмора. | 1. Этюды на выразительность движений и мимики. 2. Народная игра «И - «Я» 3. Игра «Самый веселый друг» 4. Мини-конкурсы «Кто расскажет самую смешную историю. Стихотворение..» 5. Игра « Волшебный телефон» 6. Игра « Торт» 7.. Рисунок «Самая смешная история в моей жизни…» | 1 | -Листы бумаги, краски | |||||||||||||||||||||
Раздел 4. Этот странный взрослый мир. Цель: научить детей понимать окружающих взрослых и уметь вступать с ними в контакт при моделировании различных жизненных ситуаций | |||||||||||||||||||||||||
Занятие 24.Урок мудрости. | учить видеть и понимать родных людей и уважительно к ним относиться, знать историю своей семьи. | 1. Чтение отрывка из книги «О. Осеевой «Горячее солнышко» 2. Упр. «Моя бабушка самая…» 3. Беседа «У нас в гостях бабушки» 4. Этюд «Рецепт бабушкиного пирога» 5. Песенка для бабушки. 6. Рисование портрета бабушки. | 1 | -Книга, листы бумаги, карандаши | |||||||||||||||||||||
май | |||||||||||||||||||||||||
Занятие 25. «Семья» | учить устанавливать доброжелательные отношения с членами семьи. | 1. Создание проблемной ситуации. Дискуссия. 2. Этюд «Дружная семья», «Вечер в моей семье», «Утро в семье», «Любящий сын», «Любящие родители» «Музыкальные традиции в семье». 3. Чтение рассказа В.Артюховой «Трудный вечер» 4. Игра «Верно - неверно» 5. Беседа «Наши мамы» 6. Рисование «Моя семья». Обсуждение. | 1 | -Книга, иллюстрации, изображающие маму, - листы бумаги, карандаши. | |||||||||||||||||||||
Занятие 26. « В магазине» | обучать правилам поведения в общественных местах. | 1. Экскурсия в магазин. 2. Беседа «В магазине» 3. Настольная игра «Магазин» 4. Сюжетно- ролевая игра «Магазин игрушек» | 1 | -Настольная игра «Магазин», игрушки, поделки детей: «деньги», «кошелек», «сумки», вывески: «Игрушки», «Открыто», «Закрыто», столики- прилавки, ключ от магазина. | |||||||||||||||||||||
Занятие 27. «На улице» | развивать способность детей воспринимать свой город, улицы; уметь ориентироваться в нем, обучить правилам поведения и общения в транспорте | 1. Этюд «Честный шофер» 2. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по городу» 3. Творческая игра «Автобус» | 1 | - Набор картинок- вывесок, «билеты» | |||||||||||||||||||||
Занятие 28. «Мы в этом взрослом мире» Обобщающее. | систематизировать знания детей о правильном общении с взрослыми. | 1.Создание проблемной ситуации. Дискуссия. 2.Чтение сказок «В одном лесу жила-была», «О Муравьишке», «Сказка верить и стараться». 3.Игра «Верно - неверно» 4.Игра «Птенцы» 5.Этюды «Дружная семья», «Любящие родители», «Любящий сын», «Честный шофёр» 5. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по городу». | 1 | Сказки, оборудование для сюжетно-ролевой игры | |||||||||||||||||||||
Подготовительная к школе группа (6-7 лет) | |||||||||||||||||||||||||
Раздел 5. Фантазия характеров Цель: познакомить детей с моральными качествами, с понятием об их полярности. | |||||||||||||||||||||||||
сентябрь | |||||||||||||||||||||||||
Занятие 29.Вводное | дать понятие о положительных и отрицательных качествах личности | 1. Чтение сказки «Золушка» Дискуссия 2. Пересказ сказки «Иван – крестьянский сын и Чудо – Юдо» Обсуждение. 3. Знакомство с качествами личности: доброта, милосердие, вежливость, грубость, коварство. Обсуждение 5. Беседа: «Мой любимый герой» | 1 | - Сборник сказок | |||||||||||||||||||||
Занятие 30. «Доброта и злость» Цель: | познакомить с моральными качествами (доброта и злость), научить различать их в других людях по мимике лица, жестам. | 1. Чтение сказки «Упрямый козленок», «Белка и волк» Л Н. Толстого, «Хаврошечка», «Потерянная варежка», «На катке» В. Осеевой, 2. Упр. «Учим правила доброты» 3. Этюды: «Добрый мальчик 2, «Два сердитых медвежонка», «Чертенок или мальчик наоборот», «Поссорились и помирились», «Сердитая Маша», «Злюка», 4. Беседа «Добрый человек…» 5. Рисунок «Мир доброты» | 1 | -Текст сказок и рассказов, -листы бумаги, краски. | |||||||||||||||||||||
Занятие 31. «Щедрость и жадность» | познакомить с моральными качествами (щедрость и жадность), показать, что щедрость лучше жадности, учить детей быть щедрыми. | 1. Пересказ сказки «Два жадных медвежонка. «Жадный глухарь» рассказ В. Осеевой «Три товарища» Обсуждение. 2. Игра «Сравни героев сказок» 3. Игра «Назови похожее» 4. Этюды «Жадный поросенок», «Жадный пес», «Эгоист», «Заботливый мальчик». «Внимательный мальчик». 5. Настольный театр «Два жадных медвежонка» | 2 | -Текст сказок и этюдов - оборудование для настольного театра. | |||||||||||||||||||||
октябрь | |||||||||||||||||||||||||
Занятие 32. Честность и лживость | познакомить с моральными качествами (честность и лживость), воспитывать в детях честность. | 1. Чтение сказок «Почему кот и собака не дружат», «Правда - всего дороже», «Забытый зонтик», «Птичка с мышкой». «Автомобиль», «Что легче» Обсуждение. 2. Этюды: «Повар лгун», «Наглец», «Честный шофер» 3. Игра «Кто больше» 4. Беседа «Честность это..» | 1 | - Текст сказок и этюдов, музыкальное сопровождение | |||||||||||||||||||||
Занятие 33. «Смелость и трусость» | познакомить с понятиями (смелость и трусость), воспитывать в детях моральные качества смелость, воспитывать отрицательное отношение к трусости | 1. Чтение «Заюшкина избушка», «Заяц Хваста», «Рассказ о Неизвестном герое» С. Маршака «Дядя Степа» С. Михалкова, «Солдат» Л. Толстой. 2. Этюды: «Смелый мальчик», «Робкий мальчик», «Мышка - Хвастушка». 3. Игра – драмматизация «Заюшкина избушка» 4. Беседа «Смелость это….» 5. Игра «Напиши письма героям этой сказки» .
| 1 | - Текст сказок этюдов, бумага, ручки, оборудование для игры | |||||||||||||||||||||
Занятие 34. «Трудолюбие и лень» | познакомить детей с моральными качествами (трудолюбие и лень), воспитывать отрицательное отношение к лени. | 1. Чтение «Три поросенка С. Маршака, «Сколько людей», «Перепелка», «Ученый сын» Л. Толстой, «Не мешайте мне трудиться» Е. Благинина. 2. Этюды: В. Степанов «Круглый кот», «Кот и лодыри» С. Маршака, «Федорино горе» К. Чуковского. 3. Беседа «Как бы ты поступил?…» 4. Игра – драмматизация «Три поросенка» | 1 | - Текст рассказов и этюдов, оборудование для игры. | |||||||||||||||||||||
ноябрь | |||||||||||||||||||||||||
Занятие 35. Уважение и высокомерие. | познакомить с моральными качествами (уважение и высокомерие), воспитывать чувство уважения к людям. | 1. Чтение сказка «Король Дроздобород», «Павлин». «Павлин и журавль», В. Осеевой «просто старушка» 2. Этюды: «Айога», «Заяц и еж». 3. Игра «Угадай кто это?» 4. Рисунок «Принцесса в начале и в конце сказки» | 1 | - Текст сказок и этюдов, - листы бумаги и карандаши. | |||||||||||||||||||||
Занятие 36. Обобщающее. Путешествие в страну «Пси-Мага» | закреплять умение критично оценивать свои поступки и поступки других людей. | 1. Встреча с Пси – Магом 2.Упр. «Волшебные дома Пси- Мага. 3. Упр. «Качества сказочных героев» 4. Упр. «Оцени себя» 5. Упр. «Мои достоинства» 6. Упр. «Мне не достает» 7. Упр. «Ласковые слова» 8. Упр. «Поляна Быстро – медленная» 9. Упр. «Необычная сокровищница» 10. Упр. «Поляна художников» | 1 | - Листы бумаги и карандаши | |||||||||||||||||||||
Раздел 6. Умение владеть собою. Цель: научить детей контролировать и управлять своим поведением, поступками, речью в процессе общения. | |||||||||||||||||||||||||
Занятие 37. «Мой любимый герой» | учить определять черты характера партнера по общению и с их учетом строить свое поведение. | 1. Творческая игра «Кто интереснее» 2. Этюд « Удивление», «Круглые глаза». 3. Чтение рассказа В.Шпандырева « Дети спасены». 4. Игра « дети спасены». 5. Творческая игра другой человек» | 1 | - Фото или иллюстрации людей в разных ситуациях, с разным выражением лица; - книга В. Шпандырева «Дети спасены» | |||||||||||||||||||||
декабрь | |||||||||||||||||||||||||
Занятие 38. «Умей расслабиться» | дать понятие, что спокойное состояние влияет на нормальное дружеское общение | 1. Упр. «Кулачки», «Олени», «Пружинка», «Загораем». «Штанга», «Кораблик», «Шарик». «Любопытная варвара» 2. Этюды на расслабление мышц: «Шалтай – Болтай». «Винт». «Лицо загорает», «На берегу моря», В уши попала вода», Конкурс лентяев». | 1 | - Книга В. Викторова «Конкурс лентяев» | |||||||||||||||||||||
Занятие 39. «Будь внимателен» | развивать умение быстро сосредоточиться, стимулировать внимание. | 1.Игра «Что слышно?» 2.Игра «Будь внимателен!» 3.Упражнение «Пишущая машинка» 4.Игра «Слушай хлопки!» 5.Игра «Слушай звуки!» 6.Упражнение «Видение других» | 1 | -Музыкальное сопровождение | |||||||||||||||||||||
Занятие 40. «Добро и зло» | учить доброжелательному отношению к окружающим, правильному осознанию своего поведения. | 1.Беседа «Ваши добрые поступки» 2.Этюд «Сердитая Маша», «Злюка». 3.Беседа «Доставим людям радость добрыми делами» 4.Этюды «Вредное колечко», «Три характера» | 1 | Музыкальные пьесы Д.Кабалевского «Плакса», «Резвушка», «Злюка», рассказ «Сердитая Маша», «Вредное колечко» | |||||||||||||||||||||
январь | |||||||||||||||||||||||||
Занятие 41. «Что такое хорошо и что такое плохо» | Учить осознавать положительные и отрицательные черты своего характера, уметь давать им оценку. | 1.Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо» 2.Этюды на отображение положительных черт характера: «Смелый заяц», «Добрый мальчик», «Внимательный мальчик», «Заботливый мальчик», «Справедливый Папа». 3.Этюды на отображение отрицательных черт характера «Робкий ребенок», «Застенчивый мальчик», «Жадный пес», «Мышка хвастушка», «Повар лгун», «Кривляка», «Эгоист», «Ябедник», «Упрямый мальчик», «Наглец». 4.Игра «Мой двойник». 5.Чтение стихотворение Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». 6.Игра «Тень» | 2 | Книга В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» Книга А.Бродского «Молчок». | |||||||||||||||||||||
Занятие 42. Хозяин своего «Я». | Учить детей управлять своим поведением и контролировать свои поступки, умению избегать или разрешать конфликт | 1.Игра «Разведчики» 2.Этюд «Запретный номер», «Запрещенное движение», «Противоположные движения», 3.Игра «Битва». 4Чтение и инсценировка рассказа «Два маленьких ревнивца» 5Игра «Нарисуем свой страх», «Темнота». 6.Беседа «Конфликт» 7.Этюды на поведение в сложных ситуациях «Два сердитых мальчика», «Хочу и все!». | 1 | - Листы бумаги, краски, Книга «Солнечный денек», рассказ Л.Воронковой «Ссоры с бабушкой». | |||||||||||||||||||||
февраль | |||||||||||||||||||||||||
Занятие 43. Обобщающее. « Мы умеем владеть собой». | систематизировать знания о том, что каждый человек в процессе общения должен уметь управлять своим поведением, поступками, речью. | 1. Этюды на отображение отрицательных и положительных черт характера. 2.Игра «Запрещенное движение». 3.Чтение по ролям В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». 4.Игра «Мой двойник». 5.Упражнение «Доставим людям радость» | 1 | Книга В.Маяковского «что такое хорошо и что такое плохо», . | |||||||||||||||||||||
Раздел 7: Культура общения. Цель: Научить детей правилам этикета, формам и технике общения в различных жизненных ситуациях. | |||||||||||||||||||||||||
Занятие 44. Волшебные слова. | Воспитывать уважение к окружающим взрослым и сверстникам, раскрыть понятие «вежливость», систематизировать правила поведения, упражнять в умении начинать, поддерживать и вести разговор. | 1.Чтение рассказа Осеевой «Волшебное слово», «Три сына». 2.Беседа « Волшебные слова». 3.Этюды: «Розовое слово «Привет», «Пожалуйста». 4.Беседа «Учимся вежливо говорить» 5Дидактическая игра « Так или не так?» 6.Творческая игра «Интервью», «Диалог». | 1 | - Набор сюжетных картинок, - Рассказы О.Осеевой. | |||||||||||||||||||||
Занятие 45. «Телефон» | учить пользоваться телефоном и умению вести телефонный разговор, развивать навыки вербального общения. | 1.Экскурсия « На переговорном пункте» 2.Чтение К.Чуковского «Телефон». 3.Сюжетно-ролевые игры: «Телефонисты», «Отделение связи», «Переговорный пункт». | 1 | Игрушечные телефоны, оборудование для сюжетно-ролевых игр. | |||||||||||||||||||||
март | |||||||||||||||||||||||||
Занятие 46. «Я Вам пишу» | Развивать навыки письменного общения. | 1.Экскурсия «На почте» 2.Чтение стихотворения С.Маршака «Почта» 3.Сюжетно-ролевая игра «Почта» 4.Игра «Звуковое письмо», «Говорящие рисунки». | 1 | Оборудование для сюжетно-ролевых игр, микрофон-игрушка, книга С.Маршака «Почта». | |||||||||||||||||||||
Занятие 47. «За столом» | воспитывать умение спокойно сидеть за столом, соблюдая правильную позу, правильно пользоваться столовыми приборами. | 1.Рассматривание иллюстраций «За столом» 2.Дидактическая игра «Накроем стол» 3. Беседа «Как ты помогаешь ли ты маме». | 1 | - Сюжетные картинки за столом, сервировка стола | |||||||||||||||||||||
Занятие 48. Обобщающее. «Мы знаем волшебные слова | закрепить знания детей о правилах этикета, об уважении к окружающим взрослым и сверстникам.. | 1. Беседа «Волшебные слова». 2. Игра «Ручейки и озера». 3. Игра «Подарки». 4. Упражнение «Праздничная открытка». | 1 | Цветная бумага, фломастеры и др. | |||||||||||||||||||||
Раздел 8. Мальчик и девочка. Цель: развивать культуру общения детей разных полов в совместной деятельности | |||||||||||||||||||||||||
март | |||||||||||||||||||||||||
Занятие 49. Знакомство. | развивать умение начинать и поддерживать знакомство. | Беседа «Знакомство» 2.Игра «угадай как меня зовут» 3. Этюды: «Добрый», «Плохое настроение» 4. Игра «Найди свою пару» 5. Исполнение песни «Дружба» 6. Рисунок «С кем я дружу» | 2 | - Конверты с плоскостным изображением мальчика и девочки (по кол-ву детей), сюжетные картинки. | |||||||||||||||||||||
Занятие 50. Моя внешность. | дать представление о внешнем виде мальчике и девочки. | 1. Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская». 2. Дидактическая игра « Какие неполадки?»
| 1 | - оборудование для сюжетно-ролевых игр. | |||||||||||||||||||||
апрель | |||||||||||||||||||||||||
Занятие 51. Как себя вести | воспитывать организованность, аккуратность, доброжелательность, приветливость в общении с окружающими людьми. | 1.Беседа «Как вести себя с окружающими людьми» 2.Игра «Собираемся в гости» 3.Игра «У нас в гостях Маша» | 2 | -Оборудование для сервировки стола, угощение к чаю. | |||||||||||||||||||||
Занятие 52. Итоговое «Чудесный город». | Закрепить у детей навыки самостоятельной деятельности; социальной ответственности; способности чувствовать. Понимать себя и другого человека. | 1. Создание проблемной ситуации. Дискуссия. 2. Упр. «Азбука имен» 3. Упр. «Пожалуйста 4. Игра «Вернись на место» 5. Игра «Вспомнить все» 6.Игра «Змея» 7.Игра «Близкие знакомые» 8. Упр. «Пожмем друг другу руку» 9.Исполнение песни «Вместе весело шагать по просторам» 10. Рисунок на тему: «Город вашей мечты». | 1 | - Листы бумаги и карандаши. - музыкальное сопровождение. |
Параметры | Возрастная категория | |
От 5 до 6 лет | От 6 до 7 лет | |
Возрастная группа | Старшая | Подготовительная к школе |
Продолжительность НОД | 25 мин | 30 мин |
Количество занятий в течении учебного года | 27 | 27 |
Итого: 54 ч |
Образовательный план организации непосредственно образовательной деятельности РП ДО «Я, ты,мы»
№ | № занятия | Наименования блока (раздела) | Количество занятии |
1 | 1-7 | Языки общения | 7 |
2 | 8-17 | Тайна моего «Я» | 10 |
3 | 18-23 | Как мы видим друг друга | 6 |
4 | 24-28 | Этот странный взрослый мир | 5 |
5 | 29-36 | Фантазия характеров | 8 |
6 | 37-43 | Умение владеть собой | 8 |
7 | 44-48 | Культура общения | 5 |
8 | 49-52 | Мальчик и девочка | 5 |
Итого: - занятий – 50 54ч. |
2.1.3. Структура занятий
Структура занятий включает в себя следующие компоненты:
1. Приветствие
2. Основная часть
3. Рефлексия занятия
- Вводная часть. Приветствие
Цель: знакомство, настрой на совместную деятельность, создание
положительного эмоционального настроя в группе.
Приветствие и прощание - являются важным моментом работы с
группой, позволяющим сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь чрезвычайно важно для плодотворной работы. Ритуалы могут быть придуманы самой группой в процессе обсуждения, могут быть предложены психологом. Ритуал предлагается и исполняется в первый раз уже на первом занятии, и задача взрослого — неукоснительно выполнять его каждую встречу, наблюдая за тем, чтобы в него были включены все дети.
- Основная часть
Цель: формирование чувства принадлежности к группе, сплоченности,
общности, обучение навыкам общения
Основная часть - представляет собой совокупность игровых упражнений и приемов, направленных на решение задач
программы. Как уже говорилось выше, приоритет
отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно и на формирование социальных навыков, и на динамическое развитие группы. Важен также порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность упражнений должна предполагать чередование деятельностей, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к
спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике и др.
Упражнения должны также располагаться в порядке от сложного к простому (с учетом утомления детей). Количество игр и упражнений основного содержания занятия должно быть немного, 2—4 игры (упражнения).
- Заключительная часть. Ритуал прощания.
Цель: рефлексия занятия, подведение итогов, повышение уверенности в себе.
Предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось — не понравилось, было хорошо — было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали).
Рефлексия только что прошедшего занятия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают эмоциональную обратную связь друг другу и педагогу.
2.2.Формы, методы и приемы организации образовательной деятельности
Формы обучения детей
- фронтальная (работа со всей группой) ;
- подгрупповая (индивидуально-коллективная);
- индивидуальная.
Методы и приемы обучения детей
методы | приемы |
Информационно-рецептивный | Рассматривание рисунков, фотографий, пиктограмм Просмотр видеопрезентаций Образец воспитателя с последующим воспроизведением детьми образца. |
Словесный | -рассказ педагога и рассказы детей; - чтение художественных произведений; - беседа; -дискуссии; -сочинение историй |
Практический | Использование детьми на практике полученных знаний |
Игровой | -Упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера) - этюды; -импровизации; - сюжетно-ролевые, игры-драматизации. |
Проблемный | Постановка проблемы и поиск ее решения Моделирование и анализ заданных ситуаций |
Эвристический | Выполнение части работы самостоятельно |
2.3. Взаимодействие с семьями воспитанников
2.3.1. Принципы сотрудничества с родителями
Для достижения результативной деятельности по развитию социального и эмоционального интеллекта и реализации программы дополнительного образования программы важно взаимодействие с семьями воспитанников. При планировании работы с семьями воспитанников учитывались следующие
Принципы:
- ответственность (понимание значимости социально-эмоционального развития ребенка и ответственности за результат его воспитания со стороны участников ОП: родитель-педагог);
- взаимоуважения (как проявление общей культуры человека);
- информативности (для достижения качественного результата образования педагоги и родители должны регулярно обмениваться информацией об успехах, затруднениях и пожеланиях ребенка);
- включенности (включенность родителей в процесс реализации программы и оценку результата образования и развития ребенка как условие достижения качества образования).
- учета индивидуальных потребностей ребенка;
- поддержки инициативы детей и создание «ситуации успеха»;
- учета возрастной адекватности дошкольного образования.
2.3.2. Задачи взаимодействия педагога с семьями воспитанников
- Обеспечение педагогической поддержки семей и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах формирования социально-коммуникативных навыков средствами развития эмоционально-чувственной сферы детей.
- Совместно с родителями способствовать развитию социального и эмоционального интеллекта детей.
- Способствовать участию родителей в мероприятиях, способствующих развитию социального и эмоционального интеллекта детей.
2.3.3. Формы взаимодействия с семьями воспитанников
- Тематические родительские собрания.
- Организация тематических консультаций, оформленные в виде тематических памяток, буклетов, папок-передвижек шпаргалок для : «Признаки психоэмоционального напряжения детей », «Создание эмоционального благополучия ребенка в семье», «Эмоциональное благополучие ребенка».
- Анкетирование родителей с целью изучения их представлений об социально-эмоциональном развитии детей.
- Организация мероприятий, направленных на распостранение семейного опыта социально-эмоционального воспитания ребенка ( «Круглый стол», альбомы семейного воспитания и др).
- Семинары-практикумы для родителей«Уроки саморегуляции» этюды, тренинги, ролевое проигрывание ; «Приемы развития эмоционального интеллекта».
- Общение на сайте детского сада и социальных сетях (онлайн-группах).
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Организация развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая пространственно-предметная эстетическая среда несомненно выступает как существенный фактор эмоционального, социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.
Созданная в группе и ДОУ пространственно-предметная развивающая среда отвечает ряду требований: санитарно-гигиеническим, педагогическим, информационным и технике безопасности.
3.1.1. Характеристика развивающей среды
- Содержательно-насыщенная (соответствует интересам, запросам детей и способствует «погружению» детей в мир эмоций и чувств, нравственных отношений).
- Трансформируемая (предполагает возможность изменений в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей).
- Полифункциональная (предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды в детской деятельности в качестве предметов-заместителей)
- Вариативная (предполагает наличие пространств и разнообразных материалов, игр, игрушек, оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей, периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих активность детей).
- Доступная (предполагает свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности, исправность и сохранность оборудования).
- Безопасная (предполагает соответствие всех её элементов требованиям безопасности).
3.1.2. Компоненты среды
- Эмоционально-поддерживающий компонент среды
К этому компоненту относятся эмоционально поддерживающие взаимоотношения между участниками совместной жизнедеятельности в ДОУ.
- положительное эмоциональное состояние педагога;
- эмоциональная речь воспитателя;
- профессиональная позиция педагога;
- похвала ребенка за каждое его достижение.
- Эмоционально-настраивающий компонент среды
В контексте данного компонента подразумевается особенности внешней обстановки.
При оформлении группы использовался дизайн-проект «Эстетическая развивающая среда», разработчик Брылина Н.А., ст. воспитатель МКДОУ №18.
Цвета играют большую роль в жизни человека, особенно маленького. Известно влияние красок на психику ребенка, его настроение, самочувствие, поведение. Рациональное цветовое оформление интерьера группы станет действенным фактором улучшения психического самочувствия у детей.
- зона уединения с картиной на релаксацию и мини-фонтаном способствует снятию психологического напряжения детей и позволяет ребенку побыть одному, поиграть или отдохнуть;
- уголок изотворчества дает возможность ребенку «выплеснуть» на бумагу собственные чувства и эмоции;
- театральный уголок дает возможность детям перевоплащаться и передавать характер героев литературных произведений;
-спортивный уголок удовлетворяет потребность детей в движении, что так же способствует психологической разгрузке детей.
- Эмоционально-стабилизирующий компонент среды
Основное содержание данного компонента – обеспечение стабильности окружающей среды. Режим дня, организация детского сна, закаливающие процедуры, питание, подвижные игры, физкультурные занятия, способствовали устойчивому чувству безопасности и эмоционального комфорта.
- Эмоционально-тренирующий компонент среды
Основное содержание данного компонента – формирование навыков эмоциональной регуляции. Пособия и игры, направленные на развитие социально-эмоциональных навыков, находятся в «Уголке настроения», который находится в уединенном месте группы.
3.2. Обеспеченность методическими материалами
- Учебно- дидактическое обеспечение РП
Организационный раздел Программы содержит описание
материально-технического обеспечения программы:
- наглядно-демонстрационный материал;
- программно- методическое обеспечение реализации РП;
- технические средства.
3.2.2. Наглядно-демонстрационный материал
-Набор фотографий «Эмоции»
- Серия «Беседы по картинкам», автор Фесюкова Л.Б.:
«Воспитываем сказкой»,
«Я и мое поведение»,
«Чувства. Эмоции»,
мультимедийные презентации «Знакомимся с эмоциями
- Программно-методическое обеспечение обеспечение РП
Программно-методический комплекс
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Развитие» /под ред. А. И. Булычевой М.: НОУ им. Л. А. Венгера «Развитие», 2015, 172 с.
- Вайнер М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников. Учебно-методическое пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2006г.
- Клюева И.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.- Ярославль, 2011-240 с.
- Кряжева Л.Н. Развитие эмоционального мира детей:попул.пособие для родителей и педагогов/Н.Л.- Ярославль: Акад. Развития, 2011.- 208с.
- Шипицина, Л.М.. Защиринская О.В.. Воронова А.П.. Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет). - СПб. «Детство - Пресс», 1998. - 384 с
- Техническое обеспечение (средства ИКТ)
Мультимедийный проектор, компьютер, телевизор, видеокамера, цифровой фотоаппарат, DVD-проигрыватель, магнитофон, музыкальный центр, ноутбук, проектор, экран.
Список литературы
- Богуславская, Н.Г., Купина Н.А. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка). - Екатеринбург: «АРГО», 1997. - 192 с.
Бондаренко, А.К. Формирование социальной активности дошкольников посредством дидактических игр //Дошкольное воспитание. - 1987. - № 3. - С. 23 - 26.
- Булычева А.И., Варенцова Н.С., Денисенкова Н.С. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Развитие» /под ред. А. И. Булычевой М.: НОУ им. Л. А. Венгера «Развитие», 2015, 172 с.
Давидович, В.Н. Формирование положительного взаимовлияния детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной продуктивной деятельности: Дис.... канд. пед. наук. - М., 1994. - 166 с.
- Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. – М.: Айрис – пресс, 2006.
Ермолаева, М. Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний дошкольников // Дошкольное воспитание.1995.-№9.-С. 21-28.
- Ерофеева, Т.И. Педагогические условия формирования доброжелательных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста. - М., 1986.- 169 с.
- Изотова Е.И., Никифорова Е.В. «Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика». - М.: Академия, 2004 г.- 288с.
- Клюева И.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.- Ярославль, 2011-240 с.
Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Я, Ты, Мы. Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет. Учебно-методическое пособие. М., Просвещение, 2005.
- Кряжева Л.Н. Развитие эмоционального мира детей: попул. пособие для родителей и педагогов /Н.Л. – Ярославль: Акад. Развития, 2011. - 208 с.
- Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 2001. – 48 с.
- Рояк А.А. Эмоциональное благополучие ребенка, в группе детского сада // Дошкольное воспитание. – 2008. - № 2.
Рылеева Е.В. Вместе веселее! Дидактические игры для развития навыков сотрудничества у детей 4-6 лет. М., Айрис дидактика, 2004.
- Шипицина, Л.М.. Защиринская О.В.. Воронова А.П.. Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет). - СПб. «Детство - Пресс», 1998. - 384 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РОЛЬ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В статье приведены приемы использования игрового материала в непосредственно образовательной деятельности (РЭМП) с детьми старшего дошкольного возраста ....
Сообщение на методическом объединении педагогов коррекционных групп на тему «Формирование социальных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта»
Сообщение на методическом объединении педагогов коррекционных групп на тему «Формирование социальных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта»...
Презентация на городском методическом объединении педагогов коррекционных групп на тему "Формирование социальных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта".
Презентация на городском методическом объединении педагогов коррекционных групп на тему "Формирование социальных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта"....
о «Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания" Дополнительное образование – важнейшее средство интенсивного развития социальных умений,усвоения социальных ролей и профессиональн
Данная презентация была представлена на районных педчтениях "Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания"в качестве иллюстритивного матер...
Методическая разработка «Технологии развития социальной активности: технологии развития социальной креативности»
В методической разработке рассмотрены технологии развития социальной креативности обучающихся для учреждений дополнительного образования....
дополнительная общеразвивающая программа "Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников с ОНР и ЗПР"
Программа расчитана на детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития...
Презентация "Организация работы в ДОУ, по развитию социально-нравственных качеств дошкольников"
Презентация на тему "Организация работы в ДОУ, по развитию социально-нравственных качеств дошкольников"...