Методическая разработка тематического планирования раздела «Саморазвитие личности» дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Я лидер»
методическая разработка
Методическая разработка адресована педагогам дополнительного образования, реализующим дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Я лидер» (автор-разработчик Н.И. Осипова, ГБНОУ ДУМ СПб, 2018 г.) в объединениях дополнительного образования с учащимися в возрасте от 14 до 22 лет. Методическая разработка может быть рекомендована также к применению (частичному или полному) при реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ социально-педагогической направленности.
Методическая разработка направлена на повышения уровня педагогических работников в области тематического планирования дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, содержит практические рекомендации по тематическому планированию раздела «Саморазвитие личности» дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Я лидер», направленного на формирование у учащихся стремления и навыков саморазвития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_metod.razrabotka_tema6_samorazvitie_lichnosti_osipova_e.v.a.docx | 44.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение
Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
тематического планирования раздела «Саморазвитие личности»
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Я лидер»
Составители:
Осипова Нонна Игоревна,
методист отдела учебно-воспитательной работы
ГБНОУ ДУМ СПб,
Андреева Евгения Вячеславовна,
методист отдела учебно-воспитательной работы
ГБНОУ ДУМ СПб,
Санкт-Петербург
2018
Аннотация
Методическая разработка адресована педагогам дополнительного образования, реализующим дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Я лидер» (автор-разработчик Н.И. Осипова, ГБНОУ ДУМ СПб, 2018 г.) в объединениях дополнительного образования с учащимися в возрасте от 14 до 22 лет. Методическая разработка может быть рекомендована также к применению (частичному или полному) при реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ социально-педагогической направленности.
Методическая разработка направлена на повышения уровня педагогических работников в области тематического планирования дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, содержит практические рекомендации по тематическому планированию раздела «Саморазвитие личности» дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Я лидер», направленного на формирование у учащихся стремления и навыков саморазвития.
Содержание
Аннотация…………………………………………………………………. | 2 |
Содержание………………………………………………………………... | 3 |
Введение…………………………………………………………………… | 4 |
Основная часть…………………………………………………………… | 10 |
Заключение………………………………………………………………... | 13 |
Список литературы……………………………………………………….. | 14 |
Введение
На данном этапе современное общество и государство заинтересовано в формировании социально активных юных граждан, понимая, что в будущем именно юные лидеры примут на себя ответственность за решение социально-экономических, научных и общекультурных задач динамически изменяющегося российского общества. Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Я лидер» предусматривает создание условий для определения себя как личности и реализации своих возможностей, для подготовки к жизни в свободном обществе, научиться быть ответственным за себя и других, что во многом обеспечивается наличием лидерских качеств.
Программа рассчитана на детей и подростков (от 14 до 22 лет), активно участвующих в городском общественном движении, имеющих опыт работы в школьных объединениях и проявивших лидерские качества.
Целью дополнительной общеобразовательной общеразвивающий программы «Я лидер» является создание условий для гражданского и духовно-нравственного становления детей и подростков через приобретение опыта деятельности в различных формированиях детского общественного движения, гражданских акциях.
Актуальность
Настоящая методическая разработка является структурной частью учебно-методического комплекса (п.4. Материалы из опыта работы педагога) дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Я лидер» (автор-разработчик Н.И. Осипова, ГБНОУ ДУМ СПб, 2018 г.) содержит методические материалы по тематическому планированию раздела «Саморазвитие личности» дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Я лидер», направленного на формирование у учащихся стремления и навыков саморазвития, а также развития их самостоятельной познавательной деятельности (в частности личностной рефлексии).
Цель методической разработки – сформировать у учащихся стремления (мотивацию) и навыки саморазвития через развитие их самостоятельной познавательной деятельности (личностной рефлексии).
Для достижения поставленной цели предлагаем решать следующие задачи:
- научить учащихся выделять признаки ценностных ориентиров окружающих и определять свои собственные ценности;
- сформировать у учащихся навыки ориентацию в актуальной жизненной ситуации и своих жизненных планах;
- научить учащихся ставить жизненные цели;
- развивать уверенность в своих силах у учащихся;
- научить оценивать сильные стороны своей личности;
- научить взаимодействовать с окружающими, демонстрирующими агрессивные формы поведения;
- дать описание методического фонда тематического планирования раздела «Саморазвитие личности».
Объект методической разработки: структурная организация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ социально-педагогической направленности, стимулирующих учащихся к личностному саморазвитию.
Предмет методической разработки: тематическое планирование раздела «Саморазвитие личности» дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Я лидер», направленного на формирование у учащихся стремления и навыков саморазвития и развития их самостоятельной познавательной деятельности (рефлексии).
Инструментарий методической разработки
Методическое обеспечение
Основной формой проведения занятий является социальный тренинг, так как тренинговая форма обучения является наиболее эффективной для того, чтобы сформировать у обучающихся практические навыки. На тренинге участники обучающего процесса имеют возможность одновременно с получением информации обсуждать неясные моменты, задавать вопросы, тут же закреплять полученные знания, формировать навыки поведения. В тренинге информация усваивается быстрее, участники активно вовлекаются в процесс, а сам процесс обучения становится легче и интереснее.
Основой процесса познания во время тренинга является приобретение собственного опыта. Игровые формы снимают внутренние зажимы и запреты. А при таких условиях обучение становится самой жизнью с яркими эмоциональными переживаниями, активным мыслительным процессом, мощной динамикой личностного роста.
Особое место в программе отводится играм, представляющим собой целостное, законченное действо, совершенно самостоятельное, имеющее свою внутреннюю систему целей и правил. Она позволяет участникам получить опыт для их настоящей, реальной жизни. В программе используется несколько видов игр:
Игровые «ободочки». Игровой сюжет выступает обрамлением, фоном, на котором решаются развивающие задачи.
«Игры-проживания». Индивидуальное и групповое освоение игрового пространства, построение его в рамках межличностных отношений, осмысление ценностей личного бытия в создавшейся жизненной ситуации.
«Игры-драмы». Самоопределение каждого участника в игровой ситуации, совершение им ценностно-смыслового выбора и проживания его последствий.
«Деловые игры». В играх данного вида происходит освоение и осмысление инструментальных задач, связанных с построением реальной деятельности, достижением конкретных целей, структурированием системы деловых отношений с другими людьми.
Групповая дискуссия представляет собой совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющее прояснить (возможно, изменить мнения, позиции и установки) участников группы в процессе непосредственного общения.
В программе также используется проектная технология, основной целью которой является создание условий для развития умения старшеклассников учиться на собственном опыте и опыте других обучающихся в процессе разработки проекта. Проект представляет собой деятельность одного учащегося или группы, в которой они самостоятельны и активны на протяжении всего цикла: сами придумывают и планируют работу, находят необходимые ресурсы, выполняют поставленные задачи и облекают результат работы в явную значимую форму, которая может быть представлена.
Принципы тренинговой работы:
1. Принцип активности. Активность участников тренингов носит особый характер, отличный от активности человека, слушающего лекцию или читающего книгу. На тренингах участники вовлекаются в специально разработанные действия. Это может быть проигрывание той или иной ситуации, выполнение упражнений. Задания, которые позволяют принимать в них участие всем участникам, значительно повышают эффективность занятий.
2. Принцип исследовательской (творческой) позиции. Этот принцип означает, что участники в ходе занятий осознают не только идеи, известные педагогу, ведущему занятия, но и раскрывают свои собственные ресурсы и возможности. Занятия постоянно держат в творческом напряжении, создавая условия для проживания ситуации и самостоятельной выработки собственной модели поведения.
3. Принцип объективации поведения. В ходе занятий поведение участников переводится с импульсивного на объективированный уровень.
Универсальным средством объективации поведения является обратная связь.
Методы исследования
В методической разработке использованы общенаучные методы: анализ литературных источников, описание, сравнение, обобщение.
Методы воспитания и обучения
Методы убеждения, стимулирующие (или возвратно-оценочные) методы и методы организации жизни и деятельности участников.
Убеждение представляет собой процесс логического обоснования какого-либо суждения или умозаключения. В рамках программы палитра методов убеждения разнообразна. В программе применяются четыре основные группы методов убеждения:
- информационные (когда участникам программы в готовом виде предлагаются понятия и представления о чем-либо);
- поисковые (когда участники программы совместно с педагогом включаются в поиск ответов на поставленный вопрос);
дискуссионные (когда участникам программы предлагаются различные пути решения проблем и они сами идут к правильному ответу в ходе дискуссии);
- взаимного просвещения (когда понятия о чем-либо взаимно обогащаются через различные организационные формы, реализуемые самими участниками программы.
Стимулирующие (возвратно-оценочные) методы являются сильнейшим средством воздействия на личность человека. К ним относятся: одобрение и осуждение, поощрение и наказание. Их назначение - регулировка через эмоционально-волевую сферу проявляющихся положительных и отрицательных качеств личности участника программы: стимулирование положительных и торможение отрицательных.
Методы организации жизни и деятельности участников призваны воздействовать на их поведенческо-деятельностную сферу. Их цель - научить определенным навыкам, умениям и формам поведения от простейших действий до сознательных социальных актов.
Психолого-педагогические методики, используемые на практических занятиях раздела «Саморазвитие личности»:
– психологический анализ жизненного пути;
– методика выработки жизненных планов;
– психологический тест «Оцените свою жизненную ситуацию»;
– психологический тест «Методика Рокича»;
– психологический тест «Я – концепция»;
– психологический тест «Самооценка»;
– упражнения «Слежка», «Чистка луковицы», «Приятие» (П. Ферручи);
– задача «Цепь».
– упражнения «Преодоление сомнений в своей силе», «Сильные стороны».
Материально-технические ресурсы программы
- Учебный класс, в котором есть необходимое пространство для групповой тренинговой работы (в т. ч. возможность рассадить участников тренинговой группы в рабочий круг);
- Столы (не менее 8 штук);
- Стулья (не менее 16 штук);
- Персональный компьютер педагога;
- Мультимедийная аппаратура для демонстрации видео-материалов;
- Канцтовары (бумага, ручки, папки с файлами, бланки опросников).
Основная часть
Новизна данной методической разработки заключается в использовании проблемно-диалогического подхода в обучении. Особую роль в творческом освоении знаний учащимися имеют проблемные вопросы, являющиеся необходимым структурным элементом каждого занятия. Их постановка позволяет включить учащихся в обсуждение, побудить высказать свою точку зрения, задуматься о неожиданных аспектах привычных событий или отношений (самоотношения). Выслушивая разные мнения, педагог должен поощрять активность учащихся, удерживаясь от критических замечаний и категоричных оценок. Диалогический характер обучения призван способствовать самостоятельному “открытию” различных аспектов психологических явлений и фактов; осознанию необходимости учета позиций, мнений, интересов и потребностей других людей в процессе межличностного взаимодействия, преимуществ конструктивных взаимоотношений с людьми для достижения собственных жизненных целей.
Программа включает в себя, различные формы работы, что способствует активному вовлечению подростков в учебно-воспитательный процесс и более быстрому достижению педагогических задач за счет приобретения участниками собственного опыта в игровых и тренинговых формах работы. Развитие качеств успешной личности достигается за счет коррекции личностных качеств подростков, мешающих достижению жизненного успеха (неуверенность в себе, неадекватная самооценка, агрессивность, повышенный уровень тревожности), и посредством развития стремления учащихся к личностному саморазвитию, способствующему достижению жизненного успеха (уверенность, адекватная самооценка, толерантность). При проведении практической части занятий педагог чаще выступает как организатор конструктивного общения участников, что предполагает применение навыков активного слушания, гибкости и творческого подхода.
Согласно учебному плану дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Я лидер» на реализацию шестого раздела «Саморазвитие личности» отводится 16 часов, из них на изучение теоретического материала запланировано 8 часов, на практические занятия – так же 8 часов; предусмотренные формы контроля – педагогическое наблюдение, анализ результатов деятельности учащихся.
Календарно-тематическое планирование шестого раздела дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Я лидер» представлено в выписке из тематического планирования дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Я лидер» (Таблица 1).
Таблица 1
Календарно-тематическое планирование раздела «Саморазвитие личности»
№ | Раздел, тема | Кол-во часов | ||
Планируемая дата | Фактическая дата | |||
Психологический анализ жизненного пути и методика выработки жизненных планов. Тест «Оцените свою жизненную ситуацию», упражнения. | 4 | 27.02.18 | ||
Прояснение ценностно-мотивационной сферы и ее развитие. Тест «Методика Рокича», упражнения. | 4 | 06.03.18 | ||
Самовоспитание и достижение жизненных целей. Тест «Я – концепция», «Самооценка». Упражнения «Слежка», «Чистка луковицы», «Приятие» (П. Ферручи). Задача «Цепь». | 4 | 13.03.18 | ||
Развитие уверенности в себе и коррекция агрессивных манер поведения. Упражнения «Преодоление сомнений в своей силе», «Сильные стороны». | 4 | 20.03.18 |
Методическая разработка
содержания 6. Раздела «Саморазвитие личности»
Тема 6.1. Психологический анализ жизненного пути и методика выработки жизненных планов.
Теория. Основные понятия: Жизненный план. Планирование. Определение последовательности достижения цели.
Практика. Упражнения «Идеальная модель», «Три года», «Разработка жизненного личного плана». Тест «Оцените свою жизненную ситуацию».
Тема 6.2 Прояснение ценностно-мотивационной сферы и ее развитие
Теория. Жизненные и профессиональные ценности. Подходы к классификации социальных ценностей. Потребности по Маслоу. Знание основных терминов: Ценности. Мотивация. Субличность. Потребности. Характер. Темперамент.
Практика. Упражнения «Круг субличностей», «Диалог субличностей», «Психодрама субличностей». Тест «Методика Рокича».
Тема 6.3. Самовоспитание и достижение жизненных целей.
Теория. Знание таких понятий как, воспитание, самовоспитание, направленность личности, самооценка. Принцип выполнения творческой работы «Составление путеводителя жизни».
Практика. Тест «Я – концепция», «Самооценка». Упражнения «Слежка», «Чистка луковицы», «Приятие» (П. Ферручи). Задача «Цепь».
Тема 6.4 Развитие уверенности в себе и коррекция агрессивных манер поведения.
Теория. Сильные стороны личности. Положительная самооценка. Агрессия. Виды агрессии, ее причины. Тест «Незаконченные предложения».
Практика. Упражнения «Преодоление сомнений в своей силе», «Сильные стороны», «Список претензий», «Мои слабые стороны», «Враги», «Уверенность в себе». Игры «Без маски», «Чемодан».
Заключение
Обучение по программе «Я лидер» дает возможность саморазвития как непрерывного процесса, в рамках которого учащиеся приобретают способность управлять текущими событиями, формировать хорошие и открытые отношения с другими людьми, последовательно защищать свои взгляды, излагать свою точку зрения и вести дискуссию.
В ходе занятий по тематическому разделу «Саморазвитие личности» учащиеся выявляют сильные и слабые стороны своей личности, определяют природу лидерства, изучают стратегии и методы саморазвития. Задача социального становления подростка стала особенно важна для общества. Именно молодые люди должны готовить себя к новым социальным отношениям, учиться преодолевать и разрешать конфликты в обществе, развивать общественные процессы в позитивном русле, утверждать идеи мира, добра, справедливости, совершенствоваться и саморазвиваться.
Выводы
Настоящая методическая разработка нацелена на помощь педагогическим работникам, реализующим дополнительную общеразвивающую образовательную программу «Я лидер», в педагогические задачи которых входит формирование у учащихся стремления (мотивации) и навыков саморазвития через развитие их самостоятельной познавательной деятельности (личностной рефлексии).
В методической разработке изложены описание комплекса методического фонда, включая психологический инструментарий, тематическое планирование раздела «Саморазвитие личности». Также даны рекомендации по решению педагогических задач, таких как обучение учащихся навыкам ориентации в актуальной жизненной ситуации и навыкам определения своих жизненных планов, выработки адекватной самооценки и уверенности в своих силах, развитие способности выделять признаки ценностных ориентиров окружающих и определять свои собственные личностные ценности.
Список литературы
- Адаир Д. Психология лидерства. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 352 с.
- Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М. 1993.
- Битянова Н.Р. Психология личностного роста. Практическое руководство по проведению тренинга личностного роста психологов, педагогов, социальных работников. – М.: международная педагогическая академия, 1995. – 64 с.
- Бурменская Г.В. Возрастно-психологическое консультирование. М., 1991.
- Вачков И.В. Приключения во внутреннем мире. – М.,2005.
- Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире. – М.: ВАКО, 2004. – 122 с.
- Еремин В.А. Улица – подросток - воспитатель. М., 1991.
- Жуганов А.В. Творческая активность личности: содержание, пути формирования и реализации. Л., 1991.
- Жуганов А.В. Творческая активность личности: содержание, пути формирования и реализации. Л., 2011.
- Кондратенко В.Т., Чернявская А.Г. По лабиринтам души подростка. Минск., 1991.
- Маляров Н. А. Жизненный путь человека: определение и содержание понятия // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2013. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhiznennyy-put-cheloveka-opredelenie-i-soderzhanie-ponyatiya (дата обращения: 28.11.2018).
КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/zhiznennyy-put-cheloveka-opredelenie-i-soderzhanie-ponyatiya - Мудрик А.В. Социализация и воспитание подрастающего поколения. М., 2010.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 2009.
- Смекалова Е.М. Школа лидерства. Методические рекомендации. - М., 2006.
- Титов Б. А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. СПб, 1997.
- Трегубов Б.А. Свободное время молодежи: сущность, управление. СПб., 1991.
- Тубельский А.Н. Школа самоопределения. - М., 2005.
- Холостова Е. И. Социальная работа с детьми. Учебное пособие. М., 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка раздела дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Работа над спектаклем".
Методическая разработка раздела дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Работа над спектаклем"....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА тематического планирования раздела «Саморазвитие личности» дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Я лидер»
Методическая разработка адресована педагогам дополнительного образования, реализующим дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Я лидер» (автор-разработчик Н.И. Осипова...
Методическая разработка раздела «Исполнительское мастерство» дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Игра на гитаре»
В данной методической разработке раскрыты актуальность, новизна, цели и задачи, образовательные технологии, психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения раздела "Исполнител...
Методическая разработка раздела «3D моделирование и печать на 3D принтере» к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Судомоделирование»
В настоящее время цифровые технологии мощным потоком влились в нашу жизнь. Трудно назвать другую область человеческой деятельности, которая развивалась бы так стремительно. В современном мире очень ак...
Конспект открытого занятия «Звуки и буквы в городе Фонетика» (из учебно-тематического плана 2 года обучения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Малая детская академия «Совушка»
Русский язык – великий и могучий, поэтому дети не всегда его осваивают. И здесь стоит вспомнить простое правило: «Учиться нужно весело, чтоб хорошо учиться». Обучающиеся 2 года...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Я-лидер"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Я - ЛИДЕР»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа лидера».
Для современного общества актуальна потребность в социально-активной позиции детей. Возрастные особенности старших школьников характеризуются потребностями и интересами в формировании лидерских и комм...