Ступеньки мастерства.
статья
Как развить личностность и мастера на занятиях в детских объединениях художественной направленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 44.04 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕГОРЛЫКСКИЙ ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
«СТУПЕНЬКИ МАСТЕРСТВА И ЛИЧНОСТНОГО РОСТА ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»
ВЫПОЛНИЛА:
педагог дополнительного образования Чмырь Е.В.
Родители (законные представители), заключая договор о муниципальной услуге с учреждением дополнительного образования преследовали определенные цели, это - обучение конкретному делу, развитие личностных качеств ребенка и способности к успешной социализации.
На основании Положения о мониторинге качества образовательной деятельности учреждения каждый педагог разрабатывает критерии диагностик качества образовательной деятельности на основе разработки показателей уровня знаний, учебных умений и практических (социально значимых) действий обучающихся, отражающих цели и задачи образовательной программы
В связи с этим перед МБОУ ДО Егорлыкским ЦВР стоит ряд задач направленных на повышения качества образовательного процесса. В нашем учреждении разработана «Система оценки качества результатов освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ художественной направленности» система мониторинга, которая позволяет определить уровень качества образования по программам.
С учётом возрастных, психологических особенностей учащихся на каждом этапе обучения меняются задачи дополнительного образования:
- 1-ая ступень (начальная школа): расширение познавательных возможностей детей, диагностика уровня их общих и специальных способностей, создание условий для последующего выбора дополнительного образования, т. е. своеобразная «проба сил».
- 2-ая ступень (средняя школа): формирование теоретических знаний и практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности.
- 3-я ступень (старшая школа): достижение повышенного уровня знаний, умений, навыков в избранной области, создание условий для самореализации, самоопределения личности, её профориентации.
Мониторинг образовательных результатов состоит из входного, промежуточного, итогового педагогического контроля, а диагностика личностных качеств обучающихся и портфолио достижений – отсутствует. Педагог отвечает за сбор, обработку и представление информации по каждому обучающемуся и по объединению, вносит результаты качества обучения по образовательной программе, фиксирует средний балл усвоения программы объединения в течение ее реализации.
Входная диагностика проводится на первом году обучения, ее целью является определение возможностей обучающихся для дальнейшей работы, так как в группах часто встречаются разновозрастные дети и способности и возможности обучающихся не всегда зависят от возраста.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА
1. Входная диагностика по изучению личностных качеств ребенка
Мы работаем с личностью ребенка путем изучения его интересов, способностей, мотивации и межличностных отношений в коллективе. Почему мы изучаем именно индивидуальные качества ребенка? потому что дети разные, с различными способностями, интересами, с неодинаковой мотивацией к обучению, с различным темпераментом и местом в коллективе. Задача педагога как раз и состоит в том, чтобы увидеть в ребенке эти индивидуальные особенности, зафиксировать их и, главное, развивать его способности, поощрять мотивацию и помогать ориентироваться в коллективе. Диагностическая работа по изучению творческих возможностей ребенка поможет понять его личность, развить общие и специальные способности, не дать ему затеряться в большом коллективе себе подобных.
Мотивация – это побуждения, вызывающие активность организма, определяющие ее направленность (побуждения к действию).
Обучающимся предлагается оценить по пятибалльной системе ряд мотивов.
№ п/п | Что побуждает посещать детское объединение | Уровень значимости. |
1 | Мне хочется выразить себя и утвердить свою индивидуальность (в музыке, хореографии, вокале и т.п.) | |
2 | Хочу быть культурным и развитым человеком. | |
3 | Хочу научиться: петь, танцевать, рисовать, мастерить и т.п. | |
4 | Хочу подготовиться к профессии. | |
5 | Мне хочется выступать. | |
6 | Мне нравится испытывать радость от успеха в занятиях (музыкой, танцами, рисованием и т.п.) | |
7 | Люблю узнавать новое. | |
8 | Хочу в дальнейшем продолжить профессиональное обучение по прикладному творчеству, хореографии и т.п. | |
9 | Приятно получать одобрение. | |
10 | Хочется быть лучшим (музыкантом, танцором, художником и т.п.) | |
11 | Хочу занять достойное место среди товарищей. | |
12 | Хочу занять достойное место среди музыкантов, танцоров и т.п. | |
13 | Хочу научиться новому виду деятельности. | |
14 | Люблю брать сложные задания, преодолевать трудности |
Группа мотивов.
Самовыражение | |
Самосовершенствование | |
Самоопределение | |
Эмоционального подкрепления | |
Познавательный | |
Самоутверждение (социальный) | |
практический |
Текущий контроль служит для изучения динамики освоения программного материала ребенком, личностного развития, взаимоотношений в коллективе. Помогает определиться с корректировкой ЗУН обучающихся. Лист контроля – оценки по устному опросу, протоколы промеж. И итоговой аттестации, далее графики достижений.
Итоговая диагностика – это проверка результата качества освоения обучающимися программы или ее этапа, учет изменений качеств личности каждого ребенка.
Основой мониторинга качеств личностного роста служит внеурочная, конкурсная, выставочная, социально-проектная деятельность.
Формы проведения мероприятий внеурочной деятельности, где ребенок может раскрыть и проявить свои способности:
1. Организация праздников: рождественского базара, масленичных гуляний, Дня победы, Женского дня, Дня защитника отечества и пр.
2. Организация событий, связанных с традициями образовательного учреждения: День открытых дверей, Новогодний бал, Выпускной, и пр.
3. Организация творческих конкурсов: «Х-фактор», «Минута славы», «Голос», «Мисс и мистер» и пр.
4. Выставки творческих работ, фестивали творческих идей и пр.
6. День Художественного Творчества. Цель: повысить мотивацию творческой самореализации школьников, поддержать детскую инициативу. Форма проведения: концерт, конкурс.
7. Мастер-классы
8. Организация творческих игр и театральных постановок: КВН, концерты,
ДНЕВНИК ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ
Дневник личностного развития предназначен для того, чтобы фиксировать свою внутреннюю жизнь в ее развитии. Он позволяет аккумулировать полученный жизненный опыт. Здесь вы учитесь познавать себя, работать над своими ошибками, можете заметить “холмы” и “равнины” своей жизни, где был быстрый рост, а где он затормозился, что было сделано лучше, что хуже.
Дневник – это пространство, где можно увидеть, как разворачивается процесс вашего личностного развития. Дневник личностного развития – лучший способ научиться развивать себя. Когда вы научитесь анализировать свои поступки, поведение, мысли, вы сможете управлять собой и своей жизнью. Важно датировать каждую запись, чтобы было возможно иметь ясную картину своего развития.
Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся возможностями успешного выполнения определенного вида деятельности. Специальных методик по диагностике способностей нет, а предлагаются "Критерии по определению способностей" по профилю деятельности.
Способности принято делить на общие и специальные:
Ф.И учащегося | Общие | Специальные | |
познавательные | Практические | ||
восприятие образная память | пространственное видение | художественные (поет, танцует, лепит) | |
наглядно-образное мышление | пространственные воображения | изобразительные | |
воображение | умение представлять предметы в целом | декоративно-прикладные (чувство композиции, цвета, формы) | |
музыкальные |
Для ДПТ:
- пространственное представление.
- художественное воображение.
- мыслительные операции (аналитический склад ума, самоанализ).
- чувство цвета.
- ручная умелость.
- Для художественного отдела.
- чувство ритма.
- музыкальный слух.
- музыкальная память.
- интонирование.
- работоспособность.
Примечание: педагог определяет способности детей методом наблюдения, и оценивает их по следующим критериям: высокие (В), средние (Ср), низкие (Н), выше среднего (Вср), ниже среднего (Нср).
Если у ребенка выявятся низкие способности, то педагогу предстоит индивидуальная работа по их развитию.
Интерес – эмоционально окрашенное, повышенное внимание человека к какому-либо объекту или явлению.
Интерес может быть:
- непосредственный (к самому процессу деятельности), процессу познания, труда, творчества и опосредованный (к результатам деятельности);
- пассивный (человек ограничивается восприятием интересующего объекта);
- активный (человек действует, овладевая объектом интереса, занимаясь творчеством в интересующей области);
- длительным и кратковременным.
Уровни развития интереса:
Высокий уровень
Выше среднего
Средний
Ниже среднего
Низкий.
Воспитанникам предлагается оценить по 5-ти бальной системе сферы их интересов. 1 балл – сфера не значима для учащихся, 2 балла – малозначима, 3 балла – сфера средней значимости, 4 балла – значима, 5 баллов – очень значима.
Сферы интересов:
Телевидение, радио.
Общение в семье.
Учеба.
Спорт, занятия физкультурой.
Общение с противоположным полом.
Домашний труд.
Общение с педагогом, руководителем.
Музыка.
Бизнес.
Кино.
Коллектив.
Одежда.
Самовоспитание личности.
Общение с друзьями.
Живопись, рисование, лепка и т. д.
Походы.
Экскурсии, краеведение.
МЕТОДИКА «САМООЦЕНКА ТВОРЧЕСТВА»
Цель: выявить самооценку уровня творческой активности учащихся.
Ход выполнения: необходимо оценить каждый ответ: да – 2 балла, трудно сказать – 1 балл, нет – 0 баллов.
Высказывания.
- Мне нравится создавать фантастические проекты.
- Могу представить себе то, чего не бывает на свете.
- Буду участвовать в том деле, которое для меня ново.
- Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.
- В основном стараюсь обо всем иметь свое мнение.
- Мне удается находить причины своих неудач.
- Стараюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.
- Могу обосновать: почему мне что-то нравится или не нравится.
- Мне не трудно в любой задаче выделить главное и второстепенное.
- Убедительно могу доказать свою правоту.
- Умею сложную задачу разделить на несколько простых.
- У меня часто рождаются интересные идеи.
- Мне интереснее работать творчески, чем по-другому.
- Стремлюсь везде найти такое дело, в котором могу проявить творчество.
- Мне нравится организовывать своих товарищей на интересное дело.
- Для меня очень важно, как оценивают мой труд окружающие.
ОПРОСНИК «САМООЦЕНКА ТВОРЧЕСТВА»
(раздаточный лист)
Ф.И. воспитанника ___________________________________
Дата _________________
№ вопроса | Ответы на вопросы (да, нет, трудно сказать) |
Итого: |
Уровни творческой активности:
- низкий – от 0 до 0,7 балла,
- средний – от 0,8 до 1,6 балла,
- высокий – от 1,7 до 2 баллов.
Выводы.
Потребности – это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития и выступающее источником его активности.
Диагностика по изучению потребностей.
Внимательно прочитайте каждый вопрос и отметьте ваше мнение по одной из четырех градаций:
нет
скорее "нет", чем "да"
скорее "да", чем "нет"
да
Вопросы:
В свободное время характерно ли для вас стремление быть больше с людьми?
Часто ли у вас возникает желание развлечься одним из способов: послушать музыку, почитать художественную литературу, посетить театр или пойти на выставку?
Возникает ли у вас желание участвовать в разработке и создании чего-либо нового, но не признанного?
Можете ли вы долго "просидеть" без дела?
Возникает ли у вас неудовлетворенность оттого, что ваши знания меньше, чем могли бы быть?
Обработка данных.
Высокие баллы (3, 4) свидетельствуют о потребности ребенка:
Потребность в общении
В развлечении
В творческом поиске
В деятельности
В познании нового
Анкета для родителей.
Какие общие увлечения у вас с детьми?
В каком кружке вы хотели бы, чтобы ваш ребенок занимался?
Одобряете ли вы выбор вашего ребенка?
Темперамент.
Предусматривается определение темперамента по следующей методике.
Типы темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.
Холерик | Сангвиник | Флегматик | Меланхолик |
- обидчивый - неспокойный - агрессивный - возбудимый - поддающийся настроениям -импульсивный - оптимист - активный | - общительный - открытый - разговорчивый - доступный - живой - беззаботный - любящий комфорт - инициативный | - пассивный - старательный - вдумчивый - миролюбивый - надежный - размеренный - спокойный | -раздражительный - тревожный - неподатливый - пессимист - сдержанный - необщительный |
По количеству отмеченных качеств определяется ведущий тип темперамента. Определяется методом наблюдения.
_____________________________________________________________
Индивидуальная карта отслеживания творческой деятельности обучающегося
в 20___ - 20___ учебном году
_____________________________________________________________________________________
(Фамилия, имя обучающегося)
Детское объединение ___________________________________________
(наименование детского объединения)
Педагог ___________________________________________________
(ФИО педагога дополнительного образования)
Оценка эффективности программы осуществляется педагогом в соответствии с показателями, представленными в таблице:
Показатель
Метод
1.
Результативность работы педагога по выполнению образовательных задач
- составление годового отчета;
- учет в журнале уровня усвоения образовательной программы;
- анализ деятельности по успешности выполнения каждой поставленной задачи;
- выявление причин невыполнения задач;
- персональное портфолио обучающихся;
- выводы.
2.
Динамичность освоения детьми специальных умений и навыков
- динамика уровня освоения специальных умений и навыков через наблюдение, тесты, результаты творческой деятельности и т.д.;
- сбор информации, ее оформление (анкеты, протоколы, летопись и т.д.)
3.
Сохранность детского коллектива
- учет в журнале посещаемости;
- фиксация передвижения детей (уходы, приходы);
- % отсева, анализ данных на конец учебного года
4.
Удовлетворенность родителей
- проведение родительских собраний по плану;
- анкетирование;
- индивидуальные беседы, консультации;
- привлечение родителей к подготовке и проведению выставок и конкурсов;
- анализ полученной информации.
В условиях складывающегося рынка образовательных услуг могут быть востребованы лишь образовательные услуги высокого качества. Оказать их может только профессионально компетентный педагог, умеющий анализировать результаты своей деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий концерта "По ступенькам к мастерству"
Сценарий концерта первоклассников и выпускников фортепианного отделения ДШИ "По ступенькам к мастерству"....
Проект взаимодействия с родителями «Ступеньки к мастерству»
Автор проектапреподаватель МОУ «Школа искусств»Зинченко Эмилия Михайловна ...
Программа "Ступеньки к мастерству"
Программа направлена на художественно - эстетическое воспитание детей....
Урок -конкурс "Ступеньки мастерства"
В увлекательной форме обобщить и систематизировать теоретические и практические знания по теме "Юбка"....
Открытый урок-конкурс: «Ступеньки мастерства» 8 класс (профильное обучение)
Открытый урок - конкукрс для учащихся 8 класса. Цель: проверка знаний по пройденным темам....
Разработка занятия к курсу внеурочной деятельности Раз ступенька, два ступенька
Разработка занятия к курсу внеурочной деятельности Раз ступенька, два ступенька...
ПРОЕКТ «РАЗ СТУПЕНЬКА, ДВА СТУПЕНЬКА» отделения дополнительного образования детей «ДеТвоРа» Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы№404 Колпинского района Санкт-Петербурга
Материал знакомит с проектом социального партнёрства школы и детского сада...