Рабочая программа Кружка «Безопасное колесо»
календарно-тематическое планирование
Программа курса «Безопасное колесо» разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_bezopasnoe_koleso.doc | 137 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа Кружка «Безопасное колесо»
Пояснительная записка
Программа курса «Безопасное колесо» разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах».
Актуальность
Во-первых, среди всех опасностей природного и антропогенного характера особо выделяется проблема безопасности дорожного движения. В списке причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку твердо занимает дорожно-транспортный травматизм. Каждый год свыше 20 тысяч детей в возрасте до 16 лет становятся участниками дорожно-транспортных происшествий. Количество погибших ежегодно увеличивается, свыше 80% из общего числа пострадавших детей становятся инвалидами. К сожалению, изучение Правил дорожного движения (ПДД) в курсе ОБЖ и во внеклассной работе классных руководителей в полной мере не дает положительного результата в безопасном поведении детей на дорогах. Анализ дорожно-транспортных происшествий за последние годы выявил низкий уровень подготовки участников дорожного движения, отсутствие системы непрерывной подготовки к безопасному поведению на дорогах. Программа дополнительного образования «Безопасное колесо» будет способствовать воспитанию полноценного участника дорожного движения, формированию транспортной культуры и выработку правильных навыков и привычек поведения на проезжей части.
Во-вторых, обучение школьников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве.
В-третьих, программа позволит воспитать в детях такие качества, как дисциплинированность, внимание, собранность, ответственность, осторожность, уверенность. Ведь часто именно отсутствие их у человека становится причиной дорожных происшествий
Новизна программы.
В учебных планах и регионального, и федерального уровня отсутствуют часы на изучение правильного вождения велосипеда. А ведь каждый второй школьник имеет велосипед и после самостоятельного обучения ребенок, слабо владея навыками вождения на велосипеде и практически не зная правил дорожного движения, выезжает на проезжую часть, становясь потенциально опасным водителем или потенциальной жертвой.
Данная программа подразумевает именно подготовку юных велосипедистов к безопасному движению на дороге.
Цель: создать условия для формирования личности безопасного типа.
Задачи:
- научить правилам дорожного движения и особенностям восприятия дорожной обстановки;
- обучить фигурному вождению велосипеда;
- сформировать умение безопасного поведения в различных дорожно-транспортных ситуациях;
- воспитать безопасную личность.
Принципы реализации:
- Принцип программно-целевого подхода, направленный на практический результат
- Принцип доступности знаний, их расшифровка и конкретизация с учетом особенностей познавательной деятельности
- Принцип актуализации знаний и умений, мотивированность всех ситуаций с точки зрения реальных потребностей детей данного возраста
- Принцип индивидуализации и дифференциации
- Принцип здоровьясбережения
- Принцип непрерывности
Программа рассчитана год обучения. Состав занимающихся: 15 человек, в возрасте 10-12 лет. Принимаются ребята, активно интересующиеся автомобилями, вождением велосипеда, изъявившие желание участвовать в работе по пропаганде ПДД и предупреждению дорожно-транспортного травматизма. Школьники не только обучаются сами, но и передают свои знания другим: участвуют в различных соревнованиях, в том числе «Безопасное колесо», работают с учащимися начальной школы, разрабатывают наглядные пособия, площадки для вождения велосипеда и т. п.
Время обучения – 70 часа в год.
Особенности программы.
Особенностью программы является то, что тесное взаимодействие всех участников с сотрудниками ГИБДД позволит создать условия для формирования безопасного образовательного пространства в школе и ее социальном окружении.
В программе предусмотрено обучение детей не только правилам дорожного движения (далее - ПДД), но и основам: оказания первой медицинской помощи, владения навыками коммуникативной компетенции. Детей психологически и физически готовят к принятию адекватных решений в любых ситуациях.
Кроме этого, программа представляет собой пропедевтический курс введения в автомобильное дело, которое учащиеся школы будут изучать в старших классах.
Программа имеет четкую практическую направленность.
На занятиях, общаясь друг с другом и с педагогом, обучающиеся:
• овладевают знаниями по ПДД, этике поведения на дороге;
• участвуют в повседневной жизни коллектива;
• получают знания, непосредственно относящиеся к охране жизни и здоровья;
• привлекаются к участию в пропаганде ПДД среди детей и подростков.
Работа проводится в форме теоретических и практических занятий.
В теоретическую часть входит: изучение правил дорожного движения с применением проблемного раздаточного материала, макета проезжей части, а также с использованием образовательных программ в классе информационно-коммуникационных технологий.
Практическая часть: вождение велосипеда, фигурное вождение велосипеда, преодоление на велосипеде различных препятствий, экскурсии к проезжей части, оказание доврачебной медицинской помощи.
Учебно-тренировочное занятие строится с учетом психологических, физиологических особенностей детей: первая часть занятий включает изучение теоретического материала, вторая часть – двигательную нагрузку (вождение велосипеда). В учебно-тренировочном занятии учащиеся используют личные велосипеды.
Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья обучающихся.
На занятиях (тренировках) используются командный (групповой), индивидуальный (личный) и игровой (развлекательный) методы работы.
Занятия проводятся в соответствии с планом с использованием различных методов. К ним относятся:
- Словесный метод (беседа, сообщение задач, описание упражнения, движения, объяснение, анализ ситуаций, словесные оценки).
- Метод демонстрации (наглядные пособия – журналы, фото, таблицы, карточки, дорожные знаки, кассеты, а также личный пример).
- Метод разучивания упражнений (по элементам, по частям, в целом виде).
- Тестирование.
Обучение на занятиях должно базироваться на взаимосвязанных дидактических принципах сознательности, активности, систематичности, постепенности, наглядности, доступности и индивидуализации.
Обязательно предусматривается медико-психологическое сопровождение, предполагающее:
• медицинский контроль школьных врачей (2 раза в год);
• психолого-педагогическую диагностику школьным психологом.
Закончив данный курс дети уверенно будут чувствовать себя на проезжей части.
Ожидаемые результаты
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По окончании курса у 100% учащихся сформирована личность безопасного типа.
Учащиеся должны овладеть: базовыми знаниями: виды транспортных средств, права и обязанности участников дорожного движения, элементы проезжей части, средства организации и регулирования дорожного движения, применение аварийной сигнализации, расположение транспортных средств на проезжей части, скорость движения, обгон и встречный разъезд, остановка и стоянка транспортных средств, проезд перекрестков, пешеходные переходы и места остановки транспортных средств, движение через железнодорожные пути, движение по автомагистралям, движение в жилых зонах, приоритет маршрутных средств, пользования внешними приборами и звуковыми сигналами, буксировка механических транспортных средств, требования к движению велосипедов и мопедов, как оказывать первую доврачебную помощь.
Учащиеся должны уметь: фигурно водить велосипед, преодолевать на велосипеде естественные и искусственные препятствия, оказывать на первую доврачебную помощь.
Полученные результаты позволяют оценивать состояние образовательного процесса, развитие воспитательного процесса, прогнозировать новые достижения.
Процесс развития контролируется путем сравнения исходных, текущих и итоговых показателей физического развития обучающихся по годам обучения, согласно поставленным целям и задачам.
Целесообразно после проведения занятий предоставить возможность ребятам самостоятельно оценить свою работу на уроке, проставив в клеточку экрана самоконтроля напротив своей фамилии значки красного, желтого или зеленого цветов, соответственно, для обозначения хороших, удовлетворительных и неудовлетворительных результатов.
Учебно-тематический план
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
| |
|
| |
|
|
|
Содержание теоретического блока
«Правила дорожного движения»
- Транспортные средства
- Виды транспортных средств.
- Участники дорожного движения
- Водитель. Обязанности водителя
- Пешеход. Обязанности пешехода
- Пассажиры. Обязанности пассажиров
- Дороги и их элементы, прилегающие территории, перекрестки, населенные пункты
- Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения
- Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки.
- Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках. Населенные пункты
- Средства организации и регулирования дорожного движения
- Дорожные знаки. Предупреждающие знаки
- Дорожные знаки. Знаки приоритета
- Дорожные знаки. Предписывающие знаки
- Дорожные знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации
- Случаи, когда значения временных дорожных знаков противоречат указаниям стационарных знаков. Дорожная разметка и ее характеристики. Горизонтальная разметка
- Случаи, когда значение временных дорожных знаков и линий временной разметки противоречат значениям линий постоянной разметки. Вертикальная разметка. Светофорное регулирование. Значение круглых сигналов светофора выполненных в виде стрелок. Пешеходные светофоры для велосипедистов. Светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды
- Распределение приоритета между участниками дорожного движения.Главная и второстепенная дороги. «Правило правой руки»
- Действие водителя при запрещающим сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика. Приоритет транспортных средств, подающих специальные сигналы. Транспортные средства, оборудованные маячками синего или синего и красного цвета и специальным звуковым сигналом. Транспортные средства, оборудованные маячками желтого или оранжевого цвета. Транспортные средства, оборудованные маячками бело- лунного цвета и специальным звуковым сигналом
- Применение аварийной сигнализации. Применение знака аварийной остановки
- Применение аварийной сигнализации.
- Применение знака аварийной остановки.
- Начало движение, маневрирование
- Сигналы, подаваемые перед началом движения, остановкой и при маневрировании. Въезд на прилегающие территории и выезд с них. Перестроение транспортных средств
- Повороты, развороты и движение задним ходом. Расположение на проезжей части перед поворотом или разворотом. Траектория движения при повороте на перекрестках. Поворот налево и разворот вне перекрестка
- Место, где запрещен поворот. Место, где запрещен поворот. Движение задним ходом. Полоса торможения и разгона
- Расположение транспортных средств на проезжей части
- Число полос движения. Двустороннее движение по дорогам с четырьмя и более полосами. Двустороннее движение по дорогам с тремя полосами движения. Дороги, на которых водители обязаны вести транспортные средства по возможности ближе к правому краю проезжей части
- Дороги, на которых водители имеют право двигаться по наиболее удобной для них полосе. Расположение транспортных средств при интенсивном движении. Выезд на левую полосу с тремя и более полосами движения в данном направлении
- Расположение на проезжей части тихоходных транспортных средств. Движение безрельсовых транспортных средств по трамвайным путям. Особенности движения транспортных средств по дорогам без разделительной полосы на дорогах с реверсивным движением
- Движение транспортных средств по тротуарам, обочинам и пешеходным дорожкам. Интервал и дистанция
- Скорость движения
- Общие правила выбора скорости движения.
- Максимальная разрешенная скорость движения транспортных средств.
- Обгон и встречный разъезд
- Обгон. Подготовка к обгону. Техника выполнения обгона. Участки дорог, на которых обгон запрещен
- Встречный разъезд. Встречный разъезд на равнинных участках дорог. Встречный разъезд на уклонах обозначенных знаками 1.13 и 1.14
- Остановка, стоянка, вынужденная остановка
- Виды прекращения движения. Преднамеренное прекращение движения. Технологическое (служебное) прекращение движения. Вынужденная остановка. Выбор места для преднамеренного прекращения движения
- Подготовка к преднамеренному прекращения движения. Преднамеренное прекращение движения на левой стороне дороги. Преднамереннее прекращение движения на тротуаре
- Места, где остановка запрещена. Места, в которых стоянка запрещена
- Проезд перекрестков
- Определение регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Общие правила проезда перекрестков. Регулируемые перекрестки
- Проезд перекрестков, движением на которых управляет регулировщик. Проезд перекрестков со светофорным регулированием
- Преимущество трамваев на регулируемых перекрестках. Нерегулируемые перекрестки. Нерегулируемые перекрестки неравнозначных дорог. Нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог
- Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств
- Проезд пешеходных переходов. Проезд мест остановок маршрутных транспортных средств. Проезд мимо транспортных средств, предназначенного для перевозки детей
- Движение через железнодорожные пути
- Приближение к железнодорожному переезду. Места прекращения движения в случаях, когда движение через переезд запрещено. Вынужденная остановка на железнодорожном переезде
- Движение по автомагистралям
- Въезд на автомагистрали и выезд с них. Особенности маневрирования на автомагистралях. Прекращение движения на автомагистрали
- Движение в жилых зонах . Приоритет маршрутных транспортных средств
- Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами
- Пользование внешними световыми приборами. Внешние световые приборы транспортных средств. Темное время суток и условия недостаточной видимости. Правила пользования внешними световыми приборами. Пользование звуковыми сигналами
16.Буксировка механических транспортных средств
- Общие правила и способы буксировки. Случаи запрещение буксировки
17.Дополнительные требования к движению велосипедов и мопедов
- Решение ситуационных билетов
Содержание теоретического блока «Основы доврачебной медицинской помощи»
- Понятие о травмах и объеме первой помощи. Раны и кровотечение.
- Травматический шок.
- Синдром длительного сдавливания.
- Правила наложения повязок.
- Закрытые травмы.
- Повреждение головы и лица.
- Повреждение груди.
- Повреждение органов брюшной полости.
- Повреждение позвоночника.
- Повреждение конечностей.
- Электротравма. Ожоги. Отморожение.
- Искусственное дыхание и наружный массаж сердца.
Содержание практического блока
- Общая физическая подготовка
- Вождение велотранспортных средств
- Фигурное вождение велосипеда
- Преодоление на велосипеде естественных препятствий
- Преодоление на велосипеде искусственных препятствий
- Основы оказания первой доврачебной помощи
4. Подготовка к соревнованиям, конкурсам, участию в акциях по пропаганде безопасного движения .
Материально-техническое обеспечение
|
|
|
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
Велосипеды
Литература: | 2 шт |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
Содержание деятельности образовательных учреждений по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. | Экзаменационные билеты для водителей категории «А», «В», 2009 год |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление команды на конкурсе "Безопасное колесо" (ПДД)
С данным выступлением команда защищала плакат по безопасности дорожного движения. Материал частично взят из газеты "Добрая дорога детства"....
Безопасное движение. Гимн команды-участницы проекта "Безопасное колесо"
Песня победила в номинации "Визитка", исполняется на мотив песни "Трус не играет в хоккей"...
Методическая разработка внеурочного занятия по основе безопасности и жизнедеятельности. Тема: "Безопасное колесо"
Методическая разработка внеурочного занятия по ОБЖ...
Организация и проведение оборонно-спортивных и туристских игр "Зарница" , соревнований "Школа безопасности" и "Безопасное колесо" в Калининском районе Санкт-Петербурга и их влияние на формирование безопасной образовательной среды школы.
Статья об особенностях проведения и организации игр "Зарница", соревнований "Школа безопасности" и "Безопасное колесо" и построении работы со школами и с учащимися, заним...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Безопасное колесо"
Прогармма охватывает всю структуру воснитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения, включает в себя работу с детьми, их родителями, педагогами школы и сотрудничество с работника...
Организация и проведение оборонно-спортивных и туристских игр "Зарница" , соревнований "Школа безопасности" и "Безопасное колесо" в Калининском районе Санкт-Петербурга.
Статья об особенностях организации проведения оборонно-спортивной игры "Зарница" , соревнований "Школа безопасности", "Безопасное колесо". Организация работы с обра...