Рабочая программа Кружка «Безопасное колесо»
календарно-тематическое планирование

Овцинова Елена Борисовна.

Программа курса «Безопасное колесо» разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_bezopasnoe_koleso.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа  Кружка «Безопасное колесо» 

Пояснительная записка

Программа курса «Безопасное колесо» разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах».

Актуальность 

Во-первых, среди всех опасностей природного и антропогенного характера особо выделяется проблема безопасности дорожного движения. В списке причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку твердо занимает дорожно-транспортный травматизм. Каждый год свыше 20 тысяч детей в возрасте до 16 лет становятся участниками дорожно-транспортных происшествий. Количество погибших ежегодно увеличивается, свыше 80% из общего числа пострадавших детей становятся инвалидами. К сожалению, изучение Правил дорожного движения (ПДД) в курсе ОБЖ и во внеклассной работе классных руководителей в полной мере не дает положительного результата в безопасном поведении детей на дорогах. Анализ дорожно-транспортных происшествий за последние годы выявил низкий уровень подготовки участников дорожного движения, отсутствие системы непрерывной подготовки к безопасному поведению на дорогах. Программа дополнительного образования «Безопасное колесо» будет способствовать воспитанию полноценного участника дорожного движения, формированию транспортной культуры и выработку правильных навыков и привычек поведения на проезжей части. 

Во-вторых, обучение школьников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве. 

В-третьих, программа позволит воспитать в детях такие качества, как дисциплинированность, внимание, собранность, ответственность, осторожность, уверенность. Ведь часто именно отсутствие их у человека становится причиной дорожных происшествий

Новизна программы.

В учебных планах и регионального, и федерального уровня отсутствуют часы на изучение правильного вождения велосипеда. А ведь каждый второй школьник имеет велосипед и после самостоятельного обучения ребенок, слабо владея навыками вождения на велосипеде и практически не зная правил дорожного движения, выезжает на проезжую часть, становясь потенциально опасным водителем или потенциальной жертвой. 

Данная программа подразумевает именно подготовку юных велосипедистов к безопасному движению на дороге.

Цель: создать условия для формирования личности безопасного типа.

Задачи:

  • научить правилам дорожного движения и особенностям восприятия дорожной обстановки; 
  • обучить фигурному вождению велосипеда; 
  • сформировать умение безопасного поведения в различных дорожно-транспортных ситуациях; 
  • воспитать безопасную личность. 


Принципы реализации:

  • Принцип программно-целевого подхода, направленный на практический результат
  • Принцип доступности знаний, их расшифровка и конкретизация с учетом особенностей познавательной деятельности
  • Принцип актуализации знаний и умений, мотивированность всех ситуаций с точки зрения реальных потребностей детей данного возраста
  • Принцип индивидуализации и дифференциации
  • Принцип здоровьясбережения
  • Принцип непрерывности


Программа рассчитана год обучения. Состав занимающихся: 15 человек, в возрасте 10-12 лет. Принимаются ребята, активно интересующиеся автомобилями, вождением велосипеда, изъявившие желание участвовать в работе по пропаганде ПДД и предупреждению дорожно-транспортного травматизма. Школьники не только обучаются сами, но и передают свои знания другим: участвуют в различных соревнованиях, в том числе «Безопасное колесо», работают с учащимися начальной школы, разрабатывают наглядные пособия, площадки для вождения велосипеда и т. п.

Время обучения – 70 часа в год. 

Особенности программы.

Особенностью программы является то, что тесное взаимодействие всех участников с сотрудниками ГИБДД позволит создать условия для формирования безопасного образовательного пространства в школе и ее социальном окружении.

В программе предусмотрено обучение детей не только правилам дорожного движения (далее - ПДД), но и основам: оказания первой медицинской помощи, владения навыками коммуникативной компетенции. Детей психологически и физически готовят к принятию адекватных решений в любых ситуациях.

Кроме этого, программа представляет собой пропедевтический курс введения в автомобильное дело, которое учащиеся школы будут изучать в старших классах.

Программа имеет четкую практическую направленность.

На занятиях, общаясь друг с другом и с педагогом, обучающиеся:

•     овладевают знаниями по ПДД, этике поведения на дороге;

•     участвуют в повседневной жизни коллектива;

•     получают знания, непосредственно относящиеся к охране жизни и здоровья;

•     привлекаются к участию в пропаганде ПДД среди детей и подростков.

Работа проводится в форме теоретических и практических занятий. 

В теоретическую часть входит: изучение правил дорожного движения с применением проблемного раздаточного материала, макета проезжей части, а также с использованием образовательных программ в классе информационно-коммуникационных технологий. 

Практическая часть: вождение велосипеда, фигурное вождение велосипеда, преодоление на велосипеде различных препятствий, экскурсии к проезжей части, оказание доврачебной медицинской помощи.

Учебно-тренировочное занятие строится с учетом психологических, физиологических особенностей детей: первая часть занятий включает изучение теоретического материала, вторая часть – двигательную нагрузку (вождение велосипеда). В учебно-тренировочном занятии учащиеся используют личные велосипеды. 

Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья обучающихся.

На занятиях (тренировках) используются командный (групповой), индивидуальный (личный) и игровой (развлекательный) методы работы.

Занятия проводятся в соответствии с планом с использованием различных методов. К ним относятся:

  • Словесный метод (беседа, сообщение задач, описание упражнения, движения, объяснение, анализ ситуаций, словесные оценки).
  • Метод демонстрации (наглядные пособия – журналы, фото, таблицы, карточки, дорожные знаки, кассеты, а также личный пример).
  • Метод разучивания упражнений (по элементам, по частям, в целом виде).
  • Тестирование.


Обучение на занятиях должно базироваться на взаимосвязанных дидактических принципах сознательности, активности, систематичности, постепенности, наглядности, доступности и индивидуализации.

Обязательно предусматривается медико-психологическое сопровождение, предполагающее:

•       медицинский контроль школьных врачей (2 раза в год);

•       психолого-педагогическую диагностику школьным психологом.

Закончив данный курс дети уверенно будут чувствовать себя на проезжей части.

Ожидаемые результаты


Стабильно получаемые результаты


Используемые способы диагностики


1. Общаясь друг с другом и с педагогом, обучающиеся овладевают специальной терминологией, познают текущую жизнь коллектива


1. Тестирование, работа с индивидуальными карточками по ПДД


2. Приобретение знаний по технике безопасности и жизненно важным гигиеническим навыкам


2. Анкетирование по теоретическим знаниям и правилам техники безопасности и личной гигиены


3. Усвоение правил: дорожного движения и оказания доврачебной медицинской помощи


3. Проведение конкурсов, викторин по ПДД, медицине


4. Формирование интереса к регулярным занятиям велоспортом, повышение спортивного мастерства


4. Оценка посещаемости занятий в велогородке, автогородке, "Школе ГИБДД"; участие в школьных и городских соревнованиях "Безопасное колесо"


5. Овладение двигательными умениями и навыками, улучшение физической подготовки, повышение культурного уровня


5. Проведение тестовых испытаний по возрастным оценочным нормативам и определение физического уровня развития


 


По окончании курса у 100% учащихся сформирована личность безопасного типа.


Учащиеся должны овладеть: базовыми знаниями: виды транспортных средств, права и обязанности участников дорожного движения, элементы проезжей части, средства организации и регулирования дорожного движения, применение аварийной сигнализации, расположение транспортных средств на проезжей части, скорость движения, обгон и встречный разъезд, остановка и стоянка транспортных средств, проезд перекрестков, пешеходные переходы и места остановки транспортных средств, движение через железнодорожные пути, движение по автомагистралям, движение в жилых зонах, приоритет маршрутных средств, пользования внешними приборами и звуковыми сигналами, буксировка механических транспортных средств, требования к движению велосипедов и мопедов, как оказывать первую доврачебную помощь.

Учащиеся должны уметь: фигурно водить велосипед, преодолевать на велосипеде естественные и искусственные препятствия, оказывать на первую доврачебную помощь.

Полученные результаты позволяют оценивать состояние образовательного процесса, развитие воспитательного процесса, прогнозировать новые достижения.

Процесс развития контролируется путем сравнения исходных, текущих и итоговых показателей физического развития обучающихся по годам обучения, согласно поставленным целям и задачам.

Целесообразно после проведения занятий предоставить возможность ребятам самостоятельно оценить свою работу на уроке, проставив в клеточку экрана самоконтроля напротив своей фамилии значки красного, желтого или зеленого цветов, соответственно, для обозначения хороших, удовлетворительных и неудовлетворительных результатов.


                                   Учебно-тематический план


Тема


Количество часов


  


Теория 


Практика 


Транспортные средства 


1 час 


  


Участники дорожного движения 


1 часа 


  


Дороги и их элементы, прилегающие территории, перекрестки, населенные пункты 


1 часа 


  


Средства организации и регулирования дорожного движения 


2 часов 


  


Применение аварийной сигнализации. Применение знака аварийной остановки 


1 часа 


  


Начало движение, маневрирование 


2 часа 


  


Расположение транспортных средств на проезжей части 


2 часа 


  


Скорость движения 


1 час 


  


Обгон и встречный разъезд (2 часа). 


1 часа 


  


Остановка, стоянка, вынужденная остановка 


1 часа 


  


Проезд перекрестков 


3 час 


  


Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств. 


1 час 


  


Движение через железнодорожные пути 


1 час 


  


Движение по автомагистралям (1 час). 


1 час 


  


Движение в жилых зонах 


0,5 часа 


  


Приоритет маршрутных транспортных средств 


0,5 час 


  


Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами 


1 час 


  


Буксировка механических транспортных средств 


0,5 часа 



Дополнительные требования к движению велосипедов и мопедов 


0,5 часа 


  


Решение ситуационных билетов 


4 часов 



Основы доврачебной медицинской помощи


4 часа


6 часа


Фигурное вождение велосипеда 


  


10 часов 


Преодоление на велосипеде естественных препятствий 


  


10 часов 


Преодоление на велосипеде искусственных препятствий 



5 часов 


Общая физическая подготовка



5 часов


Участие в акциях по пропаганде безопасного движения



4 часов





  
Итого: 70 часа


30 часа 


40 часов 







Содержание теоретического блока

«Правила дорожного движения»

  1. Транспортные средства 
  • Виды транспортных средств. 
  1. Участники дорожного движения 
  • Водитель. Обязанности водителя 
  • Пешеход. Обязанности пешехода 
  • Пассажиры. Обязанности пассажиров 
  1. Дороги и их элементы, прилегающие территории, перекрестки, населенные пункты 
  • Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения 
  • Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки. 
  • Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках. Населенные пункты 
  1. Средства организации и регулирования дорожного движения 
  • Дорожные знаки. Предупреждающие знаки 
  • Дорожные знаки. Знаки приоритета 
  • Дорожные знаки. Предписывающие знаки 
  • Дорожные знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации 
  • Случаи, когда значения временных дорожных знаков противоречат указаниям стационарных знаков. Дорожная разметка и ее характеристики. Горизонтальная разметка 
  • Случаи, когда значение временных дорожных знаков и линий временной разметки противоречат значениям линий постоянной разметки. Вертикальная разметка. Светофорное регулирование. Значение круглых сигналов светофора выполненных в виде стрелок. Пешеходные светофоры для велосипедистов. Светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды 
  • Распределение приоритета между участниками дорожного движения.Главная и второстепенная дороги. «Правило правой руки» 
  • Действие водителя при запрещающим сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика. Приоритет транспортных средств, подающих специальные сигналы. Транспортные средства, оборудованные маячками синего или синего и красного цвета и специальным звуковым сигналом. Транспортные средства, оборудованные маячками желтого или оранжевого цвета. Транспортные средства, оборудованные маячками бело- лунного цвета и специальным звуковым сигналом 
  1. Применение аварийной сигнализации. Применение знака аварийной остановки 
  • Применение аварийной сигнализации. 
  • Применение знака аварийной остановки. 
  1. Начало движение, маневрирование 
  • Сигналы, подаваемые перед началом движения, остановкой и при маневрировании. Въезд на прилегающие территории и выезд с них. Перестроение транспортных средств 
  • Повороты, развороты и движение задним ходом. Расположение на проезжей части перед поворотом или разворотом. Траектория движения при повороте на перекрестках. Поворот налево и разворот вне перекрестка 
  • Место, где запрещен поворот. Место, где запрещен поворот. Движение задним ходом. Полоса торможения и разгона 
  1. Расположение транспортных средств на проезжей части 
  • Число полос движения. Двустороннее движение по дорогам с четырьмя и более полосами. Двустороннее движение по дорогам с тремя полосами движения. Дороги, на которых водители обязаны вести транспортные средства по возможности ближе к правому краю проезжей части 
  • Дороги, на которых водители имеют право двигаться по наиболее удобной для них полосе. Расположение транспортных средств при интенсивном движении. Выезд на левую полосу с тремя и более полосами движения в данном направлении 
  • Расположение на проезжей части тихоходных транспортных средств. Движение безрельсовых транспортных средств по трамвайным путям. Особенности движения транспортных средств по дорогам без разделительной полосы на дорогах с реверсивным движением 
  • Движение транспортных средств по тротуарам, обочинам и пешеходным дорожкам. Интервал и дистанция 
  1. Скорость движения 
  • Общие правила выбора скорости движения. 
  • Максимальная разрешенная скорость движения транспортных средств. 
  1. Обгон и встречный разъезд 
  • Обгон. Подготовка к обгону. Техника выполнения обгона. Участки дорог, на которых обгон запрещен 
  • Встречный разъезд. Встречный разъезд на равнинных участках дорог. Встречный разъезд на уклонах обозначенных знаками 1.13 и 1.14 
  1. Остановка, стоянка, вынужденная остановка 
  • Виды прекращения движения. Преднамеренное прекращение движения. Технологическое (служебное) прекращение движения. Вынужденная остановка. Выбор места для преднамеренного прекращения движения 
  • Подготовка к преднамеренному прекращения движения. Преднамеренное прекращение движения на левой стороне дороги. Преднамереннее прекращение движения на тротуаре 
  • Места, где остановка запрещена. Места, в которых стоянка запрещена 
  1. Проезд перекрестков 
  • Определение регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Общие правила проезда перекрестков. Регулируемые перекрестки 
  • Проезд перекрестков, движением на которых управляет регулировщик. Проезд перекрестков со светофорным регулированием 
  • Преимущество трамваев на регулируемых перекрестках. Нерегулируемые перекрестки. Нерегулируемые перекрестки неравнозначных дорог. Нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог 
  1. Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств 
  • Проезд пешеходных переходов. Проезд мест остановок маршрутных транспортных средств. Проезд мимо транспортных средств, предназначенного для перевозки детей 
  • Движение через железнодорожные пути 
  • Приближение к железнодорожному переезду. Места прекращения движения в случаях, когда движение через переезд запрещено. Вынужденная остановка на железнодорожном переезде 
  1. Движение по автомагистралям 
  • Въезд на автомагистрали и выезд с них. Особенности маневрирования на автомагистралях. Прекращение движения на автомагистрали 
  1. Движение в жилых зонах . Приоритет маршрутных транспортных средств 
  2. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами 
  • Пользование внешними световыми приборами. Внешние световые приборы транспортных средств. Темное время суток и условия недостаточной видимости. Правила пользования внешними световыми приборами. Пользование звуковыми сигналами 

16.Буксировка механических транспортных средств 

  • Общие правила и способы буксировки. Случаи запрещение буксировки 

17.Дополнительные требования к движению велосипедов и мопедов 

  1. Решение ситуационных билетов 



Содержание теоретического блока «Основы доврачебной медицинской помощи»

  1. Понятие о травмах и объеме первой помощи. Раны и кровотечение.
  2. Травматический шок. 
  3. Синдром длительного сдавливания. 
  4. Правила наложения повязок. 
  5. Закрытые травмы. 
  6. Повреждение головы и лица. 
  7. Повреждение груди. 
  8. Повреждение органов брюшной полости. 
  9. Повреждение позвоночника. 
  10. Повреждение конечностей. 
  11. Электротравма. Ожоги. Отморожение. 
  12. Искусственное дыхание и наружный массаж сердца. 


                      Содержание практического блока

  1. Общая физическая подготовка 
  2. Вождение велотранспортных средств 
  • Фигурное вождение велосипеда 
  • Преодоление на велосипеде естественных препятствий 
  • Преодоление на велосипеде искусственных препятствий 
  1. Основы оказания первой доврачебной помощи 

                4. Подготовка к соревнованиям, конкурсам, участию в акциях по                            пропаганде безопасного движения .

 


                               Материально-техническое обеспечение





Наличие



Количество



Аптечка 


2 шт. 



Инвентарь по фигурному вождению велосипеда 


1 комплект 



Спортивный зал 




Спортивная площадка 




Магнитные знаки правил дорожного движения 


1 комплект 



Экзаменационные билеты для приема теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категорий «А» и «Б» 


2 комплектов 



Комментарий к экзаменационным билетам «А», «В» 


2 комплектов 

Велосипеды 

                                                                         

                                                        Литература:

2 шт



Для учителя



Для детей


Правила дорожного движения. Общероссийский проект «Безопасность дорожного движения». А.П.Алексеев, Москва, 2009


Правила дорожного движения. А.П.Алексеев, Москва, 2009


Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Методическое пособие, Третий Рим, Москва, 2007


Основы безопасности жизни деятельности. 5-6 классы. А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Просвещение, Москва, 2008


Основы безопасности жизни деятельности. 5-6 классы. А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Просвещение, Москва, 2008


Дорожная безопасность. Рабочие тетради. В рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», Третий Рим, Москва, 2007


Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. Третий Рим, Москва, 2007


Азбука спасения при дорожно-транспортных происшествиях. Москва, 2005


Читаем, учимся, играем. Журнал-сборник сценариев для библиотек и школ. 2007-2008 года.


Словарь дорожных знаков. С.Эйгель, Москва, 2002


Газета «Педсовет», № 4, 2008

Приложение к газете № 12, 2007, № 2, 2009


Личная безопасность. Энциклопедия для детей. Аванта +, Москва, 2002


Безопасность дорожного движения. 5-9 классы. Учебно-наглядное пособие для учащихся. Рыбин А.Л., Хренников Б.О., Маслов М.В., Просвещение, Москва, 2008


Правила и безопасность дорожного движения. Н.Я.Жульнев, Дрофа, 2008

Содержание деятельности образовательных учреждений по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Экзаменационные билеты для водителей категории «А», «В», 2009 год




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление команды на конкурсе "Безопасное колесо" (ПДД)

С данным выступлением команда защищала плакат по безопасности дорожного движения. Материал частично взят из газеты "Добрая дорога детства"....

Безопасное движение. Гимн команды-участницы проекта "Безопасное колесо"

Песня победила в номинации "Визитка", исполняется на мотив песни "Трус не играет в хоккей"...

Организация и проведение оборонно-спортивных и туристских игр "Зарница" , соревнований "Школа безопасности" и "Безопасное колесо" в Калининском районе Санкт-Петербурга и их влияние на формирование безопасной образовательной среды школы.

Статья об особенностях проведения и организации игр "Зарница", соревнований "Школа безопасности" и "Безопасное колесо" и построении работы со школами и с учащимися, заним...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Безопасное колесо"

Прогармма охватывает всю структуру воснитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения, включает в себя работу с детьми, их родителями, педагогами школы и сотрудничество с работника...

Организация и проведение оборонно-спортивных и туристских игр "Зарница" , соревнований "Школа безопасности" и "Безопасное колесо" в Калининском районе Санкт-Петербурга.

Статья об особенностях организации проведения оборонно-спортивной игры "Зарница" , соревнований "Школа безопасности", "Безопасное колесо".  Организация работы с обра...