Организация и проведение оборонно-спортивных и туристских игр "Зарница" , соревнований "Школа безопасности" и "Безопасное колесо" в Калининском районе Санкт-Петербурга.
методическая разработка по обж
Статья об особенностях организации проведения оборонно-спортивной игры "Зарница" , соревнований "Школа безопасности", "Безопасное колесо". Организация работы с образовательными учреждениями и с учащимися занимающимися в детских объединениях по программам Районного опорного ценра по безопасности дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Статья будет полезна для воспитательной службы ОУ.
Авторский коллектив: Круглов С.А. - методист ГБУ ДО ДДТ РЦ ПДДТТ и БДД, Юрчак Н.Н. педагог дополнительного образования ГБУ ДО ДДТ РЦ ПДДТТ и БДД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_igr_na_obrazovatelnuyu_sredu.doc | 284.5 КБ |
Презентация по обеспечению УМК к образовательным программам | 2.7 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Дом детского творчества Калининского района
Организация и проведение
оборонно-спортивных и туристских игр «Зарница»,
соревнований «Школа безопасности» и «Безопасное колесо»
в Калининском районе Санкт-Петербурга и их влияние
на формирование безопасной образовательной среды школы.
Авторский коллектив:
Круглов С.А., методист ГБУ ДО ДДТ Калининского района Санкт-Петербурга;
Малышев С.В., методист по гражданскому и патриотическому воспитанию ГБУ ДО ДДТ Калининского района Санкт-Петербурга;
Юрчак Н.Н., педагог дополнительного образования ГБУ ДО ДДТ Калининского района Санкт-Петербурга.
Санкт-Петербург
2014 год
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы» определила основные пути развития системы патриотического воспитания граждан, ее основные компоненты, цели и задачи. Основной целью было создание системы патриотического воспитания, а главной задачей - формирование у граждан РФ высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание граждан. В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» военно-патриотическое воспитание составляет основу обязательной подготовки граждан к военной службе. В Калининском районе этому вопросу уделяется большое внимание. Благодаря совместным усилиям администрации района, отдела образования, военного комиссариата, муниципальных советов и методической службе ГБОУ ДОД ДДТ работа по подготовке граждан к военной службе в районе находится на высоком уровне. Удалось сохранить педагогические кадры в образовательных учреждениях преподавателей-организаторов ОБЖ, отвечающих за подготовку учащихся по основам военной службы. Это позволило заниматься подготовкой к военной службе в каждом образовательном учреждении.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы», разработанная в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан РФ, явилась продолжением государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 – 2010 годы». Основной целью Программы стало совершенствование системы патриотического воспитания, ее нормативно-правовой и организационно-методической базы, повышение качества патриотического воспитания. Для достижения этой цели предусмотрен комплекс программных мероприятий. Одно из направлений этого комплекса – проведение оборонно-спортивных игр и соревнований.
Значение оборонно-спортивных игр и соревнований для формирования безопасной образовательной среды очень велико. Современному школьнику, получившему большой объем теоретических знаний в области безопасности жизнедеятельности, для их устойчивого закрепления и формирования умений и навыков безопасного поведения не хватает практики. Без практических занятий, без игр и соревнований все полученные знания быстро забываются. Важную роль в этом деле играет дополнительное образование детей. В настоящее время расширяется сеть отделений дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях. Создаются новые учебные группы, реализующие образовательные программы, направленные на развитие практических навыков в области безопасности жизнедеятельности и безопасности дорожного движения. Такие образовательные программы, как «Зарничка» и «Дорожная азбука» для начальной школы, «Зарница», «Город. Транспорт. Пешеход» и «Дорожный патруль» для средней и старшей школы, помогают ребятам окрепнуть и физически, и психологически, сделать их более устойчивыми к влиянию вредных и опасных факторов как окружающей среды, так и социальной среды.
Воспитание и обучение в процессе работы с обучающимися осуществляется как единое целое, но во внеклассной работе воспитание преобладает. Через воспитание идет обучение. Занятия по изучению Правил дорожного движения и патриотическому воспитанию позволяют обучающимся не только приобретать основные знания и умения в области безопасности дорожного движения, жизни и здоровья, обороны государства, но и воспитывать культуру поведения на дороге и повседневной жизни. А это является самым важным для безопасности жизни детей.
В современном мире вопрос безопасной образовательной среды и культуры поведения в целом достаточно актуален. Слишком много появилось примеров для подражания, которые не пропагандируют истинные жизненные ценности, прививая не те ценностные ориентиры и формируя негативные стереотипы поведения. Родители в повседневной житейской суете зачастую не уделяют этому должного внимания, не служат своим детям положительным примером для подражания, нарушая ПДД прямо на глазах собственных детей или совершая неправильные, опасные действия вместе с ними. Поэтому большая роль в воспитании культуры поведения на дороге и безопасной образовательной среды принадлежит педагогам. Необходимо воспитать культуру поведения подрастающего поколения в безопасной образовательной среде детских учреждений. Дети — наше будущее общество, а каким будет это общество – зависит от того, какие стереотипы поведения и нравственные ценности лягут в основу жизненных позиций подрастающего поколения.
В работе с обучающимися на дополнительных занятиях крайне важно уделять внимание воспитанию поведенческих качеств на ряду с обучением основам Правил дорожного движения и безопасности жизнедеятельности. Главное сформировать навыки, которые в будущем в стрессовых и неожиданных ситуациях будут автоматически побуждать действовать наилучшим образом в рамках культуры поведения на дороге и повседневной жизни.
Как же построить работу с обучающимися так, чтобы привить стойкий интерес и достичь главных целей: безопасность жизни и сопутствующая этому культура поведения участника дорожного движения и личности безопасного типа? Для достижения этих взаимосвязанных целей педагогам дополнительного образования нужно стремиться воспитать культуру поведения у ребят так, чтобы, «взрощенные ростки поведения» стали их частью личности. Культура мыслей, поступков, всего поведения должны перейти на подсознательный уровень. Совершить неправильный поступок – значит противоречить личности, уничтожить, сломить себя! Вот, что должно быть в сознании подрастающего поколения!
Как же дать детям все необходимое и привить, воспитать нужные качества и поведение так, чтобы они сами захотели изучать вопросы безопасности дорожного движения и основ безопасности жизнедеятельности, а в последствие изменили бы трагическую ситуацию культуры на дороге и других несчастных случаев? Такую работу удобно осуществлять на внеклассных занятиях с детьми, т.к. такие занятия не предполагает отметок, не вызывая страха и негатива. Удобно строить работу на формировании интереса и познавательной активности посредством самых разнообразных средств и методов: игровых программ, компьютерных и видеоматериалов, игр, конкурсов, побуждая обучающихся к желанию узнавать новое, иметь четкую цель в применении знаний для безопасности жизни.
Это непростая работа! Идеальным, способом достижения этого результата может быть «незаметное обучение». «Незаметное обучение», как «каша из топора»; ингредиенты для каши используются все необходимые, а топор лишь отвлекает внимание. Обучающие занятия – это удобная форма работы для воспитания культуры поведения на дороге и личности безопасного типа, т.к. она незаметно привлекает интерес и внимание ребят. Внеклассное занятие не предполагает отметок, которые подчиняют себе ребенка, влияют на его настроение, поведение, отношение к нему взрослых, родителей и сверстников, что влияет на психику ребенка, делая его уязвимым. Чтобы ребята хотели заниматься в детском объединении – нужно вызывать у них стойкое желание приходить на дополнительные занятия, а значит, ребенку на этих занятиях должно нравиться, ведь наша цель – его безопасность и будущее общество, живущее в рамках культуры поведения на дороге и безопасной образовательной среды в детском учреждении.
Педагогу надо стремиться создавать атмосферу психологического комфорта, поощряя за выполненные задания, за активность, ответы и интересные вопросы. Это успокаивает ребят, не вселяет негатив, а при правильной работе с коллективом создает мотивацию и интерес. Как воспринимают обучающиеся такие занятия? «Сделал – молодец, получи картинку с дорожным знаком или «звездочку» или какой-нибудь другой символ; не сделал – не страшно, захочешь – сделаешь, и я тебя порадую». Это стимулирует, детям очень хочется работать и получать картинки, им интересно! Только положительные эмоции, никаких порицаний за ошибки или невыполненные задания и главное – отсутствие отметок! За определенное количество картинок обучающийся получают картинку по тематике ПДД или ОБЖ на тетрадь. Это небольшое украшение отличает его тетрадь от остальных, что делает его особенным! А кто не хочет быть особенным? Возникает эффект соревнования! Каждый раз наклеивается новый рисунок и – дети хотят узнать, а какой рисунок будет дальше, так поддерживается интерес и на этом уровне. Кроме того, во время занятий уместно использовать «принцип сериала»: заканчивать на самом интересном месте, интригуя к следующему занятию, предлагается какое-то необходимое задание, важное для следующего занятия; в общем, занятие не заканчивается точкой, только запятая или вопрос, а еще лучше многоточие!
На такие дополнительные занятия дети пойдут с удовольствием. Когда на тетрадках появляется все больше картинок по тематике ПДД или ОБЖ и возникает желание получить еще больше, приходит осознание, что для этого надо слушать, узнавать, интересоваться. Мотивы пока внешние, но постепенно от внешних мотивов обучающиеся переходят к внутренним! Ребенку постепенно становится уже не так важно получить картинку, а просто интересно, хочется рассказать, поделиться информацией с другими, что-то нарисовать, сделать поделку, найти книжку и т.п.
В конце учебного года для подкрепления интереса и подготовки к новому году, хорошо использовать эмоциональное подкрепление. Таким подкреплением являются специальные значки за окончание периода обучения. Значки вручаются всем ребятам с привнесением ощущения, что это очень ценные награды. Это помогает детям не потерять интерес к занятиям за период летних каникул и настроить их на новый учебный год. За каждый год ребята получают новый вид значков, которые символизируют их труд в обучении вопросам ПДД или ОБЖ и напоминают о полученных знаниях, а также о том, что надо применять теорию на практике. Постепенно дети начинают коллекционировать значки, что еще больше поддерживает интерес. Ведь разнообразные значки можно получить и за участие в различных игровых мероприятиях и конкурсах, районных игровых программах и соревнованиях. Увидев такие значки, другие дети обычно интересуются, что это и с чем связано. Рассказывая о значках, ребята рассказывают и о занятиях, о запомнившихся знаниях. Незаметно для самих себя дети пропагандируют культуру поведения пешехода, пассажира и водителя, патриота и гражданина, личности безопасного типа. Как известно, лучше всего получается что-то донести, если об этом говорят близкие люди, знакомые, которым доверяешь!
Конечно, не обойтись без совместной работы с родителями, которые также влияют на нормы воспитанности и культуры поведения своего ребенка, безопасную образовательную среду. Создание для родителей рекомендаций, памяток, привлечение к делам по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и безопасности жизнедеятельности, патриотическому воспитанию одно из важных направлений работы. К сожалению, при занятости современных родителей не всегда бывает возможно организовать непосредственную работу с ними. В этом случае сами обучающиеся являются связующим звеном, побуждая родителей принимать участие в воспитании культурных участников дорожного движения, граждан и патриотов. Придя домой, ребята чаще всего рассказывают родителям о своем дне, и, конечно же, о занятиях, как части прожитого дня! Занятия приносят радость, дарят спокойствие, повышают самооценку, поэтому ребята рассказывают о них эмоционально, весело и охотно делятся полученной информацией. Выйдя с родителями на улицу или находясь дома, дети попадают в практическою среду для применения знаний, полученных на занятиях. Само собой у них возникнет желание рассказывать о своих знаниях и демонстрировать умения родителям. Конечно же, это не остается незамеченным родителями, и ребята получают от родителей похвалу, что подкрепляет интерес к занятиям. Это вызывает желание рассказать на занятиях, как им было приятно, что родители заметили, как много нового и полезного они узнали! Желание показать родителям свои знания и навыки автоматически побуждает детей действовать по правилам и постепенно это правильное и безопасное поведение становится привычным, а затем станет частью личности внутри безопасной образовательной среды и в школе и дома. Вполне возможно, что и родители, глядя на своего ребенка будут воздерживаться от нарушений Правил и будут действовать безопасно. Постепенно, медленно, но верно, происходит изменение и воспитание культуры поведения самого ребенка, его семьи, окружения, а значит общества.
Образовательные программы осуществляются неразрывно с игровыми образовательными программами в районе. Это способствует большему практическому применению полученных знаний и умений, закреплению интереса, полученного в ходе занятий в детских объединениях.
В районном опорном центре по безопасности дорожного движения (РОЦ БДД) Калининского района усилиями педагогов-организаторов Богдановой Л.И., Бернадкевич Н.Н., Марочкиной Л.Г. и методистами Астаховой С.Ю., Кругловым С.А. разработаны и проводятся следующие разноплановые и разновозрастные обучающие игровые программы: «Игровой калейдоскоп по ПДД», театрализованные игровые программы «В лучах светофора», «В стране Светофории».
Игра, основанная на совместной творческой деятельности детей, обладает обучающими и воспитательными, коммуникативными и развивающими свойствами, формирует у обучающихся новые знания, закрепляет навыки и умения, полученные на занятиях по изучению Правил дорожного движения. Игровая программа позволяет участникам игры достигнуть определённых развивающих целей по безопасному поведению как участнику дорожного движения.
«Игровой калейдоскоп по ПДД». Игровая программа, включающая в себя варианты заданий разного уровня сложности и подготовленности обучающихся. Такой подход к созданию программы позволяет сотрудникам нашего центра быстро перестраивать задания в зависимости от возраста и подготовленности пришедших на игру детей. Программа востребована в районе, не только среди обучающихся, но и среди учителей и родителей. Перед игрой необходимо получить информацию о контингенте обучаемых детей, его специфики: уровня подготовленности (теоретической и практической) по изучению ПДД, возраста и ценностных ориентацией полученных в школе. Полученную информацию об участниках игры необходимо учесть при подготовке дидактического и материально-технического обеспечения игрового процесса. Исходя из возрастных особенностей участников, необходимо обратить особое внимание, на предполагаемый приоритет деятельностного подхода к процессу обучения, и развитие у детей широкого комплекса общих знаний и предметных умений, овладение способами деятельности, формирующими познавательную, информационную, и коммуникативную компетентности в безопасном поведении участника дорожного движения. Для эффективного осуществления цели и задач игровой программы в РОЦ БДД имеется хорошая материально-техническая база (мультимедийные доски, проекторы, тренажёры с ПЭВМ обеспечением, напольный и настольный комплекты игры «Дорожная азбука», набор тренажеров «Безопасное колесо», модель перекрёстка со светофорами, велосипеды, самокаты, скейты и другое оборудование) и соответствие возрастным особенностям участников разнообразный дидактический материал.
I. Подготовка к игре
На первом этапе формируется тема игры на конкретных и точных формулировках связанных с ПДД например: тема «Грамотный пешеход». Тема может предполагать как однозначный сценарий игры, так и множественность вариантов, но в рамках единого замысла, т.е. в нашем случае формирование безопасного поведения и предупреждение ошибок и нарушений детей в дорожных ситуациях.
На втором этапе формируются учебные цели игры, где конкретизируется, какой материал предполагает закрепить данная игра, к каким подходам и методам предполагается мотивировать интерес участников (например: цель пропаганда Правил дорожного движения среди обучающихся 1-5 классов, предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма).
На третьем этапе дается характеристика исходной обстановки игрового комплекса, которая включает в себя характеристику места проведения игры, (расположение кабинетов, а если на местности, то расположение этапов (станций), условия (правила) игры.
На четвертом этапе уточняется состав, численность участников игры, их роли и возможности взаимодействия в группе. Здесь же оговаривается система стимулирования активности и интереса участников проводимой игры (награждение лучших и всех участников).
На пятом этапе прорабатывается и уточняется сценарий игры, в рамках которого расписывается процедура ее проведения, используемый дидактический материал, характер размещения участников в кабинетах и на местности, временные границы игры.
«Игровой калейдоскоп по ПДД»
I.Этап. Тема: «Грамотный пешеход». Если дети уже участвовали в игре, то мы усложняем задания, исходя из имеющего опыта участника, и тема может звучать так «Пешеход как участник дорожного движения».
II. Этап. Цель: пропаганда Правил дорожного движения среди обучающихся 1-5 классов, предупреждение ДДТТ. Задачи:
1. формирование у участников игры знаний о дорожных знаках как регулировщиках дорожного движения;
2. формирование знаний и умений безопасного движения по дороге (как ходить по загородной дороге и переходить ее);
3. учатся понимать сигналы светофоров и регулировщиков;
4. повторение основных требований ПДД для пешеходов.
III. Этап. Место проведения: при плохой погоде и зимой в помещениях дома детского творчества, при хорошей погоде на площадках в Пионерском парке. Уточняется название этапов (станций) и время нахождения при выполнении заданий.
IV. Этап. Условия проведения игры: Перед игрой обучающиеся разбиваются на 3 команды. Им вручается маршрутный листы в виде круга соответствующего трём цветам светофорного регулирования. Игра проводится в форме круговой эстафеты. Каждая команда участник, получив; маршрутный лист, должен пройти от 3х-6 этапов. На каждом этапе он выполняет те или иные задания, соответствующие требованиям для пешехода в Правилах дорожного движения и получают пазл с элементом ретро автомобиля. По окончанию игры пазлы складывают всей командой и получают картинку ретро автомобиля.
V. Этап. Прорабатывается и уточняется сценарий игры в соответствии с возрастом и подготовленности будущих участников, в рамках которого расписывается процедура ее проведения игра по станциям или соревнование, время нахождения команды на станции(этапе), используемый дидактический материал, характер размещения участников в кабинетах и на местности, временные границы игры.
Оборудование и дидактический материал для обеспечения игрового процесса:
1. Настольная и напольная игра «Дорожная азбука»;
2. Самокаты -2 шт.;
3.Пазлы «Дорожные знаки»;
4.Наборы плакатов и картинок на тему дорожных ситуации;
5.Презентации по ПДД;
6.Пазл с изображение ретро автомобиля
7.Другое оборудование и дидактический материал соответствующий возрасту и подготовленности участников игры.
II. Проведение игры
На этой стадии подробно описывается зафиксированная в общем виде в сценарии процедура с конкретными рекомендациями или правилами поведения для каждого участника, их групп и игроков вместе. В зависимости от жесткости сценария инструкции участникам могут быть как обязывающими, так и рекомендательными.
Ход игры: «Игровой калейдоскоп по ПДД»
Основные этапы соревнований:
1-й этап. Викторина по Правила дорожного движения Проверка знаний основ Правил дорожного движения в форме ответов на вопросы. Максимальное количество баллов - 10. По выполнению задания команда получает пазл от ретро автомобиля. На данном этапе, возможно, использовать презентацию с интерактивном кроссвордом или викториной.
2-й этап. «Трасса»
Вождение велосипеда, самоката по трассе с использованием дорожных знаков из комплекта «Дорожная азбука» (спортивный зал или ровная площадка на улице)
Участникам предлагается:
1.Проехать между расставленными на разном расстоянии друг о друга несколькими конусами с дорожным и знаками и проезжая мимо дорожных знаков выполнять действия указанием рукой поворота.
2. «Качели» — проехать «качели».
3. «Желоб» - участники должны проехать по деревянному «желобу».
4. «Пешеходный переход» - участник, подъезжая к пешеходному переходу, должен приподнять переднее колесо! велосипеда и проехать через брусок, не касаясь его передним колесом.
5. «Сложи слово - регулировщик» участник после прохождения трассы выбирает карточку с буквой и должен укрепить ее на планшете.
3-й этап. «Дорожные знаки» Знаки для водителя велосипедиста и пешехода.
Перед участниками игры выкладываются знаки дорожного движения, относящиеся к велосипедистам и пешеходам. Участник должен назвать знак и группу, к которой данный знак относится. (для опытных участников 4-5классы)
Дорожные знаки:
1. Пересечение с велосипедной дорожкой. (Предупреждающий знак.)
2. Велосипедная дорожка. (Предписывающий знак.)
3. Движение без остановки запрещено. (Знак приоритета.)
4. Движение направо. (Предписывающий знак.)
5. Движение на велосипедах запрещено. (Запрещающий знак).
6. Пешеходная дорожка. (Предписывающие знаки)
7. «Дети» (Предупреждающие знаки)
8. Пешеходный переход (Знаки особых предписаний)
9. Подземный пешеходный переход. (Информационный знак)
10. Пункт первой медицинской помощи. (Знаки сервиса)
Усложнение для будущих участников соревнований «Безопасное колесо», «Юный велосипедист» это презентация или картинки по проезду перекрестков и т.п.
4-й этап. «Станция технического обслуживания» Устройство велосипеда.
1. Тест на устройство велосипед.
2.Усложнение для будущих участников соревнований «Безопасное колесо», «Юный велосипедист» - это надуть колесо или снять и установить заднее колесо велосипеда и т.п.
5-й этап. «Автодилер» Марки автомобилей.
1. Нужно назвать марки автомобилей;
2. Устройство автомобиля (основные элементы);
3. Собрать из пазлов картинку автомобиля (на время);
4. Разгадать филфорд с марками автомобилей.
6-й этап. «Тайна дорожной страны»
1. Разгадывание тематических кроссвордов, ребусов, названий дорожных знаков и т.п.
III. Подведение итогов игры
1. Участники игры собирают из пазлов ретро автомобиль, им предлагают оценить в игровой форме на экране магнитными смайликами свое участие и понравившиеся этапы игры. В заключении все участники получают светоотражающие значки, тематические газеты и буклеты по безопасности дорожного движения. Руководители напоминают ребятам о соблюдении ПДД для пешеходов.
2. Все руководители этапов игры собираются и обсуждают итоги.
Это очень важная стадия любой игры, для которой необходимо предусмотреть время. При подведении итого важно не только дать общую оценку всем участникам и отметить успехи и промахи участников игры. В заключение игры следует обязательно получить от участников их собственную (критическую) оценку или отзыв от игры, ее организации и предложений по ее совершенствованию (особенно от воспитателей). Это поможет уже в следующей игре избежать допущенных недостатков. Здесь возможно подготовить заранее тест или лист ватмана, экран игры, где участники в интерактивной форме выразят свою оценку игре.
Театрализованные игровые программы рассчитаны в основном на младших школьников, где герои любимых мультиков действуют в сказочном мире создавая положительную мотивацию и интерес участников игры в изучении элементов ПДД. Театрализация в обучающей игре требует особого мастерства от руководителей и специальный реквизит. Тем ни мене данный вид игровой деятельности хорошо воспринимается детьми.
Обязательным условием реализации образовательных программ является проведение в образовательном учреждении больших соревнований, требующих длительной подготовки — это оборонно-спортивные и туристские игры «Зарница», соревнования «Школа безопасности» и «Безопасное колесо». Проведение таких игр и соревнований в школе позволяет охватить 100% обучающихся, отработать по элементам и в целом любые сложные вопросы, связанные с безопасностью детей, сохранением их жизни и здоровья.
В соответствии с современными требованиями в Калининском районе Санкт-Петербурга была создана система проведения оборонно-спортивных и туристских игр «Зарница», соревнований «Школа безопасности» и «Безопасное колесо». Она включает в себя несколько этапов:
- самый массовый – школьный тур, проведение соревнований в образовательных учреждениях района (сентябрь-октябрь);
- соревнования в муниципальных округах – окружной тур (ноябрь-январь);
- участие лучших команд округов в районном туре (февраль-апрель);
- направление команд-победителей на финал игр «Зарница» и соревнований «Школа безопасности» Северо-Запада России (май), соревнований «Безопасное колесо» (сентябрь).
Параллельно команды имеют возможность повышать свое мастерство на городских стартах, на которых идет активное обучение всех участников соревнований. Организатором этих соревнований в Санкт-Петербурге является Центр гражданского и патриотического воспитания ГБОУ ДОД ДООТЦ СПб «Балтийский берег». Благодаря усилиям работников городского центра были созданы районные центры в основном при Домах творчества. Совместная работа этих центров привела к активизации работы в муниципальных округах по гражданскому и патриотическому воспитанию молодежи, профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и безопасности дорожного движения. Муниципальные советы все больше и больше уделяют внимания образовательным учреждениям округов, интересуются их планами, оказывают посильную помощь, проводят совместные мероприятия. Постепенно муниципальные округа становятся окружными центрами воспитания молодежи. Этому процессу будут способствовать смотры-конкурсы на лучшую организацию работы по гражданскому и патриотическому воспитанию подрастающего поколения и по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и безопасности дорожного движения среди образовательных учреждений Санкт-Петербурга в 2013-2014 учебном году. По результатам конкурсов будут определены лучшие муниципальные округа в районе и в городе. Добиться высоких результатов можно будет лишь при тесном взаимодействии всех заинтересованных сторон. Прежде всего, это касается образовательных учреждений района и муниципального округа. Чем разнообразнее и интереснее построена воспитательная работа в школе, тем легче работать и сотрудничать с ней. Когда школа «замыкается» в себе, не интересуется тем, что происходит за ее стенами, успехов в воспитании ждать не приходится.
Играя в «Зарницу» и в «Безопасное колесо», ребята закаляют свою волю и характер, развиваются физически и духовно, готовят себя к защите Отечества. Таких ребят становится все больше. Около 5 тысяч ребят приняли участие в игре «Зарница» и в соревнованиях «Безопасное колесо» в Калининском районе в прошедшем учебном году. Лучшие и самые сильные команды района и муниципальных округов, пройдя все туры, достойно выступили на финале игр «Зарница-2013» и в финале регионального этапа Всероссийского конкурса юных инспекторов движения «Безопасное колесо-2012», завоевав 9 призовых командных мест. Потенциал наших команд достаточно высокий. Они заняли 12 четвертых и пятых мест. Кому-то не хватило секунды, балла до призового места. Слова великого русского полководца А.В. Суворова «Тяжело в ученье – легко в бою» должны стать нашим девизом!
Школьный тур.
При проведении соревнований образовательные учреждения района руководствуются следующими нормативными документами:
- План работы отдела образования администрации района на новый учебный год.
- План работы образовательного учреждения по патриотическому воспитанию учащихся на новый учебный год.
- Приказ директора образовательного учреждения о проведении в ОУ игры «Зарница», соревнований «Школа безопасности» и «Безопасное колесо».
- Положение о проведении школьного тура игры «Зарница», соревнований «Школа безопасности» и «Безопасное колесо».
- Методические рекомендации при проведении школьного тура игры «Зарница», соревнований «Школа безопасности» и «Безопасное колесо».
Участниками соревнований в основном являются учащиеся 4 – 10 классов. В отдельных ОУ проводятся соревнования и для начальной школы («Зарничка» и «Безопасное колесо» ГБОУ СОШ № 71, 121, 128, 138, 145, 150, 156, 186). Виды соревнований определяет образовательное учреждение, при этом обязательными являются: смотр строя и песни, операция «Защита», конкурс «Страницы истории Отечества», «Дорога без опасности».
Соревнования проходят в различных формах: игра по станциям, слеты, поэтапное проведение соревнований на базе воинских частей, военных ВУЗов и других образовательных учреждений.
Окружной (муниципальный) тур.
При проведении соревнований образовательные учреждения, расположенные на территории муниципального округа, дополнительно к перечисленным документам руководствуются Положением о проведении окружного (муниципального) тура. Каждый округ разрабатывает свое положение о проведении соревнований на основании районного положения. К обязательным соревнованиям добавляются операция «Меткий стрелок», соревнования санитарных постов и «Дорога без опасности».
Активное участие в организации и проведении соревнований принимают депутаты муниципальных советов. Они являются постоянными участниками семинаров и совещаний с руководителями команд игры «Зарница», работают в составе жюри при проведении конкурсов и соревнований. Соревнования «Безопасное колесо» проводятся совместно с ОГИБДД и ВОА Калининского района.
Проведение соревнований освещается в муниципальных газетах, в радиопрограммах и на ТВ. Подведение итогов становится настоящим праздником в округе для участников соревнований и творческих коллективов, выступающих на этом празднике. Почетными гостями этих праздников всегда являются ветераны войны и труда. Это позволяет укреплять связь поколений. Организация таких праздников стала доброй традицией в округах благодаря помощи и постоянной заботе муниципальных советов, которые по сути стали народными.
Районный тур.
Основным документом, регламентирующим организацию и проведение районного тура игры «Зарница», является распоряжение главы администрации района, которое утверждает Положение о проведении игр, состав организационного комитета и координационного совета, смету расходов. При этом в состав координационного совета входят представители всех муниципальных советов района.
Районный тур стартует в период проведения месячника оборонно-массовой работы, посвященного Дню защитника Отечества. В это время проводятся смотр строя и песни, операция «Меткий стрелок» и конкурс «Страницы истории Отечества». Традиционно строевой смотр и исторический конкурс проводятся в средней общеобразовательной школе № 145, в которой обучаются кадетские классы оборонно-спортивного профиля. Строевая подготовка здесь находится на высоком уровне. Плановые занятия по строевой подготовке проводят офицеры Военной академии связи. Обычным школьникам есть на кого равняться. Соревнования по стрельбе и по разборке-сборке автомата проводит средняя общеобразовательная школа № 136, в которой сохранился стрелковый тир. Эта школа является активным участником оборонно-спортивных и туристских соревнований в районе и городе, а также организатором окружного тура МО «Прометей».
Участниками соревнований согласно Положения являются победители окружных туров. Это позволяет оптимизировать порядок проведения соревнований по количеству участников и по возможности организаторов соревнований принять всех участников. Это правило способствует усилению борьбы за лидерство в округах. Борьба идет за каждую секунду, балл, очко. Команды участвуют в 11-ти видах соревнований: «Смотр строя и песни», «Страницы истории Отечества», «Меткий стрелок», «Разборка-сборка автомата», «Сильные и ловкие», «С песней по жизни», «Защита», «Санитарные посты», «Дороги без опасности», «Туристская полоса» и «Пожарная полоса». Соревнования «Дороги без опасности» проводит районный опорный центр по безопасности дорожного движения (РОЦ БДД), который является структурным подразделением Дома детского творчества Калининского района. Соревнования по туризму проводит туристский отдел ДДТ. Соревнования на пожарной полосе организует 1 отряд пожарной охраны на базе 34-й пожарной части. Этим соревнованием завершается районный тур. Участников соревнований всегда ждут призы и сладкие подарки.
Существует понятие «человек безопасного типа» - это человек, не причиняющий своим поведением вреда своей жизни и здоровью, и также жизни и здоровью окружающих. Наша работа с ребятами по созданию безопасной образовательной среды должна помочь воспитать их такими людьми и сделать будущее общество людей безопасного типа.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
У М К
Учебно-методический комплекс и его компоненты - это совокупность систематизированных материалов, необходимых для осуществления образовательного процесса, обеспечивающих успех обучающихся в познавательной, творческой, коммуникативной и других видах деятельности. должны: предусматривать логически последовательное изложение учебного материала дополнительной общеобразовательной программы; предполагать использование современных методов и технических средств, позволяющих обучающимся глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его использованию на практике; соответствовать современным научным представлениям в предметной области; обеспечивать межпредметные связи; обеспечивать простоту использования УМК для педагогов и обучающихся.
Федеральный закон Российской Федерации №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации// Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 №172б-р № 315, от 20.04.2015 г. № 374, от 30.06.2015 г. № 652 в 02.11.2015 № 1184 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года // Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательной организации дополнительного образования детей"// Постановление Главного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года// Постановление Правительства РФ от 4.10.2000 №751 Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г., № 06 – 1844). ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Утверждены Постановлением Совета Министров Правительством РФ, С изменениями и дополнениями в соответствии с Постановлениями Правительства РФ от 02.04.2015 г. Локальные акты: Устав учреждения, Правила внутреннего распорядка, Инструкции и другие нормативно-правовые документы. 1. Нормативно-правовой компонент
Рекомендуемая структура УМК включает в себя 4 компонента - ( Компоне́нт (от лат. componens, родительный падеж componentis — составляющий ) — составная часть, элемент чего-либо). Структура УМК 1. Нормативно-правовой компонент «Общеобразовательная программа» 2. Учебно-методический компонент 3. Воспитательный компонент 4. Компонент результативности Образовательная программа должна соответствовать Примерным требованиям к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания детей и социальной поддержки Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844). 1 2 3 4
Из чего состоит УМК? Нормативно-правовой компонент Учебно-методический компонент Воспитательный компонент Компонент результативности " Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ Образовательная программа Д олжна соответствовать Примерным требованиям к программам дополнительного образования детей (Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г., № 06 – 1844). и другие документы учебно-методические пособия; средства обучения; систему организации деятельности. Организация воспитательных мероприятий Информационные материалы о коллективе Материалы по работе с родителями методики диагностики результативности ; Р езультаты тестирования; анкеты; грамоты; программки выступлений. концерты
2. Учебно-методический компонент для педагога и обучающихся включает в себя: - дидактический материал: (раздаточный материал для обучающихся (рабочие тетради, бланки тестов и анкет, бланки диагностических и творческих заданий, карточки с заданиями, шаблоны и трафареты, объекты живой и неживой природы, фотографии, инструкционные карты, технологические карты), наглядные пособия (таблицы, графики, объемные модели, тренажеры и др.). - учебные и методические пособия: видеоматериалы (видеолекции, научно-популярные фильмы, видеозаписи занятий, мероприятий и др.); электронные средства образовательного назначения (компьютерные программные средства, виртуальные лекции по темам, демонстрационные модели, слайдовые презентации, индивидуальные задания, видео-каталог, аудио-каталог и др.) - исследовательские работы учащихся - конспекты занятий(открытого, контрольного, итогового и т.д.) - информационный и справочный материалы, научную, специальную и методическую литературу каталоги, памятки, инструкции -методические рекомендации, методические разработки -тематические папки диагностические методики : тесты, сборники заданий и упражнений и т.п., - материалы по использованию в образовательном процессе социокультурной среды Санкт-Петербурга
3. Компонент результативности включает в себя: - индивидуальные образовательные маршруты(творческий дневник, дневник достижений, зачётная книжка спортсмена, рабочая папка обучающегося и т.д.) - анкеты для детей и родителей - вопросники - результаты тестирования - портфолио - дипломы и грамоты - отзывы - публикации - программки выступлений и приглашения - и т.п.
4. Воспитательный компонент включает в себя: - сценарии праздников - летопись коллектива - информационные материалы о коллективе(буклеты, реклама, статьи и т.п.) - творческие отчеты - фотоальбомы - видеоматериалы - сайт коллектива в сети Интернет - материалы по работе с родителями (планы проведения родительских собраний, анкеты, совместные мероприятия и т.п.) - памятки и т.п.
Алгоритм создания УМК 1 . Маркетинг и маркетинговые исследования о предоставлении данного продукта (услуги) на рынке образовательном услуг. 2. Разработка образовательной программы. 3. Определение цели и задач разработки УМК. 4. Подбор информационного и методического материала. 5. Анализ и отбор информационного и методического материала. 6. Систематизация материала (в соответствии с учебно-тематическим планом и формами проведения занятий). 7. Создание тематических папок. 8. Разработка недостающих видов тематической продукции. 9. Систематизация учебно-методического комплекса. 10. Внедрение учебно-методического комплекса в практику. 11. Корректировка учебно-методического комплекса 12. Обобщение и создание авторских разработок.
В учебном отделе РОЦ БДД реализуются следующие программы: 1. Дополнительная общеобразовательная программа «ГРАМОТНЫЙ ПЕШЕХОД»; 2. Дополнительная общеобразовательная программа «ДОРОЖНАЯ АЗБУКА»; 3. Дополнительная общеобразовательная программа «ГОРОД. ТРАНСПОРТ. ПЕШЕХОД»; 4. Дополнительная общеобразовательная программа «ДОРОЖНЫЙ ПАТРУЛЬ»; 5. Дополнительная общеобразовательная программа «ЮНЫЙ ВОДИТЕЛЬ»; 6. Дополнительная общеобразовательная программа «ЮНЫЙ ИНСПЕКТОР ДВИЖЕНИЯ».
ПДД
Учебный кабинет №1 Учебный кабинет № 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание электронного информационно-методического ресурса ЦВР Калининского района Санкт-Петербурга «Академический»
Одним из основных вопросов методической службы ЦВР «Академический» является построение, реализация и функционирование модели единого информационно-методического образовательного пространства учр...
Создание электронного информационно-методического ресурса ЦВР Калининского района Санкт-Петербурга «Академический»
Одним из основных вопросов методической службы ЦВР «Академический» является построение, реализация и функционирование модели единого информационно-методического образовательного пространства учр...
История и культура Санкт-Петербурга. Урок «75 лет моей школы, история в фотодокументах». Калугина Светлана Александровна, учитель истории и обществознания. ГБОУ СОШ № 514 Калининского района Санкт-Петербурга
В 2014 году ГБОУ СОШ № 514 г. Санкт-Петербурга отметила свой 75-летний юбилей. В юбилейные для школы дни целесообразно было на уроках истории культуры Санкт-Петербурга, связать ист...
Проект "Петербург. Культура. Слово" проекты ГБОУ СОШ №184 Калининский район Санкт-Петербург
Для участия в открытой исторической городской игре я приняла решение выставить 3 команды: 5а- "Знатоки", 5б- "Мыслители", 8б- "Путешественники". Мы участвовали первый раз! Было интересно, любознательн...
Информационно-методическое сопровождение оценки качества образования в образовательных организациях Калининского района Санкт-Петербурга
Данная статья посвящена вопросам информационно-методического сопровождения комплекса мероприятий, направленных на повышение качества образования.Ключевые слова: система оценки качества образовани...
Организация и проведение оборонно-спортивных и туристских игр "Зарница" , соревнований "Школа безопасности" и "Безопасное колесо" в Калининском районе Санкт-Петербурга и их влияние на формирование безопасной образовательной среды школы.
Статья об особенностях проведения и организации игр "Зарница", соревнований "Школа безопасности" и "Безопасное колесо" и построении работы со школами и с учащимися, заним...
Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса (Мясникова С.Л., методист ГБУ ЦДЮТТ Колпинского района Санкт-Петербурга)
Методичесские рекомендации предназначены для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений, школ, учреждений дополнительного образования: воспитателей, педагогов дополнительного обра...