Моторная и психическая асимметрия
материал (5, 6, 7 класс)
Описание моторной и психической асимметрий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motornaya_i_psihicheskaya_asimmetrii.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Моторная асимметрия
Моторной асимметрией называют совокупность признаков неравенства рук, ног, мышц правой и левой половины туловища и лица.
К.Л. Хилов (1952) приводит данные о продолжительности нистагма при вращении вправо (преимущественно раздражение левого лабиринта) и при вращении влево (преимущественно раздражение правого лабиринта). Явного превалирования одного из симметричных вестибулярных органов не выявлено: асимметрия часто менялась по знаку и распределялась справа и слева почти поровну.
Однако под влиянием тренировки может появляться устойчивая односторонняя асимметрия. Так В. Староста (1963) наблюдал, что фигуристы, имеющие «свою» привычную сторону вращения неодинаково реагировали на вращение в «свою» «чужую» сторону – в первом случае вестибулярная устойчивость повышалась (отклонение при ходьбе по прямой становилась меньше, чем до вращения), а во втором случае – снижалась (отклонения при ходьбе увеличивались).
Врожденные асимметрии могут значительно видоизменяться под влиянием многолетней спортивной тренировки. Направленность изменений зависит от симметричности выполняемых действий. При систематическом выполнении преимущественно односторонних упражнений происходит преобладающее развитие ведущей конечности и усиление асимметрии. Различия во функциях правой и левой конечности нарастают, обуславливая в определенных пределах рост достижений спортсмена.
Психическая асимметрия
В понятие психических асимметрий включают нарушение симметрии собственно психических процессов. Психосенсорные процессы, связанные с чувственным познаванием внешнего и внутреннего мира, соотносят с функциями правого полушария и психомоторные процессы, связанные с абстрактно-логическим познанием, речевой регуляции движений и двигательными асимметриями, связывают с функциями левого полушария.
Исследованиями установлено, что клинические синдромы, связанные с поражениями головного мозга, у праворуких и леворуких различны. Например: при повреждении правого полушария правшей наблюдается синдром «замедления времени»: в момент приступа больные испытывают ощущение замедления времени, им кажется, что помещение уменьшается в размерах, движения окружающих людей становятся медленными, соматическое «я» растворяется в пространстве. При поражении левого полушария головного мозга у леворуких наблюдается синдром зеркальности: больной начинает писать справа налево инвертированными буквами (яркий тому пример – Леонардо да Винчи и Льюис Керролл); пациент воспринимает окружающее пространство перевернутым на 180 градусов, иногда больные говорят, что предвосхищают событие, которое сейчас произойдет и могут описать ту ситуацию, которая развернется в будущем.Таким образом, был сделан вывод: восприятие времени пространства тесно связаны друг с другом, как у правшей, так и у левшей. В связи с этим восприятие времени и пространства определяется термином пространственно-временной континуум. Анализ клинических синдромов больных с поражениями головного мозга показал, что у правшей и левшей организация пространственно-временного континуума различна. Предполагается, что функциональная асимметрия головного мозга каким-то образом опосредована пространственно-временными факторами.
Более выраженная асимметрия всех изучаемых показателей у правшей обусловлена большим абсолютным значением «индекса асимметрии мощности» полушарий головного мозга, чем у левшей, что в свою очередь связано с особенностями организации пространственно-временного континуума правшей. Известно, что адаптивные способности организма находятся в прямо пропорциональной зависимости от выраженности асимметрии, вероятно, это обуславливает превалирование в популяции правшей (80-89%) над левшами (11-20%).
Таким образом, в идентичных условиях у правшей и левшей будут формироваться различные функциональные системы. Высокий уровень активности антиноцицептивной системы, выраженность асимметрии, более богатая корреляционная картина и тесная связь изучаемых показателей у правшей позволяет предположить, что адаптивные способности у правшей выше, чем у левшей.
Особенно чувствительный удар по теории доминантного полушария нанесли клинические и психофизиологические исследования, в которых изучалась зависимость тех или иных психических проявлений от локализации соответствующих им центров в правом и левом полушарии.
Речевые функции
Начиная с известных работ Поля Брока, утвердилось мнение, что у правшей центры речи находятся в левом полушарии, а у левшей – в правом. Такое мнение сложилось в результате клинических наблюдений за больными с инсультами. О чем за 30 лет до Поля Брока в 1836 году сообщил неизвестный широкой научной общественности французский врач Марк Дакс, однако его сообщение осталось незамеченным. При параличе правой руки терялась и речь, т.е. возникала афазия, а при параличе левой руки этого не было. У левшей наблюдались противоположные явления. Однако постепенно накапливались и другие данные, свидетельствующие о том, что и правое полушарие у правшей принимает участие в осуществлении только другим способом.
В. Пенфилд и Л. Роберте (1965) пишут, что понимание речи возникает после поступления слуховых импульсов в оба полушария, как и восприятие прочитанного после поступления в оба полушария зрительных импульсов. Правое полушарие, по их мнению, после обучения речи тоже принимает участие в понимании и произношении речи. Авторы считают, что моторный артикуляционный механизм речи зависит от коркового механизма голосового контроля, локализованного в роландовой моторной области обоих полушарий. Идеационный речевой механизм (т. е. словесный двигательный образ, память звучания слов) связан с функцией только одного полушария. Хранилище умений писать и читать тоже находится только в одном полушарии, однако, возможно, что другие речевые умения обслуживаются обоими полушариями. Память понятий не связана, по мнению В. Пенфилда и Л. Робертса, только с одним полушарием, как речь, и независима от речи.
Ряд авторов полагают, что правое полушарие берет на себя функцию автоматической речи: за счет него могут повторяться отдельные слоги, ответ «да-нет», серийная речь, пение, репродукция заученного содержания.
Известен уникальный случай, когда все левое полушарие было сморщено, а больной цитировал и пел тексты песен.
При поражении левого полушария у больных возникает дислексия, т.е. нарушение способности к чтению. Однако это наблюдается не всегда. Все зависит от того языка, на котором человек учится читать. В Японии, например, дислексиков в 10 раз меньше, чем в странах Запада. Предполагается, что зрительно- пространственное восприятие иероглифов осуществляется правым полушарием.
По данным последних исследований, оказалось, что существует асимметрия гипоталамуса – подкоркового образования. Исследованиями установлено, что в формировании отрицательных эмоций принимает участие правая часть гипоталамуса, а положительных эмоций – левая часть гипоталамуса.
Существует асимметрия продолговатого мозга, проявляющаяся в деятельности сосудодвигательного центра. Депрессорный центр, располагающийся в левой части продолговатого мозга вызывает понижение диастолического давления на контралатеральной стороне осуществляющего переработку информации. Аналитически и последовательно, правое полушарие делает то же самое целостно и одновременно.
Правое полушарие придает речи эмоциональную окраску: при его поражении речь становится монотонной, утверждал В. Т. Бахур (1956). Это относится к взрослым.
У детей признается двустороннее представительство речи, что доказывается двумя положениями: более частыми афазиями у детей при поражении правого полушария и более легким и быстрым восстановлением речи при поражении левого полушария.
Для понимания того, что доминирование одного из речевых центров формируется в процессе овладения речью и грамотностью, представляют интерес случаи, когда бывший правша вследствие мозгового повреждения или повреждения руки вынужден стать левшой. Ряд наблюдений, говорят о том, это они становятся афазиками при повреждении правого полушария. Это подтверждает мысль А.А. Ухтомского, что «центр речи не связан категорически и неподвижно с однажды и навсегда заданным “центром Брока”, но может воспитаться вновь на другом месте по связи с первым местом, в том случае, если полушарие, где имеется центр речи, поранено». По-иному обстоит дело с размещением центров речи у левшей. Доказано, что у 70% левшей они располагаются, как и у правшей, в левом полушарии, у половины из остальных левшей (15%) речь контролируется правым полушарием, а у другой половины – обоими полушариями.
Таким образом, уже рассмотрение речевой функции показывает, что правое полушарие не является послушным исполнителем воли другого, левого полушария. Еще более очевидным это становится при рассмотрении вопроса о локализации центров, заведующих другими психическими функциями, в частности – интеллектом.
Полученные в экспериментах и в клинике данные дают основание ученым предполагать, что левое полушарие использует аналитическую стратегию переработки информации, обеспечивает рационально - логическое, индуктивное мышление, связанное с вербально - символическими функциями, в то время как правое полушарие использует глобальную, синтетическую стратегию, обеспечивает пространственно-интуитивное, дедуктивное, образное мышление.
Таким образом, вербальный интеллект связывают с доминантностью левого полушария, а невербальный интеллект – с доминантностью правого полушария. Конечно, речь не идет о том, при этих типах обработки информации и мышления работает исключительно одно полушарие. Имеется межполушарная интеграция. Но различия между людьми с различными типами мышления определяются большей включенностью левого (при аналитическом типе) или правого (при синтетическом типе) полушария.
Правда, полностью этот вывод относится только к взрослым. У подростков картина несколько иная. У них, вместо характерной для взрослых левополушарной доминантности по речи, чаще наблюдается правополушарная доминантность и симметричность в распределении слухоречевых функций. (Судаков К.В., 1987) Авторы объясняют это опережающим развитием правого полушария, функции которого больше обусловлено генетически. Так, объем воспроизведения слов с левого уха достигает взрослого уровня уже к 10-11 летнему возрасту, в то время как объем воспроизведения с правого уха нарастает в процессе онтогенеза, достигая взрослого уровня только к 18 годам. (Голод В.И., 1984; Данилова Н.Н., 1985).
Зрительно-пространственная ориентировка
Нарушение зрительно-пространственной ориентировки схемы тела, по мнению многих авторов, возникают в основном, при левосторонних параличах. Особенно впечатляют данные, полученные С. В. Бабенковой (1963), которая нашла, что среди 238 случаев поражения правого полушария в 78% были нарушения схемы тела, которые распределились следующим образом: анозогнозия - 37 человек; неразличение правого и левого – 34 человека; незнание частей тела (аутотопагнозия) – 21человек; ощущение отсутствия и чуждости конечности – 24 человек: появление третьей руки на больной стороне (псевдо-полимелия) – 6 человек.
Однако имеется ряд факторов, заставляющих осторожно относиться к безапелляционному выводу о роли правого полушария в зрительно-пространственной ориентировки и восприятии схемы тела. Во-первых, отмечается, что большинство лиц, не различают правое и левое – амбидекстеры (т.е. люди, у которых нет ведущей руки). Это им раньше в армии при обучении ходьбе в строю командовали «сено-солома», привязывая им к одной ноге сено, а к другой – солому. Во-вторых, С. В. Бабенкова (1963) не склонна считать выявленные ею нарушения «собственной функцией» правого полушария. Ей больше импонирует точка зрения, согласно которой у ребенка – правши соматогнозия приобретается не сразу для всего тела, а на месяц раньше для правой стороны. Исходя из того, рассуждает она, что легче страдает то, что приобретено позднее, чаще наблюдается нарушение схемы тела при правополушарном поражении, так как оно связано с левой стороной (Бабенкова С.В., 1963; Николаева И.Ф., 1961). В-третьих, А.П. Демичев (1949) наблюдал у левшей нарушение схемы тела при поражении как правого, так и левого полушария, а О. Зангуиил ( Zangwill О., 1960) отмечает, что нарушения схемы тела у правшей наблюдается и при поражении левой теменной доли. Он считает, что топографическая ориентировка нарушается при поражении любого полушария.
Это подтверждают и опыты Х. Терциана и К. Цекотто ( Terzian Н., Cecotto С., 1959) с введением барбитуратов в правую и левую сонную артерии, что приводит к выключению на несколько минут гомолотерального полушария. Эти эксперименты показали, что анозогнозия наблюдается как в том, так и в другом случае, что свидетельствует об отсутствии связи этой функции только с одним полушарием, будь то правое или левое.
При правополушарных поражениях отмечаются конфабуляции и псевдореминисценции.
В соотношении литерализации эмоций мнения ученых разделились. Бытующее представление о том, что эмоциональные процессы связаны исключительно с правым полушарием, многими учеными оспаривается. Одни из них высказываются за связь положительных эмоций с левым полушарием, а отрицательных – с правым, и этому есть подтверждения. По данным Х. Терциана и К. Цекотто, выключение с помощью барбитуратов одного из полушарий дало разные результаты. При действии на полушарие наблюдалось эйфорически-маниакальное состояние, а при действии на левое полушарие – депресивно-катастрофическое состояние. Это подтверждает данные ряда авторов (Клейст К., 1934; Лебединский М.С., 1941; Бабенкова С.В., 1963), что при поражении правого полушария у больных наблюдается эйфория, дурашливость, бестактность, неадекватность поведения. По данным А.Кепалайте (1982), люди более жизнерадостные, оптимистичные и с большей успешностью решения вербальных тестов отличается большей активностью левого полушария, тогда как склонные к депрессивным переживаниям и характеризующиеся наглядно-образным мышлением – большей активностью правого полушария.
Другие ученые считают, что определяющей является специфика протекания эмоций. Так, при поражении правого полушария особо нарушаются эмоции, связанные с процессами восприятия или наглядно-действенного (невербального) мышления, а при поражении левого полушария нарушаются эмоции, обслуживающие речь .
Черты тревожно-мнительного характера выражены у правшей слабее, чем у левшей Р. Хике, Р. Пелегрини ( Hicke К., Pellegrini R., 1978); К. Максик-Тейлор ( Mascic-Taylor С., 1981).
Известно, что в популяции левшей меньше, чем правшей. По мере взросления повышается праволатеральность моторики рук, ног, функций зрения и слуха. У взрослых правосторонний профиль отмечается в 26% случаев, а парциальный – в 70%. Истинных левшей с односторонним левым профилем асимметрии насчитывается около 4% .
Вероятно, это вязано с тем, что в процессе эволюции происходит филогенетический отбор, результатом которого является превалирование лиц с высоким уровнем адаптивных возможностей.
Установлено, что механизмы адаптации у правшей и левшей различны: вероятно, что у правшей ведущую роль в процессах адаптации играет левое полушария, а у левшей – правое полушарие.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что представления ученых о доминантности левого полушария у правшей и правого полушария у левшей очень разнообразны и не исследованы в полной мере. В большинстве случаев асимметрии рук, ног, зрения и слуха одного человека не совпадают. Этому способствует и несовершенство используемых проб для выявления «рукости» или «ногости». Неудивительно, что по данным многих авторов, например, по К.Д. Чермет (1992) процент лиц с левосторонней и смешанной асимметрией оказывается очень высоким, а количество лиц с правосторонней асимметрией не превышает и половины обследованных. Отсюда ученые пытаются выявить профили функциональной асимметрии у каждого человека в отдельности и сопоставляют их с проявлением тех или иных способностей, эффективностью деятельности, особенностями поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учет моторной асимметрии рук у юных баскетболистов 13-14 лет
Как известно, начиная заниматься баскетболом, все технические приемы учащиеся выполняют «удобной» рукой, т.е. «правша» - правой, а «левша» - левой. Но, безусловно, в баскетболе необходимо владет...
Исследовательская работа "Влияние асимметрии мозга на деятельность человека"
Исследовательская работа выполнена в рамках профориентационной работы....
Межполушарная асимметрия и уроки развития речи
Что такое межполушарная асимметрия? Это одна из фундаментальных закономерностей мозга. В чем, в этой связи, важность уроков по развитию речи? На этих уроках мы не только пополняем речь учащихся ...
Управленческий аспект реализации деятельности инновационной площадки «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья младших школьников на основе внедрения технологии организации учебного процесса на принципах сенсорно–моторной свободы В.Ф.Ба
Управление - как наука - система упорядоченных знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления....
Практическая работа: "Асимметрия головного мозга"
Презентация предполагает узнать восьмиклассникам особенности работы головного мозга и определить доминантное полушарие у себя в игровой форме. Учителю дополнительно необходимо скачать песню из фильма ...
Моторная асимметрия представителей разных видов спорта
ПРОЯВЛЕНИЕ МОТОРНОЙ АСИММЕТРИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ ВИДОВ СПОРТА...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Совершенствование техники бросков мяча в корзину на основе учета моторной асимметрии рук у юных баскетболистов 13-14 лет
Известно множество исследований моторики человека, которые свидетельствуют о существовании моторных асимметрий....