Межполушарная асимметрия и уроки развития речи
методическая разработка по русскому языку по теме
Что такое межполушарная асимметрия? Это одна из фундаментальных закономерностей мозга. В чем, в этой связи, важность уроков по развитию речи? На этих уроках мы не только пополняем речь учащихся новыми словами и терминами, развиваем их образное мышление, но и «наводим мостики» между левым и правым полушарием головного мозга, тем самым развивая интеллект каждого ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_r.r._i_mezhpolusharnaya_asimmetriya.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Межполушарная асимметрия и уроки развития речи.
В чем важность уроков по развитию речи? На этих уроках мы не только пополняем речь учащихся новыми словами и терминами, развиваем их образное мышление, но и «наводим мостики» между левым и правым полушарием головного мозга, тем самым развивая интеллект каждого ребенка.
Что такое межполушарная асимметрия? Это одна из фундаментальных закономерностей мозга. Изучение функциональной асимметрии мозга имеет более чем вековую историю. В результате этих исследований было выявлено, что левое полушарие ответственно за речь, чтение, письмо, вербальную память и вербальное мышление, а правое является ведущим для музыкального слуха, зрительно-пространственной ориентации, невербальной памяти, критичности. В левом полушарии сконцентрированы механизмы абстрактного, а в правом конкретного образного мышления.*
Как показали последние исследования, межполушарная асимметрия влияет на интеллект человека. Конкретный тип полушарного реагирования не формируется при рождении. На ранних этапах развития детей выявляется образный, правополушарный тип реагирования, и только от 10 до 14 лет закрепляется тот или иной фенотип. Асимметрия усиливается и в процессе обучения: левое полушарие специализируется в знаковых операциях, а правое – в образных.*
При описании картины на уроках развития речи большое внимание мы уделяем восприятию и обозначению цветов. Человеческий глаз способен различать до 200 оттенков цвета. Восприятие цвета человеком влияет на его настроение: радость, легкость, веселье, печаль, страх, угнетение. Давно установлено, что зеленый цвет успокаивает, красный - возбуждает, черный – угнетает.
Как показали исследования, полушария головного мозга асимметричны в восприятии и обозначении цветов. Правое обеспечивает словесное обозначение основных цветов с помощью простых названий (черный, красный, синий, белый), формирует жесткие связи между предметом и цветом, словом и цветом. Левое полушарие обеспечивает словесное обозначение с помощью редких в языке, специальных названий. Например, при угнетении левого полушария исчезают такие названия цветов, как терракотовый, салатовый, вишневый, цвет морской волны и т.д.
Все цвета делятся на две категории: ахроматические (бесцветные) – черный, серый и белый и хроматические (цветные) – остальные цвета. Ахроматические цвета отличаются друг от друга только по светлоте. Человеческий глаз способен отличить по светлоте до 300 переходных оттенков от белого к черному. Например, если сравнить между собой белый цвет снега, бумаги, ткани, мела, то окажется что-то темнее, а что-то светлее. Хроматические цвета условно делятся на две части: теплые цвета (красный, оранжевый, желтый, желто-зеленый ит.д.) и холодные (синий, фиолетовый, голубовато-зеленый, голубой и т.д.).
На уроках развития речи необходимо не только давать учащимся понятие цвета, но и закреплять эти понятия в упражнениях, направленных на правильное и точное употребление в письменной речи. Например, такие:
Продолжите ряд предметов, которые могут иметь такой цвет:
Черный цвет – цвет угля, ночного неба, …
Синий цвет - цвет летнего неба, моря, …
Серый цвет – цвет асфальта, мыши, … и т.д.
Вместо вопросов напишите подходящие сравнения:
Белый, как (что?) снег, полотно,…
Черный, как (что?) ночь, сажа,…
Красный, как (что?) помидор, вареный рак… и т.д.
Соедините стрелками похожие по значению понятия:
очень яркий разноцветный
Блеклый Пестрый
неяркий однотонный
черно-белый пятнистый
Сизый Пегий
темно-серый с пестрый
сизым оттенком
А как полушария организуют речь? Каждое полушарие формирует свои принципы организации речи. Правое – целостность смыслового содержания, обеспечение образного (метафорического) мышления; левое – обеспечивает теоретическое мышление, грамматическое оформление высказывания и характеристику свойств предметов. Формирование структуры лексикона человека происходит за счет суммирования разных слоев лексики: правое полушарие опирается на образное отображение предметного мира, левое – на точные, дословно воспринимаемые обозначения. По этому на уроках развития речи следует использовать возможности и того, и другого полушария, Здесь уместны задания, связанные с употреблением терминов и понятий и расширением словарного запаса учащихся. Для тренировки, закрепления материала или проверки усвоенных знаний и навыков могут быть использованы, например, такие упражнения:
Выберите правильное толкование слов и соедините стрелками:
Маринин папа.
Маринист
художник, изображающий на картинах море.
большая законченная картина
Эскиз
подготовительный набросок для крупной картины.
Подберите синонимы ( их может быть несколько) к словам:
Художник - около -
известный – тусклый -
композиция - ощущения –
Слова для справок: чувства, живописец, построение, популярный, рядом, знаменитый, бесцветный, эмоции, блеклый, вблизи, составление.
Подберите антонимы (их может быть несколько) к данным словам:
Слева - свет –
впереди - прямая –
приступить - движение –
Слова для справок: тень, покой, завершить, изогнутая, справа, закончить, тьма, кривая, сзади, ломаная, неподвижность, позади.
На уроках развития речи происходит совершенствование как логики, так и творческих способностей учащихся. Умение анализировать, выстраивать логические цепочки, восстанавливать целое по его частям необходимо при написании любого сочинения на любую тему. В такой работе задействованы оба полушария головного мозга. Дело в том, что способность к речи, анализу, абстракции обеспечивается левым полушарием, а правое полушарие головного мозга способно воспринимать информацию в целом и восстанавливать целое по его частям при недостатке информации. Таким образом, логика левого полушария без правого окажется ущербной. Нашей задачей должно стать «наведение мостиков» в деятельности обоих полушарий головного мозга. Такую работу можно проводить, обучая детей написанию сочинения и составления к нему плана.
Сочинение писать трудно, а хорошее сочинение написать еще труднее. Для этого надо провести очень серьезную, большую подготовительную работу, разделив ее на части, т.к. систематизированный подход к выполнению работы уже обеспечивает половину успеха..
Первое, что необходимо сделать, это обдумать тему и обозначить ее границы, т.е. определить, о чем писать, насколько глубоко погружаться в ту или иную проблему, каково будет основное содержание сочинения. Например, если тема сочинения заявлена, как «Что меня больше всего поразило в музее-усадьбе П.И.Чайковского», то не нужно рассказывать о том, как долго мы туда ехали, подробно перечислять все экспонаты.
Второе – это подбор и систематизация материала по заявленной теме. Например, если предложена тема «Декабристские настроения в стихотворениях А.С.Пушкина», то необходимо подобрать не только образцы лирики поэта, но и исторический материал, соответствующий данной теме.
Третий этап – это составление плана, т.е. распределение собранного и обдуманного материала в уже имеющейся и всем известной схеме: вступление – основная часть – заключение.
Наиболее сложным моментом для учащихся в написании сочинения является логический переход от одного пункта плана к другому и одной микротемы к другой.
Для отработки этого навыка можно дать, например, такое задание:
Свяжите разрозненные темы, чтобы получился связный монолог.
а) хочу котенка;
б) летайте самолетами;
в) не подготовился к словарному диктанту.
Примерно так должно получиться:
Я так хочу маленького котенка, а родители не разрешают мне его принести домой. Когда я вырасту, все равно заведу себе котенка и буду брать его везде с собой, даже когда придется летать самолетами в другие страны. Но пока это только мечта. А вчера я так долго об этом думал, что совсем забыл подготовиться к словарному диктанту по русскому, и теперь меня точно ждут неприятности.
Такого рода упражнений по развитию речи, логики, образного мышления можно предложить для использования на уроках достаточно много.
К сожалению, при подготовке к своим урокам мы недостаточно используем физиологические возможности головного мозга. При ограниченном времени и перегруженности учебной программы использование знаний о межполушарной асимметрии психических процессов поможет более углубленному и осмысленному изучению материала и развитию интеллекта учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).
Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....
Урок развития речи в 6 классе. Стили речи.Официально-деловой стиль речи.
Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи....
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".
Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...
"Наш дар бессмертный - речь": русские поэты о языке и речи (урок развития речи в 9 классе)
Жанр урока - урок - исследование. На уроке основным приёмом работы становится многоплановая работа со словом , текстом. Учителем использован коммуникативно- деятельностный подход к обучени...
Выступление на методическом объединении. Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов II отделения школы для слабослышащих и позднооглохших детей на уроках развития речи.
Выступление на методическом объединении.Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов II отделения школы для слабослышащих и позднооглохших детей на уроках разви...
Доклад на тему: «Развитие ритмико-интонационной стороны речи на уроках развития речи»
Доклад на тему: «Развитие ритмико-интонационной стороны речи на уроках развития речи»...