рабочая программа внеурочной деятельности "ЮИД" 6 и 8 классы
рабочая программа (6, 8 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Муниципального образования г. Саяногорск
«Школа №3 имени Героя России Сергея Медведева»
Принята на заседании педагогического Совета протокол № 6 от 30.08.2019 | Утверждена приказ № 291 от 02.09.2018 | |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Юный инспектор дорожного движения»
для 6 и 8 классов
на 2019-2020 учебный год
Составитель:
Беченко Игорь Александрович
Преподаватель-организатор ОБЖ
2019
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;
- объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить;
- осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- определять цель деятельности;
- учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
- навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
Познавательные УУД:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы
Выполнение задач стоящих перед программой позволит:
- Сокращение количества ДТП с участием обучающихся МБОУ СОШ № 3.
- Увеличение количества обучающихся, входящих в состав отряда ЮИД
- Повышение уровня теоретических знаний по ПДД (100 % выполнение программных требований).
- Освещение результатов деятельности в школьных СМИ (постоянно действующий уголок безопасности дорожного движения)
- Разработать методические рекомендации для классных руководителей по вопросам профилактики детского дорожно – транспортного травматизма;
- Внедрить новые инновационные технологии профилактики детского дорожно – транспортного травматизма;
- Расширить знания учащихся об истории правил дорожного движения;
- Повысить дорожную грамотность учащихся;
- Сформировать мотивационно – поведенческую культуру ребенка в условиях общения с дорогой;
- Повысить ответственность детей за свое поведение на дороге.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ВЫПУСКНИКОВ ОТРЯДА ЮИД:
В итоге обучения правопослушному и безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте учащиеся должны знать:
- опасные места вокруг школы, дома, в микрорайоне, на улицах и дорогах;
- безопасные участки улиц и дорог в микрорайоне;
- типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к несчастным случаям и авариям;
- опасности на улицах и дорогах, связанные с погодными условиями и освещением;
- места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, самокатных средствах, санках и т.п.;
- название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей;
Правила:
- перехода улиц и дорог по сигналам светофора;
- перехода улиц и дорог по пешеходным переходам;
- перехода проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости;
- воздержания от перехода дорог и улиц при приближении транспортных средств с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом;
- движения по тротуару, пешеходной дорожке (а при их отсутствии — по обочине и краю проезжей части со взрослыми);
- движения группы детей в сопровождении взрослых;
- этичного, вежливого и безопасного поведения в транспорте, находясь со взрослыми;
- безопасного поведения при езде на велосипеде и возраст, с которого можно выезжать на улицы и дороги.
- что такое остановочный и тормозной путь, как он изменяется и от каких факторов зависит;
должны знать Правила:
- перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков;
- перехода проезжей части с односторонним и двусторонним движением транспорта и трамвайными путями.
- перехода дорог с двусторонним и односторонним движением;
- перехода улиц и дорог при высадке из общественного транспорта;
- перехода железной дороги.
Учащиеся должны уметь:
- переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть небольшой дороги (вне зоны видимости пешеходных переходов);
- правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде.
- переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
- обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях;
при посадке и высадке из общественного транспорта; - ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;
- не создавать помех движению транспорта;
- определять опасные и безопасные участки дорог и улиц;
- дисциплинированно вести себя на посадочных площадках, при входе, выходе и в салоне общественного транспорта.
- ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с двусторонним и односторонним движением, наличием трамвайных путей;
- переходить железнодорожные пути;
- переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
- осуществлять посадку и высадку из общественного транспорта.
Для адекватного поведения в дорожной обстановке необходимо формировать и развивать у учащихся:
- устойчивые привычки дисциплинированного, осторожного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте;
- познавательные психические процессы (восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь);
- понимание, осмысление и осознание опасных и безопасных действий на улицах и дорогах, в транспорте; способность самостоятельно их анализировать и оценивать;
- самоконтроль, саморегуляцию и самоорганизацию правопослушного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.
Формы и методы контроля:
- организация тестирования и контрольных опросов по ПДД;
- проведение викторин, смотров знаний по ПДД;
- организация игр-тренингов;
- анализ результатов деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы
1.Знакомство с историей движения отрядов ЮИД. Беседа о значении отрядов ЮИД. Знакомство с задачами отряда.
2. ПДД.
2.1. Знакомство с основными понятиями, терминами ПДД: водитель, пешеходный переход, проезжая часть, участник дорожного движения.
2.2. Права, обязанности и ответственность участников дорожного движения. Обязанности водителя, пешехода, пассажира.
2. 3. Дорожные знаки и дополнительные средства информации. Группы знаков, их назначение, установка. Значение и особенности групп знаков: предупреждающие, знаки приоритета, запрещающие, предписывающие, информационно- указательные, знаки сервиса, знаки дополнительной информации.
2.4. Правила движения пешехода. Движение пешехода по улице (по тротуарам, пешеходной дорожке, по обочине), пересечение проезжей части на регулируемом и нерегулируемом пешеходном переходе и при отсутствии пешеходного перехода.
2.5. Где и как переходить улицу. Переход дороги по сигналам светофора. При отсутствии светофора.
2.6. Элементы улиц и дорог. Понятие улицы. Улицы с односторонним и двусторонним движением; тротуар, дорожки для пешеходов. Дорога, главная дорога, проезжая часть, обочина, разделительная полоса, кювет.
2.7. Регулируемый перекрёсток.
Раскрытие понятия регулируемого перекрёстка. Регулирование светофором и регулировщиком. Основная опасность на регулируемом перекрёстке – ограничение обзора трогающимися с места автомобилями в начале цикла «зелёного» и проезд «с ходу» других автомобилей.
2.8. Нерегулируемый перекрёсток.
Понятие нерегулируемого перекрёстка. Правила перехода в зоне нерегулируемого перекрёстка. Дорожные «ловушки», подстерегающие пешехода на перекрёстке. «Подвижный ограниченный обзор»: попутный транспорт, встречный транспорт. Ограничение обзора остановившимися автомобилями.
2.9. Правила движения велосипедиста, мопедиста. Знакомство с устройством велосипеда. Элементарные правила велосипедистов. Порядок движения на велосипеде по проезжей части.
2.10. Перевозка людей и груза на велосипеде и мототранспорте. Правила перевозки грузов и маневрирования. Технические требования к велосипеду.
2.11. Движение группы пешеходов и велосипедистов. Различие движения колонн пешеходов и групп детей. Действия руководителя группы. Переход дороги колонной пешеходов и группой детей. Правила движения велосипедистов группами, действия руководителя группы (колонны). Проезд нерегулируемого перекрёстка группой велосипедистов.
2.12. Устройство велосипеда. Основные узлы; значение каждой детали оборудования. Обратить внимание на действие руля и тормозов. Уход за велосипедом: очистка, плавность хода, контролирование шин. Выверка центровки колёс. Натяжение цепи и спиц. Смазка велосипеда, промывание вращающихся деталей. Устранение зазоров.
2.13. Фигурное вождение велосипеда. Правила выполнения упражнений: «восьмёрка», перевоз предмета, коридор из коротких (длинных) досок; слалом с одинаково расставленными кеглями, слалом между воротами, «змейка» (шайбами), скачок и «качели», остановка на контрольной линии.
2. 14. Дорожная разметка. Понятие о вертикальной и горизонтальной разметке. Её значение для регулирования движения транспорта и пешеходов. Пользование разметкой, ориентирование в движении.
2.15. Правила пользования транспортом. Пользование общественным транспортом. Обязанности пассажиров в транспорте и в местах его ожидания. Пользование собственным легковым автомобилем или такси.
2.16. На железной дороге. Обучение пользованию железнодорожными переходами. Оборудование железнодорожных переездов. Правила перехода и переезда через железнодорожные пути.
2.17. Движение по загородной дороге. Дать важные сведения о сельском транспорте (тракторах и прицепах к ним, самоходных сельхозмашинах, гужевом транспорте); изучить дополнительные требования к движению гужевых повозок и погону животных.
2. 18. Дорожные «ловушки». Знание правил безопасного перехода через дорогу. Умение видеть на дороге опасные ситуации- «ловушки»: закрытого обзора; отвлечения внимания; «пустынная улица»; пешеход на проезжей части улицы; зона остановки автобуса, троллейбуса, трамвая; на пешеходном переходе; пешеход у светофора; на углу перекрёстка; возле дома; пешеход, идущий вдоль проезжей части.
3.ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ.
3.1. Ожоги, обморожения. ПМП при ожогах 1,2,3, 4 степеней; при ожогах кислотой, щёлочью. ПМП при обморожениях. Обезболивающие средства. Обработка поражённых участков тела.
3.2. Виды кровотечений. Ознакомление с видами кровотечений и их характеристика (капиллярное, венозное, артериальное). Признаки внутреннего кровотечения. ПМП при капиллярном, венозном, артериальном, внутреннем кровотечениях. Правила наложения жгута, (закрутки).
3.3. Транспортировка пострадавших. Понятие транспортировки. Особенности транспортировки с переломом позвоночника, при переломе костей таза. Транспортировка при отсутствии транспортных средств (носилки, щит, доска).
3.4. Переломы. Понятие перелома. Открытый и закрытый перелом. ПМП при переломе: ключицы, плечевой кости, костей предплечья, костей кисти и пальцев, бедренной кости, костей голени. Вывих конечности, бедра, костей верхних конечностей, нижней челюсти.
4. Подготовка агитвыступления. Заучивание стихов, песен. Подготовка атрибутики, плакатов. Участие в районных, областных конкурсах по ПДД.
3.ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ.
3.1. Ожоги, обморожения. ПМП при ожогах 1,2,3, 4 степеней; при ожогах кислотой, щёлочью. ПМП при обморожениях. Обезболивающие средства. Обработка поражённых участков тела.
3.2. Виды кровотечений. Ознакомление с видами кровотечений и их характеристика (капиллярное, венозное, артериальное). Признаки внутреннего кровотечения. ПМП при капиллярном, венозном, артериальном, внутреннем кровотечениях. Правила наложения жгута, (закрутки).
3.3. Транспортировка пострадавших. Понятие транспортировки. Особенности транспортировки с переломом позвоночника, при переломе костей таза. Транспортировка при отсутствии транспортных средств (носилки, щит, доска)
3.4. Травма головы, грудной клетки, живота. Понятие травмы. ПМП при черепно- мозговой травме; ПМП пострадавшему с травмой грудной клетки (при открытом пневмотороксе0; ПМП пострадавшему с закрытой (тупой) травмой живота; при ранении живота.
3.5. Шок, обморок. Понятие шока, обморока. Порядок оказания ПМП при шоке, обмороке.
3.6. Переломы. Понятие перелома. Открытый и закрытый перелом. ПМП при переломе: ключицы, плечевой кости, костей предплечья, костей кисти и пальцев, бедренной кости, костей голени. Вывих конечности, бедра, костей верхних конечностей, нижней челюсти.
3.7. Первичное реанимационное пособие. Изучить оказание реанимационной помощи при следующих случаях:
1. Пострадавший без сознания;
2. Обеспечение проходимости дыхательных путей (тройной приём Сафара);
3. Проведение искусственного дыхания «рот в рот», «рот в нос»;
4. Проведение закрытого массажа сердца;
5. Оказание сердечно- лёгочной реанимации одним человеком;
6. Оказание сердечно- лёгочной реанимации двумя.
3.8. Виды и техника наложения повязок. Общие правила наложения повязок. Наложение повязки:
- при травме головы: лобной области (шапочка); теменной области (чепец); затылочной области головы и шеи (8- образная);
- при травме глаза; на оба глаза;
- при травме голеностопного и лучезапястного суставов (8- образная);
- на локтевой и коленный суставы (сходящаяся повязка); (расходящаяся);
- при травме грудной клетки (спиральная повязка); (повязка Дезо).
3.9. Медицинская аптечка, её предназначение. Применение лекарственных средств.
4 Страхование. Правила страхования. Правила страхования имущества, жизни. Деятельность страховых компаний. Заключение договоров.
5. Подготовка агитвыступления. Заучивание стихов, песен. Подготовка атрибутики, плакатов. Участие в конкурсах по ПДД/
Календарно-тематическое планирование
6 класс
№ занятия | Кол-во часов | Тема | Даты | ||||||
план | факт | ||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||
1-2 | 2 | История отрядов ЮИД | выбирать безопасные места и определять условия, обеспечивающие безопасность при переходе проезжей части дороги, железнодорожного переезда; определять виды перекрёстков в районе расположения школы, дома; пользоваться общественным транспортом, выполняя правила безопасного поведения пассажиров при входе, выходе и во время движения, находясь в салоне общественного транспорта; выполнять условия, обеспечивающие безопасность, на остановке маршрутных транспортных средств; применять требования сигналов регулировщика и водителей транспортных средств. | навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности; умение ставить и формулировать проблемы; навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера; установление причинно-следственных связей; Регулятивные использование речи для регуляции своего действия; адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; Коммуникативные В процессе обучения дети учатся: работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных; ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника; договариваться и приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; уважительное отношение к другим участникам дорожного движения; осознание ответственности человека за общее благополучие; этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоциональнонравственная отзывчивость; положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Юные инспектора дорожного движения»; способность к самооценке; начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях. | 2.09 9.09 | |||
3-4 | 2 | Правила дорожного движения | 16.09 23.09 | ||||||
5-6 | 2 | Участники дорожного движения | 30.09 7.10 | ||||||
7-8 | 2 | Дорожные знаки | 14.10 21.10 | ||||||
9-10 | 2 | ПДД для пешеходов | 28.10 11.11 | ||||||
11-12 | 2 | Улица, дорога, перекресток | 18.11 25.11 | ||||||
13-14 | 2 | ПДД для велосипедистов | 2.12 9.12 | ||||||
15-16 | 2 | Правила перевозки пассажиров и груза | 16.12 23.12 | ||||||
17-18 | 2 | Устройство велосипеда | 13.01 20.01 | ||||||
19-20 | 2 | Фигурное вождение велосипеда | 27.01 3.02 | ||||||
21-22 | 2 | Дорожная разметка | 10.02 17.02 | ||||||
23-24 | 2 | Общественный транспорт | 2.03 16.03 | ||||||
25-26 | 2 | ПДД на загородных трассах | 30.03 6.04 | ||||||
27-28 | 2 | Дорожные ловушки | 13.04 20.04 | ||||||
29 | 1 | ПМП Ожоги, обморожения | 27.04 | ||||||
30 | 1 | ПМП Виды кровотечений | 27.04 | ||||||
31 | 1 | ПМП Транспортировка пострадавших | 18.05 | ||||||
32 | 1 | ПМП Переломы | 18.05 | ||||||
33 | 1 | Медицинская аптечка | 25.05 | ||||||
34 | 1 | Заключительное занятие | 25.05 | ||||||
ИТОГО 34 часа |
8 класс
№ | Кол-во часов | Мероприятие | Даты | |||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | план | факт | ||||
1-2 | 2 | Задачи отряда ЮИД | выбирать безопасные места и определять условия, обеспечивающие безопасность при переходе проезжей части дороги, железнодорожного переезда; определять виды перекрёстков в районе расположения школы, дома; пользоваться общественным транспортом, выполняя правила безопасного поведения пассажиров при входе, выходе и во время движения, находясь в салоне общественного транспорта; выполнять условия, обеспечивающие безопасность, на остановке маршрутных транспортных средств; применять требования сигналов регулировщика и водителей транспортных средств. | навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности; умение ставить и формулировать проблемы; навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера; установление причинно-следственных связей; Регулятивные использование речи для регуляции своего действия; адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; Коммуникативные В процессе обучения дети учатся: работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных; ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника; договариваться и приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; уважительное отношение к другим участникам дорожного движения; осознание ответственности человека за общее благополучие; этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоциональнонравственная отзывчивость; положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Юные инспектора дорожного движения»; способность к самооценке; начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях. | 6.09 13.09 | ||
3-4 | 2 | Основные понятия и термины ПДД | 20.09 27.09 | |||||
5-6 | 2 | Ответственность участников дорожного движения | 4.10 11.10 | |||||
7-8 | 2 | Группы дорожных знаков | 18.10 25.10 | |||||
9-10 | 2 | ПДД для пешеходов | 1.11 15.11 | |||||
11-12 | 2 | Элементы улиц и дорог | 22.11 29.11 | |||||
13-14 | 2 | Правила перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков | 6.12 13.12 | |||||
15-16 | 2 | ПДД для велосипедистов и мопедистов | 20.12 27.12 | |||||
17-18 | 2 | Перевозка людей и грузов на вело- и мото- транспорте | 10.01 17.01 | |||||
19-20 | 2 | Виды дорожной разметки | 24.01 31.01 | |||||
21-22 | 2 | Правила пользования всеми видами транспорта | 7.02 14.02 | |||||
23-24 | 2 | Дорожные ловушки | 21.02 28.02 | |||||
25 | 2 | ПМП при ожогах и обморожениях. | 6.03 13.03 | |||||
26 | 2 | ПМП. Виды кровотечений | 20.03 3.04 | |||||
27 | 2 | ПМП. Транспортировка пострадавших | 10.04 17.04 | |||||
28 | 1 | ПМП. Травмы различных частей тела | 24.04 | |||||
29 | 1 | ПМП. Шок и обморок | 8.05 | |||||
30 | 1 | ПМП. Переломы | 8.05 | |||||
31 | 1 | Понятие реанимационной помощи. | 15.05 | |||||
32 | 1 | Виды и техника наложения повязок | 15.05 | |||||
33 | 1 | Медицинская аптецка | 22.05 | |||||
34 | 1 | Заключительное занятие | 22.05 | |||||
ИТОГО 34 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"
Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...
рабочая программа внеурочной деятельности 6 класс "Географический образ Кемеровской области"
программа по краеведению в 6 классе по ФГОС...
Рабочая программа внеурочных занятий. 7 класс. "Мир под микроскопом"
Рабочая программа разработана с учетом требований ФГОС...
Рабочая программа внеурочных занятий. 5 класс. "В мире комнатных растений"
Программа внеурочного занятия «В мире комнатных растений» направлена на формирование, как теоретических знаний, так и практических умений и навыков по выращиванию комнатных растений и уходу за н...
Рабочая программа внеурочной деятельности 5 класса по истории "Чудеса и тайны древних цивилизаций"
Содержание данного курса тесно связано с содержанием курса История Древнего мира 5 класс. Оно восполняет недостающий объем материала и пробуждает интерес учащихся к историческим вопросам, которые не з...
рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс 2016 г
рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Шахманая азбука" (66 часов)
Программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» адресована учащимся 1-х классов и соответствует требованиям , рассчитана на весь учебный год: 2 часа в неделю.Данная программа внеурочной...