Программа курса Проектная деятельность
рабочая программа (9 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности Проектная деятельность. Расчитана на 1 год для 9 класса. Готовит обучающихся к успешной подготовке и защите индивидуального проекта в рамкам ФГОС ООО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2020_-2021_vneurochka_9_klass.doc | 175.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОЛОСКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ВАЛУЙСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
«Рассмотрено» на заседании педагогического Совета Протокол №____от «____» ______ _____20___ г | «Согласовано» Заместитель директора _________Прихожаева Л.А. «____» _________ 20__ г | «Утверждаю» Директор школы __________ Миненко С.Е. Приказ №___ от «____» _________ 20___г |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Проектная деятельность»
Составитель: Жерлицына И.В.
учитель географии
Программа внеурочной деятельности «Проектная деятельность» (интеллектуальное направление) представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников подросткового возраста и разработана с учетом Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и нормативно-правовых требований к внеурочной деятельности, утвержденным СанПиН.
. Программа составлена на основе:
Программы курса «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся», опубликованной в учебно-методическом пособии автора М.А. Ступницкой «Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами», Центр научных исследований и мониторинга Института психологии, социологии и социальных отношений МГПУ;
Программы курса «Проектная деятельность как средство достижения метапредметных результатов освоения образовательных программ», Нарушевич А. Г., издательство «Легион»;
Программа изучения внеурочной деятельности «Проектная деятельность» в рассчитан на 1 час в неделю (34 часа в год).
Срок реализации программы – один год.
Возраст обучающихся – 14-15 лет.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Предметные результаты освоения программы:
Прежде всего, оцениваются сформированность универсальных учебных действий обучающимися в ходе осуществления ими проектной деятельности по определенным критериям:
1) Презентация содержания работы самим учащимся:
- характеристика самим обучающимся собственной деятельности («история моих открытий»);
- постановка задачи, описание способов ее решения, полученных результатов, критическая оценка самим обучающимся работы и полученных результатов.
2) Качество защиты работы:
- четкость и ясность изложения задачи;
- убедительность рассуждений;
- последовательность в аргументации;
- логичность и оригинальность.
3) Качество наглядного представления работы:
-использование рисунков, схем, графиков, моделей и других средств наглядной презентации;
- качество текста (соответствие плану, оформление работы, грамотность по теме изложения, наличие приложения к работе).
4) Коммуникативные умения:
- анализ самим обучающимся поставленных перед ним вопросов со стороны других обучающихся, учителя, других членов комиссии, выявление обучающимся проблем в собственном понимании и понимании участников обсуждения, разрешение возникших проблем – ясный и четкий ответ либо описание возможных направлений для размышлений;
- умение активно участвовать в дискуссии: выслушивание и понимание чужой точки зрения, поддерживание диалога уточняющими вопросами, аргументация собственной точки зрения, развитие темы обсуждения, оформление выводов дискуссии.
Ключевым моментом в процессе оценки результатов проектной работы является развитие навыков анализа собственной деятельности обучающимися. Особое место занимает самооценивание, цель которого – осмысление обучающимся собственного опыта, выявление причин успеха или неудачи, осознание собственных проблем и поиск внутренних ресурсов, способствующих их разрешению.
Личностные и метапредметные результаты
Личностные
У обучающихся будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Ученик получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Регулятивные
Обучающийся научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные
Школьник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Ученик получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Результатом проектной деятельности обучающихся станет личностно или общественно значимый продукт, а именно:
- альбом,
- газета,
- журнал, книжка-раскладушка,
- коллаж,
- выставка,
- коллекция,
- плакат,
- серия иллюстраций,
- сказка,
- справочник,
- стенгазета,
- сценарий праздника,
- учебное пособие,
- фотоальбом,
- экскурсия,
- презентация и др.
Формы контроля. Итоговой аттестацией по данной программе является защита индивидуального проекта. Методы контроля: участие в конкурсах исследовательских работ, научно-исследовательская конференция.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема 1. Понятие «Учебный проект» (2ч.)
Что такое учебный проект. Основные теоретические сведения, термины. Виды проектов.
Тема 2. Ситуация и проблема. Постановка цели. Формулирование темы (4ч.)
Что такое ситуация. Выделение признаков ситуации. Желаемая и реальная ситуации. Анализ (описание) реальной ситуации. Обоснование желаемой ситуации. Описание ситуации в рамках проекта.
Формулирование проблемы и противоречия. Анализ проблемы с различных точек зрения. Выявление причин возникновения проблемы и путей ее решения.
Постановка цели как прогнозируемый результат. Требования к формулированию цели. Связь между достижением цели и решением проблемы проекта.
Практическая работа «Мозговой штурм (проблема, цель, тема проекта)».
Тема 3. Планирование деятельности. Формулирование задач. (2ч.)
Что такое задача. Определение и формирование задач, адекватных целям. Как разбить задачу на шаги. Планирование деятельности. Риски: распознавание, оценка, предотвращение.
Тема 4. Ресурсы. (1 ч.)
Что такое ресурсы. Какие бывают ресурсы (информационные, материальные, трудовые). Что может стать ресурсом. Выявление ресурсов.
Написание эссе «Ступенька к проекту».
Тема 5. Работа с каталогами. (3 ч)
Что такое каталог. Основа всех каталогов – карточка. Информация с титульного листа книги. Виды каталогов (алфавитный, систематический, электронный). Нахождение нужной книги по каталогу.
Тема 6. Работа со справочной литературой. (3 ч)
Виды справочной литературы (словарь, справочник, энциклопедия). Особенности словарных статей в разных источниках информации. Составление справочника по теме проекта. Поиск недостающей информации.
Тема 7. Способы первичной обработки информации. (3 ч)
Чтение текста с пометами. Составление записей по прочитанному тексту. Составление таблицы на основе полученных записей. Обсуждение заполненных таблиц. Составление денотатного графа по тексту. Составление денотатного графа по теме проекта. Составление «лестницы» сужения и расширения понятий. Обсуждение результатов работы в группе.
Что такое коллаж. Составление коллажа на определённую тему.
Тема 8. Наблюдение и эксперимент. (3 ч.)
Описание свойств трёх предметов. Проведение экспериментов. Прогнозирование результатов эксперимента. Последовательность проведения наблюдения и эксперимента. Наблюдения, необходимые для работы над проектом. Оформление результатов наблюдений (экспериментов).
Тема 9. Как работать вместе. (3ч.)
Правила групповой работы. Общение в группе. Самые важные правила. Командные роли. Конфликтная ситуация. Способы разрешения конфликта. Способы группового взаимодействия.
Тема 10. Вместе к одной цели. (10 ч).
Учимся применять способности. Учимся взаимодействовать. Учимся презентации. Работа на компьютере – структурирование материала, создание презентации. Оформление презентации. Выпуск брошюры. Работа над проектами.
Тема 11. Сам себе эксперт. (4 ч).
Подготовка к защите.
Психологический аспект готовности к выступлению. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Культура выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово. Знакомство с памяткой «Как подготовиться к публичному выступлению».
Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка.
Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы».
Защита проектов.
Анализ результатов и качества выполнения проекта. Оценка продвижения учащегося в рамках проекта и оценка продукта.
Способы преодоления трудностей.
Конференция. Выступления учащихся с презентацией своих проектов.
Анализ проектно-исследовательской деятельности.
Учимся рефлексировать. Мониторинг исследовательской деятельности обучающихся.
Основными методами обучения являются: проблемный, частично-поисковый и исследовательский, словесно-иллюстративные методы, выступления с предложениями, идеями, обсуждение.
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу детей в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в библиотеке, кабинете информатики; проектная деятельность включает проведение наблюдений, экскурсий, интервью, викторин, встреч с интересными людьми, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие обучающиеся.
В процессе обучения используются следующие формы занятий: типовые занятия (объяснения и практические работы), уроки-тренинги, групповые исследования, игры-исследования, творческие проекты.
Методы проведения занятий: беседа, деловая игра, эксперимент, наблюдение, круглый стол, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов.
Группы умений, которые формирует курс:
• исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);
• социального воздействия (сотрудничать в процессе учебной дея-тельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);
• оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
• информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостает);
• презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);
• рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
• менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность -время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 9 КЛАСС
№ | Разделы программы и темы учебных занятий | Всего часов | В том числе | |
теория | практика | |||
1 | Понятие «Учебный проект» | 2 | 2 | 0 |
2 | Ситуация и проблема. Постановка цели. Формулирование темы. | 4 | 2 | 2 |
3 | Планирование деятельности. Формулирование задач. | 2 | 1 | 1 |
4 | Ресурсы. | 1 | 1 | 0 |
5 | Работа с каталогами. | 3 | 1 | 2 |
6 | Работа со справочной литературой. | 5 | 2 | 3 |
7 | Способы первичной обработки информации. | 3 | 1 | 2 |
8 | Наблюдение и эксперимент. | 3 | 1 | 2 |
9 | Как работать вместе. | 3 | 1 | 2 |
10 | Вместе к одной цели. | 3 | 1 | 2 |
11 | Сам себе эксперт. | 4 | 1 | 4 |
Итого часов | 34 | 14 | 20 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ пп | Темы учебных занятий | Всего часов | Дата | Планируемые результаты: | Примечание | |
По плану | Фактически | |||||
Понятие «Учебный проект» | ||||||
Что такое учебный проект. | Научиться ориентироваться в сфере личных интересов. | |||||
Основные теоретические сведения, термины. Виды проектов. | Познакомиться с понятием «проектная деятельность», видами проектов. Формировать общие представления о проектной деятельности. | |||||
Ситуация и проблема. Постановка цели. Формулирование темы | ||||||
Что такое ситуация. Описание ситуации в рамках проекта. | Систематизировать, расширить и углубить знания о проектной деятельности. | |||||
Формулирование проблемы. | Познакомиться с современными проблемами изучения русского языка, лингвистическими методами исследования. Выбрать проблему исследования. | |||||
Постановка цели как прогнозируемый результат. Связь между достижением цели и решением проблемы проекта. | Составить план исследовательской работы, план выполнения проекта. | |||||
Практическая работа «Мозговой штурм (проблема, цель, тема проекта)». | Выбрать проблему исследования. | |||||
Планирование деятельности. Формулирование задач | ||||||
Что такое задача. Определение и формирование задач, адекватных целям. | Составить план проекта. | |||||
Как разбить задачу на шаги. Планирование деятельности. | Составить план проекта. | |||||
Ресурсы | ||||||
Что такое ресурсы. Написание эссе «Ступенька к проекту». | Практически овладеть научным стилем речи. | |||||
Работа с каталогами | ||||||
Что такое каталог. | Приобрести практические навыки работы со справочной и научной литературой. | |||||
Виды каталогов (алфавитный, систематический, электронный). | Приобрести практические навыки работы со справочной и научной литературой. | |||||
Нахождение нужной книги по каталогу. | Приобрести практические навыки работы со справочной и научной литературой. | |||||
Работа со справочной литературой | ||||||
Виды справочной литературы (словарь, справочник, энциклопедия). | Научиться работать с различными источниками информации. | |||||
Составление справочника по теме проекта. | Научиться собирать языковой материал и анализировать его. Обучиться статистической обработке полученного материала и представлению результатов в виде таблиц, диаграмм, циклограмм. | |||||
Поиск недостающей информации. Интернет-ресурсы. | Научиться собирать языковой материал и анализировать его. Обучиться статистической обработке полученного материала и представлению результатов в виде таблиц, диаграмм, циклограмм. | |||||
Способы первичной обработки информации | ||||||
Чтение и конспект. | Научиться работать с различными источниками информации. Научиться реферированию, оформлению ссылок на литературу в тексте. | |||||
Составление денотатного графа по теме проекта. | Обучиться статистической обработке полученного материала и представлению результатов в виде таблиц, диаграмм, циклограмм, денотатного графа по теме проекта. | |||||
Что такое коллаж. Составление коллажа на определённую тему. | Составить коллажа на определённую тему. | |||||
Наблюдение и эксперимент | ||||||
Проведение экспериментов. Прогнозирование результатов эксперимента. | Научиться формулировать проблемы, ставить проблемные вопросы. | |||||
Наблюдения, необходимые для работы над проектом. | Научиться собирать языковой материал и анализировать его. Обучиться статистической обработке полученного материала. | |||||
Оформление результатов наблюдений (экспериментов). | Научиться способам первичной обработки информации, наблюдать, экспериментировать и оформлять результаты. | |||||
Как работать вместе | ||||||
Правила групповой работы. | Научиться работать в группе, команде. | |||||
Общение в группе. Командные роли. | Научиться работать в группе, команде. | |||||
Конфликтная ситуация. Способы разрешения конфликта | Научиться работать в группе, команде. | |||||
Вместе к одной цели | ||||||
Учимся применять способности. | Овладеть навыком отбора иллюстративного материала для представления работы. Познакомиться с лингвистическими методами исследования, применить их на практике. Выработать умение формулировать выводы. | |||||
Учимся взаимодействовать. | Научиться работать в группе, команде. Научиться планировать или проводить эксперимент в команде. | |||||
Учимся презентации. | Овладеть навыком отбора иллюстративного материала для представления работы. | |||||
Работа на компьютере – структурирование материала, создание презентации. | Научиться редактировать и оформлять работу, составлять аннотацию, тезисный план, текст компьютерной презентации, устного доклада. Овладеть навыком отбора иллюстративного материала для представления работы. | |||||
Оформление презентации. | Научиться редактировать и оформлять работу, составлять текст компьютерной презентации. Овладеть навыком отбора иллюстративного материала для представления работы. | |||||
Выпуск брошюры. Работа над проектами. | Обучиться редактированию научного текста; навыкам «свёртывания» и «развёртывания» текста. | |||||
30 31 | Работа над проектами. | 2 | Овладеть навыком отбора иллюстративного материала для представления работы. | |||
Сам себе эксперт | ||||||
Готовимся к публичному выступлению – к защите проекта. | Научиться редактировать и оформлять работу, составлять аннотацию, тезисный план, текст компьютерной презентации, устного доклада. | |||||
Выступление с презентацией своих проектов. | Познакомиться с разными видами представления результатов своей деятельности. | |||||
Анализ проектно-исследовательской деятельности. | Овладеть анализом проделанной работы, участвовать в обсуждении перспективных планов. | |||||
Учимся рефлексировать. Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка. | Обучиться рефлексии на продукт. Научиться оценивать свои и чужие результаты. Научиться составлять текст выступления. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса "Проектная деятельность" в 5 классе по ФГОС
Рабочая программа курса "Проектная деятельность" в 5 классе разработана в соответствии с требованиями ФГОС. Курс входит в раздел учебного плана "Внеурочная деятельность" в 5 классе....
Рабочая программа курса "Проектная деятельность" 6 класс
Рабочая программа курса "Проектная деятельность" составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования для учащихся 6 классов; рассчитана на 35 час...
Программа курса "Проектная деятельность школьников средствами ИКТ"
Курс для 9 класса носит прикладной характер и призван выработать у обучаемых опыт самостоятельной разработки проектов, знания о специфике тематических документов и материалов школьных дисциплин, сформ...
Рабочая программа курса «Проектная деятельность на уроках немецкого языка» для 8 класса
Важнейшей педагогической проблемой сегодня стало внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих детям «открывать» себя, раскрывать свою личность. Критерием успешности по...
Рабочая программа курса "Проектная деятельность" для 6 класса
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской ...
рабочая программа курса проектная деятельность
для внеурочной работы...