«Профессиональное самоопределение педагога»
статья

Выступление на педсовете на тему «Профессиональное партнерство. Совершенствование методического мастерства»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuritsina_e.k.-_professionalnoe_samoopredelenie_pedagoga.docx32.81 КБ

Предварительный просмотр:

 «Счастлив тот человек,
который с радостью идет утром на работу,
а вечером с радостью возвращается домой»

(народная мудрость)


«Профессиональное самоопределение педагога»




      Профессиональное самоопределение - осознание человеком уровня развития своих профессиональных способностей, структуры профессиональных мотивов, знаний и навыков; осознание соответствия их тем требованиям, которые деятельность предъявляет к человеку; переживание этого соответствия как чувства удовлетворенности выбранной профессией. В психологическом плане означает, что человек осознает, что он хочет (цели, жизненные планы, идеалы), что он есть (свои личностные и физические свойства), что он может (свои возможности, склонности, дарования), что от него хочет или ждет коллектив, общество. Профессиональное самоопределение начинается с момента зарождения у человека потребности в выборе профессиональной деятельности на основе самооценки своего уровня профессионализации.
Профессиональное самоопределение – часть жизненного самоопределения, поиск и нахождение смысла в выбираемой, осваиваемой или уже выполняемой трудовой деятельности.
Чем большего вы достигаете в профессиональном становлении, тем больше развиваетесь как личность. Однако профессия педагога имеет свою специфику: он работает с Человеком, а значит, его собственная личность является мощным “рабочим инструментом”. И, чем совершеннее этот инструмент, тем успешнее профессиональный результат. Таким образом, именно в педагогической профессии личностный рост является непременным условием достижения профессионализма.
Что же такое профессионализм?
Профессионализм - степень овладения индивидом профессиональными навыками, а профессионал – индивид, основное занятие которого является его профессией; специалист своего дела, имеющий соответствующую подготовку и квалификацию.
Профессионализм как психологическое и личностное образование характеризуется не столько профессиональными знаниями, навыками, профессионально-значимыми качествами, сколько непередаваемым искусством постановки и решения профессиональных задач, особым пониманием действительности в целом и трудных ситуаций деятельности.
Саморазвитие – это результат профессионального творчества, а не прироста знаний, умений и навыков. Призванием становится интерес, помноженный на труд.
Этапы профессионального становления.
В профессиональном становлении можно выделить две составляющее: становление личностное и становление статусное (внешнее). Как правило, достижение определенного уровня в личностном плане влечет за собой и продвижение по карьерной лестнице, находит свое отражение во внешних проявлениях. В большинстве случаев человек, успешно осваивающий свою профессиональную деятельность, получает признание в обществе.
Теперь давайте рассмотрим все этапы, которые проходит специалист в своем профессиональном продвижении.
Воспользуемся одним из вариантов, предложенным Е.А.Климовым.
ОПТАНТ (или фаза оптанта, оптации). Этап выбора профессии.
АДЕПТ (или фаза адепта). Это человек, уже ставший на путь приверженности к профессии и осваивающий ее (обучение в специализированном учебном заведении: вузе, училище и т.д.)
АДАПТАНТ (или фаза адаптации, “привыкания” молодого специалиста к работе). Адаптации требует вхождение во многие тонкости работы. Кроме того, деятельность педагога связана со множеством непредвиденных ситуаций (хотя их типы, в общем-то, ограничены), для разрешения которых требуется определенный навык. Считается, что для педагога эта фаза длится 3-5 лет.
ИНТЕРНАЛ (или фаза интернала). Это уже опытный работник, который уже может самостоятельно и успешно справляться с основными профессиональными функциями на данном трудовом посту. Он уже как бы внутри профессии, стал “своим” как в сознании других, так и в самосознании.
МАСТЕР (или фаза мастерства). Работник выделяется какими-то специальными качествами, умениями, или универсализмом, широкой ориентировкой в профессиональной области, или тем и другим. Он обрел свой индивидуальный, неповторимый стиль деятельности, его результаты стабильно хороши, он имеет основания считать себя незаменимым работником.
АВТОРИТЕТ (или фаза авторитета). Это мастер своего дела, известный широко в своем кругу или за его пределами (в отрасли, на межотраслевом уровне, в стране). Профессионально-производственные задачи он решает успешно за счет большого опыта, умелости, умения организовать свою работу, окружить себя помощниками.
НАСТАВНИК (или фаза наставничества). Авторитетный мастер своего дела, имеющий единомышленников, последователей, учеников. Он передает опыт молодым. Следит за их ростом, его жизнь наполнена осмысленной перспективой.


2.
Диагностическая работа.
Время проведения: 20  минут.
Методика Резапкиной «Психологический портрет  педагога».
Учитывая, что именно в учебном учреждении происходит эмоциональное, социальное и психическое становление личности, особые требования предъявляются к  педагогу, призванному обеспечить это становление. В каждом образовательном  учреждении есть люди, способные к профессиональному и личностному росту, свободные от догм и стереотипов.
Человеку, способному к саморефлексии, методика «Психологический портрет  педагога» поможет увидеть психологические причины профессиональных затруднений прежде, чем они станут очевидны окружающим, и принять решение – меняться самому или оставить все, как есть.
Инструкция
Уважаемые коллеги! Эта методика поможет вам уточнить свой стиль преподавания и узнать некоторые личностные особенности. Из трех вариантов ответа выберите тот, который точнее всего отражает ваши мысли, чувства, реакции и отметьте в соответствующей клетке крестиком или другим значком. ( всем педагогам раздаются напечатанный материал и карандаши, ручки)

1. В воспитании важнее всего
1) окружить ребенка теплотой и заботой;
2) уважительное отношение к старшим;
3) выработать у него определенные взгляды и умения.
2. Если кто-то в группе отвлекается, я не могу вести занятие
1) да; 2) нет; 3) в зависимости от настроения.
3. Когда  обучающийся на занятии излагает факты, которые мне неизвестны, я испытываю
1) интерес; 2) смущение; 3) раздражение.
4. Если кабинет не приведен в порядок,
1) моя реакция зависит от ситуации;
2) я не обращаю на это внимания;
3) я не могу начать  занятие.
5. В конфликтах с другими людьми я чувствую вину за собой
1) часто; 2) в зависимости от ситуации; 3) редко.
6.Меня считают успешным профессионалом
1) да; 2) затрудняюсь ответить; 3) нет.
7. Для меня важнее
1) отношения с обучающимися; 2) с коллегами; 3) отношения с самим собой.
8. Меня утомляет интенсивное общение с людьми
1) да; 2) иногда; 3) нет.
9. Присутствие на занятии посторонних
1) воодушевляет меня;
2) никак не отражается на моей работе;
3) выбивает меня из колеи.
10. Я делаю замечание ребенку, нарушающему порядок в общественном месте
1) в зависимости от ситуации; 2) нет; 3) обычно.
11.У меня сложились хорошие отношения с коллегами
1) да; 2) не со всеми; 3) нет.
12. Во время перемены я предпочитаю общаться
1) с обучающимися; 2) с коллегами; 3) лучше побыть в одиночестве.
13. Я почти всегда иду на занятие в приподнятом настроении
1) нет; 2) не всегда; 3) да.
14. У меня есть такие качества, по которым я превосхожу других
1) да; 2) нет; 3) не уверен.
15. Я предпочитаю работать под руководством человека, который
1) поддерживает мою инициативу;
2) не проявляет интереса к моей работе;
3) четко регламентирует мою работу.
16. Когда я строю планы, я не сомневаюсь в успехе задуманного
1) обычно; 2) иногда; 3) сомневаюсь.
17. Дома я рассказываю о своей работе
1) часто; 2) иногда; 3) нет.
18. Случайные встречи с обучающимися за пределами  учреждения
1) доставляют мне удовольствие;
2) вызывают у меня чувство неловкости;
3) не вызывают у меня особых эмоций.
19. Бывает, что без видимых причин я чувствую себя счастливой или несчастной
1) часто; 2) редко; 3) никогда.
20. Замечания со стороны коллег и администрации
1) меня мало волнуют; 2) иногда задевают меня; 3) травмируют меня.
21. Во время  занятия я придерживаюсь намеченного плана
1) в зависимости от ситуации; 2) предпочитаю импровизацию; 3) всегда.
22. Для меня очень важно признание моих успехов другими людьми.
1) нет; 2) затрудняюсь с ответом; 3) да.
23. Я занимаюсь делом, которое соответствует моим способностям
1) да; 2) затрудняюсь с ответом; 3) нет.
24. Суждение, что каждого ученика нужно принимать таким, каков он есть
1) принимаю; 2) не принимаю; 3) принимаю частично.
25. Мне не хватает теплоты и поддержки со стороны близких
1) да; 2) иногда; 3) хватает.
26. Мысль о предстоящей встрече с обучающимися или коллегами
1) доставляет мне удовольствие; 2) особых эмоций не вызывает; 3) меня тяготит.
27. Когда я вижу, что обучающийся ведет себя вызывающе по отношению ко мне
1) предпочитаю выяснить отношения;
2) игнорирую этот факт;
3) я плачу ему той же монетой.
28. От того, как воспитывают детей в семье, зависит
1) почти все; 2) кое-что; 3) ничего не зависит.
29. Я испытываю удовольствие, когда думаю о своей работе
1) обычно; 2) иногда; 3) никогда.
30. В работе для меня важнее всего
1) привязанность учеников; 2) признание коллег; 3) душевный комфорт.
31. Успех занятия зависит от моего физического и душевного состояния
1) часто; 2) иногда; 3) не зависит.
32. В дружелюбном отношении со стороны коллег я не сомневаюсь
1) да; 2) затрудняюсь ответить; 3) нет.
33. Если обучающийся высказывает точку зрения, которую я не могу принять
1) пытаюсь понять его точку зрения;
2) перевожу разговор на другую тему;
3) я стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку.
34. Если я захочу, я смогу расположить к себе любого
1) да; 2) в зависимости от ситуации; 3) вряд ли.
35. Меня устраивает организация труда в нашем коллективе
1) да; 2) не совсем; 3) нет.
36. Если при мне незаслуженно наказывают обучающегося
1) я тут же заступлюсь за него;
2) один на один сделаю замечание коллеге;
3) сочту некорректным вмешиваться.
37. Работа дается мне ценой большого напряжения
1) да; 2) иногда; 3) нет.
38. У меня нет сомнений в своем профессионализме
1) да, сомнений нет; 2) затрудняюсь ответить; 3) есть сомнения.
39. По-моему, в детском коллективе важнее всего
1) возможность работать творчески; 2) отсутствие конфликтов; 3) трудовая дисциплина.
40. На детей влияет так много факторов, что усилия родителей сводятся на «нет».
1) нет; 2) не знаю; 3) да.
41. Хорошая зарплата для меня – не главный мотив труда
1) да; 2) затрудняюсь ответить; 3) нет, главный.
42. Высказывание «Я ничему не могу научить этого  ребенка, потому что он меня не любит»
1) принимаю полностью; 2) не принимаю; 3) заставляет задуматься.
43. Мысли о работе мешают мне уснуть
1) часто; 2) редко; 3) никогда не мешают.
44. На собраниях и педсоветах я
1) часто выступаю по волнующим меня вопросам;
2) иногда выступаю по волнующим меня вопросам;
3) предпочитаю слушать других.
45. Я считаю, что педагог может повысить голос на ученика
1) нет; 2) затрудняюсь ответить; 3) да.
46. Люди, не сумевшие реализовать свои возможности, сами виноваты в этом
1) да; 2) в некоторых случаях; 3) нет.
47. Ситуации, когда мне не удается выполнить всю возложенную на меня работу, бывают
1) крайне редко; 2) время от времени; 3) часто.
48. Во время каникул я испытываю потребность в общении с детьми
1) да; 2) нет; 3) иногда.
49. Я нахожу в себе достаточно сил, чтобы справиться с трудностями
1) редко; 2) обычно; 3) всегда.
50. Мне приходилось выполнять приказы людей не вполне компетентных
1) да; 2) не помню; 3) нет.
51. Непредвиденные ситуации на  занятиях
1) можно эффектно использовать;
2) лучше игнорировать;
3) только мешают учебному процессу.
52. Большинство неудач в моей жизни происходило по моей собственной вине
1) да; 2) не всегда; 3) нет.
53. Я получаю удовольствие от работы
1) да; 2) временами; 3) нет.
54. В конфликте между педагогом и  детьми я в душе встаю на сторону
1) ребенка; 2) учителя; 3) сохраняю нейтралитет.
55. В начале или конце учебного года у меня проблемы со здоровьем
1) как правило; 2) не обязательно; 3) проблем со здоровьем нет.
56. Мои обучающиеся относятся ко мне с симпатией
1) да; 2) не все; 3) не знаю.
57. Требования начальства не вызывают у меня протеста, даже если я считаю их не-обоснованными
1) вызывают; 2) не знаю; 3) не вызывают.
58. Успех зависит от способностей и трудолюбия, а не от удачного стечения обстоятельств
1) да; 2) затрудняюсь ответить; 3) нет.
59. Руководство обычно принимает и поддерживает мои идеи
1) да; 2) иногда; 3) нет.

Обработка методики заключается в подсчете отмеченных вариантов в каждом столбце и записи суммы баллов в нижних клетках.
Преобладание одного из трех вариантов ответа (более пяти выборов) в каждой из шести шкал дает основание отнести поведение  педагога, его чувства и реакции к определенной группе, обобщенные характеристики которой представлены в «Комментариях и интерпретации». Чем больше балл, тем выше степень соотнесения с интерпретацией. Если в двух столбцах из трех набрано одинаковое количество баллов (например, по четыре или по пять), значит, поведение сочетает признаки двух групп. Это может свидетельствовать о том, что поведенческие установки  педагога окончательно не сформированы, он только ищет свой неповторимый профессиональный почерк. Другая возможная причина – разнообразие поведенческих стереотипов. В любом случае работа с методикой поможет оценить наличную модель профессионального поведения и выбрать оптимальную.

КОММЕНТАРИИ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ.
1.
ПРИОРИТЕТНЫЕ ЦЕННОСТИ.
1.1. Преобладание первого варианта говорит об особой значимости для педагога интересов и проблем детей. В основе отношений лежит безусловное принятие  обучающихся, которые безошибочно чувствуют человека, готового отстаивать их интересы, и платят ему доверием и любовью. На занятиях такого  педагога  дети чувствуют себя в безопасности и комфорте. Благоприятная эмоциональная обстановка дает возможность плодотворной работы и сохраняет психическое здоровье как педагога, так и детей;
1.2. Преобладание второго варианта говорит об особой значимости для  педагога его отношений с коллегами, об ориентации на их мнение, что может свидетельствовать о групповой зависимости, которая нередко объясняется низкой самооценкой.  Педагога мало интересует внутренний мир ребенка. В отношениях с таким педагогом  обучающиеся ведут себя настороженно, напряженно, не видят в нем союзника. Отношения в лучшем случае не носят личностной окраски или пронизаны чувством недоверия и отчуждения;
1.3. Преобладание третьего варианта говорит о «самодостаточности»  педагога, концентрации на своих переживаниях и проблемах. В отношениях с коллегами и  детьми преобладает сдержанность, отчужденность, которая может быть вызвана как личностными особенностями, так и неблагополучным психоэмоциональным состоянием (избегание контактов, вызванное усталостью и нервным истощением). Возможно, круг интересов  педагога не исчерпывается  детскими проблемами, есть и другие возможности самореализации. Нередко в этом случае человек ищет опору в себе и вне учреждения.

2.
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ
Особенности поведения и восприятия  педагога во многом обусловлены состоянием его нервной системы. При информационных и эмоциональных перегрузках, характерных для работы  с детьми, возможны нарушения двигательного и речевого поведения педагога, проблемы со здоровьем.
2.1. Преобладание первого варианта говорит о неблагополучном психоэмоциональном состоянии педагога. Его главные признаки: острая реакция на раздражающие факторы; низкая эмоциональная устойчивость; склонность к тревоге; трудности социальной адаптации; наличие психосоматической симптоматики; сниженные результаты при исследовании интеллекта. В отдельных случаях преобладание первого варианта может быть вызвано стремлением преувеличить свои проблемы;
2.2. Преобладание второго варианта или присутствие в равной степени всех трех вариантов ответов позволяет предположить нестабильность психоэмоционального состояния  педагога, которое, как правило, определяется тремя факторами в их различных сочетаниях: врожденная повышенная чувствительность нервной системы; неблагополучное стечение обстоятельств; личностные особенности, определяющие неадекватную реакцию на них;
2.3. Преобладание третьего варианта говорит о благополучном психоэмоциональном состоянии, которое определяет эффективность работы  педагога, дает возможность не терять самообладания в экстремальных ситуациях и принимать верные решения. Эмоциональная стабильность, предсказуемость и работоспособность  педагога благотворно влияют на психологический климат в учреждении, если только человек не стремится преуменьшить свои проблемы.

3.
САМООЦЕНКА
Самооценка, или самовосприятие – это оценка человеком самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Представления  педагога о принципах преподавания, вся его «личная педагогическая философия» во многом определяются его самооценкой.
3.1. Предпочтение первого варианта говорит о позитивном самовосприятии, свойственном человеку, в полной мере реализующему свои возможности. Педагогам, обладающим позитивным самовосприятием, легко создавать на уроке атмосферу живого общения, вступая с обучающимися в тесные контакты и оказывая им психологическую поддержку. Они доверяют людям и ждут от них дружелюбия, а не враждебности;  ребенка воспринимают как личность, заслуживающую уважения;
3.2. Преобладание второго варианта, а также наличие всех трех вариантов ответов говорит о неустойчивой самооценке, которая может меняться в зависимости от ситуации. При удачном стечении обстоятельств человек с неустойчивой самооценкой испытывает эмоциональный и творческий подъем. В эти моменты он раскован, уверен в себе, у него все получается. Снижение самооценки в «полосе неудач» негативно влияет на эффективность взаимодействия с окружающими, затрудняя решение профессиональных и жизненных проблем;
3.3. Преобладание третьего варианта свидетельствует о негативном самовосприятии. Такому человеку трудно вступать в свободное общение с другими. Переход на неформальный стиль преподавания, требующий интеллектуального, эмоционального и нравственного напряжения, обнажает уязвимые места, создает угрозу внутренней согласованности.

4.
СТИЛЬ ПРЕПОДАВАНИЯ
На формирование стиля оказывает влияние целый ряд факторов: личностные особенности, жизненные установки, опыт. Стиль преподавания может способствовать эффективности работы  педагога или осложнять выполнение педагогом своих профессиональных обязанностей.
4.1. Преобладание первого варианта ответов говорит о демократическом стиле педагога.  Педагог привлекает  детей к принятию решений, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества  обучающихся. Основные методы воздействия: побуждение, совет, просьба. Удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость, естественность и доброжелательность в общении, способствующие эффективности обучения;
4.2. Преобладание второго варианта ответа указывает на черты либерального (попустительского) стиля. Такой  педагог уходит от принятия решений, передавая инициативу обучающимся, коллегам, родителям. Организацию и контроль работы  обучающихся ведет без системы, проявляет нерешительность, испытывает чувство зависимости от детей. Для такого  педагога  характерна низкая самооценка, тревога и неуверенность в себе, низкий жизненный тонус, неудовлетворенность своей работой;
4.3. Преобладание третьего варианта говорит об авторитарных тенденциях.  Педагог использует свои права, не считаясь с мнением детей и требованием ситуации. Главные методы воздействия – приказ, поучение. На  занятиях дети такого педагога чувствуют себя неуютно, теряют активность и самостоятельность, их самооценка падает. Возможны конфликтные ситуации. Авторитарный стиль в чистом виде представляет собой стрессовую воспитательную стратегию.

5.
УРОВЕНЬ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ
Уровень субъективного контроля показывает, какую меру ответственности за наши отношения с людьми и факты нашей жизни мы готовы взять на себя. Профессия педагога требует готовности отвечать за другого человека, иногда ценой своего душевного комфорта и личного времени.
5.1. Преобладание первого варианта говорит о высоком уровне субъективного контроля. Люди с высоким уровнем субъективного контроля принимают на себя ответственность за все, что происходит в их жизни, объясняя это своим характером и поступками, а не внешними обстоятельствами (помощь или препятствия со стороны людей и обстоятельств). Такие люди не склонны подчиняться давлению других, остро реагируют на посягательства на личную свободу, обладают высокой поисковой активностью и уверенностью в себе;
5.2. Наличие в равной степени всех трех вариантов или преобладание второго говорит о недостаточной сформированности ответственности за сложившиеся отношения и обстоятельства своей жизни;
5.3. Преобладание третьего варианта говорит о сниженном уровне субъективного контроля. Есть прямая зависимость между уровнем субъективного контроля педагога и степенью его удовлетворенности своей профессиональной деятельностью. Педагоги, имеющие низкий уровень субъективного контроля, более других подвержены феномену «сгорания».

6.
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРУДОМ
Удовлетворенность трудом – общее понятие, отражающее степень душевного благополучия профессионала. Удовлетворенность трудом зависит от интереса к своей работе, личностных качеств человека, психологического климата в коллективе, условий работы, профессиональной успешности.
6.1. Преобладание первого варианта говорит о высокой степени удовлетворенности своим трудом, проявляющейся в интересе к процессу и результатам своей деятельности; конструктивных взаимоотношениях с коллегами и руководством, основанных на взаимоуважении. Уровень притязаний человека, удовлетворенного своим трудом, соответствует уровню его профессиональных достижений;
6.2. Наличие в равной степени всех трех вариантов или преобладание второго говорит о недостаточной удовлетворенности человека своим трудом, низкой профессиональной мотивации, слабом интересе к процессу и результатам своей профессиональной деятельности, трудностях трудовой адаптации;
6.3. Преобладание третьего варианта говорит о неудовлетворенности человека своим трудом, проявляющейся в отсутствии интереса к своей работе, демотивации, невозможности полноценной профессиональной самореализации на данном рабочем месте, проблемах трудовой адаптации.
То, что я делаю, я не назвал бы работой.

Это высокое наслаждение, удовольствие, огромная радость,
ни с чем не сравнимая.
 
Л. Ландау




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение по дополнительной образовательной программе по театральному творчеству «Постижение» как ступень к профессиональному самоопределению подростка (из опыта работы педагога ДО Вициной И.И.)

Преимуществом данной программы и ее отличительными чертами от других образовательных программ по театральному творчеству является не только ее духовно-нравственная направленность, н...

Роль педагога-психолога в профессиональном самоопределении школьника (в условиях ФГОС)

      В современной школе требуется создать такие условия обучения, при которых дети могли бы раскрыть свои потенциальные возможности, подготовиться к жизни в условиях повышенной...

Диагностический инструментарий социального педагога по профессиональному самоопределению воспитанников

Данный диагностический инструментарий содержит анкеты, опросники, тесты по выявлению профессиональной направленности воспитанников...

Роль педагога-психолога в профессиональном самоопределении выпускников.

Обобщение опыта по роли педагога-психолога в профессиональном самоопределении выпускников.Работа представлена в двух файлах: 1. обоснование проблемы преподавания курса по профориентации в на...

Методические рекомендации для педагога-психолога по проведению родительского собрания в 9 класса по теме: "Проблемы учащихся 9 класса в профессиональном самоопределении и пути их решения"

В девятом классе завершается обучение ребенка в средней общеобразовательной школе. Основная задача, которая стоит перед учащимися девятого класса, – принятие решения о характере дальнейшего обра...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования «Проектная деятельность обучающихся по профориентационной тематике как технология педагогического сопровождения процессов их профессионального самоопределения»

Цель предлагаемого материала - оказать педагогам дополнительного образования  методическую помощь  в области педагогического сопровождения процессов профессионального самоопределения детей и...

Методическая разработка «Аналитико-рефлексивная деятельность педагогов с целью совершенствования содержания ДООП и педагогических средств реализации программ в части содействия профессиональному самоопределению обучающихся

Методическая разработка адресована педагогам дополнительного образования. Ее актуальность обусловлена необходимостью для педагога: систематизировать свои представления о направлениях и компонентах про...