«Воспитание гражданской позиции и патриотизма подрастающего поколения с помощью физкультуры и спорта»
методическая разработка
Патриотическое воспитание в современных условиях приобретает особую актуальность и значимость. Патриотизм и культура межнациональных отношений имеют большое значение в социальном, духовном, нравственном и физическом развитии личности человека. Патриотизм является одной из важнейших составляющих общенациональной идеи Российского государства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Воспитание гражданской позиции | 21.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая тема: «Совершенствование форм и методов нравственно-патриотического воспитания в условиях учреждения дополнительного образования»
тема: «Воспитание гражданской позиции и патриотизма подрастающего поколения с помощью физкультуры и спорта»
Патриотическое воспитание в современных условиях приобретает особую актуальность и значимость. Патриотизм и культура межнациональных отношений имеют большое значение в социальном, духовном, нравственном и физическом развитии личности человека. Патриотизм является одной из важнейших составляющих общенациональной идеи Российского государства.
В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» отмечается, что в силу своей специфики спорт и физическая культура обладают огромным воспитательным потенциалом, являются мощнейшим механизмом в формировании таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм.
Особенно актуальной становится проблема формирования любви к Отечеству, к своей «Малой родине». Необходимо расширять кругозор учащихся, знакомить их с жизнью родного города, воспитывать любовь к малой Родине, гордость за свой народ, воспитывать патриотизм, идеалы гуманизма и справедливости.
Задачи патриотического воспитания:
1. Воспитание у учащихся гражданственности, патриотизма, целеустремлённости, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе.
2. Формирование у учащихся взглядов и убеждений по вопросам патриотизма и межнациональных отношений на основе сохранения и развития чувства гордости за свою страну.
3. Воспитание личности гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.
4. Организация практической деятельности учащихся Центра по формированию патриотического поведения и культуры межнациональных отношений.
3. Формирование у учащихся патриотизма и культуры межнациональных отношений выступают как составные элементы его мировоззрения и отношения к Родине, другим нациям и народам. Только на основе возвышенных чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине, проявляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.
Верный путь к этой активной жизнедеятельности детей, направленной на сохранение и улучшение своего состояния здоровья – здоровый образ жизни, неприятие к различным нарушениям режима, физическую активность и гигиенические навыки. Сохранение и укрепление здоровья с помощью физкультуры и спорта – это личный долг каждого гражданина нашей страны.
Противостоять пагубному влиянию на детей, пропаганды жестокости, насилия, равнодушия, цинизма, которые показывают с экранов телевизоров и сети интернета, поможет школа, семья, дополнительное образование в организации системы патриотического воспитания.
Эти организации всегда были борцами за сохранение нравственности, человеческого уклада жизни, моральных устоев Российского общества.
Процесс выработки нравственных представлений по вопросам патриотизма и гражданственности в Центре осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся в образовательном, соревновательном и внеучебном процессе.
Именно в юном возрасте происходит интенсивное формирование личности спортсмена – идет процесс накопления опыта поведения человека. Сегодня спорт молодеет. Учащиеся познают науку побеждать. Побеждать собственное «не могу и не хочу», физические нагрузки, уважать свой труд и труд партнера, тренера-преподавателя. Тренировки формируют у учащихся волю, характер, настойчивость в достижении цели, умение управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в разнообразных сложных ситуациях, своевременно принимать решение, разумно рисковать или воздержаться от риска. Спортсмен тренируется рядом с партнером, соревнуется с соперником и обогащается опытом человеческого общения, учится понимать других. Таким образом, через физическую культуру, личный контакт тренера и учащегося происходит воспитание в широком смысле слова.
Педагогическое сопровождение тренировочного процесса заключается в сообщении знаний о социально значимых ценностях с помощью индивидуальных и коллективных бесед, диспутов, встреч со спортсменами, на которых обсуждаются вопросы проявления мужества и чести, проявляемых во время спортивных соревнований, освещении славных событий истории страны, о правильной организации жизни и деятельности в системе воспитательных физкультурных мероприятий, которые должны создавать условия, чтобы практическая деятельность соответствовала принципам поведения, установленным в обществе.
Формирование спортивно-патриотических компетенций учащихся – основное направление воспитательной деятельности в Центре.
Основными формами спортивно-патриотического воспитания являются:
- проведение тематических бесед и диспутов, праздников;
- посещение исторических мест (экскурсии в городе и на выезде);
- беседы на общественно-политические, нравственные темы;
- встречи с ветеранами, интересными людьми;
- беседы о выдающихся достижениях российских спортсменов разных видов спорта;
- торжественное чествование победителей соревнований;
- просмотр соревнований;
- оформление стендов с освещением спортивно-массовых мероприятий;
- проведение соревнований различного уровня;
- взаимосвязь с общеобразовательными школами и школьными организациями.
Развивая чувство патриотизма и любви к Родине педагогический коллектив использует все возможности тренировочного процесса и мероприятий вне занятий, формируя у обучающихся мотивацию к занятиям спортом, нравственные и гражданские позиции по отношению к окружающим людям. Можно отметить, что всем, учащимся в Центре, есть с кого брать пример.
Воспитательные мероприятия по формированию чувства гражданственности и патриотизма у учащихся в за 2018-2019 учебный год (см. план)
Участие в данных спортивно-массовых мероприятия дают возможность показать профессионализм и результат работы своего тренера, своего клуба, продемонстрировать собственный талант, спортивные наработки и достижения. Кроме того, выступая, учащиеся дают возможность зрителям приобщиться к миру спорта, ощутить положительные эмоции, а для родителей и тренеров это дополнительный повод гордиться своими учениками.
Достижение спортивных результатов на основе разносторонней подготовки и выступления на соревнованиях различного уровня дает новый импульс формированию глубоких эмоциональных переживаний, морально-волевых качеств, позволяющих положительно влиять на рост спортивного мастерства, опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины. Целенаправленная работа по патриотическому воспитанию средствами физической культуры и спорта, обеспечивает формирование патриотических чувств у учащихся в нашем Центре.
Проводя занятия в спортивных секциях ДЮЦ «Юбилейный» по различным видам спорта, привлекая детей к участию в массовых соревнованиях: легкоатлетические эстафетные пробеги, Всероссийская массовая лыжная гонка «Лыжня России», турнирах по мини-футболу, настольному теннису, шахматам и шашкам, дартс, спортивных эстафетах и праздниках «Зимние забавы», «Быть здоровым – классно!», в Спартакиаде Центра - мы также участвуем в воспитании активных, здоровых и физически развитых детей и подростков, устремленных к разностороннему развитию и проявлению своих способностей.
Прогресс любого государства, включая материальный, основан на его духовном развитии. Духовные ценности любой нации и общества становятся важнейшим фактором, определяющим их будущее развитие.
Особенности патриотизма и гражданственности каждого конкретного человека является не только любовь к своей Родине, верность ей, но и постоянное, нацеленное регулирование своего поведения, сознания, чувств во всех сферах жизни, таких как производственная, учебная и спортивная деятельность, быт, семейные и личностные отношения.
Чрезвычайно актуальна, как для настоящего, так и для будущего России проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения.
Повседневные занятия физическими упражнениями содействуют духовному и физическому оздоровлению детей и молодежи, их активному участию в разнообразных формах творческой социально-полезной деятельности, включая физическую культуру, спорт и искусство, формированию и развитию ориентации на духовно-нравственные ценности, в том числе в отношениях друг с другом, развитие лучших черт, присущих россиянам – доброты, милосердия, высокой духовности в сочетании с физической силой, здоровьем и талантливостью в самых различных областях творческой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы учителя английского языка: Краеведение на уроках английского языка как средство воспитания гражданской позиции и формирования межкультурной компетенции
Статья может быть интересна учителям иностранных языков, истории, начальных классов, занимающимся организацией урочной, внеклассной, исследовательской деятельности. Краеведение помогает не только прив...
«Воспитание гражданской позиции гимназистов в экологической деятельности»
В условиях экологического кризиса планеты для выпускников школы наряду с глубокими, прочными знаниями жизненно важны нравственные ценностные ориентации, экологически грамотные поведенческие навыки и у...
Литература как средство воспитания гражданской позиции
Школа нового времени должна раскрывать личность ребёнка, воспитывать в детях интерес к учёбе для достижения главной цели-развития самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, с яр...
Воспитание гражданской позиции через школьную газету
Школьная газета «Отражение» - современное средство формирования активной̆ гражданской̆ позиции, воспитания патриотизма, а также средство повышения интереса к учѐбе и, в цело...
Литература как средство воспитания гражданской позиции
Урок по теме«Проблема маленького человека в «Петербургских повестях Н.В.Гоголя» в 9 классе...
"Организация внеурочной деятельности по воспитанию гражданской позиции"
В данной работе отражена передача опыта по формированию гражданской позиции обучающихся....
«Взаимосвязь воспитания гражданской позиции школьников и формирования навыков безопасного правового поведения в цифровом пространстве современного мира»
примеры организации работы по патриотическому воспитанию во внеурочное время...