Литература как средство воспитания гражданской позиции
методическая разработка по литературе (9 класс)
Урок по теме«Проблема маленького человека в «Петербургских повестях Н.В.Гоголя» в 9 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по теме«Проблема маленького человека в «Петербургских повестях Н.В.Гоголя» в 9 классе | 268.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Урок по теме «Проблема маленького человека в « Петербургских повестях» Н .В.Гоголя»» в 9 классе «В нравственной области Гоголь был гениально одарён; ему было суждено круто повернуть всю русскую литературу от эстетики к религии. Все черты, характеризующие «великую русскую литературу», ставшую мировой, были намечены Гоголем: её религиозно- нравственный строй, её гражданственность, её пророческий пафос и мессианство. С Гоголя начинается широкая дорога, мировые просторы…» Константи́н Васи́льевич Мочу́льский — выдающийся критик и литературовед первой половины 20-го века
Цель урока - интерпретация художественного текста , осмысление поступков героев Образовательная цель: учить анализировать отдельное произведение в цикле, уметь выделять основные проблемы в «Петербургских повестях» Гоголя. Развивающая цель: развивать навык анализа эпического произведения, сформировать умение выделять романтические и реалистические черты в «Петербургских повестях» Гоголя. Воспитательная цель: прививать уважительное отношение к чувствам и мыслям других людей.
Задачи урока: Интеллектуальное развитие учащихся, Сопоставление содержания художественных текстов на примере «» Обогащение знаний школьников о творчестве Н.В. Гоголя, своеобразии его художественного мира.
Этапы урока Актуализация знаний учащихся – представление презентаций - проектов по «» ребенок на фоне проекта Задания группам объяснить слова концепты, опираясь на поступки героев, авторскую позицию , собственный читательский опыт Работа в группах - итог работы Подведение итогов урока к чему пришли
Актуализация знаний учащихся – представление презентаций - проектов Учащиеся представляли результат домашних исследований в форме презентаций собственных проектов по темам «» На этом этапе работы был достигнут результат, пришли к выводу, что Гоголь раскрывает тему « маленьк …. Сталкивая « м.ч » с миром жестокости, равнодушия, насилия, автор раскрывает острые социальные проблемы Мы видим боль автора – это проявление гражданской позиции Маленький человек способен на бунт
Задания группам (4 группы) Каждая группа получает задание раскрыть следующие понятия и проиллюстрировать их примерами из текстов Нравственность ( Невский проспект) Духовный мир (Записки сумасшедшего ) Корысть ( Портрет) Гражданственность ( Шинель) В результате работы пришли к выводу: в разоблачении всего, что попирает свободу человеческой личности, не дает человеку созидательно трудиться и жить. нравственность
Вот почему нам так дорог великий писатель-гражданин, не захотевший мириться с печальными явлениями русской жизни того времени. Писатель вывел целую галерею помещиков-уродов. До какой степени нищеты и разорения довели своих крестьян эти Собакевичи, Маниловы, Плюшкины. Изображая тяжелый, бедный быт крепостных крестьян, Гоголь нещадно критикует их хозяев. Именно об этом мы поговорим на наших следующих уроках.- ЭТО НЕБОЛЬШОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ .
подведение итогов Воспитанию каких гражданских качеств служат «Петербургские повести» Н.В.Гоголя ? – на ключевой вопрос урока мы дали ответ: Ответственность за свою и чужую жизнь, за поступки Сопереживание, сочувствие Участие человека в жизни общества, БАЛЛЫ . по 2 балла за каждый ответ.
Мы не должны Быть слабыми Корыстными Бездушными Безвольными
Гоголь - гражданин Нам, соотечественникам великого писателя и столь же великого гражданина России, есть у кого учиться гражданскому чувству. Это, обращаясь к нам в будущее, Гоголь говорил: “Забирайте с собой в путь, выходя из мягких лет юности в суровое, ожесточающее мужество, собирайте с собой все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом”.
ГР Гражданственность А – осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия (поступки) в отношении к окружающему в личном и общественном плане , которые направлены на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов.
Гражданственность – это один из непременных нравственных ориентиров благородного человека, любящего свое Отечество. Гражданственность – это сочетание патриотизма, моральной цельности и правовой культуры человека. Гражданственность – это осознание человеком своих обязанностей по отношению к родной стране. Гражданственность – это безусловное чувство собственного достоинства, ведущее человека к совершенству.
Преимущества гражданственности. Гражданственность даёт гордость – за свою страну, ее историю и культуру. Гражданственность даёт уверенность – в выборе правильных целей и правовых методов их достижения. Гражданственность даёт сопричастность – к судьбе не только своей семьи, но и страны. Гражданственность даёт свободу – если понимать её, как осознанную необходимость. Гражданственность даёт уважение – к законам и государственным институтам. Гражданственность даёт силы – для проявления человеческого достоинства в любых ситуациях.
Прошлому и печальному настоящему великий писатель противопоставляет великое будущее нашей Родины: “Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека!” Так верить в свой народ и предсказывать его будущее величие мог только великий гражданин России. А его вдохновенный, поэтический образ птицы-тройки, которая несется вперед и перед которой “расступаются и дают ей дорогу другие народы и государства”! Разве это восклицание не достойно принадлежать устам великого человека !
Нам, соотечественникам великого писателя и столь же великого гражданина России, есть у кого учиться гражданскому чувству. Это обращаясь к нам в будущее Гоголь говорил: “Забирайте с собой в путь, выходя из мягких лет юности в суровое, ожесточающее мужество, собирайте с собой все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом”.
спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ученическое самоуправление как средство становления гражданской позиции.
В статье рассматривается проблема гражданского воспитания в современной школе. Школьное самоуправление представлено как средство становления гражданской позиции обучающихся....
Статья "Игровые технологии-как средство развития гражданской позиции у подростков "
В статье описывается опыт работы педагогов Дворца творчества детей и молодежи по организации и проведению мероприятий, способствующих формированию у подростков гражданской позиции и чувства патриотизм...
Из опыта работы учителя английского языка: Краеведение на уроках английского языка как средство воспитания гражданской позиции и формирования межкультурной компетенции
Статья может быть интересна учителям иностранных языков, истории, начальных классов, занимающимся организацией урочной, внеклассной, исследовательской деятельности. Краеведение помогает не только прив...
Воспитание толерантности на уроках русского языка и литературы как фактор формирования гражданской позиции учащихся
В статье описана система работы учителя русского языка и литературы по воспитанию толерантности учащихся....
Программа деятельности СДО «Патриот» Исилькульского района «Инициатива» как средство формирования гражданской позиции детей и молодёжи
Важную роль в организации воспитательного пространства для формирования активной гражданской позиции детей и молодёжи на территории Исилькульского района играет Союз детских объединений «Патриот» (коо...
Литература как средство воспитания гражданской позиции
Школа нового времени должна раскрывать личность ребёнка, воспитывать в детях интерес к учёбе для достижения главной цели-развития самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, с яр...
Волонтерская деятельность, как средство фомирования гражданской позиции обучающихся
Современное общество постепенно утрачивает свои жизненные ориентиры. Люди все больше и больше поглощаются идеологией индивидуализма, эгоизма, цинизма. Люди становятся все больше и больше безучас...