Литература как средство воспитания гражданской позиции
презентация к уроку по литературе (9 класс) на тему

Школа нового времени должна раскрывать личность ребёнка, воспитывать в детях интерес к учёбе для  достижения главной цели-развития самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, с ярко выраженными гражданскими позициями, способной к самореализации в обществе.

Духовно-нравственное  воспитание реализуется на уроках литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bokuchava.pptx2.27 МБ
Файл literatura_kak_sredstvo_vospitaniya_grazhdanskoy_pozitsii.docx23.77 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литература как средство воспитания гражданской позиции учитель русского языка и литературы Бокучава М.В. 2017 у.г .

Слайд 2

Теория : Духовно-нравственное воспитание как часть гражданского воспитания Подростковый возраст - это сложный период в развитии каждого человека. Как свидетельствуют многие литературные источники, учёбе подростки уделяют всё меньше и меньше внимания. Однако, в этом возрасте происходит активное развитие интеллектуальных способностей учащихся, формируются определенные духовно-нравственные и гражданские позиции. поэтому очень важно направить их взгляды в правильное русло, заинтересовать подростка учебным материалом, сосредоточить его внимание на интересной учебной работе, ради результата, который ожидается в будущем Школа нового времени должна раскрывать личность ребёнка, воспитывать в детях интерес к учёбе для достижения главной цели-развития самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, с ярко выраженными гражданскими позициями, способной к самореализации в обществе.

Слайд 3

Духовно-нравственное воспитание реализуется на уроках литературы Ведь именно в школе закладываются основы патриотизма, гуманизма, бережного отношения к историческому прошлому народа, нравственных идеалов и ценностей. Литература - один из предметов гуманитарного цикла. Она помогает ученику почувствовать единство мира и человека. Задача словесника - выявить общечеловеческие ценности, способствовать воссоединению целостного мировосприятия. Любое художественное произведение знакомит нас с целями жизни героя. Стремления и поступки персонажей определяются системой их личностных ценностей. В наш век процветает бездуховность . Все прежние идеалы растоптаны, а новых нет. Любовь, красота, нравственная ценность существуют. И цель литературы - находить их.

Слайд 4

Гражданин- это слово «концепт». Воспитание настоящего человека и гражданина начинается со школ ы . Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика? Как развить в учащихся гражданское самосознание.Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Литература - сфера прекрасного. Она должна очищать и облагораживать человека силой художественного слова. Исходя из вышесказанного, можно выдвинуть ряд задач в преподавании литературы: …воспитать всесторонне развитого человека; …активизировать мыслительную деятельность учащихся; …формировать обобщённые знания и умения; …воспитывать эстетически подготовленного читателя, духовно и нравственное развитого гражданина

Слайд 5

Формы и методы работы на уроках литературы разнообразны . Я выбрала для работы с учащимися технологию критического мышления + групповая форма работы Критический мыслитель: 1.Формирует собственное мнение 2.Совершает обдуманный выбор между различными мнениями 3.Решает проблемы 4.Аргументировано спорит 5.Ценит совместную работу, в которой возникает общее решение 6.Умеет ценить чужую точку зрения и сознает, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов. А всё это помогает в развитии Гражданских чувств у учащихся .

Слайд 6

групповая форма работы обеспечивает процесс здоровьесбережения : активная и многогранная деятельность, смена её видов, непринуждённость обстановки – всё это ведёт к тому, что дети не устают и не испытывают психологического дискомфорта; У учащихся формируются те навыки, которые необходимы современному человеку – самостоятельность и коллективизм, умение находить и применять нужную информацию, творчески её перерабатывать. Учащиеся и учитель приобретают неоценимый опыт обучения в сотрудничестве. Это главный фактор духовно-нравственного развития учащегося.

Слайд 7

уроки по творчеству Н.В.Гоголя – это уроки гражданского воспитания учащихся

Слайд 8

Урок по теме «Проблема маленького человека в «Петербургских повестях Н.В.Гоголя» « В нравственной области Гоголь был гениально одарён; ему было суждено круто повернуть всю русскую литературу от эстетики к религии. Все черты, характеризующие «великую русскую литературу», ставшую мировой, были намечены Гоголем: её религиозно- нравственный строй, её гражданственность, её пророческий пафос и мессианство. С Гоголя начинается широкая дорога, мировые просторы…» Константи́н Васи́льевич Мочу́льский — выдающийся критик и литературовед первой половины 20-го века

Слайд 9

Цель урока - интерпретация художественного текста , осмысление поступков героев Образовательная цель: учить анализировать отдельное произведение в цикле, уметь выделять основные проблемы в «Петербургских повестях» Гоголя. Развивающая цель: развивать навык анализа эпического произведения, сформировать умение выделять романтические и реалистические черты в «Петербургских повестях» Гоголя. Воспитательная цель: прививать уважительное отношение к чувствам и мыслям других людей.

Слайд 10

Задачи урока: Интеллектуальное развитие учащихся, Сопоставление содержания художественных текстов на примере «Петербургских повестей» Обогащение знаний школьников о творчестве Н.В. Гоголя, своеобразии его художественного мира.

Слайд 11

Этапы урока : 1-ый этап. Актуализация знаний учащихся – представление презентаций - проектов по «Петербургским повестям» » Учащиеся представили результат домашних исследований в форме презентаций собственных проектов по темам «Петербургских повестей» На этом этапе работы учащиеся пришли к выводу, что Гоголь раскрывая тему «маленького человека» и сталкивая его с миром жестокости, равнодушия, насилия, поднимает острые социальные проблемы. Мы видим боль автора – это проявление гражданской позиции самого автора.

Слайд 12

2-й этап . Задания группам (4 группы)объяснить слова концепты, опираясь на поступки героев, авторскую позицию , собственный читательский опыт Каждая группа получает задание раскрыть следующие понятия и проиллюстрировать их примерами из текстов Нравственность ( Невский проспект) Духовный мир (Записки сумасшедшего ) Корысть ( Портрет) Гражданственность ( Шинель) В результате работы пришли к выводу: в разоблачении всего, что попирает свободу человеческой личности, не дает человеку созидательно трудиться и жить.

Слайд 13

3-ий этап. Подведение итогов: На ключевой вопрос урока «Воспитанию каких гражданских качеств служат «Петербургские повести» Н.В.Гоголя?» мы дали ответ: . Мы должны уметь нести ответственность за свою и чужую жизнь, за поступки . Сопереживать,сочувствовать .Участвовать в жизни общества. Мы не должны Быть .Слабыми .Безвольными .Корыстными .Бездушными

Слайд 14

Без сомнения , что Гоголь-гражданин Прошлому и печальному настоящему великий писатель противопоставляет великое будущее нашей Родины: “Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека!” Так верить в свой народ и предсказывать его будущее величие мог только великий гражданин России. Нам , соотечественникам великого писателя и столь же великого гражданина России, есть у кого учиться гражданскому чувству. Это, обращаясь к нам в будущее, Гоголь говорил: “Забирайте с собой в путь, выходя из мягких лет юности в суровое, ожесточающее мужество, собирайте с собой все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом”.

Слайд 15

Литература Цикл произведений «Петербургские повести Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2011, 143 с. Вопросы воспитания на уроках русского языка и литературы. / Под ред. Т.З.Трапезниковой. - М.: Просвещение, 2011. - 179с Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. — М., Педагогика, 1989.



Предварительный просмотр:

           Литература как средство воспитания гражданской позиции

 
учитель русского языка   и литературы
Бокучава   М.В.
 2017 у.г.

   

         Теория : Духовно-нравственное воспитание как часть гражданского      воспитания

          Подростковый возраст - это сложный период в развитии каждого человека. Как свидетельствуют многие литературные источники, учёбе подростки уделяют  всё  меньше и  меньше внимания. Однако, в этом возрасте происходит активное развитие интеллектуальных способностей учащихся, формируются определенные  духовно-нравственные  и гражданские позиции. поэтому очень важно направить их взгляды в правильное  русло, заинтересовать подростка учебным материалом, сосредоточить его внимание на интересной учебной работе, ради результата,  который ожидается в будущем Школа нового времени должна раскрывать личность ребёнка, воспитывать в детях интерес к учёбе для  достижения главной цели-развития самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, с ярко выраженными гражданскими позициями, способной к самореализации в обществе.

Духовно-нравственное  воспитание реализуется на уроках литературы. Ведь именно в школе закладываются основы патриотизма, гуманизма, бережного отношения к историческому прошлому народа, нравственных идеалов и ценностей. Литература - один из предметов гуманитарного цикла. Она помогает ученику почувствовать единство мира и человека. Задача словесника - выявить общечеловеческие ценности, способствовать воссоединению целостного мировосприятия. Любое художественное произведение знакомит нас с целями жизни героя. Стремления и поступки персонажей определяются системой их личностных ценностей.

          В наш век процветает  бездуховность. Все прежние идеалы растоптаны, а новых нет. Любовь, красота, нравственная ценность существуют. И цель литературы - находить их.

        Гражданин- это слово «концепт». Воспитание настоящего человека и гражданина    начинается со школы. Литература - сфера прекрасного. Она должна очищать и облагораживать человека силой художественного слова.

        Исходя из вышесказанного, можно выдвинуть ряд задач в преподавании литературы:

-воспитать всесторонне развитого человека;

-активизировать мыслительную деятельность учащихся;

-формировать обобщённые знания и умения;

-воспитывать эстетически подготовленного читателя, духовно и нравственное развитого гражданина  

        Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика? Как развить в учащихся  гражданское самосознание. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе.

    Формы и методы работы на уроках литературы разнообразны.Я выбрала для работы с учащимися технологию критического мышления + групповая форма  работы.

Критический мыслитель:

1.Формирует собственное мнение

2.Совершает обдуманный выбор между различными мнениями

3.Решает проблемы

4.Аргументировано спорит

5.Ценит совместную работу, в которой возникает общее решение

6.Умеет ценить чужую точку зрения и сознает, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под  влиянием многих факторов.

      А всё это помогает в развитии  гражданских чувств  у учащихся.  

 Групповая форма  работы

обеспечивает  процесс здоровьесбережения: активная и многогранная деятельность, смена её видов,  непринуждённость обстановки – всё это ведёт к тому, что дети не устают и не испытывают психологического дискомфорта;

    У учащихся формируются те навыки, которые необходимы современному человеку – самостоятельность и коллективизм, умение находить и применять нужную информацию, творчески её перерабатывать.  

Учащиеся и учитель приобретают неоценимый опыт обучения в сотрудничестве.

         Это главный фактор духовно-нравственного развития учащегося.

  Уроки по творчеству Н.В.Гоголя  – это уроки гражданского воспитания учащихся.
 
Урок по теме  «Проблема  маленького человека в «Петербургских  повестях Н.В.Гоголя»
   «В нравственной области Гоголь был гениально одарён; ему было суждено круто повернуть всю русскую литературу от эстетики к религии. Все черты, характеризующие «великую русскую литературу», ставшую мировой, были намечены Гоголем: её религиозно- нравственный строй, её гражданственность, её пророческий пафос и мессианство. С Гоголя начинается широкая дорога, мировые просторы…»

                                    Константи́н  Васи́льевич Мочу́льский  — выдающийся  критик    и  литературовед  первой половины 20-го века.

Цель урока -  интерпретация художественного  текста, осмысление  поступков героев
Образовательная цель: учить анализировать отдельное произведение в цикле, уметь выделять основные проблемы в «Петербургских повестях» Гоголя.

Развивающая цель: развивать навык анализа эпического произведения, сформировать умение выделять романтические и реалистические черты в «Петербургских повестях» Гоголя.

Воспитательная цель: прививать уважительное отношение к чувствам и мыслям других людей.

Задачи урока: 
Интеллектуальное развитие учащихся,

Сопоставление содержания художественных текстов на примере «Петербургских повестей»  

 Обогащение знаний школьников о творчестве Н.В. Гоголя, своеобразии его художественного мира.

Этапы урока :
1-ый этап.Актуализация знаний учащихся – представление презентаций - проектов  по «Петербургским повестям»

» Учащиеся представили   результат домашних исследований в форме презентаций собственных проектов по темам «Петербургских  повестей»

На этом этапе работы  учащиеся пришли к выводу, что

Гоголь раскрывая  тему «маленького человека»  и  сталкивая  его с миром жестокости, равнодушия, насилия,  поднимает   острые социальные проблемы.

Мы видим боль автора – это проявление гражданской позиции самого автора.

2-й этап. Задания группам (4 группы)объяснить слова концепты, опираясь на поступки героев, авторскую позицию , собственный читательский опыт.

Каждая группа получает задание раскрыть  следующие понятия и проиллюстрировать их примерами из текстов

Нравственность ( Невский проспект)

Духовный мир  (Записки сумасшедшего )

Корысть ( Портрет)

Гражданственность ( Шинель)

В результате работы пришли к выводу: в разоблачении всего, что попирает свободу человеческой личности, не дает человеку созидательно трудиться и жить.

3-ий этап.Подведение итогов: На ключевой вопрос урока  «Воспитанию каких гражданских качеств служат «Петербургские повести» Н.В.Гоголя?»
 мы дали ответ:
  Мы должны уметь нести  ответственность за свою и чужую жизнь, за поступки

.Сопереживать,сочувствовать

.Участвовать  в  жизни общества.

Мы не должны быть

.Слабыми

.Безвольными

.Корыстными

.Бездушными

     Без сомнения , что Гоголь-гражданин. Прошлому и печальному настоящему великий писатель противопоставляет великое будущее нашей Родины: “Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека!”

            Так верить в свой народ и предсказывать его будущее величие мог только великий гражданин России.

            Нам, соотечественникам великого писателя и столь же великого гражданина России, есть у кого учиться гражданскому чувству. Это, обращаясь к нам в будущее,  Гоголь говорил:

       “Забирайте с собой в путь, выходя из мягких лет юности в суровое, ожесточающее мужество, собирайте с собой все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом”.

Литература

Цикл произведений  «Петербургские повести

Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2011, 143 с.

Вопросы воспитания на уроках русского языка и литературы. / Под ред. Т.З.Трапезниковой. - М.: Просвещение, 2011. - 179с

Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. — М., Педагогика, 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ученическое самоуправление как средство становления гражданской позиции.

В статье рассматривается проблема гражданского воспитания  в современной школе.  Школьное самоуправление представлено как средство становления гражданской позиции обучающихся....

Статья "Игровые технологии-как средство развития гражданской позиции у подростков "

В статье описывается опыт работы педагогов Дворца творчества детей и молодежи по организации и проведению мероприятий, способствующих формированию у подростков гражданской позиции и чувства патриотизм...

Из опыта работы учителя английского языка: Краеведение на уроках английского языка как средство воспитания гражданской позиции и формирования межкультурной компетенции

Статья может быть интересна учителям иностранных языков, истории, начальных классов, занимающимся организацией урочной, внеклассной, исследовательской деятельности. Краеведение помогает не только прив...

Воспитание толерантности на уроках русского языка и литературы как фактор формирования гражданской позиции учащихся

В статье описана система работы учителя русского языка и литературы по воспитанию толерантности учащихся....

Программа деятельности СДО «Патриот» Исилькульского района «Инициатива» как средство формирования гражданской позиции детей и молодёжи

Важную роль в организации воспитательного пространства для формирования активной гражданской позиции детей и молодёжи на территории Исилькульского района играет Союз детских объединений «Патриот» (коо...

Литература как средство воспитания гражданской позиции

Урок по теме«Проблема  маленького человека в «Петербургских  повестях Н.В.Гоголя»  в 9 классе...

Волонтерская деятельность, как средство фомирования гражданской позиции обучающихся

Современное общество постепенно утрачивает свои жизненные ориентиры. Люди все больше и больше поглощаются идеологией индивидуализма, эгоизма, цинизма.  Люди становятся все больше и больше безучас...