Литература как средство воспитания гражданской позиции
презентация к уроку по литературе (9 класс) на тему
Школа нового времени должна раскрывать личность ребёнка, воспитывать в детях интерес к учёбе для достижения главной цели-развития самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, с ярко выраженными гражданскими позициями, способной к самореализации в обществе.
Духовно-нравственное воспитание реализуется на уроках литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bokuchava.pptx | 2.27 МБ |
literatura_kak_sredstvo_vospitaniya_grazhdanskoy_pozitsii.docx | 23.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Теория : Духовно-нравственное воспитание как часть гражданского воспитания Подростковый возраст - это сложный период в развитии каждого человека. Как свидетельствуют многие литературные источники, учёбе подростки уделяют всё меньше и меньше внимания. Однако, в этом возрасте происходит активное развитие интеллектуальных способностей учащихся, формируются определенные духовно-нравственные и гражданские позиции. поэтому очень важно направить их взгляды в правильное русло, заинтересовать подростка учебным материалом, сосредоточить его внимание на интересной учебной работе, ради результата, который ожидается в будущем Школа нового времени должна раскрывать личность ребёнка, воспитывать в детях интерес к учёбе для достижения главной цели-развития самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, с ярко выраженными гражданскими позициями, способной к самореализации в обществе.
Духовно-нравственное воспитание реализуется на уроках литературы Ведь именно в школе закладываются основы патриотизма, гуманизма, бережного отношения к историческому прошлому народа, нравственных идеалов и ценностей. Литература - один из предметов гуманитарного цикла. Она помогает ученику почувствовать единство мира и человека. Задача словесника - выявить общечеловеческие ценности, способствовать воссоединению целостного мировосприятия. Любое художественное произведение знакомит нас с целями жизни героя. Стремления и поступки персонажей определяются системой их личностных ценностей. В наш век процветает бездуховность . Все прежние идеалы растоптаны, а новых нет. Любовь, красота, нравственная ценность существуют. И цель литературы - находить их.
Гражданин- это слово «концепт». Воспитание настоящего человека и гражданина начинается со школ ы . Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика? Как развить в учащихся гражданское самосознание.Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Литература - сфера прекрасного. Она должна очищать и облагораживать человека силой художественного слова. Исходя из вышесказанного, можно выдвинуть ряд задач в преподавании литературы: …воспитать всесторонне развитого человека; …активизировать мыслительную деятельность учащихся; …формировать обобщённые знания и умения; …воспитывать эстетически подготовленного читателя, духовно и нравственное развитого гражданина
Формы и методы работы на уроках литературы разнообразны . Я выбрала для работы с учащимися технологию критического мышления + групповая форма работы Критический мыслитель: 1.Формирует собственное мнение 2.Совершает обдуманный выбор между различными мнениями 3.Решает проблемы 4.Аргументировано спорит 5.Ценит совместную работу, в которой возникает общее решение 6.Умеет ценить чужую точку зрения и сознает, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов. А всё это помогает в развитии Гражданских чувств у учащихся .
групповая форма работы обеспечивает процесс здоровьесбережения : активная и многогранная деятельность, смена её видов, непринуждённость обстановки – всё это ведёт к тому, что дети не устают и не испытывают психологического дискомфорта; У учащихся формируются те навыки, которые необходимы современному человеку – самостоятельность и коллективизм, умение находить и применять нужную информацию, творчески её перерабатывать. Учащиеся и учитель приобретают неоценимый опыт обучения в сотрудничестве. Это главный фактор духовно-нравственного развития учащегося.
уроки по творчеству Н.В.Гоголя – это уроки гражданского воспитания учащихся
Урок по теме «Проблема маленького человека в «Петербургских повестях Н.В.Гоголя» « В нравственной области Гоголь был гениально одарён; ему было суждено круто повернуть всю русскую литературу от эстетики к религии. Все черты, характеризующие «великую русскую литературу», ставшую мировой, были намечены Гоголем: её религиозно- нравственный строй, её гражданственность, её пророческий пафос и мессианство. С Гоголя начинается широкая дорога, мировые просторы…» Константи́н Васи́льевич Мочу́льский — выдающийся критик и литературовед первой половины 20-го века
Цель урока - интерпретация художественного текста , осмысление поступков героев Образовательная цель: учить анализировать отдельное произведение в цикле, уметь выделять основные проблемы в «Петербургских повестях» Гоголя. Развивающая цель: развивать навык анализа эпического произведения, сформировать умение выделять романтические и реалистические черты в «Петербургских повестях» Гоголя. Воспитательная цель: прививать уважительное отношение к чувствам и мыслям других людей.
Задачи урока: Интеллектуальное развитие учащихся, Сопоставление содержания художественных текстов на примере «Петербургских повестей» Обогащение знаний школьников о творчестве Н.В. Гоголя, своеобразии его художественного мира.
Этапы урока : 1-ый этап. Актуализация знаний учащихся – представление презентаций - проектов по «Петербургским повестям» » Учащиеся представили результат домашних исследований в форме презентаций собственных проектов по темам «Петербургских повестей» На этом этапе работы учащиеся пришли к выводу, что Гоголь раскрывая тему «маленького человека» и сталкивая его с миром жестокости, равнодушия, насилия, поднимает острые социальные проблемы. Мы видим боль автора – это проявление гражданской позиции самого автора.
2-й этап . Задания группам (4 группы)объяснить слова концепты, опираясь на поступки героев, авторскую позицию , собственный читательский опыт Каждая группа получает задание раскрыть следующие понятия и проиллюстрировать их примерами из текстов Нравственность ( Невский проспект) Духовный мир (Записки сумасшедшего ) Корысть ( Портрет) Гражданственность ( Шинель) В результате работы пришли к выводу: в разоблачении всего, что попирает свободу человеческой личности, не дает человеку созидательно трудиться и жить.
3-ий этап. Подведение итогов: На ключевой вопрос урока «Воспитанию каких гражданских качеств служат «Петербургские повести» Н.В.Гоголя?» мы дали ответ: . Мы должны уметь нести ответственность за свою и чужую жизнь, за поступки . Сопереживать,сочувствовать .Участвовать в жизни общества. Мы не должны Быть .Слабыми .Безвольными .Корыстными .Бездушными
Без сомнения , что Гоголь-гражданин Прошлому и печальному настоящему великий писатель противопоставляет великое будущее нашей Родины: “Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека!” Так верить в свой народ и предсказывать его будущее величие мог только великий гражданин России. Нам , соотечественникам великого писателя и столь же великого гражданина России, есть у кого учиться гражданскому чувству. Это, обращаясь к нам в будущее, Гоголь говорил: “Забирайте с собой в путь, выходя из мягких лет юности в суровое, ожесточающее мужество, собирайте с собой все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом”.
Литература Цикл произведений «Петербургские повести Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2011, 143 с. Вопросы воспитания на уроках русского языка и литературы. / Под ред. Т.З.Трапезниковой. - М.: Просвещение, 2011. - 179с Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. — М., Педагогика, 1989.
Предварительный просмотр:
Литература как средство воспитания гражданской позиции
учитель русского языка и литературы
Бокучава М.В.
2017 у.г.
Теория : Духовно-нравственное воспитание как часть гражданского воспитания
Подростковый возраст - это сложный период в развитии каждого человека. Как свидетельствуют многие литературные источники, учёбе подростки уделяют всё меньше и меньше внимания. Однако, в этом возрасте происходит активное развитие интеллектуальных способностей учащихся, формируются определенные духовно-нравственные и гражданские позиции. поэтому очень важно направить их взгляды в правильное русло, заинтересовать подростка учебным материалом, сосредоточить его внимание на интересной учебной работе, ради результата, который ожидается в будущем Школа нового времени должна раскрывать личность ребёнка, воспитывать в детях интерес к учёбе для достижения главной цели-развития самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, с ярко выраженными гражданскими позициями, способной к самореализации в обществе.
Духовно-нравственное воспитание реализуется на уроках литературы. Ведь именно в школе закладываются основы патриотизма, гуманизма, бережного отношения к историческому прошлому народа, нравственных идеалов и ценностей. Литература - один из предметов гуманитарного цикла. Она помогает ученику почувствовать единство мира и человека. Задача словесника - выявить общечеловеческие ценности, способствовать воссоединению целостного мировосприятия. Любое художественное произведение знакомит нас с целями жизни героя. Стремления и поступки персонажей определяются системой их личностных ценностей.
В наш век процветает бездуховность. Все прежние идеалы растоптаны, а новых нет. Любовь, красота, нравственная ценность существуют. И цель литературы - находить их.
Гражданин- это слово «концепт». Воспитание настоящего человека и гражданина начинается со школы. Литература - сфера прекрасного. Она должна очищать и облагораживать человека силой художественного слова.
Исходя из вышесказанного, можно выдвинуть ряд задач в преподавании литературы:
-воспитать всесторонне развитого человека;
-активизировать мыслительную деятельность учащихся;
-формировать обобщённые знания и умения;
-воспитывать эстетически подготовленного читателя, духовно и нравственное развитого гражданина
Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика? Как развить в учащихся гражданское самосознание. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе.
Формы и методы работы на уроках литературы разнообразны.Я выбрала для работы с учащимися технологию критического мышления + групповая форма работы.
Критический мыслитель:
1.Формирует собственное мнение
2.Совершает обдуманный выбор между различными мнениями
3.Решает проблемы
4.Аргументировано спорит
5.Ценит совместную работу, в которой возникает общее решение
6.Умеет ценить чужую точку зрения и сознает, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов.
А всё это помогает в развитии гражданских чувств у учащихся.
Групповая форма работы
обеспечивает процесс здоровьесбережения: активная и многогранная деятельность, смена её видов, непринуждённость обстановки – всё это ведёт к тому, что дети не устают и не испытывают психологического дискомфорта;
У учащихся формируются те навыки, которые необходимы современному человеку – самостоятельность и коллективизм, умение находить и применять нужную информацию, творчески её перерабатывать.
Учащиеся и учитель приобретают неоценимый опыт обучения в сотрудничестве.
Это главный фактор духовно-нравственного развития учащегося.
Уроки по творчеству Н.В.Гоголя – это уроки гражданского воспитания учащихся.
Урок по теме «Проблема маленького человека в «Петербургских повестях Н.В.Гоголя»
«В нравственной области Гоголь был гениально одарён; ему было суждено круто повернуть всю русскую литературу от эстетики к религии. Все черты, характеризующие «великую русскую литературу», ставшую мировой, были намечены Гоголем: её религиозно- нравственный строй, её гражданственность, её пророческий пафос и мессианство. С Гоголя начинается широкая дорога, мировые просторы…»
Константи́н Васи́льевич Мочу́льский — выдающийся критик и литературовед первой половины 20-го века.
Цель урока - интерпретация художественного текста, осмысление поступков героев
Образовательная цель: учить анализировать отдельное произведение в цикле, уметь выделять основные проблемы в «Петербургских повестях» Гоголя.
Развивающая цель: развивать навык анализа эпического произведения, сформировать умение выделять романтические и реалистические черты в «Петербургских повестях» Гоголя.
Воспитательная цель: прививать уважительное отношение к чувствам и мыслям других людей.
Задачи урока:
Интеллектуальное развитие учащихся,
Сопоставление содержания художественных текстов на примере «Петербургских повестей»
Обогащение знаний школьников о творчестве Н.В. Гоголя, своеобразии его художественного мира.
Этапы урока :
1-ый этап.Актуализация знаний учащихся – представление презентаций - проектов по «Петербургским повестям»
» Учащиеся представили результат домашних исследований в форме презентаций собственных проектов по темам «Петербургских повестей»
На этом этапе работы учащиеся пришли к выводу, что
Гоголь раскрывая тему «маленького человека» и сталкивая его с миром жестокости, равнодушия, насилия, поднимает острые социальные проблемы.
Мы видим боль автора – это проявление гражданской позиции самого автора.
2-й этап. Задания группам (4 группы)объяснить слова концепты, опираясь на поступки героев, авторскую позицию , собственный читательский опыт.
Каждая группа получает задание раскрыть следующие понятия и проиллюстрировать их примерами из текстов
Нравственность ( Невский проспект)
Духовный мир (Записки сумасшедшего )
Корысть ( Портрет)
Гражданственность ( Шинель)
В результате работы пришли к выводу: в разоблачении всего, что попирает свободу человеческой личности, не дает человеку созидательно трудиться и жить.
3-ий этап.Подведение итогов: На ключевой вопрос урока «Воспитанию каких гражданских качеств служат «Петербургские повести» Н.В.Гоголя?»
мы дали ответ:
Мы должны уметь нести ответственность за свою и чужую жизнь, за поступки
.Сопереживать,сочувствовать
.Участвовать в жизни общества.
Мы не должны быть
.Слабыми
.Безвольными
.Корыстными
.Бездушными
Без сомнения , что Гоголь-гражданин. Прошлому и печальному настоящему великий писатель противопоставляет великое будущее нашей Родины: “Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека!”
Так верить в свой народ и предсказывать его будущее величие мог только великий гражданин России.
Нам, соотечественникам великого писателя и столь же великого гражданина России, есть у кого учиться гражданскому чувству. Это, обращаясь к нам в будущее, Гоголь говорил:
“Забирайте с собой в путь, выходя из мягких лет юности в суровое, ожесточающее мужество, собирайте с собой все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом”.
Литература
Цикл произведений «Петербургские повести
Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2011, 143 с.
Вопросы воспитания на уроках русского языка и литературы. / Под ред. Т.З.Трапезниковой. - М.: Просвещение, 2011. - 179с
Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. — М., Педагогика, 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ученическое самоуправление как средство становления гражданской позиции.
В статье рассматривается проблема гражданского воспитания в современной школе. Школьное самоуправление представлено как средство становления гражданской позиции обучающихся....
Статья "Игровые технологии-как средство развития гражданской позиции у подростков "
В статье описывается опыт работы педагогов Дворца творчества детей и молодежи по организации и проведению мероприятий, способствующих формированию у подростков гражданской позиции и чувства патриотизм...
Из опыта работы учителя английского языка: Краеведение на уроках английского языка как средство воспитания гражданской позиции и формирования межкультурной компетенции
Статья может быть интересна учителям иностранных языков, истории, начальных классов, занимающимся организацией урочной, внеклассной, исследовательской деятельности. Краеведение помогает не только прив...
Воспитание толерантности на уроках русского языка и литературы как фактор формирования гражданской позиции учащихся
В статье описана система работы учителя русского языка и литературы по воспитанию толерантности учащихся....
Программа деятельности СДО «Патриот» Исилькульского района «Инициатива» как средство формирования гражданской позиции детей и молодёжи
Важную роль в организации воспитательного пространства для формирования активной гражданской позиции детей и молодёжи на территории Исилькульского района играет Союз детских объединений «Патриот» (коо...
Литература как средство воспитания гражданской позиции
Урок по теме«Проблема маленького человека в «Петербургских повестях Н.В.Гоголя» в 9 классе...
Волонтерская деятельность, как средство фомирования гражданской позиции обучающихся
Современное общество постепенно утрачивает свои жизненные ориентиры. Люди все больше и больше поглощаются идеологией индивидуализма, эгоизма, цинизма. Люди становятся все больше и больше безучас...