"Организация внеурочной деятельности по воспитанию гражданской позиции"
статья
В данной работе отражена передача опыта по формированию гражданской позиции обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_vneklassnaya_rabota_po_vospitaniyu_grazhdanskoy_pozitsii.docx | 28.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация внеклассной работы по воспитанию гражданской позиции.
Монгуш Идегел Сарыг-ооловна –
учитель истории, обществознания, права и МХК
МБОУ СОШ с. Бай-Хаак Тандинского кожууна
первой категории.
Актуальность выбранной проблемы. Формирование гражданской позиции обучающихся является одной из приоритетных направлений воспитания молодого поколения в условиях переоценки ценностей и смены идеалов. На сегодняшнее время социальный заказ государства в образовании направлен на формирование человека образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего гражданской позицией современного человека. Нормативно-правовой базой данного направления является: «Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»; Президентская программа «Дети России» и др., а также письмо Министерства образования РФ «О гражданском образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации».
Мы все знаем, что гражданская позиция опирается на мировоззрение личности, ее убеждения, ее установки и ценностные ориентиры, что находит свое выражение во внутреннем мире личности. Поэтому я считаю, что воспитательные усилия учителей должны быть направлены, прежде всего, на формирование у школьников лучших человеческих качеств, устойчивых взглядов и убеждений, основанных на общепризнанных гражданских ценностях.
Через внеклассные мероприятия мы - учителя стараемся прививать детям уважительное отношение к своей семье, друг к другу, к своему государству. У детей должны укрепляться правильные нравственные ориентиры, формироваться система истинных духовных ценностей, в которой важнейшее место занимают любовь к Родине и чувство долга маленьких граждан нашей страны.
И учителя, и общественность не должны забывать, что современные школьники должны обучаться в духе мира, терпимости, равенства, уважения к человеческим правам и свободам. Нам в этом помогает внеклассная работа по воспитанию гражданской позиции, которая направлена на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности.
В первую очередь ответим на вопрос, кто такой гражданин?
В словаре С.И. Ожегова написано, что гражданин – это лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью прав и обязанностей.
Во-вторых, ответим на вопрос, что такое активная гражданская позиция?
Активная гражданская позиция – это осознанное участие человека в жизни общества, сознательные реальные действия, направленные на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов.
Гражданская позиция проявляется во всех сферах человеческой деятельности: трудовой, общественной, духовно-нравственной. Под активностью подразумевается готовность к практическому действию.
Среди гражданских ценностей современного мира можно назвать ниже перечисленные:
- патриотизм (любовь к Родине, городу, школе, семье);
- гражданственность (принадлежность к коллективу, школе, городу, стране);
- активная жизненная позиция;
- нравственность;
- творчество (как раскрытие способностей, креативность, самоопределение).
Основной целью внеклассной работы по воспитанию гражданской позиции школьников является формирование правосознания и правовой культуры учащихся, знаний о правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, воспитание школьников в духе гражданственности, патриотизма.
Из цели работы по данному направлению вытекают следующие задачи:
1.воспитание учеников в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма;
2. формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом;
3. формирование гуманистического мировоззрения, осознание своих прав и прав других людей;
4. обучение решению задач правового воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования;
5.воспитание гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций через привлечение учащихся к изучению истории родного края, села.
Содержанием работы по воспитанию гражданской позиции является:
1.освоение соответствующих норм гражданского поведения и правил обеспечения безопасности жизнедеятельности;
2.воспитание гражданско-патриотических чувств, стремление к самореализации личности;
3.развитие навыков самостоятельной работы, эффективного взаимодействия с людьми в современном поликультурном обществе;
4.знакомство с ценностями и нормами национальной культуры, с её региональными традициями.
К формам внеклассной деятельности по воспитанию гражданской позиции, по которым я работаю, как классный руководителей и учитель истории, обществознания относятся:
- тематические классные часы (например, «Я – гражданин своей страны», «Я – лидер?», «Мои права и обязанности»);
- встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка ;
- встречи с ветеранами войны и труда, воинами-афганцами, участниками чеченских событий;
- интерактивные игры, дебаты, дискуссии по патриотическо - правовой тематике;
- конкурсы, викторины, конференции по данной теме (например, в 2015 году учителя истории проводили школьную и кожуунную НПК «Во славу Отечества», посвященного Дню защитника Отечества и 70-летнему юбилею Победы СССР в Великой Отечественной войне»);
- празднование Дней воинской славы;
- шефская работа ( в МБОУ СОШ с.Бай-Хаак во всех классах установлено шефство над ветеранами войны и труда. В моем классе установлено шефство над ветераном труда - Турген-оол Пелагеей Нестеровной, живущей по адресу с.Бай-Хаак, ул. Горького 11);
- традиционные уроки мужества, военно-спортивная игра «Зарница»;
- участие в работе школьного музея;
- праздники песни и строя;
- походы и экскурсии по родному краю (мы посещаем музей в с. Кочетово Тандинского кожууна, где можно найти богатый материал по возникновению и становлению тувинской государственности).
С этого года учителя истории нашей школы хотим заняться поисковой работой. Все актуальнее в наше время становится воспитание учащихся правилам дорожного движения. К данному направлению относится и музейная работа, с которой в нашей школе занимается Тарый-оол Э.У..
Активно использую проектную деятельность во время организации работы по воспитанию активной гражданской позиции учащихся:
1.В 2014-2015 учебном году я работала над проектом «История моей семьи. Моя родословная». (Во время реализации данного проекта идет развитие активной гражданской позиции через понимание роли семьи в жизни общества, через изучение истории своей семьи и составления родословной).
Цель проекта «История моей семьи. Моя родословная»: обучение школьников умению ориентироваться в исторической информации; пробуждение интереса к истории своей семьи, Отечества; способствовать более близкому общению членов семьи.
Задачи проекта:
1.ввести ребёнка в мир истории через вещно-материальную среду;
2. научить детей видеть историю «вокруг себя»: в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц, на которых мы живём;
3. помочь понять, что семья – это ячейка общества.
Результаты работы по данному проекту:
-1 место в кожуунном уровне НПК «Шаг в будущее» - Камаа Екатерина – «Моя прабабушка – тувинский доброволец».
-2 место в кожуунном уровне НПК «Шаг в будущее» - Пашкевич Мария – «История моей семьи».
-1 место в кожуунном НПК «Во славу Отечества» - Пашкевич Мария – «Мой дедушка - участник Великой Отечественной войны».
-1 место- Камаа Екатерина- в 7-ом Межрегиональном фестивале интернациональной дружбы «Ынархас чоллары», посвященного празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Республика Хакасия. Историко-краеведческий конкурс учебно-исследовательских работ «И помнит мир, спасенный о подвигах героев». .
2.В 2011-2012 учебном году работала над проектом «Небо в представлении народов Центральной Азии». (В данном проекте идет воспитание гражданской позиции через формирование экологической культуры как залог сохранения окружающего мира).
Эпиграфом проекта выбрали восточную поговорку «Все сотворено мыслью неба, а плоды деяния – самим человеком».
Актуальность и выбор названия проекта определены следующими факторами :
во-первых, содержание поликультурного воспитания подростка предполагает воспитание уважения, восприятия и переживания ценностей народов, проживающих на территории его родины и в других государствах, поэтому мы рассматриваем на данном курсе небо, как высшую ценность у таких народов, как тувинцы, монголы и алтайцы.
во-вторых, актуальным становится изучение этноэкологических традиций и экологических культов, так как в условиях глобального кризиса люди стали задумываться о сохранении окружающей среды и о соблюдении законов природы.
Объектом нашего курса является изучение этнокультурных сходств народов Центральной Азии через тенгрианство. Предметом является представление тувинцев, монголов, алтайцев о небе, как о главном объекте почитания данных народов.
Цель проекта : исследование сходных черт в мировоззрении народов Центральной Азии , в данном случае – у тувинцев, монголов и алтайцев – о Небе, как сакральном природном объекте.
Задачи работы :
1.развитие коммуникативных, исследовательских навыков, умений работать с информацией, рассуждать и делать выводы;
2.систематизирование общих мировоззренческих представлений тувинцев, монголов, алтайцев через небо, как высшем Боге;
3. изучение воспитывающей стороны этноэкологических представлений о небе у данных народов.
Методы работы над проектом:
1.метод накопления фактов ,
2. такие методы обобщения и осмысления собственных фактов, как анализ, сравнение.
Гипотеза курса – предположение о том, что есть общие черты в представлениях о небе у народов Центральной Азии.
Какие УУД формируются в процессе работы над проектом:
1. Рефлексивные умения – умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно школьных знаний;
2.Исследовательские умения – умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле.
3.коммуникативные умения – умение вести дискуссию, умение отстаивать свою точку зрения.
4. презентационные умения – умение уверенно держаться во время выступления и умение отвечать на незапланированные вопросы.
Продукт нашей работы – научно-исследовательская работа и анализ мировоззрения народов Центральной Азии о небе как высшем божестве.
Результат курса – составление научного доклада(сообщения) на НПК «Шаг в будущее».
Результаты работы над проектом:
-1 место – в кожуунной НПК «Шаг в будущее». Аралдии Чимис.
-3 место – в Шестнадцатой Республиканской научно практической конференции «Шаг в будущее». Аралдии Чимис.
Таким образом, следуя логике новых образовательных стандартов, страна нуждается в информированных, компетентных людях, имеющих гражданскую позицию, принимающих самостоятельные решения и способных нести ответственность за свои поступки. Суть гражданского образования посредством истории заключается в том, чтобы сформировать у человека гражданскую позицию, которая выражает стремление личности к достижению высоких нравственных идеалов, патриотической и интернациональной сознательности, обеспечивает наиболее полную реализацию творческих возможностей. Значение школы и учителей истории в этом процессе переоценить трудно.
И мы не должны забывать, что главная задача школы - вырастить из учеников достойных граждан своей страны.
Использованная литература:
Щуркова Н. Е. Воспитание социально активной жизненной позиции школьника в учебной деятельности // Формирование активной жизненной позиции школьников в учебной и трудовой деятельности. — М., 1980.
Интернет – ресурс:
Festival1.1 september.ru articles/620308/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Организация внеурочной деятельности в целях гражданско-патриотического воспитания учащихся с учетом требований ФГОС».
Данный проект посвящен 70-летию годовщины победы в Великой Отечественной Войне, в котором реализуется система мероприятий для развития патриотического воспитания. Проект рассчитан на три года. Ц...
Из опыта работы учителя английского языка: Краеведение на уроках английского языка как средство воспитания гражданской позиции и формирования межкультурной компетенции
Статья может быть интересна учителям иностранных языков, истории, начальных классов, занимающимся организацией урочной, внеклассной, исследовательской деятельности. Краеведение помогает не только прив...
«Воспитание гражданской позиции гимназистов в экологической деятельности»
В условиях экологического кризиса планеты для выпускников школы наряду с глубокими, прочными знаниями жизненно важны нравственные ценностные ориентации, экологически грамотные поведенческие навыки и у...
Литература как средство воспитания гражданской позиции
Школа нового времени должна раскрывать личность ребёнка, воспитывать в детях интерес к учёбе для достижения главной цели-развития самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, с яр...
Воспитание гражданской позиции через школьную газету
Школьная газета «Отражение» - современное средство формирования активной̆ гражданской̆ позиции, воспитания патриотизма, а также средство повышения интереса к учѐбе и, в цело...
Организация внеурочной деятельности с позиций формирования универсальных учебных действий
Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся,...
Исследовательская деятельность на уроках истории и во внеурочной деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания обучающихся
Статья "Исследовательская деятельность на уроках истории и во внеурочной деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания обучающихся"...