Дополнительная общеобразовательная программа "Духовное возрождение"
рабочая программа
Программа имеет социально-педагогическую направленность и составлена в соответствии с нормативными документами:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.№1726-р);
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015 г.);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Устав МБОУ Сосновской СОШ №1.
Обучение ребёнка в школе — это не только время, когда он усваивает учебный материал, но и когда открывает для себя подлинные духовно- нравственные ценности: любовь к Родине, уважение к старшим, сострадание ближним, благоговение к жизни и другие. В период школьного обучения ребёнок впервые задумывается над мировоззренческими проблемами, ищет ответы на вопросы о смысле жизни, о смысле своего существования. И именно открытие мира духовно-нравственных ценностей позволяет школьнику вырасти в полную меру своих дарований и талантов, делает его по-настоящему свободным и ответственным гражданином своего Отечества.
Уровень освоения программы: базовый.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovnoe_vozrozhdenie_2019-2020_prav.docx | 349.61 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
1. Учреждение | Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Сосновской средней общеобразовательной школы № 1 в с. Дельная Дубрава |
2. Полное название программы | Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа социально- педагогической направленности «Духовное возрождение» |
3. Сведения об авторе: | |
3.1. Ф.И.О., должность | Пенягин Алексей Анатольевич, педагог дополнительного образования |
4. Сведения о программе: | |
4.1. Нормативная база: | - Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации»; - Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.No1726-р); - Порядок организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196; - Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.); - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; - Устав МБОУ Сосновской СОШ №1. |
4.2. Область применения | Дополнительное образование |
4.3. Направленность | Социально-педагогическая |
4.4. Тип программы | Модифицированная |
4.5. Целевая направленность программы | Общеразвивающая |
4.6. Возраст обучающихся по программе | 12-15 лет |
4.7. Продолжительность обучения | 3 года |
Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
- Пояснительная записка
Программа имеет социально-педагогическую направленность и составлена в соответствии с нормативными документами:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.№1726-р);
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015 г.);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Устав МБОУ Сосновской СОШ №1.
Обучение ребёнка в школе — это не только время, когда он усваивает учебный материал, но и когда открывает для себя подлинные духовно- нравственные ценности: любовь к Родине, уважение к старшим, сострадание ближним, благоговение к жизни и другие. В период школьного обучения ребёнок впервые задумывается над мировоззренческими проблемами, ищет ответы на вопросы о смысле жизни, о смысле своего существования. И именно открытие мира духовно-нравственных ценностей позволяет школьнику вырасти в полную меру своих дарований и талантов, делает его по-настоящему свободным и ответственным гражданином своего Отечества.
Уровень освоения программы: базовый.
Новизна программы
Образовательная программа «Духовное возрождение» призвана показать российскому школьнику взаимосвязь гражданской и церковной истории России, способствовать осознанию школьниками непреходящей ценности культурно-исторического наследия России, осознанию российской культуры
как своей родной культуры, а в дальнейшем и осознанию необходимости сбережения этого великого культурно-исторического наследия.
Культурообразующая роль православия в истории России неоспорима, а религиозно-этические принципы православия более тысячи лет являются надежным залогом межконфессионального мира и братской дружбы всех народов, населяющих Россию.
Материал образовательной программы «Духовное возрождение» взаимосвязан с обязательными общеобразовательными предметами истории и литературы, включает вопросы этнографии, церковной археологии, христианской эстетики, основ богословия и изобразительного искусства. Поэтому важным в составлении программы представляется доступное освещение тех сфер, которые не являются обязательными в изучении средней школы. Основной акцент сделан на развитие творческого мышления учащихся.
Актуальность и практическая значимость
Нравственное воспитание учащихся – одна из важнейших задач, поставленная перед школой современным обществом. Но воспитать духовно-нравственную личность невозможно без обращения к духовным основам. Обращение к Христианству с его высокими этическими нормами, проникнутому светом любви и идеей творения человеком собственной личности дает нам возможность решать проблему нравственного воспитания.
Образовательная программа «Духовное возрождение» помогает дать нравственные ориентиры, использовать для этого уроки прошлого, показать реальные духовные и культурные ценности. Процесс осознания себя как представителя конкретной исторической, этнической и культурной общности дает психологическую устойчивость, возможность полноценного развития своей личности, адаптации к бурно меняющейся действительности. Нравственное воспитание обучающихся в российской школе будет успешным лишь тогда, когда дети будут не просто знать, но трепетно преклоняться перед такими высокими качествами наших предков, как доброта, честность, верность долгу, мужество, бережное отношение к священным местам, почтение к родителям, бескорыстие, жертвенная любовь к Родине. Поэтому, преподавая современному школьнику основы нравственной культуры, гораздо важнее раскрыть высокое достоинство и нравственную красоту добродетели, нежели увлекаться бичеванием порока. В процессе изучения материала программы «Путь к православию» у школьника формируется умение критически оценивать свои поступки, постепенно складывается потребность руководствоваться в своей жизни лучшими примерами, а также появляется готовность следовать высоким этическим нормам поведения дома, на улице, в школе. Особенно большое значение в нравственном воспитании имеют образы благочестивых людей, поэтому в курсе используется житийная литература, обращение к образам святых
в храме. Безграничный нравственный идеал, в котором в образе совершенной личности соединены все возможные добродетели, предполагает христианство. Вековая действенность заповедей христианства также является нравственным источником по приобщению подрастающего поколения к вечным истинам, определяющим моральную суть человеческой жизнедеятельности. Эта моральная суть – в стремлении человека познать свое предназначение на земле, понять неприкосновенность человеческой жизни, ее ценность. Она – и в построении отношений с людьми без гнева, ибо «всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду», в попытке «возлюбить ближнего своего»;
«дать просящему и не отвращаться от хотящего занять у тебя»; «не судить», чтобы не быть судимым. В основе заповедей – главная мудрость, ставшая золотым правилом: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Если наши дети, постигнут данную мудрость и постараются следовать ей в своем жизненном опыте, их духовно-нравственное воспитание состоялось. Общечеловеческий смысл христианских заповедей обращен к современному школьнику. Углубление школьников в этические основы человеческого бытия и следует воспринимать сегодня как фактор воспитания, который вбирает все прогрессивное, способствующее развитию жизни и гармонии человека с окружающим миром.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы обусловлена возможностью приобщения учащихся к лучшим традициям мировой и художественной культуры через увлекательные и познавательные интерактивные формы учебной и творческой деятельности, стимулированию у них желания сделать окружающий мир лучше и красивее, а также раскрыть творческий потенциал личности и побудить к достижению поставленных целей в обучении. Образовательная программа «Духовное возрождение» не противопоставляет православную культуру иным религиозным традициям. Какую бы веру ни избрал для себя ученик российской школы, какое бы мировоззрение ни имели его родители, многовековая православная культура остаётся ценнейшим достоянием всех патриотически-воспитанных граждан России.
Отличительные особенности программы от ранее существующих:
При построении образовательной программы «Духовное возрождение» учитывались принципы научности, доступности и культуросообразности.
Научность. Изложение всех исторических сведений имеет прочное основание в отечественной исторической науке, в источниковедении. Благодаря опоре на исторические источники при освещении событий далёкого прошлого у школьника вырабатывается историзм мышления. Это позволит ему глубже понять величие и трудность пройденного Россией пути, величие Российской державы и родной культуры, а также осознать свою причастность к родной истории и культуре.
Доступность. Поскольку данный материал предназначен для учащихся 5-7 классов, то в нём содержится минимум сведений (дат, имён, событий, терминов, понятий), которые школьникам не были бы уже известны из других учебных предметов.
Культуросообразность. Данная образовательная программа призвана показать российскому школьнику взаимосвязь гражданской и церковной истории России, способствовать осознанию школьниками непреходящей ценности культурно-исторического наследия России, осознанию российской культуры как своей родной культуры, а в дальнейшем и осознанию необходимости сбережения этого великого культурно-исторического наследия.
Культурообразующая роль православия в истории России неоспорима, а религиозно-этические принципы православия более тысячи лет являются надежным залогом межконфессионального мира и братской дружбы всех народов, населяющих Россию.
Адресат программы
Программа «Духовное возрождение» адресована детям 12-15 лет. Наличие специальной подготовки не требуется, принимаются все желающие.
Условия набора учащихся
Для обучения принимаются все желающие учащиеся, достигшие указанного возраста.
Количество учащихся
Численный состав учащихся в объединении составляет 12-15 человек, но может быть уменьшен при включении в него учащихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) детей-инвалидов, инвалидов.
Объем и срок освоения программы
Программа «Духовное возрождение» рассчитана на 3 года обучения. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы – 108 часов.
Формы и режим занятий
Основной формой учебной работы является групповое занятие. Занятия проводятся два раза в неделю, по одному учебному часу с перерывом между занятиями 10 минут. Длительность занятия – 45 минут. Наполняемость группы:
12-15 человек. Состав группы постоянный.
Цель и задачи программы
Цель программы:
- формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей как основы консолидации общества.
Задачи:
образовательные:
- преподавать школьникам культурологические знания, необходимые для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России культурных ценностей;
- передавать современным школьникам знания в области истории религиозной культуры традиции как средства духовно-нравственного и эстетического развития личности;
- познакомить с основными понятиями, отражающими представления учащихся о православной христианской культуре;
- познакомить с языком христианской православной культуры;
- познакомить с содержанием отдельных библейских сюжетов и учить строить на их основе свою нравственную позицию;
- познакомить с особенностями христианской живописи, архитектуры, музыки, литературы;
- познакомить с событиями истории христианкой Церкви, отраженными в житиях святых;
развивающие:
- обобщать и анализировать информацию, содержащуюся в различных исторических источниках;
- обосновывать свою позицию по отношению событиям истории, житиям святых;
- раскрывать причинно-следственные связи духовной истории;
- отстаивать свои убеждения, основанные на духовно-нравственных православных традициях;
воспитательные:
- воспитывать школьников как благочестивых граждан демократического общества, осознающих абсолютные ценности бытия и необходимость их осуществления в своём поведении;
- формировать позитивную самооценку, самоуважение;
- формировать коммуникативную компетентность в сотрудничестве;
- воспитывать бережное отношение к историческому наследию своих предков.
Содержание программы
Учебный план 1 год обучения
№ п\п | Название раздела, темы | Всего часов | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | |
Теория | Практика | ||||
Раздел 1. Мир глазами православных христиан – православное мировоззрение | 3 | 3 | - | ||
1.1 | Что такое мировоззрение? | - | 1 | - | Беседа. Словарик. |
1.2 | Основа мировоззрения православных христиан. Адам и Ева. | - | 1 | - | Беседа. Дискуссия. |
1.3. | Основа мировоззрения православных христиан. Каин и Авель. | - | 1 | - | Устный журнал. |
Раздел 2. Духовный путь человечества. | 5 | 5 | - | ||
2.1 | Ной. Великий потоп. | - | 1 | - | Презентация. Беседа. |
2.2 | Вавилонская башня. | - | 1 | - | Презентация. Беседа. |
2.3 | История праведного Авраама. | - | 1 | - | Беседа. |
2.4 | Пророк Моисей. Десять заповедей. | - | 1 | - | Беседа. Словарик. |
2.5 | Праотцы. Пророки. | - | 1 | - | Презентация. Беседа. |
Раздел 3. Православные праздники как история спасения Богом человека. | 16 | 13 | 3 | ||
3.1 | Церковный год. Церковные праздники. | - | 1 | - | Презентация. Беседа. Словарик. |
3.2 | Рождество Пресвятой Богородицы. | - | 1 | - | Презентация. Беседа. |
3.3 | Введение во храм Пресвятой Богородицы. | - | 1 | - | Беседа. |
3.4 | Благовещение Пресвятой Богородицы. | - | 1 | - | Беседа. |
3.5 | Рождество Христово. | - | - | 1 | Мини – концерт. |
3.6 | Рождество Иоанна Предтечи. | - | 1 | - | Беседа. |
3.7 | Сретение Господне. | - | 1 | - | Беседа. |
3.8 | Итоговая проектная работа. | - | - | 1 | Проект. |
3.9 | Усекновение честной главы Иоанна Предтечи. | - | 1 | - | Беседа. |
3.10 | Богоявление (Крещение Господне). | - | 1 | - | Презентация. Доклад. |
3.11 | Вход Господень в Иерусалим. | - | 1 | - | Беседа. |
3.12 | Воскресение Христово. Пасха. | - | 1 | - | Презентация. Беседа. |
3.13 | Вознесение Господне. | - | 1 | - | Беседа. |
3.14 | Сошествие Святого Духа – День Святой Троицы. Рождение христианской Церкви. | - | 1 | - | Беседа. Дискуссия. |
3.15 | Покров Пресвятой Богородицы. | - | 1 | - | Беседа Презентация |
3.16 | Итоговая проектная работа. | - | - | 1 | Проект. |
Раздел 4. Жизнь как путь к совершенной радости и счастью. Святые. | 12 | 10 | 2 | ||
4.1 | Крещение – Таинство вхождения человека в Церковь. Святые | - | 1 | - | Презентация. Беседа Словарик. |
апостолы: Петр, Павел и Андрей Первозванный. | |||||
4.2 | Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София. | - | 2 | - | Беседа. Словарик. |
4.3 | Святые великомученики воин Георгий и Целитель Пантелеимон. | - | 1 | - | Беседа. Презентация. |
4.4 | Святые равноапостольные Константин и Елена. Праздник Воздвижения Креста Господня. | - | 1 | - | Беседа. Словарик. |
4.5 | Святые равноапостольные Владимир и Ольга. | - | 1 | - | Беседа. Презентация. |
4.6 | Особое почитание на Руси святителя Николая Чудотворца. | - | 1 | - | Презентация. Беседа. |
4.7 | Преподобный Серафим Саровский. | - | 1 | - | Презентация. Беседа. |
4.8 | Святые Петр и Феврония Муромские. | - | 1 | - | Презентация. Беседа. |
4.9 | Целитель души и тела – архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). | - | 1 | - | Беседа. Презентация. |
Итоговая проектная работа. (Возможна экскурсия). | - | - | 6 | Экскурсия в Тамбовский краеведческий музей или виртуальная экскурсия. | |
Итого: | 36 | 30 | 6 |
Учебный план 2 год обучения
№ п\п | Название раздела, темы | Всего часов | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | |
Теория | Практика | ||||
Раздел 1.Первые христиане на Руси. | 3 | 2 | 1 | ||
1.1 | Крещение Руси. Первые христиане на Руси. | 1 | 1 | - | беседа, опрос |
1.2 | Литературные памятники Древней Руси. | 1 | 1 | - | беседа, опрос |
1.3 | Контрольное тестирование № 1 по теме «Крещение Руси». | 1 | - | 1 | Опрос тестирование | |
Раздел 2. Первые святые Руси - князья Борис и Глеб. | 2 | 2 | - | |||
2.1 | Сыновья князя Владимира святые братья-княжичи Борис и Глеб. | 1 | 1 | - | Беседа | опрос |
2.2 | Подвиг святых в житиях, иконописи, поэзии Архитектурные памятники в честь святых. | 1 | 1 | - | Беседа | опрос |
Раздел 3. Утверждение христианской веры. Святые КиевоПечерской лавры. | 2 | 2 | - | |||
3.1 | Роль монастырей в утверждении христианской веры на Руси. | 1 | 1 | - | Беседа | опрос |
3.2 | Храмы, святыни и святые Киево-Печерской лавры. | 1 | 1 | - | Беседа | опрос |
Раздел 4. Русские святые времен татарского нашествия. | 2 | 2 | - | |||
4.1 | Христиане-мученики времен татарского нашествия. Святой благоверный князь Александр Невский. | 1 | 1 | - | Беседа | опрос |
4.2 | Почитание памяти святых в объектах православной культуры. | 1 | 1 | - | Беседа | опрос |
Раздел 5. Святители Московские митрополиты Петр и Алексий. | 3 | 2 | 1 |
5.1 | Значение служения митрополита Петра в возвышении Москвы. | 1 | 1 | - | Беседа опрос |
5.2 | Слава митрополита Алексия как молитвенника и чудотворца. | 1 | 1 | - | Беседа опрос |
5.3 | Контрольная работа № 1 по теме «Святители | - | - | 1 | Тестирование Опрос |
Московские». | ||||||
Раздел 6. Избавление Руси от татарского ига. Преподобный Сергий Радонежский и святой благоверный князь Дмитрий Донской. | 3 | 3 | - | |||
6.1 | Годы татарского ига на Руси. Игумен земли Русской преподобный Сергий Радонежский. | 1 | 1 | - | Беседа | опрос |
6.2 | Святой благоверный князь Димитрий Донской. | 1 | 1 | - | Беседа | опрос |
6.3 | Защитник Отечества в наше время. | 1 | 1 | - | Беседа | опрос |
Раздел 7. Духовная твердыня Беломорья. Чудотворцы Соловецкие - Зосима, Савватий и Герман. | 3 | 3 | - | |||
7.1 | Соловецкий монастырь - духовная твердыня и военная крепость России. | 1 | 1 | - | Беседа | опрос |
7.2 | Земля Соловецкая - живой источник духовной силы России. Преемственность служения святых и события русской истории. | 1 | 1 | - | Беседа | опрос |
7.3 | Чудотворцы Соловецкие Зосима, Савватий и Герман. | 1 | 1 | - | Беседа | опрос |
Раздел 8. Святые Нил Сорский и Иосиф Волоцкий размышляют о богатстве и бескорыстии. | 3 | 2 | 1 | ||
8.1 | Два пути монашеского служения. Внешнее устроение Нило-Сорской Пустыни и Иосифо- Волоцкого монастыря как отражающее духовный смысл жизни их святых устроителей. | 1 | 1 | - | Беседа опрос |
8.2 | Отражение в фольклоре и русской поэзии христианского понимания смысла жизни и пути | 1 | 1 | - | Беседа опрос |
преодоления страстей души; совесть как критерий чистоты души. | ||||||
8.3 | Контрольная работа № 2 по теме «Святые Нил Сорский и Иосиф Волоцкий размышляют о богатстве и бескорыстии». | 1 | - | 1 | Беседа | опрос |
Раздел 9. Свирский чудотворец. | 2 | 2 | - | |||
9.1 | Жизненный путь преподобного Александра Свирского. | 1 | 1 | - | Беседа | опрос |
9.2 | Святые обители, связанные с именем преподобного. | 1 | 1 | - | Беседа | опрос |
Раздел 10. Русские святые, Христа ради юродивые. Василий Блаженный. | 3 | 3 | - | |||
10.1 | О счастье жизни христиан. Добродетели, которыми украшен человек счастливый. | 1 | 1 | - | Беседа | опрос |
10.2 | Юродство - один из путей к спасению. Жизнь в Боге святого блаженного Василия. | 1 | 1 | - | Беседа | опрос |
10.3 | Христа ради юродивые: Николай Саллос, святая блаженная Ксения Петербургская. | 1 | 1 | - | Беседа | опрос |
Раздел 11. Святые во времена Московского государства. Святой Филипп, митрополит Московский. | 2 | 2 | - | |||
11.1 | Святой Филипп, митрополит Московский. | 1 | 1 | - | Беседа | опрос |
11.2 | Песнопение о духовном мужестве, смелости святителя, о небесных венцах, его украсивших. Вера как источник духовного мужества христианина. | 1 | 1 | - | Беседа | опрос |
Раздел 12. Русские святые Смутного времени: Патриархи Иов, Ермоген, Филарет. | 2 | 2 | - | |||
12.1 | Первые русские патриархи Иов, Ермоген, Филарет | 1 | 1 | - | Беседа | опрос |
12.2 | Памятники русской культуры, увековечившие память деятелей Смутного времени. | 1 | 1 | - | Беседа | опрос |
Раздел 13. Исправление церковных книг. Патриарх Никон. | 5 | 3 | - | |||
13.1 | Деятельность Патриарха Никона. Исправление богослужебных книг. Староверы, старообрядцы. | 1 | 1 | - | Беседа | опрос |
13.2 | Образ Небесного Иерусалима в русской культуре. | 1 | 1 | - | Беседа | опрос |
Повторение изученного. Итоговое тестирование за курс. | 1 | 1 | 1 | тестирование |
Итого: | 36 | 30 | 6 |
Учебный план 3 год обучения
Название раздела, темы | Количество часов | ||||
№ п\п | Всего часов | Теория | Практика | Формы аттестации/ контроля | |
Раздел 1. Церковная реформа Петра I. Святые Митрофан Воронежский и Димитрий Ростовский. Святой Иоанн Русский. | 2 | 2 | - | ||
1.1 | Церковная реформа Петра 1. | 1 | 1 | - | беседа, |
Святые Митрофан | опрос | ||||
Воронежский и Димитрий | |||||
Ростовский. | |||||
1.2 | Церковная реформа Петра 1. | 1 | 1 | - | беседа, |
Святые Митрофан | |||||
Воронежский и Димитрий | опрос | ||||
Ростовский. Духовные | |||||
завещания. | |||||
Раздел 2. «Блестящий» 18 век. Святитель Тихон Задонский. | 2 | 2 | - | ||
2.1 | «Блестящий» 18 век. Святитель Тихон Задонский. | 1 | 1 | - | Беседа опрос |
2.2 | Духовное завещание Тихона Задонского. Церковное искусство 17-18 в.в. | 1 | 1 | - | Беседа опрос |
Раздел 3. Святые 19 века. Преподобный Серафим Саровский. | 3 | 3 | - |
3.1 | Святые 19 века. Преподобный Серафим Саровский. | 2 | 2 | - | Беседа опрос |
3.2 | Основание Серафимо – Дивеевской обители. | 1 | 1 | - | Беседа опрос |
Раздел 4. Святые 19 века. Святитель Филарет, митрополит Московский. | 2 | 2 | - | ||
4.1 | Святые 19 века. Святитель Филарет, митрополит Московский. | 1 | 1 | - | |
4.2 | Святитель Филарет, митрополит Московский. Церковное искусство как отражение духовного мира людей. | 1 | 1 | - | Беседа опрос |
Раздел 5. Великие старцы Оптиной Пустыни. | 2 | 2 | - | ||
5.1 | Великие старцы Оптиной Пустыни. | 1 | 1 | - | |
5.2 | Оптина Пустынь. Новомученики и Исповедники Оптинские. | 1 | 1 | - | |
Раздел 6. На рубеже веков. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. | 2 | 2 | - | ||
6.1 | На рубеже веков. Святый праведный Иоанн Кронштадтский. | 2 | 2 | - | Беседа опрос |
Раздел 7. Царственные мученики. | 3 | 3 | - | ||
7.1 | Царственные мученики. Разрушение хрисианской культуры в России в 20 в. | 1 | 1 | - | Беседа опрос |
7.2 | Христианский подвиг Царственных мучеников. | 1 | 1 | - | Беседа опрос |
7.3 | Проведение Рождественского праздника. | 1 | 1 | - | Беседа опрос |
Раздел 8. Новомученники и Исповедники Российские. | 3 | 3 | - | ||
8.1 | Новомученики и исповедники российские. | 1 | 1 | - | Беседа опрос |
8.2 | Русская духовная поэзия рассказывает о подвигах Новомучеников. | 1 | 1 | - | Беседа опрос |
Раздел 9. Христианские мученики ГУЛАГа. | 3 | 3 | - | ||
9.1 | Христианские мученики ГУЛАГа. | 1 | 1 | - | Беседа опрос |
9.2 | Голгофа Анзерская. Собор Новомучеников и Исповедников. | 1 | 1 | - | Беседа опрос |
9.3 | Поэзия и проза бывших узников ГУЛАГов о духовном мужестве христиан. | 1 | 1 | - | |
Раздел 10. Православная культура России свидетельствует. | 3 | 3 | - | ||
10.1 | Православная культура России свидетельствует. | 2 | 2 | - | Беседа опрос |
10.2 | О чем рассказывают песнопения Всенощной. | 1 | 1 | - | |
Раздел 11. Православная культура в жизни христиан. | 3 | 3 | - | ||
11.1 | Православная культура в жизни христиан. | 2 | 2 | - | Беседа опрос |
11.2 | Судьба православных храмов и судьба православных христиан в 20 в. | 1 | 1 | - | Беседа опрос |
Раздел 12. Золотая цепь святых. | 5 | 4 | - | ||
12.1 | Золотая цепь святых. | 1 | 1 | - | |
12.2 | Святые дети в Церкви Небесной. | 2 | 2 | - | Беседа опрос |
12.3 | Торжество и христианская радость в русской духовной поэзии. | 1 | 1 | 2 | Творческий отчет |
12.4 | Проведение праздников. Экскурсии по маршрутам духовного краеведения. | 1 | - | 1 | |
Итого: | 36 | 33 | 3 |
Содержание учебного плана
1 год обучения
Раздел 1. Мир глазами православных христиан – православное мировоззрение.
- Что такое мировоззрение?
Теория: Что такое мировоззрение?
- Основа мировоззрения православных христиан. Адам и Ева.
Теория: Основа мировоззрения православных христиан. Адам и Ева. 1.3 Основа мировоззрения православных христиан. Каин и Авель.
Теория: Основа мировоззрения православных христиан. Каин и Авель. Раздел повествует о Взглядах – на мир, на нашу жизнь, на себя самих, на отношения с другими людьми, на отношения с окружающим миром.
Раздел 2. Духовный путь человечества.
- Ной. Великий потоп.
Теория: Ной. Великий потоп.
- Вавилонская башня.
Теория: Вавилонская башня.
- История праведного Авраама.
Теория: История праведного Авраама.
- Пророк Моисей. Десять заповедей.
Теория: Пророк Моисей. Десять заповедей.
- Праотцы. Пророки.
Теория: Праотцы. Пророки.
В данном разделе повествуется Библейская история, которая стоит выше всех других историй, потому что ее предметом являются глубинные основы человеческого духа, в ней раскрываются глубочайшие законы всемирно исторического развития. Она явно показывает, что в истории народов нет ничего случайного и произвольного, что всякая попытка «делать историю»
бессмысленна и вредна, потому что все ждёт и требует «исполнения времен», а времена эти нельзя ни приблизить, ни отдалить.
Раздел 3. Православные праздники как история спасения Богом человека.
- Церковный год. Церковные праздники.
Теория: Церковный год. Церковные праздники.
- Рождество Пресвятой Богородицы.
Теория: Рождество Пресвятой Богородицы.
- Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Теория: Введение во храм Пресвятой Богородицы.
- Благовещение Пресвятой Богородицы.
Теория: Благовещение Пресвятой Богородицы.
- Рождество Христово.
Теория: Рождество Христово.
- Рождество Иоанна Предтечи.
Теория: Рождество Иоанна Предтечи.
- Сретение Господне.
Теория: Сретение Господне.
- Итоговая проектная работа.
Теория: защита проекта на выбранную тему.
- Усекновение честной главы Иоанна Предтечи.
Теория: Усекновение честной главы Иоанна Предтечи.
- Богоявление (Крещение Господне).
Теория: Богоявление (Крещение Господне).
- Вход Господень в Иерусалим.
Теория: Вход Господень в Иерусалим.
- Воскресение Христово. Пасха.
Теория: Воскресение Христово. Пасха.
- Вознесение Господне.
Теория: Вознесение Господне.
- Сошествие Святого Духа – День Святой Троицы. Рождение христианской Церкви.
Теория: Сошествие Святого Духа – День Святой Троицы. Рождение христианской Церкви.
- Покров Пресвятой Богородицы.
Теория: Покров Пресвятой Богородицы.
- Итоговая проектная работа.
Практика: защита проекта на выбранную тему.
В этом разделе особое место занимают Церковные праздники в христианском культе. В церковных календарях нет ни одного дня в году, в который не отмечалось бы то или иное событие, связанное с именем Иисуса Христа, богородицы, святых, чудотворных икон, креста. «Каждое число каждого месяца, каждый день года посвящается или воспоминанию особых событий, или памяти особых лиц», - говорится в одном из православных изданий. - В честь этого события или лица установлены особые песнопения, молитвы и обряды, которые вводят еще новые особенности в неизменный ход ежедневной службы - особенности, изменяющиеся с каждым днем.
На сегодняшний день многие школьники знают главные традиции и праздники, такие как «Рождество», «Пасха», но о сущности этих мероприятий и их роли в христианской культуре, увы, задумываются не многие. В этом не знании традиций, правил нашей культуры проглядывается некая проблема. Данный раздел программы помогает раскрыть смысл и суть христианских праздников, рассказать о их роли в христианском мире.
Раздел 4. Жизнь как путь к совершенной радости и счастью.
- Крещение – Таинство вхождения человека в Церковь. Святые апостолы: Петр, Павел и Андрей Первозванный.
Теория: Крещение – Таинство вхождения человека в Церковь. Святые апостолы:
Петр, Павел и Андрей Первозванный.
- Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София.
Теория: Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София.
- Святые великомученики воин Георгий и Целитель Пантелеимон.
Теория: Святые великомученики воин Георгий и Целитель Пантелеимон.
- Святые равноапостольные Константин и Елена. Праздник Воздвижения
Креста Господня.
Теория: Святые равноапостольные Константин и Елена. Праздник Воздвижения
Креста Господня.
- Святые равноапостольные Владимир и Ольга.
Теория: Святые равноапостольные Владимир и Ольга.
- Особое почитание на Руси святителя Николая Чудотворца.
Теория: Особое почитание на Руси святителя Николая Чудотворца.
- Преподобный Серафим Саровский.
Теория: Преподобный Серафим Саровский.
- Святые Петр и Феврония Муромские.
Теория: Святые Петр и Феврония Муромские.
- Целитель души и тела – архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий).
Теория: Целитель души и тела – архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий).
Итоговая проектная работа. (Возможна экскурсия).
В разделе говориться о том, что, все люди, независимо от веры или неверия в Бога, стремятся к счастью и считают, что смысл жизни заключается именно в нем. Но все ли мы понимаем разницу между счастьем мирским и духовным, все ли мы ищем того, что приведет нас к спасению? Счастье находится в нас самих, и блажен тот, кто понял это». Раздел повествует о житие святых, откуда берутся святые? Как они помогают людям? Действительно ли это возможно, и зачем нам нужны такие Божьи “проводники”.
2 год обучения
Раздел 1.Первые христиане на Руси.
- Крещение Руси. Первые христиане на Руси.
Теория: Россия - наша Родина. Почему Русь - Россию «святой именовали»? Поэты размышляют о том, что предки завещали сохранять как святыню. Христианская вера завещана как святыня. Славяне - наши предки. Добродушие,
гостеприимство, доверчивость, мужество - черты характера славян. Верования
славян. Первые князья Руси Рюрик, Синеус, Трувор. Первая христианская проповедь на Руси святого апостола Андрея Первозванного. Первые христиане на Руси - святая равноапостольная княгиня Ольга, святые Феодор и его сын Иоанн. Крещение Руси. Как святой равноапостольный князь Владимир выбирал веру. Преподобный Нестор Летописец рассказывает о причинах обращения князя Владимира ко Христу; житие святого мученика I века Евстафия Плакиды. Первый русский митрополит Михаил. Его труды христианской проповеди на русских землях. Как русские люди учились правилам христианской благочестивой жизни. Первые школы на Руси. Святые проповедники христианства на русских землях: святые Кукша и его ученик Пимен - просветители вятичей. Таинство Крещения в Русской Православной Церкви.
- Литературные памятники Древней Руси.
Теория: Митрополит Иларион и его сочинение «Слово о законе и благодати». Рассказ о Крещении Руси в русской духовной поэзии. Отражение этого исторического события в произведениях иконописи и живописи на религиозные темы. О почитании святого князя Владимира – храмы, названные в его честь.
- Контрольное тестирование по теме «Крещение Руси».
Практика: контрольное тестирование по теме «Крещение Руси».
Раздел 2.Первые святые Руси - князья Борис и Глеб.
- Сыновья князя Владимира - святые братья-княжичи.
Теория: Рассказ о подвиге святых в житиях, иконописи, поэзии. Евангельская притча о хозяине виноградника и работниках, пришедших на Руси жития были любимым чтением христиан? Христианский подвиг святых князей Бориса и Глеба. За что они прославлены? Добродетели, явленные святыми. Мученики
страстотерпцы. Сопоставление подвига святых Бориса и Глеба с прославлением святых Вифлеемских младенцев. Пример кротости и послушания, показанный Христом (евангельский рассказ «В саду Гефсиманском»). Любовь к Богу, кротость, любовь к ближнему - заповеди, выполнение которых святые князья засвидетельствовали мученической смертью.
Изучение церковнославянского языка: чтение евангельского текста и его соотнесение с подвигом святых Бориса и Глеба: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10,28).
Подвиг святых в житиях, иконописи, поэзии. Архитектурные памятники в честь святых.
Теория: Как почтили память святых Бориса и Глеба? Архитектурные памятники в честь святых, храмы, названия городов, поселков, улиц в разных городах.
Борисоглебский монастырь.
Раздел 3. Утверждение христианской веры. Святые Киево-Печерской лавры.
- Роль монастырей в утверждении христианской веры на Руси.
Теория: Святой Антоний - основатель монашества на Руси. Святой Феодосии Печерский. Его детские годы. Отличие от других детей. Христианские добродетели послушания и смирения в жизни преподобного Феодосия. Почему мать послушалась своего сына? Житие преподобного Феодосия, составленное его матерью.
- Храмы, святыни и святые Киево-Печерской лавры.
Теория: История создания церкви Успения Божией Матери. Чудотворная икона
«Успение Божией Матери» (Печерская). Величайшая святыня лавры - мощи Печерских святых. Ближние и Дальние пещеры лавры. Кто в них почивает? Святые: богатырь-инок Илья Муромец, Нестор Летописец, иконописец Алипий, врач Агапит, святой Кукша.
Раздел 4. Русские святые времен татарского нашествия.
- Христиане-мученики времен татарского нашествия. Святой благоверный князь Александр Невский.
Теория: Беда приходит на Русь. Междоусобная вражда русских князей. Набеги кочевых племен. Нашествие татар. Христиане-мученики: черниговский князь Михаил, боярин его Феодор, тверской князь Михаил, святой благоверный князь Олег Брянский, преподобная Ефросиния Суздальская. Святой благоверный князь Александр Невский. Отражение их подвига в духовной поэзии, житийной литературе, иконописи. Христианская добродетель смирения, проявленная князем-воином. В чем заключался подвиг князя?
- Почитание памяти святых в объектах православной культуры.
Теория: Русский фольклор - о понимании христианами действия Промысла Божьего в событиях жизни, истории.
Раздел 5. Святители Московские митрополиты Петр и Алексий.
- Значение служения митрополита Петра в возвышении Москвы.
Теория: Как укреплялось Русское государство. Великий князь Иоанн Данилович Калита. Детские годы святителя Петра. Какие книги любил читать отрок. Как был построен Успенский собор Кремля. Значение служения митрополита Петра в возвышении Москвы. Обычай крестного целования на Руси. Русские князья присягают на верное служение у раки митрополита Петра.
- Слава митрополита Алексия как молитвенника и чудотворца.
Теория: Детские годы святителя Алексия (в детстве - Елевферия). Характер, христианские добродетели будущего святителя. Слава митрополита как молитвенника и чудотворца. Как митрополит ездил в Орду. Чудесное исцеление.
Заслуги святителя в объединении князей вокруг Москвы.
История возведения Архангельского и Успенского соборов Московского Кремля, Чудова, Богоявленского, Спасо-Андроникова монастырей. Общее и отличное соборов. Духовная поэзия - о святителях московских. Икона Божией Матери «Петровская». История ее написания митрополитом Петром.
- Контрольная работа № 1 по теме «Святители Московские».
Практика: контрольная работа № 1 по теме «Святители Московские».
Раздел 6. Избавление Руси от татарского ига. Преподобный Сергий Радонежский и святой благоверный князь Димитрий Донской.
- Годы татарского ига на Руси. Игумен земли Русской преподобный Сергий Радонежский.
Теория: Татарское иго на Руси. Гибель русского князя Василька Ростовского. Игумен земли Русской преподобный Сергий Радонежский. Детские годы Преподобного. Послушание родителям. Построение церкви во имя Троицы на Маковце. Основание монастыря - центра духовной жизни Руси.
Восстановление преемственности монашеской жизни. Смиренный чудотворец. Объединение русских князей. Чему учил преподобный Сергий русских князей.
Святой благоверный князь Димитрий Донской.
Теория: Защитники Отечества. Благословение князя Димитрия Донского на битву. Святые воины - схимонахи Троицкой Лавры Александр Пересвет и Родион Ослябя. Что защищали святые воины? Как преподобный Сергий помогал русским воинам на Куликовом поле. Ученики преподобного Сергия. Христианские добродетели, которые воспитывал в князьях Преподобный. Святые сторожа Руси: Троице-Сергиева Лавра, Хотьков монастырь, Симонов монастырь, Донской монастырь. История чудотворных образов «Явление иконы святителя Николая князю Димитрию Донскому» и Божией Матери «Донская».
- Защитник Отечества в наше время.
Теория: Какие добрые дела во славу своего Отечества может совершить человек сегодня? Какие качества души ему для этого необходимы?
Раздел 7. Духовная твердыня Беломорья. Чудотворцы Соловецкие Зосима, Савватий и Герман.
- Соловецкий монастырь - духовная твердыня и военная крепость России.
Теория: Святые и звятыни соловецкого острова Анзер: преподобный Елеазар, его воспитанник Никита Минов (будущий Патриарх Никон), преподобный Иов; Свято-Троицкий и Голгофо-Распятский скиты.
- Земля Соловецкая - живой источник духовной силы России. Преемственность служения святых и события русской истории.
Теория: Преемственность служения святых и события русской истории: ученик преподобного Сергия преподобный Кирилл - основатель
КириллоБелозерского монастыря; его инок Савватий - основатель Соловецкого монастыря; монах соловецкого монастыря, основатель Свято-Троицкого Анзерского скита Елеазар - воспитатель будущего Патриарха Никона; игумен
Соловецкого монастыря - будущий митрополит Московский Филипп; в
заточении в Соловецком монастыре доживал последние годы жизни священник Сильвестр – духовник царя Иоанна Грозного, автор знаменитой книги о воспитании «Домострой»; под стенами Преображенского собора Соловецкого монастыря погребен знаменитый защитник Троице-Сер-гиевой лавры в Смутное время келарь Авраамий Палицын; в основанном святым Иовом анзерском ГолгофоРаспятском скиту в 20 веке просияли Новомученики и Исповедники Российские, среди которых священномученики Петр (Зверев), Иларион (Троицкий). Песнопения и изречения из Священного Писания на церковнославянском языке, в которых прославляются святые, раскрывается смысл их почитания («Сними обувь твою, ибо место, на котором ты стоишь, земля есть святая» - Библия, Исход 3,5; «Воссияла весна духовная в стране лютого мороза...» - из акафиста соловецким святым Зосиме, Савватию и Герману»).
- Чудотворцы Соловецкие Зосима, Савватий и Герман.
Теория: Соловки - остров славной истории. Ученики преподобного Сергия основывают монастыри на северных землях. Послушник Кирилло-Белозерского монастыря - Савватий. Почему Савватий стремился к уединенной жизни. Скромность инока Савватия. Чудо изгнания с острова семьи рыбака. Начало жизни святых Савватия и Германа на пустынном острове. Святой Зосима. Чудесное видение ему церкви. Построение храма во имя Преображения Господня. Христианские добродетели, которыми прославились святые Зосима, Савватий и Герман.
Иконография жития святых Зосимы и Савватия. Икона Божией Матери
«Боголюбс-кая» с житием преподобных Зосимы и Савватия.
Раздел 8. Святые Нил Сорский и Иосиф Волоцкий размышляют о богатстве и бескорыстии.
- Два пути монашеского служения. Внешнее устроение Нило-Сорской Пустыни и Иосифо-Волоцкого монастыря как отражающее духовный смысл жизни их святых устроителей.
Теория: О чем размышляли святые Нил Сорский и Иосиф Волоцкий. Почему землю русскую называли Святой Русью? Молитвенная помощь и материальная помощь людям. Просвещение людей Божественным знанием о пути спасения.
Просветитель. Христианские добродетели, которые преподобный Иосиф Волоцкий выделяет как необходимые в жизни человека. Дороже золота - заповеди Господни. Христос учит Марфу и Марию о самом важном в жизни христиан.
- Отражение в фольклоре и русской поэзии христианского понимания смысла жизни и пути преодоления страстей души; совесть как критерий чистоты души. Теория: фольклор и русская поэзия.
- Контрольная работа по теме «Святые Нил Сорский и Иосиф Волоцкий размышляют о богатстве и бескорыстии».
Раздел 9. Свирский чудотворец.
- Жизненный путь преподобного Александра Свирского.
Теория: Какими подвигами прославился святой Александр Свирский? Подвиг преподобных - в служении Богу молитвой и постом. Почему дело молитвы называют подвигом? В чем он заключается? Детские годы святого Александра. Приветливость, кротость и послушание - христианские добродетели и качества души отрока. Его решимость следовать подвигом Христовым. В чем он состоит? Отречение своей воли ради выполнения воли Божией, выраженной заповедями. Высокие духовные дарования святого. Явление Святой Троицы преподобному Александру (в Священной истории и истории Церкви упомянуты только два случая явления Троицы: в Ветхозаветное время - праотцу Аврааму и в Новозаветное - преподобному Александру Свирскому). Добродетели, которыми прославился святой.Чудотворная икона преподобного Александра из Успенского собора Кремля.
- Святые обители, связанные с именем преподобного.
Теория: Святые обители, связанные с именем преподобного: ВведеноОятский и Александро-Свирский монастыри. Москва и святой Александр Свирский. Песнопения в честь святого. Почитание святого. Памятники зодчества.
Раздел 10. Русские святые, Христа ради юродивые. Василий Блаженный.
- О счастье жизни христиан. Добродетели, которыми украшен человек счастливый.
Теория: О счастье жизни христиан. Законы, определенные Богом для жизни людей. Понимание христианами счастья как выполнение заповедей Божиих. Заповеди Блаженства - законы счастливой жизни. Добродетели, которыми украшен человек счастливый. Пророк Давид воспевает достоинства счастливого человека. Почему христиане старались выполнять заповеди? Выполнение заповедей - путь к спасению.
- Юродство - один из путей к спасению. Жизнь в Боге святого блаженного Василия.
Теория: Василий Блаженный. Юродство - один из путей к спасению. Кто такой Христа ради юродивый: глупый, безумный или мудрый? Кого христиане называли мудрым? Почему юродивые представлялись безумными? Почему Христа ради юродивых на Руси называли счастливыми?
Жизнь в Боге святого блаженного Василия. Детские годы святого. Сокровища земные и сокровища небесные - какие из них выбрал Василий? Евангелие о святости учеников Христа. («Вы - свет мира»). Сияние святой души - как можно увидеть такой свет? О каком собранном святым богатстве поется в песнопении, ему посвященном? Богатство духовное - богатство материальное. Богатство, которое приносил в дар Богу святой Василий. Заповеди блаженства, которые выполнил в своей жизни святой Василий.
Святой Христа ради юродивый Андрей, изображенный на иконе «Покров Божией Матери».
История московского храма Василия Блаженного и иконы «Церковь воинствующая».
- Христа ради юродивые: Николай Саллос, святая блаженная Ксения Петербургская.
Теория: Жития святых Христа ради юродивых: Николая Саллоса, святой блаженной Ксении Петербургской
Раздел 11. Святые во времена Московского государства. Святой Филипп, митрополит Московский.
- Святой Филипп, митрополит Московский.
Теория: Распространение православной веры на Дальнем Севере и Востоке. Укрепление царской власти. Ее вмешательство в дела церковные. Борьба бояр за власть.
Детские годы митрополита Филиппа (Феодора Колычева). Благочестие боярской семьи. Характер отрока. Любимые занятия. Евангелие о богатом юноше, которое отрок воплотил в своей жизни. На службе при дворе царя. Монашеский постриг и игуменское служение в Соловецком монастыре. Как игумен благоукрашал святую обитель. Церковные соборы. Опричнина. Филипп - митрополит
Московский. Митрополит Филипп обличает царя Иоанна Грозного. Опала. Мученическая смерть.
- Песнопение о духовном мужестве, смелости святителя, о небесных венцах, его украсивших. Вера как источник духовного мужества христианина
Теория: Что такое небесные венцы? Можно ли их увидеть? Святыни
Соловецкого монастыря. Что в нем сохранилось со времен игуменства святого Филиппа? Иконы, посвященные святителю.
Раздел 12. Русские святые Смутного времени: Патриархи Иов, Ермоген, Филарет.
- Первые русские патриархи Иов, Ермоген, Филарет.
Теория: Падение Византийской империи и самостоятельность Русской Церкви. Начало Смутного времени на Руси после смерти царя Бориса Годунова. Борьба за русский престол. Деятельность первых русских Патриархов. Защитник русской земли святой Патриарх Ермоген. Его послания к русским людям. Оборона Троице-Сергиевой Лавры. Мученическая смерть Патриарха Ермогена. Симфония (единодушие, согласие) государственной и церковной власти в царствование Патриарха Филарета (Романова). Обычай крестного хода, возглавляемого царем и Патриархом, из Кремля в праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье).
- Памятники русской культуры, увековечившие память деятелей Смутного времени.
Теория: Памятник Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому в Москве. Как почтили память монахов - защитников Троице-Сергиевой лавры: архимандрита Дионисия и келаря Авра-амия Палицына? Надпись на гробнице Авраамия
Палицына на Соловках. Русская поэзия рассказывает о подвиге Патриарха
Ермогена. Слова церковного песнопения, прославляющего святого Патриарха Ермогена.
Раздел 13.Исправление церковных книг. Патриарх Никон.
- Деятельность Патриарха Никона. Исправление богослужебных книг. Староверы, старообрядцы.
Теория: Русские люди размышляют над выбором ценностей жизни. Евангелие о неразумности собирания земных сокровищ (притча о неразумном богаче). Царская власть и церковная власть. Царь Алексей Михайлович Романов и
Патриарх Никон. Детские годы Никиты. Воспитанник Анзерского старца Елеазара. Строгость монашеской жизни по уставу Соловецкой обители. Строгие требования Патриарха Никона к благочестию людей. Отношения Церкви и государства в представлении Патриарха Никона. Евангелие о Божественной и царской власти. Исправление богослужебных книг. Староверы, старообрядцы.
Разрыв между царем и Патриархом.
- Образ Небесного Иерусалима в русской культуре.
Теория: Русский Иерусалим Патриарха Никона - Новоиерусалимский монастырь - зримое напоминание христианам о святых ценностях. Храмы в честь Воскресения Христова. Представление о Русской земле как образе Обетованной земли Царства Небесного, Иерусалима Нового (Откр. 21, 1—2), развитие и воплощение этого представления в зримых архитектурных образах и названиях различных мест — самая поразительная и захватывающая особенность церковно-богословского и народного сознания Руси Х-XVII веков. Все русские города в процессе своего развития стремятся к кругу. А круг — символ вечности, в частности, вечного Царства Небесного. В тех городах, где главным является собор в честь Спасителя или Божией Матери, градостроительная композиция определяется фигурой креста. А там, где соборным храмом города является храм в честь Святой Троицы, определяющей фигурой оказывается треугольник.
Повторение изученного.
Итоговое тестирование за курс. Теория: повторение изученного.
Практика: итоговое тестирование за курс. Экскурсионный урок по теме:
«Путешествие по святым местам Тамбовской земли».
3 год обучения
Раздел 1. Церковная реформа Петра I. Святые Митрофан Воронежский и Димитрий Ростовский.
- Церковная реформа Петра 1. Святые Митрофан Воронежский и Димитрий Ростовский.
Теория: Русские поэты размышляют о вере, преданности традициям жизни предков. Как понимали слова «добрая, простая старина». Какие изменения произошли в жизни людей 17 века. В чем царь Петр видел источник могущества России. Причины Церковных реформ Петра. Пример благочестивой жизни святителя Митрофана Воронежского. Смелость защиты христианской веры перед царской властью.
- Церковная реформа Петра 1. Святые Митрофан Воронежский и Димитрий Ростовский. Духовные завещания.
Теория: Христианские добродетели кротости, смирения и послушания в жизни святителя Димитрия Ростовского. Труды жизни святителя во славу Божию. Составление житий святых.
Житие святого праведного Иоанна Русского из собрания житий святителя Димитрия Ростовского. Как в народе сохранилась христианская вера и традиции благочестия во времена реформ. Духовные завещания. Какие сокровища
завещали родители детям в 17 – 18 веках. Какие добрые дела может выполнить современный человек, учитывая наставления святых.
Почитание памяти святых.
Раздел 2. «Блестящий» 18 век. Святитель Тихон Задонский.
- «Блестящий» 18 век. Святитель Тихон Задонский.
Теория: Почему 18 век называют «блестящим» веком. Зависимость Церкви от светской власти во времена царствования царицы Екатерины II. Закрытие монастырей.
Детские годы Тимофея. Характер мальчика. Как учился юный Тимофей. Христианские добродетели кротости и смирения; благочестие. Церковное служение. Подготовка священников.
- Духовное завещание Тихона Задонского. Церковное искусство 17-18 в.в.
Теория: О чем рассказывается в книгах, написанных Тихоном Задонским. Собиратель сокровищ духовных. О сокровищах и жизни человека. Завещание святителя.
Церковное искусство 17 – 18 веков как отражение состояния внутреннего мира человека. Сопоставление архитектурных стилей памятников древнерусского зодчества и храмового зодчества 18 века. Стиль барокко.
Изменение стиля церковного пения как следствие изменения духовных ценностей человека 18 века.
Раздел 3. Святые 19 века. Преподобный Серафим Саровский.
- Святые 19 века. Преподобный Серафим Саровский.
Теория: Положение Православной Церкви в государстве в19 веке. Падение нравов в следствие разрушения веры. Управление Церкви Священным Синодом. Война 1812 года и укрепление духовной жизни народа подвигами христианской веры святых того времени.
- Основание Серафимо – Дивеевской обители.
Теория: Для чего живет человек. На этот вопрос о смысле жизни отвечает преподобный Серафим Саровский. Детские годы преподобного. Характер мальчика. Послушание матери. Монашеский постриг. Подвиги послушания. Поста, молитвы. Явление Пресвятой Богородицы преподобному Серафиму. Молитва святого, которая продолжалась 1001 день и ночь. О чем молился святой. Христианская добродетель любви. Добродетель милосердия. Основание Серафимо – Дивеевской обители. Святыни Дивеевской земли.
Раздел 4. Святые 19 века. Святитель Филарет, митрополит Московский.
- Святые 19 века. Святитель Филарет, митрополит Московский.
Теория: Мудрый наставник. 50 – летнее служение Церкви. Детские годы Василия Дроздова. Святитель – ректор Духовной академии. Профессор и его
ученики. Какие церковно – общественные вопросы приходилось решать митрополиту Филарету. Духовный и нравственный облик святителя. Святитель размышляет о благоговении к святыням и показывает недопустимость умаления значимости священных предметов на публичных акциях. Эпистолярное наследие святителя. Общение святителя со знаменитыми людьми своего времени.
- Святитель Филарет, митрополит Московский. Церковное искусство как отражение духовного мира людей.
Теория: Церковное искусство как отражение духовного мира людей.
Возрождение стиля древнерусского зодчества. Русско – византийский стиль.
Раздел 5. Великие старцы Оптиной Пустыни.
- Великие старцы Оптиной Пустыни.
Теория: Оптина Пустынь – центр духовного возрождения России в 19 веке. Старчество и старцы – пример великой любви к Богу. Евангелие в жизни Оптинских старцев. Христианские добродетели святых Оптинских старцев.
- Оптина Пустынь. Новомученики и Исповедники Оптинские.
Теория: Для чего знаменитые люди России приезжали к старцам в Оптину Пустынь. Чему учили старцы христиан. Новомученики и Исповедники Оптинские. Иноки, пострадавшие за Христа в конце 20 века. Песнопения в честь Оптиной.
Раздел 6. На рубеже веков. Святой праведный Иоанн Кронштадтский.
6.1 На рубеже веков. Святый праведный Иоанн Кронштадтский.
Теория: Сострадания доброго пастыря. Детские годы. Как святой учился читать. Кто помог в учении отроку. Священническое служение в Кронштадте. Святой
Иоанн Кронштадтский – любимый учитель. За что ученики любили своего учителя. Почему у святого Иоанна не было плохих учеников. Молитва и богослужение – главное дело в жизни святого Иоанна. Благодатные дары чудотворения. Христианская любовь к ближнему. Пророчества Святого Иоанна Кронштадтского. Пророчеств Исайи. Что предсказывали святые пророки разных веков. Любовь святого к Богу.
Раздел 7. Царственные мученики.
- Царственные мученики. Разрушение христианской культуры в России в 20 в. Теория: Разрушение христианской культуры России в 20 веке. Разрушение традиций государственной власти – изменение государственного устройства, свержение трехсотлетней царской династии. Разрушение христианской семьи.
- Христианский подвиг Царственных мучеников.
Теория: Христианские добродетели, которые воспитывались в семье. Семья царя Николая II.
- Проведение Рождественского праздника.
Теория: Иконографмя Царской семьи. Произведения духовной поэзии, посвященные их подвигу.
Раздел 8. Новомученники и Исповедники Российские.
- Новомученики и исповедники российские.
Теория: Священная история – о поругании Христа. Гонения на Церковь. Святой Патриарх Тихон. Раскольники – обновленцы. Подвиг христианского смирения святого Патриарха. Священномученик Венимиамин, митрополит
Петербургский.
Массовые репрессии духовенства. Мартиролог священномучеников.
- Русская духовная поэзия рассказывает о подвигах Новомучеников.
Теория: Русская духовная поэзия рассказывает о подвигах Новомучеников.
Раздел 9. Христианские мученики ГУЛАГа.
- Христианские мученики ГУЛАГа.
Теория: Священная история – о событиях на Голгофе. Русская Голгофа. Новомученики и Исповедники Российские.
- Голгофа Анзерская. Собор Новомучеников и Исповедников.
Теория: Голгофа Анзерская. Собор Новомучеников и Исповедников. Бутовский полигон – место покаяния.
- Поэзия и проза бывших узников ГУЛАГов о духовном мужестве христиан. Теория: Поэзия и проза бывших узников ГУЛАГов рассказывает о духовном мужестве христиан.
Раздел 10. Православная культура России свидетельствует.
- Православная культура России свидетельствует.
Теория: Христиане размышляют о действии Промысла Божьего в жизни человека. События Священной истории и события истории России 20 века.
Святые, деятели культуры – о России. Скептики и нигилисты в русской культуре. Истоки зла.
- О чем рассказывают песнопения Всенощной.
Теория: О чем рассказывают песнопения Всенощной.
Раздел 11. Православная культура в жизни христиан.
- Православная культура в жизни христиан.
Теория: Священная история – о велении Христа рассказывают всем народам о спасении. Богослужение – центральное событие духовной жизни христиан. Божественная Литургия- главное богослужение Православной Церкви. Ее основное событие – Таинство Причащения. Его духовный смысл. Проявление Божественной любви.
- Судьба православных храмов и судьба православных христиан в 20 в.
Теория: Произведения русской литературы рассказывают о том, как христиане России сохраняли православную веру в 20 веке. Судьба православных храмов и судьба православных христиан.
Раздел 12. Золотая цепь святых.
- Золотая цепь святых.
Теория: Христиане размышляют о золотой цепи святых всех веков, соединяющих всех в Боге Едином. Церковь торжествующая. Церковь земная и церковь небесная.
- Святые дети в Церкви Небесной.
Теория: Святые дети в Церкви Небесной. Их добродетели. Иконография рассказывает о воскресении, спасении, вечности.
- Торжество и христианская радость в русской духовной поэзии.
Теория: Торжество и христианская радость в русской духовной поэзии.
- Проведение праздников. Экскурсии по маршрутам духовного краеведения. Практика: Проведение праздников. Экскурсии по маршрутам духовного краеведения.
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса «Духовное возрождение России» учащимися 5-7 классов являются:
- осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность);
- знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;
- развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;
- осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;
- умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
- настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;
- как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.
Метапредметные результаты проявляются в:
- развитии познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;
- любви к родному языку, родной истории, литературе и культуре;
- умении сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;
- умении описывать достопамятные события родного края, школы, семьи.
Предметные результаты состоят в следующем:
- развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;
- знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;
- умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории;
- умение видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической литературы славянизмы, их необычные формы и понимать их смысл; -умение соотносить старый и новый стили (даты юлианского и григорианского календарей), знание причины расхождения этих
календарей;
- приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа;
- усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры;
- приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро - зло, правда - ложь, свобода и ответственность, совесть и долг; - формирование потребности в нравственном совершенствовании.
Блок № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
- Календарный учебный график
Количество учебных недель – 36.
Дата начала и окончания учебных периодов
Начало занятий обучения с 10 сентября, окончание занятий 31 мая. Продолжительность каникул с 1 июня по 31 августа.
Условия реализации программы
Санитарно-гигиенические требования
Занятия должны проводиться в кабинете, соответствующем требованиям техники безопасности, противопожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет должен хорошо освещаться и периодически проветриваться. Необходимо наличие аптечки с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.
Кадровое обеспечение
Педагог, работающий по данной программе, должен иметь высшее или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю детского объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование и дополнительную профессиональную подготовку по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Форма аттестации.
Формы контроля и подведения итогов реализации программы. Оценка качества реализации программы включает в себя вводный, текущий и итоговый контроль учащихся.
Вводный контроль (начальная диагностика) осуществляется в начале обучения в виде собеседования.
Текущий контроль осуществляется в течении всего обучения по программе в ходе беседы и практических работ на занятиях (конкурсы, выставки).
Итоговый контроль (итоговая диагностика): Определение результатов работы и степени усвоения знаний, умений и навыков, сформированности личностных качеств. Итоговый контроль проводится по результатам всего обучения в виде собеседований, выставок и практических работ, тестов, анкетирования, зачетных занятий.
Оценочные материалы
В процессе реализации программы проводится диагностика уровня имеющихся и полученных знаний и умений детей.
- Диагностика осуществляется в начале, середине и конце года в форме:
- Сентябрь: анкета по выявлению склонностей и интересов младшего школьника.
- Январь: В.С. Юркевич, анкета «Определение интенсивности познавательной потребности».
- Апрель: анкета по выявлению уровня сформированности
- Тест «Незавершенная сказка»- проба на познавательную инициативу
- По результатам диагностики составляется индивидуальная карта освоения программы ребенком.
- Анкетирование родителей
Методические материалы
Обучение в объединении построено на основе совместной творческой деятельности учащихся и педагога. Роль педагога на занятиях заключается прежде всего в активизации мыслительной и творческой деятельности учащихся и в руководстве их практической деятельностью, но не с точки зрения выдачи заданий, а с точки зрения выработки совместного плана действий и обсуждения возможного хода работы. Исходя из этих положений, и была разработана методика преподавания некоторых разделов. Учитывая возрастные особенности. Представляется, что практическая часть занятия всегда должна заканчиваться выполненным изделием (объектом труда).
Обычно на одном занятии сочетаются различные виды деятельности: обучающиеся слушают объяснения педагога, выполняют практические работы.
Данная программа содержит теоретическую и практическую части. Примерно, третья часть часов отводится на теоретические занятия, остальное — на практические. Продолжительность бесед не более 5 — 10 минут. Занятия включают: сообщение теоретических сведений, формирование умений и навыков в выполнении различных операций, закрепление и проверку полученных знаний и навыков.
Специфика занятий в объединении по программе на первое место выдвигает практическую деятельность, т.к. принцип построения заключается в движении знаний от центра к периферии - от простого к сложному. При таком движении сохраняется индивидуальный подход к каждому ученику с учетом его физических, психологических и возрастных особенностей. Практическая часть предусматривает разработку эскизов, моделей, конструкций, подбор материалов и изготовление всевозможных сувениров
При выполнении заданий, изготовлении подделок немаловажную роль играет подборка образцов по темам, просмотр большого количества наглядного материала (методички, иллюстрации, фотографии), знакомство с работами мастеров и педагогов. Все это расширяет кругозор, стремление к большему и интеллектуальному развитию учеников.
Методическое обеспечение программы.
Материально-техническое обеспечение | Методическое обеспечение |
|
конкурсные программы, новые педагогические технологии в образовательном процессе и т.д.
готовых изделий, анкеты, кроссворды и т.д. |
Алгоритм учебного занятия
1.Постановка цели для каждого занятия в соответствии с программой. 2.Постановка задач, подбор необходимой литературы и материалов, в зависимости от темы занятия.
3.Выбор оптимальной формы работы с детьми в зависимости от темы занятия. 4.Использование различных методов и приемов работы с детьми.
5.Осуществление контроля на занятии и соблюдение правил техники
безопасности.
Список литературы
Литература для педагога
- Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. М., Просвещение, 2012.
- Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. Под ред. В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой. М., Просвещение, 2012.
- Методические рекомендации по преподаванию курса «Основы духовнонравственной культуры народов России» в 5 классе. АУ ИРОИО 2013 г.
- Поурочные рекомендации по курсу ОДНКНР в 5 классе. АУ ИРОИО 2013 г..
- Тетерина С.Л. Методические материалы для учителей и организаторов введения комплексного учебного курса ОРКСЭ в субъектах Российской Федерации. Минобрнауки России, 08.07.2011.
- Шевченко, Л.Л. Православная культура [Текст] : Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. – М.: Центр поддержки
культурноисторических традиций Отечества, 2008.-144 с. – 1000 экз.– ISBN 978- 5-98475034-
- Шевченко, Л.Л. Православная культура [Текст]: учеб.пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 3(4) годы обучения. 3-е издание, стереотипное. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2017.-176 с. – 10 000 экз. - ISBN 978-5-98475-027-1. 8. Шевченко, Л.Л. Православная культура [Текст] : Методическое пособие для учителя: 3 (4) год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2015.-128 с. – 1000 экз.– ISBN 5-98475-009-0.
9. Шевченко, Л.Л. Православная культура [Наглядное пособие] : 3 (4) год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2005.-80 с. – 1000 экз.– ISBN 5-98475-009-0.
Литература для учащихся
- А.В. Серегина. Православная культура. Учебное пособие для учащихся 5-х кл., Тамбов. 2015г.
- Балашов, Б., протоиерей. Десять заповедей. Пособие для детей и взрослых по изучению основ православной веры; худ: В.А. Макаров. – Клин:
Изд-во «Христианская жизнь», 2010.
- Безмездный целитель XX века: житие свт. Луки Крым. (ВойноЯсенецкого)
/ Православ. приход храма Св. Духа сошествия, г. Москва; пересказ свящ. Георгия Ханова; худ. Михаил Горняк. – М., 2009 (Тип. «Дет. кн.»).
- .Жукова, В.В., Волкова, Т.Г. Я иду на урок в воскресную школу: Закон Божий и уроки детского творчества. – М.: Издательство Московской Патриархии, 2010
- Саша и Даша: православ. журнал для детей. – Н. Новгород, 2012.
- Шевченко, Л.Л. Православная культура [Текст]: учеб.пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 3(4) годы обучения. 3е издание, стереотипное. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2017.-176 с. – 10 000 экз. - ISBN 978-5-98475-027-1. 7. Шевченко, Л.Л. Православная культура [Текст] : Методическое пособие для учителя: 3 (4) год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2015.-128 с. – 1000 экз.– ISBN 5-98475-009-0.
8. Шевченко, Л.Л. Православная культура [Наглядное пособие] : 3 (4) год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2005.-80 с. – 1000 экз.– ISBN 5-98475-009-0.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей "Юный инспектор дорожного движения"
Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, вн...
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога"
Представлена модифицированная дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога". Это программ...
Дополнительная образовательная программа "Возрождение"
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа "Возрождение" предназначена для обучения детей азам церковного пения, изучения песен нравственного содержания и участия в спе...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...
Реализация дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2022 году в МБОУ ДО ДДТ ст. Атаманской и перспективы внедрения дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2023 году
В настоящее время особое внимание уделяется условиям обеспечения доступности дополнительного образования для детей. Одним из таких условий является сетевое взаимодействие в процессе реализации образов...