Общекультурная компетентность, как аспект развития социально-ориентированной личности обучающихся в ансамбле «Забава» на основе народных традиций.
статья
Развитие личности обучающихся на основе русских традиций, устного и песенного фольклора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_na_mo_fevral_2017g.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ ДОД Центр детского творчества МО г. Саяногорск
Общекультурная компетентность,
как аспект развития социально-ориентированной личности обучающихся в ансамбле «Забава»
на основе народных традиций.
Сообщение на МО
концертмейстер
Дуюн Сергей Александрович
Саяногорск 2017г.
Культура общества – это важнейшее условие совершенствования и развития личности. Она должна быть настолько многообразной, богатой, интересной и многогранной, чтобы каждый человек мог проявить себя в одном из ее направлений. Культура общества должна удовлетворять духовные запросы личности. Вот почему культурные традиции, преемственность поколений, мастеров культуры, преемственность промыслов, ремесел, фольклора – это важнейшие условия развития культуры личности и воспитания.
В ансамбле русской песни «Забава» развитие личности обучающихся происходит на основе русских традиций, устного и песенного фольклора.
Постигая основы народного творчества, изучая культуру своего народа на занятиях, обучающиеся могут проявить себя через совместное коллективное творчество (действие). Таким является народный праздник.
Участие детей в празднике способствует развитию и становлению творческих качеств ребенка через признанные человечеством художественные эталоны. Постижение творческих навыков в органичной системе изобразительно-пластических, музыкально-поэтических средств может послужить формирующим фактором развития личности подрастающего поколения.
Для каждого человека праздник связан с особым эмоциональным состоянием, которое побуждает его к участию в том или ином действии. Ощущение праздничности – это чувство радости, бодрости, приподнятости духа. Народные праздники всегда связаны с переломными, этапными моментами в жизни природы, общества, человека. Чем значительнее событие, лежащее в основе праздника, тем больше потребности у человека ощутить свою причастность к нему, выразить свое отношение, объединить свои чувства с чувствами других людей, своего народа.
Праздники – это многогранное общественное явление, отражающее бытие каждого человека и общества в целом. Являясь неотъемлемой частью социальной жизни, праздники проявляют в ней жизнь личности и выступают как особый вид человеческой деятельности, выражающий гармонию человека и общества или стремление к ней. Назначение праздника многоаспектно: он призван служить познанию мира; развивать мировоззрение; укреплять нравственные принципы; прививать тонкие эстетические вкусы; стимулировать приобщение к этнокультуре.
Праздник для обучающихся становится стимулом к художественно-творческому выражению в различных видах деятельности: пении, сочинительстве, танце, рукоделии. На праздниках ребята легко, без напряжения приобретают опыт взаимодействия с другими людьми, проявляют творческие способности, организаторские и лидерские качества, а главное осознают свою роль в обществе. Воспитанники показывают актерское мастерство, умение исполнять русские народные песни и песенки, игру на шумовых музыкальных инструментах, подготавливают разнообразные поделки. Они легко вливаются в народную игру, играют сами и учат игре других. К подготовке мероприятий, привлекаются родители: они вместе с ребятами готовят элементы костюмов, реквизит, участвуют в конкурсах и даже поют или разыгрывают совместные сценки.
Праздник – не просто приятное время отдыха, для воспитанников ансамбля «Забава» – это увлекательный учебный процесс. Исполнение песен и приемы свободного движения под музыку развивают музыкально-творческие способности детей – музыкальный слух, голос, чувство ритма, речевое интонирование, и т.п. Элементы движения, включаемые в исполнение песни, позволяют освоить национальное своеобразие самовыражения и способствуют укреплению физического здоровья.
Пословицы и поговорки являются для детей образцом творческого подхода к собственному выражению мыслей. Скороговорки и считалки развивают четкость речи ребят, чувство ритма, чутье к различным оттенкам и нюансам слова. Потешки, перевертыши, небылицы развивают чувство ритма, образность.
Народная игра позволяет воспитаннику проверить свои силы, дает свободу действия, возможность самовыражения и самоутверждения. Игры включают в себя различные виды творчества: музыку, диалоги, ритмизированную речь, движения, они разнообразны по своему содержанию, игровому и хореографическому оформлению.
Для воспитания личности ребенка и развития его творческих способностей средствами народной культуры составлены программы, в основе которых лежит изучение народных традиций («В песне русская душа», «Родная земля»), разработана система перспективного планирования занятий и мероприятий; подобран репертуар по фольклору (устному и песенному), составлены сценарии занятий, праздников и т.д. Благодаря использованию на занятиях различных видов народного творчества, музыкального фольклора, изучению народных традиций воспитанники осмысленно воспринимают окружающий мир, учатся видеть взаимосвязь Человека с Природой.
Проведение народных праздников в ансамбле стало устойчивой традицией, объединяющей старших и младших воспитанников, педагогов и родителей.
План работы на учебный год, включает несколько народных календарных праздников:
Осенний праздник мастеров: «Капустник», «Кузьминки»;
Зимние забавы: «Рождественские посиделки», «Широкая масленица»;
Весенняя капель: «Веснянки»;
Летний календарь: «Березовая карусель».
В процессе работы родилась идея объединить праздники в один блок, отсюда появился проект театрализованного представления по мотивам русских праздников: «Деревня, деревня – четыре двора!», в котором были представлены отрывки из народных календарных праздников (блоки):
- «Покров – батюшка» – деревенские засидки (посиделки);
- «Святки» - обряд обхода дворов на рождество, обычаи колядования, традиции гостеприимства;
- «Масленица» - ярмарочное гуляние на Масленицу.
Подготовка проекта велась в течение всего учебного года и выразилась в яркую, запоминающуюся постановку, представленную на Международном Сибирском фестивале детского творчества «АРТ-форум»
В дальнейшем реализация проекта «Деревня, деревня – четыре двора» продолжилась в виде театрализованного представления «Лето встречаем, солнце величаем!»
В этом проекте были представлены фрагменты из летних народных календарных праздников:
- «Семик. Троица» - гуляние на лужке, обряд кумления;
- «Иван-Купала» - обряд пускания венков на воду, гадания, прыжки через костер.
Фольклорные праздники проводятся в сотрудничестве с другими творческими объединениями Центра детского творчества. Общаясь друг с другом, воспитанники раскрепощаются, приобретают коммуникативные навыки, имеют возможность представить свои умения, находят новых друзей, узнают о других видах творчества, комфортно ощущают себя в детском социуме.
Пробудить в детях потребность к творческому самовыражению – задача нелегкая и первостепенная. К сожалению, в наше время детям свойственно пассивное потребление культурного опыта людей. А в старину обряды, обычаи, праздничные действия помогали человеку любого возраста в различных жизненных ситуациях. Умение петь, и играть на каком-то инструменте, танцевать в хороводах и принимать участие в разных развлечениях, народных забавах, играх, и уметь что-то придумывать самому – было хорошей традицией русского народа.
Воспитание детей на народных традициях положительно влияет на развитие культуры личности, художественно-творческих способностей обучающихся, что наглядно представлено в успехах ансамбля: участие в городских и республиканских мероприятиях, конкурсах, выставках, фестивалях. Воспитанники имеют призовые места, награждены почетными грамотами и дипломами.
В процессе воспитания обучающихся в ансамбле происходит целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организаторских) для усвоения новым поколениям общественной истории (народного опыта). Происходит процесс социализации личности, адаптация его к конкретной социокультурной среде, но вместе с тем идет дальнейшее совершенствование исторического общества, культуры общества, так как ребенок не только усваивает одно из многочисленных направлений культуры, но и совершенствует его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Возможности современных информационных и коммуникативных технологий в реализации принципа индивидуализации обучения и развития творческого потенциала личности обучающегося в образовательном процессе"
Возможности современных информационных и коммуникативных технологий в реализации принципа индивидуализации обучения и развития творческого потенциала личности обучающегося в образовательном п...
Формирование духовно- нравственной личности обучающихся с умственной отсталостью на основе православных традиций
Представлена статья из опыта работы образовательной организации для детей с умственной отсталостью...
«Духовно – нравственное воспитание учащихся на основе народных традиций родного края»
Презентация о работе в школе по направлению «Духовно – нравственное воспитание учащихся на основе народных традиций родного края»....
Статья "Теоретические аспекты развития социально-значимых умений обучающихся с легкой умственной отсталостью"
Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить понятие социально-значимых умений сквозь призму таких понятий, как социальная компетентность, социализация. Социально-значимые навы...
Развитие личности обучающегося в ансамбле Забава
Развитие личности обучающегося....
Доклад «Основы православной культуры – фактор духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающегося в контексте обновленных ФГОС»
laquo;Основы православной культуры – фактор духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающегося в контексте обновленных ФГОС»...
Духовно-нравственное воспитание учащихся на основе народных традиций родного края
Презентация о работе в МБОУ "Будницкая ОШ" по направлению «Духовно – нравственное воспитание учащихся на основе народных традиций родного края»....