Доклад «Основы православной культуры – фактор духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающегося в контексте обновленных ФГОС»
материал
«Основы православной культуры – фактор духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающегося в контексте обновленных ФГОС» |
Скачать:
Предварительный просмотр:
Доклад на тему: «Основы православной культуры – фактор духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающегося в контексте обновленных ФГОС»
В нашей школе, как и в других образовательных учреждениях, введен курс «Основы православной культуры» . Мы понимали, что изучение этого предмета позволит восполнить у обучающихся дефицит нравственности, потерю важных духовных ориентиров, утрату уважительного отношения к истории страны и своего народа.
С чего же начинать учителю, которому доверена такая важная и ответственная миссия – знакомство с православной культурой, её историей, её духовными богатствами. Актуальным стал вопрос: «Чему учить и как учить?»
Цель работы: формировать у детей систему духовно-нравственных ценностей на основе изучения Основ православной культуры.
Задачи: создать такие условия для развития самостоятельной и творчески мыслящей личности, чтобы соблюдение нравственных норм стало внутренней потребностью учащихся, помогло в социализации и самоопределении в будущем.
Образовательный и воспитательный процесс выстраиваются как логическое восхождение от возраста к возрасту, каждый новый шаг – ступенька вверх в духовном и физическом становлении и на это нацеливает девиз– «Дорогу осилит идущий».
«Любить, понимать, принимать, сострадать, помогать» – вот ключевые ценности в моём подходе к обучению. Поэтому моя задача, как учителя, вести детей по этому пути, не дать угаснуть огоньку интереса, любознательности, всемерно способствовать пробуждению в ребёнке ощущения себя гражданином Отечества.
Свои уроки провожу в форме путешествий, экскурсий, праздников, встреч с интересными людьми. Каждый урок стараюсь делать нетрадиционным, каждый урок – открытие.
Один из самых удачных методов воздействия на ребёнка – нравоучительное чтение, это использование самых разнообразных притч. Притча хорошо запоминается как маленькими, так и взрослыми.
Чтобы включить в творческий процесс ученика, необходимо создать проблемные ситуации, пусть небольшие, но заставляющие удивляться, искать пути разрешения проблемы, применять имеющиеся знания в нестандартной ситуации, делать свои умозаключения. А это и есть творческий поиск, который ведет к развитию творческого мышления. Умение фантазировать, воображать, домысливать, представлять очень важно для любого человека. Такому умению может научить притча.
По моему опыту и наблюдениям, живое слово притчи проникает в светлую душу ребенка, будит эмоции, формирует понятие добра и зла, отвечает детским надеждам и чаяниям. Условиями формирования внутренней мотивации учащихся является желание узнать что-то новое, познакомиться с культурными ценностями народов мира.
Приведу пример организации работы с притчей по теме урока
« Христианские заповеди. Совесть».
1. Притча «Корзину-то возьми»
Состарился отец, ослабел. Жизнь в нем еле теплится. Надоело сыну ухаживать за престарелым отцом, и решил он от него избавиться.
Усадил он отца в корзину и отнес высоко в горы. Отпустил корзину на землю и только собрался уходить, как отец окликнул его:
- Сынок, я не в обиде, что ты принес меня сюда, но корзину-то возьми!
- На что она мне?
- Твоему сыну пригодится, когда он захочет принести тебя сюда…
Анализ притчи
О чем эта притча?
О чем забыл сын? (Обязанность «чтить отца и мать» не кончается, когда отец и мать стареют)
О каком важном законе нравственности напоминает притча?
В чем заключается ответственность родителей и детей друг к другу?
Чему учит притча?
Для размышлений:
«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле»…( Одна из заповедей христиан)
«Хочешь знать, как будут относиться к тебе дети в дни твоей старости – оглянись на то, как ты относишься к своим родителям». Персидская поговорка
«Что ты даешь сегодня своим родителям – завтра получишь от своих детей». Китайская поговорка
На уроке ОПК я использую кейс - технологии
- Главное её предназначение – развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение, учиться работать с информацией.
Я использовала кейс на ОРКСЭ по теме «Милосердие и сострадание»
Приведу пример организации работы с КЕЙС-методом
Тема: «Подвиг» 4 кл
Ситуация:
«Вечерело; По дороге шли два путника: отец и сын, семилетний ребенок. Посреди дороги лежал камень. Отец не заметил камня, споткнулся, ушиб ногу. Ему больно. Кряхтя, он обошел камень, и, взяв за руку ребенка, пошел дальше. На второй день отец с сыном шли по той же дороге обратно. Отец забыл о камне. Он опять не заметил его, споткнулся и ушиб ногу.
На третий день отец с сыном снова шли по той же дороге. До камня еще было далеко. Отец сказал сыну: «Смотри внимательно, сын. Надо обойти камень».
Вот и то место, где отец дважды споткнулся и ушиб ногу. Отец с сыном замедлили шаг, но камня уже на дороге не было.
На обочине дороги сидел седой старик.
— Дедушка, — спросил мальчик, — ты не видел здесь камень?...»
«…- Я убрал его с дороги,
- Вы тоже споткнулись и ушибли ногу?
- Нет, я не споткнулся и не ушиб ногу.
- Почему же вы убрали камень?
- Потому что я — человек».
Вопросы для обсуждения:
- Почему старик убрал камень?
- Что могло произойти, если бы старик не совершил этого поступка?
- Можно ли поступок старика оценить, как подвиг?
- В чем жертвенность поступка, который совершил старик
- Ради кого был совершён подвиг?
- Можно ли старика назвать подвижником
Проблема для обсуждения:
Какова роль подвига в современном обществе?
Представление результатов: Дети изучают информацию,
озвучивают свои варианты ответов,
потом создать мини проект «Памятка добрых дел».
На уроках мы много говорим о дружбе, о доброте, об отношениях между людьми. Большим подспорьем в работе служит картотека моего методического банка, созданная по интернетресурсам, по православным детским журналам и другим источникам.
Перечень Интернет-ресурсов для уроков
- http://2berega.spb.ru/user/nizhnik65/folder/22663/ - материал (презентации, разработки уроков) по основам православной культуры
- http://muzlo.at.ua/publ/4 - анимированные истории ветхого завета, мультсериал «Моя первая Библия»
- http://spasitel.net.ru/index.php?newsid=1019 -мультсериал «Суперкнига»
Добрый и познавательный мультик, поможет ребенку побольше узнать о Боге и Библие.
Изучение библейских истин понятным для детей языком. Хорошее музыкальное сопровождение. Графика и спецэффекты
- http://rojdestvo.paskha.ru/children - детский сайт о Рождестве
очень много рассказов для детей, Сценарии рождественских спектаклей, Детские открытки, Подарки своими руками, викторины( собери пазлы, кроссворды), видео , мультфильмы о рождестве
- http://parables.ru/main-17.html - детские притчи
Ежедневный познавательно-развлекательный портал для детей, родителей и педагогов. Конкурсы и викторины,
- http://planeta911.ru/ppt.php - детский сайт по православию (библейские уроки, презентации, раскраски, музыка, загадки)
- http://svetoch.ucoz.ru – основы православной веры в презентациях
Полезная ссылочка, помогает при подготовки к урокам ОРКСЭ, материал есть к каждому уроку
- http://bogi.wmsite.ru – история религий
- https://skazki.clan.su/publ/pravoslavnye_skazki/3 православные сказки
10.http://wiki.iteach.ru православная культура
Один из самых разработанных и многосторонних сайтов, на котором собран богатый материал по Основам православной культуры.
11.http://experiment-opk.pravolimp.ru (уроки)
Разработки уроков, аудио-, видео-, иллюстративный, раздаточный материал к урокам. Представленные конспекты могут служить базой для создания уроков по учебнику А.Кураева.
- http://azbyka.ru/
«Азбука веры» – ведущий православный интернет-портал, Включает в себя тематическую энциклопедию. Здесь вы найдёте тысячи книг и статей православных авторов.
Ребенок — это в какой-то степени зеркало семьи. В нем мало своего. В нем, как в зеркале, отражаются промахи и ошибки родителей. И мы, школьные учителя, не всегда можем что-то изменить, повлиять на семью.
А вот подсказать путь к возрождению семьи и ее ценностей, воспитать на примерах благочестия, на русских православных традициях мы можем. И дает такую возможность на уроках «Основы православной культуры», который ориентирует детей на то положительное, что дает социальное окружение, учит их «изнутри» противодействовать злу.
Ярким продолжением занятий являются творческие домашние задания. Применяю различные виды домашних заданий:
- Напиши мини-сочинение
- Составь вопросы по изучаемой теме
- Сочини конец истории
Темы творческих работ:
- «Милосердные дела и героические поступки христиан».
- «Прекрасные иконы».
- «Молитвы христиан» о себе и других.
- «Что такое этика»?
- «Как я понимаю золотое правило этики?»
- «Возможен ли подвиг в мирное время»?
Для того чтобы повысить интерес к изучению ОПК, сделать урок ёмким, красочным, глубоким мною используются современные педагогические технологии и средства обучения: работа с интерактивной доской, с электронными пособиями и тренажёрами. Интерес к предмету растёт, он способствует повышению духовно-нравственной культуры, сознательному участию в преумножении прекрасного в окружающем мире, формированию ценностных установок - добра, любви, справедливости, милосердия.
Хочу представить вашему вниманию Творческие работы сделанные руками детей
Нами созданы проекты
, «Рождество в моей семье»
«Пасхальное яичко».
Творческий проект ученицы 7 класса «Алмазная мозайка»
Рождественские вытыканки,
рождественский вертеп,
Каждый год ребята принимают участие в Празднике ПОКРОва, изготавливают поделки
Встреча с настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы Х.Ажинова, иерея Евгения Литвиненко с детьми . Отец Евгений рассказал детям о важности веры в нашей жизни, о значении таинств крещения, покаяния, причащения. Дети слушала с большим интересом, задавали много вопросов, на которые батюшка постарался ответить простым и доступным для детей языком.
Участие в пасхальном шахматном турнире
Участие в региональном конкурсе РДШ Школьный дворик
Завершить хотелось бы словами : «Нельзя быть христианином по принуждению. Люди свободны в выборе. Но свобода предполагает ответственность! И в России можно быть кем угодно, но нельзя быть враждебным православию. Иначе гражданином России быть нельзя».
Доклад
«Основы православной культуры – фактор духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающегося в контексте обновленных ФГОС»
Подготовила:
Калоша Е.Н., учитель ОПК МБОУ Карповская СОШ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для воспитания истинного самосознания личности в контексте факультативного курса "Основы православной культуры"
В докладе представлен опыт работы классного руководителя по созданию условий для духовно-нравственного воспитания личности учащихся....
Основы Православной культуры в системе духовно-нравственного воспитания
Иܰнтерес к дуܰхоܰвܰно-ܰнрܰаܰвстܰвеܰнܰноܰму восܰпܰитܰатеܰлܰьܰноܰму потеܰнܰцܰиܰаܰлу прܰаܰвосܰлܰаܰвܰиܰя яܰвܰлܰяܰютсܰя дܰвܰиܰжуܰщеܰй сܰиܰлоܰй нܰаучܰнܰыܰх поܰисܰкоܰв в рܰазܰлܰичܰнܰыܰх отрܰасܰлܰяܰх зܰнܰаܰнܰ...
ДОКЛАД на тему: «Формирование коммуникативных качеств обучающихся во внеурочной деятельности по основам православной культуры».
.ДОКЛАД на тему: «Формирование коммуникативных качеств обучающихся во внеурочной деятельности по основам православной культуры»....
4 класс. ФГОС. Рабочая программа начального общего образования по курсу основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.
Аннотация к рабочей программе по основам религиозных культур и светской этики 4 класса за курс начальной школы. Предмет «ОРКСЭ – модуль...
Читательская грамотность как важнейший компонент функциональной грамотности обучающихся в контексте обновленных ФГОС.
В статье рассматривается вопрос взаимосвязи обновленных ФГОС ООО и такого компонента функциоанльной грамотности обучающихся, как читательская грамотность....
Доклад по теме «Функциональная грамотность в контексте обновленных ФГОС ООО по географии»
Доклад по теме «Функциональная грамотность в контексте обновленных ФГОС ООО по географии»...
Совершенствование профессиональной культуры учителя английского языка в контексте обновления ФГОС
Авторы государственных образовательных стандартов второго поколения, в первую очередь, сформулировали требования к учителю, способному воспитать достойного гражданина Росси...