Статья "Теоретические аспекты развития социально-значимых умений обучающихся с легкой умственной отсталостью"
статья
Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить понятие социально-значимых умений сквозь призму таких понятий, как социальная компетентность, социализация. Социально-значимые навыки (умения) – это навыки, позволяющие человеку адекватно воспринимать и выполнять нормы и правила жизни в обществе.
В процессе социализации ребёнка приобретаются следующие навыки: навыки конструктивного и позитивного отношения к своей личности, навыки позитивного общения, навыки понимания других и самооценки, навыки управления собственными эмоциями и эмоциональными состояниями, навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях, навыки продуктивного взаимодействия, навыки решения проблемных ситуаций.
Согласно возрастной переодизации Д.Б. Эльконина развитие данных социально-значимых умений происходит по восходящей спирали и содержательное раскрытие особенностей возраста, выделение и осмысление возрастных особенностей, а также их преломление в психике и поведении ребёнка. Каждый из этих возрастных периодов требует определённого подхода, стиля общения с детьми и методов обучения и воспитания.
Личностные особенности обучающихся влияют на методы, средства и скорость их обучения. Педагог формирует необходимую благоприятную среду, для формирования этих навыков.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО - ЗНАЧИМЫХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Формирование социально-значимых умений возникает в процессе социализации личности, считается содержанием данного процесса и его результатом. Анализ психолого-педагогической литературы по вопросам социализации личности и формирования её социально-значимых умений [1,2,3,4] показал, что понятие «социально-значимые умения» не имеет достаточно четкого определения. Оно рассматривается сквозь призму социально-значимых ролей, социально-значимых обстановок, общественной компетентности, общественного взаимодействия.
К примеру, в психолого-педагогической литературе, можно встретить такой термин, как «социальная компетентность». Так, Е.В. Коджаспирова и А.Ю. Коджаспиров в педагогическом словаре социальной компетентностью называют социальные навыки (умения), позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе [5]. Социальная компетентность представлена некоторыми социальными навыками, присутствие которых позволит личности войти в ролевую структуру общества. Это же в равной степени относится и к определению «социализации».
Социализация — это процесс получения ребёнком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек, как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации для того, чтобы выжить. Согласно Н.Д. Никандрову и С.Н. Гаврову, «социализация предполагает многосторонние и часто разнонаправленные влияния жизни, в результате которых человек усваивает «правила игры», принятые в данном обществе, социально одобряемые нормы, ценности, модели поведения». [6, с. 21]
Таким образом, можно сказать, что в данном подходе понятия «социализация», «социальная компетентность», «социальные навыки / умения» по сути, являются однородными, синонимичными.
В психологической литературе социальная компетентность нередко соотносится с понятием «уверенность в себе». Так, сообразно Г.И. Сивковой, «социальная компетентность — это наличие уверенного поведения, при котором различные навыки в сфере отношений с людьми автоматизировались и дают возможность гибко менять свое поведение в зависимости от ситуации» [7].
Рассматривая сущность социальной компетентности, многие исследователи определяют ее как знания, умения, навыки, способы (модели, шаблоны, сценарии) поведения в различных сферах социальной жизни человека (Р.А. Зобов, В.Н. Келасьев, В.Н. Куницына, K.H. Рубин) [8, 9]. В определении социальной компетентности нам наиболее близкой является позиция И.А. Масловой: «Это интегративное личностное образование, включающее знания, умения, навыки и способности, формирующиеся в процессе социализации и позволяющие человеку быстро и адекватно адаптироваться в обществе и эффективно взаимодействовать с социальным окружением» [9, С. 192].
Тогда социально-значимые умения можно определить как любые осознанные действия, которые позволяют человеку комфортно взаимодействовать с другими людьми, не нарушая при этом установленные нормы и правила поведения.
В современной педагогике особое внимание уделяется комплексу поведенческих навыков, которые формируются у ребенка в процессе его социализации. Из всего комплекса социальных навыков можно выделить основные, которые и будут являться социально-значимыми [10]:
- Навыки конструктивного и позитивного отношения к своей личности – способность познавать свои достоинства, личный нрав, стремления и недостатки. Эти навыки позволяют правильно оценивать себя, свои способности и возможности. Они также считаются основанием для формирования собственного достоинства.
- Навыки позитивного общения – умение взаимодействовать с окружающими. Эти навыки помогают устанавливать и поддерживать дружеские взаимоотношения, благоприятные отношения.
- Навыки понимания других и самооценки – способность правильно оценивать себя и воспринимать других. Эти навыки позволяют адекватно вести себя при взаимодействии с другими людьми.
- Навыки управления собственными эмоциями и эмоциональными состояниями – понимание качества эмоций в нас самих и других, знание того, как эмоции влияют на поведение. Умение правильно реагировать на собственные эмоции и эмоции других людей.
- Навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях – способность правильно вести себя в стрессовых ситуациях, знание об источниках стресса в нашей жизни, о его влиянии на нас.
- Навыки продуктивного взаимодействия – способность конструктивно выстраивать отношения с другими людьми. Эти навыки позволяют при минимальном уровне эмоциональных затрат достигать в процессе общения значительных результатов.
- Навыки решения проблемных ситуаций – помогает справиться с проблемами. Владение этими навыками дает возможность грамотно и уверенно вести себя в сложных ситуациях, последовательно и разумно подходить к решению, как сложных житейских проблем, так и нестандартных производственных ситуаций.
Для того, чтобы взаимодействие c другими людьми было успешным, человек должен знать и учитывать существующие правила, находить нужные варианты поведения.
Чтобы понимать, как эффективней формировать социально-значимые умения в том или ином возрасте у детей, стоит взглянуть на то, как ребёнок готов к восприятию информации в зависимости от его возрастной группы.
В основе возрастной периодизации Д.Б. Эльконина лежат ведущие деятельности, определяющие возникновение психологических новообразований на конкретном этапе развития. Рассматриваются отношения продуктивной деятельности и деятельности общения.
Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина представлена в таблице 1.1
Таблица 1.1
Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина [11]
Возрастной период | Хроноло-гические рамки | Социальная ситуация развития | Ведущая деятельность | Общение | Психологические новообразования | Ключевые понятия | |
Кризис 7 лет | Потеря детской непосредственности (манерничанье, кривляние). Обобщение переживаний и возникновение внутренней психической жизни. Способность и потребность в социальном функционировании, в занятии значимой социальной позиции. | ||||||
Младший школьный возраст | 6-10 лет | Внутренняя позиция ученика как человека, совершенствующего самого себя. | Учебная деятель-ность. | Особен-ности учебного общения: роль учителя, роль сверстни-ков. Совместно обсужде-ние учебной проблемы. | «Умение учиться» Понятийное мышление. Внутренний план действий. Рефлексия (интеллектуальная и личностная). Новый уровень произвольности поведения. Самоконтроль и самооценка. Ориентация на группу сверстников. Зависимость уровня достижений от содержания и организации учебной деятельности. | Психологичес-кая готовность к школе, личностная готовность, умственная готовность, чувство компетент-ности, познавательные мотивы, мотивы самосовершенствования, школьная адаптация и дезадаптация, школьная фобия, школьная тревожность, неуспевае-мость, труд, латентный период и др. |
Продолжение таблицы 1.1
Кризис предподростковый | «Мотивационный вакуум». Кризис самооценки. | ||||||||||
Подростковый, отроческий возраст | 10-15 лет | Формирование сознательно-го отношения к себе, как к члену общества. Благоприятные условия (сензитивность) для проявления индивидуаль-ности. | Интимно – личностное общение сверстни-ков | Стремление занять удовлетворяющее положение в группе сверстников. Подростковая группа как психологичес-кое пространство возникновения основных новообразований подростков. Подросток и взрослые: амбивалент-ность отношений, стремление к независимости и потребность в защите и поддержке. | Чувство взрослости. Новый уровень самосознания. Стремление к самоутвержде-нию. Большой интерес к чувствам и переживаниям других людей. Я концепция. Формально-логическое (рассуждающее) мышление. Рефлексия. | «Гормональная буря», пубертатный период, половое созревание, референтная группа, лидерство, кодекс товарищества, «воображаемая аудитория», подростковый эгоцентризм, стратегии преодоления трудностей, конфликты, стержневые интересы. | |||||
Кризис перехода к юности (15-18 лет) | Становление человека как субъекта собственного развития. | ||||||||||
Юность | Ранняя 15-17 лет. Поздняя 17-21 год. | Поиск своего места в более широкой социальной общности, начало практической самореализации. Процесс самоопределения как аффективный центр социальной ситуации развития. | Учебно-профессиональная деятельность. Профессиональное самоопределение. | Потребность в формальном, доверительном общении со взрослыми. Дружба. Установление взаимоотношений с лицами противоположного пола. Любовь. | Потребность самоопределения. Готовность к личностному и профессиональному самоопределению. Жизненные планы. Устойчивое самосознание. Идентичность. Ценностные ориентации. Мировоззрение. | Взрослость, жизненные задачи, социальные роли, модель типичного жизненного пути, психосоциальный мораторий, абстрактное мышление, философская рефлексия, ролевое смешение, диффузия идентичности, осознание собственной уникальности, смысл жизни, юношеский максимализм. | |||||
Кризис перехода к взрослости (18-20 лет) | «Отрыв от родительских корней» |
Периодизация Д.Б. Эльконина является наиболее распространенной в отечественной психологии. Содержательное раскрытие особенностей возраста предполагает: выделение возрастных особенностей в натуральном ряду развития, осмысление особенностей социального положения, понимание их преломления в психике и поведении ребенка.
Каждый из этих возрастных периодов имеет свои особенности, требует своего стиля общения с детьми, применения особых приемов и методов обучения и воспитания.
Подход к возрастной периодизации Д.Б. Эльконина интересен тем, что представляет процесс развития как идущий по восходящей спирали, а не как линейный; позволяет показать противоречивое единство мотивационно-потребностной и интеллектуально-познавательной сторон развития личности; установить значение каждого отдельного периода для последующего; выстроить периодизацию по эпохам и стадиям на основе внутренних законов развития.
В психолого-педагогических исследованиях выявлено, что сумма социально-значимых умений, которые следует освоить со временем, обозначается исходя из того, какой вид деятельности является ведущим в данный период жизнедеятельности, или социально-значимым. Данная таблица периодизации психического развития отображает, какие социально-значимые навыки необходимо формировать исходя из потребностей.
Предметно-практическая и познавательная деятельность педагогической психологии – процессы усвоения и передачи общественного опыта человеком. Рассматривая общественно-исторический подход к изучению психики человека, А.Н. Леонтьев сделал акцент на том, что у человека, в противовес животным, есть не два вида опыта, а три. Один из них – врождённый опыт, он схож по алгоритму работы с тем, который имеется у животных, но ограничен по объёму и осуществляет работу в помощь приобретения другого опыта. Другой, это индивидуальный опыт, который строится на врождённом опыте. Следующий, существенно новый опыт, это социальный, на его базе развивается по своим принципам человеческая психика. Разница в том, что социальный опыт различается по своему содержанию, по способу его получения. Педагогическая психология рассматривает законы, по которым осуществляется процесс приобретения человеком социального опыта.
Суть процесса формирования социально-значимых умений направляет на деятельностный характер организации учебно-воспитательных процессов, на надобность обеспечения включенности всех обучающихся в ситуации взаимодействия и в процессы рефлексии.
Особенности образовательной среды школы, содействуют формированию в ней социально-значимых умений детей. Под образовательной средой мы представляем сумму социально-значимых отношений, воздействий, взаимосвязанных, взаимодополняющих друг друга критериев и вероятностей развития личности, сформировавшихся или специально созданных в образовательном учреждении и оказывающих значительное воздействие на характер образовательного процесса.
Изучая труды В.В. Давыдова, В. К. Дьяченко, Н. В. Калининой, М. А. Мкртчяна, В.И. Слободчикова, В.И. Панова и др. можно определить требования к образовательной среде, содействующей становлению социально-значимых умений обучающихся. Ключевой целью подобной образовательной среды считается становление у ребёнка способности быть субъектом собственного развития. Предметные познания, умения и способности из цели преобразуются в средство развития ребёнка. Обучающийся считается полноправным субъектом учебного процесса, что выказывается в том, что ребёнок включается в процессы планирования, целеполагания, рефлексии и организации собственной учебной деятельности и образовательного процесса в целом.
Так как процесс формирования социально-значимых умений содержит стиль, он станет эффективным, в случае если в классе формируются различные ситуации взаимодействия обучающихся между собой и с преподавателями, включения детей в различные типы деятельности (коммуникативную, познавательную, управленческую). В связи с этим, основным типом отношений в коллективе считается сотрудничество. Образовательная среда, содействующая формированию социально-значимых умений обучающихся, характеризуется вариативностью, т.е. в ней есть варианты выбора маршрута, способов и средств, скорости обучения в зависимости от персональных различий обучающихся.
Для увеличения эффективности формирования социально-значимых умений используются также игры-драматизации с разыгрыванием обстановок взаимодействия, игровые упражнения, нацеленные на обучение слушанию, вступлению в контакт, выходу из контакта. Для этого всеми педагогами должны быть реализованы специальные программы обучения детей конкретного класса навыкам социального взаимодействия. Это позволит овладеть социальными навыками всем обучающимся без исключения.
Социально-значимые умения у обучающихся строятся на таких личностных образованиях как мотивация достижения, произвольность, позитивное отношение к себе, высокая самооценка, способность к конструктивному поведению в трудных ситуациях. Их развитие во многом определяется той развивающей атмосферой, которая сегодня создается преподавателем в классе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка / Н.Ф, Голованова – СПб.: Речь, 2004. – 272 с.
- Калинина, Н. В. Психология социальной компетентности школьников / Н.В. Калинина – Самара, 2005 – 296 с.
- Мид Дж. Г. Избранное: Сб. переводов / РАН. ИНИОН. Центр социал. научн.-информ. исследований. Отд. социологии и социал. психологии; Сост. и переводчик В. Г. Николаев. Отв. ред. Д. В. Ефременко. – М., 2009. – 290 с.
- Мудрик А. В. Социальная педагогика.: Учебник для студентов вузов/ Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2010. – 57 с.
- Коджаспирова, Е.В. Педагогический словарь / Е.В. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М: Академия, 2000. – 176с.
- Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко – 2008. – 645 с.
- Калинина, Н.В. Формирование социальной компетентности как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения / Н.В. Калинина // Психологическая наука и образование. – 2001. – №4. – С.16-19.
- Белицкая, Г.Э. Социальная компетенция личности / Г.Э. Белицкая // Сознание личности в кризисном обществе. – М., 1995. – С.42-57.
- Маслова, И.А. Социализация подростка в воспитательном пространстве учреждения дополнительного образования детей: автореф. дисс… канд. пед. наук. – Магнитогорск, 2007. – 23с. https://new-disser.ru/_avtoreferats/01003321529.pdf
- Сучкова, М.А. Формирование cоциально-значимых навыков на психологических занятиях. – 2012–15 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа духовно- нравственного развития обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «Мончегорская коррекционная школа» (ГОБОУ Мончегорская КШ)
В целях введения федерального образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) бы...
Программа коррекционного курса «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (индивидуальные занятия 5-9 класс)
Настоящая программа составлена на основе психологической программы развития познавательных процессов обучающихся 5-9 классов Н.П. Локаловой «120 уроков психологического развития»....
Развитие речи обучающихся с легкой умственной отсталостью на уроках чтения и речевой практики
Презентация "Развитие речи обучающихся с легкой умственной отсталостью на уроках чтения и речевой практики"...
Рекомендации родителям по развитию связной речи у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Рекомендации...
Презентация "Развитие речи обучающихся с легкой умственной отсталостью на уроках чтения и речевой практики"
Презентация для педагогов начальной школы "Развитие речи обучающихся с легкой умственной отсталостью на уроках чтения и речевой практики"...
Коррекционно – развивающее занятие с обучающимися с легкой умственной отсталостью 2 А класса. «Развитие познавательных базовых учебных действий на материале темы «Время года зима»»
Представлены разнообразные задания для развития познавательных базовых учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью. Данные задания можно использовать на уроках "Математика"...
Статья "Эффективные методы и приемы по развитию внимания у обучающихся с легкой умственной отсталостью (ИН)"
В статье актуализируется значение внимания для успешного усвоения школьных знаний обучающимися. Представлены эффективные методы и приемы по развитию внимания у детей....